Билеты № 1,2,3,4,5

Билет № 1
1. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в ХVІ в.

В России главным фактором формирования единого государства стала совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости.
К концу правления Ивана III Васильевича великого князя и государя всея Руси появилась новая система управления огромной страной.
Иван III Васильевич первый государь всея Руси, 1462–1505г.г.
Объединенил русские земели под властью Москвы:
присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Дмитров (1472), Великий Новгород (1478), Вологда (1481), Тверское княжество (1485), Углич (1491), т.е. сложилось территориальное ядро Русского государства.
Освободил Русь от ордынской зависимости: противостояние на реке
Угре с ханом Ахматом («стояние») падение ордынского ига (1480).
Создал свод законов единого государства Судебник 1497 г.
Предпосылки объединения русских земель в единое государство -
Экономические
Повышение производительности земледелия, рост торгово - ремесленного населения.
Усиление товарного характера ремесла (водяной двигатель, медное литьё, бурение соляных скважин.
Увеличение количества городов.
Развитие экономических связей между территориями и с другими странами.
Социальные
Потребность служилых людей, торгово-_ремесленного населения в сильной государственной власти.
Потребность крестьян в централизованной власти для защиты от произвола монголов и землевладельцев
Политические
Необходимость свержения ордынского ига.
Необходимость укрепления обороны русских земель от внешних врагов (Литва, Речь Посполитая, Ливонский орден, Швеция).
Стремление Русской Православной Церкви к централизованной власти с целью усиления своего влияния.
Духовные
Общность православия для большинства народов в русских землях.
Единство религиозной организации.
Общность культуры, обычаев, традиций, психологического склада.
Рост национального самосознания: осознание необходимости духовного и культурного единства

2. Начало крупного металлургического производства на Юге России (Д. Юз). «Металлургический бум» в Донбассе.
В пореформенный период завершился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономическом развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были черная
металлургия и угледобывающая промышленность.
Характерной чертой развития угольной промышленности
бассейна в рассматриваемый период было расширение
и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий. В конце XIX в. набирает размах акционерное предпринимательство на базе уже действующих рудников, которые принадлежали индивидуальным собственникам. Одновременно
зарождается черная металлургия. В 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное
вознаграждение в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу, который начал переговоры с правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового
производства. По условиям договора с царским правительством Джон
Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871 г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт.
Лишь 24 января 1872 г. после продолжительного ремонта был проведен первый выпуск чугуна. С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества
уже работал по законченному металлургическому циклу. С середины 70-х гг. он превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны. Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX в. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций американских, английских, французских, бельгийских и германских.
Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке
чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал одним из основных районов сталепроволочного и рельсового производства.
На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего
доменного дутья. Новая техника и технология бессемеровские
и томасовские конверторы, мартеновские печи нашли с самого начала свое применение в сталелитейном производстве.
И в дальнейшем продолжалась механизация и совершенствование
металлургического производства, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и др. Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х годах немецким капиталистом Гартманом.
Донбасс стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, в котором к началу XX века переплетаются и мирно сосуществуют интересы как крупнейших российских, так и зарубежных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших развитию экономики региона, созданию первых в России монопольных объединений.

Билет № 2
1. Иван IV. Реформы 50- 60- х гг. XVI в.
Иван Грозный (Иван IV, Иван Васильевич) правил Русью с 1547 по 1584 годы. Имел цель укрепления и возвеличивания своего государства и собственной власти в нём. Продолжил политику своих деда и отца Великих князей Московских Ивана Третьего Великого и Василия Третьего Ивановича. Государство было единым, но не централизованным. Отсутствовал налаженный аппарат управления: армия, суд, сбор налогов, органы поддержания порядка.
Государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50 - 60-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Перечень и суть реформ Ивана IV : А) 1549 г. созыв первого в истории Московской державы Земского собора - сословно-представительного органа власти; он не ограничивал царскую власть, а был лишь консультативным органом. Б) Формируется система центральных органов исполнительной власти – приказов, что ведали отраслевым управлениям. В) 1550 г. – принят новый Судебник; самые тяжелые судебные дела рассматривались царем и Боярской думой. Г) Переход крестьян от одного владельца к другому, разрешенный только в Юрьев день. Д) Ликвидирована система «кормлений», когда наместник вместо платы «кормился» с подчиненных ему территорий. Е) На большинстве территорий власть наместников заменена на выборные земские учреждения, которые возглавляли губные старосты и городские власти. Ж) Вместо дворянского ополчения сформировано постоянное стрелецкое войско, оснащенное как холодным, так и огнестрельным оружием. И) Сформирована «Избранная тысяча» - особенную гвардию со столичного дворянства для исполнения особо важных заданий. К) Восстановлен единый порядок воинской службы для бояр и дворян: с каждого по 150 десятин земли – по одному вооруженному наезднику.
Л) 1551 г. - Стоглавый церковный собор унифицировал церковные обряды, утвердил единый государственный пантеон святых, рассмотрел проблему нравственности церковнослужителей. М) Налоговая реформа: проведена перепись земель, введены налоги на армию, выкуп пленных, почтовая служба, строительство крепости. Н) Введена единая денежная единица – московский рубль; созданы эталоны веса -медные четверти.
Таким образом, в середине XVI века в России происходит централизация власти.
Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков, посадских людей. Перечисленные реформы охватили широкий круг вопросов внутренней политики государства.

2. Культурное пространство Донбасса на рубеже XIX - ХХ ст. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Система образования в крае складывалась в большинстве своем
из земских, церковноприходских, министерских, фабрично-заводских, железнодорожных школ. Так, в 1910 г. в Бахмутском и Мариупольском уездах насчитывалось соответственно 304 и 240 сельских начальных училищ, в Бахмуте 14 и Мариуполе 25. В среднем в школах обучалось около 70% общего числа детей школьного возраста.В 1912 г. были учреждены высшие начальные училища.Они заменили устаревшие городские училища. В них предусматривался четырехгодичный курс обучения ( на базе одноклассного начального училища ). Была сделана попытка сблизить программы высших начальных училищ с программами средних школ.
Профессиональную подготовку в начале XX в. Осуществляли 26 специальных профессиональных училищ, курсов и классов. Не только промышленность и транспорт нуждались в профессиональных кадрах, их требовала и торговля. В началеXX в. в Донбассе начали создаваться коммерческие училища. Они функционировали в Юзовке и Славянске.
Продолжала расширяться сеть средних учебных заведений.
В регионе действовало 19 государственных и частных гимназий и прогимназий, три реальных училищ.
Среднее образование постепенно демократизировалось. В
реальных училиш;ах и гимназиях учились и крестьянские
дети (как правило, из зажиточных семей). Расширяется сеть библиотек.
И, хотя количество открываемых библиотек было недостаточным,
они способствовали расширению и углублению образовательного уровня населения, развитию знаний, полученных в школе
На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого на селения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библиотеки и читальни, народные чтения. Идеи школьного образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования.
Театр
Первая профессиональная труппа и стационарный театр в нашем крае были созданы в Мариуполе в 1878 году. Основателем театра был Василий Леонтьевич Шаповалов. Он был сыном богатого мариупольского купца А. С. Шаповалова, его сестра была замужем за А. И. Куинджи. Василий Леонтьевич был антрепренером, артистом, режиссером, воспитателем и организатором театрального коллектива. В 1878 году он арендовал театр Деспота и создал собственную труппу, в состав которой входило немало талантливых артистов, таких как А. В. Максимова, комик Минский. В. А. Шаповалов выстроил впечатляющее помещение, которое скромно назвал Концертным залом, торжественно открытое 8 ноября 1887 г. премьерой «Ревизора». Владелец театра и антрепренер В. А. Шаповалов с большим успехом сыграл роль Городничего. Он вырастил большую плеяду известных артистов, и среди них Л. П. Липницкую, которая впоследствии одной из первых получила звание народной артистки СССР. Концертный зал привлек в Мариуполь выдаюш;иеся театральные коллективы. На его сцене играли корифеи театра П. К. Саксаганский, И. К. Карпенко- Карый, Н. К. Садовский, труппы М. Л. Кропивницкого и многие другие. По стезе основателя стационарного театра в Мариуполе пошел и его сын Михаил Васильевич Кечеджи - Шаповалов ученый, актер, режиссер и драматург. Профессиональным актером стал и внук Валерий Михайлович Шаповалов.
В. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО (1858-1943)
Владимир Иванович Немирович-Данченко был женат на дочери
Н. А. Корфа Екатерине Николаевне, до конца жизни преданной
МХАТу, которую К. С. Станиславский называл «заведующей
душевной частью». По завещанию, которое Н. А. Корф составил
1 августа 1882 г., дом в имении Нескучном завещался второй дочери Марии, которая уступила его сестре Екатерине Николаевне. С 1887 по 1916 Владимир Иванович ежегодно в
летнее время приезжал в этот дом. Здесь он отдыхал и в то же время напряженно работал. Им были написаны повести и рассказы «Губернаторская ревизия», «В степи», «Пекло», а также пьесы пьесы «Соколы и вороны», «Новое дело», «Цена жизни», «В мечтах» Он готовился к постановкам спектаклей; принимал гостей писателей, актеров, художников; помогал крестьянам села, занимался делами народного образования, устраивал спектакли и концерты.
В 1895 г. он совместно с женой открыл школу для нескучненских детей в память о Н. А. Корфе. На открытие школы приезжала X. Д. Алчевская. В 1917 г. В. И. Немирович-Данченко и Е. Н. Немирович-Данченко передали дом в дар крестьянам.
Музыка
Сергей Сергеевич Прокофьев(1891-1953) родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (в
настоящее время село Красное Красноармейского района).
Музыкальные способности у него начали проявляться с раннего возраста. В пять с половиной лет он сочинил первую в жизни пьеску «Индийский галоп», наслушавшись рассказов отца о далекой Индии. С семи лет мать
композитора, Мария Григорьевна, начала заниматься с сыном музыкой по 20 минут в день. Его образованию родители отдавали много сил и внимания. В Сонцовку приезжали гости любители музыки. В 1902 году в Москве С. С. Прокофьев познакомился с С. И. Танеевым. Летом этого же года по рекомендации С И . Танеева в Сонцовку приехал Р. М. Глиэр, который стал учителем музыки Сергея. Глиэр был первым, кто познакомил будущего композитора с основами гармонии, пробудил интерес к народной песенности. Приезжал Р. М. Глиэр в Сонцовку и летом 1903 г., много внимания он уделял урокам композиции. В январе 1904 г. С. С. Прокофьев в Петербурге знакомится со знаменитым композитором А. К. Глазуновым, который
высказался за поступление Сергея в консерваторию. В классах Петербургской консерватории завершилось формирование композиторской индивидуальности С. С. Прокофьева. В 1909 г. он закончил консерваторию.
С. С. Прокофьев с успехом концертировал в России и позднее за границей, исполняя главным образом свои сочинения.
Он обогатил мировое музыкальное искусство выдающимися произведениями, проникнутыми глубокой человечностью, остротой образных характеристик, свежестью и оригинальностью средств музыкального выражения. Среди них кантата «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта», оперы «Семен Котко» и «Война и мир», 5-я и 7-я симфонии и др. С. С. Прокофьев был членом Академии Санта-Чечилия в Риме (1934) и Шведской королевской музыкальной академии (1947), почетнымчленом «Умелецкой беседы»в Праге (1946).
Живопись
А.И. Куинджи (1842-1910) Особняком в культурной жизни половины XIX века стоит громкое имя Архипа Ивановича Куинджи. Он родился в январе 1841 г. в предместье Мариуполя Карасу-Базар (Карасевке) в греческой семье, но фамилию имел турецкую, в первоначальном звучании Куюнджи. В переводе ювелир, золотых дел мастер. И такая фамилия как нельзя лучше соответствовала сверкающему таланту ее владельца. Картины «Украинская ночь» , «Березовая роща» и особенно «Ночь на Днепре» сразу по ставили его в первые ряды русских живописцев. Популярность после дней картины была так велика, что она одной из первых русских картин была воспроизведена посредством олеографии (олеография способ многокрасочной литографии для воспроизведения масляной живописи, применявшийся в XIX в.) и про славила Куинджи по всей России. Картина поразила современников, многим не верилось, что можно так правдиво воспроизвести сияние луны, показать бездонную глубину неба, величавое течение Днепра.
С удивительным мастерством сумел Куинджи достигнуть нужного впечатления, предельно обобщил формы деревьев и мазанок, скрытых в полумраке ночи, отбросил все де тали на первом плане и выбрал только самое основное лунный свет, освещающий небосвод и озаряющий зеленоватым блеском виды Днепра. Неискушенные любители искусства сочли иллюзию столь полной, что стали искать за картиной спрятанный второй источник света. С огромным увлечением Куинджи самоотверженно занимался педагогической деятельностью в реформированной Академии художеств, приняв на себя руководство пейзажным классом. Из его мастерской вышли замечательные художники: Н. Н. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский и др.
Цикл картин, посвященных шахтерскому труду в Донбассе, написал известный русский художник Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930 гг.), с 1892 г. в течение 9 лет изучавший жизнь и быт рабочих Донбасса. Его картины «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и «Углекопы смена», «Шахтеры-зарубщики», «Шахтерка», «Шахтер», «Шахтер-тягальщик» показывают не только невыносимо тяжелые условия труда шахтеров, но и их духовную красоту, величие человека труда и внутреннее благородство.
Литература
В Донбассе в конце века побывали и известные писатели: А. И. Куприн, А. С. Серафимович и другие, которые правдиво описали труд, жизнь и быт рабочих края.
Спорт
Конец XIX начало XX веков является временем появления спорта в современном его понимании. Первыми кружками, появившимися в Донбассе, были велосипедные. Это «Кружок славянских самокатчиков», Общества велосипедных любителей в Дружковке, Мариуполе. Для занятий этим видом спорта в Юзовке и Мариуполе были построены велотреки, на которых
проводились всероссийские и международные соревнования.
Проводились также велопробеги и многодневные гонки.
В отличие от дорогостоящего и технически сложного велоспорта,
более демократичные тяжелая атлетика и борьба имели в Донбассе большую популярность. Первым тренером по тяжелой атлетике был инженер В. Д. Данчич, который оборудовал спортзал в Юзовке. Заниматься в секции мог любой желающий. Уже в начале XX века не было в Донецком регионе
спортивной дисциплины более популярной, чем футбол, футбольные команды образовались в Мариуполе, в Бахмуте, Енакиево, Константиновке, Славянске, Краматорске, Дружковке Макеевке, в Юзовке – «ЮСО». Инициаторами «ЮСО» выступили британские служащие, в него входило 200 человек.
Весной 1913 г. в Константиновке состоялось объединение спортивных обществ в футбол-лигу Донецкого бассейна. Лигой стали проводиться соревнования Кубок Донбасса. Развитие спорта шло и в других направлениях, открывались общества, занимающиеся греблей, теннисом, гольфом, конным спортом, шахматами, конькобежным спортом, гимнастикой, плаванием. Между 1913 и 1915 гг. в Мариуполе начал функционировать яхт-клуб. Таким образом, за короткий срок спорт стал неотъемлемой частью культурной жизни края. По некоторым показателям
донецкие спортсмены и организации достигли уровня ведущих центров физической культуры России.

Билет № 3
1.Московское царство в конце ХVІ ст. – начале ХVІІ ст.
На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также опричнина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.
Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.
Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), якобы чудесным образом выжившего сына [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 1606 гг.)
Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен. Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. В. Шуйский заключил договор со Швецией и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начала захватнические военные действия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бежал в Калугу. Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1610 г.).
Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.
21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.
2. Искусство Донецкого региона на рубеже веков (А.И. Куинджи, А. Касаткин).

А.И. Куинджи (1842-1910) Особняком в культурной жизни 2-ой половины XIX века стоит громкое имя Архипа Ивановича Куинджи. Он родился в январе 1841 г. в предместье Мариуполя Карасу-Базар (Карасевке) в греческой семье, но фамилию имел турецкую, в первоначальном звучании Куюнджи. В переводе ювелир, золотых дел мастер. И такая фамилия как нельзя лучше соответствовала сверкающему таланту ее владельца. Картины «Украинская ночь» , «Березовая роща» и особенно «Ночь на Днепре» сразу по ставили его в первые ряды русских живописцев. Популярность после дней картины была так велика, что она одной из первых русских картин была воспроизведена посредством олеографии (олеография способ многокрасочной литографии для воспроизведения масляной живописи, применявшийся в XIX в.) и про славила Куинджи по всей России. Картина поразила современников, многим не верилось, что можно так правдиво воспроизвести сияние луны, показать бездонную глубину неба, величавое течение Днепра.
С удивительным мастерством сумел Куинджи достигнуть нужного впечатления, предельно обобщил формы деревьев и мазанок, скрытых в полумраке ночи, отбросил все де тали на первом плане и выбрал только самое основное лунный свет, освещающий небосвод и озаряющий зеленоватым блеском виды Днепра. Неискушенные любители искусства сочли иллюзию столь полной, что стали искать за картиной спрятанный второй источник света. С огромным увлечением Куинджи самоотверженно занимался педагогической деятельностью в реформированной Академии художеств, приняв на себя руководство пейзажным классом. Из его мастерской вышли замечательные художники: Н. Н. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский и др.
Цикл картин, посвященных шахтерскому труду в Донбассе, написал известный русский художник Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930 гг.), с 1892 г. в течение 9 лет изучавший жизнь и быт рабочих Донбасса. Его картины «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и «Углекопы смена», «Шахтеры-зарубщики», «Шахтерка», «Шахтер», «Шахтер-тягальщик» показывают не только невыносимо тяжелые условия труда шахтеров, но и их духовную красоту, величие человека труда и внутреннее благородство.


Билет № 4
Культура России в ХVІ ст.
Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны. Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей. Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени.
Архитектура Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня. Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани. Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие. Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах. Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.
Живопись Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней. Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая» За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь. Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ.
Наука В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители. Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг. Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению. В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг. Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей. Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий. Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью. Отмечается в данный период создание медицинских трудов с описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.
Литература Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых. В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран. Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов. В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси. Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время. Музыка Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль. Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений. Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри. Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события. Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.
Театральное искусство Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания - балаганы. Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью. Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке. Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.

2. Система образования в Донецком крае. Выдающиеся просветители Донбасса (Корф Н.А., Алчевская Х.Д.).

На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого населения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библиотеки и читальни, народные чтения. Идеи школьного образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования.
Н. А. Корф (1834 - 1883)
Николай Александрович Корф родился в 1834 году в городе Харькове. В 1854 году окончил Александровский лицей ,поступил на службу в департамент министерства юстиции ,но через полтора года уехал в деревню ,жениться ,стал заниматься сельским хозяйством. Он был депутатом (гласным) Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей ,председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась главным образом на постановке школьного дела в уезде.
Н. А. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы с 1 учителем на все 3 года обучения. Ушинский назвал эту школу зачатком новой народной школы с её более жизненной программой элементарного образования. За шесть лет (1867 - 1873 гг) Н. А. Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу", "Русская начальная школа", "Наш друг", "Малютка", "Наше школьное дело". В 1870 г. Он избирается членом Санкт-Петербургского педагогического общества ,а в 1871 г. - Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.
За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училища Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных школ, в том числе в селах Великоновоселковского района - Времьевке ,Майорском, Комаре, Улаклы, Константинополе , Больше - Янисоли, Андреевке и других, организована мастерская по изготовлению наглядных пособий.
Два раза в год - осенью и весной - Корф объезжал школы ,анализировал и сам давал уроки. Он практиковал также обследования школ в присутствии родителей учащихся.
В Нескучное приезжали учителя из многих губерний России. В доме Корфа и в школе села Нескучного проводились многочисленные собрания , обсуждались злободневные вопросы деятельности народных школ.
Осенью 1873 г. Н. А. Корф выехал за границу и прожил в Женеве 8 лет. Он не прекращал своей педагогической деятельности ,писал что статьи в журналы ,перевёл "Руководство к наглядному обучению" А. Гардера и написал "Историю Востока ,Греции и Рима" для обучения и самообразования,составленную на основании чтения автора в им же основанной русской школе в Женеве. Женевская академия наук избирает его своим почетным членом.
В 1880 г. Н. А. Корф возвратиться в своё имение и вновь занялся общественно - педагогической и просветительской деятельностью, пропагандируя идею всеобщего обязательного обучения.
Земским собранием он единогласно был избран попечителем Майорской и Времьевской школ. Обследование уровня знаний более 300 крестьян Мариупольского уезда, ранее окончивших начальную школу, привели Н. А. Корфа к мысли о необходимости создать целую сеть повторительных воскресных школ для тех ,кто когда-то окончил начальную школу и не прошёл полного курса обучения.
Умер Н. А. Корф в 1883 г., оставив большое теоретическое наследование в области педагогических наук.
X. Д. Алчевская
(1841-1920)
Большой вклад в дело просвещения народа внесла Христина Даниловна
Алчевская. Более полувека она отдала делу просвещения народа, разработке наиболее эффективных методов обучения взрослых , всестороннего изучения
интересов читателей из трудовых слоев населения. Свою педагогическую деятельность X. Д. Алчевская начала в 1862 г. в Харьковской воскресной школе для взрослых. К сожалению, первые воскресные школы просуществовали недолго. «Высочайшим повелением» от 11 июля 1862 г. они были закрыты вплоть до 1870 г. Но, несмотря на запрет, школа Алчевской продолжала работать у нее на дому. В 1870 г. Христина Даниловна вновь открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую содержала на свои средства, а также основала школу для
взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии. Созданное совместно с учителями Харьковской воскресной школы и изданное под редакцией X. Д. Алчевской трехтомное пособие «Что читать народу» было высоко оценено л. Н. Толстым, Г. Успенским, А. Чеховым, Н. Булгаковым, В. Вахтеровым и др. В 1900 г. Христина Даниловна и коллектив учителей ее школы выпустили' «Книгу для взрослых». Она использовалась во всех воскресных школах и выдержала 13 изданий. В отличии от многих других педагогов X. Д. Алчевская вела литературные беседы по тщательно разработанной программе как обязательное учебное занятие. Такая программа бесед в школе периодически обновлялась и обсуждалась на общем собрании учительниц.
До начала 80-х гг. Харьковская женская воскресная школа была в России единственной школой такого типа. X. Д. Алчевская пропагандировала школу и ее идеи на московских выставках и в Нижнем Новгороде в 1896 г., и в Париже в 1890 г. и 1900 г. Она была лично знакома и переписывалась с выдающимися представителями литературы того времени- Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым и др., дружила с Софьей Ковалевской. О своих встречах она написала книгу «Передуманное и пережитое». Книга имела огромный успех и получила на Парижской выставке высшую награду. Христина Даниловна была замужем за Алексеем Кирилловичем Алчевским, крупнейшим предпринимателем Юга России. Семья Алчевских любила музыку. Дети Христины и Алексея Алчевских также знамениты: композитор Григорий Алчевский, певец Иван Алчевский , поэтесса Христина Алексеевна Алчевская.
Таким образом, формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX начала XX века ликвидации неграмотности взрослого населения.

Билет № 5
Смута в Российском государстве: причины, участники, последствия.
События рубежа XVI-XVII вв. получили название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннею и внешнюю политику, идеологию и нравственность.
Причины
1.Пресечение династии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2.Борьба между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые  ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Некоторые исследования оценивают роль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти»

3.Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ситуацию катастрофически усугубил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.

4.Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей
5.Последствия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Участники
Почти все слои общества, в той или иной степени затронуло "смутное время" Высшее боярство целью которого было установить своего ставленника на престоле и влиять на него, избежать сильной власти царя. Среднее боярство, дворяне и служилые люди вступают при В. Шуйском с целью закрепить привилегии и ограничить власть царя. Провинциальное дворянство и служилые люди желали укрепления своих позиций и привилегий. Простонародье, казачество, беглые крестьяне и холопы ставят себе цель – улучшение своего социального статуса, имущественного положения, для некоторых – борьба с высшими слоями.
Последствия
Экономические:
Страшное разорение и запустение страны:  хозяйственная разруха, большие людские потери, финансовые проблемы, обнищание народа.
Усиление бегства населения страны из центра на окраины .
Внутриполитические:
Сохранение национальной независимости и российской государственности
Положено начало новой династии – Романовых (1613 - 1917 гг.)
Временное усиление роли сословно-представительных органов (Земского собора)
Ослабление политических позиций родовитого боярства и усиление позиций служилого дворянства
Падение авторитета церкви (не смогла предотвратить Смуту)
В России восстановилось самодержавие и усилилось крепостное право
Подъем национального самосознания
Внешнеполитические:
Потеря ряда территорий (Смоленские и Чернигово-Северские земли отошли к Польше) и выхода к Балтийскому морю.
Ослабление военного потенциала страны.
Вывод: Смута в отличие от многих других гражданских войн во всеобщей истории завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Она очень сложна и несет в себе несколько кризисов: династический, государственный, социальный, нравственный.
В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.
2. Политизация рабочего движения в Донбассе. Возникновение социал-демократических кружков и групп на рубеже XIX - XX вв.

Формирование рабочего движения протекало в обстановке обострения борьбы трудящихся с хозяевами рудников и заводов. Рабочее движение развивалось поступательно, приобретая с годами все больший размах и организованность. Первую четверть века после отмены крепостного права рабочее движение сохраняет преемственность с предшествующим периодом, прежде всего в формах борьбы. В этот период численно преобладали такие повседневные формы протеста, как досрочный уход с работы, а также разного рода жалобы, прошения и волнения. Пионерами массовых выступлений в Донбассе стали юзовские рабочие. Сохранились документы о трех крупных выступлениях юзовских рабочих в 1874-1875 гг. Основными причинами конфликтов послужили низкая оплата труда, систематические задержки с выплатой денег, вычеты и обсчеты. Следующее десятилетие (1876 - 1885 гг.) в Донбассе отмечено депрессией, замедлением темпов промышленного развития, безработицей. В этих условиях почти не было значительных выступлений рабочих.Во второй половине 80-х гг. в борьбе рабочих происходят важные сдвиги, обозначается неуклонный подъем, она приобретает более массовый и организованный характер. 5 мая 1887 г. мощная стачка шахтеров Рутченковских копей, поддержанная рабочими других шахт этого региона, потрясла весь бассейн. Толчком к выступлению послужил отказ администрации от повышения на летний сезон заработной платы. Для майской стачки рутченковских рабочих характерно было наличие элементов организованности, рабочие предъявили администрации ряд согласованных требований: повышение заработной платы, удаление подрядчиков, ненавистных конторщиков и мастеров. По просьбе промышленников для усмирения рабочих были вызваны войска, которые арестовали 366 рабочих. Власти сурово расправились с руководителями, выслав многих на родину, осудив 62 шахтеров к различным срокам тюремного заключения. Однако шахтовладельцы вынуждены были пойти на уступки: были повышены расценки и стал производиться ежемесячный расчет с рабочими. В течение мая 1887 г. стачки и волнения происходили на шахтах в районе Юзовки, на Юзовском заводе. Донецкие горнопромышленники добились размещения с конца 1888 г. казачьей сотни в Юзовке. С помощью казаков удалось предупредить несколько рабочих выступлений. 90-е гг. ознаменовались дальнейшим развитием рабочего движения. Особый резонанс получили августовские волнения 1892 г., квалифицированные как « холерный бунт», т. е. стихийные беспорядки, связанные с разразившейся в стране холерной эпидемией. Однако, в ходе расследования стало ясно, что причиной выступлений было тяжелое материальное положение, произвол администрации.
Волнениями был охвачен весь Юзовский район. В стачке принимали участие до 15 тыс. рабочих металлургического завода, а также шахтеры 11 соседних рудников. В целом выступление имело стихийный характер и не сопровождалось выдвижением требований. Оно было жестоко подавлено правительственными войсками. В середине 90-х гг. бастовали рабочие Макеевского угольного рудника Иловайского, Голубовской копи Берестово-Богодуховского горнопромышленного товарищества в Марьевке и Альбертовского рудника в Горловке, на Юзовском и Петровском металлургических заводах. Все выступления были раздробленными, стихийными и жестоко подавлялись полицией и войсками.

Вывод: В конце XIX в. на заводах и шахтах начинают появляться социал- демократические кружки и группы. Одним из первых такой кружок был организован в 1896-1897 гг. на Юзовском заводе, впоследствии социал-демократические группы возникают на Петровском заводе в Енакиево, в Славянске, на ватной фабрике Псалты в Мариуполе, Рыковском руднике. Следствием социал-демократической агитации стала мариупольская стачка 1899 г., забастовка юзовских рабочих в октябре 1898 г. и на Дебальцевском заводе в мае 1899 г.




Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 92
    Размер файла: 155 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий