История эстрады

Вопросы по «Истории мирового и белорусского эстрадного музыкального искусства»

1. Истоки эстрадного музыкального искусства Беларуси.
2. Этапы развития эстрадного музыкального искусства Беларуси.
3. Этап зарождения эстрадного музыкального искусства Беларуси (1900–1910).
4. Развитие эстрадного музыкального искусства Беларуси в 1920е гг.
5. Развитие эстрадного музыкального искусства Беларуси в 1930–1950 гг.
6. Развитие эстрадного музыкального искусства Беларуси в 1960–1970 гг.
7. Развитие эстрадного музыкального искусства Беларуси в 1980-е гг.
8. Развитие эстрадного музыкального искусства Беларуси на рубеже ХХ–ХХI вв.
9. Деятельность белорусских ВИА.
10. Творчество вокально-инструментального ансамбля «Песняры».
11. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством М.Финберга в области популярной музыки.
12. Основоположник белорусского джаза Э.Рознер.
13. Развитие белорусского джаза во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
14. Развитие популярной музыки в Беларуси.
15. Белорусская эстрадная песня.
16. Рок-музыка в Беларуси.
17. Этапы развития рок-музыки в Беларуси.
18. Представители белорусского поп-рока.
19. Белорусский фолк-рок.
20. Понятия «популярная музыка» и «поп-музыка».
21. Белорусские эстрадные оркестры и ансамбли.
22. Белорусские рок-группы.
23. Белорусские эстрадные исполнители.
24. Белорусские джазовые коллективы.
25. Белорусский джаз (общая характеристика).
26. Современные направления популярной музыки Беларуси.
27. Творческая деятельность Президентского оркестра РБ.
28. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством М.Финберга в области джазовой музыки.
29. Зарождение рок-музыки в Беларуси.
30. Формирование белорусской национальной рок-музыки.



1. Истоки эстрадного музыкального искусства Беларуси.
1. Сельский и городской фольклор, народное творчество – народно-инструментальное, народно-песенное, танцевальное и др.
2 Творчество скоморохов-волочобников, народные театрализованные представления и балаганы.
4. Деятельность народных, школьных и частновладельческих театров.
5. Творческая деятельность гастролировавших на белорусских землях зарубежных артистов эстрады.
6. Музыкальные вечера в аристократических салонах.
7. Развитие городской культтуры, городских зрелищных представлений (городские праздники, ярмарки, выставки и др.).
8. Появление развлекательных заведений в крупных городах Беларуси – Минске, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве и др., обусловленное процессом урбанизации.
9. Деятельность различных обществ и коллективов («Минское объединение друзей музыки», «Гомельское музыкально-драматическое общество», первая профессиональная театральная труппа И. Буйницкого и др.). Концерты в клубах.

2 Этапы развития эстрадного музыкального искусства Беларуси. 3-8.
1900–1910 гг.
Этап зарождения эстрадной музыки в Беларуси. Ее формированию способствовало появление развлекательных заведений в крупных городах Беларуси – кабаре, варьете, сценические подмостки кафе, баров, ресторанов, на сценах которых выступали белорусские эстрадные исполнители. Важной была деятельность различных музыкально-театральных обществ и коллективов («Минское объединение друзей музыки», «Гомельское музыкально-драматическое общество», первая профессиональная театральная труппа И. Буйницкого и др.). Концерты в клубах. Появление песен на белорусском языке («А хто там ідзе?», «Адвеку мы спалі» и др.). Развитие музыкально-театрального искусства – оперетты, комедии-фарса, в рамках которых развивались жанры эстрадной музыки – музыкальный куплет, песня, романс. На территории Беларуси гастролировали оперные труппы и исполнители – Н.Караффа, Н.Муранская, М.Каринская, Ю.Богуславский и др. Все это способствовало развитию исполнительского мастерства белорусских артистов.
1920-е гг.
Это время формирования белорусской эстрады, заложения основ художественной самодеятельности, когда на музыкальной сцене было представлено любительское творчество. Из художественной самодеятельности вышли артисты белорусской эстрады Л.Александровская, Р.Млодэк, Н.Ворвулев и др.
В этот период были заложены основы жанра массовой песни, предназначенной для коллективного исполнения. Среди первых белорусских композиторов, работавших в жанре массовой песни, В.Ефимов, И.Любан, Н.Равенский, Е.Тикоцкий, А.Туренков, Н.Чуркин. Их песни предназначались для самой массовой аудитории, отличались простотой изложения музыкального материала, доступностью исполнения. Например, песни Н.Равенского «Слуцкія ткачыхі» на стихи М. Богдановича, «Люблю наш край» на стихи К. Буйло.
Тематика создававшихся песен носила ярко выраженный идеологический характер: труд рабочих и колхозников, подвиги Красной армии, комсомольские стройки и т.п. Однако создавались бытовые и лирические песни.
Массовая песня для первых белорусских композиторов определила преобладание песенного начала в других жанрах белорусского музыкального искусства – опере, симфонии, оперетте.
Внедрение радио, звукового кино и простой звуковоспроизводящей аппаратуры (граммофон, патефон) оказали влияние на развитие массовой песни в данный период.
1930–1950 гг.
Период формирования и развития композиторской школы (Николай Аладов, Анатолий Богатырев, Григорий Пукст и др.), работа белорусских композиторов в жанре массовой песни. Например, песни Е.Тикоцкого на стихи Я.Купалы «Хлопчык і лётчык» (1937), И.Любана на стихи А.Русака «Бывайце здаровы» (1939).
На рубеже 1930-40-х гг. в Беларуси стала складываться своя артистическая школа в сфере эстрады. В 1930 г. Главискусство БССР организует в Минске первую показательную группу эстрадных артистов для обслуживания рабочих клубов, колхозов и совхозов. В 1931 г. прошла неделя искусства БССР в Москве, в 1937 г. открывается Белгосфилармония, в 1939 г. была создана Белгосэстрада с отделениями в Белостоке и Бресте, в состав которой впоследствии вошли джаз-оркестр (г. Барановичи), театр «Водевиль» (г. Минск) и эстрадная группа Белгосфилармонии (26 чел.). В 1940 г. с успехом прошла декада белорусского искусства в Москве.
Предвоенные и военные годы характеризуются интересом к джазу, оказавшим значительное влияние на формирование отечественного эстрадного искусства. Развитие джаза в Беларуси связано с именами Ю.Бельзацкого и Э.Рознера. Благодаря их деятельности в республике был создан Джаз-оркестр БССР (1940). Возглавляемый Э.Рознером, (аранжировщик Ю.Бельзацкий), оркестр стал одним из самых лучших коллективов страны.
Неоценима роль артистов белоруской эстрады в период Великой Отечественной войны. В репертуар концертных фронтовых бригад входили песни белорусских композиторов А.Богатырева, В.Золотарева, Г.Пукста, С.Полонского, Н.Соколовского, И.Любана, а также романсы и народные песни в исполнении И.Яунзем, Н.Ворвулева, Л.Александровской и др. Концерты белорусских артистов проходили в окопах, блиндажах, госпиталях, на грузовиках, полянах, дорогах.
Вплоть до 1950-х гг. основной формой представления искусства эстрады являлись сборные концерты, объединенные конферансом. Они проходили в Дворцах и Домах культуры, сельских клубах, концертных и киноконцертных залах, на открытых площадках, в парках культуры и отдыха и др. В концертах участвовали артисты филармонии, драматических, оперных, балетных театров. Важнейшим событием, повлиявшим на развитие отечественной эстрады, явилось начало телевещания белорусского телевидения в 1956 г. В 1958 г. начинает свою творческую деятельность эстрадно-симфонический оркестр белорусского телевидения и радио п/у Б.Райского.
1960–1970 гг.
Это время прихода в эстраду профессиональных композиторов – Ю.Семеняко, Э.Зарицкого, Э. Ханка, И.Лученка, В.Будника, В.Иванова, Л.Захлевного, В.Доморацкого. В этот период началась деятельность таких коллективов, как эстрадно-симфонический оркестр белорусского телевидения и радио п/у Б.Райского, Минский оркестр Государственного цирка под управлением М. Финберга, ВИА «Песняры», «Сябры», «Верасы». Выдвигается плеяда эстрадных исполнителей – Нелли Богуславская, Виктор Вуячич, Тамара Раевская, Ольга Шутова и др.
В 1960-е гг. белорусская эстрада получила всесоюзное признание. На Всесоюзном конкурсе (Москва, 1966 г.) на лучшую советскую песню и лучшее ее исполнение В.Вуячич с песней И.Лученка-М.Ясеня «Память сердца» получил первые премии в обеих номинациях, Н.Богуславская стала дипломантом конкурса.
Первые профессиональные ВИА были созданы в Минске в 1968 г. Ансамбль «Тоника», который возглавлял Юрий Антонов, выкристаллизовался из эстрадного оркестра, аккомпанировавшего Виктору Вуячичу. Второй – «Лявоны» – возглавил Владимир Мулявин. Год спустя коллектив трансформировался в ВИА «Песняры».
В 1970-е гг. ВИА-движение в республике набирает силу: образуются ансамбли «Купалінка», «Чараніцы», «Верасы», «Сябры». Их репертуар составляют популярные песни советских композиторов, всевозможные стилистически пестрые аранжировки фольклора (в том числе и ориентированные на западные поп-образцы), оригинальные песни и песенно-танцевальные композиции самих участников ансамблей.
1980 гг.
В этот период в области эстрадной песни работают такие композиторы, как Игорь Лученок, Эдуард Ханок, Эдуард Зарицкий, Измаил Капланов, Валерий Иванов, Леонид Захлевный, Владимир Будник, Владимир Доморацкий, Владимир Кондрусевич, Николай Литвин, Лариса Мурашко и др.
См. Формирование белорусской национальной рок-музыки в начале 1980-х годов. «Сузор’е». группы «Бонда» и «Мроя».
В 1987 году была создана вокальная группа «Камерата» под руководством Игоря Мельникова. В своем репертуаре группа сочетает оригинальные произведения, композиции, создаваемые участниками коллектива – обработки фольклорной музыки разных народов, а также латиноамериканской и джазовой музыки. Вокальная группа «Камерата» –постоянный участник многочисленных европейских джазовых фестивалей.
В 1980 г. в Минском музыкальном училище имени М.Глинки впервые в Республике Беларусь был осуществлен набор учащихся по специальности «инструменты эстрадного оркестра», позже – «искусство эстрады». В 1987 году в Минском институте культуры началась подготовка профессиональных кадров в области эстрады и джаза.
1990-2000 гг.
См. Популярную музыку, Рок-музыку, Национальный концертный оркестр РБ п/у М.Финберга
Активно работают эстрадные коллективы – Президентский оркестр РБ п/у В.Бабарикина, оркестр МВД, гродненский эстрадный оркестр п/у Б.Мягкова, эстрадный оркестр гомельской филармонии, солигорский эстрадный оркестр п/у В.Матвеева, оркестр Госцирка п/у В.Сердюка, могилевский эстрадный оркестр п/у Старовойтова, «Театр песни Ирины Дорофеевой», группы «Палац», «Троица», «J:МОРС», "beZ bileta», «Ляпис Трубецкой», «Apple Tea», «Маdera Hard Blues», «Ренессанс» и др.

9. Деятельность белорусских ВИА.
В 1960 – 1970-е годы широкое распространение получило движение самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей (ВИА).
Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) – тип музыкального коллектива, возникший на советской эстраде во второй половине 1950-х гг. Сам термин «ВИА» («вокально-инструментальный ансамбль») употребляется с середины 1960-х гг. Стандартный состав ВИА – несколько вокалистов (без ярко выраженного лидера), секция духовых инструментов, ритм-секция (включающая гитару и клавишные).
Стилевую основу музыки ВИА составляет сочетание элементов рок-музыки и джаза с советской массовой песней.
Первые профессиональные ВИА были созданы в Минске в конце 1960-х годов. Ансамбль «Тоника», который возглавил композитор и певец Юрий Антонов, выкристаллизовался из эстрадного оркестра, аккомпанировавшего В.Вуячичу (1968). Ансамбль «Лявоны» возглавил Владимир Мулявин (1969). Год спустя коллектив трансформировался в ВИА «Песняры».
В 1970-е гг. в республике появились ВИА «Купалінка», «Чараніцы», «Верасы», «Сябры». Их репертуар составляли популярные песни советских композиторов, разнообразные аранжировки фольклора (в том числе и ориентированные на западные поп-образцы), оригинальные песни и песенно-танцевальные композиции самих участников ансамблей. Самое широкое распространение получили песни композиторов-любителей – руководителя ВИА «Тоника» Ю.Антонова («О добрых молодцах», «Стой, не стреляй, солдат!», «Нет тебя прекрасней»), руководителя ансамбля «Песняры» В.Мулявина («Александрына», «Завушніцы»), руководителя ВИА «Верасы» Василия Раинчика («На карнавал», «Миражи», «Музыка для всех»). Эти коллективы приобрели статус профессиональных, завоевали широкое признание общественности.
«Верасы» - подробнее.

10. Творчество вокально-инструментального ансамбля «Песняры».
Первым профессиональным белорусским коллективом, который в равной степени можно классифицировать и как ВИА, и как рок-группу, считается созданный в 1969 году в Минске коллектив «Лявоны». Год спустя этот ансамбль сменил название на «Песняры». Наряду с песнями советских авторов коллектив исполнял «ритмизированные» обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения.
В 1971 году ансамбль «Песняры» записал свою первую пластинку на студии грамзаписи «Мелодия», которая называлась «Ты мне вясною прысьнілася». В дальнейшем были записаны такие альбомы: «Алеся» (1974), «Вологда» (1978), «Гусляр» (1979), «Зачарованная моя» (1983), «Через всю войну» (1985), «Песняры-25» (1994).
В 1970-х гг. В.Мулявин обратился к жанру оперы-притчи. Опера «Песня пра долю», посвященная истории белорусского народа, написана по мотивам произведения Я.Купалы «Адвечная паэма» с использованием ранней лирики поэта. Музыкальную основу оперы составили старинные белорусские обрядовые песни. Поэзия Я,Купалы давала возможность насытить музыку народными интонациями, а славянский мелос позволил «Песнярам» сохранить в опере-притче национальный колорит.
Ансамбль «Песняры» также стал основоположником арт-рока16 в Беларуси. Первые развернутые композиции – рок-баллады были написаны В.Мулявиным в середине 1970-х годов. Это «Ванька-встанька» (стихи Е.Евтушенко) и «Крик птицы» (стихи Ю.Рыбчинского). Важным шагом на пути к созданию национального белорусского арт-рока явилось исполнение «Песнярами» музыкальной поэмы И.Лученка «Гусляр» на стихи Я.Купалы, в которой также присутствовали элементы рока.
Однозначно назвать ансамбль «Песняры» рок-группой невозможно. В музыкальном языке этого коллектива присутствовали некоторые элементы стилистики рока, однако их музыка тяготела к поп-музыке, а тексты не носили открытого социального протеста, что является определяющей характеристикой рок-музыки.
Белорусские народные песни «Чаму ж мне не петь», «Ой, рано на Ивана», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Ідзём – пайдзём вдоль вуліцы» «Скрыпяць мае лапці».
Песни-баллады «Александрина» /А.Мулявин - П.Бровка/, «Олеся» /И.Лученок - А.Кулешов/, «Белоруссия» /А.Пахмутова – Н.Добронравов/, “Аве Мария” /В. Иванов - М. Танк/, «Берёзовый сок» /В.Баснер - М.Матусовский/ «Журавли» /Я.Френкель - Р.Гамзатов/ и др.
Циклы песен «Через всю войну» на стихи фронтовых поэтов, «Веселые нищие» на стихи Р. Бернса, «Вянок» на стихи М. Богдановича, «Во весь голос» на стихи В. Маяковского, цикл белорусских крестьянских календарно-обрядовых песен и др.

11. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством М.Финберга в области популярной музыки.
Для развития белорусской эстрадной музыки большое значение имеет деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки РБ под управлением Михаила Финберга (созданный в 1987 году как Государственный концертный оркестр РБ). По словам руководителя оркестра, основная задача этого музыкального коллектива – популяризация белорусской эстрадной песни и белорусской классической поэзии. Буквально за последние несколько лет коллектив сделал множество музыкальных программ на стихи Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Аркадия Кулешова, Владимира Короткевича, Адама Мицкевича и практически всех современников. Оркестр также представил публике авторские концерты белорусских композиторов, представителей академической музыки, – Николая Чуркина, Евгения Глебова, Анатолия Богатырева, Николая Аладова, Дмитрия Смольского, Генриха Вагнера, организовал 10 фестивалей творчества белорусских композиторов XVIII – XIX вв. в малых городах Беларуси.
Известнейшие композиторы Беларуси – В.Оловников, Л.Абелиович, И.Лученок, В.Иванов, Э.Ханок, Э.Зарицкий, В.Мулявин, В.Будник, В.Дорохин, Л.Захлевный, О.Елисеенков, А.Атрашкевич, Г.Горелова, Г.Ермаченков, С.Бельтюков, В.Кузнецов, В.Войтик, Д.Долгалев и др. были авторами произведений, исполняемых этим оркестром.
Второе по значимости место в репертуаре оркестра занимает джазовая музыка. В репертуаре оркестра – классический и современный джаз, джаз-рок, оригинальные композиции американских джазовых композиторов и их обработки. Музыкальный коллектив является инициатором проведения международных фестивалей джазовой музыки «Минск». Третье место в репертуаре оркестра принадлежит песням композиторов СССР.
В марте 2008 г. в Минске по инициативе М.Финберга состоялся музыкальный фестиваль «Шлягер на все времена», на котором были представлены новые музыкальные программы: «Классика и джаз», программы, посвященные творчеству известного советского композитора Михаила Таривердиева, народного артиста России композитора Оскара Фельцмана, а также концерт «Шлягер на все времена».
Национальный концертный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга стал ведущим музыкальным коллективом страны, организатором и основателем многочисленных международных и республиканских фестивалей и конкурсов не только в Беларуси, но и за ее пределами (Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии «Молодечно», Международный фестиваль искусств и конкурс исполнителей эстрадной песни «Славянский базар в Витебске», Белорусские фестивали камерной музыки – «Заславль», «Музы Несвижа», «Мирский замок», «Чечерские встречи» и т.д., Международный фестиваль джазовой музыки «Минск»).
В Национальном концертном оркестре симфонической и эстрадной музыки РБ работали и работают известные исполнители-вокалисты, лауреаты международных и республиканских конкурсов и фестивалей – Наталья Тамело, Татьяна Глазунова, Лариса Грибалева, Галина Громович, Анна Благова, Светлана Вежновец, Алеся Державец, Петр Елфимов, Николай Скориков, Дмитрий Кочеровский, Саша Немо, Руслан Мусвидас, Юрий Ващук и др.

12. Основоположник белорусского джаза Э.Рознер.
См. Белорусский джаз
13. Развитие белорусского джаза во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
См. Белорусский джаз

14. Развитие популярной музыки в Беларуси.
Один из наиболее востребованных жанров популярной музыки, предназначенный для самой широкой аудитории, – так называемая эстрадная песня. В Беларуси эстрадная песня начала активно развиваться в 1960-е годы. В это время начали работать такие композиторы-песенники, как Игорь Лученок, Эдуард Ханок, Эдуард Зарицкий, Измаил Капланов; в 1970-е годы к ним присоединились Валерий Иванов, Леонид Захлевный, Владимир Будник, Владимир Доморацкий, Владимир Кондрусевич, Николай Литвин, Лариса Мурашко и др. Выдвинулась целая плеяда эстрадных исполнителей – Нелли Богуславская, Виктор Вуячич, Тамара Раевская, Ольга Шутова и др.
В 1960 – 1970-е годы широкое распространение получило движение самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Первые профессиональные ВИА были созданы в Минске в конце 1960-х годов. Ансамбль «Тоника», который возглавил композитор и певец Юрий Антонов, выкристаллизовался из эстрадного оркестра, аккомпанировавшего В.Вуячичу (1968). Ансамбль «Лявоны» возглавил Владимир Мулявин (1969). Год спустя коллектив трансформировался в ВИА «Песняры».
В 1970-е гг. в республике появились ВИА «Купалінка», «Чараніцы», «Верасы», «Сябры». Их репертуар составляли популярные песни советских композиторов, разнообразные аранжировки фольклора (в том числе и ориентированные на западные поп-образцы), оригинальные песни и песенно-танцевальные композиции самих участников ансамблей. Самое широкое распространение получили песни композиторов-любителей – руководителя ВИА «Тоника» Ю.Антонова («О добрых молодцах», «Стой, не стреляй, солдат!», «Нет тебя прекрасней»), руководителя ансамбля «Песняры» В.Мулявина («Александрына», «Завушніцы»), руководителя ВИА «Верасы» Василия Раинчика («На карнавал», «Миражи», «Музыка для всех»). Эти коллективы приобрели статус профессиональных, завоевали широкое признание общественности.
В 1960 – 1970-е годы белорусская эстрадная песня стала постоянной участницей многочисленных всесоюзных и международных фестивалей и конкурсов.
Сегодня создатели белорусской эстрадной песни активно работают в различных стилевых направлениях современной музыки. Например, среди наиболее значимых направлений в белорусской популярной музыке стал стиль диско. К числу представителей белорусского диско, сформировавшегося к середине 1990-х годов, можно отнести Сергея Минского, Сергея Сухомлина, дуэт «Анжелика» (Анжелика Ютт и Владимир Станкевич), дуэт «Ди Бронкс и Натали». В своем большинстве представители белорусского диско ориентировались на российские образцы, так как Беларусь в силу различных факторов продолжала находиться в зоне влияния российской массовой культуры.
В начале 1990-х годов под влиянием зарубежной и российской поп-музыки обозначилась тенденция к сближению белорусской эстрадной песни и танцевальной музыки. Характерными особенностями таких песен являются незатейливость и легкая запоминаемость мелодий, четкая ритмическая пульсация и минимальная содержательность текстов. К числу наиболее ярких представителей данного направления можно отнести Инну Афанасьеву, Ирину Дорофееву, Сергея Ковалева, Кирилла Слуку, Лику Ялинскую, Искуи Абалян.
Белорусский хип-хоп (рэп) как стилевое направление заявил о себе в середине 1990-х годов в творчестве групп «Би-стрим», «Дискавери», «Ла Косста», «Точка отсчета» и др. Однако до сих пор на территории Беларуси хип-хоп носит по преимуществу подражательный характер. Его специфичность проявляется в попытках создания остро социальных текстов на актуальные темы – выражение конфликта индивида и общества, наркомания, невзаимная любовь и т.п.
В песенном жанре продолжают работать И.Лученок, Дмитрий Долгалев, Олег Елисеенков, Владимир Коризна-младший и др.
Жанр же «традиционной» эстрадной песни отошел на второй план. Его немногочисленные представители – Яков Науменко, дуэт Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, Валерий Дайнеко; близкие к шансонной лирике песни исполняют Александр Солодуха, Владимир Ухтинский и Сергей Герасимов.
Неизменным популяризатором белорусского эстрадного искусства является Национальный концертный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга (созданный в 1987 году как Государственный концертный оркестр РБ).
В Национальном концертном оркестре симфонической и эстрадной музыки РБ работали и работают известные исполнители-вокалисты, лауреаты международных и республиканских конкурсов и фестивалей – Наталья Тамело, Татьяна Глазунова, Лариса Грибалева, Галина Громович, Анна Благова, Светлана Вежновец, Алеся Державец, Петр Елфимов, Николай Скориков, Дмитрий Кочеровский, Саша Немо, Руслан Мусвидас, Юрий Ващук и др.

15. Белорусская эстрадная песня.
Эстрадная песня – условное определение песни, бытующей на эстраде, авторами которой, как правило, являются профессиональные композитор, поэт, исполнитель и аранжировщик. Чаще всего эстрадная песня имеет определенную куплетную форму, запоминающийся мотив и слоган (яркую, эмоционально насыщенную поэтическую фразу). Круг тем и образов, эмоциональная палитра эстрадной песни охватывают все стороны человеческой жизни. Эстрадную песню, имеющую рейтинговый (коммерческий) успех, называют шлягером.
См. Белорусскую популярную музыку.

16. Рок-музыка в Беларуси
Зарождение рок-музыки в Беларуси можно отнести к 1960 годам. В тот период она носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первым профессиональным белорусским коллективом, который в равной степени можно классифицировать и как ВИА, и как рок-группу, считается созданный в 1969 году в Минске коллектив «Лявоны». Год спустя этот ансамбль сменил название на «Песняры». Наряду с песнями советских авторов коллектив исполнял «ритмизированные» обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения.
В 1971 году ансамбль «Песняры» записал свою первую пластинку на студии грамзаписи «Мелодия», которая называлась «Ты мне вясною прысьнілася». В дальнейшем были записаны такие альбомы: «Алеся» (1974), «Вологда» (1978), «Гусляр» (1979), «Зачарованная моя» (1983), «Через всю войну» (1985), «Песняры-25» (1994).
В 1970-х гг. В.Мулявин обратился к жанру оперы-притчи. Опера «Песня пра долю», посвященная истории белорусского народа, написана по мотивам произведения Я.Купалы «Адвечная паэма» с использованием ранней лирики поэта. Музыкальную основу оперы составили старинные белорусские обрядовые песни. Поэзия Я,Купалы давала возможность насытить музыку народными интонациями, а славянский мелос позволил «Песнярам» сохранить в опере-притче национальный колорит.
Ансамбль «Песняры» также стал основоположником арт-рока16 в Беларуси. Первые развернутые композиции – рок-баллады были написаны В.Мулявиным в середине 1970-х годов. Это «Ванька-встанька» (стихи Е.Евтушенко) и «Крик птицы» (стихи Ю.Рыбчинского). Важным шагом на пути к созданию национального белорусского арт-рока явилось исполнение «Песнярами» музыкальной поэмы И.Лученка «Гусляр» на стихи Я.Купалы, в которой также присутствовали элементы рока.
Однозначно назвать ансамбль «Песняры» рок-группой невозможно. В музыкальном языке этого коллектива присутствовали некоторые элементы стилистики рока, однако их музыка тяготела к поп-музыке, а тексты не носили открытого социального протеста, что является определяющей характеристикой рок-музыки.
Формирование белорусской национальной рок-музыки началось в начале 1980-х годов. Первой белорусской рок-группой стала созданная в 1977 году группа «Сузор’е». Музыканты группы работали в филармонии, а свободное время отдавали року. В 1984 году с помощью магнитофона и микшерского пульта «Электроника» они записали несколько песен, часть из которых впоследствии составила основу первого белорусского магнитоальбома «Рок-тэрапія». В 1988 году студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку группы «Сузор’е» «Сентябрьская река».
Первоначально музыкальный коллектив ориентировался преимущественно на хард-рок17, с начала 1980-х годов в творчестве «Сузор’я» наступил новый этап, связанный с экспериментированием в области «больших форм». Так, в 1981 году в репертуаре группы появилась сюита В.Будника «На шляху дзікіх гусей» на стихи М.Танка. В это же время музыканты задумали создать рок-версию поэмы М.Гусовского «Песня пра зубра», положив на музыку наиболее интересные фрагменты этого произведения. Так родилась идея рок-поэмы. В силу различных обстоятельств этот замысел в те годы не был осуществлен полностью. В 1985 году «Сузор’е» представило на суд зрителей собственную сюиту «Полацкі сшытак» по материалам древних белорусских рукописей и поэме М.Гусовского «Песня пра зубра».
В 2006 году «Песня пра зубра» рок-группы «Сузор’е» была восстановлена, записана и представлена в живом исполнении белорусским слушателям на фестивале «Амбасовiшча-2006», который проходил в резиденции посла США. Благодаря наличию основных структурных элементов оперы – увертюры, арий, речитативов, вокальных ансамблей и хоров, критики классифицировали эту композицию как рок-оперу18, основной темой которой является вера в созидательную миссию человека на земле, в его высокое призвание.
В середине 1980-х гг. появились новые белорусские рок-группы, наиболее значительными из которых стали группы «Бонда» и «Мроя».
Именно группе «Бонда» принадлежит один из первых белорусскоязычных альбомов «Месца пад сонцам», который был создан в 1986 году в самодельной студии минского Института культуры. Этим альбомом «Бонда» начала формировать белорусские музыкальные традиции нонконформизма. Однако вскоре группа «Бонда» распалась на несколько рок-коллективов, наиболее успешными из которых стали группы «Ulis» и «Крама».
Идея создания группы «Мроя» появилась в 1981 году у будущего ее лидера Леонида Вольского. В 1983 г. Л. Вольский решил исполнять музыкальные композиции на белорусском языке и переименовал русскоязычную группу «Фаворит» в «Мрою». В конце 1980-х годов группа «Мроя» стала по-настоящему знаменитой. В 1989 году появился альбом группы «Мроя» «Дваццаць восьмая зорка» («Двадцать восьмая звезда»), записанный фирмой грамзаписи «Мелодия».
В 1994 г. «Мроя» трансформировалась в группу с новой музыкой и новой идеологией, в связи с чем она изменила название на «N.R.M.» – «Независимая Республика Мроя».
Бурный всплеск белорусского рока начался на рубеже 1980-х – 1990-х годов и продолжается до настоящего времени. Сегодня наиболее типичными его представителями являются группы «Крама», «N.R.M.», «Indiga», «Нейро-дюбель», «Новае неба», «Сестра», «beZ bileta», «Харлi», «Naka», «Троіца», «Экзіст», «Юр’я» (Минск), «Gateward», «Стена» (Брест), «Анархайзис» (Столин), «Дивейшн» (Гродно), «ТТ-34» (Гомель), «АвангардШкола» (Могилев) и др.
Следует обратить внимание на проекты белорусских музыкантов, которые обрели известность сравнительно недавно и сейчас являются наиболее популярными и транслируемыми на белорусских радио- и телеканалах. К ним можно отнести группы «J:Mорс», «beZ bileta», «Харлi», «Naka», «Indiga» и др.
Коллектив под названием «J:морс» появился на свет в 1999 году (лидер группы – Владимир Пугач). Его музыканты является наиболее яркими представителями белорусского поп-рока19. Группа «J:морс» является победителем в главной номинации «Группа года» на фестивале «Рок-коронация 2005»; победителем в номинации «Поп-рок исполнитель года» на фестивале «Рок-коронация 2006». В марте 2007 г. группа стала лауреатом белорусской радиопремии «Золотое ухо».
Наиболее успешными считаются альбомы группы «Montevideo» (2004), «Апрель» (2005), «Босиком по мостовой» (2006) (последний победил в номинации «Альбом года»на фестивале «Рок-коронация 2006»).
Группа «beZ bileta», образованная в 1998 году, в настоящий момент является одним из самых популярных белорусских проектов. Коллектив исполняет европейски ориентированный поп-рок. Важной особенностью «beZ bileta» является нестандартное музыкальное мышление лидера коллектива Виталия Артиста.
Студийные диски группы «beZ bileta» – «На небо» (2001), «Нарисована» (2004), «Поправка 22» (2006), «Кино» (2007) – демонстрируют ее эволюцию от белорусскоязычного фолка к поп-року.
«beZ bileta» дважды удостоены престижной белорусской музыкальной премии «Рок-коронация» в номинациях «Открытие года» (2000) и «Песня года» (2001). Группа имеет опыт выступлений на фестивальных площадках Беларуси, Польши, Италии, Германии. Лидер группы В.Артист пишет музыку к кинофильмам («Охота на пиранью», «Шутка»), телесериалам («Мужчины не плачут», «Супермаркет»), театральным постановкам (спектакли пластического театра «Инжест»), телепроектам (известный телецикл «Саша и Сирожа»), мультфильмам и рекламе.
Группа «Харлi» появилась в 2002 году. Лидер группы, вокалист Евгений Чалышев определил стиль, в котором работает эта группа, как поп-рок-фолк-диско. Музыка «Харлi» несет позитивный настрой, она легка и доступна для восприятия. Несомненным «плюсом» этого коллектива являются тексты, написанные на белорусском языке.
История группы «Naka» началась в 2004 году (лидер группы – Анастасия Шпаковская). Наибольшее влияние на творчество коллектива оказали городской романс20 и русский рок. С течением времени творческий материал группы значительно изменился, в нем появились элементы фольклора.
В мае 2006 г. группа «Naka» принимала участие во втором независимом конкурсе музыкальных исполнителей в сети Интернет «MuseON» (Москва) и заняла в номинации «рОковый MuseON» второе место. Летом того же года «Naka» успешно выступила на крупнейшем рок-фестивале СНГ – «Крылья» (Москва, Тушино), где получила ряд коммерческих предложений. Сейчас группа работает над «экспортной версией» альбома «Тебе», планируется выход нескольких клипов на белорусском телевидении.
В 2005 году появилась еще одна поп-рок-группа – «Дрозды», одержавшая победу на Первом открытом всероссийском конкурсе молодых исполнителей «Пять звезд» в Сочи (третье место). Лидер группы Виталий Карпанов определил стиль своего коллектива как балалайка-джаз-поп-дэнс. «Дрозды» позиционируют себя как «народно-эстрадный джазовый ансамбль», в композиции которого звучание балалайки и баяна привносят некий экзотический элемент. Популярны студийные альбомы группы – «Дрозды прилетели» (2006), «Любовник-герой» (2008). Работу в студии коллектив сочетает с участием в телевизионных шоу и концертах, выступает на корпоративных мероприятиях в Белоруссии и за рубежом. Композиции группы отличаются непосредственностью, неподдельным оптимизмом, танцевальностью.
Важный пласт белорусского рока связан с обращением к национальному фольклору. Инициированное в 1970-е годы ВИА «Песняры» направление фолк-рок21 продолжили коллективы, ориентированные на фолк- и этно-музыку22. В их числе – «Палац», «Крыві», «Троіца», «Юр’я» (Минск), «Стары Ольса», «Бан-жвірба» (Гомель), дуэт «Александры Кирсановой и Константина Драпезы (Борисов). Репертуар этих коллективов стоял из обработок старинных белорусских народных песен, а также собственных сочинений, по интонационному строю и содержанию близких народным. В свой состав эти группы нередко включали старинные белорусские инструменты – лиры, цимбалы, дудки, жалейки.
На сегодняшний день с белорусским музыкальным и поэтическим фольклором работают группы: «Троіца», «Юр’я», «Postscriptum», «Ліцьвіны», «Зелень дорог», «Znich», «Зьмяя», «Нагуаль», «Яр», «Стары Ольса», дуэт «Александра и Константин» и др.
17. Этапы развития рок-музыки в Беларуси.
См. Рок-музыка в Беларуси

18. Представители белорусского поп-рока.
См. Рок-музыка в Беларуси + определение поп-рока

19. Белорусский фолк-рок.
См. Рок-музыка в Беларуси + определение фолк-рока

20. Понятия «популярная музыка» и «поп-музыка».
См. Термины + примеры белорусской поп-музыки

21. Белорусские эстрадные оркестры и ансамбли.
См. Белорусский джаз, Рок-музыка в Беларуси

22. Белорусские рок-группы.
См. Рок-музыка в Беларуси

23. Белорусские эстрадные исполнители.

24. Белорусские джазовые коллективы.

25 Белорусский джаз

Основоположником белорусского джаза по праву считается трубач Эдди Рознер. Э.Рознер – легендарная личность, музыкант с мировой славой, композитор, дирижер, уникальный трубач и шоумен. Он закончил Берлинскую консерваторию па классу скрипки с золотой медалью. А когда джазовый бум докатился до Европы, Э.Рознер увлекся исполнением джазовой музыки на трубе. В рекордно короткие сроки он стал блистательным джазовым исполнителем. Недаром знаменитый американский трубач Луи Армстронг во время гастролей по Европе подарил Э.Рознеру свою фотографию с подписью «Белому Армстронгу от черного».
В 1940 году под руководством Э.Рознера был создан Государственный джазовый оркестр БССР. Этот оркестр состоял из прекрасных музыкантов, много гастролировал по былому Советскому Союзу и завоевал всесоюзное признание. Сочетая в себе лучшие традиции американского джаза с европейским блеском, Госджаз БССР ярко выделялся среди советских джаз-оркестров и своим звучанием, и артистизмом, и умением держаться на сцене, чем производил неизгладимое впечатление на публику.
Гастроли оркестра проходили в разных уголках страны даже во время Великой Отечественной войны. C 1943 года оркестр давал концерты в действующей армии: в воинских частях, в госпиталях, в тылу и на передовой.
В январе 1944 года Э.Рознеру было присвоено звание заслуженного артиста БССР. Впервые в СССР такого звания был удостоен джазовый солист-инструменталист. Его многочисленные сочинения – песни «Зачем смеяться, если сердцу больно», «Останься», «Тирольская», «Прощай, любовь», «Может быть», «Мой Вася» и др. стали шлягерами. Благодаря этому музыканту любители джаза впервые услышали такие знаменитые джазовые стандарты, как «Караван», «Вишневый сад», «Маленькая серенада», «Сент-Луис блюз» и др.
В 1946 году в СССР началась массовая кампания против джазового искусства. В числе ее первых жертв оказался Госджаз БССР: Э.Рознер был отстранен от работы и вскоре арестован (после чего провел восемь лет в заключении в Сибири). Какое-то время оркестр продолжил свою гастрольную деятельность под руководством пианиста, композитора, дирижера Юрия Бельзацкого.
С ликвидацией Госджаза БССР под управлением Э.Рознера закончилась целая эпоха в истории отечественного джаза. Однако деятельность этого оркестра имела огромное значение для дальнейшего развития эстрадного и джазового искусства Беларуси.
Дальнейшее развитие белорусской джазовой музыки происходило под влиянием советского джаза, а также творчества русских советских композиторов-песенников – М.Блантера, А.Варламова, И.Дунаевского, А.Островского, О.Строка, А.Цфасмана, Д.Шостаковича и др.
В 1960 – 1970 годы в Беларуси появились собственные джазовые музыканты – композитор Евгений Гришман, пианисты Андрей Пыталев и Аркадий Эскин. С целью развития джаза, а также для привлечения музыкантов и любителей джаза в 1978 году в Минске был создан Джаз-клуб, который существовал до 1991 года. Возглавил этот клуб журналист и искусствовед Дмитрий Подберезский.
В 1987 году открылась кафедра искусства эстрады в Минском институте культуры (сегодня – Белоруский государственный институт культуры и искусств), началась подготовка профессиональных кадров в области эстрады и джаза.
В белорусской джазовой музыке значительное место занимает деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки РБ под управлением М.Финберга. В его репертуаре – классический и современный джаз, джаз-рок, оригинальные композиции американских джазовых композиторов и их обработки.
Необходимо отметить, что собственно джазом творческий диапазон оркестра не ограничивается. Это универсальный коллектив, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве, который сочетает в себе исполнительские возможности биг-бенда7, симфоджаза8 и эстрадного оркестра аккомпанирующего типа. С джазовыми программами оркестр выступает сравнительно немного, так как, будучи бюджетной организацией, он должен выполнять определенный план, госзаказ от Министерства культуры. Поэтому основная деятельность коллектива – работа с музыкой белорусских композиторов и гастрольные поездки в различные районы Беларуси.
В Национальном концертном оркестре симфонической и эстрадной музыки РБ собраны (или прошли через него) лучшие джазовые музыканты страны. Кроме того, с начала 1990-х годов оркестр выполняет функции и мощного продюсерского центра, оказывая поддержку многим начинающим джазовым коллективам, предоставляет им репетиционную базу и возможность выступлений на сцене. Среди самых ярких «воспитанников» оркестра М.Финберга – Минск-джаз-квартет Евгения Владимирова, популярный в начале 1990-х годов, и «Яблочный чай» Игоря Сацевича, считающийся одной из лучших джазовых групп Беларуси.
Основателями джазового ансамбля «Яблочный чай» (1993 год) явились бас-гитарист И.Сацевич и ударник Александр Сапега. Визитной же карточкой коллектива стали композиции лидера группы И.Сацевича, который сочетает таланты композитора, аранжировщика и исполнителя. Музыка группы «Яблочный чай» включает элементы всех современных джазовых стилей, а также элементы белорусского и мирового фольклора. Большой популярностью пользуются альбомы «Пчелиный танец», «Злые девушки», «Вместо тебя».
Еще один известный джазовый коллектив – ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» был образован в еще 1977 году Г.Кремером, являлся любительским коллективом и исполнял музыку исключительно в стиле диксиленд9. В начале 1990-х годов, когда состав ансамбль пополнился профессиональными музыкантами, «Ренесспнс» стал играть музыку в нью-орлеанском стиле10, а также в стиле раннего свинга11. Постоянным участником ансамбля является композитор и ударник Николай Лаптенок.
В 1987 году была создана вокальная группа «Камерата» под руководством Игоря Мельникова. В своем репертуаре группа сочетает оригинальные произведения, композиции, создаваемые участниками коллектива – обработки фольклорной музыки разных народов, а также латиноамериканской и джазовой музыки. Вокальная группа «Камерата» –постоянный участник многочисленных европейских джазовых фестивалей.

26. Современные направления популярной музыки Беларуси.
См. Популярную музыку Беларуси

27. Творческая деятельность Президентского оркестра РБ
В 2002 г. в структуре Дворца Республики был организован Президентский оркестр РБ, который практически с момента своего создания начал активную концертную деятельность. Все участники оркестра, включая дирижера, прошли жесткий конкурсный отбор. Изначальная направленность оркестра – обеспечение музыкальным церемониалом государственных официальных мероприятий (Республиканского выпускного бала; сопровождение Церемонии вручения Государственных наград; Приема Президента Республики Беларусь по случаю вручения премий Президента РБ по поддержке талантливой молодежи; праздничного концерта, посвященного Дню Победы и Дню Независимости и др.). Однако постепенно репертуар коллектива расширился.
За пять лет свого существования Президентский оркестр РБ представил разнообразные концертные программы, включающие популярную классику, произведения белорусских композиторов, эстрадные композиции для оркестра, обработки народных песен. Коллектив работал с известнейшими зарубежными исполнителями – Аль Банно, Риккардо Фольи, Мишелем Леграном, Николаем Трубачом, Николаем Носковым, Людмилой Сенчиной и др., а также белорусскими исполнителями – Анатолием Ярмоленко, Ядвигой Поплавской и Александром Тихановичем, Нелли Богуславской, Измаилом Каплановым, Яковом Науменко, Ириной Дорофеевой, Инной Афанасьевой. Особой популярностью у слушателя пользуется цикл концертов «Музыкальные вечера с Президентским оркестром Республики Беларусь».
За время своей творческой деятельности коллектив совершил три гастрольных тура по Беларуси, которые были приурочены значимым историческим датам и событиям в жизни страны (например, концертная программа «Президентский оркестр детям» в Год ребенка).
В январе 2007 г. в Минске Президентский оркестр впервые исполнил симфоническую версию произведений «The Beatles». В концертную программу также была включена музыка для эстрадно-симфонического оркестра Эндрю Ллойда Уэббера, Леонарда Бернстайна, «Румынская рапсодия» Джордже Енеску, а также произведения белорусского композитора Евгения Глебова.

28. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством М.Финберга в области джазовой музыки.
См. Белорусский джаз

29. Зарождение рок-музыки в Беларуси
См. Рок-музыка в Беларуси

30. Формирование белорусской национальной рок-музыки
См. Рок-музыка в Беларуси



Термины
1. Джаз (англ. jazz – сумбур, шум) – вид музыкального искусства, сложившийся в результате синтеза европейской и африканской музыкальных культур.
Африканские истоки джаза: ранние жанры афро-американского музыкального фольклора – рабочая песня (work song), обрядовая песня, песня плантаций (holler); жанры негритянской религиозной музыки – госпел сонг (англ. Gospel – Евангелие), спиричуэл (англ. spiritual – духовный). Стилистические особенности негритянской музыки: импровизация, лабильное интонирование, строфическое варьирование мелодии, синкопы, офф-бит, шаут, граул-эффекты и т.п.
Европейские истоки джаза – англо-кельтские религиозные ритуалы, гимны, псалмы, баллады, представления менестрелей, драматические представления с музыкой, широкое использование фортепиано, домашнее музицирование.
Основные черты джаза – основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, многократное повторение кратких мелодических и гармонических структур, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, вопросно-ответная структура, напряженные и насыщенные звучания, обилие звукоподражательных приемов, импровизационное начало и т.д.
«Архаический джаз» (англ. archaic jazz) – период зарождения джаза (вторая половина ХІХ века – 1900 г.), ранняя стадия развития негритянской инструментальной музыки.
Классический джаз (англ. classic jazz) – период формирования джаза как вида музыкального искусства. Подразделяется на два этапа: 1) период становления (1900 – 1910 гг.) – диксиленд, новоорлеанский, канзас-сити, креольский стили; 1920 – 1930 гг. – чикагский, гарлемский стили; симфоджаз. 2) период зрелости (1930 – 1940 гг.) – эра свинга.
Стилевые особенности классического джаза: обращение к разнообразным музыкальным источникам – бытовая, религиозная, фольклорная музыка и музыка академической традиции народов мира; применение блюзовой традиции («блюзовый звукоряд», «блюзовые тоны», «блюзовая форма»), использование мажоро-минорной системы и гармонических соотношений типа Т – S – Т, D – S –Т, а также различных специфических средств и технических приемов – офф-бит, стоп-тайм-техника, хот-вокал, брэйк, шаут-эффекты и т.д,
Определяющие особенности стиля свинг (англ. swing – качание, раскачивание, пульсация): характерная свинговая пульсация, сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, возросшее значение аранжировки, фиксированная нотная запись музыкальных композиций, расширение состава оркестра (биг-бэнда), специфический тембровый колорит звучания оркестра и т.д.
Современный джаз (англ. modern jazz – современный джаз) – термин, которым принято обозначать стили и направления джаза, которые возникли после эры свинга.
Развитие современного джаза подразделяется на три периода: 1) модерн-джаз (1940 – 1950 гг.) – би-боп (боп), возрождение диксиленда; (1950 – 1960 гг.) – кул-джаз, хард-боп, прогрессив, барок-джаз, соул, фанк, третье течение; 2) авангард (1960 – 1970 гг.) – фри-джаз, новая волна; 3) модальный джаз (1970 – 1980 гг.) – джаз-рок, фьюжн; 1980 – 2000 гг. – эйсид-джаз, джаз-рок.
Определяющие особенности современного джаза – разнообразные эксперименты и поиски новых средств выразительности: усложнение мелодики, гармонического языка, ритмики, расширение интонационной и ладовой сфер, использование системы звуков из 9 хроматических вариантов лидийского лада и модусов – особых ненормативных ладо-звуковых структур; независимая импровизация, основанная на произвольном ряде звуков, связанных между собой исключительно ладом; синтез элементов джаза и европейской симфонической музыки (как классической, так и поп-музыки), а также рок-музыки, рэпа и др.
2. Популярная музыка, поп-музыка (англ. pop; сокращ. от итал. populus – народный, общедоступный).
Многие исследователи разграничивают понятия «популярная музыка» и «поп-музыка». По их мнению, популярными в равной степени могут быть оперная ария, романс, фортепианное сочинение, произведение для симфонического оркестра, джазовая пьеса, эстрадная песня, рок-композиция и т.д. Приставка «поп» обозначает ориентацию на сугубо коммерческие цели.
Термин «поп-музыка» употребляется с начала 1960-х годов. В широком смысле слова поп-музыка – совокупность музыкальных жанров, стилей и направлений, носящих развлекательный характер и имеющих ярко выраженную коммерческую направленность.
Понятие обладает исторической и географической подвижностью. Например, в США в первой половине XX в. к области поп-музыки можно было отнести традиционный джаз. Однако с 1950-х гг. джаз, испытав на себе влияние европейских композиторских школ, стал ближе к академической, элитарной музыке, нежели к массовой.
3. Рок-музыка (англ. rock – качаться, раскачиваться, трястись) как направление музыкального искусства появилась в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «рок» произошел от сокращенного «рок-энд-ролл» («rock-and-roll»). С 1967 г. он стал употребляться в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкально-стилевого направления – рок-музыки.
Сегодня содержательный смысл термина «рок» значительно глубже, часто он употребляется в более широком значении, включает в себя понятие рок-культура. Как социокультурный феномен рок-музыка есть форма художественной культуры, соответствующая социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений (битники, хиппи, панки и др.), отражающая реальные проблемы их существования и выражающая нонконформистский пафос.
Как явление музыкального искусства рок-музыка есть совокупность музыкальных стилей, для которых характерны: гипертрофированная роль ритма, техника риффов, надрывно-исступленный вокал, яркие мелодические линии в рок-композициях, экспрессивный характер исполнения, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализация действия (рок-шоу), интерактивность (участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций), а также высокий уровень психологизации и физиологизации рок-действия.
Развитие зарубежной рок-музыки второй половины ХХ века подразделяется на несколько этапов: 1) 1950-е гг. – формирование рока на основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, кантри-энд-вестерна; 2) 1960 – 1967 гг. – возникновение и развитие британской бит-музыки; 3) 1967 – конец 1970-х гг. – разделение рок-музыки на множество стилевых направлений, таких как джаз-рок («Chicago», «Blood Sweat And Tears», «Weather Report»), фолк-рок («Byrds», «Buffalo Springfield», «Fairport Convention»), арт-рок («King Crimson», «Gentle Giant»), хард-рок («Led Zeppelin», «Deep Purple»), панк-рок («Sex Pistols», «Generation X») и др.; 4) 1980 – конец 1990-х гг. – дальнейшее развитие музыкально-стилевых направлений, выход рок-музыки на более высокий уровень профессионального исполнительства, социального и политического самосознания.
4. Традиционный джаз. См. Джаз.
5. Би-боп. См. Джаз.
6. Джаз-рок – стилевое направление, характеризующееся использованием принципов джазовой импровизации в традиционных рок-форматах. Сложился в конце 1960-х годов в США под влиянием работ Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и доступной, и в то же время не опуститься до развлекательного уровня. Бум «интеллектуального» рока и новизна стиля сделали его крайне популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько более специфических форм, часть его адептов вернулась к традиционному джазу, некоторые пришли к поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн. Наиболее характерные представители – «Chicago», «Blood Sweet And Tears», «Wteather Report[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Soft Machine», Майлз Дэвис, Фрэнк Заппа, «Эл Ди Меола».
7. Биг-бэнд (big band) – название большого состава джазового оркестра, состоящего из трех групп инструментов – секций: секции саксофонов (включающей кларнет); секции медных инструментов (трубы и тромбоны); ритмической секции (фортепиано, гитара, контрабас или бас-гитара, ударные инструменты).
8. Симфожаз. См. Джаз.
9. Диксиленд. См. Джаз.
10. Нью-орлеанский стиль. См. Джаз.
11. Свинг. См. Джаз.
12. Эстрадная песня – условное определение песни, бытующей на эстраде, авторами которой, как правило, являются профессиональные композитор, поэт, исполнитель и аранжировщик. Чаще всего эстрадная песня имеет определенную куплетную форму, запоминающийся мотив и слоган (яркую, эмоционально насыщенную поэтическую фразу). Круг тем и образов, эмоциональная палитра эстрадной песни охватывают все стороны человеческой жизни. Эстрадную песню, имеющую рейтинговый (коммерческий) успех, называют шлягером (нем. Schlager – ударная песня, от нем. schlagen – ударять).
13. Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) – тип музыкального коллектива, возникший на советской эстраде во второй половине 1950-х гг. Сам термин «ВИА» («вокально-инструментальный ансамбль») употребляется с середины 1960-х гг. Стандартный состав ВИА – несколько вокалистов (без ярко выраженного лидера), секция духовых инструментов, ритм-секция (включающая гитару и клавишные).
Стилевую основу музыки ВИА составляет сочетание элементов рок-музыки и джаза с советской массовой песней.
14. Диско (фр. discotheque – собрание пластинок) – стиль танцевальной музыки, получивший распространение в США и странах Европы в середине 1970-х гг. Возник одновременно в трех странах – в Швеции, ФРГ и США. Музыкальную основу диско составляет упрощенная соул- и фанк-музыка, в 1990-е гг. диско ассимилировал африканские и латиноамериканские ритмы. Стилевое направление характеризуется простыми, легко запоминаемыми мелодиями, однообразным, напоминающим работу часового механизма ритмом, широким применением синтезаторных эффектов, «инструментализацией» вокала, бесконфликтностью содержания текстов.
15. Хип-хоп (рэп) (англ. звукоподраж. hip hop; англ. rap – болтовня, треп) – «постмодернистский» стиль современной поп-музыки, предполагающий создание композиций посредством микширования (сведения) уже существующего музыкального материала. Сформировался в деятельности ди-джеев «черных» дискотек Нью-Йорка в середине 1970-х гг. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также элементы ямайского стиля калипсо), и в середине 1980-х гг. оформилось доминирующее направление современной поп-музыки – рэп (rap, речитатив) или хип-хоп.
16. Арт-рок (англ. art – художественный) – стилевое направление в рок-музыке, представители которого, используя электро- и электронные инструменты, работают с традиционными классическими (концерт, симфония, опера) или авангардными формами. Для арт-рока характерны приемы, присущие европейской классической музыке: многоплановые композиции, приближающиеся по форме к традиционной сюите, сложный ритмический рисунок, использование пауз как составных элементов музыки. Представители – «King Crimson», «Gentle Giant».
17. Хард-рок (англ. hard – жесткий, тяжелый) – стилевое направление рок-музыки. Сложился в Великобритании в конце 1960-х гг. Характерные особенности хард-рока – агрессивность, напряженность, повышенная энергичность; унисонность звучания ритм- и бас-гитары создает ощущение тяжести. В начале 1970-х гг. хард-рок являлся самым «тяжелым» стилем рока, но уже к 1973 г. он начал обретать коммерческие черты. Наиболее яркие представители – «Led Zeppelin», «Deep Purple».
18. Рок-опера – сложная жанрово-стилистическая форма, в которой используется стилистика и средства выразительности рока, сочетаются формы оперной драматургии и песенные формы, звучание электо- и электронных инструментов с звучанием симфонического оркестра. Рок-опера возникла в конце 1960-х гг. в США («Волосы» Г.Макдермота).
Жанровые разновидности рок-оперы: диско-опера («Стадион» А.Градского, «Легенда про короля Артура» Р.Уэйкмана), концертная рок-опера («Стена» на музыку группы «Pink Floyd»), рок-опера с чертами мюзикла («Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова, «Орфей и Эвридика» А.Журбина), собственно опера («Юнона и Авось» А.Рыбникова).
Белорусская рок-опера – «Масфан» В.Курьяна /1976/, «Максим» И.Поливоды /1992/.
19. Поп-рок (англ. pop – сокращ. от лат. populus – народный, общедоступный, rock – качаться, раскачиваться, трястись) – направление рок-музыки, представляющее собой эклектическое смешение стилевых особенностей бит-музыки, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, хард-энд-хэви с чертами шансона во Франции, шлягера в Германии, массовой и так называемой «блатной» песни в СССР и на постсоветском пространстве. От поп-музыки поп-рок перенял танцевальность, легкую запоминаемость мелодий, бесконфликтность поэтической основы; от рока – инструментарий, импровизационность гитарных и клавишных соло, экспрессивную манеру исполнения. Возник одновременно в США и Великобритании во второй половине 1950-х гг.
20. Городской романс (исп. Romance) – бытовой романс, характеризующийся фольклорными и литературными формами бытования в городской среде. Наиболее известными исполнителями городского романса в России являются Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Петр Лещенко, Алеша Дмитриевич.
21. Фолк-рок (англ. folk – народный), стилевое направление, в котором мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на фолк-стилизациях. Наиболее яркие представители данного направления – «Byrds», «Buffalo Springfield», «Fairport Convention», «CSN&Y», Боб Дилан, Джоан Баэз, Джон Денвер.
22. Этно-музыка (греч. йthnos – народ, племя) – направление, сложившееся в мировой музыке в конце 1980 – начале 1990-х гг. Исполнители этно-музыки стремятся к воспроизведению аутентичных (первоначальных) звучаний, используя оригинальные инструменты. С середины 1990-х гг. этно-музыка развивается вне джаза, поп- и рок-музыки как самостоятельное направление.

15

Приложенные файлы

  • doc 28545
    Размер файла: 154 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий