Тема 2.1 Античная протонаука. Возникновение предпосылок научных знаний


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Тема 2.1 Возникновение предпосылок научных знаний в Древнем Мире. «Протонаука» Античности . Предпосылки возникновения научного знания Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выделения "существенных" признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний. Формирование отдельных научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Проблема «начала» науки Историки науки существенно расходятся друг с другом в своих ответах на вопрос о месте и дате «рождения» науки. История и в этом случае, как и во многих других, зависит от теории, от теоретических представлений о том, что такое «наука», а тем самым зависит и от философских взглядов историка. Основные теории 1) наука появилась тогда, когда появился homo sapiens, и существует она столько же времени, сколько существует человек, обладающий разумом и способный к познанию мира; ведь в любом разумном познании есть какое-то объективное и истинное содержание, следовательно, - научное; можно сказать, что для сторонников такой позиции не существует принципиального различия и чёткой границы между обыденным и научным знанием; такая позиция имеет сильную и слабую строны: действительно, важно не отрывать научное познание от обыденного, но и отождествлять их не стоит, важно установить их различие; 2) наука может появиться лишь в обществе, достигшем известной высоты развития; а именно, она появилась в результате длительной, в течение многих сотен тысяч лет, эволюции человеческого общества, в результате постепенного накопления и обобщения обыденного, повседневного, жизненно-важного, в том числе практически-технического, опыта – в земледелии, ремесле, торговле, общении друг с другом; это произошло после неолитической революции в первых «речных» цивилизациях Древнего Востока (Древнем Египте и Древнем Вавилоне), в IV-III тысячелетиях до Р.Х.; появление научных знаний – часть социальной революции, приведшей к возникновению цивилизации, существенно отличающейся от предшествующих её дикости и варварства, от первобытно-общинного и родо-племенного строя; после возникновения первых элементов научного знания начинается непрерывный процесс его расширения, накопления, совершенствования, развития на основе ранее достигнутого; 3) наука – результат «греческого чуда», она возникла в древнегреческих рабовладельческих демократических полисах (городах-государствах) начиная с VI в. до Р.Х.; наука не могла появиться в древневосточных деспотиях на основе религиозно-мифологического мировоззрения, она могла появиться лишь в атмосфере греческого рационализма на основе философского мировоззрения, основанного на идеях субстанциальности, сущности, сохранения, материи, естественной причинности, объективности, истинности, систематичности, рефлексивности, обоснованности, доказательности, диалогической критичности, личной свободы и т.д.; всё-таки главное в идее науки – рациональное обоснование, доказательство и системность, которые отсутствуют в знаниях Древнего Востока; 4) наука возникает в конце европейского христианского средневековья, в XIII-XIV веках, когда на почве европейского феодализма, городской культуры и христианской церкви постепенно вызревает идея соединения схоластической университетской традиции (высокой логической культуры) и ремесла (опыта практической деятельности), начинается отход от античной (аристотелевской) парадигмы и формируется идея экспериментально-математического метода изучения природы; 5) наука возникла в XVII в. в результате социальной революции XV-XVI в.в. (названной эпохой Возрождения), связанной с переходом от феодального общества (аграрного, традиционного) – к раннебуржуазному (мануфактурно-промышленному, динамичному, инновационному), с появлением новых форм социальной организации науки (академий в противовес университетам) и экспериментально-математического естествознания, прежде всего – классической динамики Галилея и Ньютона; наукой в собственном смысле слова можно называть лишь познание, основанное на систематическом взаимодействии эксперимента, математики и теоретических (философских) моделей мира; 6) наука в собственном смысле слова возникает не тогда, когда исследованием (специально познавательной деятельностью) занимаются одиночки в свободное время, но лишь тогда, когда появляются профессиональные учёные-специалисты (эксперты), когда наука становится социально признанной оплачиваемой массовой профессией, когда возникает глубокое и потоянно усиливающееся разделение научного труда, налаживается массовое производство специальных знаний, когда образуется постоянная связь науки с производством, начинается систематическое применение результатов научного исследования в производстве – то есть лишь в XIX в.; лишь применительно к этому времени можно говорить о науке как самостоятельном социальном институте, существенно-важном для всей общественной жизни;7) если можно не признавать существование науки в собственном смысле слова ни на Древнем Востоке, ни в Древней Греции, ни в средневековой Европе, ни даже во времена Галилея и Ньютона, то и современную науку можно считать лишь преддверием «настоящей» науки, которая появится лишь в будущем. Предпосылки Предпосылки, или основания для возникновения науки можно разделить на три взаимосвязанных вида: 1) духовные, религиозно-мифологические; 2) материально-технические, 3) социально-политические. Религиозно-мифологические предпосылки Начиная с первых греческих философов, наука нередко противопоставляется мифам и религиозным верованиям как альтернативный способ мыслить и объяснять мир, и в известном смысле это совершенно верно. Однако необходимо учитывать, что мифы – это исторически первый способ объяснения, или понимания человеком окружающего его мира и самого себя. И философия (наука) отрицает (опровергает) миф в том же смысле, в котором бабочка отрицает куколку, а плод отрицает цветок. Первые элементы или «зачатки» научных знаний и появляются в недрах древневосточных сакрально-когнитивных комплексов, идейная структура которых определяется ещё более древними мифами. Эту религиозно-мифологическую «подкладку» грамматических, арифметических, геометрических или астрономических знаний необходимо учитывать, как мы уже говорили, при изучении генезиса и сущности первичных, «архаических» форм научного знания. Вместе с тем не менее важно различать рационально-научное «зерно» от мифологической «оболочки». Материально-технические предпосылки Основополагающим философско-методологическим принципом исследования генезиса науки служит положение о том, что всякое знание, в том числе и научное – продукт творческой активности человека. Оно не «получено» им в готовеньком виде от каких-то других фантастических существ, не «принято» как радиоприёмником (идееприёмником) из некоего «энергоинформационного поля», где оно уже «было» (современный аналог старой доброй теории божественной инспирации). Оно создано самим человеком. Познание неотделимо от практической деятельности. Человек познаёт мир лишь постольку, поскольку он действует в нём и создаёт то, что ему нужно для жизни.  Социально-политические предпосылки Первые цивилизации появились в результате длившейся несколько тысяч лет неолитической революции, сущность которой – в переходе от присвоения готовых продуктов (собирательства, охоты, рыболовства) и кочевничества к систематическому производству необходимых для жизни вещей и оседлости, в появлении устойчивого общественногоразделения труда (в частности, отделении друг от друга скотоводства, земледелия, ремесла и торговли), в возникновении социальной структуры общества.Руководство и управление совместнойпрактической и духовной жизнью людей в государстве сосредоточилось в руках группы людей, хранивших веками накопленные,важнейшие для общественной жизни знания – о движении небесных тел, о способах определения времени, о приёмах гадания и предсказания, о главных событиях прошлого, войнах, стихийных бедствиях и деяниях великих царей, о способах землеустройства и строительства, об искусстве счёта и измерения, взимания налогов, хранения запасов, составления законов, лечения болезней, общения с богами и толкования их воли и т.д. Эти люди хранили откристаллизовавшиеся за века и тысячелетия наиболее важные для обществаформы деятельности – практической и умственной, воплощённые в телесных носителях, в знаковых системах, в письменности, в «текстах». Протонаука «Протонаука» - явления в древних культурах, родственные науке в ее нынешнем понимании, но не отвечающие тем или иным критериям, которые в совокупности характеризуют современную нам науку. Такие явления известны в истории Шумера, Вавилона, Древнего Египта, Индии, Китая, Греции.О древнейших истоках современной науки автор книги «Наука в истории общества» Дж. Бернал писал: «…Главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека... Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами — из ремесел и обычаев наших предков». Знания, относящиеся к области математики, астрономии, механики, медицины имели в древневосточных цивилизациях прикладной характер. Эти знания позволяли строить колоссальные гидротехнические и культовые сооружения, дворцы, создавать технику для строительства и боевых действий, производить землемерные работы, вести контроль, учет и расчеты хозяйственной деятельности, создавать календари, предсказывать соотношение светил, которое имело магическое и религиозное значение, исцелять некоторые недуги.Уже древние ученые осознавали, что возникновение знаний обусловлено потребностями практики. Так, Евдем (2-я пол. IV в. до н. э.) отмечал: «Как у финикийцев начало точному знанию чисел было положено благодаря торговле и сделкам, так и у египтян геометрия была изобретена по указанной причине». Античный идеал науки Древние греки заимствовали некоторые математические и астрономические знания в странах Востока. Вместе с тем греки привнесли в науку нечто принципиально новое: теоретическое рассмотрение и доказательство. Теория — особый вид знания, отличающийся от интуитивных догадок и обобщений опыта, каковыми и были по сути знания восточных ученых. Теория — это не совокупность отдельных утверждений, а система логически связанных друг с другом положений. Эта система выстраивается дедуктивным методом, «сверху вниз» — от общих понятий, принципов к выводам, которые с необходимостью логически следуют из принципов. Таким образом, знания (суждения), входящие в состав теории, оказываются не случайными, непонятно откуда взявшимися, а основанными на принципах, внушающих доверие. На основе принципов знания получают объяснение и доказательство, поскольку они с логической необходимостью выводятся из принципов. Античный идеал науки Идеалом античной науки стало доказательное, теоретическое, каузально-логическое мышление и знание.Полагают, что важнейшей предпосылкой, обусловившей превращение доказательно-теоретического мышления в идеал или норму, явился демократический уклад общественной жизни в ряде древнегреческих городов. Публичные прения способствовали выработке норм аргументированной, обоснованной, доказательной речи. Первые античные науки Первым, кто предпринял доказательство геометрических теорем был Фалес.Важнейшие достижения древнегреческой математики подытожены в книге Евклида «Начала». В ней основы античной математики излагаются дедуктивным методом: сначала приводятся определения, постулаты и аксиомы, затем формулировки теорем и их доказательства. Эта книга более двух тысяч лет служила образцом научной строгости, на ее основе изучали геометрию.Древние греки создали теоретические системы и в астрономии, что стало возможным благодаря наличию теоретической геометрии. Евдокс Книдский (ок. 408 – ок. 355 до н. э.) создал теорию гомоцентрических сфер, согласно которой небесные светила прикреплены к сферам, вращающимся вокруг Земли. Аристарх Самосский (конец IV в. – 1-я половина III в. до н. э.) разработал гелиоцентрическую систему, в которой движения планет, Земли и Луны совершаются внутри сферы неподвижных звезд, в ее центре находится неподвижное Солнце. Структура научного знания на Древнем Востоке В текстах, созданных в древневосточных культурах, мы уже находим различение между областями знания, направленными на те или иные предметы. И если брать понятие «науки» в самом широком смысле, то можно увидеть в этих текстах первые попытки классификации наук – систематизированного знания, которому можно учить и которому необходимо научиться для того, чтобы стать сведущим в той или иной важной области человеческой деятельности.В одном из текстов древнейшего памятника письменности, священного писания индусов, «Вед», а именно, в «Чхандогья упанишаде» Нарада, обращаясь к философу Санаткумаре, перечисляет то, что он знает: «Почтенный, я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану – четвёртую веду, итихасу и пураны – пятую, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах» В Древнем Китае научные знания с древности играли важную роль в управлении государством. Здесь учёные всегда были тесно «сращены» с государственной властью. Система государственных экзаменов превращала грамотного человека в чиновника. Экзамен был важнейшей социальной нормой, традицией, нарушить которую для китайского интеллектуала было так же невозможно, как не соблюдать сыновнюю почтительность. Для получения низшей учёной степени (сюцай) было необходимо сложить поэму, воспевающую событие древности, для получения высшей степени (цзиньши) требовалось изучить конфуцианский канон из пяти книг13. Известный синолог Н.Сивин находит в древнекитайском каноне сведения по математике, физике, астрономии, астрологии, алхимии, гармонии, медицине, геомантике.

Приложенные файлы

  • ppt 7084187
    Размер файла: 156 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий