модель сочинения. Примеры сочинений.Для ЕГЭ17 комментарий следует расширитьpdf


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по
разным поводам вспоминала что
-
нибудь о Матрене и как
-
то с новой стороны осветила мне умершую.

-

Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а он
а
-

кое
-
как, все по
-
деревенски. А однаво мы с
ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не
бережн
ая; и даже поросенка не держала, выкармливать почему
-
то не любила; и, глупая, помогала чужим людям
бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал
-

некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золов
ка за ней признавала, она говорила с презрительным
сожалением.

И только тут
-

из этих неодобрительных отзывов золовки
-

выплыл передо мною образ Матрены, какой я не
понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле!
-

ведь поросенок
-
то в каждой избе! А у

нее не было. Что может быть легче
-

выкармливать
жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него
-

и
потом зарезать и иметь сало.

А она не имела...

Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить
вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая
сестрам, золовкам, смешная, по
-
глупому раб
отающая на других бесплатно,
-

она не скопила имущества к
смерти. Грязно
-
белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А.Солженицын)


Модель сочинения
-
рассуждения и образец. Часть С. Русский язык. ЕГЭ.

по тексту А. Солженицына.

©Не стоит село без праведникаª
-

так гласит народная мудрость. А в рассказе
А.Солженицына ©Матренин дворª она становится проблемой, потому что
эта
праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает
внимание на эту проблему, потому что она относится к вечным вопросам
взаимоотношений между людьми.

К1. Формулировка
проблемы исходного текста.

Автор, описывая жизнь и быт Матрены
, подчеркивает ее духовные качества и
мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем
ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что
она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь
людям.

К2. Комментарий к
сформулированной
проблеме исходного текста.

Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что
она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и
бескорыстии держится этот мир, но, в
наш век поклонения деньгам и роскоши,
эти качества мало кто ценит, их принимают как что
-
то из ряда вон выходящее,
при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.

К3. Отражение позиции
автора исходного текста.

Я согласна с мнени
е автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными
ситуациями как в жизни, так и в литературе.

Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа
Ф.М.Достоевского ©Преступление и наказаниеª. Дочь от первого брака
спившегося, потерявшего

место чиновника, замученная попреками обезумевшей
от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать
пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради
себя. Образ Сони
-

образ истинной христианки и правед
ницы.

Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа
А.Платонова ©Юшкаª. На праведности Юшки держалось все село. Он делился
любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость,
накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на
других. Юшка, как и
Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги
отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил
бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им
необходим, только посл
е его смерти.

К4.Аргументация
экзаменуемым собственного
мнения по проблеме.

Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в
нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А текст Александра
Солженицына призывает нас заду
маться над своим отношением к людям,
подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам
казаться, глупых поступках широту человеческой души.

Заключение

Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находи
лись своеобразные
инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра.

Множество полезнейших научных открытий сожгли на потеху толпе. Жгли Джордано Бруно, казнили Лаву
а
зье,
Сократа, продавали в

рабство Платона. Длинен список невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы
взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе


и изгоняли Аристотеля, Пифагора, Пери
к
ла.

И не в глубокой древности искать примеры. В XIX веке Академия наук преследова
ла Менделеева. Не от
сладкой жизни уехал из России Мечников. А вспомните жизнь Пирогова…

И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными
те
р
минами.

Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде
всего, неограниченной и тем самым бе
с
страшной.
Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоб
о
римым
препятствием на пути достижения.

Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой

науки, что даже
ст
а
рался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый молодой представитель новой
науки должен быть, прежде всего, открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельств
о
вано
веками. Всякое отрицание уже
противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до
отрицания в своем светлом, постоянном поступательном движении. Творец и не имеет даже времени на
осуждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Потому
-
то

так больно
видеть, когда, в силу каких
-
то предвзятостей и суеверий, человек запутывает сам себя призраками. Лишь бы не
подумали, что ученый становится старообразным,
-

боязливый человек готов предать анафеме или заб
ы
тию
самые поучительные накопления древн
его опыта.

Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные
находки. Фольклор снова идет рука об руку с памятниками археологии. Песня и предание подкрепляют пути
истории. Многие раскопки последних лет изум
ляли нас изысканностью смысла и форм. Эта изысканность,
утонченное изящество давних веков, еще раз напоминает, с каким заботливым, почтительным вниманием мы
должны прикасаться к заветам древности. Все, что может служить на пользу развития человеческого
мыш
л
е
ния,
-

все должно быть и выслушано, и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе
прин
е
сется осколок знания. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается
вел
и
кая, неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющи
й ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно
соде
й
ствующий ей, будет истинным воином, сотрудником света.

(Н.Рерих.1934г.)


Модель сочинения
-
рассуждения по тексту Н. Рериха.

Прочитав текст Н. Рериха, я задумалась над поднятой автором проблемой. Она
заключает
ся в том, что представители новых течений в сферах человеческой
деятельности иногда позволяют себе незаслуженно отвергать опыт предыдущих
поколений мыслителей, ученых, творцов.

К1. Формулировка
проблемы исходного текста.

По мнению автора, это происходит п
отому, что молодая наука или культура,
защищая себя, принижает значение более ранних достижений, не задумываясь о
том, что они являются ее же основой, фундаментом. Вне всяких сомнений,
сегодняшние деятели, посвяща
ю
щие себя служению людям, должны как можно
чаще обращаться к опыту предков.

К2. Комментарий к
сформулированной
проблеме исхо
д
ного текста.

Н.Рерих полагает, что погружение в изучение наследия былых времен
открывает для творца новые горизонты, дает возможность развиваться, расти,
перенимать опыт, со
бираемый веками. Таким образом, о
с
мыслив старое,
человек может создать что
-
либо невиданное, новое, яркое, заслуживающее
всеобщее внимание и восхищение.

К3. Отражение позиции
авт
о
ра исходного текста.

Я согласна с мнением автора, потому что и современная жи
знь, и более ранние
эпохи предоставляют множество примеров, подтверждающих позицию
Н.Рериха.

Во
-
первых, А.С.Пушкин


гений, солнце русской поэзии


черпал вдохн
о
вение
из фольклора. Сказки, былины, предания подарили нам ©Руслана и Людмилуª,
©Песнь о вещем О
легеª, а история подсказала поэту темы для ©Капитанской
дочкиª, ©Бориса Годуноваª.

Во
-
вторых, печальный опыт футуристов подтверждает необходимость изучения
прошлых достижений для создания нового. Приверженцы этого движения были
несомненно талантливы, и их
произведения получили признание, но футуризм
не стал развиваться, а впоследствии поэты


футуристы вернулись в своем
тво
р
честве к классической школе.

К4.Аргументация
экзамену
е
мым собственного
мнения по проблеме.

Поэтому, я полагаю, что осмысление проблемы
, поднятой автором, поможет
избежать многих ошибок и пробудить уважение и почтение к мудрости веков.

Заключение



Приложенные файлы

  • pdf 7776205
    Размер файла: 151 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий