Либретто балетов

Либретто балетов «Баядерка» Музыка Л.Минкуса. Либретто С.Худекова. 1877 г. - Петербург, Мариинский театр. Постановка М.Петипа. 1904 г. – Москва, Большой театр, балетмейстер А.Горский (по Петипа). Действующие лица: Дугманта, раджа Гамзатти, его дочь Солор, воин Никия, баядерка Великий брамин Магдавая, факир 1-е действие. Праздник огня. В священном лесу появляется Солор с группой охотников. По знаку Солора охотники направляются в глубь леса. Солор приказывает факиру Магдавае передать Никии, что он ждет ее. Раскрываются двери храма, торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки. Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии – она должна украсить своими танцами процессию. Она танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив мгновение, передает Никии слова Солора. Наступает ночь. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. Появляется Никия. Солор заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Внезапно у дверей храма возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить баядерке и своему сопернику. 2-е действие. Дворец раджи. Раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа сообщает о предстоящей свадьбе. Солор пытается отказаться от такой чести. Но раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится вскоре. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии. Раджа решает погубить баядерку. Но Великий брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну. Раджа непреклонен. Всю эту сцену подслушивает Гамзатти, притаившись за колонной. Она велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная Никия соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии. Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, предлагает сопернице драгоценности. Никия в гневе бросает их на пол. Спор соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия бросается с кинжалом на Гамзатти. Прислужница Гамзатти спасает свою госпожу. Никия убегает. 3-е действие. Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь. Начинается празднество. Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии. Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов, в которой спрятана ядовитая змея. Никия принимает цветы и начинает танцевать. Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия понимает, что укус змеи смертелен. Великий брамин, потрясенный видом умирающей баядерки, предлагает ей противоядие. Но Никия отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Раджа и Гамзатти торжествуют, их замысел осуществился. Комната Солора во дворце раджи. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Солор погружается в мир сновидений. Он в царстве теней. Среди них и Никия. Она, то приближается к нему, то ускользает. 4-е действие. Заканчиваются приготовления к свадьбе Гамзатти и Солора. Раджа приказывает начать празднество. Гамзатти старается привлечь внимание своего жениха, но он во власти видения. Ему все время кажется, что рядом с ним тень Никии. Девушки подносят невесте корзину с цветами. Она так похожа на корзину, поднесенную Никии, что Гамзатти в ужасе отталкивает ее. Перед ней возникает тень баядерки. Раджа торопит с началом обряда венчания. Великий брамин соединяет руки жениха и невесты. Страшный удар грома, блеск молний, землетрясение. Дворец рушится и погребает под своими обломками раджу, Гамзатти, Солора, Великого Брамина. Апофеоз: Сквозь дождь видна вершина Гималаев. В воздухе скользит тень Никии. Она нежно глядит на своего возлюбленного, который склоняется к ее ногам.
«Лебединое озеро» (Балет в 3-х действиях, 4 картинах) Музыка П.И.Чайковского. Сценарий В.П.Бегичева, В.Ф. Гельцер. 1877 г. – Москва, Большой театр, балетмейстер В.Рейзингер. 1895 г. - Петербург, Мариинский театр, хореография М.Петипа и Л.Иванова. Действующие лица: Одетта - Одилия принц Зигфрид Ротбард – злой волшебник 1-е действие, 1-я картина. Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Их развлекает шут. Начинаются танцы. После заключительного танца все уходят. Зигфрид остается один. Появляются друзья принца и приглашают Зигфрида на охоту за лебедями. 2-я картина. Ночь на берегу озера. Плывут лебеди. Это девушки, заколдованные злым волшебником Ротбардом. Лишь по ночам возвращает он лебедям их человеческий облик. Появляется Зигфрид. Внезапно взгляд его привлекает плывущий по зеркальной поверхности воды лебедь с короной на голове. Затаив дыхание, Зигфрид следит за тем, как белая птица превращается в красивую девушку. Это Одетта – королева лебедей. Зигфрид очарован ее красотой. Одетта рассказывает принцу свою печальную историю. Только глубокая и преданная любовь может избавить от злых чар волшебника Ротбарда. Всю ночь Зигфрид проводит среди лебедей, а когда наступает время расстаться, он клянется Одетте в любви и верности. 2-е действие, 3-я картина. Бал в замке принцессы – матери Зигфрида. Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но его сердце принадлежит только Одетте. Внезапно появляется Ротбард в костюме рыцаря с дочерью Одилией, похожей на Одетту. Принимая Одилию за Одетту, Зигфрид готов назвать ее своей невестой. Ротбард требует, чтобы Зигфрид поклялся в верности Одилии. Принц, не задумываясь, приносит клятву. Появляется видение Одетты. Только теперь Зигфрид понимает, что он был обманут Ротбардом. 3-е действие, 4-я картина. Снова берег озера. Девушки-лебеди ждут Одетту. Она появляется и с грустью рассказывает им об измене Зигфрида. Подруги скорбят вместе с нею. Надежда на спасение погибла. Появляется Зигфрид. Он умоляет Одетту о прощении. Однако, нарушив данную ей клятву в любви и верности, принц уже не в силах избавить Одетту от злых чар волшебника. Ротбард торжествует победу. Но сила взаимной любви Зигфрида и Одетты разрушает чары Ротбарда.
«Щелкунчик» (Балет в 2-х действиях) Музыка П.И.Чайковского. Либретто М. Петипа 1892 г. - Петербург, Мариинский театр, балетмейстер Л. Иванов. Действующие лица: Зильбергаус, его жена Клара и Фриц, их дети Дроссельмейер Щелкунчик Клара-принцесса Фея Драже Принц Коклюш Мышиный король 1-е действие. Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса праздник. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильбергауса Клары, Фрица и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками. Появляются гости. Часы бьют полночь. Появление старика Дроссельмейера, крестного маленькой Клары, вносит новое оживление. Он дарит детям четыре большие механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Заведенные куклы танцуют. Потом Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу - Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи. Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие. Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Клара поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать. Маленькой Кларе не спится. Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. Но что это? Из щелей в полу появляется множество блестящих огоньков. Это глаза мышей. Их становится все больше и больше. Комната наполняется мышами. Клара бежит к Щелкунчику искать защиты. Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Елка начинает расти и достигает исполинских размеров. Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Мышиное войско наступает. Щелкунчик приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками. Мышиный король приказывает войску возобновить нападение и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, который вместе с мышиным войском спасается бегством. И вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу. Он становится на колени перед Кларой и предлагает ей следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях. 2-е действие. Зал превращается в зимний еловый лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом. Конфитюренбург - дворец сластей. Фея Драже и принц Коклюш живут в сахарном дворце. В лодке в виде золоченой скорлупы медленно плывут по реке Клара и Щелкунчик. Вот они вышли на берег. Серебряные солдатики отдают им честь, а маленькие мавры в костюмах из перышек колибри подхватывают Клару под руки и помогают ей войти во дворец. Начинается праздник: танцуют Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), паяцы (танец буффонов). В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем и принимает участие в танцах. Клара и принц Щелкунчик сияют от радости.
«Спартак» (Балет в трех действиях) Музыка  А. Хачатуряна Либретто Ю. Григоровича по мотивам романа Раффаэлло Джованьоли (с использованием сценария Н. Волкова) 1968 г. – Москва, Большой театр, балетмейстер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Действующие лица: Спартак - вождь восставших гладиаторов Красс - римский полководец Фригия, возлюбленная Спартака Эгина, куртизанка 1-е действие, 1-я картина.  Нашествие. Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обречены на рабство. Среди них - Спартак. Монолог Спартака. У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыслит свою жизнь в рабстве. 2-я картина.  Рынок рабов. Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлучают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией. Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны. Монолог Фригии. Фригия тоскует об утраченном счастье, с ужасом думая о предстоящих ей испытаниях. 3-я картина.  Оргия у Красса. Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину настораживает его интерес к молодой девушке. И она вовлекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего гладиатора снимают шлем. Это Спартак. Монолог Спартака. Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу. 4-я картина. Казарма гладиаторов. Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима. 2-е действие, 5-я картина. Аппиева дорога. На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших. Монолог Спартака. Все помыслы Спартака устремлены к Фригии. 6-я картина. Вилла Красса. Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса . Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направляется процессия патрициев во главе с Эгиной.
Монолог Эгины. Она давно жаждет обольстить и подчинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати. 7-я картина.  Пир у Красса. Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной. Спартак врывается на виллу. Монолог Спартака. Он переполнен радостью победы. 8-я картина.  Победа Спартака Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь  пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака. 3-е действие. 9-я картина. Месть Красса. Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его. Монолог Эгины. Для нее Спартак  тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план  посеять раздор в стане восставших. 10-я картина.  Лагерь Спартака. Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя. Монолог Спартака. Спартак предчувствует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь. 11-я картина.  Разложение. Пробравшись к  гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, передавая в руки отрядов Красса. Монолог Красса. Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака. 12-я картина.  Последний бой. Легионеры окружают войска Спартака. В неравном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха. Реквием. Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, полная веры в бессмертие его подвига.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715





Приложенные файлы

  • doc 5590614
    Размер файла: 68 kB Загрузок: 3

Добавить комментарий