Предисловие.А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах — А.С. Батуев, Л.В. Соколова


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Предисловие


А.С. Батуев, Л.В. Соколова


(А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. Спб. 1992. с. 3
-
5)



Попытка воссоздать образ выдающегося ученого, опираясь на воспоминания о нем
современников, задача ве
сьма трудная, по
скольку воспоминания, отдаленные временем от
описанных событий и прошедшие через призму человеческой памяти и личного восприя
-
тия, безусловно, носят субъективный характер. Однако именно они привносят тот
неповторимый эмоциональный колорит,

который окрашивает порой и сухие строчки
энциклопедических и научных статей о жизни и творчестве ученого, способствуя
созданию цель
ного образа творческой личности. И, вероятно, поэтому жанр во
-
споминаний так ценен для биографов и историков науки. В разны
е годы уже вышли книги
воспоминаний о И. М. Сеченове, И. П. Павлове, Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили и
других ученых
-
физиологах.

В славной плеяде деятелей отечественной науки имя велико
го русского физиолога,
мыслителя
-
гуманиста, академика Алексея Алексеев
ича Ухтомского долгое время стояло
как бы особняком. Пожалуй, оправданным будет сказать, что в судьбе А.А. Ухтомско
го со
всей полнотой отразились нелегкие, порой трагические пу
ти и судьбы русской
интеллигенции. Весь облик этого ученого значительно отлича
лся от общепринятых
шаблонов, от деклариро
ванного официального образа советского ученого
-
марксиста. Еще
при жизни Ухтомского многие его мысли остались непонятыми и бы
ли причислены к
оригинальным отвлеченностям философствующего ума, а его учение оказалось

невостребованным во всей интегра
льной полноте обобщений. К сожалению, и до сих пор
большая часть его творческого наследия не опубликована и ждет исследо
вания.

Вместе с тем Алексей Алексеевич Ухтомский, по сути, уни
кальное явление в нашей
науке и культу
ре. По стилю мышления, широте кругозора, диапазону обобщений, остроте
предвидений он был ученым
-
теоретиком. Удивительное разнообразие гуманитарных
интересов, энциклопедическая образованность сочетались в нем со свободным
творческим взглядом на многосложнос
ть социальных, нравственных, религиозных и
эстетических проблем. Ухтомский настолько обогнал свое время, что лишь сейчас мы
начинаем по
нимать значение его идей для науки и общества
1
.

Уже с первых шагов в науке Ухтомский пытался приблизиться к раскрытию
объективных законов поведения человека, формирова
ния нравственной и творческой
личности, к пониманию законов че
ловеческого общения. А в итоге им
была создана
стройная конце
пция поведения человека, разработанная на стыке различных на
учных
направлений (что уже само по себе уникальное явление в советской науке): физиологии,
психологии, философии, социоло
гии и этики. Это стало возможным потому, что
мировоззрение Ух
томского основывалось на богатейших достижениях русской и мировой
исторической и философской культуры и литературы. Весь этот удивительный «сплав»
позволил ему органически связать ес
тественнонаучные представления о природе человека
и его
психи
ке с созданной им системой нравственно
-
этических взглядов, главный
стержнем которой стало безраздельное внимание и береж
ное отношение к "человеческому
лицу", осознание неповторимости и ценности каждой человеческой личности.

Правильно понять эту конц
епцию (как и любую другую) в от
рыве от облика ее
создателя невозможно. Для историков науки А.А. Ухтомский еще долгое время будет
оставаться загадкой. Вос
принявший духовные основы религиозных идей и сам не чуждый



1

См.: Учение А.А. Ухтомского о доминанте и совре
менная нейрофизиология:
Сб. научи, трудов. Л.,
1990. 310 с.


глу
боких нравственных исканий, он пытался

соединить религию и на
уку, "веру и разум",
включив их в новый язык науки о человеке. Как в одном лице могли сочетаться столь
равные и противоречи
вые начала? Разгадка этой тайны лежи в истории всей его жизни, в
"биографии" тех идей и раздумий, которые оп
ределили ста
новление его высших
нравственных идеалов, обусловив тем самым своеобразие и неповторимость его
человеческой личности.

Жизненный путь А.А. Ухтомского на внешний взгляд может по
казаться полным
противоречий, однако все эти кажущиеся противоречия

были соединены в нем "основной
мелодией жизни", заклю
чающейся в его высоком гуманизме, любви к человеку, вере в
великий смысл и предназначение человека на Земле, но вместе с тем и в громадную
ответственность каждого человека за все, что совершается в это
м мире. Все, сделанное им
в жизни и науке, бы
ло для человека и ради человека» Вероятно, поэтому столь ярко в его
жизни проявился едва ли не главный его талант


талант учителя
-
подвижника» Недаром
в этой книге так много воспомина
ний его учеников, сквозь с
удьбы которых он пронес
свет своей личности, зажигая их души ясным и чистым огнем познания, поис
ка истины в
науке и жизни, именно они, несмотря на свою моло
дость, были для Ухтомского
истинными собеседниками, именно им он нес богатство своей души, знаний,

опыта. В
одном из писем он признавался: "Я могу сказать про себя, что избалован в жиз
ни тем, что
встречай удивительных людей со скрытыми силами и качествами... Я счастлив, что у меня
был достаточный слух и чу
тье к людям, так что они выявлялись для меня,

и мое
убеждение, что кругом нас, не всегда заметно для нас живут очень многие удивительные
люди".

Влияние личности Ухтомского на всех тех, кто хоть когда
-
либо встречался с ним,
было огромным. Недаром поэтому первыми его "биографами" были его ученики


В.Л
.
Меркулов, П.Г. Терехов, Ф.П. Некрылов, немало сделавшие для сохранения и
тщательного сбора всего того, что связано с жизнью и деятельностью Ухтом
ского, для
пропаганды его учения. Но только Федор Петрович Некрылов взял на себя многолетний и
кропотливый т
руд по сбору во
споминаний о выдающемся ученом и человеке. К
сожалению, Федору Петровичу не суждено было дождаться выхода этой книги в свет


нелегким был ее путь к читателям, и в том, что сейчас воспоми
нания, собранные им,
лежат перед вами, дань памяти э
тому муд
рому, скромному, необыкновенно благородному
человеку, несшему на себе великую печать духовности его учителя.






















Приложенные файлы

  • pdf 7075108
    Размер файла: 157 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий