доклад по доспехам

Эволюция европейских доспехов и вооружения в Средние века

Первая франкская династия (5 – 7 вв)

Неотъемлемой частью костюма воинственных варваров были оружие и доспех. К концу V века оружие германцев состояло из обоюдоострого длинного меча – spatha (спата), короткого меча – scramasax, ножа, боевого топора (бердыша) или франиски, небольшого ангона, дротика или фрамеи и большого щита.
Каждый дееспособный мужчина, вне зависимости от происхождения и состояния, обязательно носил скрамасакс и нож. Скрамасакс – чисто германское оружие. До столкновения с римлянами у германцев не было мечей, только ножи – sax, употреблявшиеся в быту и на охоте, а затем и на войне. Постепенно нож удлинялся и превратился в короткий меч. Скрамасакс имел довольно длинную рукоятку, достаточную для обеих рук; одно лезвие, от 44 до 76 см. в длину и шириной – 6,5 см. К ножнам этого меча привязывались ножны маленького острого ножа, который был, по сути, единственным столовым прибором. Длина его колеблется между футом и 10 см.
С коротким мечом и ножом свободные франки (в принципе, распространено и у германцев) старались не расставаться за порогом дома, а в бою дополнительно вооружались топором, носящим имя Франциска и различными копьями. Франциску (или бердыш) клали также и в могилу – в мир иной. У скандинавских народов молот-топор был главным атрибутом языческого культа бога Тора и вплоть до XI в. объектом религиозного поклонения.
Фрамея – это короткое копье (дротик), которое вместе с древком не превышает человеческого роста. Его наконечник имеет форму лаврового или шалфейного листа, затем утончается и переходит в трубку ,в которую вставляется древко.
Но самым ужасным оружием франков было копьё – ангон, представляющее из себя мало измененный пилум. Наконечник с отставленными сзади зубцами насаживался на очень длинное и тяжелое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое, тащась по земле в то время, когда наконечник впивался в щит неприятеля, лишало или существенно ограничивало его возможность защищаться. Если же брошенный ангон попадал в тело [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то кривые острия наконечника не позволяли вытащить его из раны и поэтому ангон вполне справедливо считался ужаснейшим оружием франков.
Спата. Длинные мечи у германцев – знак власти – благородное оружие. Имели в длину от 75 до 80 см и ширину от 4 до 6 см. Обоюдоострый, с узким концом. Значение этого меча подчеркивалось многочисленными украшениями. В них самородное золото, стекло и самоцветы обязательно сочетались с деревом. Основа ножен и рукоятки – дерево. Деревянные ножны покрывались медью с железной оковкой. Железо и сталь – порождение опасной стихии огня, золото и цветные камни – символ суетного могущества и воплощение удачливости, а дерево – земля – оберег, нейтрализующий злую силу.

О защите собственного тела германцы, в т.ч. и франки, заботились гораздо меньше, чем о надежности и красоте оружия. Доспех примитивен, из дубленой кожи или из ткани.
Из письменных источников известно, что Хлодвиг Меровей носил легкую кольчугу, подобную тем доспехам, которые римляне называли лориками.
В это время используются т.н. каркасные шлемы. Каркас составлялся из бронзовых или железных полос, и покрывался медными или роговыми пластинами, или обтягивался кожей, или склёпанными металлическими листами. Так же каркас мог оставаться непокрытым. Шлем мог снабжаться наушами, назатыльником, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Разновидностью каркасных шлемов являются появившиеся около VII века кабаньи шлемы, на которых помещён [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], изображавший [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Щит – круглый или овальный.

Доспех при Второй франкской династии. 751 – 987 гг.

Всех франков эпохи 2 династии объединяли оружие и доспех, совершенно необходимые в той жизни. К 9 веку длинный меч (ок. 1 метра) стал спутником каждого человека, а их производство – самым процветающим ремеслом. Единственный товар, которым можно было гордиться и который мог конкурировать с лучшими произведениями восточных мастеров, являлись франкские мечи.
На Западе обоюдоострый меч с железной крестовиной у рукояти не только не утрачивает силу мистического воздействия на человека, но даже умножает её. Служение этой силе начиналось с момента чудесного превращения руды в железо, из которого только будет выкован меч. Кузнец, «способствующий» рождению меча, воспринимается окружающими не как обычный ремесленник ,а как человек, постоянно и безбоязненно вступающий в соприкосновение со стихиями и, следовательно, наделенный сверхъестественной способностью подчинять себе эти стихии. Кузнецов и оружейников очень уважали и вместе с тем побаивались.
Готовый меч обязательно освящали, а лучше даже хранили не в фамильной сокровищнице .а в алтаре церкви. Многие воины стали вкладывать в рукоятку меча всевозможные христианские реликвии (напр. мощи святых), и именно поэтому перед вонзенным в землю мечом можно было осенять себя крестом и приносить обеты. С мечом обращались как с близким другом или кровным родственником, и это лишний раз подтверждается тем, что в раннем средневековье существовал обычай нарекать меч именем собственным.
В «Песне о Роланде» неоднократно упоминается меч главного героя, прозванный Дюрандалем, расставание с которым, перед лицом гибели, тяжелее для Роланда, чем прощальные мысли об оставленной им юной невесте.
Могучий и прекрасный Зигфрид («Песнь о Нибелунгах») предпочел сам выковать меч Нотхунг, не доверив эту работу чужим рукам.
Для меча не жалели украшений – серебро, золото, цветные эмали и драгоценные камни. Даже ремни, на которые подвязывался меч, обтягивали сафьяном и парчой, обшивали бисером и жемчугом, бахромой и металлическими жгутами.
Набалдашник у меча (яблоко) круглый или сплющенный в виде круга, или в форме грибной шляпки, иногда из 2 или 3 частей.
Прежде меч просто укреплялся на поясе, теперь он снабжался особой портупеей, соединенной с поясом сзади. Потом, в 12 веке пояс нередко надевали таким образом, что один конец его, разрезанный на 2 язычка, продевался через 2 разреза в другом конце и затем завязывался; концы портупеи так же разрезались на несколько ремешков, которые обматывались вокруг ножен и сдерживались узкими металлическими полосками.

При Каролингах возросло значение оружия конного воина – копья, которое через несколько веков станет основным оружием в рыцарских поединках и, следовательно, оружием элитарным. Наконечник был в форме кинжала или листа, и нередко от основания исходили 2 длинные веточки, спускавшиеся на древко и на нем укреплявшиеся. Древко – 2,5 – 3,6 м., в основном гладкое, окрашивалось в цвета герба.
Лук и стрелы в Германии не имели большого значения. Пращи, палицы, топоры – использовались, но не считались рыцарским оружием. Но с 11 в. являлся им боевой цеп.
Из числа метательных орудий – арбалет (самострел). Впервые упоминается в английских рукописях в XI в. Уже тогда имел у переднего конца дужку, в которую при натягивании тетивы ставилась нога, и спуск geisfuss (козья ножка).
Что касается оружия пешего воина, то тут не было установлено никаких правил; он мог сражаться палицей собственного изготовления, топором, копьем с крепким древком. Стрелки из лука набирались немецкими полководцами преимущественно из других стран; и это было первым зачатком наемного войска.

В новых условиях заметно изменяется доспех, ставший важнейшей частью мужского костюма. Законы Карла Великого предписывали воинам носить латы на руках и ногах, а так же шлем и щит. Монах из Сент-Галля, вспоминая о походе Карла против короля лангобардов Дезидерия, описывал франкское воинство так: «Армия франков колышется у стен Павии – в её рядах можно различить фигуру Карла, этого железного человека, с головой, прикрытой железной каской, руками, защищенными железом, железной грудью и плечами, покрытыми железом Что скажу я о его башмаках? Вся армия привыкла носить их только железными. На щите не видно ничего, кроме железа. Даже его конь был цвета железа и имел его силу. Все те, кто опережали монарха, все, кто шествовали по бокам и следовали за ним – весь цвет армии – имели схожий доспех».
Доспех конного и пешего воинов: довольно длинная туника из прочной двойной ткани, часто из кожи, на которую, как на основу, прикрепляли, в виде черепицы, пластинки – вначале из кости, позднее из металла. Пластинки могли быть разных размеров и толщины и имели любую форму. Люди попроще носили в IX в. панцирь, называемый сетчатым и образованный из пересекающихся кожаных ремней, прикрепленных к поверхности кожаного платья гвоздями с большой шляпкой.
Полудлинный доспех разрезался по бокам, спереди и сзади, чтобы ноги сохраняли относительную свободу движения. Довольно часто полы мягкого доспеха обертывали вокруг бедер и привязывали для основательности тонкими ремешками. Нижнюю часть ноги покрывали bamberges – бамбержами, поножью в виде гетры. Наиболее характерны для раннего периода кожаные поножи, но в ходу были и металлические. Из металла делались наплечники, дополнительно защищавшие плечевой сустав и, вероятно, мешавшие противнику наносить удары с боку по шее. На руки надевали наручи – очень широкие браслеты, от кисти до локтя; они были кожаными с железными кольцами или целиком железными; на наруч принимали тяжесть ударов, наносимых в ближнем бою.

Военачальники и знатные воины носили железные шлемы цилиндрической или конической формы, все прочие – кожаные и матерчатые колпаки с основой в виде металлического кольца, с сетчатыми назатыльниками и жесткими наносниками.

С X в. наступают изменения. Короткая, покрытая чешуйками куртка, не спускавшаяся ниже бедер и в VIII в., носившаяся рыцарями, т.н. маленький haubert – хауберт, еще долгое время использовалась небогатыми дворянами. Наряду с ней развивался большой, или белый хауберт с капюшоном (kamail), который немного удлинился и имел короткие или длинные рукава. Куртка с капюшоном, служившая подкладкой для панцирей, делалась из нескольких слоев кожи или крепкого холста; она обивалась различно; подобно малому хауберт, она укреплялась чешуйками и называлась джазеран, или круглыми металлическими пластинками, или кольцами из кованого железа; эти кольца вначале клались рядом, впоследствии же наползали одно на другое; кольца пришивались.
Со временем хауберт удлинили: его соединили со штанами, доходившими до колен, и перчатками; однако здесь кольца лежали только на верхней, тыльной стороне. Это одеяние для крепости снабжалось еще кожаными полосками в виде решетки, а каждый пустой 4-угольник решетки укреплялся головкой гвоздя или кольцом. Подобные решетчатые (сетчатые) панцири особенно были популярны у франков и норманнов в конце IX в.; у последних панцири часто книзу переходили в несшитые короткие штаны.
У хауберт широкий вырез закрывался 4-угольным нагрудником. Предплечий и голеней хауберт не закрывал; их старались защитить рукавами стеганого камзола и решетчатыми чулками–броней или ремнями. Кольчуги дополнялись высокими чулками, которые также равномерно были унизаны кольцами и зашнуровывались у колена, а также сзади на икрах. Также надевались длинные чулки, покрытые чешуйками. Иногда снабжалась такой броней только та из ног, которая не защищалась длинным щитом.
Были и панцири без подкладки – т.н. кольчуги. Распространены уже в X веке, и надевались поверх одежды из кожи или стеганой материи, называемой гамбезон; оборонительное одеяние простого воина часто ограничивалось одним гамбезоном.
Сама по себе кольчуга известна с конца 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. В Европе используется по крайней мере со II в. до н.э.
К XI в. распространился тип кольчуги – с длинными, до самых запястий рукавами. Но старая форма (с короткими рукавами) не была вытеснена.
Голову покрывал капюшон от хауберта (хотя в некоторых случаях они, очевидно ,надевались отдельно), и сверху – шлем, из железа и бронзы. Форма коническая, с более или менее выпуклым профилем или же шлем был низким, с плоским верхом; на нем был неподвижный, шириной в несколько пальцев, наносник – шембарт. Некоторые конические шлемы имеют пластину сзади. Впрочем, существует множество изображений конических шлемов с одной или двумя широкими лентами, свисающими на спину. По всей видимости, это всего лишь украшение. Другой шлем, также имеющий наносник, имел пластинки для защиты щек и шеи; найден в реке Сомме. Круглый шлем уже в IX в. достиг чрезмерной высоты; таким носился и в XII в., и часто – с нащечниками. Также встречались шлемы, похожие на фригийскую шапку.
Конический шлем с наносником оставался на вооружении до 2-й пол. XIII в.
Под шлем надевалась стеганая шапка (шаперон, bunthaube), затем капюшон кольчуги, укреплявшийся на ней ремешками, и, наконец, маленький шлем – «bassinet» (бацинет). Во время передвижения всадники не надевали верхний шлем, а прикрепляли его к седлу. Вместе с высоким шлемом применялся и круглый с полями.
Шлем с гребнем, использовавшийся в эпоху Каролингов, был распространен и в X в., а также, возможно, и в XI в. (существует изображение на гобелене).

Щит увеличивался, менял форму. Круглые щиты заострялись к низу, приобретали треугольную форму. По объему принимали различную форму – от полуцилиндрической до совершенно плоской. Внутри – две рукоятки. И в то же время его дополнили ремнем, который служил для навешивания на левое плечо, острым концом вниз. Обычно щиты расписывались фигурами – отсюда и начали формироваться личные гербы.
Древние шпоры были снабжены лишь коническим толстым острием, сидевшим непосредственно на дужке. Уже при Каролингах шпора имела короткую шейку, и к этому времени относится и древнейший образец шпор с колесиками. Но общепринятыми последние стали лишь в XIIIв.
Конь. На миниатюре и скульптуре VIII-IX вв. боевой конь изображался с седлом и стременами; седло лежало на особой попоне и имело весьма низкие луки. В XI ст. у французов и норманнов луки достигли такой высоты, что, изогнутые в обе стороны, закрывали живот и поясницу всадника. Седла этого рода у немцев использовались мало, и здесь луки приняли форму полуцилиндрических кресельных спинок.
Стремя, известное уже в эпоху Каролингов, вначале состояло из ремня, загнутого в виде петли. Позднее появился стержень, и ок. X в стремя принимает форму треугольника.
Знаменами служили пестрые куски материи, вырезанные язычками и прибитые или привязанные к древку копья.
Ко времени исчезновения Каролингов и возвышения Капетингов различия между франками и галлами исчезли. В результате слияния появились французы.

Доспех в эпоху крестовых походов (XI – XII вв)

Наиважнейшей частью мужского гардероба оставался костюм, составленный из доспеха, оружия и военного платья, т.е. сочетающий в себе основательность ,мужественность и нарядную элегантность. В XI веке вместо романовской брони на кожаной основе рыцари стали носить кольчужную рубашку haubert – обер, имеющую длинные рукава, к 1200 г. покрывавшие кисть руки. По-видимому, уже тогда также существовали перчатки с отдельными пальцами. Спереди и сзади на кольчуге делались разрезы, без которых было бы невозможно сесть на лошадь, а сверху к ней прикреплялся капюшон ,который в расправленном виде закрывал шею, подбородок и большую часть головы. Иногда наголовник из кольчатой сети надевали отдельно. К концу данного периода хороший обер насчитывал ок. 30 000 колец и весил от 10 до 12 кг.
В начале XIII в. кольчуга стала тяжелее, поскольку некоторые части делали уже двойными или даже тройными, а места основных сочленений тела (плечи, локти, колени) укрепляли коваными пластинами.
Кольца были чаще всего круглые, но встречаются овальные и решетчатые. Из любви ко всему яркому, кольчужные кольца воронили, придавая им различные оттенки ,из которых самым распространенным в эту эпоху были зеленоватый и красный. Края кольчуги – подол ,рукава, горловина – отделывались разноцветными матерчатыми бордюрами. Самые знатные сеньоры заказывали себе посеребренные и позолоченные доспехи с коваными «кружевами» на рукавах и «подзорами» по низу кольчуги.
Простые воины носили короткие кольчуги с рукавчиками, едва прикрывавшими плечи, а иногда от такой скромной железной рубашки оставался один пластрон-нагрудник, крепившийся ремнями. Поначалу полы длинной кольчужной рубахи обертывали вокруг ног и крест-накрест обвязывали так ,что получались не очень удобные штаны, но во 2 пол. XII в. в Европе научились делать шоссы до бедра из мелких колечек. Многие военные поддевали под них кожаные штаны-брэ.
С к. XII в. кольчуги стали натягивать не прямо на обычную одежду, а на уже известные нам гамбезон. Гамбезон, смягчавший трение металлических колец о платье, делали из толстой кожи или из прошитой многослойной ткани.
В середине XII в. в Германии появляется другой тип хауберта: панцири, чешуйки которых были не металлические, а кожаные или роговые. Роговой панцирь появился из Азии, где долго носился парфянами и сарматами. Этот панцирь назывался corium. Кроме того, в XII в. носилось еще длинное, до колен, одеяние с довольно широкими рукавами, покрытое маленькими ромбовидными бляшками и иногда украшенное полосатыми узорами.
Сильно менялся шлем. В к. 12 в. появляется большой горшковидный или цилиндрический шлем с прорезями для глаз, состоявший из нескольких крупных металлических пластин, соединенных клепками, предок будущего топфхельма. Для более свободного доступа воздуха внутрь шлема сквозь толщу железа пробивали специальные отверстия. В XIII в. встречаются с забралом. Под подбородком шлем сдерживался железной дужкой.
В XI в., наряду с древними круглыми щитами, стали использоваться щиты, по форме напоминающие зерно миндаля – мендалевидный или каплевидный щит. Являлся рыцарским, и просуществовал до XIV в. Все щиты делались из достаточно гибкого дерева, сверху покрывались кожей, мехом или тканью, и для большей прочности обивались металлическими полосами и бляхами.
Чтобы воспрепятствовать нагреванию кольчуги лучами солнца и отблеску от её металлических частей, поверх неё надевался и подпоясывался безрукавный кафтан – нарамник - Schapperun, который спереди и сзади имел разрезы по нижнему краю, а иногда был открыт и с боков. Над поясом делали небольшой напуск, и в таком виде нарамник напоминал драпированный древнегреческий хитон.
Позже эта примитивная одежда превращается в платье без рукавов рубашечного покроя, украшенное весьма замысловато, по большей части – геральдическими узорами – «cotte d’armes» - котт дарм и являлась одним из самых выразительных знаков принадлежности к рыцарскому сословию. Котт д`арм без гербов и других украшений надевался только во время траура или по обету.
Кроме обычного пояса на котт д’арм именитого воина надевался широкий кожаный пояс с металлическими украшениями, к которому крепились ремни, держащие ножны. Если человека, запятнавшего себя бесчестными поступками, лишали рыцарского звания, то с него, в первую очередь, снимали пояс, служивший портупеей и считавшийся собственно рыцарским поясом.
Остается в употреблении джазеран.

Именно на рубеже XI-XIIвв. западноевропейские рыцари стали вступать в сражение сомкнутыми рядами, а самым грозным оружием сделалось 5-метровое копье, удары которого усиливались движением несущейся лошади. Византийская принцесса Анна Комнина писала, что «им (копьем) можно пробить брешь в стене Вавилона».

В XII в. на лошадь накидывалась попона, которая складывалась вдвойне или втройне и нередко еще подбивалась кожей – Kuvertiure. Её передняя часть длиннее задней, и к к.XII в. она превратилась в сплошную броню из пластин, к которой добавилась еще и налобная бляха. Пластины из кожи или материи, и для усиления крепости их снабжали металлическими чешуйками, щитами и кольцами.
Kuverture, широкая и довольно короткая, состояла из отдельных переднего и заднего кусков, которые зашнуровываются на седле. Передний кусок на груди имел разрез.

Турниры. Присутствие заинтересованной публики ,среди которой были знатные дамы ,а иногда – августейшие лица, в немалой степени способствовало эволюции турниров в сторону большей театральности, постепенному отказу от самых бесчеловечных и грубых методов ведения борьбы, от излишнего кровопролития. Соответственно, костюмы участников рыцарских турниров с годами становились все роскошнее и «многословнее», с тем, чтобы достичь предела возможной выразительности к нач. XV в.


Рыцарский доспех XIII – 1-й пол. XIV в.

Рыцарский костюм испытал в XIII в. лишь незначительные перемены.
В этот период совершаются огромные денежные затраты на вооружение и доспех, который становится совершеннее. Добавляются разного вида доспехи из ткани и кожи. В начале он усиливал кольчугу, дополнял, а с XIII в. стал использоваться на турнирах в тех случаях ,когда дрались только с легкими копьями.
Легкий и удобный, но ненадежный матерчатый доспех (это могли быть куртки или туники, подбитые конским волосом и шерстью) заменен в к. XIII в. доспехом из кожи – «ошпаренная кожа». Для большей прочности его натирали горячим воском (либо варили в горячем воске) – вощили. Из вываренной кожи делались и полностью доспехи, и по отдельности разные их части, которые можно было комбинировать между собой и с металлическими деталями.
Кольчуга доходила почти до колена, имела узкие или широкие рукава и высокий воротник, закрывавший подбородок и затылок. Рукава часто были соединены с перчатками или рукавицами. На рубеже XII и XIII вв. кольчугу начали обшивать кожаными полосками, которые чередовались с рядами колец.
К концу века кольчуга была укорочена (хотя существует информация, что в 1-й пол. XIV в. в Германии преобладает кольчуга почти до колена-?) и на ней, для крепости, приделывались особые части из прессованной кожи или железа. Это было началом полной перемены, вследствие которой в течение XIV-XVвв. кольчужные доспехи были вытеснены доспехами из железных пластин.
Под хаубертом – гамбезон; и на груди обычно носилась еще большая железная пластина.
К середине XIV века перчатка, которая до тех пор была в основном только мешкоподобным удлинением кольчужного рукава, рукавицей с обособленным большим пальцем и редко имела все пальцы, теперь являлась всегда особой частью вооружения либо в виде рукавицы, либо в виде перчатки с 5-ю пальцами. Перчатка была из кожи или войлока, её отворот обивался жестью, пальцы же только с тыльной стороны были обиты пластинками, которые наподобие черепицы заходили друг на друга. Чем более осваивалось искусство обработки железа, тем более удобный вид наперстных пластинок.
Наголенник посредством подвижных пластинок распространен был и на подъем ноги, и превратился в пластинчатый башмак, из которого со временем развился коленчатый башмак с длинным носком. Соединенные с кольчужными штанами башмаки иногда имели носки 30-70 см в длину. Подъем ноги покрывался подобием башмака с длинным носком из металлических пластинок, прикрепленных к коже поперек ноги, одна подле другой. Не имел подошвы. Длинные носки в пешем бою мешали, и в 1386 г, при Земпахе, рыцари, спешившись, отрубали их от своих железных башмаков. Вместо башмаков с длинными носками пользовались также другими ,более короткими железными башмаками с ланцетоподобными носками.

Те места, ранение которых особо болезненно (подмышки и локти, а также колени и голени) начинают защищать кожаными щитками и повязками на подкладке, которые, в свою очередь, были обиты железными пуговками и пластинками. Из этих прикрепленных к коже пластинок для локтей и колен ок. сер. XIV в. развились сплошь выкованные из железа, которые прикреплялись отдельно. На подмышки надевались небольшие круглые бляхи, а на тыльные части рук пластины подлиннее. На рубеже XIII и XIV вв. подмышки защищались еще особыми щитками, 4-угольными или овальными.
Появляются наплечники и набедренники из т.н. «немецкого железа» и горжет – нашейник, плотно закрывающий переднюю часть шеи, весьма уязвимое горло.

С XIV в. в турнирах начинают использовать полудоспех, соединяющий качества обера и военного платья – «бригантина» (от фр. «brigant» - бандит с большой дороги, живодер). Поначалу бригантина была приспособлена для пехотинцев, простых солдат, которые во все времена не отличались скромностью поведения, а уж в средневековье вообще слабо различали своих и чужих, друзей и врагов, и были сущими разбойниками.
Бригантина делалась из приталенной многослойной туники; на грубую ,толстую подкладку прикреплялись металлические бляхи, а сверху надевался чехол из яркой ткани, который скрепляли с внутренними прослойками позолоченными гвоздями-заклепками. Округлые головки заклепок образовывали геометрические узоры. Излюбленными материалами для покрышек бригантин были итальянский бархат, алый или пунцовый, и темно-синее плотное сукно. При этом не исключено, что самые ранние бригантины не имели тканного числа и были весьма похожи на броню времени Меровингов.
Благодаря редкому удобству бригантины и её способности подменять собой богатое военное платье, этот доспех сохраняет популярность и в XV в. Кроме того, в подражание бригантинам на полные рыцарские латы будут надевать красные бархатные покрышки, скрепляя их с поверхностью доспеха медными позолоченными винтами и заклепками.

На голову под кольчужный капюшон надевали стеганый чепец – bunthaube, который завязывали под подбородком. Или же под капюшон надевалась железная пластинка, вогнутая соответственно форме черепа.

Шлемы:
Топхельм: (появился еще в конце XII в. в крестовых походах) Был в широком употреблении с начала XIII до конца XIV веков. Топфхелм середины  второй половины XIII века представлял из себя цилиндрический кавалерийский шлем; имел щель для глаз, часто оправленную латунью, маленькие отверстия по бокам, и часто также крестообразный вырез для большего прохода воздуха; книзу делался такой же ширины, но к верху заотрялся (вначале был плоский) и обтягивался покрывалом для защиты от ржавчины и нагревания солнцем. На шлеме как отличительные украшения укреплялись разнообразные изображения: рога ,крылья, животные, руки, ноги и даже ветряные мельницы, а также покрывала ,которые со временем делались все крупнее и вырезались по краям зубчиками.
Вначале не доходил до плеч, но позже стал настолько удлинен, что сидел на плечах и мог быть укреплен на груди и спине. Топфхельм был собственно турнирным шлемом в конце средних веков и поэтому назывался также stechhelm. Он почти всегда изображался на надгробных камнях.

К началу XIV в. появляются новые типы шлема: шапель и бацинет, одно из самых совершенных металлических наголовий. Последний делался из толстой стали с личником, закрепленным на 2-х шарнирах и надежно защищавшим верхнюю часть лица, в то время как шея и подбородок закрывались кольчатой сетью или стальным нашейником - camail. Бацинет плотнее, чем остальные шлемы, облегал голову, но был довольно тяжелым; в нем, как и в старинных наголовьях, пробивались дырки для дополнительного доступа воздуха. Нередко кольчужное покрытие у бацинета имело клинообразное продолжение, которое при случае поднималось кверху на нос и прикреплялось к шлему петлей. Часто бацинет имел подвижное забрало, которое поднимали и опускали, либо иногда оно открывало лицо с левого бока.
Хундсгугель ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] hundsgugel собачий капюшон) разновидность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] типа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с сильно вытянутым вперёд конусовидным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Такая форма забрала увеличивала площадь его поверхности, что позволяло снабдить его множеством вентиляционных отверстий. Это значительно облегчало дыхание воина. Такие отверстия часто располагались лишь на правой стороне шлема, поскольку в конном бою на копьях подвергалась опасности в первую очередь левая половина головы. Коническая форма и гладкость левой части забрала помогала наконечнику вражеского копья соскользнуть даже при мощном ударе. Шлем применялся европейским рыцарством в XIVXV веках.
Eisenhut или шапель (фр), или капеллина (ит.) – «железная шляпа». общее название наиболее простого вида [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в виде металлических колпаков с полями. В шапелях не было предусмотрено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], полумасок или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], однако форма их очень значительно варьировалась. Подобные варианты были одними из самых дешёвых и применялись [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он носился уже в к. XII в и встречается еще в XVII в.


Облаченные с головы до пят в металлический доспех, рыцари стали похожими друг на друга, и военное платье с изображением герба стало насущной необходимостью вплоть до середины XVI в.
Безрукавный воинский кафтан, который надевался поверх панциря и прежде был длинен и имел множество складок, следовал течению городской моды и постепенно становился уже и короче; в 1-й пол. XIV в. он обычно доходил до колен, и спереди, а порой и с боков, был разрезан от бедер до низу. Кафтан изготовлялся из сукна , а нередко также из бархата или шелка и к тому же, соответственно состоянию, подбивался дорогим мехом и украшался вышитым гербом владельца.
Еще больше сузили и укоротили воинский кафтан во 2-й пол. века, так что он плотно облегал тело и едва только еще покрывал туловище; в этом виде он назывался lendner. Он уже не делался более из сукна, но из толстой мягкой кожи, иногда с короткими рукавами, и спереди или же сбоку, и даже сзади, зашнуровывался или застегивался на пуговицы. Lendner отделывался как можно блестяще, окрашивался под цвет герба или обтягивался бархатом с вышитым гербом. Где ленднер служил исключительно для защиты тела, там его оставляли без украшений и для крепости обтягивали кожей толщиной в палец, которая ,в свою очередь, была обита железными пластинами или круглыми бляшками и тем железным нагрудником, который раньше носился под кольчугой на гамбезоне.
Рыцарский пояс – весьма характерный предмет украшения XIV в. Подобно поясу горожан, надевался ниже талии. В то время ,когда он не утратил еще своей гибкости от разных видов обивки, он застегивался пряжкой, передним концом затыкался и завязывался в узел. Позднее, когда пояс был расширен до неузнаваемости и совершенно покрыт металлическими пластинами, он закрывался при помощи большого аграфа (пряжка).


Щиты:
Длинный щит XII в., который обычно носился на ремне на шее, заменен был к XIII в. другим щитом поменьше, 3-угольной формы, маленьким экю, который в основном был плоским и носился на руке.
Пехотинцы носили также и выпуклый.
За экю во 2-й пол. XIV в. следовал tartsche – тарч, или faustschild (кулачный щит) – так же небольшой, но 4-угольный щит с закругленными углами, снабженный по правому краю углублением, в которое вкладывалось копье. Щит подвешивали на ремне к шее и опирались о край выемки рукой, в которой держали копьё.
Щит баклер
Баклер 20-40 см в диаметре. Чаще всего металлический, маленький, круглый . Был рассчитан, главным образом, в качестве вспомогательного оружия с мечом или шпагой. Держался за ручку с обратной стороны. Баклеры имели только одну рукоятку, которую воин сжимал в кулаке, из-за чего их называли «кулачными щитами»
Есть упоминания о использовании щита кельтами, франками. Такие щиты встречались в VIII веке у византийцев, откуда по-видимому он и попали в Европу. В западной Европе кулачный щит получает широкое распространение в XII - XIII веках. Первые упоминания во французских письменных источниках относятся к этому времени. В XIV веке встречался также в Германии и Англии. В XVI веке в дворянском сословии приобрела мощное влияние итальянская школа фехтования, также использующая технику боя с баклером. Кулачный щит вошел в моду. Молодые люди того времени везде носили его с собой, подвешивая к шпажному ремню. Щит носился на ремне или крюке у пояса, иногда на эфесе меча, в этом случае он ручкой подвешивался на рукоятку.  К концу XVI века венецианская школа фехтования отказалась от кулачного щита. Левую руку вооружили дагой. Это событие ознаменовало закат техники "меч и баклер".


Оружие:
Меч обоюдоострый и заостренный; к концу века удлинился и превратился в страшное оружие. Прямая прежде поперечина для отражения ударов в XIII в. нередко концами склонялась к клинку. Так же изогнута и чашка кинжала. Не слишком тяжелый. Также были мечи с тупым концом, не предназначенные для колющих ударов.
В этот период появляются полуторные мечи или мечи-бастард (мечи для войны, великие мечи). Упоминаются уже в литературе XIII-нач.XIV в. и даже в XII в. Клинок – 94-104 см, рукоять – 17-23 см. Широкий, с лопатовидным острием. Дол обычно занимает чуть меньше половины клинка.
В этот период сам меч украшается мало, но украшаются ножны и портупея. Право украшать оружие считалось священным, что не попадало под законы о роскоши. На клинок часто наносились слова молитв.
Ввиду исключительной ценности, боевой меч прикрепляли к кольчуге длинной цепочкой или ремнями, которые, хотя и мешали, но не препятствовали.
Под пару к мечу подбирались кинжалы-даги, которые носили у правого бедра на ремне тесненой кожи с позолотой или на плоской золотой цепочке и так же, как меч, прикрепляли к нагруднику. Кинжал стал опасным и назывался panzerbrecher или misericordia; клинок он имел треугольный, тонкий и книзу настолько заостренный ,что им легко можно было проникнуть в слабые места доспехов и убить. В ножнах кинжала часто делали боковой карман для ножа. Нож-бастард («внебрачный ребенок») использовался для пиров, для разрезания всяческой снеди, но их отделывали в том же стиле, что и настоящее оружие.
Лишь в это время начали укреплять меч и кинжал при помощи пряжек.
Копье почти не меняется. Древко – 3-3,5 м., гладкое, круглое. Наряду появлялось и турнирное копье, которое использовалось и в бою. Имело железный перехват для руки и часто кверху и книзу сужалось. В месте перехвата - самая толстая часть.
Наряду с копьем распространяется бердыш или боевой молот, который висел у рыцаря-всадника на седле подобно булаве. Форма секиры с 2-мя лезвиями, из которых одно походило на птичий клюв; поэтому такой молот называли papageischnabel, если лезвие сидело на короткой ручке, при длинной – falkenschnabel.
Продолжает использоваться боевой цеп.
Фальшио
·н, также фальчио
·н  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с расширяющимся к концу коротким [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с односторонней заточкой. Наибольшую известность получил как дополнительное оружие английских лучников, а в середине [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] века его стала использовать и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] благодаря его способности наносить разваливающие рубяще-режущие удары. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45 60 см.(фальшарда)
Точные сведения о фальшионах привести сложно, потому что их было найдено всего около полудюжины, а из книг, живописи и описаний были получены сведения о ещё примерно двадцати. Большинство фальшионов имеют изогнутые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Конская броня стала вполне привычной вещью к к.XIII в. Броня делалась из вощеной кожи и слоеного пергамента, в особо уязвимых местах укреплялась луженым железом. Чепрак ,которым прикрывали круп лошади, был из плотной ткани, желательно в цвет рыцарского намета, и так же, как намет, покрывался геральдическими знаками.
Седло имело весьма высокие луки, которые хорошо защищали туловище всадника, снабжено низко опускавшимися щитками, которые назывались vorbьge или Kappe и защищали бедра всадника.. Стремя треугольной формы. Сбруя – налобные и нагрудные ремни, цепочки и уздечки с удилами. Нагрудные ремни и чепраки часто богато украшивались, обтягивались бархатом и обтягивались бахромой, бубенчиками и т.п. Поверх броненосной Kuvertiure клали большую попону, которая одинаково с первой была разделена и разрезана, приготовлена из дорогих материй, расшита, снабжена бордюром наподобие решетки и в точках скрещения украшена металлическими розетками. Были конские доспехи и из колец целиком.
Шпора. Зубчики удлиняются, число их увеличивается до 8-и. Её дужка, прежде полукруглая, превратилась в острый угол и облегала нижнюю часть поножей, покрывавшую лодыжки и пятку. Позднее, когда поножи вытеснены были сапогами, и дужка вернулась к своей полукруглой форме.
В XIV в. верхние попоны удлинились и налобник, лежавший прежде под попоной, теперь надевался снова поверх неё; часто он – предмет украшения, и даже осыпался драгоценными камнями.


Из XIV в известен незавершенный трактат об оружии. В нем автор описывает порядок надевания доспехов перед боем или турниром ,весьма схожий с обрядом посвящения и каждый раз напоминающий о церемонии вступления в рыцарство. Все действия и движения последовательно закрепляются в ритуале.
Вначале рыцарь расстилал коврик на полу или на земле, вставал на него, раздевался до рубахи и причесывался. Если готовился к турниру, то: сначала надевались кожаные шоссы и кожаные или металлические наколенники и наголенники. Затем – акетон (в данном случае, вероятно, гамбезон), куртку со шнуровкой или короткую тунику, подбитые ватой и простеганные. Поверх стеганой куртки – кольчуга. А в случае необходимости между акетоном и кольчугой ремнями прикреплялся кожаный нагрудник-пластрон. На чепец – кольчужный наголовник и легкий остроконечный шлем. Костюм дополнялся безрукавным сюрко, которые в XIV в. продолжали называть котт дарм. Рыцарь являлся полностью готовым, если сверху еще надевали тяжелый шлем с навершием и наметом (декоративный назатыльник из кожи или изукрашенной ткани), «опоясывался» мечом и брал в руки хлыст.


Только после 1333 г. появляется часть доспеха, специально приспособленная к условиям турнира (в 1-ю очередь на копьях) – main de fer – стальная рукавица, составленная из пластинок и прикрывающая кольчужную перчатку.
Ок. 1340 г. появляется пластрон-нагрудник с массивным крючком, привинченным с правой стороны, на который рыцарь мог пристроить конец копья и , найдя точку опоры и равновесия ,пускать в ход лошадь в галоп.

Турниры – поединки между рыцарями из разных отрядов - назывались joute – жут/джостра. Они отличались великолепным оформлением и сложностью ритуалов проведения игр.
Облачения для джостры, которая обычно устраивалась по случаю заключения династических браков или в ознаменование событий государственной важности, поражало великолепием. Костюм – часть художественного оформления.
На турнирах все шлемы украшались громоздкими cimier – симье, т.е. нашлемниками прихотливой формы, часто с устрашающими рогами, разными драконами и прочей нечистью. Спадавший на плечи и спину намет бывал сплошь испещрен геральдическими узорами.
В дни праздника массовое кровопролитие было крайне нежелательным и неуместным, поэтому участники бились мечами и копьями с тупым наконечником.
Как было сказано выше, с XIV в. в турнирах начинают использовать бригантину.


Поздняя готика XV в

Вооружение стоило чрезвычайно дорого, не каждый рыцарь мог позволить себе полный доспех. Даже самые знатные сеньоры и владетельные князья имели привычку составлять обычный доспех из деталей разного происхождения, которые сохранялись как сокровище. При хорошей, нарядной бригантине носили налокотники и наголенники от «белого», т.е. досчатого доспеха, а к целому доспеху могли прикупить новый, более надежный шлем.
Небогатые рыцари одалживали доспехи, особенно для участия в турнирах, подготовка к которым могла разорить любого.
Известны случаи, когда знатные дамы полностью снаряжали рыцарей, выплачивая целое состояние за доспех, состоящий из многочисленных элементов. В лучших доспехах их число доходило до двух сотен, при том, что мельчайшие функциональные детали даже не учитывались. Общий вес брони вместе с тонкой кольчугой, поддетой под неё для основательности, достигал 25-30 кг.
В случае необходимости составные части полного доспеха носили по отдельности, дополняя ими кольчугу или обычное гражданское платье.

Ленднер прежде на груди снабжался для крепости пластинкой; теперь грудь и спина защищались 2-мя целыми выпуклыми или пригнанными к формам тела пластинами, которые связывались по бокам. Чтобы пластины не мешали, их изготавливали из 3-х или 4-х частей, которые на груди надвигались одна на другую краями кверху, на спине – краями книзу. К этим пластинам для защиты нижней части корпуса прикреплялись: спереди – набрюшник, сзади – поясничное прикрытие, состоявшие из подвижных пластинок, а к набрюшнику посредством пряжек и ремней прикреплялись еще набедренники krebse (раки). Отверстие между двумя набедренниками заполнялось кольчугой.
К к. XVI в. доспехи, целиком составленные из пластин, назывались krebse, а нижняя их часть с набедренниками – halben krebs (половина рака) или krebsfuss (нога рака). Руки защищали пластинки или трубки; локтевое прикрытие состояло из выпуклой пластинки, отогнутой назад и здесь нередко кончавшейся острием. ..Колено, где были возможны ранения, защищались подобным же образом .что и локоть.
К концу века, когда носки укоротились, башмаки спереди закруглились и вскоре стали столь же чрезмерно расширяться, как прежде заострялись – bдrenfuss (медвежья лапа)
Кроме того, на турнирах одну ногу защищали особым щитком.

Где было возможно, доспехи надевались вместе с модным костюмом; в этом случае из всех отверстий доспехов высовывались длинные зубцы, на которые были разрезаны края одеяния. Пояс, сидевший на бедрах, также увешивался бубенчиками. Доспехи конца XV в. – самые красивые из всех. Готический орнамент, завладевший всеми предметами того времени, проявлял свое господство и на доспехах. Преобладающими стали острые, вытянутые формы; более крупные части снабжались часто желобками или же по краям прорезались, подобно орнаменту на остроконечных сводах церковных окон, и, кроме того, оправлялись в латунь.
Доспехи этого периода – все из чистой стали и часто настолько тонкой ,что общий вес доспехов был ок. 18 кг. Более легкие доспехи – для битвы. Турнирные же были так тяжелы, что никто не мог в них оставаться более часа.
Щит при доспехах стал почти лишним. При осадах пользовались особыми щитами высотой в 1,5 м., т.н. pafesen, которые были 4-угольными или заостренными книзу и снабжены остриями для втыкания в землю; делались они из дерева, изнутри обтягивались бычьей шкурой, снаружи – холстиной и раскрашивались.

Мечи вверху, у рукоятки, удлинялись и делались тоньше, благодаря чему удобнее подходили железной перчатке; рукоятки часто обматывались проволокой, чтобы их можно было крепче держать.
Появляются двуручные мечи:
Эспадон. Распространен в Германии и Швейцарии. Клинок имеет обоюдоострый, с округленным острием, длиной до 1,5 м. В сечении клинок в абсолютном большинстве случаев четырёхгранный.
Фламберг - представлял собой двуручный (реже одноручный или полуторный) меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Боевое оружие чаще всего имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды конец клинка оставался прямым и служил для нанесения как рубящих, так и колющих ударов, как обыкновенный меч (это особо относилось к двуручным образцам, требующим больших тренировок и силы удара). По всей длине клинка лезвие затачивалось, при этом «волны» клинка чуть отгибали (разводили), как у пилы.

Копья достигали в длину 4 м. А т.к. было бы затруднительно держать шест подобной длины в одном положении под рукой, то с правой стороны нагрудника помещался особый крюк, на который накладывалось копье таким образом, что предохранительный круг приходился впереди крюка, рука же – позади него.
Лучшими оружейниками считались немецкие и итальянские мастера, особенно миланцы, чьи благородные клиенты жили во всех странах Европы и даже на мусульманском востоке.
В работах знатных мастеров качество отделки металла сочеталось с исключительной красотой форм и тонкостью ювелирной отделки. Доспехи, мечи и даги к к.XIV-XV вв. покрывались чеканкой, гравировкой, насечками золотом и чернью; на них кислотой протравливались орнаменты, в т.ч. позаимствованные с тканей. Так же, как оберы ,полные доспехи воронили, придавая им все оттенки синего и красного цветов, из которых самым удачным выходили цвет запекшейся крови. Парадные латы инкрустировали листовым золотом и серебром и набитые золотыми головками.

Наемники часто носили чешуйчатые и кольчатые панцири и шапки с поднятыми кверху полями.

Шлемы
Новые виды шлемов:
- salade – салад. Очень популярное наголовье XV в, которое явно произошло от типа шапель. Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей, что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады, носившиеся обычной пехотой, нередко имели поля делавшие их похожими на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом, носившимся рыцарями вне боя.
Изначально возникнув в Италии, саллады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские саллады второй половины XV века, стали прототипами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Немецкий тип плотно прилегает к голове спереди и по бокам, а сзади переходит в широкий хвост, часто очень длинный.
- barbute – барбют - итальянский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] шлем XV в., в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует античные шлемы гоплитов. Лучший из открытых шлемов того времени, т.к. полностью закрывает голову и лицо, при этом позволяет хорошо видеть и дышать.
- армэ - европейский закрытый рыцарский шлем. Сформировался он в Италии в середине XV века, где и был более популярен, чем в других странах Европы. Состоит из множества хорошо подогнанных деталей и потому идеально облегающий голову. Вскоре был усовершенствован прибавлением горжета, достаточно широкого для того, чтобы нести вес всей конструкции на плечах, а не на голове. К шлему прикрепляли декоративный шашлемник и намет с геральдическими фигурами.

Бацинет с подвижным забралом рыцарь соединил с пластинкой, закрывающей подбородок, так, что он равномерно защищал голову и шею; Так возник самый совершенный шлем средних веков – visierhelm (шлем с забралом), который назывался также helmin (маленький шлем).
Тяжелый шлем кюбельхельм («Сахарная голова». Разновидность топфхельма) встречается только на турнирах, ибо там было первой необходимостью защищать голову от страшных ударов копья: подобно бацинету с забралом, он прикреплялся к панцирю винтами и цепочками.

- Жабья голова или Штеххельм - тип шлема конца XV всего XVI века для копейной сшибки на турнирах, с мощной защитой шеи и лица. Неподвижно крепился к кирасе. Характерными чертами этого шлема являются:
шарообразный купол, спереди вытянутый вперёд для обеспечения более обтекаемой формы шлема. В случае, если копьё попадало в лоб оно просто соскальзывало в сторону;
затылочная часть купола вместе с защитой шеи жёстко (кузнечной сваркой или заклёпками) соединена с куполом шлема; защита лица, шеи и ключиц, соединённая воедино, также жёстко (заклёпками) крепилась к шлему этим достигалась монолитность защиты и исключительная прочность шлема;
защита шеи выполнена в виде неподвижной конструкции; сзади она оснащена пряжкой для пристёгивания к спине кирасы, спереди защёлкой, обеспечивающей жёсткое крепление к нагруднику;
подшлемник привязывался изнутри шлема на завязках; при этом сам подшлемник был достаточно толстым для того, чтобы защитить голову владельца от травмы в случае прямого попадания копьём по шлему;
шлем неплотно облегал голову и шею владельца, оставляя достаточно пространства для дыхания; снимался через верх;
смотровые щели выполнялись буквально «на лбу» с таким расчётом, чтобы при копейной сшибке, когда всадник наклоняется вперёд, он имел хороший обзор. Иных отверстий (кроме отверстий для завязок подшлемника) шлем не имел.
Происхождение этого шлема от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а вернее от шлемов типа «сахарная голова», которые вышли из употребления как боевые шлемы, но продолжали быть популярными на турнирах
В турнирах и джострах XV в. за самую макушку наголовья цепляли тонкое, полупрозрачное покрывало, принадлежащее даме сердца, а оплечье дополняли полосой ценной ткани, которая называлась «почетным рукавом».

Боевой конь тоже покрыт многочисленной броней.
От боевого коня зависело слишком многое в любом сражении, поэтому было не принято скупиться, украшая конскую броню и сбрую. Попоны, имевшие вид платья с капюшоном или длинного чехла, шились из того же материала, что и рыцарский котт-д’арм – из бархата, атласа и из бесценной парчи всех цветов радуги, на уздечки нанизали кольца и подвески, к наголовнику и к хвосту прикрепляли плюмажи из страусовых перьев.

Следует заметить, что художественное совершенство вооружения эпохи готики и раннего XVI вв. быстро вошло в противоречие с суровыми повседневными нуждами.
Главным врагом, а затем и «победителем» сплошного доспеха стал порох, впервые примененный европейцами в битве при Креси в 1346 г. , что послужило сигналом к началу реорганизации армии. Во время осады Арраса в 1414 г. французы уже были вооружены примитивными, но весьма опасными ружьями – «ручными пушками»

XVI век

Дальнейшее развитие доспехов было уже невозможно, можно было только переделывать их во вкусе времени. Ровные поверхности покрывались густыми рядами желобков, или pfeifen; прямые формы доспехов уступили выпуклым; нагрудные латы делали сильно выпуклыми и столь же резко выступали бедра. Края всех частей доспеха выковывались витым рубцом, наподобие шнурка. Тяжесть доспехов вызвала обычай ношения «половинных» доспехов, которые имели различный состав: как правило, в него не входили поножи и железные башмаки. Доспехи стали причудливыми.
Нагрудные латы снабжались железной юбкой, которая, подобно полам боевого полукафтана, кругом была собрана в продольные складки. У юбки для верхней езды спереди и сзади имеются специальные вырезы.
Забрало шлема изменялось так, что походило на человеческое лицо или морду животного – «affenhelme»(обезьяньи шлемы). Место состоявшего из двух частей салада занял бургундский шлем или visierhelm (шлем с забралом)
Бургундский шлем имел выпуклый верх с гребнем посередине, шедшим спереди назад, щиток для глаз, нащечники и затылочная часть.
Подобно устроен visierhelm (из бацинета и кессельхаубе). Забрало (можно отодвигать вверх) имело прорези для глаз или т.н. «оконце» с вертикальными перекладинами, поверх которого укреплялась еще решетка, снабженная поперечинами, или пластинчатый подбородок. Т.к. этого рода шлемы на турнирах были малоэффективны, пользовались тяжелым шлемом и укрепляли его винтами и пряжками на груди и спине.
Турнирные шлемы сверху были украшены kleinod (геральдический нашлемник), прочие шлемы – султанами из страусовых перьев. Этот султан торчал в трубке federhьlse, находившейся сзади на конце гребня или сбоку.

Щит преимущественно круглой формы, хотя были и сердцевидные. Пока носились салады, оставляя лицо открытым, на турнирах использовался толстый деревянный щиток, который привинчивался к доспехам, а правый бок, кроме того, защищался еще предохранительным кружком копья, увеличенным наподобие щита, и бедра – большими щитками, которые укреплялись в седле.

У мечей в то время эфесы стали сложнее и поперечина, служившая для парирования ударов, перестала представлять из себя простой крест. Боевым мечом был тогда цвайхандер – выше человеческого роста. Как правило, носился без ножен на плече. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на двойном жаловании ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), имевший специфическую двойную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которой малая гарда, называвшаяся «кабаньими клыками», отделяла незаточенную часть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) от заточенной.
Лошади в то время еще снабжались старыми доспехами с той лишь разницей ,что теперь они часто изготовлялись из узких пластин из стали.



Список литературы:

«Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии». Л.М.Горбачева. 2000 г.
«История материальной культуры». Ф.Готтенрот. 2001 г.
«Оружие». П. фонъ – Винклеръ. 1894 г.
«Меч в эпоху рыцарства. Классификация, типология, описание». Эварт Окшотт. 2007 г..
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























4 Заголовок 1J"J Заголовок 2Ў: 15тr Основной текст с отступомT Основной текст<
Обычный (Web)SolovyevOC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам - для сдачи.docSolovyevlC:\Documents and Settings\Pasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия доклад по доспехам - для сдачи.asdSolovyevOC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам - для сдачи.docSolovyevOC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам - для сдачи.docSolovyevlC:\Documents and Settings\Pasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия доклад по доспехам - для сдачи.asdSolovyevOC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам - для сдачи.docSolovyevlC:\Documents and Settings\Pasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия доклад по доспехам - для сдачи.asdSolovyevOC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам - для сдачи.docSolovyevOC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам - для сдачи.docSolovyevCC:\Documents and Settings\Pasha\Рабочий стол\доклад по доспехам.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·z z z

Приложенные файлы

  • doc 45359
    Размер файла: 151 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий