Федорова А Г К вопросу о преодолении сценического стресса


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Музыкальная психология и психотерапия
ПСИХОТЕРАПИа ДЛа МУЗЫКАНТОВ
Данная рубрика открывает нашу постоянную рубри
ку «Психотерапия для музыкантов», в которой будут об
суждаться вопросы, связанные с возможностями психоло
гической и психотерапевтической помощи музыкантам –
как профессионалам, так и учащимся. Здесь Вы сможете
найти теоретические материалы, методические советы,
описания конкретных случаев из практики психологичес
кой работы с музыкантами-исполнителями и педагога
ми. Как известно, стресс – понятие чрезвычайно широкое
в психологическом плане. Не для всех одна и та же ситу
ация является стрессовой, так как влияние стресса свя
зано с индивидуально-типологическими особенностями
личности. Стресс оказывает и отрицательное, и положи
тельное влияние на человека. В музыкальное психологии
многие учёные выделяют стрессовые ситуации, связан
ные с эстрадным волнением в ситуации конкурса, концер
та. Сцена не для всех – стресс, однако автор предлагаемой
Мы обращаемся к одной из наиболее популярных тем,
находящихся на пересечении психологии и музыкальной
практики, не теряющая своей актуальности для всех сцени
ческих искусств – теме преодоления сценического стресса.
Также ее варианты обозначаются как «эстрадное волнение»,
«страх сцены», «формирование оптимального сценического
состояния», «сценическая саморегуляция», «формирова
ние готовности к выступлению» и т.д. [2, 3, 4, 7, 9,10,11[.
При всем разнообразии формулировок, суть проблемы оста
ется постоянной –
аджтркнбмн рспдррнбыи фапайсдп
испол
нительской деятельности. С одной стороны, публичное вы
ступление всегда остается смыслом, желанной целью и цен
тральным моментом любого исполнительского искусства,
с другой стороны, разрушительное воздействие стрессовых
факторов достигает максимальной силы именно в сценичес
Как отмечают многие учёные, музыкант на сцене на
ходится под двойным гнетом стрессовых факторов итого
вости и публичности, поэтому любое сценическое выступ
ление может рассматриваться как итоговая деятельность
в экстремальных условиях” . С точки зрения психофизи
ологии, в сценическом опыте мы имеем дело с явлением
которое, особенно часто в испол
нительском творчестве возникает при соприкосновении
с публикой. Его причиной является “…распространение
возбуждения по тем системам коры и подкорки мозга,
доступ к которым должен был быть прегражден тормо
жением.
В результате в двигательном, слуховом и зрительном
анализаторах происходит оживление нервных следов, в
данном случае совсем излишних. Именно они и искажают
всю картину творческих результатов, меняя темпы, путая
оттенки, разрывая стройную “исполнительскую форму”.
Неуравновешенность возбуждения торможением являет
ся, следовательно, одной из причин так называемого эст
радного волнения” [3,4, 19[.
На многое в проблематике сценического состояния про
Эмоциональный стресс –
рнрснюмзд юпйн быпаедммнвн
орзфньлнхзнмакымнвн одпдезбамзю цдкнбдйнл йнмукзйс
Музыкальная психология и психотерапия
мыф езжмдммыф рзстахзи, йнснпыд нрспн зкз гкзсдкымн
нвпамзцзбаэс тгнбкдсбнпдмзд двн рнхзакымыф зкз азнкнвз
Биологическое значение стресса определяется как про
цесс мобилизации защитных сил организма, то есть началь
ный этап управления приспособительными процессами (
Стресс – феномен осознания, возникающий при сравне
нии между требованиями, предыявляемыми к личности, и ее
способностью справиться с этими требованиями. Отсутствие
Понятие стресса ввел в медицинскую литературу H. Selye
(Г.Селье) в 1936 г. и описал наблюдающийся при этом адап
тационный синдром. Этот синдром может пройти три этапа
стадию тревоги, во время которой осуществляется моби
стадию резистентности, при которой организм сопротив
стадию истощения, во время которой сокращаются запа
Хронический стресс – постоянное нарушение внутрен
него равновесия. Это является результатом постоянного
пребывания в обстановке, субыективно полной опасностей
и напряжения, постоянного повторения травмирующей си
Симптомы: нарушения памяти, концентрации внима
ния, агрессивность, раздражительность, тревожность,
бессонница, депрессия, чувство вины и т.д. Все они хоро
шо знакомы музыкантам, испытывающим сценический
стресс. Бороться с ними по отдельности можно лишь от
части, при отсутствии целенаправленной работы над при
чинами возникновения стрессовой реакции, любые сим
птомы могут возникать вновь, трансформироваться, еще
усиливаясь.
Причины же относятся к более глубинным, смыслооб
разующим процессам профессионально-личностного раз
вития музыкантов. Среди них можно назвать следующие:
особенности профессиональной мотивации, сверхцен
ность профессии, ранняя профессионализация и, вместе
с тем, повышенная инфантилизация студентов музыкаль
ных ВУЗов, высочайшие требования как от внешних ав
торитетных «других» (как правило, это педагоги и роди
тели), так и нереалистично высокий внутренний уровень
притязаний.
Вследствие всех этих причин, у значительного числа
профессиональных музыкантов формируется неадекват
ная, болезненная самооценка, приводящая личность к
состоянию постоянного повышенного напряжения, стрес
совой реакции на любую ситуацию, связанную с профес
сиональной оценкой
– чаще всего это проявляется в сце
Стресс не опасен, если он находит
хдкдрннапажмыи быфнг,
если он необходим для успешного удовлетворения более
важных потребностей человека. Стресс не опасен, если он
йнлодмрзптдсрю парркаакдмздл
. Более того, он может быть
полезен. Известно, что небольшой уровень стресса являет
ся активизирующим фактором жизни и деятельности чело
века. Большинство музыкантов упоминает в самоотчетах о
плодотворной роли дозированного, управляемого волнения,
придающего остроту и эмоциональную выразительность их
Г.Селье описал два основных типа стресса по степени по
зитивного влияния на здоровье и функционирование орга
Эустресс – синдром, способствующий повышению акти
Музыкальная психология и психотерапия
Дистресс – вредоносный синдром истощения защитных
Проявления стресса
ЭУСТРЕСС
ДИСТРЕСС
Активизирующий. мобилизующий
Разрушительный. дезорганизующий
Улучшает протекание деятельности
Затрудняет деятельность
Пульс 92-322 уд0 в мин0
Пульс свыше 322 уд0в мин
Усиленное дыхание
Учащенное дыхание. одышка
Покраснение кожи
Побледнение или красно-белые пятна
Ощущение тепла. жара
Теплый пот
Холодный пот
Ускорение движений
Суетливость. неточность движений
Улучшение координации
Двигательная заторможенность
Улучшение работы памяти. внима
Провалы в памяти. РзалипаниеС вни
Расширяется восприятие
Сужается восприятие. эффект Ртон
нельного виденияС
Человеческий мозг не отличает реальной угрозы от кажу
щейся (даже в такой, казалось бы, «безопасной» с точки зре
ния выживания, ситуации, как сценическое выступление).
Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все про
исходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окру
жающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше
времени наш организм пребывает в состоянии боевой готов
ности под влиянием реакции «бей или беги» - в ситуации
Именно в стрессовой ситуации сценического выступле
ния особо остро встает проблема соотношения двух основ
ных позиций сознания музыканта:
и
(нами применяется терминология, раз
Исходя из анализа литературы, самоотчетов музыкантов
и личного сценического опыта, мы можем говорить о двух
наиболее типичных вариантах влияния сценического стрес
от происходящего, по
теря полного контакта с мышечными ощущениями, ос
лабление слухового контроля, ситуация видится как бы
с высоты птичьего полета, со стороны, исполнитель не
владеет ею вследствие своей внутренней отчужденности,
теряется нужное эмоциональное состояние, естествен
с тревожным эмоциональным со
стоянием, что приводит к нарушению слухового конт
роля, избыточному мышечному напряжению, сужению
поля восприятия (как зрительного, так и слухового), су
етливости. В сознании появляются тревожные мысли,
нснегдрсбкдммнрсз - пажнснегдрсбкдммнр
задает основные полюса состояний сознания музыканта,
определяющие специфику сценической рефлексии - баланс
между эмоционально-погруженной и рефлексивно-отстра
Отчасти проблема подобного баланса смыкается с про
блемой творческой и “сценической убежденности” , обес
печивающей оптимальную степень погружения сознания
музыканта в эмоционально-художественный контекст.
асная ориентация на мысленный музыкальный образ
обуславливает сценическую убежденность артиста, то
есть убежденность в правильности того, что он делает на
сцене. В случае отсутствия образа настоящей сценичес
кой убежденности быть не может, ибо отсутствие цели
деятельности закономерно порождает ситуацию неопре
деленности и неуверенности.
Хочется добавить, что настоящей сценической убежден
ности быть не может не только при отсутствии осознанного
Музыкальная психология и психотерапия
музыкального образа, но и при отсутствии осознания своего
сценического эмоционального состояния, при отсутствии
“подробной и последовательной субыективной эмоциональ
ной программы исполнителя” [7, 14[. На наш взгляд созда
ние оптимального сценического состояния является такой
же неотыемлемой целью концертного исполнения, как и
Развитие сценической рефлексии приводит к навыку
осознания своего психофизического состояния в экстремаль
ной обстановке концертного выступления, что позволяет
исполнителю контролировать свое выступление и направ
лять внимание не на сопротивление страху и тревожности,
а на элементы
онкнезсдкымнвн опнудррзнмакымнвн ралнод
, основанного на чувстве уверенности и свободы.
Таким образом, через развитие сценической рефлексии воз
можно индивидуальное моделирование оптимального сце
Важность создания положительной психологичес
кой установки в музыкально-исполнительской деятель
ности трудно переоценить. Нельзя не согласиться с
Л.А.Баренбоймом, который пишет: “Если под влиянием
волнения музыкант думает о том, “как бы не забыть”,
“как бы не ошибиться”и “как бы скорее уйти с эстрады”,
разве может идти речь об исполнительском творчестве
При таком самочувствии исполнитель в лучшем случае
внешне продемонстрирует то, чего он не чувствует, в худ
шем - начисто провалит интерпретацию музыкального
произведения” [2, 51[.
Следовательно, музыкант должен последовательно и ме
тодично вырабатывать навык
, творчес
ки-положительного отношения к экстремальной ситуации.
(Недаром анализ военных мемуаров летчиков показывает,
что виртуозное боевое мастерство при прочих равных чело
век проявлял не в состоянии страха, а в эмоционально-поло
жительном состоянии своеобразной “игры с противником”,
то есть при наличии компонентов конструктивной психоло
гической установки творчески-познавательного характера.
Ведь одни и те же факторы - такие как новая сцена, не
знакомая публика, непривычно большой зал и т.д. - могут
послужить как положительным, так и отрицательным сти
мулом для развития эмоционального состояния, а, следова
тельно, и исполнения в целом. В отечественной и зарубеж
ной музыкальной психологии разработаны методы психоре
гуляции эмоциональных состояний, психологической под
Ассаджиоли Р0 РПсихосинтезС0 Ш М0. 39960
Баренбойм Л0А0 Музыкальная педагогика и исполнительство0- Л0.
Блинова М0П0 Музыкальное творчество и закономерности высшей не
рвной деятельности0 - Л0. 39960
Бочкарев Л0Л0 Психология музыкальной деятельности0 - М0.42280
Гильберштам А0М0 Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эф
фективности музыкально-исполнительской деятельности студентов0 Ш М.
Исаев Д0И0 Эмоциональный стресс0 Психосоматические и соматопси
хические расстройства у детей0 Речь. 42270
Ражников В0Г0 Резервы музыкальной педагогики0- М0. 39:20
Симонов П0В0 О двух разновидностях неосознаваемого психологичес
кого: под- и сверхсознание0 1Бессознательное: природа. функции. методы
исследования0 - Тбилиси. 399:0
Христозов Х0 Попытка изучения физиологии эстрадного волнения 11
Вопросы психологии0 - М0. 39840 - N30
Цагарелли Ю0А0 Психология музыкально-исполнительской деятель
ности: Дисс0 д-ра психол0 наук0 - Казань. 39:90
330
Цыпин Г0М0 Психология музыкальной деятельности0 - М0. 39960

Приложенные файлы

  • pdf 7104189
    Размер файла: 159 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий