Карачаево-балкарский эпос о нартах обзор


Карачаево-балкарский эпос о нартах к настоящему времени почти не изучен. Более того, едва ли даже половина известного материала опубликована. По этой причине большинство читателей имеет слабое представление об этой гениальной народной поэме, одной из важнейших частей национальной духовной культуры и, может быть, самом великом ее достижении. Прежде чем говорить о героях и сюжетах карачаево-балкарской Нартиады, нужно дать краткое пояснение о том, что она собой представляет. Эпос о богатырях-нартах бытует и у многих других народов Кавказа - осетин, абазин, кабардинцев, адыгейцев, абхазов, черкесов. В них много общего, но есть и различия.
Одна из особенностей нартских сказаний балкарцев и карачаевцев - это то, что большая их часть имеет два варианта - стихотворно-песенный и прозаический. Уже в 19 веке ученые, которые стали записывать эпические сказания, сетовали на то, что они постепенно забываются, что все меньше остается людей, которые могли бы спеть эти древние песни, хотя в пересказе сюжеты их известны всем. И все же до наших дней дошло не так уж мало, хотя количество утраченного, видимо, очень велико, (речь идет о балкарцах и карачаевцах, потерявших в годы сталинского геноцида половину населения, в числе которого были многие и многие сказители). И все-таки, несмотря на то, что карачаево-балкарский эпос стали собирать и записывать тогда, когда остальные версии ее были уже собраны и даже изданы, удалось найти не менее 7 тысяч строк стихотворно-песенных текстов, не считая прозаических вариантов. Конечно, по сравнению с тем, что могло быть обнаружено хотя бы до войны, это очень мало. И конечно, безвозвратно утрачены многие мелодии - а ведь еще в 19 веке русский ученый П. Остряков писал о карачаево-балкарских сказаниях, что каждое из них исполняется на особый мотив.
Но даже тот неполный вариант эпоса, которым мы сейчас располагаем, позволяет говорить о нем, как о вполне законченном и великом произведении мировой литературы.
Темы эпоса
Этих тем много, но мы перечислим самые главные:
1. Борьба нартов с чудовищами-эмегенами и драконами. В образах эмегенов или целых племен эмегенов часто изображаются народы, с которыми пришлось сталкиваться в сражениях предкам балкарцев и карачаевцев. Поэтому эти эмегены в таких сказаниях представлены как свирепые и безобразные великаны, вполне владеющими всем, чем владеют люди - речью, обычаями, оружием, конями и т. д.
2. Во многих сказаниях отражаются исторические события, происшедшие в отдаленные времена - войны, сражения и т.п., в которых участвовали предки балкарцев и карачаевцев (скифы, аланы, болгары).
3. Добывание героем-нартом жены или каких-либо волшебных предметов- поющего дерева, золотой шубы, "меча и т. п.
4. Междоусобица из-за угона табунов или месть героя за убитого отца или братьев.
5. Приключения героев на охоте, в пути и т. д.
Кто такие нарты
Нарты, согласно карачаево-балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы Великим Тейри с определенной целью - установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов - война. Конечно, они воюют не только с чудовищами, но и с другими народами, случается, сталкиваются и между собой. Прирожденные воины, они не могут долго засиживаться дома, начинают скучать, и стоит кому-либо кинуть клич, как все снаряжаются в поход или в набег.
Нарты делятся в карачаево-балкарском эпосе на 4 рода - по именам родоначальников: Аликовы, Схуртуковы (Усхуртуковы), Бораевы и Индиевы. Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета - Алауган и его сын Карашауай, к Схуртуковым - предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья Сосурук, Сибилчи, Бюрче, к Бораевым - Бора-батыр и возможно, Созар, к Индиевым - семь братьев, имена которых не названы.
Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами - иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов борются два рода - Аликовы и Скуртуковы, и их вражда прекращается только после женитьбы Карашауая на дочери Ерюзмека Атунде.
География нартского эпоса
Территория, на которой происходят события, описанные в нартских сказаниях балкарцев и карачаевцев, очень велика. В эпосе упоминаются 4 моря - Черное (Къара тенгиз), Хазар тенгиз (Каспийское) и еще два, сказать о которых что-либо трудно - Белое море (Акъ тенгиз) и Синее (Кек тенгиз), а также Азау тенгиз (Азовское море).
Из крупных рек чаще всего говорится о Волге (Эдиль), Кубани (Къобан), Дон (Дон), Терек (Терк), из гор - об Эльбрусе (Минги Тау), Казбеке (Къазман Тау), Дых Тау и других вершинах Кавказа. Кроме того, упоминаются две горы, сказать о которых что-либо пока затруднительно - Гезам Тау и Кармур Тау, а также хребет Сары Аркъа (видимо, одноименный хребет в Западном Казахстане). Действие большинства нартских сказаний происходит, как можно понять из текстов, где-то в степях между Черным и Каспийским морями, а также в Закавказье, в Иране и на севере - таковы направления многочисленных нартских походов.
Сама страна нартов называется Къыркъ Суу ("Сорокаречье"). К сожалению, никакого описания этой страны в эпосе пока записать не удалось.
И конечно, часто упоминаются названия местностей, гор и рек с территории современных Балкарии и Карачая - например, местность Ташлы Сырт, как одно из мест, где жили нарты. Разбросанность нартских родов в пространстве велика - если Аликовы живут где-то у Черного моря, то Схуртуковы на побережье Каспийского, и согласно одному из сказаний, Карашауай совершает длительное путешествие от одного к другому, отправившись на скачки, которые ежегодно устраивали Схуртуковы.
Занятия нартов Главным занятием нартов является война - с эмегенами, драконами и иноплеменниками, которые также представлены в образе злых великанов. Нарты - это прежде всего воины. Вся жизнь их проходит в походах и набегах, совершаемых с целью угона табунов.
Но, кроме того, нартам присущи и черты тружеников - конечно, не героям-богатырям, а всему народу в целом, хотя, надо сказать, и некоторые из богатырей не чураются работы. Например, Алауган помогает отцу в его кузне, Бёдене ловит рыбу, Чюерди пасет табуны Бора-батыра, прежде чем стать воином-героем. Второй сын Дебета - Гуу пасет овец, третий, Цехни - охотник.
Нарты занимаются и земледелием - постоянно упоминаются возделанные поля, говорится о небывалых урожаях пшеницы и ячменя и т. п.
Одно из любимейших занятий нартов - охота, чаще всего на оленей и зубров. Если нарты не в походе или в набеге, то обязательно на окоте.
Наибольшее место в карачаево-балкарском эпосе отведено труду кузнеца. Видимо, это связано с образом бога кузни Золотого Дебета, ведь и сам карачаево-балкарский эпос начинается с того, что нарты начинают обрабатывать металл (железо). Одним словом, занятия нартов по своей важности располагаются в следующем порядке:
1. Войны, походы, набеги
2. Добыча и обработка металла
3. Коневодство и овцеводство
4. Земледелие, охота и рыболовство.
Мир карачаево-балкарского эпоса - чрезвычайно густо населенный мир. Это и главные герои сказаний - самые выдающиеся герои, их отцы и матери, сестры и братья, это остальные, не столь именитые нарты, составляющие войско героического народа, пастухи, табунщики, батраки, рыболовы, кузнецы, охотники, мудрые старцы, обсуждающие новости, сидя на ныгьыше (сельская площадь), знахарки и колдуньи, служанки и их властные хозяйки, пахари и т. д.
Это и языческие боги, помогающие, покровительствующие нартам, мудрые карлики - жеки, алмосту и лесные люди (агъач киши), крылатые, говорящие кони и собаки, птицы, звери.
Это, наконец, враги нартов - драконы и эмегены о трех, пяти, семи и двенадцати головах, злобные и глупые, иноземные цари, посылающие свои полчища для завоевания страны нартов - она именуется иногда просто Нарт ("Нартия") или Къыркъ Суу - "Сорокаречье", ведьмы и бесы и т. п.
И несмотря на то, что эпос уделяет описанию природы не так уж много места, это чрезвычайно прекрасный мир, в котором плещутся синие моря и озера, простираются бесконечные степи, высятся пики заснеженных гор и скал, тянутся дремучие леса, зеленеют прекрасные долины и возделанные поля. Герои попадают то в пещеры, где живут людоеды-великаны, пасущие коз, то в замки знатных владык, то в дворцы ханов и царей, то в кошары бедных пастухов. Их всегда подстерегает опасность, но это не только не останавливает их, а наоборот, разжигает в них жажду приключений. Окружающий мир интересен для нартов тем, что он непознан, что в нем таится множество неожиданностей. Они полны жизненной силы, и потому не признают никакие преград, и в них одно стремление - идти от победы к победе. Несмотря на то, что в эпосе не замалчиваются неблаговидные дела многих нартских героев, в целом подчеркивается, что нарты были самым справедливым народом на земле и утверждали на земле справедливость.
Обычаи и обряды нартов Конечно, каждый народ в своем эпосе изображает героев по своему подобию и согласно своим идеалам, как и нравы и обычаи этих героев. Разумеется, балкарцы и карачаевцы, которые считали нартов своими легендарными предками (фактически так оно и есть, поскольку нартский эпос - это устная художественная история наших предков - скифов, болгар, алан), тоже изображают нартов похожими в своем быту на самих балкарцев и карачаевцев. Например, нарты платят калым за невесту: Алауган, женившийся на дочери великанов, трижды наполняет мясом оленей их огромный котел. Карашауай отдает в калым за прекрасную Агунду, дочь Ерюзмека, табун угнанных им породистых коней.
Свадебный обряд нартов тоже напоминает обряд балларцев и карачаевцев. Алауган приезжает за своей невестой со своими друзьями. Эмегены готовят для них угощение и т. д.
Описан и погребальный обряд нартов - видимо, так хоронили погибших наши предки во времена язычества: через каждые четыре года на .могиле героя приносили в жертву коня, а после поминальной трапезы плясали вокруг могилы, затем давали клятву богу неба - Тейри - быть стойкими, мужественными.
Обычай гостеприимства для нартов священен, желание гостя - закон. Когда в гости к Ерюзмеку приезжает богатырь Ногайчик, он сразу предупреждает хозяина, что будет находиться в его доме целый год и что каждый день будет съедать по откормленному валуху, а его конь по копне сена. И только через год Ерюзмек спрашивает гостя о цели его приезда.
Что бы ни попросил один нарт у другого, тот не имеет права отказать ему в просьбе - именно поэтому Золотой Дебет оставляет своего приемыша, маленького Ерюзмека, бездетной чете - Схуртуку и его жене Асеней.
Развлечения нартов Очень много места в карачаево-балкарском эпосе отведено описанию развлечений нартов, их досугу, например, пирам, обычно они проходят в большом доме Аликовых. В одном из сказаний ход пира описывается следующим образом: сначала отведывают угощения, едят, пьют бузу (брага) и сыра (черное пиво), затем каждый рассказывает о самом своем замечательном подвиге, и если рассказ был правдив и подвиг действительно был подвигом, то питье в волшебном бочонке "агуна" трижды переливалось через край. Об участии женщин на пирах ничего не говорится. Затем начинаются пляски. Сосурук пляшет на груде речных голышей до тех пор, пока не обращает их в песок. Затем он обращается к старшим с вопросом кому передать черед и передает его богатырю Рачикау. Тот пляшет на холме из колючего кустарника босиком, пока кустарник не превращается в золу. Любовь нартов к пляскам проявляется и во многих других сказаниях.
Присуща героям эпоса и любовь к песне. Нартам в карачаево-балкарском эпосе приписывают несколько гимнов в честь богов и две песни - "Возвращение из похода" и "Охота на зубров". Вот что говорится в первой из них:
Къарачыгъыз нартла элине узакъдан,
Кере эсегиз, уллу къууум къууанчла.
Аланла, биз а жортууулдан келебиз,
Жолукъгъаннга къысха салам беребиз,
Сёлешсек а, элгендирмей кетебиз.
Перевод:
Посмотрите-ка на страну нартов издали,
Видите - там большое веселье, радость.
Аланы, мы возвращаемся из похода,
Встречных приветствуем кратко,
А если заговариваем - не пугаем их.
Любимые музыкальные инструменты нартов - дудка (сыбызгъы) и свирель (сирийна). У нарта Бёдено дудка медная, у нарта Карашауая - из слоновой кости, у пастуха Созука - из дерева. Даже о предводителе нартов. суровом Ёрюзмеке, говорится что у него в доме на стене висел музыкальный инструмент "къыл къобуз" (разновидность мандолины), на которой он удивительно хорошо играл.
И разумеется, народ воинов любит воинские забавы, состязания - борьбу, скачки, стрельбу из лука, метание камня. Очень популярна песня о том, как парт Карашауай состязался в толкании камня с могучими эмегенами и одолел их, нагнав на великанов страх.
В одном из сказаний Сосурук борется с эмегеном. Сказано, что они боролись по пояс голые и в борцовских рукавицах - видимо, борцы перед схваткой обмазывались маслом.
Часто говорится, что нарты состязались в меткости, стреляя из луков, и чаще всего побеждает Ёрюзмек. Но основное внимание эпос уделяет скачкам, в которых всегда побеждает Карашауай со своим крылатым конем Гемудой.
Нартское общество
Как уже было сказано, нарты живут родами. В то же время они осознают себя единым народом, противостоящим другим народам, и конечно, эмегенам и прочим чудовищам. В нартских походах принимают участие богатыри из всех родов, как и в набегах. В сказании о том, как нарты окончательно истребили эмегенов, говорится, что в войске их насчитывалось много туменов (тумен - десятитысячный отряд).
Каждый род возглавляется его старейшиной, родоначальником. У Аликовых это Золотой Дебет и его старший сын Алауган, у Схуртуковых - Схуртук и его приемный сын Ерюзмек, который одновременно является предводителем всех нартов (Схуртук погибает, когда Ерюзмек был еще подростком), у Бораевых - Бора-батыр, у Индиевых - Индиляй.
Важнейшие дела обсуждаются и по ним выносятся решения на Тёре - народном собрании, с участием всех нартов. Но об этом только говорится, а на самом деле решения чаще всего принимает единолично сам вождь нартов Ерюзмек, о котором сказано, что он на Тёре не ходил, т. е. Ерюзмек стремился к личной власти, не ограниченной никакими народными собраниями.
Нарты имеют свои обычаи и обряды. Весной все они собираются на праздник "Голлу".
Богатыри отправляются на поиски приключений и группами, и в одиночку. Последнее считается признаком особого мужества. Один из эмегенов, увидев едущего Карашауая, которого молодые эмегены собрались ограбить, говорит им: "Он едет один; если бы он не был уверен в себе, не ездил бы в одиночку. Поэтому, прежде чем напасть на него, лучше испытайте его силу в состязании".
Оружие и снаряжение нартов Нартский эпос создавался на протяжении многих столетий, поэтому в нем упоминаются названия различных видов оружия, возникавших в разные эпохи. Но обычно богатырь пользуется мечом (къылыч, сырпын), луком (садакъ, жия - простой и составной луки), кинжалом (къама), булавой (токъмакъ), боевым топором с двумя лезвиями (гида), копьем (гебох), пикой (сюнне). Они одеты в панцыри (кюбе), на голове - шлемы (такъыя, темир бёрк). Сражаются нарты верхом, но иногда и пешими.
Мир нартского эпоса
Мир, в котором живут нарты карачаево-балкарского эпоса - это мир, полный опасностей, неведомого, иногда страшного, иногда чудесного. Это мир, в котором герои не пытаются избежать тревог, волнений и конфликтов, а наоборот, сами ищут их. Эти герои рассматривают свою жизнь и деяния как борьбу со всеми силами, которые противостоят человеку.
Следует сказать и о той роли, которую играют в эпосе балкарцев и карачаевцев их языческие божества. Имена этих божеств часто звучат в сказаниях, они во всем покровительствуют своим любимцам - нартам. Именами божеств герои клянутся. Языческие боги участвуют в их праздниках. Бог - покровитель воинов Элия (а прежде, видимо, Эрирей, Чоппа) дарует им удачу в битвах. Бог земли Даулет помогает Ерюзмеку одолеть могучего эмегена в единоборстве. По просьбе Сосурука бог неба Тейри насылает на землю страшные холода, чтобы заморозить в озере эмегена. Один из эмегенов говорит Сосуруку:
Нартские селения мы бы разорили дотла,
Погасили бы огни в их очагах?
Боги (тейри) - вот кто не дает нам сделать этого.
Это они даруют нартам силу и мощь.
Бог Неба - вот кто помогает нашим врагам,
Вот кто взирает на нартские селения благосклонно!
Но, конечно, в основном нарты действуют, рассчитывая на свои силы, на свое мужество, и карачаево-балкарский эпос является гимном именно мужеству и самоотверженности предков, и вообще человека, а не богов.
Но этот же эпос является органическим продолжением языческой мифологии нашего народа. Поэтому нарты, являясь людьми, в то же время - сыновья и внуки бога кузни Золотого Дебета, который сам является действующим лицом эпоса, первым нартом. Богиней луны является и Сатанай-бийче, олицетворение мудрости и красоты, "мать нартов", как ее именуют во многих сказаниях. И она не только богиня, но и человек, мать и жена. Божеством является и вождь нартов Ерюзмек, родившийся из упавшей на землю кометы, выросший среди людей и затем вновь вернувшийся на небо.
Сказания о Золотом Дебете и его сыновьях. Начало эпоса.
Родоначальником нартского народа является бог кузнечного дела Золотой Дебет. О нем мы уже говорили в главе, посвященной языческим божествам. Согласно одним сказаниям, родителями Дебета являются Бог Неба и Богиня Земли, по другим - его создал Тейри из кусочка своего золотого сердца (солнца). Тейри даровал Дебету 19 сыновей-богатырей, от которых и пошел народ нартов. Тейри сразу же ставит перед ними задачу - истребить с лица земли все существа, враждебные человеку - драконов, эмегенов, бесов, хищников. Так начинается карачаево-балкарский эпос. До появления нартов на земле властвуют эмегены, вернее, племя эмегенов, называемых "харра". С ними и завязывается у нартов война не на жизнь, а на смерть.
Тогда, говорится в сказаниях, звезд на небе не было, по ночам стояла кромешная тьма. В этой тьме и приходилось нартам сражаться с эмегенами и крупными хищниками-львами, тиграми, медведями, с тем оружием, что подворачивалось под руку. Но вот однажды Дебет, который понимал языки птиц и зверей и мог видеть любой предмет насквозь, нашел в горах тяжелый, блестящий камень. Когда он сжал его в руке, камень расплавился и на землю упали капли застывающего металла. Дебет начал добывать и плавить железо, ковать для своих сыновей различные орудия, а самое главное - оружие. Когда он бил кулаком, а потом молотом по наковальне, искры, вылетавшие из его кузни, прилипли к небесному своду и превратились в звезды. Ночи стали ясными, и нарты с помощью оружия стали одолевать "харра" и других врагов.
Вот что говорится в песне об оружии, которое ковал Дебет:
Жер юсюнде Дебет кибик ёсмегенди,
Къалкъанларын къылыч кесмегенди.
Къылычлары, тауну урсанг, жаргъанды,
Атха налла алгъа Дебет салгъанды,
Андан халкъгъа тёре болуп къалгъанды.
Перевод:
Не было на земле подобного Дебету,
Щиты его меч не брал.
Мечи его разрезали гору,
Первым коня подковал Дебет,
А потом это стало законом для всего народа.
Дебет, кроме того, что является богом кузни и родоначальником нартов, еще и заботливый отец. Для своих 19 сыновей он ищет 19 сестер - невест, но долго не находит. Наконец, ему говорят, что в одной пещере живет эмегенша, у которой 18 дочерей. Нарты отправляются туда. Но эмегенша со своими дочерьми берет Дебета и его 18 сыновей в плен и уводит в пещеру, завалив вход в нее огромным валуном. Перед пещерой остается только самый старший сын Дебета, могучий Алауган. Но и он не может отвалить камень у входа в пещеру. Уехав оттуда, он встречает колдунью Байрым-кызы и женится на ее дочери. Но они оказываются оборотнями-людоедками. Алауган, проследив за ними, убивает свою жену, а ее мать обещает ему дать совет, как освободить отца и братьев, если Алауган пощадит ее. Алауган соглашается и колдунья подсказывает ему, где найти волшебный меч и оперенье двуглавого орла Таурус, надев которое нарт сможет сражаться с крылатым войском эмегенов. Пользуясь ее советами, Алауган освобождает отца и братьев.
Нарты отправляются в новое странствие в поисках невест, но нигде не могут найти 19 сестер. В одном семействе - 18 дочерей. Дебет и его сыновья привозят их к себе домой. Но младший сын, самый хитрый, говорит. что по справедливости без пары должен остаться не он, а самый старший, Алауган, - ведь самый младший родился последним, почему же и без жены должен остаться он? Остальные ничего не могут возразить, и без жены остается Алауган. К сожалению, эпос сохранил имена не всех сыновей Дебета. Известны старший Алауган, о подвигах которого существует целый цикл сказаний, второго сына зовут Гуу, третьего Цехни (Чехни), самого младшего - Созук (иногда Созукку, Соджук).
Судьба сыновей Дебета трагична. Некоторые из них погибают во время угона табуна волшебных коней в схватке с грозным хозяином коней, пустившимся в погоню. Других убивает на пиру будущий предводитель нартского войска Ёрюзмек из рода Схуртуковых (откуда и начинается вражда между Аликовыми и Схуртуковыми). Ёрюзмек пощадил только Алаугана - у него детей нет, род его и так прервется. Младший сын Созук в этих событиях не участвует, поскольку его еще раньше братья изгнали из села и он живет далеко от них, пася овец.
Дебет, кроме того, что снабжал оружием нартов, изготовил для них и волшебную палку, жезл, навершие которой представляло собой резное изображение головы оленя, а оканчивалось изображением копыта коня. Этот жезл обладал чудодейственными свойствами - он нагонял на эмегенов страд, сеял среди ник болезни, а нартов, наоборот, излечивал и вселял в них уверенность.
Наконец, когда Дебет изготовил для нартов достаточно оружия, он удалился от них и на склоне горы Тырмытау построил себе кузню. Там он живет обособленно от нартов, которые, однако, не забывают его и обращаются к кузнецу, если им что-либо необходимо изготовить. Кроме того. Дебет является и хранителем сокровищницы нартов - Яхонтовой пещеры (Накъут дорбун).
Когда же Дебет решил, что на земле ему делать больше нечего, он смастерил крылатую колесницу и улетел на ней в верхний мир, на небо. Там, говорится и эпосе, он по прежнему кует железо для людей, живущих там. Звездопады, частые в ноябре - декабре - это искры, вылетающие из под молота могучего бога-кузнеца.
Изображенная с величайшим искусством, фигура Золотого Дебета стоит в одном ряду с кузнецами мирового фольклора - карело-финским Вяйнемяйненом, греческим Гефестом, иранским Каве и др.
Сказания об Алаугане и Карашауае Цикл сказаний об Алаугане, по всей вероятности, был гораздо шире того, чем мы сейчас располагаем. Он один из самых популярных в народе героев. Это самый могучий из всех 19 братьев, добродушный, но грозный богатырь. Только он один помогает отцу в его работе на кузне. О нем в песне говорится, что Алауган голыми руками убивал зубров, ловил и связывал львов, как ягнят, ходил в шубе из тигровых шкур, что его совиные глаза различали волос, плывущий в реке ночью. В другом сказании он сам говорит о себе, что часто для забавы ловил эмегенов и привязав к дереву, уходил. На ужин ему не хватает мяса быка.
Популярно сказание о том, как Алауган добыл себе коня. Иногда говорится, что этот конь (или жеребенок) жил в море, иногда - что в озере. Алауган прячется в засаде и набрасывает на коня аркан. Конь пытается вырваться, но это ему не удается. Так в эпосе появляется крылатый Гемуда - верный конь Алаугана, а когда он состарился - его сына Карашауая. Гемуда может принимать то облик захудалой клячи, то вид богатырского коня. Однажды он предстает в истинном виде - с крыльями орла и с рыбьим хвостом, т. е. Гемуда одинаково свободно передвигается и по земле, и по воде, и по воздуху. В мирное время Гемуда живет в подземной конюшне, питаясь рудой или железными опилками. Но самое главное - Гемуда владеет человеческой речью и является мудрым советчиком и Алаугана, и Карашауая. Интересно, что этому коню в эпосе отведено больше места, чем описанию подвигов некоторых нартов. Это и неудивительно, если учесть, что коневодство было главным занятием предков карачаево-балкарского народа - скифов, алан, болгар - и вплоть до 20 века и самих балкарцев и карачаевцев. Народ-коневод не мог не сложить поэм о своем верном помощнике, поэтому в эпосе есть песня о Гемуде и несколько сказаний о его рождении.
Благодаря советам Гемуды Алауган хитростью отбирает у могучих злых великанов (деу) волшебную золотую шубу, воротник которой играет мелодии, как свирель, а рукава хлопают в такт, и привозит шубу к нартам; благодаря Гемуде привозит в страну нартов волшебное поющее дерево.
Но самым известным в цикле Алаугана является сказание о его женитьбе. Как сказано выше, после того, как из 19 сыновей Дебета остался только он, уже пожилой и неженатый, над ним стали насмехаться даже дети. Алауган, снарядившись, отправляется на поиски жены и натыкается в пути на громадного роста и силы эмегеншу. Она была занята тем, что латала трещину в земле, пользуясь вместо нитки толстым канатом, а вместо иголки огромным бревном. Поняв, что с ней ему не справиться, Алауган (по совету Гемуды) приложился губами к ее соскам, и таким образом, стал приемным сыном великанши. Великанша выдала за Алаугана свою дочь. Подробно описана поездка за невестой, свадебный пир и т.п. Великаншу везут в страну нартов на громадной арбе, колеса которой под ее тяжестью увязают в земле. Уже дома эмегенша проглатывает нескольких юношей и девушек, пришедших взглянуть на невесту, и Алаугану приходится колотушкой выбивать их из ее утробы. В страхе перед людоедкой народу приходится переехать в другое место, покинув родину. Но беда еще и в том, что эмегенша поедает и детей, которых рождает сама. Только хитростью удается спасти трех близнецов - эмегенша рождала сразу четверых детей. Когда она пускается в погоню за повитухой, та в страхе бросает мальчика и девочку на полпути, и их подбирают волки. От них и пошли, говорится в сказании, таинственные существа - алмосту, по облику подобные людям, но выкормленные волками и потому густоволосые и дикие. Из почтения к их происхождению от нартов, добавляет сказитель, балкарцы и карачаевцы старались ничем их не обидеть, выставлять для них на ночь еду и т. п.
Третьего младенца, рожденного эмегеншей, оставили в расщелине ледника на склоне Эльбруса. Он вырос, вместо материнского молока питаясь водой, стекавшей с сосулек. Мудрая Сатанай-бийче, которая спасла его„ время от времени навещала мальчика, воспитывала его, пока он не вырос и не стал богатырем Карашауаем. Наконец, она привела его домой и сказала отцу, кто он такой. В доме на него набрасывается мать-людоедка, но Карашауай убивает ее, и возвращает остальных нартов на прежние места, на родину.
Так начинается цикл сказаний, самый большой в карачаево-балкарском эпосе, о подвигах нарта Карашауая.
Отец дарит ему своего коня Гемуду и они с Карашауаем испытывают друг друга и дают клятву верности. Вместе они совершают множество подвигов - побеждают эмегенов в состязании по метанию камня, убивают дракона, перегородившего своим телом реку, сражаются с крылатыми эмегенами, а потом и с морскими и т.д.
В образе Карашауая карачаево-балкарский народ дает свое понимание того, каким должен быть настоящий воин и вообще человек-сын, мужчина. Карашауай, самый сильный и храбрый из всех нартов, в то же время и самый скромный. Он никогда не начинает ссору, никогда не старается показать свою силу. Одет он просто, иногда даже бедно. Подстать ему и Гемуда - приняв вид клячи, он едва-едва ковыляет, и никто не может опознать в нем богатырского коня, а в его хозяине - непобедимого героя, о котором сам великий воин Ёрюзмек говорит, что с Карашауаем может справиться только Тейри. Одним словом, Карашауай - идеальный герой карачаево-балкарского эпоса - скромный, мужественным, добрый, сильный, но и грозный, когда задевают его честь или на его глазах обижают слабого.
Как уже говорилось выше, нарты делились на 4 рода. Но ядром нартского народа эпос признает род Аликовых - прямых потомков Золотого Дебета. Поэтому история богатырей из этого рода описана на протяжении жизни трех поколений - Дебет, его сын Алауган и внук Дебета Карашауай, а не двух, как в остальных случаях: Хымыч и его сын Батыраз, Ачей и его сын Ачемез, Бёдене и Рачикау и т. д.
Особое место в эпосе балкарцев и карачаевцев занимают отношения Схуртуковых с Карашауаем. После того, как братья Аликовы, кроме двух (Алаугана и Соджука) погибли, Схуртуковы были уверены, что теперь им среди нартов нет соперников. Живет этот род, согласно эпосу, на берегу Хазарского моря, Алауган же, судя по описанию, на берегу Черного моря. Карашауай собирается к Схуртуковым на скачки, которые те устраивают ежегодно. Бабушка Карашауая - Матчалыу (иногда говорится, что это была Сатанай-бийче), предупреждает его об опасностях, которые подстерегают героя на этом пути. Поездка Карашауая описана подробно. Сначала он резвится со своим Гемудой в Черном море и сражается с морскими эмегенами, которые стерегут подземный ход из Черного моря в Каспийское, выходит по этому ходу на берегу Каспия, и приняв вид замухрышки-бедняка, появляется среди разряженных нартов на кляче, вид которой принял Гемуда. Народ потешается над оборванцем, осмелившемся затесаться в толпу героев, чтобы участвовать в скачках. Глава нартов (и одновременно старший в роду Схуртуковых) Ёрюзмек, из жалости разрешает Карашауаю участвовать в скачках. Разумеется, сначала богатырь делает вид, что еле-еле скачет на своей кляче, но только скрывшись из виду, принимает настоящий свой облик и обогнав всех нартов, возвращается первым. Так и не сказав нартам своего настоящего имени, он уезжает домой.
Вторая встреча Карашауая с богатырями из рода Схуртуковых происходит во время поездки нартов, предпринятой для угона табунов. Карашауай, опять не узнанный нартами, просить взять его в качестве прислуги. Нарты так и не находят никакой добычи, наоборот, во время мороза, который бог насылает по просьбе Карашауая (а он владеет, кроме всего прочего, еще и магией), они возвращаются на стоянку едва живые, окоченевшие. Карашауаю приходится снимать прославленных витязей с коней и по одному заносить в кош. Наконец, герой, которого Схуртуковы принимают за малосильного оборванца, отправляется в набег сам и пригоняет табун породистых коней. Нарты опять просят назвать себя и он называет свое имя. Ёрюзмек обещает выдать за него свою дочь Агунду и богатырь, отдав в качестве калыма за невесту свою долю добычи, уезжает домой.
В третий раз Карашауай наведывается уже в дом Ёрюэмека, приняв вид бродячего певца и музыканта. Его приглашают в дом, но Сатанай (жена Ёрюзмека) и дочь Агунда не сумели принять его как должно, и богатырь, высмеяв их, ушел.
Но в конце концов дело кончилось свадьбой Карашауая и Агунды, и таким образом, два рода нартов, находившихся во вражде, примиряются и единство нартского народа более ничем не нарушается.
Характерно, что Карашауай, дядей которого убил Ерюзмек, не поддается соблазну отомстить Схуртуковым. Он насмехается над ними, даже унижает, но никого не убивает, хотя легко мог расправиться с любым нартом. Для него дороже единство всего народа и потому путь мести для него неприемлем.
Казалось бы, идеальный образ "рыцаря без страха и порока" должен бы получиться бледным, одноцветным. Но нет, Карашауай - один из самых полнокровных образов во всем эпосе, благодаря разнообразию ситуаций, в которые попадает герой, ни разу не изменяющий себе.
Нартский эпос балкарцев и карачаевцев заканчивается тем, что часть нартов на крылатых конях улетает в верхний мир, на небо, чтобы уничтожить и там всю нечисть, а другая часть опускается в нижний мир, с той же целью. Но Карашауай, говорится в сказании, остался на земле, и продолжает жить на склонах Эльбруса со своим верным конем Гемудой. Когда он слабеет, Гемуда приносит ему воду из волшебного источника, пьет сам и дает этой воды хозяину, и оба, не старея, живут там вечно.
Такая концовка понятна - говоря о Карашауае, народ говорит о самом себе и о своем бессмертии.
Сатанай-бийче и нарт Ёрюзмек Это также один из самых больших циклов сказаний в карачаево-балкарском героическом эпосе, посвященный жизни мужа и жены - Ёрюзмека и Сатанай, предводителя нартов и мудрейшей из всех нартских женщин.
Родителями Сатанай-бийче являются Солнце и Луна. Маленькой девочкой ее похищает дракон, бог-повелитель моря и прячет на острове, поручив надзирать. над ней богине-матери воды (суу анасы). Родители страшно горевали по любимой дочери, из глаз Луны текли горючие слезы, ее лик то темнел, то светлел, солнце в гневе жгло землю, происходили затмения обоих светил. Но они так и не смогли отыскать маленькую Сатанай. (Имя ее означает в переводе с карачаево-балкарского "ясная луна" - от древнего слова "сатан" - оно сохранилось, например, в киргизском языке; шат, шатал - "ясная, чистая, красивая", и "ай" - луна).
Когда девочка подросла, она решилась бежать с острова и исполнила свое намерение - на березовой доске она долго плыла в открытом море, пока ее не прибило к берегу. Одеждой ей служили ее прекрасные, длинные, до пят волосы. Потом она долго блуждала по лесу, пока не столкнулась со стадом алмосту. Те стали всячески оберегать ее, кормить сладкими кореньями и лесными ягода ми. Долго скиталась она по лесам и горам с бессловесными алмосту, пока однажды они не натолкнулись на какой-то холм, от которого исходило зловоние. Холм оказался огромным эмегеном, проспавшим на этом месте 700 лет. Разбуженный великан встал и кинулся на них. Перепуганные алмосту с криком разбежались и Сатанай осталась одна. Когда эмеген уже был близко, она откинула волосы и посмотрела на чудовище. Сияние ее красоты было таким ярким, что великан ослеп и,. кидаясь сослепу во все стороны, упал со скалы и разбился.
Сатанай, теперь уже одна, долго бродила по лесам,. пока однажды не пришла в селение нартов, где ее нашла одна мудрая старуха, которая привела девушку домой, стала за ней ухаживать, а потом выдала замуж за молодого Ёрюзмека.
О рождении этого героя существует замечательное сказание, имеющее и варианты. Золотой Дебет, говорится в нем, отправился однажды в горы за железной рудой. Путь был далекий и кузнец заночевал в пещере. Вдруг ночное небо озарила вспышка света, и огромная комета ("къуйрукълу жулдуз" - букв. "хвостатая звезда") прочертила ночной небосклон и со страшным грохотом упала в горах. Дебет отправился туда и обнаружил, что комета упала в горное озеро, которое от жара звезды высохло, а звезда раскололась при ударе на две части. Посреди обломков лежал мальчик - богатырь и сосал вымя волчицы. Вокруг, дивясь на эту картину, стояли звери и птицы. Старый орел рассказал Дебету, который знал языки птиц и зверей, что мальчик выпал из кометы при ударе. Голодная волчица подошла к нему, чтобы съесть младенца, но мальчик одолел ее и стал сосать ее вымя. Дебет взял .младенца с собой и отправился домой, но по дороге заехал в кошару нартов к бездетной чете Схуртуку и Асеней. Те попросили: "У тебя и так 19 сыновей. Зачем тебе еще и этот волчий выкормыш? Оставь его нам. Он породнился с волками, и пока он будет с нами, волки на наши стада не нападут".
По обычаю нартов, Дебет не мог отказать Схуртуку в его просьбе и оставил Ёрюзмека у пастухов. Маленький богатырь стал пасти овец. Но вскоре приемные родители умерли (сохранился отрывок из песни "Плач по Схуртуху") и Ёрюзмек остался сиротой.
В то время, говорится в сказаниях, нарты подчинялись Кызыл Фуку (Красному Фуку), злобному существу, обладавшему огромным могуществом. Он мог посылать на землю дожди, но мог и прекратить их, и тогда начиналась засуха, гибли посевы и скот. Сам Фук жил то на земле, где приказал настроить дворцов, то на небе, где у него был хрустальный дворец. Ездил он верхом на драконе. Поэтому нарты, при всей их храбрости, были вынуждены подчиняться Фуку и платить ему дань.
Однажды Фук наведался и к маленькому Ёрюзмеку и силой забрал у него 12 овец. Когда Ёрюзмек стал возражать, Фук хлестнул его плетью и уехал со своими приспешниками. Тогда Ёрюзмек поклялся отомстить Фуку.
Вскоре он вырос, и стал ходить на охоту, совершил свои первые подвиги - убил огромного тигра, а потом и эмегена. Затем, как уже говорилось выше, молодой богатырь женился на Сатанай-бииче. Нарты по прежнему платили дань Фуку. Но Ёрюзмек не забыл своей клятвы и только ждал удобного случая расправиться с ним. Мудрая Сатанай подсказывает мужу, как это сделать.
Ёрюзмек нашел и убил в камышах безобразного алмосту, содрал с него шкуру, и напялив на себя, стал дожидаться Фука в его нужнике. Тот пришел под утро, и увидев страшное существо, упал без памяти. Ёрюзмек снял у него с пальца перстень с печатью и ушел. И если прежде Фук насмехался над Ёрюзмеком при каждом удобном случае, то теперь над Фуком стал насмехаться Ёрюзмек. Через некоторое время он и вовсе запретил нартам платить дань Фуку, и тот, испугавшись, улетел на небо, в свой хрустальный дворец. По его воле дожди прекратились, перестали рождаться жеребята, гибли от засухи посевы, начинался голод. Нарты стали укорять Ёрюзмека - мол, по твоей вине все это происходит, лучше бы было по прежнему подчиняться Фуку. Тогда Ёрюзмеку опять помогла вещая Сатанай-бийче: она велела мужу надеть орлиные крылья и взлететь на небо (есть другой, поздний вариант, по которому Ёрюзмека зарядили в старинную пушку и при выстреле он попал - в дом Фука). Ёрюзмек взлетел в хрустальный дворец и убил небожителя. Три дня шел кровавый дождь, потом пошел чистый. Ёрюзмек вернулся к нартам, и те за его подвиг избрали молодого нарта своим предводителем.
В отличие от нарта Карашауая, идеального героя, Ерюзмек не лишен недостатков, несмотря на то, что именно он является нартским вождем. Иногда он жесток, например, когда полностью истребляет Аликовых в их доме, куда его заманили на пир, чтобы отравить: он готов изменить своей жене Сатанай и жениться на дочери царя джиннов или на бесовке, и только хитрость Сатанай не позволяет ему сделать это; он иногда выглядит слабее, чем его напарник - так, он не смог оказать должной помощи маленькому Ногаю в его борьбе с братьями-великанами. Но если говорить в целом, Ёрюзмек, конечно, великий вождь, бесстрашный предводитель нартского войска и мудрый полководец.
Один из самых ярких образов карачаево-балкарского эпоса - жена Ёрюзмека, вещая Сатанай-бийче, самая прекрасная из всех нартских женщин, верная жена, заботливая мать. Никто из нартов - ни муж ее, Ёрюзмек, ни даже сам прародитель нартов Дебет не могут сравниться с ней в мудрости, она выручает нартов своими советами в самых трудных ситуациях. Именно Сатанай больше всех беспокоится о сохранении единства нартского народа, потому старается выдать свою дочь Агунду замуж за Карашауая, чтобы достичь примирения Схуртуковых с Аликовыми. Благодаря хитрости Сатанай нарты одолевают эмегенское войско, двинувшееся на страну нартов из Темир-Капу ("Железные Ворота", Дербент). Она обучает людей гаданию, учит варить, а не только жарить мясо, она знает все лекарственные травы и яды. Часто именно она решает спорные вопросы, и никто не оспаривает ее решения.
Если Ерюзмек - это образ идеального вождя-полководца, Дебет - идеальный труженик и мастер, Карашауай - идеальный воин, то Сатанай - идеальная жена и мать, в том смысле, .как понимали эти идеалы наши предки.
Одна из особенностей карачаево-балкарского эпоса состоит в том, что несмотря на огромные потери и утраты, он все же является цельным и вполне законченным произведением. Судьбы всех главных героев, как и судьба всего богатырского народа, прослежены от начала до конца. Не составляют исключения и сказания о Сатанай. После того, как часть нартов во главе с Ёрюзмеком улетела в верхний мир, а другая часть - опустилась в нижний, Сатанай еще долго оставалась на земле, обучая людей различным ремеслам, лечению травами, ворожбе и т. п. Наконец, истосковавшись по нартам, она взмолилась к богу Тейри, и голос во сне сказал ей, чтобы она ночью поднялась на гору, в святилище нартов (чууана). Когда она поднялась туда, с неба опустилось подобие орлиного гнезда на шелковом аркане. Сатанай села в него и гнездо поднялось в небо. Так Сатанай вернулась к нартам.
Сказания о нарте Сосуруко Не меньшей популярностью пользуются в народе сказания о булатнотелом богатыре Сосуруке. О рождении этого нарта говорится следующее.
Однажды, когда Сатанай-бийче пошла к реке стирать белье, ее увидел с другого берега пастух Соджук и влюбился в нее. Он хотел перебраться на другой берет, но не смог сделать этого, и велел Сатанай взять с собой речной валун, на котором она сидела (валун - состар). Сатанай так и поступила. Через некоторое время камень стал разбухать, он оказался беременным. Сатанай никому об этом не сказала, но стала считать дни. Когда подошел срок, она попросила у Дебета его подмастерьев, и те стесали камень до последней пленки. Сатанай напоила их бузой, и когда каменотесы уснули, сама вынула из камня младенца с тонкими, как веретена, ножками и подобием петушиного гребня на голове. Таково было рождение будущего героя Сосурука. Его приемная мать, ничего не сказав о нем даже своему мужу Ёрюзмеку, отдала мальчика на воспитание жекам, народу маленьких, но сильных и мудрых карликов, живших под землей, и те закалили тело мальчика, как сталь. Слабым местом его были колени, за которые его держали при закаливании. Живя под землей, у жеков, маленький Сосурук наведывается и к нартам, где его никто не знает, и все принимают его за случайного оборванца. Раскрывается его тайна случайно.
Аликовы, которые однажды попытались погубить Ёрюзмека, но не смогли (они подрезали подпруги его седла, чтобы, когда он садясь на коня, упадет, расправиться с ним, но когда он сел на коня, в своей накинутой на плечи волчьей шубе, рукава шубы намертво обхватили седло, и богатырь спокойно уехал к себе домой, ни о чем не подозревая), решили предпринять другую попытку - пригласить Ёрюзмека на пир и отравить его бузой. Но мудрая Сатанай-бийче, благодаря своему ясновидению. предупредила мужа и дала ему медную трубку, которую он вставил под воротник. На пиру он выливает отравленное питье в эту трубку, и оно стекало на пол. Аликовы решили, что он опьянел и вот-вот упадет. Сын убитого Ёрюзмеком Фука, который был на этом пиру, попросил Ёрюзмека показать им его знаменитый меч. Дело в том, что Дебет выковал его из ядра железной кометы, которая упала с неба и из которой родился Ёрюзмек, т. е. из небесного железа. Остальные изделия он ковал из обычного, земного железа, добавляя в него для прочности немного железа из кометы. Поскольку меч Ёрюзмека был целиком из небесного железа, он и был самым прочным.
В ответ на просьбу Ёрюзмек сказал, что его меч не вынимается из ножен попусту, и если он его вынет, то без пролития крови меч в ножны не войдет. Тот стал настаивать и богатырь вынул свой меч. Пирующие, восхищаясь оружием, заметили на лезвии зазубрину. Ёрюзмек объяснил, что зазубрина осталась со времени его схватки с Фуком при ударе о его стальной зуб (зубы у Кызыла Фука бы ли стальные). После этого пир продолжался. Когда Аликовы решили, что он уже сильно пьян (видя лужу под его сиденьем), один из гостей, Злоязычный Гиляхсыртан, подал знак, но Ёрюзмек первым кинулся на врагов, предварительно заперев двери в большом доме Аликовых, где обычно проходили нартские пиры, и перебил их всех. (Сказание начинается с того, что никто из Аликовых не осмеливается пойти к Ёрюзмеку, чтобы пригласить его на пир. Случившийся тут Сосурук соглашается на это, требуя в награду ножки и уши жертвенных овец. Те согласились. Сосурук, подойдя к грозному нарту, передал приглашение Аликовых и пустился бежать. Ёрюзмек кинул вслед ему свою железную трость, но она, ударившись о тонкие ноги мальчика, переломилась пополам, а мальчик продолжал бежать как ни в чем ни бывало. Ёрюзмек удивился, но ничего не сказал.
Перебив пирующих, Ёрюзмек стал тонуть в их крови, и Сосурук, который дожидался развязки снаружи, выбил двери и стену, схватил Ёрюзмека в охапку, отнес на берег реки и смыл с него всю кровь. Потом он посадил его на коня и Ёрюэмек приехал домой. Вещая Сатанай стала распрашивать, что было на пиру, но тот ответил, что ничего особенного там не произошло, разве что заметил он мальчишку, который когда-нибудь станет знаменит. Сатанай рассказывает Ёрюзмеку, что это его приемный сын и с тех пор Сосурук входит в семью нартского вождя. После этого у Ерюзмека и Сатанай появляются и свои, родные дети-сыновья Сибилчи и Бюрче и дочь Агунда. Но их роль в эпосе гораздо скромнее, чем роль Сосурука, одного из главных героев.
Булатнотелый мальчик вырастает в великого воина, защитника нартского народа, совершая многочисленные подвиги. Он приносит замерзающим от холода нартам огонь, похитив его у огромного эмегена; пройдя жестокие испытания, очутившись из-за предательства братьев в нижнем мире и убив там дракона, возвращается к нартам с золотой рыбкой для заболевшего Ёрюзмека (в качестве лекарства); хитростью вмораживает в лед озера и убивает могучего эмегена; побеждает в единоборстве борца из эмегенского племени и освобождает попавших к ним в плен нартских женщин и детей и т. д.
Как и Ёрюзмек, Сосурук не лишен слабостей и недостатков, несмотря навею свою богатырскую мощь и мужество. Так, он коварно нападает с целой дружиной на юного нарта Ачемеза и убивает его; он разжигает в нартском народе междоусобицы, он слишком часто прибегает к хитрости, в отличие, скажем, от Алаугана или Карашауая, которые всегда прямодушны и побеждают в честном поединке, благодаря только своему мужеству и силе.
Сосурук и сам становится жертвой хитрости своих недругов. Так, они заманивают его на игру с огромным железным колесом, который нарты скатывали с горы, а кто-нибудь, стоящий внизу, должен был его отбивать. Сосурук отбил колесо лбом, руками и в третий раз - грудью. Но хитрая .колдунья, проведав, что слабым местом нарта являются его колени, подучила его врагов попросить отбить колесо коленями. Сосурук, боясь обвинения в трусости, согласился, и колесо перерезало ему ноги. Умирая, он стал просить пробегавших мимо животных и птиц известить о нем Сатанай и согласился только голубь. Сатанай-бийче залечила его раны.
О гибели Сосурука существует два сказания, в которых об этом говорится по разному. В одном из них Сосурук был проклят всем нартским народом, за то что разжигал междоусобную войну среди нартов. Проклятье настигло героя и он превратился в камень (из камня рожденный вновь стал камнем). По другому варианту, Сосурук женился на Акбилек, нартской красавице, дочери одного из храбрых нартов, погибшего в бою с эмегенами. Акбилек ("белорукая") ожидала мужа на башне на берегу бурной реки, когда он пригонял табуны, и свет, исходивший из ее ладоней, освещал ему брод. Но однажды он своим хвастовством унизил и рассердил ее, и она не вышла на башню. Сосурук, не найдя брода в бурной реке, утонул. Нарты нашли его тело и похоронили.
Несколько сказаний сохранилось о подвига.х второго сына Ерюзмека - Сибильчи. Он убивает еще младенцем свирепого дракона, посланного в страну нартов их врагом-царем Кесе-Бурунгуком. Как и все нарты, он участвует в их походах, храбро сражаясь с врагами. Но у него есть большой недостаток - он хвастлив, и в скором времени начинает свысока смотреть на всех прочих нартов, обзывая их домоседами, и уверяя, что чувство страха ему неведомо. Сосурук пытается его урезонить, но тот остается при своем мнении. Наконец, они все вместе отправляются на поиски приключений - Ёрюзмек, Собурук, Сибилчи и Бюрче и натыкаются на пещеру, в которой вокруг кипящего на огне котла сидят девять могучих братьев-эмегенов. Те, недолго думая, связывают Сибильчи и начинают точить нож. Тогда Сосурук спрашивает его: "Ну как, Сибильчи, теперь ты боишься?" и тот отвечает: "Как же не бояться, если меня связали как овцу и точат нож?" Сосурук ободряет его, и пустившись па хитрость, рассказывает сказку о громадных животных - орле, быке, козле, лисице и таких же громадных людях - пастухе, женщине и ее малолетнем сыне, уверяя, что нарты послали их к эмегенам, самым мудрым существам на свете, чтобы разрешить загадку - кто из животных и людей в этой сказке больше. Глупые эмегены начинают ссориться, ссора переходит в драку, и воспользовавшись этим, нарты спасаются от них.
Что касается третьего сына Ерюзмека, Бюрче, то к сожалению, ни одного сказания о нем не сохранилось. Дочь Ерюзмека и Сатанай, прекрасная Агунда, как уже говорилось, становится женой Карашауая. Но есть сказание, в котором она является сестрой богатыря Нёгера и женой одного из братьев Индиевых.
Сказания о Бёдене и его сыне Рачикау Сказания этого цикла представляют собой большую поэму, сюжет которой восстанавливается довольно легко.
Когда-то, очень давно, к нартам пришел с севера рыболов по имени Бёдене, человек богатырской мощи, спокойный и добродушный. Он стал жить среди нартов, считаясь одним из них. Об его участии. в непрерывных войнах, которые вели нарты, ничего не сообщается. Обычно он занят тем, что со своими подручными ловит рыбу в Волге (Эдиль). Перед тем, как жить самостоятельно, он батрачит у младшего сына Дебета {Созука, Созукку, Соджука, иногда Сёсюмека - это варианты одного и того же имени). По одной версии, Бёдене, вступив в связь с нахальной рабыней одной знатной госпожи, получил от хозяина в дар целую отару овец, но продолжал заниматься рыболовством. Рабыня родила- чудо-мальчика, но боясь гнева своей госпожи, положила младенца в сундучок и пустила его по течению, где его обнаружил Бёдене, у которого своих детей не было. О том, кто был женой „этого героя, говорится в другом сказании. Бёдене похитил сестру девяти братьев-богатырей, младшего из которых зовут Соджук, т.е. речь идет о сыновьях Дебета, число которых было не девять, а девятнадцать, т. е. в данном случае сказитель оговорился или забыл эту деталь. В горе от потери любимой сестры, которую братья так и не смогли обыскать, Соджук помешался. Тогда братья, по. совету мудрой старухи, отвели, его на берег Волги, дали несколько овец и оставили одного. Постепенно Соджук поправился. Он вступает в связь с рабыней знатной госпожи, а та, родив ребенка, бросает ребенка в воду с мольбой о том, чтобы ребенка подобрал рыбак Бёдене. Так и происходит, и ребенка воспитывают Бёдене и его жена, сестра Соджука. Мальчик растет не по дням, а по часам, становится настоящим богатырем. Однажды он берет копя и доспехи отца и уезжает из дому. Когда Бёдене находит его, тот спит в открытом поле. Уразумев, что его приемный сын не рожден для мирного труда, что это будущий герой, Бёдене отпускает Рачикау странствовать. Но его жена, мудрая дочь Дебета, предупреждает Рачикау, чтобы он не заезжал к Схуртуковым. Смысл предупреждения, на первый взгляд странного будет ясен, если мы учтем, что примирение между Аликовыми и Схуртуковыми еще не состоялось, и что жена Бёдене, приемная мать богатыря, из рода Аликовых, как и его настоящий отец - пастух Соджук. Но Схуртуковым все же удается заманить молодого Рачикау на пир, где он поражает присутствующих своей богатырской мощью и аппетитом, съедая в один присест целую кобылу и выпивая громадный кувшин бузы, которые трудом внесли девять человек. Он собирается уезжать, но хозяину дома удается вернуть богатыря. В конце концов Рачикау становится зятем Схуртуковых. В это же время он совершает свой первый подвиг - убивает дракона с тремя головами, которому жители одного из селений платили дань в обмен на воду - одного ребенка, коня и корову.
Существует сходство в биографиях Сосурука и Рачикау. Оба они сыновья пастуха Соджука, оба воспитываются в чужих семьях - Ёрюзмека и Бёдене. Поэтому в сказаниях и говорится, что Сосурук и Рачикау еще до своего знакомства уже клялись именами друг друга.
Однажды они встречаются на пиру, который стал роковым для Рачикау. После того, как нарты отведывают угощения, начинаются знаменитые нартские пляски. До этого нарты похваляются своими подвигами, и ставив перед собой волшебный бочонок ”агуна”. Если рассказ был правдив, питье в бочонке трижды само собой наполнялось, а после того, как нарты трижды передавали его по кругу, переливалось через край. Так и случилось, когда о своих подвигах рассказал Рачикау.
Первым вышел плясать Сосурук и танцевал на груде речных голышей до тех пор, пока не превратил в песок, а затем передал черед Рачикау. От пляски Рачикау девять возов колючего кустарника превращаю в золу.
Когда Рачикау спрашивает, кому передать черед, нарты указывают на Злоязычного Гиляхсыртана. Не являясь нартом, Гиляхсыртан, тем не менее, активное действующее лицо нартского эпоса балкарцев и карачаевцев, часто участвует в нартских пирах, но втайне является их недоброжелателем. Он же постоянно, при помощи клеветы и обмана, старается ссорить их между собой. Гиляхсыртан богат, у него своя крепость, стада овец и табуны коней.
Гиляхсыртан отказывается принять черед от Рачикау и оскорбляет героя, называя его ”незаконнорожденным”. Чтобы не нарушать ход пира, Рачикау со словами: ”Случилось то, чего я боятся, я здесь; больше оставаться не могу”, - вышел. Нарты - пир проходил на сей раз у Аликовых - обрушиваются на Гиляхсыртана с упреками. Тот притворно раскаивается, и Сосурук, догнав Рачикау и рассказав, что произошло, просит его вернуться, тем более, что Гиляхсыртан дал слово выдать за Рачикау свою сестру красавицу, - не стоит позорить девушку, ведь если Рачикау не вернется, никто ее больше замуж не возьмет. Рачикау возвращается, но Гиляхсыртан оскорбляет его во второй раз, сказав, что не выдаст свою сестру за иноплеменника, пусть хоть весь мир перевернется. Но тут же, испугавшись гнева богатыря выскакивает из окна и скрывается в своей крепости. Сосурук и Рачикау,пустившиеся в погоню, долго ждут у стен крепости, но Гиляхсыртан не выходит. Сосурук уезжает. Рачикау неподвижно стоит у стен крепости три месяца, а на четвертый падает замертво. Рабыни Гиляхсыртана, спустившись за водой, видят труп и сообщают об этом, но тот, боясь, что имеет дело с колдовством, все не решается выйти. Наконец, он подошел к мертвому богатырю, чтобы снять с него кольчугу, но тут Рачикау оживает и кидается с мечом на своего врага. Гиляхсыртан пускается наутек, но герой успевает ударом меча снести макушку его головы, и ворота крепости закрываются. Гиляхсыртан, скрывая, что его поразил Рачикау, кричит, что его ударила молния и надо петь гимн в честь бога грозы - ”Чоппа”. Гордый Рачикау со словaми ”Если у меня нет даже такой силы, какой обладает молния, мне лучше умереть!” - упал и умер.
А Злоязычный Гиляхсыртан отправился к Дебету и тот положил ему на рану медную заплату и после этого живете, долго.
Нужно сказать, что в художественном отношении сказания o Рачикау - одни из самых совершенных в карачаево-балкарском эпосе. Огромная энергия заключена например, в следующих строках этой песни:
Шубадина улу Рачыкъау нарт улусуду,
Нарт ичинде чынтды кьарыулусуду!
Мыйыкъларын гырмыклача бургъанды,
Душманларын элияча ургъанды!
Перевод:
Рачикау, сын Шубадина (Бёдене) - нарт,
И среди нартов воистину мощный!
Усы он закручивал как перевясла,
Врагов разил как молния!
Эпос ко всем героям относится объективно и не скрывает их неправедных деяний. Рачикау, не только не в меру горд, он еще и промышляет разбоем на большой дороге, заковывая в кандалы прохожих и продавая их в рабство. То же самое он хотел проделать и с нартом Карашауаем, не узнав в бедно одетом всаднике верхом на хромой кляче, какой выглядел на дороге крылатый Гемуда, непобедимого героя. Карашауай легко расправляется с разбойником, связывает его, привозит во двор к Схуртуковым и бросает наземь, со словами: "Вот подберите, будет у вас дрова колоть". Когда Рачикау развязывают, тот в ярости хочет пуститься в погоню за Карашауаем, но Ёрюзмек останавливает его, говоря: "Оставь это, ничего не получится. С Карашауаем может справиться только бог".
Интересно, что поминальные жертвы по погибшему Рачикау приносит, однако, именно Карашауай. Нарты, погибшие в бою, попадали в Мир Мертвых ("Ёксюзле Дуниясы" - букв. "Мир Сирот"), где каждый вечер собирались на пир. Пищей на этом пиру служило мясо животных, которых приносили в жертву в мире живых, поминая погибших героев. Поскольку такой жертвы в память о Рачикау никто не приносил. Рачикау на том свете ест и пьет чужую пищу. После тот, как эти жертвы приносит Карашауай, дух погибшего героя находит успокоение и на пиру он угощает других нартов.
Сказание о Ширдане и Нёгере Эго одна из самых завершенных, цельных и высокохудожественных поэм во всем карачаево-балкарском эпосе. С исключительным мастерством выведены все ее герои и переданы суровые нравы той древней эпохи.
Поэма начинается с того, что Ширдан (Гиляхсыртан Злоязычный), обладавший несметными богатствами, сватается к нартской красавице Агунде. Но гордая Агунда отказывает ему. Тогда Ширдан избирает другой путь. Он предлагает нартам условие: он, Ширдан, выставит своего сына в качестве мишени, и если кто-либо из нартов сумеет попасть в него, стреляя из лука, то он простит стрелку его кровь. Если же никто не сможет попасть в эту живую мишень, то нарты выдадут Агунду за него. Нарты соглашаются.
Ночью Ширдан приказал выкопать на том месте, где должен был стоять его сын, яму, посадил его туда и велел, держа в руках свое изображение, время от времени кричать нартам: "Не попали, не попали!".
Целый день стреляли нарты в едва доступную глазу цель, но все напрасно.
Среди нартов был богатырь по имени Нёгер (или Жёнгер), сестра которого была замужем за одним из семи братьев Индиевых, сыновей Индиляя. Днем он обычно валялся в мусоре, на свалке, уверяя, что лечит таким способом свой ревматизм. Ночью же он отправлялся на разбой, похищая и продавая детей (в карачаево-балкарском языке есть термин, обозначающий таких, похищенных детей - "бешкъарышла", букв. "пятипядевые", "пяти пядей ростом" или угоняя табуны. Но никто о его удали не догадывался; считая Нёгера ничтожным оборванцем, с презрением относился к нему и Ширдан. Лежа на свалке, Нёгер видел хитрость, примененную коварным Ширданом, и когда нарты уже устали стрелять, попросил разрешения принять участие в состязании. Ширдан, посмеявшись над ним, позволил Нёгеру выстрелить, и тот с первого же выстрела убил его сына. Потемнев, как туча, вне себя от горя, но не подав виду - ведь он сам поставил такие условия - Ширдан вернулся домой. Похоронив сына, Ширдан поклялся отомстить и вечером отправился к свалке мусора. Не найдя его там, и рыская по округе, он заметил приближающегося витязя, который въехал на коне в подземный дом, а вышел оттуда уже одетый в рубище. Он понял, что Нёгер не так прост и сам он с ним не справится. Тогда он задумал коварный план.
Когда все происшедшее немного забылось, Ширдан явился к Нёгеру, и сказав, что он знает о его мужестве, что он вовсе не оборванец, а настоящий нарт, и как бы сочувствуя, выразил сожаление, что у такого героя нет богатырского коня подстать самому Нёгеру. И тут же посоветовал угнать белого коня братьев Индиевых, на котором те ездили по очереди. Этого коня не могли догнать ни зверь, ни птица. Ночью он стоял в конюшне, прочной как крепость. Ключи от конюшни находились у сестры Нёгера, жены одного из братьев Индиевых. Ширдан еще и научил Негера, как обмануть сторожей.
Загоревшись мыслью о похищении белого скакуна, Нёгер является к сестре (ее ошибочно называют также Агундой), умоляет отдать ему ключи от конюшни, и несмотря на все просьбы сестры, добивается своего. С огромной трагической силой, всего в нескольких строках, выражены чувства любящей сестры, предчувствующей смерть брата, проклинающей того, кто навел Нёгера на мысль о похищении коня. Угнав коня, Нёгер ездит на нем ночью в набеги, а днём по прежнему валяется в мусоре. О тайне его знают только сестра и Ширдан. Братья Индиевы сбиваются с ног, разыскивая своего скакуна. Несколько лет продолжаются безуспешные поиски. Наконец, когда ярость братьев доходит до предела, Гиляхсыртан подсказывает им, чтобы те устроили засаду возле моста и дождались полночи. В полночь, когда Нёгер с угнанным в набеге табуном, верхом на белом коне, подъезжает к мосту, Индиевы выстрелами из луков убивают его и уводят коня.
Наутро, увидев мертвого богатыря, жители селения не могут опознать в нем оборванца, каким они привыкли видеть Нёгера. Тогда Ширдан, который хорошо знает, кто лежит возле моста, велит собрать весь народ, чтобы выявить, кого же недостает. Собрались все, нет только Нёгера. Тогда Ширдан, затеявший это, чтобы скрыть свое участие в убийстве нарта, говорит: "Значит, убитый - это Нёгер". Но сельчане, решив похоронить тело Нёгера, несмотря на все усилия, не могут сдвинуть его с места. Наконец, они посылают за его сестрой, и когда она оплакала его, тело стало легким и Негера отнесли на кладбище.
Но сказание на этом не заканчивается. У Нёгера, кроме сестры, был и брат, по имени Турту. Он разузнал, что виновник смерти Нёгера - Гиляхсыртан и поклялся отомстить. Такой случай подвернулся во время одного из нартских праздников, когда нарты собрались, чтобы пить медовую брагу (бал боза). Гиляхсыртан, говорится в сказании, часто разъезжал по нартским селениям на своем куцехвостом коне, сопровождаемый верной собакой. Явился он на пир и в этот раз. У Гиляхсыртана было тайное подземное жилище и никто из нартов не знал, где оно находится. Там жила его семья. Турту велел одному из своих друзей никого не выпускать из пиршественного зала, а сам сел на коня Ширдана и тот отвез его к холму. Когда Турту произнес заклинание: "Холм, откройся!", показалась дверь. Сказав жене и двум сыновьям Ширдана, чтобы они готовились к пиру, что в гости к ним приедут нарты, а его послал сам Гиляхсыртан, чтобы предупредить их, Турту велел поставить на огонь котел с водой, разрубил на части детей и жену своего врага, бросил их в котел и уехал. Гиляхсыртан, сидя на пиру и чувствуя неладное, сразу после пира примчался домой, и увидев случившееся, от невыносимого горя умер, превратившись в пар.
Сказание об Ачее и его сыне Ачемезе Это одно из сказаний, в которых отчетливо слышится отголосок исторических событий, произошедших в государстве причерноморских скифов, предков карачаево-балкарского народа, в 4 веке до н. э.
Сюжет поэмы довольно прост. Начало ее имеет два варианта. По первому из них, нарт Ачей поссорился со своим приятелем Кубу (или Хубун, Губу, иногда Куба), и был убит им в поединке.
Другой вариант гораздо подробнее. Речь в нем идет о старом князе по имени Ачей и его единственном сыне Ачемезе. Князю сообщают о нашествии вражеского войска, и он, преодолевая свою немощь, садится на своего вороного аргамака и во главе войска отправляется навстречу врагу. На берегу реки происходит большое сражение, о б исходе которого говорится только, что нарты отстояли свою страну, но старый князь погиб от вражеской стрелы.
По сообщениям древнегреческих историков, Скифия достигла наибольшего своего могущества при царе Атее (в греческом языке не было буквы для обозначения звука Ч, и они передавали его через Т). При этом царе скифы чеканили свою монету, развивались у них различные ремесла. В своем стремлении расширить пределы Скифии политика царя Атея натолкнулась на такие же устремления царя Македонии Филиппа, отца будущего великого полководца Александра. Сражение между скифами, которых возглавил Атей (ему было в то время 90 лет) и войсками македонцев состоялось на берегу Дуная. До того времени считавшиеся непобедимыми, скифы в этом бою были разбиты, а царь Атей (Ачей) погиб. У исторического Атея, как и у героя карачаево-балкарской песни был один сын. Таким образом, можно заключить что речь в песне идет именно о скифском царе (это подтверждается и другими данными, приводить которые мы не будем).
Дальше сюжет повествует о сыне погибшего Ачея, юном Ачемезе. Выведав у матери, кто является убийцей отца, Ачемез берет его доспехи, садится на коня и отправляется во владения Кубы. Сначала он угоняет его табун, а когда Куба пускается в погоню, трижды направляет его по ложному следу. Затем он говорит кровнику, кто он такой, и они вступают в поединок, засев на холмах и осыпая друг друга тучей стрел. Так продолжается несколько дней. Но у Кубы большое преимущество - вечером его жена вытирает тело Кубы волшебным полотенцем и он выздоравливает от ран, а молодой. Ачемез спит под открытым небом, без пищи и воды. На третий день вечером Ачемез падает замертво, и Куба приволакивает тело богатыря домой и бросает во дворе. Жена Кубы удивляется: "И с этим младенцем ты сражался три дня?".
Когда Куба засыпает, Ачемез встает и достав из сундука волшебный меч своего грозного врага, убивает его (в других вариантах говорится, что Ачемеза оживила жена Кубы, влюбившись в нарта). Ачемез забирает жену Кубы, грузит на телеги все его богатства и отправляется домой. По пути он встречает нарта Сосурука с дружиной, который требует от Ачемеза отдать ему жену Кубы и всю добычу, но юный богатырь с презрением отказывается. Сосурук и его дружинники нападают на него и убивают молодого героя, навлекая на себя великий позор. Так заканчивается эта поэма.
Суровые нравы той далекой эпохи рельефно проступают и в этом сказании. Надо сказать, что автор-народ не старается приукрасить нартов и очернить их врагов.
Грозный Куба, например, поступает благородно, делясь перед схваткой своими стрелами с Ачемезом, даже делит с ним и пищу. С другой стороны, не скрыт коварный поступок Сосурука, одного из главных героев эпоса.
В карачаево-балкарском фольклоре есть еще один герой по имени Ачемез, о котором в песне говорится, что защищая свою честь, он убил крымского полководца. Действие этой песни, судя по тому, что герои пользуются луками, а не огнестрельным оружием, происходит в 16 веке, возможно чуть позже. То, что у обоих героев одинаковые имена, вводило сказителей в заблуждение, и они обоих героев называли "Ачемез, сын Ачея". На самом деле так звали только героя нартской песни, а у второго Ачемеза был еще и брат по имени Азнаур, и они являлись сыновьями князя Темиркана, также боровшегося с крымцами.
Другие сказания о нартах
Как уже говорилось выше, не все эпические циклы сохранились. Например, из сказаний о Хымыче и его сыне Батыразе записано только два текста - песня и прозаическое сказание.
В песне рассказывается о Болат Хымыче (Булатном Хымыче) и его двух женах, от которых детей у героя не было. Занимаясь валянием бурки для своего мужа, они, беседуя между собой и думая, что Хымыч спит, говорят, что такой человек, как он, может поехать к аварскому хану и жениться на его дочери. Хымыч, услышав это, немедленно собирается в путь, едет к аварам, побеждает в состязании по стрельбе из лука всех богатырей, сватавшихся к знатной красавице, и привозит се домой, взяв за ней огромное приданое (Авары - средневековый тюркоязычный народ, создатель огромного Аварского Каганата. Не следует путать их с современными аварца ми в Дагестане, которые сами себя называют "маарулал" - горцы: балкарцы и карачаевцы называли их "тау къумукълула" - горные кумыки).
Видимо, аварская принцесса и становится матерью будущего героя, нарта Батыраза. В маленьком отрывке из песни о нем говорится, что Батыраз родом из смелых асов (второе название алан) и что он - бесстрашный защитник страны нартов, угоняющий вражеские табуны.
Батыраз в этом отрывке изображается богатырем неслыханной мощи:
Мечом в правой руке он касался луны,
Пикой в левой руке касался солнца,
Ездил он во главе молодых нартов,
С берегов Эдиля (Волги) угонял вражеские табуны.
В сказании же рассказывается о гибели Батыраза. Услышав на пиру, что некогда, очень давно, у нартов были посевы ячменя, которые давали неслыханные урожаи и что во время отлучки нартов какие-то эмегены, совершив набег, сожгли их и увезли все семена, Батыраз отправляется в путь. чтобы вернуть нартам их богатырские зерна. Он находит эмегенов, похитивших ячмень, и действуя то хитростью, то силой, берет с собой зерна и пускается в обратный путь. Эмегены пытаются настичь его, ранят нарта и убивают его коня. Батыраз возвращается на родину, но от чрезмерной усталости умирает, не дойдя до родного селения.
Сюжет еще одной песни - о нарте Созаре, сыне Гезоха, похож на сюжет песни об Ачемезе. Герой тоже стремится отомстить убийце своего отца, некоему Темир-Чокка, пасущего табуны бога молнии и покровителя воинов Элии. Благодаря мудрым советам своего коня Созар угоняет эти табуны и разгневанный Элия поражает своей молнией нерадивого Темир-Чокку.
Записано несколько сказаний о нарте Чюерди (или Чюелди), выросшем сиротой, происходившем, видимо, также из рода Аликовых, поскольку говорится, что Ерюзмек и его сын Сибильчи не давали ему покоя и тогда, когда он жил у братьев матери. В сказаниях рассказывается о нескольких подвигах богатыря - он спасает дочь Ерюзмека от страшного великана, истребляет 60 драконов, охранявших владения нартского богача Бора-Батыра, у которого он работал табунщиком, женится на его дочери. Расправляется он и с убийцей своего отца. После этих и других подвигов он отправляется с войском к западному морю на большую битву с какими-то врагами, побеждает их. На обратном пути, переправляясь через море на надутых бурдюках, и Чюерди, и все его войско погибает из-за налетевшего шторма в морских волнах.
В такой небольшой главе, разумеется, невозможно хотя бы коротко рассказать и раскрыть все огромное сюжетное богатство карачаево-балкарcкого эпоса. Кроме перечисленных здесь, есть еще много отдельных сказаний о деяниях отдельных нартов, песни о нартских праздниках, несколько песен, создание которых приписывается нартам и т. д. Многие из них читатели могут найти сами в изданных сборниках. Примерно половина текстов, к сожалению, пока не опубликована.
Особого разговора заслуживают оказания о том, как нарты покинули землю. Мы здесь расскажем об основном варианте, наиболее полном.
После того, как враждующие нартские роды помирились, стала возможной победа над эмегенами, теперь уже окончательная. Ерюзмек трубит общий сбор всех нартов. Нарты седлают коней, и собираются в предгорьях, затем входят в тесное ущелье. Начинается решающая битва. Эмегены швыряют в богатырей огромные камни, с корнем выдирают вековые деревья, а нарты рубятся мечами и стреляют из луков. Наконец, они окружают эмегенов у подножья Дых-Тау и полностью истребляют их. Но остается еще Мать Эмегенов, громадное чудовище, каждые три месяца порождавшая на свет сто детей-великанов. Нарты находят ее в глубоком овраге - ее тело заполняет весь овраг - и Ерюзмек поражает ее стрелой и мечом. Таким образом, цель, поставленная перед нартами Великим Тейри, достигнута и все враги человека - эмегены и драконы истреблены. Нарты на крылатых конях во главе с Ерюзмеком улетают на небо, а другая их часть опускается под землю, в нижний мир, где они продолжают сражаться с врагами человека. Во время их сражений под землей происходят землетрясения, а на небе, когда Ерюзмек набрасывает на врагов свой аркан, сверкает молния, когда он кричит-гремит гром. Ерюзмек со своим войском охраняет небо от бесов.

Приложенные файлы

  • docx 6053413
    Размер файла: 67 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий