Ответы Бусыгина Урезанные


Вопросы к зачету по дисциплине «Методологические основы психологии»
Понятие методологии. Уровни методологии (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин)
етодология в общем понимании представляет собой учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания.
И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют следующие уровни методологии: высший уровень - философская методология, второй уровень - общенаучная методология, третий уровень - конкретнонаучная методология и четвертый - методика и техника исследования [3, с. 68-69].
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует соподчинение. Философский уровень методологии выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Система взглядов и убеждений исследователя определяет его позицию по отношению к окружающей действительности, к миру и служит основой осуществления познания, выдвижения теоретических положений и, в конечном итоге, деятельности по преобразованию окружающей действительности.
Общенаучный уровень методологии, включающий общенаучные концепции, вооружает исследователя знаниями, необходимыми для общего анализа изучаемого явления, формирует основу теоретической и практической деятельности.
Конкретно-научный уровень методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определенной науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научной области.
Технологический уровень методологии определяет, каким образом можно получить достоверный эмпирический материал, обеспечивает получение с помощью определенных процедур, свойственных данной науке.
2.      Понятие метода в широком и узком смысле. Уровни познания в психологии (В.Н. Дружинин). Классификации методов психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин) АКУЛОВА
-Метод в широком смысле: путь познания, предполагающий соответствие действия поставленной цели и опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)
-Метод в узком смысле: направление организации исследования, предполагающее использование соответствующих исследовательских приемов и процедур
Уровни познания в психологии (Дружинин)
-Уровень методики
-У. методического приема
-У. метода
-У. организации исследования
-У. методологического подхода
Классификации методов психологии:
Ананьев
1. Организационные
-сравнительный
-лонгитюдный-комплексный.
2. Эмпирические
-обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)
-эксперимент (лабораторный=формирующий, полевой, естественный)
-психофизиологические
-анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы),
-моделирование
-биографический метод.
3. Методы обработки данных
-методы математической статистики
-качественного описания.
4. Интерпретационные методы
-генетические (фило- и онто-),
-структурные (классификация, типологизация).
Дружинин
1.Теоретические (взаимодействие с мысленной моделью)
-дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе —восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.;
-индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему.Результат — индуктивная  гипотеза,  закономерность,  классификация, систематизация;
-моделирование(в психологии говорят оно самое главное) — конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или  доступный для исследования. Результат— модель объекта, процесса, состояния:
*структурно-функциональное
исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании.
*функционально-структурное.
по сходству структур модели и образа исследователь судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распространен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т. д.
эмпирические (реальное взаимодействие объекта и субъекта) - результат: данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.
интерпретация и описание (взаимодействие со знаково-символическими представлениями объекта) - результат: «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость, оправдание или опровержение гипотезы
3.      Понятие методологического подхода. Основные компоненты структуры методологического подхода (Н. Дензин, Э. Г) Аьюба АНТОНОВА
Вообще не знаю то или не то пишу.
Методологический подход — это методологическая ориентация исследования (или точка зрения) на объект изучения, принципы общей стратегии исследования.
Известны методологические подходы: диалектический, метафизический, аналитический, синтетический, целостный, качественный, количественный, динамический, статистический (вероятностный), синхронический, диахронический, энергетический, информационный, алгоритмический, эвристический и другие.Существует также предметная классификация методологических подходов, основанная на классификации объектов изучения.
Понятие методологического подхода используется на всех уровнях методологического анализа, в одних случаях оно исчерпывается стратегическими принципами, в других — мировоззренческой позицией. Иногда оно используется как набор процедур и приемов, создающих форму и условия реализации соответствующих принципов.
4.      Представление о выводимости научного знания из опыта и принцип верифицируемости научных высказываний в позитивистской философии науки. Позитивистские критерии научности в психологии ЕРЕМЯН
1. Всякое знание - это знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. 2. То, что дано в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью.
3. Все функции знания сводятся к описанию чувственных данных.
Такова модель науки, предлагаемая логическим позитивизмом. Итак, в основе науки, по мнению неопозитивистов, лежат протокольные предложения, выражающие чувственные данные субъекта. Истинность этих предложений абсолютно достоверна и несомненна. Совокупность истинных протокольных предложений образует эмпирический уровень научного знания - его твердый базис.
Для методологической концепции логического позитивизма характерно резкое разграничение эмпирического и теоретического уровней знания.
5.      Представления о гипотетико-дедуктивном методе и принцип фальсифицируемости научных гипотез в постпозитивистской философии К. Поппера и И. Лакатоса. Постпозитивистские критерии научности в психологии ИГНАТЬЕВА
Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многим не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют с ним преемственность. Как и неопозитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания. Одним из самых видных постпозитивистов считается современный английский философ Карл Поппер.
Поппер: принцип фальсифицируемостиМетодологическая концепция Поппера получила название фальсификационизма, так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости. Именно в этом и заключается основное различие между философией Поппера и неопозитивизмом. Суть расхождения во взглядах связана с такой важной для философии науки проблемой, как проблема демаркации. В европейской философии науки, начиная с Бэкона и Ньютона, существовало мнение, что отличие науки от других видов знания заключается в принципиальной верифицируемости (опытной подтверждаемости) основных научных положений.
В "Логике научного исследования" Поппер также обращается к проблеме демаркации, но предлагает иное решение. Если логические позитивисты во главу угла ставили принцип верификации, т.е. эмпирического подтверждения, а также индуктивный метод, в соответствии с которым каждый новый факт, подтверждающий теорию, увеличивает вероятность ее истинности, то Поппер обращает внимание на следующее обстоятельство: можно привести множество данных в поддержку теории, но один-единственный факт в состоянии ее опровергнуть. Следовательно, по сравнению с верификацией опровержение имеет большую значимость для определения истинностного статуса научной теории.
Чтобы подчеркнуть эту особенность, Поппер вводит понятие корроборации (от англ. corroboration "подкрепление", "подтверждение"). В отличие от верификации, корроборация - это подтверждение, не повышающее вероятности истинности рассматриваемой теории. Корроборированной считается теория, предполагающая возможность эмпирической проверки и успешно эту проверку выдержавшая. Но даже высокая корроборированность не исключает возможности опровержения, т.е. фальсификации.
Согласно введенному Поппером принципу фальсификации, к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, т.е. высказывания, способные приходить в столкновение с опытом (быть опровергнутыми).
Поппер: представление о гипотетико-дедуктивном методе:
Вслед за Юмом и Кантом Поппер считает трудности индуктивной логики непреодолимыми. Соответственно, он предлагает вообще отказаться от рассмотрения индуктивного метода в качестве метода научного познания, заменив его на дедуктивный метод проверки, согласно которому гипотезу можно проверить только эмпирически и только после того, как она была выдвинута, так как для того, чтобы подвергнуть какое-либо высказывание логическому анализу, его необходимо сначала сформулировать. Следовательно, процесс познания начинается не с наблюдения, а с выдвижения догадок, гипотез. Эти догадки соотносятся с наблюдениями; не прошедшие же критическую проверку - отбрасываются.
Начальная стадия этого процесса - акт замысла и создания теории - с точки зрения Поппера, не нуждается в логическом анализе и не подвластна ему. Вопрос же о том, каким образом рождается новая идея, будь то замысел художественного произведения или научная теория, Поппер считает интересным для психологии, но не для философии науки. Поппер предъявляет три основных требования к любой новой теории:
во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи;
во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались, - иными словами, обладать способностью выступать в качестве инструмента исследования;
в-третьих, она должна выдерживать строгие проверки.

6.      Понятие парадигмы (Т. Кун). Дискуссии о кризисе и парадигмальном статусе психологии ИСТОМИНА
Общая схема (модель) историко-научного процесса предложенная Томасом Куном, включает в себя два основных этапа: это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» – распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологической мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.
Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Содержание этого понятия так и осталось не вполне ясным, однако в первом приближении можно сказать, что парадигма есть совокупность научных достижений, в первую очередь, теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.
Существуют три основные позиции относительно парадигмального статуса психологии: Согласно первой, которой придерживался сам Т. Кун, психология представляет собой допарадигмальную дисциплину, в которой единая парадигма, способная интегрировать различные «психологии» в единую науку, еще не сложилась, что и отличает ее от более развитых – естественных – наук.
Согласно второй, психология – это мультипарадигмальная наука, обреченная насосущест-ование различных парадигм, а значит, и принципиально различных вариантов
понимания психического, подходов к его изучению, способов производства знания,
критериев его верификации и т.д.
Согласно третььей позиции, психология –  внепарадигмальная научная дисциплина, а представления о парадигмальной логике развития науки, наработанные на материале изучения истории естественных наук, главным образом, физики (напомним, что Т. Кун был по образованию физиком), к ней не применимы.
7.      Конструктивизм в философии науки. Конструктивистские идеи в методологии психологии ЛАЗАРЕВА
Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.
Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции. При этом различают узкий и широкий смысл термина «конструкция». В узком смысле, это построения и представления понятий в восприятии, геометрии и логике. В широком смысле, термин относится к особым аспектам миропонимания и самосознания — организующим, структурирующим, формирующим и образным.
8.      Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии («объясняющая» и «понимающая» психологии) МИХАЙЛЮКОВ
Естественно-научная парадигма Гуманитарная парадигма
Признание научным знанием только верефцированное знание, подтвержлённое “внесубъектным” эмпирическим опытом Признание научным не только верефицированное знание. Сам исследователь является “инструментом” получения знания
Ориентация на эмпирические критерии и систему строгих доказательств Легализация интуиции и здравого смысла самого исследователя
Нацеленность на статистические обобщения Возможность обобщений на основе изучения частных случаев
Изучение отдельных параметров личности Изучение целостной личности, включенной в жизненный контекст
Методологический монизм (единообразие научного метода). метод - эксперимент Методы понимания и интерпретации
Ориентация на каузальное (причина-следствие) объяснение Возможность интенциональных объяснений (для объяснения достаточно отметить цель)
Не включённое познание Включённое познание
Универсальное, объективное знание Субъективное, контекстуальное знание
9.      Парадигмы позитивизма, постпозитивизма, конструктивизма, социальной критики и вовлеченности  (Н. Дензин, И. Линкольн) НИКОЛАЕВА В.
ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (из книги А.М. Улановский «Кач. и конструктивисткая ориентация в психологии»)
В настоящее время в соц. и гуманитарных науках есть несколько различных и в определенной мере оппозиционных друг другу парадигм, на которых могут строиться те или иные походы к исследованию человека. И. Линкольн и И. Губа выделяют 5 таких: позитивизм, постпозитивизм, критическая парадигма, конструктивизм и кооперативная парадигма, или парадигма вовлеченности. При общем рассмотрении все перечисленные образуют две радикально различные ориентации: позитивистскую (позитивизм и постпозитивизм) и непозитивистскую, или, как сейчас иногда говорят, неклассическую (конструктивизм, критическая парадигма, парадигма вовлеченности). При этом наиболее открытое противостояние сегодня происходит между сторонниками позитивистской и конструктивистской парадигм. Иногда это противостояние называют также противостоянием «новой» и «старой» (или традиционной) парадигм, так как ориентация на конструктивизм является более молодой и менее устоявшейся, в отличие от позитивистской ориентации, которая появилась раньше и получила статус легитимной в социальных науках и психологии.
10.  Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки (В.С. Степин). Представления о классической, неклассической, постнеклассической психологии НИКОЛАЕВА Ю.
Из презентации:
Классическая наука: механические системы; принципы объективного познания
Неклассическая наука: саморегулирующиеся системы; принципы неопределенности и дополнительности в познании
Постнеклассическая наука: саморазвивающиеся системы; принципы методологического плюрализма, сетевой организации знания
Классическая рациональность ориентирована на объект, неклассическая - на систему "средства-объект", а постнеклассическая - на систему "субъект-средства-объект".
Понятие «постнеклассики» Степина.
Применительно к науке можно выделить три основных критерия. Они
соответствуют, с одной стороны, деятельностному подходу, а, с другой,
структуре оснований науки, выявленных в рамках этого подхода.
С позиций деятельности научное познание может быть охарактеризовано посредством связей и отношений между осваиваемым объектом, субъектом деятельности, а также используемыми им средствами и операциями деятельности.
Первым критерием различения классической, неклассической и
постнеклассической рациональности является тип системной организации
осваиваемых объектов. Для освоения объектов, организованных как простыесистемы, достаточно классической рациональности. Неклассический тип
рациональности обеспечивает освоение сложных саморегулирующихся
систем, постнеклассический – сложных, саморазвивающихся систем.
11.  Понятия объекта и предмета науки. Определение предмета как методологическая проблема психологии НИСТРАТОВ
Объект науки - та область реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций
Предмет науки - та сторона объекта, которая представлена именно в данной науке
При этом объект независим от нас и не меняется, а предмет в процессе истории науки может меняться.
Предмет часто понимается как объект, интерпретированный в понятиях той или иной
науки. Человеческая психика может быть объектом многих наук.
12.  Развитие представлений о предмете психологии в направлениях и подходах западной психологии во второй половине XIX – первой трети ХХ века НОЖКИНА
Источник: Ждан «Предмет психологии в истории психологии»
Развитие предмета психологии начинается с момента выделения психологии в самостоятельную науку, т.е. со второй половины 19 века. Выделению психологии в самостоятельную науку способствовали крупные успехи в развитии естествознания. Открытия в области анатомии и физиологии НС и органов чувств, данные о строении мозга и его связи с психической жизнью, и другие исследования подошли к фактам психологии и, некоторые области естествознания стали разрабатывать собственно психологические вопросы. Важное значение для становления научного статуса имело то, что данные получались экспериментально – психофизика Фехнера 1860, психометрия Дондерса 1869.   
В. Вундт (основатель первой психологической лаборатории в 1879)  определил предмет психологии как особую точку зрения на весь опыт, в отличие от естественных наук, где предметом является внешний опыт.
У.Джемс развивал идею о функции сознании - репрезентация внешнего мира. Он обратил внимание на то, что мир не только существует, но и презентируется сознанию. Таким образом, произошел поворот психологии к функционализму. Предметом стало сознание со стороны его роли в решении практических задач условиях профессиональной деятельности. Таким образом, функционализм способствовал возникновению прикладной психологии.
Бихевиоризм против субъективизма  и  выдвигает предметом объективно наблюдаемое поведение.
Психоанализ делает главным предметом бессознательную психику.
Дильтей называет предметом психологии развитого человека во всей полноте душевной жизни. Целью и методом у Дильтея было понимание как включение субъективных переживаний в смысловые связи с ценностей, которые определяют их.
13.  «Глубинная» и «вершинная» психологии. Формирование предмета психологии в глубинно-аналитической и экзистенциально-гуманистической традициях ПОГУДКИНАГлубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате ≪открытого кризиса≫, и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.
Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате ≪открытого кризиса≫, дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций; аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона.В противоположность глубинной психологии З. Фрейда описательную психологию (В. Дильтей) С.Л. Рубинштейн охарактеризовал как вершинную психологию. Предметом психологии В. Дильтей назвал развитого человека во всей полноте душевной жизни. Ее цель и метод – понимание, но не в форме интроспекции как смотрения внутрь души, а как включение субъективных переживаний в смысловые связи с ценностями, которые их определяют. Эти ценности находятся вне субъекта, в культуре,воплощенной в произведениях искусства, в религии, морали, а также в произведениях материальной культуры.Предполагалось, что описание душевной жизни, изучение ее развития как перехода ко все более высоким ценностям позволяет раскрыть целостность личности, проникнуть в подлинные ее глубины.
14.  Представления о предмете и основные направления исследований в современной когнитивной психологии. Психология и нейронаука РОМАНЫЧЕВА
«Воплощенное/укорененное познание» (embodied cognition). Это направление исследований, абсолютно доминирующее на международных конференциях по когнитивной науке в течение последних нескольких лет, имеет определенную историю. Единичные исследования «воплощенногоь (телесного) познания» в когнитивной науке проводились, по сути дела, уже с 1980-х гг., однако наиболее громко это направление заявило о себе в 1990-х, после выхода в свет двух книг: это «Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт» Ф. Варелы, Э. Томпсона и Э. Рош (Varela, Thompson, Rosch 1991), продолжающий линию вышедшей в 1987 г. и переведенной на русский язык книги У. Матураны и Ф. Варелы «Корни познания» (Матурана, Варела 2001).
«Эмоциональное познание» (emotional cognition). Наиболее громко проблема роли эмоций в познании прозвучала в среде когнитивистов после выхода книги известного физиолога Антонио Дамасио «Ошибка Декарта» (Damasio 1994), где с привлечением многочисленных экспериментальных и клинических данных был проведен многосторонний анализ недопустимости разделения разума и эмоций («страстей») и их физиологических механизмов. С тех пор в когнитивной науке продолжается неуклонный рост числа работ, посвященных роли эмоций в запоминании, внимании, принятии решения и т. д. Такие исследования имели место на всем протяжении развития когнитивной науки, однако их результаты далеко не всегда находили отражение в основополагающих моделях познания и когнитивных архитектурах.
Распределенное и социальное познание (distributed cognition, social cognition). Проблематика «распределенного познания», или познания, разделенного между по крайней мере двумя людьми, возникла прежде всего в контексте психолингвистических и нейролингвистических исследований: не обращаясь к рассмотрению взаимодействия познающего субъекта с другими людьми, затруднительно было объяснить, каким образом он усваивает язык. В качестве одного из механизмов освоения языка был выделен механизм так называемого «совместного внимания», который играет важнейшую роль в языковом и социально-эмоциональном развитии ребенка, а также в обучении и совместной деятельности взрослых людей. познания, избирательно страдающего при аутизме (см. Dapretto et al. 2005).
15.  Особенности понимания предмета в культурно-деятельностной психологии (Л.С. Выготскй, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин) СИГУНОВА
В теории Выготского психология рассматривается как естественная наука. Предмет психологии - это органическая система, развивающаяся в соответствии с законами диалектики. Данное понимание предмета психологической науки определяет собой развитие культурно-исторической теории на всех этапах ее построения, что находит свое проявление и на уровне единиц психологического анализа.
Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.
Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности - один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются. Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция. Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности. Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.
16.  Попытки радикального переосмысления предмета психологии в современных направлениях социального конструкционизма, дискурсивной психологии и нарративной психологии (не нашла пока про нарративную, добавьте пожалуйста если знаете! или скажите где можно про это найти, я вставлю)) «Классическая онтология Ньютона» и «дискурсивная онтология Выготского» (Р. Харре) СИРЕНКОКогнитивный поворот в психологии, иногда называемый «первой когнитивной
революцией» [Харре, 1996], связан с классическими исследованиями социальной перцепции
Дж. Брунера и школы New Look. Как показал Р. Харре, эксперименты Брунера и когнитивнаяпсихология исходили из гипотезы о том, что существуют ненаблюдаемые познавательныепроцессы, которые не осознаются человеком и могут быть смоделированы как компьютерная система обработки информации. Согласно Харре, предположение о неком абстрактном уровне ментальной активности и ментальных состояний, не очевидных длячеловека, терпит поражение в ответе на вопросы о роли значений и интенциональности ворганизации психического и на этом основании должно быть отвергнуто.
Психическое есть практическое мышление и субъективные переживания людей, которые, хотя не могут быть наблюдаемы непосредственно, выражаются в дискурсивной активности и актах социальных взаимодействий (опосредованных знаковыми и символическими структурами). Языковой поворот в психологии – придерживаясь той же логики Харре – связан с возникновением дискурсивной психологии, которая постулировала возможность изучения субъективного опыта человека через анализ языка и разговорных практик – того, как люди рассуждают о тех или иных социальных событиях и риторически конструируют их в своих коммуникациях друг с другом. В современных дискурс-аналитических исследованиях основной фокус интереса составляет то, как человек рассуждает о себе и об окружающем его мире, какие языковые средства и стили использует при этом, к каким лингвистическим практикам, закрепленным в культуре, он обращается. Налицо психолингвистическая ориентация этих исследований. С этой точки зрения язык является опосредующим инструментом – «орудием» общественного познания и получения обществом новых знаний.
17.  Общая характеристика современного направления критической психологии. Психологические механизмы подавления и освобождения как предмет критической психологии ХОМЯКОВА -
Не нашла в ответах :( Если кто знает о чем тут еще речь-подскажите
Критическая психология - направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60–70-х гг. ХХ в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К.Х. Браун и др. Одним из основных психологических источников концепции К. п. является теория деятельности А.Н. Леонтьева. Особое место в К. п. занимают исследования социогенеза (развитие психики в конкретных типах обществ) и онто- и актуалгенезов психического (изучение представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и т.п.).
Одно из основных понятий К. п. — «способность к действию», под к-рой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать свои собственные условия жизни и распоряжаться ими. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности (определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе):
ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства психологической защиты от неудовлетворенности, дискомфорта и т.п.;
полное развитие, когда индивид осознает свои собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая при этом свои «сущностные силы».
18.  Категории и объяснительные принципы в структуре психологических теорий. Система категорий психологии. Основные принципы психологии ХОРЬКОВА
Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания
Категориальный аппарат психологии (система категорий) образует «остов» механизма «изготовления» психологических теорий и фактов. Категориальный аппарат не статичен. Он постоянно совершенствуется. (то есть количество категорий постоянно увеличивается)
М.Г.Ярошевский и А.В. Петровский, 5 базовых категорий в психологии:
категория образа
категория действия
категория мотива
категория отношения
категория переживания
3 метакатегории:
личность
деятельность
общение
19.  Деятельность как категория и объяснительный принцип в отечественной психологии. Методологическое значение категории деятельности ЩУКИН
Можно указать на главную причину, по которой деятельность стала одним из центральных объектов анализа в психологии. Это связано с тем, что именно деятельность является способом объективации субъективного и дает возможность проникнуть во внутренний мир человека, открывает пути для применения объективного метода в психологии.
Как объяснительный принцип категория деятельности была впервые применена в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном (1922) в работе «Принцип творческой самодеятельности»: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть» (цит. по:Рубинштейн, 1986. С. 105). Категория деятельности становится основой для формирования предмета психологии, за счет чего перестраивается вся система общепсихологических понятий. «Понятие деятельности, — писал Э. Г. Юдин, — позволяет рассмотреть психику как ее функциональный орган» (Юдин, 1976. С. 75).Рубинштейн выделял в деятельности ее психическую составляющую, которая и должна быть предметом психологического изучения — нельзя подменять психологическое изучение деятельности исследованием ее результатов. Деятельность человека, по С. Л. Рубинштейну, может быть практической и теоретической; эти два вида деятельности он разграничивал достаточно отчетливо: «Практическая деятельность выступает как материальная, а теоретическая... — как идеальная именно по характеру своего основного продукта, создание которого составляет его цель» (1989. С. 42).В. П. Зинченко (1996) детально обосновывает положение о том, что предмет деятельности человека имеет некоторое идеальное содержание, даже если он воплощен материально.
20.  Основные характеристики деятельности (предметность, субъектность, целесообразность, сознательный характер, социальный характер, опосредствованный характер, продуктивность). Понятия опредмечивания и распредмечивания ДАВЫДОВА
Упомянем определение деятельности – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру , содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Рассмотрим орсновные характеристики деятельности!
Предметность. Подлинная предметность состоит не в том, что она направлена на обьекты внешнего мира, такая направленность есть и у животных. Но если животное относится к предмету как носитель чуждой этому предмету потребности, то человек относится к предмету адекватно его природе, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности.  Именно деятлеьность человека поистине предметна а не околопредметна, она не просто взаимодействует с предметами, а сама себя обуславливает предметностью.
Другой атрибут деятельности человека — субъектность. Понятие субъектности широко используется в психологии, однако трактовка данного понятия у разных авторов существенно различается. Общее между различными трактовками данного понятия состоит в том, что в любом случае под субъектом понимается человек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. Субъектностью также называют осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, а также как носителя сознания и самосознания. В связи с этим необходимо отметить одну существенную методологическую задачу, стоящую перед психологией, — разделение
Целенаправленность. Цель – это сознательный образ  планируемого результата деятельности. Она всегда субьективна по форме и обьективна по содержанию. Именно в целеполагающей деятельности оебспечивается единство субьективного и обьективного начал.
Целенаправленность деятельности рассматривается на нескольких уровнях анализа. Наиболее часто рассматриваются в соответствии со схемой, предложенной А. Н. Леонтьевым, мотивационный, целевой и операциональный уровни.
Осознанность —еще одна содержательная характеристика деятельности человека. Сознательный характер деятелньости прямо вытекает  из ее целесообразности, целеподчиненности, поскольку цель по определению  обладает свойством сознательности.
В деятельности человек осознает не все ее уровни, по мнению А. Н. Леонтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. Операции, как известно, не осознаются в силу того, что они являются автоматизированными и в их осознании нет функциональной необходимости. Мотивы деятельности могут быть осознаны, но в обычных условиях они не представлены в сознании. Методологический принцип, который стоит за этими утверждениями, получил название принципа единства сознания и деятельности.
Социальность деятельности человека также является ее неотъемлемым свойством. Социальный характер человеческой деятельности определяется ее социально культурным генезом. Человек находящийся вне общства не способен самостоятельно прийти к каким либо формам деятельности или освоить их без участия других людей даже при наличии предметов материальной и духовной культуры.
21.  Принцип единства сознания и деятельности в подходах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Критика принципа единства сознания и деятельности В.П. Зинченко и М.К. Мамардашвили ДАВЫДОВА
Данный принцип был впервые в отечественной психологии сформулирован С. Л. Рубинштейном (1922, 1934) и развит в его более поздних работах. По С. Л. Рубинштейну, всякое действие человека и всякий его поступок представляет собой единство внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, а единство сознания и деятельности основывается на единстве сознания и действительности, или бытия. Кроме того, по С. Л. Рубинштейну, любое свойство психики человека, в том числе и сознание, представляет собой единство предпосылок и результатов его формирования. Таким образом, принцип был сформулирован скорее как философско-методологический.
По-другому сформулировал принцип единства со знания и деятельности А. Н. Леонтьев. В его трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования: образ является накопленными движениями, свернутым действием. При этом перцептивная деятельность, насколько бы она ни была автоматизированной, принципиально строится так, как деятельность осязающей руки. Такая трактовка единства сознания и деятельности содержит в себе психологическую конкретизацию и реализуется во многих исследованиях.
Общее между этими трактовками то, что в них утверждается непрерывность сознания как явления, постоянно сопутствующего деятельности. Такая точка зрения на сознание вызывает возражения. Как уже было сказано, В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили (1977) сформулировали представление о сознании как явлении, возникающем в зазоре непрерывного опыта. На этом основании принцип единства сознания и деятельности критикуется как неадекватный.
22.  Перспективы и значение деятельностного подхода для современной мировой психологии (В.А. Лекторский, А.П. Стеценко) ЭЙДЕЛЬМАН
По статье Стеценко: (простите, что так много, но я пока читала не могла никак понять, как это сократить, чтобы понятно было)
ТД (теория деятельности) – не просто теоретическая модель, это очень деятельная теория. Она несет в себе и наперед задает особый способ жизни, т.е. особое видение (образ) мира, особое отношение к миру, особую личность и особое сознание, в основе которых лежит особая аксиология и даже особая – глубоко гуманистическая – идеология, а вовсе не только система идей, как ментальных конструктов (пусть очень важных и новаторских).ТД  – совершенно уникальная школа и направление в истории всей мировой психологии.
В нравственном и одновременно глубинно-практическом наполнении кроется, с ее точки зрения, исключительная привлекательность ТД во всем мире, особенно сегодня.
Интерес к Выготскому и его школе нарастает в связи с ростом неудовлетворенности не только доминирующими сегодня психологическими схемами, но и схемами самой жизни, в том числе и в Америке.
23.  Категория общения в психологии и ее методологическое значение. Общение как деятельность. Общение как субъект-субъектное взаимодействие. Общение как обмен информацией. АВДЕЕВ
Категория общения является значимой для различных отраслей психологии. Она широко используется в общей психологии, психологии развития и педагогической психологии, она становится ключевой для создания социально-психологической теории. Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики. От трактовки категории общения зависит понимание той социальной реальности, в которой человек проявляет себя как личность, а также понимание того, каким образом человек себя проявляет.
А. А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека» (Леонтьев, 1997). Позицию А. А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Точка зрения А. А. Леонтьева на «общение как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые, в свою очередь, рассматриваются как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л. С. Выготского, еще в 30-е гг. пришедшего к выводу, что первым в онтогенезе видом человеческой деятельности является общение. При всем разнообразии трактовок общения можно выделить главные:
-                  общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;
-                  общение — атрибут других видов человеческой деятельности;
-                  общение — взаимодействие субъектов.

24.  Категория личности в психологии. Понятия индивида, личности, индивидуальности. Личность как совокупность общественных отношений. Личность как позиция человека, заданная системой смысловых образований. Характер и личность СИДЕЛЬНИКОВА
К  исходным принципам относится разделение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность», которое принято в отечественной психологии. Эти понятия отражают целостность человека, но каждое из них отражает различные аспекты этой целостности. Понятие «индивид» подразумевает генотипическое образование, продукт эволюции. Индивидными называют те свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости, как, например, темперамент или природные задатки способностей. В отличие от индивида, личность «есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» (А. Н. Леонтьев).Личностными называют, как правило, те свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окружающим миром и формируются во взаимоотношениях с миром. Личностью во многих общепсихологических теориях называют человека, достигшего определенного уровня развития (этот принцип можно выразить хорошо известным высказыванием «личностью не рождаются, личностью становятся»). Многие теории личности предлагают свой критерий того, можно ли считать человека сформированной («зрелой») личностью. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что зрелой личностью можно считать человека, овладевшего своим поведением (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Другая точка зрения, дополняющая предыдущую (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер), состоит в том, что при определенном, достаточно высоком уровне развития человека его личностные характеристики как бы «снимают» его индивидные свойства.
25.  Представления о деятельностном опосредствовании личности и личностном опосредствовании деятельности в отечественной психологии АКУЛОВА
Дерьмовый вопрос. Не могу найти ответ.
методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А.Н.Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А.В. Петровский) содержанием, целями исоциальной ценностью осуществляемой деятельности.
...Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти межличностные связи практически нерасторжимы, они вполне реальны, но по природе своей "сверхчувственны". Они заключены в конкретных индивидных свойствах, но к ним несводимы, они даны исследователю в проявлениях личности каждого из членов группы, но они вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, то есть смысловые образования личности, связанную систему личностных смыслов, определяющих особую позицию каждого в системе межиндивидных связей, шире – в системе общественных отношений" (А.В.Петровский).26.  Смысловая сфера личности. Потребность, мотив, личностный смыл, динамические смысловые образования, личностные ценности. Функции смысловых образований («эскиз будущего», смысловая регуляция деятельности). Уровни смысловой сферы (Б.С. Братусь) АНТОНОВА
Вся инфа взята из Братуся “Аномалии личности”, кроме определения потребности и мотива.
Общие смысловые образования (в случае их осознания — личностные ценности),являются основными образующими единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни — к миру, к другим людям, к самому себе. Нельзя говорить о нормальном или аномальном развитии личности, не рассматривая эти отношения — как их динамическую сторону (характер их напряженности, способы осуществления, соотношение реальных и идеальных целей и т. п.), так и сторону содержательную.
Смысловая система - особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида
Личностные ценности — это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.Итак, совокупность основных отношений к миру, к людям и себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, т. е. когда появляются личностные ценности, рассматриваемые нами как осознанные общие смысловые образования.
27.  Структура сознания (чувственная ткань, значение, личностный смысл). Бытийный и рефлексивный слои сознания ЕРЕМЯНА
В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
Дадим краткое описание каждого из компонентов структур, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.
Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других - как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.

28.  Категория бессознательного в психоанализе и когнитивной психологии ИГНАТЬЕВА (Из учебника по психологии личности в списке от Бусыгиной)
                                   
Вклад Фрейда в изучение этой проблемы остается наиболее весомым. Он раскрыл феномены, имеющие принципиальное значение, создал объясняющую их теорию и косвенно стимулировал разработку альтернативных теорий динамического психического функционирования. Хотя в свете современных знаний отдельные элементы психоаналитической теории представляются ошибочными, некоторые психоаналитические постулаты либо подтверждаются, либо продолжают указывать перспективные направления исследования, игнорируемые в других теориях (Westen, 1991, 1998). Как отмечалось в главе 2, психология личности многим обязана психоанализу, в частности выявлением фундаментальных научных проблем, которые прежде упускались из виду.
                   
Психоаналитические теории бессознательного были скептически встречены психологами. В лабораторных условиях оказалось трудно доказать наличие бессознательных феноменов. Поэтому исследователи сомневались в возможности существования психических феноменов за пределами сознания. Однако ряд интеллектуальных движений после Второй мировой войны способствовал возрождению интереса к бессознательному. В исследовательской программе «Новый взгляд» (Bruner & Postman, 1947) предлагался конструктивистский подход к изучению перцептивных процессов, что стимулировало систематическое исследование защитных процессов в восприятии (Bruner, 1992). В 1970- 1980-х годах, Эрдели (Erdelyi, 1974; 1985) и другие исследователи (Bower & Meichenbaum, 1984; Shervin & Dickman, 1980) попытались объединить традиционные психодинамические представления о влиянии бессознательного с теорией переработки информации. Это заставило когнитивных психологов обратить внимание на возможность изучения бессознательных процессов без использования необоснованных позиций психоанализа.
               
29.  Принцип детерминизма в психологии и проблема свободы воли ИСТОМИНА
В науках о человеке дилемма свободы-детерминизма применительно к человеческим действиям на протяжении многих столетий являлась одной из центральных, хотя содержание обоих этих понятий существенно менялось. Исторически первой версией детерминизма было представление о судьбе, роке, божественном предначертании. Соответственно проблема свободы в философии и теологии вставала в связи с проблемами воли ("свобода воли") и выбора ("свобода выбора"). С одной стороны, понятие божественного предначертания не оставляло места индивидуальной свободе, с другой – тезис о богоподобии человека, его божественной природе ("по образу и подобию") предполагал возможность человека влиять на свою судьбу. Последний тезис отстаивали, в частности, многие мыслители Возрождения, опровергавшие взгляд на человека как на игрушку в когтях судьбы. Эразм Роттердамский [25] в трактате "О свободе воли" утверждал, что человек свободен в выборе пути греха либо пути спасения. Бог может даровать человеку спасение, но за человеком остается выбор, желает ли он быть спасенным, препоручить себя Богу.
Для нашего столетия характерно осознание новой разновидности детерминизма – детерминации сознания и поведения объективными условиями существования, социальным и культурным окружением, "общественным бытием" (К. Маркс) и "общественным бессознательным" (Э. Фромм). Чрезвычайно важный ракурс проблемы свободы раскрыл Ф. Ницше (F. Nietzsche), принадлежавший хронологически к XIX в., но идейно – к XX. Он первым поставил проблему самотрансценденции человека – преодоления себя как фактической данности, прорыва в сферу возможного. Ницше также первым противопоставил негативной характеристике "свободы от" позитивную характеристику "свободы для". В работах философов-экзистенциалистов, в первую очередь Ж.-П. Сартра (J.-P. Sartre) и А. Камю (A. Camus), философское рассмотрение свободы было во многом психологизировано. Свобода предстала как тяжкое бремя, порой непереносимое, порождающее пустоту, экзистенциальную тревогу и стремление к бегству. Последнее стало предметом упомянутого исследования Э. Фромма "Бегство от свободы".
30.  Принцип развития в психологии. Генетическая точка зрения на психику, понятия филогенеза, онтогенеза, актуалгенеза. Понимание психического как непрерывного (континуального), постоянно развивающегося процесса. Реализация принципа развития на уровне микрогенетического анализа ЛАЗАРЕВА
Принцип развития разрабатывался Леонтьевым. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие понимается не только как рост, но и как изменение. Как процесс, при которых количественные усложнения изменения переходят в качественные и приводят к скачкообразно-проявляющимся психическим новообразованиям. Содержание психического развития - это борьба между старыми отживающими формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях. Принцип развития – идея развития в психологии под влиянием теории Дарвина и легла в основу формирования детской а затем возрастной психологии. С.Рубенштейн включил в понятие развития в систему понятий общей психологии и возвел его в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Рубенштейн рассматривал весь дизненый путь человека и показал зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенности генеральной жизни индивида. Выготский –формирующий эксперимент (ЗБР).
31.  Принцип системности в психологии. Системный подход Б.Ф. Ломова МИХАЙЛЮКОВ
Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.
Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетания "Солнечная система" или "нервная система" давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности.
Системный подход как методологический регулятив не был "изобретен" философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям. Так, например, американский физиолог Уолтер Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу – удержать ее в равновесии.
32.  Проблема объективного метода в психологии НИКОЛАЕВА В.
Оппозиция объективного и психологического описаний событий познаваемого нами мира возникла задолго до самой психологической науки и связана с особым характером тех оснований, на каких возникло вообще научное знание как таковое. Поиск объективного метода изучения психологических явлений лишь воспроизводит ее в обостренной форме. Поиск этот предпринимали многочисленные направления и школы психологии. Он продолжается и сейчас.
Различные варианты решения проблемы объективного и психологического колеблются между двумя полюсами: либо объективность метода достигается ценой отказа от понимания психической реальности, либо сохранение психического достигается ценой отказа от объективности анализа. При этом в обоих случаях психологическое и субъективное отождествляются. В результате создаются трудности и тупики в решении многих вопросов психологии, начиная от частно-методических и кончая определением ее предмета.
33.  Развитие метода измерения в психологии (классическая и современная психофизика; одномерные измерения, многомерные измерения; измерения в психодиагностике и экспериментальной психологии) НИКОЛАЕВА Ю.
Измерения вводятся в психологическую науку и практику на рубеже XIX-ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов. Правила Измерений состоят в установлении конвенции (соглашения) о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Это соответствие  требует принятия в качестве допущения особой «психометрической модели», опирающейся на измерительную шкалу определенного типа. Шкалирование является лишь одной из разновидностей И. в психологии. Для создания процедуры измерения определение психологического явления должно дополняться операциональным определением, связывающим с реальными явлениями. Операциональное определение состоит из описания условий и действий, которые необходимо соблюсти для определения меры изучаемого свойства.
34.  Самонаблюдение в психологии. Аналитическая и систематическая интроспекции. Самонаблюдение в структуре феноменологического и автоэтнографического методов НИСТРАТОВ
Интроспекция или самонаблюдение (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.История метода
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
35.  Метод эксперимента в психологии. Эксперимент в гештальт-психологии. Эксперименты Ж. Пиаже. Особенности эксперимента в школе К. Левина. Экспериментально-генетический метод Л.С. Выготского и формирующий эксперимент П.Я. Гальперина. Развитие идеи генетического исследования в «аналитико-преобразующем методе» изучения аномалий развития (Б.С. Братусь) НОЖКИНА
Эксперимент – метод психологического исследования. Предполагает целенаправленное воздействие исследователя на ситуацию, изменение уровня независимых переменных и выявление причинных связей между переменными воздействия (независимыми) и переменными его последствия (зависимыми); нацелен на проверку причинно-следственных гипотез Гештальтпсихология берет свое начало с работы Макса Вертгеймера, посвященной исследованию восприятия кажущегося, или стробоскопического, движения. испытуемому предъявляли две светящиеся линии, расположенные на некотором расстоянии друг от друга.
         Этим экспериментом было показано, что целостность восприятия нельзя объяснить суммой отдельных элементов - ощущений. психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, т.е. те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, т.к. фигура может стать фоном и наоборот.
Эксперимент КеллераЭксперименты с шимпанзе и ящиками. Бананы подвешивались высоко. На один ящик вставали, но не хватало чтобы достать, не мог составить ящики так, чтобы не упасть. после многочисленных попыток возникала догадка относительно понимания связи между ящиками и подвешенным бананом, понял как их надо установить и при смене места банана уверено выстраивал ящики с первого раза верно.( – про инсайт)
Одним из фундаментальных вопросов, сформулированных К. Левиным, было предположение о том, что наличие потребности влияет на осуществление намерения, в частности на результаты запоминания. (Квазипотребность, эффект Зейгарник)
Эксперименты Пиаже. 1) Сохранение вещества: два одинаковых шара пластилина. Один остался шаром, второй раскатали в колбаску, потом в лепешку, потом разделили на 5 маленьких шариков. Где больше пластилина? Ребенок считает, что в том шаре, который не трогали, т.к. «он толще». 2) Сохранение кол-ва. Опыт с леденцами. 12 леденцов. Два ряда по 6. В одном ряду расстояние между леденцами делают маленьким, а  другой ряд вытягивают. Где больше леденцов? Дети отвечают, что там, где длиннее ряд. Так часто отвечают даже те дети, которые умеют считать и сосчитали леденцы. 3)  Жан Пиаже совместно с Барбель Инельдер провели ряд интересных экспериментов, доказывающих отличную от взрослого умственную позицию дошкольника. Вот один из них – эксперимент с макетом из трех гор.
Экспериментально-генетический метод Л. С. Выготского.
Гальперина развивал идеи Выготского.
36.  Метод наблюдения в психологии. Включенное и невключенное наблюдение. Наблюдение в современном этнографическом подходе ПОГУДКИНА
37.  «Золотой стандарт» психологического исследования и его критика в рамках современного направления качественных исследований РОМАНЫЧЕВА
38.  Развитие «неклассических» методов психологического исследования (психоаналитический метод, проективный метод, биографический метод) СИГУНОВА
Накопала что-то похожее из курсовой чьей-то http://bibliofond.ru/view.aspx?id=732001#1тут про методы а про их развитие можно сказать собственно пару общих слов про то что конечно первооткрывателемнеколассич можно считать выготского (этот абзац про него и дальше как то криво косо делаются выводы про новые методы Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский [5] (1896-1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. «Трактовка Л.С. Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической теории - теории общественно-исторического («культурного»- в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека»,- писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского [9]. Здесь А.Н. Леонтьев назвал, как основную идею творчества Л. С. Выготского [9], положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах. Выготский [3] ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Исследование нового предмета - развития высших психических функций - потребовало разработки нового метода, так как, согласно Л.С. Выготскому [6], «методика должна соответствовать природе изучаемого объекта». Выготский называл свой метод или экспериментально-генетическим, или каузально-генетическим. Принципиальный смысл метода Л.С. Выготского [6] заключается в том, что он показал, что единственно адекватным исследованию проблемы развития, т.е. исследованию того нового, что возникает в психике человека, может быть только способ искусственного восстановления генезиса и развития исследуемого процесса. Этот метод положил начало принципиально новой методологии психологического исследования, получившей в последующем значительное развитие в советской психологии (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Создание культурно-исторической концепции стало также важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма (учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности). Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.)39.  Феноменологический метод в психологических исследованиях (А. Джорджи, Дж. Смит, М. ван Манен) СИДЕЛЬНИКОВА
•Исследование феноменов, т.е. того, что само себя показывает
•Феноменологическая редукция – попытки «вынести за скобки» все, что несет с собой естественная установка (научные и обыденные знания о переживании)
•Описательный характер исследования, описание «ядра» переживания или опыта
•Вариации: описательная феноменология (А. Джорджи), интерпретативная феноменология (Дж. Смит, М. ван Манен, К. Уиллиг, Л. Финлэй)
Феноменологический метод: исходное назначение, принципы и процедуры исследования
Варианты феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии
Способ дифференциации и анализа психопатологических феноменов. Одной из первых попыток использования феноменологического метода за пределами философии стало его использование для описания психопатологических феноменов. В такомвиде этот метод применялся К. Ясперсом и его последователями, уделявшими много времени интервью с пациентами, в которых подробно расспрашивали об их состоянии. Феноменология трактовалась К. Ясперсом как метод исследования, основанный на самоописаниях больного, как способ отбора, дифференциации, описания и систематизации отдельных переживаемых феноменов
40.  «Лингвистический поворот» в социогуманитарных науках. Особенности применения дискурс-анализа в психологии (Дж. Поттер, М. Уезерелл) СИРЕНКО
О дискурсивном повороте в психологии говорят последние 20-30 лет. Означает он направленность на исследование феноменов сознания посредством анализа дискурса — т.е. языка в его социокультурных и интерактивных аспектах. В этом движении психология обращает внимание на методологии, разработанные в других гуманитарных дисциплинах, прежде всего в лингвистике, теории дискурса, социальной философии.
(из кратких ответов - Лигвистический поворот. Феномены социальной жизни рассматриваются как сконструированные в языке. Необходимо обратиться к анализу языка. Особое значение языка. Техники лингвистического анализа)(из кратких ответов - Дискурсанализ – анализ языка в его употреблении. Через повседневную речь к исследованию психологических феноменов. Психология заимствует у философии языка и лингвистики, социо-лингвистики черпает техники.)41.  Структура психологических теорий (В.А. Юревич) ХОМЯКОВА
1.      Базовые идеологии (бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ).
2.      Категории (из обыденного опыта, смежных дисциплин и внутреннего содержания психологии).
3.      Теории.
4.      Законы.
5.      Обобщения («востребованные» и «невостребованные» - публичное знание и локальное знание).
2.      Объяснения и интерпретации (объяснение через сведение к теории, через указание влияющих на событие факторов и причин, в целях понимания и т.д.).
3.      Прогнозы и предсказания (частные и общие).
4.      Факты и феномены (напр., объем непосредственной памяти 7±2; феномены – это наиболее яркие факты).
5.      Знание контекста установления этих фактов и феноменов.
6.      Эмпирически выявленные корреляции  между феноменами.
7.      Описания.
8.      Методы и методики.
9.      Технологии.
Знания, ассимилированные  психологией из смежных наук.
42.  Понимание и объяснение в психологии. Различные типы объяснений ХОРЬКОВА
       Уточним сначала некоторые понятия и термины, начав с дифференциации понятий объяснения и интерпретации. Интерпретация, по существу, тоже объяснение, но, применяя этот термин, мы обычно имеем в виду объяснение, имеющее место непосредственно в ходе исследования (особенно экспериментального) и опирающееся на непосредственно имеющееся наличное знание. Это – установление связей и зависимостей внутри данного исследования. Собственно объяснение – это привлечение более широкого круга знания, теоретическихконцепций за рамками только данного исследования. Второе уточнение касается того, что объяснение обычно определяется как завершающий этап исследования.
       Понимание может быть чисто внутренним, неразвернутым процессом, не нашедшим внешнего словесного выявления, и тогда обычно говорят об интуитивном (не терминологическом значении этого слова) понимании. Понимание есть, главным образом, акт «присвоения» индивидом внешнего содержания, включение его в индивидуально-своеобразную систему связей. В отличие от этого объяснение – не внутренний, а всегда развернутый процесс, реализующийся главным образом коммуникативно (даже в тех случаях, когда коммуникация принимаетособую форму, например письменную, или даже когда объяснение дается самому себе). Отсюда ясно, что в отличие от понимания объяснение в гораздо большей степени связано с языковой и логической формами выражения, и, следовательно, оно в большей мере характеризуется внепсихологическими закономерно Помимо того, что понимание – это характеристика обращенного познания внутрь, а объяснение – во вне, между ними есть и еще хотя и менее очевидное, но
существенное отличие. Понимание с логической точки зрения есть всегда констатация некоторой связи, утверждение о характере соответствия объективно фиксируемой реальности имеющейся у субъекта системе понятий. Объяснение как указание на причинную связь только по форме есть утверждение (и в этом случае оно выступает в качестве внешнего выражения понимания), имплицитно же оно есть отрицание, ибо цепь причинно-следственных отношений может содержать множество скрытого от нас.
43.  Проблема редукционизма в психологии. Различные взгляды на необходимость редукционистских объяснений в психологии ЩУКИН
Установкой, противостоящей принципу системности в психологии, является редукционизм (от лат. reductio - отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению "стимул - реакция" или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, "пограничных" по отношению к биологическим и социальным.
Предпринимались попытки свести, например, такую умственнуюоперацию, как обобщение, к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий (физиологический редукционизм) или свести личность к совокупности общественных отношений (социологический редукционизм), а познавательную активность описать как прием и переработку информации (кибернетический редукционизм).Проблема объяснения и редукции в психологии была проанализирована Ж. Пиаже (1966). Примером редукционистского объяснения в рамках психологии Пиаже считает психоанализ как истолкование поведения по одному и тому же причинному принципу. Объяснения путем социологического или психосоциологического сведения, по Пиаже, не являются редукционистскими, поскольку это «схема взаимодействия одного уровня». Сюда попадают очень разнородные течения: это и неопсихоанализ Э. Фромма и К. Хорни, и исследование познавательных реакций (от работ Дж. М. Болдуина и П. Жане) вплоть до работ самого Пиаже и его школы; сюда Пиаже включает также взгляды Л. С. Выготского и А. Р. Лурии (главным образом в плане анализа речи), социометрию Я. Морено и т. д. Следующий намечаемый Ж. Пиаже тип «сведения» — физикалистское сведение. В качестве примера Пиаже приводит интерпретацию В. Келером и Т. Валлахом так называемого эффекта последействия, заключающегося в изменении оценки величины или формы воспринимаемой фигуры, когда это восприятие имеет место вслед за восприятием другой фигуры в той же области зрительного поля. Келер и Баллах стремились выразить проявляющиеся здесь различные виды насыщения и их динамику с возрастом в чисто физических (биоэлектрических) терминах различий потенциалов и электросопротивления, исключая при этом всякую познавательную активность субъекта как высшей регулирующей инстанции.44.  Теоретические и эмпирические исследования в психологии. «Методология верификации» и «методология открытия» ЭЙДЕЛЬМАН
Собственно, материал лекции по памяти:
Все исследования в психологии условно можно разделить на теоретические и эмпирические. Теоретические – это собственно исследование какого-то феномена, явления, фактов психической жизни человека и т.д., которое обобщает все предыдущие знания по этой теме, продолжает их, но именно в теоретическом плане. А эмпирические – это те, которые нацелены на получение реального, фактического материала, который можно дальше использовать для подтверждения теории, ее обобщения или для использования на практике.
Собственно, насколько я помню и понимаю, среди эмпирических исследований выделяют 2 вида (опять таки условно). Это те, которые направлены на подтверждение гипотезы (это наиболее частый вариант исследований, большинство наших крусовых/дипломов именно такие) и те, которые направлены на новое открытие (они встречаются редко). Соответсвенно первые построены по принципу методологии верификации (проверка истинности и ложности), а вторые – по принципу открытия. Со вторыми мне было не очень понятно, но насколько помню, это что-то вроде того, когда идет наблюдение за феноменом, например, в детской психологии такое часто можно увидеть, наблюдение за развитием ребенка и выявление каких-то закономерностей. Как-то так…
Деление на количественные и качественные ей не очень понравилось, как я помню, так что про это лучше не говорить.

45.  Понятия «психологическое общество» и «психологический человек» (общий вопрос)
Американские психологи встретили 1950-е гг. с уверенностью, которую разделяли большинство американцев. Война закончилась, Великая депрессия стала неприятным воспоминанием, экономика находилась на подъеме. С точки зрения Филлмора Сэнфорда, секретаря АРА, будущее принадлежало прикладной психологии, и это будущее было поистине блестящим, поскольку наступала новая эра — «эра психологического человека»:
Наше общество стремится принять психологический образ мышления. Американский народ, видимо, имеет сильную и сознательную потребность в разного сорта услугах, которые могут дать профессиональные психологи... Мы уже вступили в эру психологического человека, и психологи должны взять на себя ответственность не только за помощь в наступлении этой эпохи, но и за руководство ее дальнейшим развитием. Нравится нам это или нет, по наше общество все больше склонно думать в понятиях концепций и методов, открытых и развитых психологами, и деятельность психологов остается важнейшим фактором структурирования нашей культуры (Sanford, 1951, р. 74).
Сэнфорд утверждал, что психологи обладают беспрецедентной возможностью «создать профессию, подобно которой нет ни по форме, ни по содержанию и никогда не было... первую планомерно спроектированную профессию в истории».

Приложенные файлы

  • docx 8374284
    Размер файла: 151 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий