14.Ударение. Типы и функции словесного ударения..

Ударение. Типы и функции словесного ударения.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Это достигается различными способами в различных языках:
Силой и интенсивностью артикуляции – ДИНАМИЧЕСКОЕ, СИЛОВОЕ или ЭКСПЕРАТОРНОЕ.
Количественным (квантитативным) усилением звука.
Музыкальное или тоновое, мелодическое. Это ударение основано на повышении или понижении тона (китайский язык, язык Юго-Восточной Азии).
В многочисленных словах может быть более одного ударения и тогда выделяется главное и второстепенное.

Главное ударение обладает более выраженными акустическими свойствами, чем второстепенное.

Структурные типы ударения:
По характеру располагается в слоговой структуре.
Свободное – может падать на любой слог
Связанное (фиксированное) – всегда падает на определенный по порядку слог. Чешский, Словацкий – предпочтительный 1й слог.
В морфологической структуре
Подвижное – в процессе
Неподвижное
Словоизменение или словообразование – ударение может падать как на основу, так и на окончание.

Функции ударения:
Дистриктивная функция – (слово/форма различительная) – способствует различению грамматических форм одного слова, а также разных слов (свободные и подвижные ударения)
Кульминативная функция – (вершинообразующая) - обеспечивает цельность и отдельность фонетического облика слога путем выделения просодического центра, т. е. ударный слог составляет вершину слога, а безударные примыкают к этой вершине.
Делимитативная - (словоразличительную (словоразграничительную)) – способствует выделению границ между словами, являясь пограничным сигналом (связанное фиксированное ударение).
Выявляются основные фонологические функции словесного ударения: интегрирующая (кульминативная, вершинообразующая), дистинктивная (различительная) и делимитативная (разграничительная).
Словесное ударение может выполнять как различительные, так и кульминативные (обеспечение единства слова) и делимитативные (разграничительные) функции (например, «замок - замок», «руки - руки»)
Эта функция словесного ударения состоит в том, что путём постановки ударения на разных слогах слов, одинаковых по их фонемному составу, различаются лексические и грамматические значения и формы. Очень ясно эта функция выступает там, где есть пары слов, в которых ударение является единственным словоразличительным признаком:
рус. (мука - му(ка
(орган - ор(ган
Кульминативная функция, вершинообразующая функция, функция, выполняемая теми признаками (свойствами) звуков в потоке речи, которые позволяют слушающему воспринять, какое количество слов, синтагм содержится в данном предложении. Единица, содержащая звуковой элемент, выполняющий К. ф., называется вершиной (например, вершина синтагмы). К. ф. выполняет, например, главное ударение в словах немецкого языка. К. ф. несут обычно ударение, тон и др. просодические элементы
Физическое свойство звуковой материи, носящее название силы или интенсивности звучания, используется в немецком и русском языках как основа словесного ударения. Так что же понимается под этим понятием. Согласно О.А.Норк[1], словесное ударение – это выделение одного из слогов слова.
Это выделение может происходить при помощи различных фонетических средств. Если ударный слог отличается от безударных большей силой, возникающей вследствие большей напряжённости мышц речевого аппарата, то ударение называется силовым или динамичным. Если ударный слог отличается от безударных изменением высоты основного тона голоса, то это ударение называют музыкальным. Ударный слог может характеризоваться также увеличением длительности, такое ударение называют квантитативным. В различных языках эти виды ударения, как правило, комбинируются. В русском языке ударный слог отличается от безударного большей силой, большей длительностью и чёткостью. Безударные слоги ослаблены, звуки в них более краткие и имеют нечёткую артикуляцию, гласные подвергаются количественной и качественной редукции. Поэтому русское ударение является квантитативно- динамичным.
Немецкое ударение, как отмечают многие лингвисты и фонетисты – О.А.Норк, Л.В.Шишкова, О.Х.Цахер, М.Г.Кравченко, – динамичное, но не квантитативное. Хотя немецкий ударный слог и характеризуется некоторым увеличением ддлительности, однако, вследствие того, что длительность гласных в немецком языке является фонематическим признаком, в ударном слоге могут произноситься не только долгие, но и краткие гласные. Тем не менее, те и другие в безударных слогах более краткие. Качество гласных в безударных слогах в немецком языке не меняется. Поэтому качественная редукция гласных в немецком языке отсутствует.
Изменение высоты тона ни в немецком, ни в русском языках не определяет ударности слога.
Необходимо также отметить, что взгляд на природу немецкого словесного ударения на протяжении истории немецкой филологии менялся. Отсюда, кстати, и пестрота в терминологии (Ton, Druck, Akzent, Betonung).
В XVI веке Лаурентиус Альбертус говорил в своей грамматике об изменении тона на ударном гласном и отмечает усиление голоса. М.Опитц, И.К.Готшед, а также Я.Гримм придерживались мелодической точки зрения, И.К.Аделунг отмечал ли усиление голоса на ударном гласном. Позже, в XIX веке, И.Гейзе снова говорит об обоих компонентах в ударении – усилении голоса и изменении тона. В XIX-XX веках крупнейшие лингвисты О.Есперсен и Т.Зибс писали о немецком
ударении как о динамическом по своей природе. Э.Зиверс улавливал понижение тона у южан, повышение – у северян. Л.В.Щерба считал ударение в немецком языке динамико-музыкальным, О.Н.Никонова придерживается этой же точки зрения.
В настоящее время у немецких учёных ведущей является теория динамического ударения.
Исследования динамического ударения очень сложны и трудны, но они возможны. Трудность исследований связана с многокомпонентностью ударения, включающего в себя и интенсивность, и длительность.

2. Внешние признаки словесного ударения: место и подвижность.
Внешними характеристиками словесного ударения являются его место и подвижность.
Вопрос о месте ударения в слове возникает, когда речь идёт об ударении слов, состоящих из двух и более слогов.
Как отмечает М.Г.Кравченко[3], словесное ударение в языках может быть свободным, то есть падать на любой слог в слове, или связанным, то есть быть закреплённым за определённым слогом (первым, последним, предпоследним).
К языкам со связанным ударением относятся, например, чешский язык (ударение падает на первый слог слова), французский (ударение в изолированном слове падает на последний слог), польский (ударение на предпоследнем слоге) и другие. Ударение – выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

В акустическом плане ударение бывает тональным и силовым.

Тональное ударение (или музыкальное) такое, при котором у гласного изменяется высота тона. Тональное ударение встречается в китайском, корейском, японском языках, в шведском, норвежском, сербском и чешском языках. Тональное ударение было и в древнегреческом языке, почему мы в лингвистических терминах и ставим акутовый знак /–/ (лат. acutus - острое ударение): grapho – пишу.

Силовое ударение (оно же динамическое, выдыхательное, экспираторное), если у гласного изменяется сила. Силовое ударение свойственно, например, русскому и немецкому языкам. Вообще тональное и силовое ударение в чистом виде не бывает: в немецком силовое ударение носит музыкальный характер (ударный слог имеет повышенную тональность); в русском языке силовое ударение носит квантитативный (количественный) характер, поскольку ударный слог всегда длиннее неударного. Таким образом, русское ударение количественно-динамическое. Русский и английский языки, языки с динамическим ударением, воспринимают долгие гласные как ударные. Установлено, что для русского языка длительность – важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чешские слова с долгим вторым слогом типа motyl «бабочка» как имеющие ударение на втором слоге, хотя в действительности ударение в чешском языке всегда на первом слоге. Известны языки, в которых вообще не отмечено ударение, например, палеоазиатские языки.

По месту в слове различают ударение свободное (разноместное, подвижное) и связанное (устойчивое, постоянное); главное и второстепенное.

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные

Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание:

выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Функции:

- лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

- морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки

- некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе

Ударение выполняет не только различительную функцию, оно помогает создавать и распознавать слова и их формы.
Местом ударения различают следующие варианты слов:

- общеупотребительные и профессиональные добыча

- литературные и диалектные холодно

- литературный и просторечный магазин

- нейтральный и разговорный звонишь

Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение.

Особенности русского словесного ударения.

1. Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).

2. Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

- сложные слова из двух основ древнерусский

- многие сложносокращённые слова стройматериалы

- слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

- в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения. аэрофотосъемка

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный.

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

Структура ударения в РЯ определяется как сложная и в этой структуре нет единых закономерностей и ударение усваивается вместе с усвоением слова.

Во флективных языках (в том числе и в русском) единство слова в потоке речи достигается с помощью ударения. Словесное ударение как суперсегментное явление может выполнять следующие функции:
1) конститутивную, т.е. словоорганизующую (со стороны говорящего) или словоопознавательную (со стороны слушающего) функции. Словесное ударение объединяет некое число слогов в одно слово, которое наделено определенной семантикой. Конститутивная функция ударения считается универсальной для всех флективных языков: какой бы тип ударения не был бы свойственен тому или иному языку, оно всегда будет выполнять прежде всего конститутивную функцию. Другой вопрос, что это не единственная функция словесного ударения;
2) кульминативную, т.е. вершинообразующую функцию;
3) дистинктивную, т.е. смыслоразличительную функцию;
4) делимитативную, т.е. разграничительную функцию.

Словесному ударению обычно приписывают три функции: кульминативную (объединяющую), делимитативную (разграничительную), и дифференцирующую (словоразличительную).
Сущность кульминативнй функции заключается в том, что что ударный слог, подчиняя себе соседние безударные слоги, связывает звучание слова в одно целое.
Связывая звучание слова в отдельное целое, ударение помогает слушающему одновременно разграничить одно значимое слово от другого. В этом проявляется делимитативная функция словесного ударения.
Дифференцирующую функуцию можно проиллюстрировать следующими примерами: руки - руки, ноги - ноги, ubersetzen - ubersetzen, August- August, alle - Allee.

Рассмотрим теперь ударение в фонетическом слове. Под фонетическим словом понимается сочетание самостоятельного знаменательного слова со служебным, имеющее одно общее ударение. В фонетическом слове служебное слово обычно бывает безударным, оно примыкает к самостоятельному слову, на которое и падает обычно ударение. В зависимости от того, где находится неударное слово в пределах фонетического слова, говорят о проклитике и энклитике. Если безударное служебное слово стоит перед ударным самостоятельным словом, то это проклитика, например, у сестры. Если безударное служебное слово стоит после ударного самостоятельного слова, то это - энклитика. Например, посмотрел бы. Но не всегда под ударением в фонетическом слове находятся знаменательные слова, иногда односложные предлоги в русском языке принимают на себя ударение и тогда следующая словоформа оказывается безударной, например, на дом, на берег, по воду, по два. При одной словоформе могут находиться как энклитики, так и проклитики, например, на денек бы, в лесок бы.
Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом. Так, в русском литературном языке ударный слог всегда и самый сильный, и самый долгий и, кроме того, лишь на ударных слогах может происходить движение тона. По мнению, М. В. Раевского, немецкое словесное ударение является динамическим. Однако другие лингвисты, например Будагов считает, что в немецком языке имеются элементы силового и элементы музыкального ударения.
Каждому языку свойственны свои правила, регулирующие место ударения в слове. Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy, во французском языке ударение в слове всегда падает на последний слог в слове.
Немецкое словесное ударение следует считать свободным, так как оно может падать на различные слоги слова, например Laufen, verlaufen, Lauferei.
Различают ударение подвижное и неподвижное. Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает. Так чешский язык является языком с неподвижным ударением. Если мы будем изменять слово jeden (им. ед ч.), то в любой из полученных форм ударение будет падать на первый слог jedneho (род., ед. ч.). В русском языке ударение подвижное. Есть пары слов, которые различаются лишь ударением: замок - замок. Иногда значение слова при этом не меняется, например: творог - творог, обух - обух, налил - налил, иначе - иначе. То есть речь идет в данном случае о сосуществующих нормативных вариантах произношения одного и того же слова при отсутствии смыслового или стилистического различия.

Динамическое или динамически-комплексное ударение может быть причиной редукции. Редукция - это ослабленение и изменение звучания безударных слогов.
Различают редукцию количественную и качественную. При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняется в любом слоге.
При качественной редукции слоговые гласные безударных слогов делаются не только слабее и короче, как при количественной редукции, но и теряют те или иные признаки своего тембра, качества. Например, в слове воды - о находится под ударением и представляет собой гласный полного образования, который можно охарактеризовать как гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Приложенные файлы

  • doc 7785452
    Размер файла: 68 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий