2 Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК


Тема: «Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности. Текст.
Структурно-смысловые признаки. Функционально-смысловые типы речи».

План

1. Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности.
2. Текст. Структурно-смысловые признаки.
3. Функционально-смысловые типы речи.

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ, ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речь это результат мысли (мышления). Мы говорим и создаем, произво-дим речь. Речь это мое, твое, наше произведение, произведение большой и сложной работы ума, который, как специальная машина, «переплавляет» мысль при помощи звуков, слов, предложений и законов их соединения в «слиток» ре- чи текст. Звуковой строй слова, грамматика, синтаксис это те средства язы-ка, без которых не создать речевое произведение.
Давайте посмотрим, как можно представить разговор или, как выражаются ученые языковеды, речевую ситуацию, в которой создают, слушают (или читают) и понимают речь.
Автор это тот, кто производит речь, т.е. говорящий или пишущий. Он первое лицо в разговоре, поэтому чаще всего говорит: «Я...» или «Мы...». Лин-гвисты называют его адресантом.
Его произведение и есть текст. Это может быть и коротенькая записка, и шпаргалка, и огромный роман (как те, которые вы читаете на занятиях по литера-туре), и письмо, и официальный документ (например, приказ или распоряжение какого-нибудь начальника), и ответ у доски на уроке и т.д.
И у всех этих текстов есть слушатель или читатель адресат второе лицо в разговоре (ты или вы), т.е. тот, кто будет читать или слушать, а главное, понимать то, ради чего этот текст создавали: произносили речь или писали роман (приказ, письмо и т.д.).
Схема 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эта работа по пониманию происходит в сознании человека. Ученые-психо-лингвисты занимаются исследованием того, как происходит рождение речи, как она взаимодействует с мыслительными процессами. На схеме 1 мы нарисовали как бы экран сознания, в котором выделяются три своеобразных уровня:
чистого мышления, где зарождаются смыслы, идеи, замыслы;
внутренней речи, где происходит оформление этих смыслов в привыч-ные для человеческого сознания формы картинки, слова, понятия, образы и т. п.;
внешней речи, который и служит «фабрикой» текстов здесь из кар-тинок, слов, образов и т. п. строится текст для адресата.
То, о чем автор говорит, создает свою устную или письменную речь, назы-вается объектом или предметом речи.
Другими словами, объект, или предмет, речи, это то, о чем рассказывает автор (адресант) и что надо понять слушателю или читателю (адресату) (схема 2).
Схема 2






Ты (адресат)





Как же происходит работа ума, или, как говорят ученые, мышления?
И автор, и адресат проделывают сложную умственную (мыслительную) ра-боту. И вы тоже делаете эту работу на каждом занятии и по математике, и по био-логии, и по другим предметам. Отвечая или выполняя письменное задание, вы яв-ляетесь автором; слушая лекцию, объяснение преподавателя, становитесь адреса-том.
Мы говорим, а разговор это общение или коммуникация. Можно ли назвать слова общение и коммуникация синонимами? В принципе да, но!.. Ученые придумывают термины слова, называющие определенный предмет или опре-деленное явление, не просто так. Они это делают для того, чтобы избежать много-значности. Ведь для науки самое важное точность! Поэтому за термином всег-да закреплено одно значение, в науке его называют определением.
Так вот, общение многозначное слово, общеупотребительное. Процесс общения ни к чему не обязывает: хочешь слушай, отвечай, а не хочешь молчи, уходи. Когда же люди начинают какое-то совместное дело, то прежде им надо до-говориться. Не договорившись, люди не могут продуктивно заниматься делом. Деловые переговоры это коммуникация. Урок, защита дипломной работы, по-купка товара, строительство здания, создание законов все это коммуникация. Коммуникация по определению предполагает речевое взаимодействие при помо-щи языковых средств с единой целью для всех участников: понять друг друга.
Значит, общаясь, участники разговора могут отвлекаться от текста собесед-ника, думать о чем-то постороннем, но если между ними происходит речевое взаимодействие коммуникация, то возникает необходимость понимать или быть понятым.
Итак, речь это сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств. А язык это многоуровневая систе-ма знаков, тех самых средств, без которых невозможна речевая деятельность. Именно поэтому мы изучаем родной язык: глубокое знание русского языка обес-печивает развитие мыслительных способностей человека, его душевных качеств. И самое главное, от умения грамотно говорить и писать, читать и слушать, т.е. от речевого поведения, зависит успех профессиональной деятельности человека.
Речевое поведение человека характеризует его мировоззрение, т.е. систему жизненных ценностей, определяемых воспитанием, и речевые навыки, т.е. знания и умения осуществлять речевое взаимодействие.
Правильное речевое поведение определяется культурой речи, специальным научным предметом, описывающим нормы литературного языка, критерии хоро-шей (грамотной) речи. Там же можно найти научно обоснованные рекомендации, как построить речевую коммуникацию сообразно с целями, языковыми средствами, адресатом и условиями, в которых происходит речевое взаимодействие.
В науке выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слуша-ние (или аудирование), чтение и письмо. Два из них относятся к устной форме речи (говорение и слушание), а два к письменной (чтение и письмо).
Главной коммуникативной единицей речевого взаимодействия является предложение. Именно предложение единица речи и языка, в которой оформля-ется законченная мысль и с помощью которой составляется текст развернутое высказывание.
В устном высказывании построение предложения и соответственно текста отличается от его письменного выражения. Беседа строится часто без подготовки, спонтанно, поэтому устная речь не всегда так же правильна и нормированна, как письменная. В то же время письменная речь речь подготовленная во многом лишена важного свойства устной речи эмоциональности. Интонационная выра-зительность делает устную речь более сильным средством воздействия на собе-седника (аудиторию), однако письменная речь позволяет адресату глубже проник-нуть в ее содержание, поскольку она не исчезает так быстро, как звучащая, к ней можно вернуться, чтобы углубить свое понимание. Именно поэтому мы возвраща-емся к любимым произведениям: перечитывая, мы по-новому осмысляем уже зна-комый текст, оцениваем уже не только фабулу (т.е. то, что лежит на поверхности), а языковые средства, при помощи которых нам открываются те или иные сюжет-ные линии книги. От речи оратора, даже самого убеждающего, в сознании слуша-теля остается только то, что он смог запомнить и понять на слух. Часто это от-дельно выхваченный сознанием фрагмент, и вне контекста всей речи он может быть понят не так, как задумывал автор.
Эти явления слушания и чтения изучали психологи, физиологи, лингвисты и сделали очень важный вывод: первичное восприятие текста, как письменного, так и устного, всегда поверхностно адресат осмысляет только то, что ему зна-комо, уже было в его опыте, а запоминает и вовсе соответственно возможностям своей памяти. Значит, если у письменной речи есть шанс быть познаваемой пос-тепенно, то устную речь нужно строить максимально грамотно иначе она ос-танется без отклика или будет неправильно воспринята, что, несомненно, еще хуже.
ТЕКСТ. СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Текст (от лат. textum «связь, соединение») это цельное речевое произве-дение, связанное по смыслу и грамматически. Текст результат речевой деятель-ности говорящего или пишущего. В нем заключена потенциальная речевая дея-тельность одновременно и слушающего и читателя.
К текстам можно отнести пословицы и поговорки, состоящие из одного предложения: Любишь кататься люби и саночки возить; Жизнь прожить не поле перейти. Текстом также называют любое законченное произведение (очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д.) или его фрагмент (глава, часть и др.). Текст может существовать в двух формах устной и письменной.
Основными признаками текста являются связность и цельность. Предло-жения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной после-довательности, которая отражает логику развития мысли адресанта; одновремен-но автор должен учитывать возможности восприятия того, к кому обращена его речь, адресата.
В построении текста большое значение имеет композиция структура изложения (его начало, развитие и конец).
Тема текста может быть заложена в его названии (т.е. в названии произведе-ния): «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени» и др.
Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите Землю!
(М. Дудин)
По форме тема текста может быть выражена обращением:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А. Пушкин)
Текст может начинаться с вопросительного предложения или с риторичес-кого вопроса:
Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так тор-жественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за ки-лометр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
(К. Паустовский)
Большое значение в построении текста имеет порядок слов в предложении, который помогает выделить ключевые слова. Ключевые слова это слова, благодаря которым создается единство, цельность текста.
Определение темы помогает адресату понять круг интересов автора в дан-ном тексте, что важно для раскрытия основной мысли или идеи (от греч. idea «понятие, представление»), того главного, что хочет сказать автор, ради чего создается произведение.
Например, прочитайте следующий текст. О чем он? Какова его идея?
Как рождается замысел?
... Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравне-ние вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи...
Замысел это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра молния.
...Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию замысел. (К. Паустовский)
Этот отрывок из произведения К. Паустовского о том, как рождается у пи-сателя замысел его произведения. Тема этого текста заключена уже в первом предложении рождение замысла. Основная мысль, идея показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с по-мощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека. Так, в данном тексте автор сравнивает замысел со вспышкой молнии (молния «мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества»).
Сравнив замысел писателя с молнией, К. Паустовский выстраивает следу-ющую смысловую цепочку: замысел
· молния; первая искра молния, замы- сел сознание, молния замысел. В идее текста (замысел молния) выражено отношение автора к высказыванию, его позиция. Она проявляется в поисках точ-ных, знакомых и ярких образов, помогающих читателю понять его основную мысль, вместе с автором подумать и пережить то, что его волнует.
Текст может представлять собой простое или сложное предложение (иног-да период):
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
(А. Пушкин)
Часть общей темы текста называется микротемой, которая обычно раскры-вается в нескольких предложениях.
Средства связи частей текста также имеют свои правила. Предложения в тексте, как правило, объединяются темой и определенными языковыми средства-ми: местоимениями, наречиями, родственными словами, союзами, повторением слов, синонимами, антонимами и т.д.
В каждом следующем предложении текста содержатся новые сведения, т.е. происходит развитие мысли. Предложения могут быть соединены последователь-но и параллельно.
Смысловая и грамматическая цельность текста может создаваться с помо-щью синонимов, например: Облака бежали на нашу деревню... Вот они долете-ли до соснового бора, перевалили через овраг и помчались дальше (В. Козлов). В данном тексте использованы контекстуальные синонимы (бежали, долетели, пе-ревалили и помчались).
Несколько связанных между собой предложений, объединенных микроте-мой и определенной структурой, называются сложным синтаксическим целым (ССЦ) (или сверхфразовым единством). У ССЦ есть своя композиционная органи-зация: оно состоит из трех частей зачина, срединной части и концовки. В зачи-не, как правило, первом предложении, определяется микротема, срединная часть ее развивает, а концовка предлагает авторский вывод, в котором звучит либо оценка, либо важное для автора суждение по поводу данной микротемы.
От ССЦ необходимо отличать абзац, который может совпадать с первым по своим границам. Абзац это композиционно-стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством. Абзац служит для перехода от одной микротемы к другой. Каждый абзац дает какую-либо новую информацию, развитие действия, характеристику героев, уточняет ту или иную мысль в рассуж-дении, доказательстве. Чаше всего абзац включает в себя два и более синтаксичес-ких целых, иногда ССЦ состоит из нескольких абзацев.
Например, прочитайте текст, какова его тема?
Осень, глубокая осень! Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно на-сквозь в самой глухой деревенской чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сос-ны, освеженные холодным воздухом.
Устлана земля сухими разновидными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают звери и птицы от шороха человеческих шагов. (С. Аксаков)
Тема этого текста глубокая осень. Основная мысль показать измене-ния в природе в эту пору года. В тексте три абзаца, которые в данном случае объединены микротемой: «особенности леса поздней осенью». Зачин первое предложение сразу обозначает тему. Часть первого и второй абзацы рисуют перед нами лесной пейзаж; автор описывает, как выглядят разные деревья (мо-лодые и старые, лиственные и вечнозеленые), а концовка последний абзац дает представление и о самом авторе: скорее всего, он охотник. Именно послед-ний абзац раскрывает коммуникативное намерение автора: поделиться своими знаниями об особенностях осеннего леса. Увидеть основную мысль идею писа-теля помогают и композиция сложного синтаксического целого, и слова, подоб-ранные в синонимическом ряду, глагольные формы настоящего времени, как бы рисующие картину «здесь и сейчас», и конструкции простых и сложных предло-жений, описывающие важные наблюдения рассказчика.
Каждый текст заключает в себе информацию, которая является актуальной, интересной для определенного круга людей (для адресата).



ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

По цели, коммуникативному намерению автор может оформить информа-цию по-разному. Если его цель описать предмет, рассказать о его признаках, дать характеристику какому-либо лицу или явлению, текст излагается как описание. Если автор размышляет, доказывает правоту или ложность того или иного суж-дения, его текст будет рассуждением. Если же адресант хочет рассказать о собы-тии, о какой-либо истории, он пишет повествование. Таким образом по особен-ностям синтаксических связей и по функционально-смысловым характеристикам все речевые произведения делятся на три типа: описание, рассуждение и повест-вование.
Описание это текст (монологическое высказывание), в котором пред-ложения находятся в отношениях одновременности, т.е. рассматриваемые пред-меты, признаки, действия, существующие одномоментно:
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко кажется, за краем земли хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)
Тема текста описание природы в предрассветное время. Основная мысль заключена в предложении Это лучшее время суток.
Рассуждение это текст, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях. Рассуждение строится по следующей схеме:
1) тезис (утверждение, которое нужно доказать),
2) доказательство,
3) вывод:
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей словом, делает вас мудрыми.
(Д. Лихачев)
Основной тезис читайте, потому что литература дает ... опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, дает понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вывод: литература делает вас мудрыми.
Повествование это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности, т.е. собы-тия рассматриваются в движении, как следующие одно за другим:
После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охо-тятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными кры-лышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.
(По И. Соколову-Микитову)
В этом тексте говорится о поведении скворцов, о чем свидетельствуют од-нородные сказуемые. Автор использует глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени, чтобы побольше рассказать о жизни этих птиц после приле-та. Тема скворцы, а идея рассказать о характерном для них поведении.
В тексте могут совмещаться разные типы речи, например:
Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг. К утру дождь про-шел. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли... Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез.
(По К. Паустовскому)
Перед нами отрывок текста, который нельзя назвать определенно слож-ное синтаксическое целое, абзац, период. Это часть большего по размеру, чем здесь представлено, повествования, поэтому и развитие действия происходит при смешении типов связи внутри этого отрывка.


















































ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОВОРЕНИЕ
ПИСЬМО
СЛУШАНИЕ
ЧТЕНИЕ

собственно речь, устная, звуковая речь, словесное выражение мыслей, чувств, а также речь внутренняя, про себя
фиксирование речи с помощью букв и других графических знаков
восприятие речи слухом и её осмысление
восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизведение вслух или про себя





Схема 1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Схема 2






Ты (адресат)








Текст (от лат. textum «связь, соединение») это цельное речевое произведение, связанное по смыслу и грамматически.





СВЯЗНОСТЬ ЦЕЛЬНОСТЬ











ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Повествование
текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности.

Композиция повествования включает в себя:
1) завязку начало развития действия;
2) развитие действия;
3) кульминацию момент наиболее напряжённого развития повествования;
4) развязку подведение итогов повествования.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. (По И. Соколову-Микитову)

Описание
текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях одновременности.

Композиция описания включает в себя:
1) общее представление, сведения об описываемом предмете, человеке, явлении;
2) отдельные признаки и детали описываемого;
3) авторская оценка.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко кажется, за краем земли хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

Рассуждение
текст, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.


Композиция рассуждения включает следующие элементы:
1) тезис поставленная проблема и отношение к ней;
2) аргументы доказательства тезиса, его обоснование;
3) вывод подведение итогов работы.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей словом, делает вас мудрыми. (Д. Лихачев)











Язык это система средств разных уровней.


Речь это использование языковых средств, это языковые средства в действии, функциональная, деятельностная сторона языка, проявляющаяся в процессе общения.


Автор это тот, кто производит речь, т.е. говорящий или пишущий.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТ



Ключевые слова это слова, благодаря которым создается единство, цельность текста.



Несколько связанных между собой предложений, объединенных микротемой и определенной структурой, называются сложным синтаксическим целым (ССЦ) (или сверхфразовым единством).

Абзац это композиционно-стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством.




ђ Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 5277693
    Размер файла: 147 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий