КАУАИД УЛЬ УСУЛЬ УА МААКИД УЛЬ ФУСУЛЬ(вопросы)


С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги
"Кауа'ид уль-усуль уа ма'акид уль-фусуль".
1-ый урок:
1. Мы упомянули некоторые из слов имамов общины о важности изучения науки "усуль уль-фикх". Упомяни эти слова вместе с обобщенным разъяснением важности этой науки.
2. Назови полезные моменты от изучения этой науки.
3. Мы упомянули о том, что данная наука состоит из нескольких больших разделов. Что это за разделы?
4. Мы разъяснили то, что изучение этой, а также иных наук, должно происходить в постепенном, поступательном порядке. Упомяни порядок изучения книг этой науки, чтобы соблюдалась данная поступательность.
5. Как называется наша книга, и в чем ее важность среди остальных книг этой науки?
6. Упомяни краткую биографию автора нашей книги.
7. Упомяни самые важные шархи к этой книге.
2-ой урок:
8. Что такое "определение по общему названию" (та'риф би ллякаб) и "определение по отдельным словам названия" (та'риф ифрадий)? Какая разница между ними?
9. Автор упомянул о том, что из того, что изучает эта наука – это вопросы "мужтахида и того, что с этим связано". Почему автор не упомянул вопросы "таклида", ведь они тоже изучаются этой наукой?
10. Как ответить на слова тех, которые говорят, что понятие "фикх" изучает не только деяния людей, но и всю религию в общем, включая также и идеологию?
11. В каких значениях используется слово "асль" (основа) в книгах ученых?
3-ий урок:
12. Дай языковое определение понятию "хукм" (постановление). Укажи также на тот полезный момент, который мы извлекли из этого определения.
13. Что подразумевает автор книги под "ляуазим уль-хукм" (то, что непосредственно связано с "хукмом" (постановлением)).
14. Дай определение понятию "та'риф" (определение).
15. Что значит выражение: "определение должно быть полноценным (джами'), воспрещающим (мани')"?
16. Есть ли разница между двумя фразами: "постановление – это обращение законодателя", и "постановление - это последствие обращения законодателя"? Какая из этих двух фраз более верна?
17. Давая определение постановлению (хукм), автор сказал: "Постановление – это обращение законодателя, направленное к известному, заключающееся в определенном требовании, напрямую, либо путем выведения". Разъясни каждую фразу этого определения.
18. Говорится ли о посланнике Аллаха то, что он "законодатель" или "выносящий постановление"? Упомяни доводы и претензии противоположного мнения.
19. Что значит фраза: "к ребенку не направляется требование обязательности или запретности, но обращается требование желательности и нежелательности, и даже это, только для его тренировки и с условием того, что ребенок достиг возраста различения"?
20. Мы упомянули о том, что "действие" не требуется от человека, кроме как при наличии в этом действии определенных условий. Что это за условия?
4-ый урок:
21. Мы упомянули о том, что "определения" бывают нескольких видов: а) по границам б) по результатам в) по примерам. Разъясни смысл каждого вида и его постановление.
22. Сказал автор, давая определение "уажиба" (обязательное): "Это то, совершение чего влечет награду, а оставление влечет наказание". Упомяни ограничения и критику относительно этого определения.
23. Автор упомянул деление понятия "уажиб" на три вида: "с точки зрения действия", "с точки зрения времени", "с точки зрения действующего лица". Что это значит?
24. Что значит слово "исчисленный" в словах автора: "необозначенный в исчисленных видах"?
25. Мы упомянули сразу несколько примеров на понятие "необозначенный уажиб в исчисленных видах" (один, необозначенный уажиб). Упомяни их.
26. Разъясни смысл следующих терминов: а) "конкретно-обозначенный" и "необозначенный" уажиб б) уажиб "расширенный" и "сжатый" в) "личностный" уажиб и "коллективный".
27. Мы упомянули одно условие к словам автора книги: "если человек отложит выполнение "расширенного" уажиба, а затем умрет до сжатия времени, то не заслуживает греха". Что это за условие?
28. Слова автора: "личностная обязанность – это деяние, в котором не предусмотрена замена действующего лица, кроме как при нужде или неспособности" – значат ли они, что при любой нужде и неспособности действующее лицо может быть заменено?
29. Почему "уажиб кифая" названо словом "кифая"?
30. Может ли "коллективная обязанность" превратиться в "личностную"?
5-ый урок:
31. Каково соотношение следующих правил: "то, без чего невозможно выполнение уажиба, само становится уажибом", "то, без чего невозможно выполнение приказанного, само является приказанным", "средства берут постановления целей"?
32. Мы упомянули о том, что шейх уль-ислам Ибн Теймия критиковал слова автора, в которых он поделил "уажиб" на тот, который поддается выполнению, и тот, который выполнению не поддается. Критика основывается на том, что автор не учел разницу между двумя правилами: "то, без чего невозможно выполнение уажиба, само становится уажибом" и "то, без чего не претворяется в жизнь обязательность, не является уажибом". Какая разница между двумя этими правилами?
33. На что направлены шариатские постановления – на сами предметы, или на действия людей? Приведи пример.
34. Автор книги упомянул о том, что: "если человек сомневается в разрешенности или запретности деяния, но, при этом, все же совершил его, то он берет грех внешне, но не внутренне". Мы же сказали, что данное установление не правильно. В чем суть критики?
35. Мы упоминали о том, что шариат направляет свои требования к действиям людей, а не к самим предметам непосредственно. Как же тогда быть со Словами Всевышнего: "Запрещена вам мертвечина", "Запрещены вам ваши матери"? И что значит "далялат уль-иктида" (следственное указание)?
36. Разъясни смысл вопроса: "Каково постановление остерегаться того, без остережения чего, невозможно удержаться от запретного"?
37. Можно ли вести взаимоотношения с человеком, чей заработок частично разрешен, и частично запрещен. Можно ли принимать от него подарки, а также кушать из его угощения?
6-ой урок:
38. Что значат слова "аш-Шатыби" в его книге "аль-Муафакат" – "желательное действие – это не что иное, как слуга обязательного"?
39. Можно ли сказать, что желательные действия разнятся по уровням?
40. В каком случае "мустахабб" становится из разряда "муаккад" (особо желательный)?
41. Под словом "сунна" может подразумеваться одно из трех – что это?
42. Есть ли разница между понятиями "сунна" и "мустахабб"?
43. Что значит "мустахабб, отличимый от уажиба" и "неотличимый"? Приведи деление, которое мы упомянули.
44. Какое мнение является верным в вопросе: "если мустахабб неотличен от уажиба, то рассматривается ли награда за него как за уажиб, или как за мустахабб"?
7-ой урок:
45. Что значат слова автора: "и запретное противоположно уажибу"? Противоречат ли его слова Словам Всевышнего: "И не говорите своими лживыми языками – это разрешено, а это запрещено", - ведь Всевышний противопоставил запретное разрешенному, а не уажибу?
46. Мы упомянули тафсыль относительно слов автора: "одна и та же вещь не может быть и обязательной и запретной одновременно", - упомяни его.
47. Какая разница между "фасидом" и "батылем" у ханафитов, и как это проявляется в их решениях по вопросам фикха?
48. Какой формой выражается "нежелательность" в контекстах?
49. Если какое-либо действие описывается нежелательностью, означает ли это, что действие, противоположное ему, описывается желательностью?
8-ой урок:
50. Есть ли разница между понятиями "мубах", "джаиз" и "халяль"?
51. Что значит выражение: "разрешенность у ученых усуль уль-фикх может быть шариатской, а может быть основополагающей"? И есть ли от этого деления какая-либо польза и след?
52. В чем суть вопроса: "познание благости и дурности разумом"? Упомяни мазхабы людей в этом вопросе, и то, какой из этих мазхабов верен.
53. В чем суть вопроса: "каково постановление использовать предметы, поддающиеся использованию, до прихода шариата"? Упомяни мазхабы людей в этом вопросе, и то, какой из этих мазхабов верен.
54. Почему некоторые му'тазилиты отрицают то, что "мубах" может быть шариатским? Является ли их слово верным?
9-ый урок:
55. Можно ли сказать, что постановления "уад'ия" не подпадают под способность выполнения их людьми в любом случае?
56. Упомяни определение тому, что такое "ахкам уль-уад'ия".
57. Сколько и какие постановления "уад'ия" бывают в общем?
58. Дай определение понятию "'илля" в языке и терминологии.
59. Есть ли разница между понятиями "'илля" и "сабаб"? Упомяни мнения в этом вопросе.
60. Что значит "'илля", поддающаяся разуму ('аклия)?
61. В чем суть вопроса: "оказывают ли причины (сабаб) влияние"? Упомяни мазхабы людей в этом вопросе, и то, какой из этих мазхабов верен. Из какой главы идеологии этот вопрос?
62. Есть ли разница между понятиями: "постановление", "причина постановления" и "мудрость постановления"? Упомяни пример. И на что подвешивает шариат свои постановления – на "причины" или на "мудрость"?
63. Понимается ли из слов автора: "'илля – это то, что сподвигает Всевышнего на установление постановления", - что причина влияет на Всевышнего Аллаха?
64. Дай определение "сабаба" в языке и терминологии. Разъясни каждую фразу определения.
10-ый урок:
65. В каком качестве используют ученые фикха понятие "сабаб"?
66. Мы дали новое определение понятию "шарт" в языке и терминологии. Назови его, разъяснив каждую его фразу отдельно.
67. Являются ли "шарт" (условие) и "мани'" (запретительный фактор) – чем-то вспомогательным и дополняющим понятия "сабаб" и "'илля", или это самостоятельные постановления из категории "уад'ия"?
68. Что значат слова автора: "шарт – это то, на наличии чего приостанавливается либо постановление, либо действенность причины"?
69. Упомяни правильный пример на то, как на наличии "условия" (шарт) приостанавливается действенность причины.
70. Какая разница между "шартом" и "сабабом"?
71. Автор упомянул, что "шарт" бывает "разумным", "языковым" и "шариатским" – что значат эти слова?
72. Мы упоминали о том, что "языковой шарт", это не что иное, как "сабаб" у ученых усуль уль-фикх (как на это указал Ибн уль-Кайим) – что значат эти слова?
11-ый урок:
73. Дай определение "мани'а" (запретительный фактор) в языке и терминологии.
74. Что значат слова автора: "мани' – иной раз может воспрепятствовать сабабу, а может постановлению"? Упомяни пример.
75. Дай определение понятию "сахих" (действительный) в языке и терминологии.
76. Что значат слова философов в их определении понятия "сахих": "это то, что соответствует приказанному"? В чем разница между их определением и тем определением, которое наиболее принято и известно?
77. Дай определение понятию "фасид" (недействительный) в языке и терминологии.
12-ый урок:
78. Дай определение понятию "нафиз" (действующий, имеющий силу) в языке и терминологии.
79. Есть ли разница между понятиями "нафиз" и "мужзи"?
80. Упомяни терминологическое определение понятий "аль-ада" (своевременное выполнение), "и'ада" (повторное выполнение), "аль-када" (возмещение после выхода времени).
81. Почему ученые усуль уль-фикх включили понятия "аль-ада" и "аль-када" в состав постановлений "уад'ия"?
82. Есть ли пример действию, которое может быть произведено в виде "аль-ада" и не может в виде "аль-када"?
83. Дай определение понятиям "аль-мун'акид", "аль-лязим" и "аль-джаиз". Есть ли разница между этими понятиями?
84. Может ли один и тот же договор быть и "лязимом" и "джаизом" одновременно?
85. Дай определение понятиям "аль-'азима" и "ар-рухса".
86. Почему ученые усуль уль-фикх включили понятия "аль-'азима" и "ар-рухса" в состав постановлений уад'ия?
87. Какая польза от слов автора при определении понятия "ар-рухса": "при наличии причины запрета"? Упомяни пример.
88. Мы упомянули о том, что "рухса" бывает трех видов. Что это за виды, упомяни примеры.
89. Может ли одно и то же действие быть и "аль-'азима" и "ар-рухса" одновременно?
13-ый урок:
90. Упомяни определение понятия "далиль" (доказательство) так, как его упомянул автор. Упомяни слова-синонимы слову "далиль".
91. Какие четыре вида довода называет автор, как основополагающие источники и доводы шариата? Какое место занимает у автора понятие "аль-кыяс"? Согласны ли с ним большинство ученых усуль уль-фикх?
92. Можно ли сказать, что все, что годится в арабском языке, годится также и в Коране?
93. Есть ли в Коране что-либо не арабское?
14-ый урок:
94. Почему ученые усуль уль-фикх, в отличие от мухаддисов, не включают в понятие "Сунна" описания пророка –
телесные и нравственные?
95. Каково постановление следования за действиями пророка, которые не сопровождаются косвенными доводами обязательности или желательности, но сопровождаются тем, что пророк производил эти действия как поклонение? А если нет указание на то, что эти действия производились им как поклонение? Упомяни мнения в этом вопросе, и правильное из них.
15-ый урок:
96. Автор упомянул то, что молчаливое одобрение пророком какого-либо действия указывает на то, что это действие разрешено. Затем автор упомянул своему утверждению одно ограничение. Что это за ограничение?
97. Назови условия "мутауатира", которые упомянул автор.
98. Является ли условием мутауатира, чтобы количество его передатчиков был достигшим такого-то конкретного числа?
99. Может ли сообщение быть мутауатиром, если передающие это сообщение не мусульмане или грешники?
100. Что значат слова автора: "результатом мутауатира является убежденность и является обязательным подтвердить его истинность, а все, что ниже мутауатира, не является таковым само по себе, кроме как с дополнительными усиливающими элементами"?
101. Каковым является знание, вытекающее из мутауатира – вынужденным или нуждающимся в исследовании?
16-ый урок:
102. Несет ли сообщение "ахад", подкрепленное дополнительными усиливающими элементами, убежденность само по себе, или только предположение?
103. Несет ли сообщение "ахад", не подкрепленное дополнительными усиливающими элементами, убежденность?
104. Позволяет ли разум, а также шариатские контексты, поклоняться Аллаху на основании сообщений "ахад"?
105. Какие условия передатчика упомянул автор книги? И как поступать, если положение передатчика относительно одного из этих условий неизвестно?
106. Какое мнение является верным в вопросе принятия передачи хадиса от нововведенца, нововведение которого не доходит до уровня неверия?
107. Автор упомянул некоторые элементы, описание передатчика которыми необязательно? Упомяни их.
108. Принимается ли передача того, относительно кого было применено шариатское наказание за обвинение женщины в прелюбодеянии?
17-ый урок:
109. Мы упомянули о том, что длительность или краткость сподвижничества сподвижника играет роль в одном вопросе и не играет в другом. Упомяни эти два вопроса.
110. Как устанавливается сподвижничество человека?
111. Обязательно ли установление религиозности человека (не сподвижника) для принятия его передачи хадисов, или достаточно того, что он является мусульманином?
112. Устанавливается ли религиозность передатчика просто по факту того, что кто-либо из передатчиков передавал от него хадисы, или по факту того, что судья принял его свидетельство в суде?
113. Факт того, что судья не вынес постановление вместе с тем, что имелось свидетельство человека – является ли это джархом (критика) в сторону этого человека?
114. Принимается ли джарх от одного ученого? Обязательно ли упоминание причины джарха? И чему отдается предпочтение при противоречии джарха и та'диля?
115. Назови уровни форм передачи хадиса, которые использовались сподвижниками.
116. Считается ли единогласным мнением то, что установлено на основании слов сподвижника: "мы делали так-то" или "они делали так-то"?
117. Принимается ли слово сподвижника о том, что такое-то сообщение аннулировано?
118. Чему отдается предпочтение – тому, что передает сподвижник, или тому, что он считает в этом вопросе, вместе с тем, что его мнение противоречит сообщению, которое он же и передает?
18-ый урок:
119. Автор упомянул пять видов перенятия хадисов не сподвижником. Упомяни их, и укажи на то, какой формой должен выражаться передатчик при перенятии каждого из этих видов.
120. Может ли передатчик заменять слова шейха "хаддасана" и "ахбарана"?
121. Что значат слова автора: "Если передатчик найдет хадисы, написанные его же подчерком, так, что он наверняка думает, что действительно слышал эти хадисы, то он может передавать их, а если сомневается, то нет"?
122. Можно ли передавать хадис от шейха, если сам шейх не помнит о том, что передавал такой хадис?
123. Какое мнение является верным в вопросе: "принимается ли добавка крепкого передатчика к хадису"?
124. Можно ли передавать хадис по смыслу?
125. Принимается ли мурсаль сподвижника, а также других? Является ли понятие "мурсаль" у ученых усуль уль-фикх тем же, что предполагают под этим термином мухаддисы?
126. Принимается ли хабар уль-ахад в тех вопросах, которые происходили часто или касаются всей общины? Принимается ли хабар уль-ахад в вопросах узаконивания шариатского наказания, а также, если он противоречит кыясу, или основам кого-либо из имамов или смыслу их основ?
19-ый урок:
127. Являются ли языки, на которых разговаривают люди, выдуманными самими людьми, или же внушены Аллахом? Есть ли польза от этого разногласия?
128. Устанавливаются ли названия вещей на основании кыяса? Есть ли польза от этого разногласия?
129. Автор упомянул о том, что "калям" (речь) не будет таковой, кроме как, если состоит из слышимых звуков. Есть ли доводы на это, в противоречии тем, кто утверждает, что речь, это не что иное, как внутренние мысли объекта?
130. Автор упомянул о том, что речь может выражаться в нескольких "обычаях" – что это за обычаи? Как отличить один обычай от другого? И может ли быть такое, что какое-то слово из категории "мужмаль" так, что неизвестно к какому обычаю оно относится?
20-ый урок:
131. Автор упомянул о том, что "мажаз" может проявиться несколькими проявлениями: а) связь (а это либо "совместность в известном смысле", либо "соединенность" (иттисаль) б) причина в) результат причины. Что значат эти слова? Упомяни примеры.
132. Автор упомянул о том, что любой "мажаз" непременно должен основываться на "хакыка". Верны ли его слова?
133. Автор упомянул два способа того, как отличить "мажаз" от "хакыка" – упомяни их. И действительно ли они годятся для отличия одного от другого?
134. Если произошло сомнение относительно слова – оно хакыка или мажаз, то какое постановление выносится? Может ли слово остаться не определенным – из мажаза оно или из хакыка и почему?
135. Мы упомянули несколько значений слова "ан-насс" – упомяни их.
136. Дай определение понятию "ан-насс" (однозначный, категоричный контекст) в языке и терминологии.
137. Дай определение понятию "захир" (внешний контекст) в языке и терминологии.
138. Что значат слова автора: "Если второстепенное значение подкрепляется косвенным доводом, или другим захиром, или перевешивающим кыясом, то это будет истолкованием (тауиль)? Приведи примеры.
139. Что значат слова автора: "Вместе с прямым смыслом могут быть косвенные доказательства, которые аннулируют возможность наличия второстепенного смысла. Но эти косвенные доводы аннулируют эту возможность в совокупности, а не по отдельности"? Приведи пример.
140. Что имеет в виду автор своими словами: "Второстепенное значение может быть столь слабым, что требуется серьезный элемент, который устранит возможность прямого смысла. Также может быть так, что второстепенное значение сильно, или срединно так, что удаление возможности прямого смысла требует слабого или срединного элемента соответственно"?
21-ый урок:
141. Автор дал определение понятию "мужмаль": "это то, что указывает на одно из двух или более значений, не конкретно, и все значения равны в силе и нет элементов, которые бы усиливали одно из значений над другими". Разъясни каждую фразу этого определения.
142. Какая разница между понятиями "мужмаль" и "мухмаль"?
143. Можно ли сказать, что каждый "муштарак" относится к разряду "мужмаль"? Упомяни пример.
144. Автор упомянул сразу несколько явлений, в которых может проявляться понятие "мужмаль". Упомяни их.
145. Может ли "ижмаль" проявляться в Словах Аллаха, таких как: "запрещена вам мертвечина", а также: "запрещены вам ваши матери"? Приведи мнения в этом вопросе.
146. Хадис: "Нет намаза, кроме как с очищением" – можно ли сказать, что он, и подобные ему хадисы, из категории "мужмаль"?
147. Что такое "мубайян"? И можно ли сказать, что "мубайян" бывает только при наличии "мужмаля" или же слово "мубайян" может быть таковым, исходя из самого арабского языка?
148. Ставится ли условием того, чтобы контекст был "мубайян", то, чтобы на его основании у человека возникало знание?
149. Что более значительно при разъяснении – разъяснение словом или делом?
150. Разрешено ли откладывать разъяснение от того времени, когда в нем есть нужда? А разрешено ли откладывать разъяснение к тому времени, когда в нем появится нужда?
22-ой урок:
151. Мы упомянули о том, что наилучшее определение понятию "аль-'ам" (общий контекст): "Это слово, которое включает в себя все его единицы, без ограничения, одним разом, одним языковым установлением". Разъясни каждый отрывок этого определения.
152. Дай языковое определение понятию "аль-'ам".
153. Мы дали подробное разъяснение словам автора: "одна из форм общности – имя существительное, сопряженное с "алиф-лям". Упомяни это разъяснение.
154. Мы дали подробное разъяснение словам автора: "одна из форм общности – имя существительное, приписанное к слову в определенной форме". Упомяни это разъяснение. Вспомни также разногласие относительно "слова в единственном числе, приписанном к слову в определенной форме".
155. Что имеет в виду автор книги, говоря: "одна из форм общности – инструменты обусловливания" – условные имена существительные или условные предлоги?
156. Упомяни разногласие относительно слова "أيّ" – указывает ли оно на общность?
157. Слово "أيّان" – указывает на место или время?
158. Какова разница между словами "كل" и "جميع" – в указании на общность?
159. Автор упомянул о том, что "слово неопределенной формы в отрицательном контексте" указывает на общность. Есть ли еще какие-либо контексты, кроме отрицательного, в которых слово неопределенной формы указывает на общность? Приведи примеры.
23-ий урок:
160. Почему некоторые из ученых отвергли общность в том, в чем присутствует "алиф лям"? Верно ли их слово?
161. Почему некоторые из ученых отвергли общность в том, что приходит в единственном числе в определенной форме? Верно ли их слово?
162. Почему некоторые из поздних ученых арабской грамматики (ан-наху) отвергали общность в слове неопределенной формы, когда оно приходит в отрицательном контексте, и утверждали эту общность только в том случае, если с этим словом приходит предлог "мин"? Является ли их слово верным?
163. Какое число является наименьшим множественным числом? Упомяни мнения в этом вопросе, их аргументации, правильное мнение, а также то, в чем польза от этого разногласия.
164. Какое мнение является верным в вопросе: "входит ли говорящий в свое же обращение"? И строится ли на этом вопросе что-либо из ответвлений.
165. Упомяни мнения ученых в вопросе: "является ли обязательным иметь убеждение общности относительно общего контекста сразу же (т.е. без предварительного поиска конкретизации)? Упомяни доводы каждой стороны и правильное мнение.
166. Входит ли раб в общее обращение к общине и к верующим?
167. Входят ли женщины в обращение, сделанное во множественном числе мужского рода, а также в приказ, сопровождающийся буквой "уау", указывающей на мужской род? Упомяни доводы правильного мнения.
24-ый урок:
168. Если сподвижник передает историю, используя инструменты общности, - можно ли воспринимать этот рассказ как общий контекст? Упомяни мнения, их доводы, и правильное из этих мнений.
169. Если пришло слово в обобщенном виде, но установленное по конкретной причине. Будет ли оно общим, или будет сужаться лишь на этой причине? Упомяни мнения, их доводы и правильное мнение.
170. Как поступать, если два общих контекста внешне противоречат друг другу?
171. Может ли быть такое, что "общий контекст" является одновременно частным, и, наоборот?
172. Что такое "конкретизация", и какая разница между ней и "аннулированием"? Упомяни те различия, которые упомянул автор, и все ли они верны?
25-ый урок:
173. Автор упомянул девять (9) конкретизирующих элементов. Какое мнение является наиболее верным относительно "чувств", "разума" и "единогласного мнения" – действительно ли они являются конкретизирующими элементами? Упомяни примеры.
174. Мы упомянули о том, что "частный контекст" является одним из элементов конкретизации. Ставится ли условием этого то, чтобы этот частный контекст приходил позже общего? И как поступать, если неизвестно, какой из них был ниспослан раньше, а какой позже? Упомяни мнения и правильное из них.
175. Может ли Коран конкретизировать Сунну?
176. Является ли "понимаемое из контекста" (мафхум) элементом конкретизации?
177. К какому выводу мы пришли относительно "действия пророка", и "оставления действия им", и его "молчаливого одобрения" – являются ли они самостоятельными конкретизирующими элементами? Упомяни примеры.
178. Является ли "слово сподвижника" конкретизирующим элементом? Упомяни пример.
179. Является ли аналогия, выведенная на основании частного контекста, конкретизирующим элементом? Упомяни мнения, правильное из них, и пример.
26-ой урок:
180. Может ли общность быть конкретизирована до одной единицы?
181. Имеет ли общность, которая остается после конкретизации, силу довода, или же теряет ее полностью? Упомяни пример.
182. Чем "исключение" отличается от "конкретизации", и чем оно отличается от "аннулирования"?
183. Каково правильное мнение относительно слов автора: "условие исключения – его непрерывность"?
184. Автор упомянул о том, что одним из условий "исключения" является то, чтобы оно совершалось из родового понятия. Правильно ли его слово? Упомяни пример.
185. Как поступать, если исключаемое равняется половине того, из чего исключают, а если более половины, а если менее? А как быть, если будет сказано: "Я обязан десять, кроме десяти"?
186. Если исключение приходит после сразу нескольких предложений, является ли оно относящимся ко всем из них, или только к самому ближнему? Упомяни мнения, аргументацию, правильное из мнений, и пример.
187. Что значат слова автора: "исключение из утверждения – отрицание, а из отрицания – утверждение"? Мы упомянули, что этот вопрос имеет отношение к вопросам идеологическим. Упомяни пример.
188. Мы сказали о том, что слова автора: "исключение из отрицания – утверждение" – не касаются "условий", т.к. их исключение не указывает на утверждение. Что значат эти слова? Упомяни пример.
27-ой урок:
189. Сказал автор: "неограниченный контекст – это то, что включает в себя что-либо одно, без конкретизации этого одного, но с точки зрения сущности, объемлющей его род". Разъясни каждый элемент этого определения.
190. Какой формой выражается "неограниченный контекст"?
191. Мы говорили о том, что "ограничительный элемент" может быть "описанием", "условием" и "пределом". Как это понять?
192. В каких ситуациях может выражаться ограничение неограниченного, в зависимости от единства причины и постановления и их различия?
193. Сказал автор книги: "если у нас имеется два ограничительных элемента, то мы берем самый подходящий из них". Мы же говорили: "Если же оба они не являются близкими, то не произойдет ограничения по единогласному мнению". Как все это понять? Упомяни примеры.
194. Что значат слова Абу аль-Хаттаба аль-ханбали: "Ограничение неограниченного подобно конкретизации общего. Последнее позволительно на основании аналогии, проведенной относительно частного контекста, то же самое касается и первого".
195. Может ли одно и то же слово быть одновременно и неограниченным и ограниченным?
196. Мы говорили о том, что неограниченность и ограничение могут иметь место лишь в приказах и сообщениях. Бывают ли они в отрицании и запрете?
28-ой урок:
197. Сказал автор: "Приказ – это требование действия словом так, что требующий выше того, у кого требуют по положению". Разъясни каждый элемент этого определения. И есть ли разница между "исти'ля" и "'улю"?
198. Есть ли у "приказа" какая-либо форма? Кто противоречил в этом вопросе и почему?
199. Упомяни формы приказа.
200. Является ли желание выполнения приказанного условием действительности приказа? Кто противоречил приверженцам Сунны в этом?
201. Что несет за собой ни с чем не связанный приказ – обязательность, желательность или разрешенность? Упомяни разногласие, доводы и правильное мнение.
202. Есть ли разница между постановлениями и адабами в том, что приказ в них указывает на обязательность?
203. На что указывает приказ после запрета? Упомяни разногласие, доводы и правильное мнение.
204. Указывает ли ни с чем не связанный приказ на необходимость его многократного выполнения? Упомяни разногласие, доводы и правильное мнение.
29-ый урок:
205. Указывает ли ни с чем не связанный приказ на необходимость его немедленного выполнения?
206. Нуждается ли восполнение обязательного действия после упущения его времени в дополнительном приказе?
207. Указывает ли должное выполнение приказа на то, что оно засчитано? И может ли быть засчитанность без награды, и, наоборот?
208. Если человек выполнил приказанное должным образом, отменяет ли это обязательность восполнения? Или отмена этого требует дополнительного довода?
209. Касается ли приказ пророку, или приказ пророка кому-либо из сподвижников – только того, кому приказывают, или касается всей общины, если в этом приказе нет указания на обособленность? Является ли разногласие в этом вопросе существенным или лишь словесным?
210. Касается ли приказ того, кто отсутствует?
211. Возможно ли направление приказа к тому, о ком заранее известно, что он не способен выполнить этого приказа?
212. Что значат слова автора: "приказ – это запрет ему противоположного в смысле"? Мы указали на то, что автор высказал эту фразу, как опровержение аш'аритам. В чем заключается суть опровержения?
30-ый урок:
213. Давая определение "запрету", автор сказал: "это требование оставить…", мы же сказали, что если бы автор сказал: "это требование удержаться…", то это было бы лучше. Почему?
214. Какой формой выражается запрет? Является ли запретом слово: "Оставь!"?
215. Мы упомянули сразу несколько вопросов, вытекающих из слов автора: "каждый вопрос относительно приказа имеет подобный вопрос относительно запрета, но, наоборот". Упомяни эти вопросы.
216. Какова аргументация тех ученых, которые относительно вопроса: "несет ли запрет недействительность", говорят: "это касается лишь поклонений и не касается взаимоотношений". А также, какова аргументация Абу Ханифы, который в этом вопросе говорит: "запрет несет за собой действительность", а также говорят философы: "не несет за собой ни действительности, ни недействительности"?
217. Автор указал на то, что первый вид "мафхума" – это "далялат уль-иктида" (необходимое сокрытие). Упомяни истинную сущность этого вида "мафхума".
218. Что значат слова автора: "далялат уль-иктида" – это "необходимое сокрытие", которое нужно для утверждения правдивости говорящего, или чтобы высказанное шариатом было осуществимым, или потому что на это указывает разум"? Упомяни примеры этому.
219. В вопросе того, когда возможны различные предположения в том, о чем умолчено в контексте, ученые разошлись на несколько мнений. Упомяни эти мнения.
31-ый урок:
220. Что такое "аль-има" и "аль-ишара"? Какая между ними разница с точки зрения арабского языка и терминологии? Приведи примеры.
221. Что такое "мафхум уль-муафака" ("соответствующее понимание", которое еще носит название "ат-танбих")? Приведи его определение, виды и примеры.
222. Можно ли сказать, что "мафхум уль-муафака" – это один из видов аналогии (кыяс), или все же он из раздела "того, что понимается из слова сравнением"? И какая разница между этими двумя мнениями?
223. Можно ли сказать, что указание "мафхум уль-муафака" всегда "однозначное" и "категоричное", или оно может быть также и "предполагаемым"?
224. Что такое "мафхум уль-мухаляфа" ("противоположное понимание", которое еще носит название "далиль уль-хытаб")? Приведи ему пример. И является ли он доводом или нет?
225. Какова аргументация Абу Ханифы и некоторых философов, которые отвергали силу довода "мафхум уль-мухаляфа"?
226. Почему эти виды "мафхумов" названы таким образом – "муафака" и "мухаляфа"?
32-ой урок:
227. Автор упомянул первый вид "мафхум уль-мухаляфа" – "мафхум уль-гая" ("понимание, которое достигается из установления предела в контексте посредством частиц "до" (иля) и "до тех пор, пока" (хатта)). Упомяни примеры. И является ли этот вид "мафхум уль-мухаляфа" доводом или нет?
228. Какова аргументация тех, кто отрицал силу довода "мафхум уль-гая"?
229. Что такое "мафхум уш-шарт" ("понимаемое из обусловливания")? Приведи примеры. Является ли этот вид мафхума доводом?
230. Что такое "мафхум ут-тахсыс" ("понимаемое из конкретизации")? Приведи примеры. Является ли этот вид мафхума доводом?
231. Что такое "мафхум ус-сыфа" ("понимаемое из описания")? Приведи примеры. Является ли этот вид мафхума доводом? Какова аргументация тех, кто отвергает силу довода этого вида мафхума?
232. Какая разница между "мафхум ут-тахсыс" и "мафхум ус-сыфа"?
233. Что такое "мафхум уль-'адад" ("понимаемое из числа")? Приведи примеры. Является ли этот вид мафхума доводом?
234. Что такое "мафхум уль-лякаб" ("понимаемое из наименования")? Приведи примеры. Является ли этот вид мафхума доводом?
235. Мы упомянули целую группу условий для того, чтобы "мафхум уль-мухаляфа" было действительным. Упомяни их.
236. Может ли "мафхум" быть аннулированным?
33-ий урок:
237. Автор упомянул определение "насха" (аннулирования), сказав: "Это поднятие постановления, которое было установлено предыдущим обращением шариата, посредством более позднего обращения". Разъясни каждый элемент этого определения.
238. Автор упомянул определение "насха" (аннулирования) у му'тазилитов, сказав: "Это обращение, указывающее…", затем раскритиковал данное определение. В чем суть критики?
239. Возможно ли аннулирование постановления до того, как люди оказались способными его выполнить?
240. Является ли добавка к контексту аннулированием или же ограничением неограниченного контекста?
34-ый урок:
241. Возможно ли аннулирование без прихода нового, заменяющего постановления?
242. Возможно ли аннулирование постановления более тяжелым, мягким, равным постановлениями?
243. Что значат слова автора: "И нет аннулирования, пока оно не дойдет до людей"?
244. Каково окончательное решение в вопросе: "возможность аннулирования с точки зрения аннулирующего элемента"?
245. Возможно ли аннулирование на основании аналогии (кыяс)?
35-ый урок:
246. Возможно ли единогласное мнение после века сподвижников?
247. Способно ли единогласное мнение поднять прошлое разногласие?
248. Необходимо ли считаться со словом таби'ина, который высказал его во времена сподвижников?
249. Считается ли единогласное мнение состоявшимся, если есть противоречие от одного или двух ученых?
250. Является ли единогласие ученых Медины доводом? Упомяни подробный разбор этого вопроса.
251. Является ли уход века муджтахидов (инкирад уль-'аср) условием образования единогласного мнения?
252. Можно ли высказать третье мнение в том вопросе, в котором от сподвижников передается лишь два мнения?
253. Является ли "молчаливое" единогласное мнение доводом?
254. Может ли единогласное мнение быть образованным на основании иджтихада ученых, а не контекста?
255. Что значат слова автора: "Опираться на наименьшее из того, что было сказано, не является единогласным мнением"? Является ли это его слово верным?
256. Считается ли за единогласное мнение – единогласие четырех праведных халифов?
36-ой урок:
257. Дай определение "истисхаба" в арабском языке и терминологии.
258. Мы упомянули о том, что "истисхаб" бывает четырех видов. Приведи их вместе с их разъяснением и приведением примеров.
259. Является ли "истисхаб" полноценным, самостоятельным доводом?
260. Можно ли выносить фетву, опираясь лишь на "истисхаб"?
261. Является ли "шариат тех, кто был до нас" доводом в нашем шариате? Упомяни именно ту грань вопроса, в которой есть разногласие. Приведи мнения, доводы, и правильное из них.
37-ой урок:
262. Является ли "слово сподвижника" доводом, если не известно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил ему? Упомяни именно ту грань вопроса, в которой есть разногласие. Приведи мнения, доводы, и правильное из них.
263. Как поступать, если сподвижники разногласили в каком-либо вопросе?
264. Дай определение "истихсана" в арабском языке и терминологии.
265. Исходя из терминологического определения "истихсана", мы поняли, что в нем обязательно наличие двух элементов. Что это за элементы?
266. Приведи примеры на "истихсан".
267. Можно ли сказать, что "истихсан" – это не что иное, как аналогия (кыяс)?
268. Является ли "истихсан" доводом? Ответь, исходя из различных определений, которые привел автор книги.
38-ой урок:
269. Почему ученые назвали "масляха мурсаля" словом "мурсаля"?
270. Назови 6 чрезвычайно важных явлений, для сохранения и заботы о которых, пришел шариат.
271. Упомяни разногласие в вопросе: "является ли масляха мурсаля доводом"? Приведи доводы обеих сторон.
272. Те, которые сказали о том, что "истислах" является доводом, указали на то, что это только при соблюдении некоторых условий. Что это за условия?
273. Что значит деление "истислаха" на "вынужденный" (дарурий), "необходимый" (хажий) и "дополнительный" (тахсиний)? Приведи примеры.
39-ый урок:
274. Дай определение "кыяса" (аналогия) в арабском языке и терминологии.
275. В чем суть критики следующего определения кыяса: "кыяс – это утверждение постановления основы в ответвлении, из-за их единства в причине"?
276. Является ли кыяс самостоятельным доводом, или это не что иное, как действие муджтахида?
277. Упомяни некоторые ошибки тех, кто совершает кыяс, а также тех, кто его отвергает.
278. Какова аргументация тех, кто отвергает кыяс? Назови имена некоторых из тех, кто отвергает кыяс.
279. Является ли иджтихад кыясом, и, наоборот?
280. Позволительно ли поклонение Аллаху на основании кыяса, исходя из шариата и разума? И почему?
281. Применяется ли кыяс в вопросах "шариатских наказаний" и "искупительных действий"?
282. Применяется ли кыяс в причинах?
40-ой урок:
283. Можно ли сказать, что "мафхум уль-муафака" – это один из видов кыяса? И можно ли сказать, что "мафхум уль-муафака" всегда бесспорный довод?
284. Сказал автор: "и присоединение в кыясе бывает двумя путями" – что это за пути?
285. Автор упомянул обязательное условие "основы" в кыясе, исходя из науки основ фикха. Что это за условие? Приведи некоторые примеры.
286. Автор упомянул обязательное условие "основы" в кыясе, исходя из науки основ полемики. Что это за условие? Достаточно ли утверждение "основы" контекстом, или, в любом случае, необходимо согласие противной стороны?
41-ый урок:
287. Сказал автор: "Объединяющая причина – это то, что приводит к утверждению постановления. Она бывает шариатским постановлением, или случайным описанием, или влияющим описанием, а также простым элементом, и сложно-составным элементом, может быть действием, также отрицанием и утверждением, может быть соответствующей, а может быть и несоответствующей". Разъясни каждую фразу этого предложения.
288. Сказал автор об объединяющей причине: "Ее может и не быть на месте постановления". Что значат его слова?
42-ой урок:
289. Какие еще названия объединяющей причины дал автор?
290. Что такое "тахкык уль-манат", "танкых уль-манат" и "тахриж уль-манат"? Какая разница между этими понятиями?
43-ий урок:
291. Что означают слова автора: "Если причина представляет собой существующее описание, явное, четкое, соответствующее, воспринятое к вниманию, постоянно работающее, переходящее на иные предметы, то это действительно причина, так, что нет разногласия в утверждении постановления на ее основе"? Откуда взяли ученые по основам фикха эти условия?
292. Разъясни – что значит то, что причина является "описанием"? Что в это входит, и что этим исключается?
293. Может ли отсутствующее описание быть причиной для утвержденного или отрицаемого постановления?
44-ый урок:
294. Что значит то, что причина должна быть "явной" и "четкой"?
295. Что значит то, что причина должна быть "соответствующей", а не "случайным описанием"?
296. Что такое "аль-иттирад" и "аль-ин'икас"? И является ли "аль-иттирад" обязательным условием работы "причины"?
297. Каковы причины отсутствия "иттирада причины"?
45-ый урок:
298. Что значит "аль-'илля аль-касыра" и "аль-мунасиб уль-гариб"? Какая разница между ними? Упомяни примеры.
299. Может ли причина шариатского постановления сама быть шариатским постановлением? Упомяни разногласие в этом вопросе, с приведением аргументации обеих сторон. Упомяни верное мнение.
300. Является ли "аль-ин'икас" обязательным условием работы "причины"?
301. Можно ли обусловливать шариатское постановление сразу двумя причинами в одно время или относительно одного и того же явления или предмета?
46-ой урок:
302. В том случае, когда постановление явления установлено контекстом – устанавливается ли оно на основании самого контекста или на основании причины?
303. Ограничиваются ли описания (составные элементы) "причины" каким-либо количеством?
304. Сказал автор: "И для установления "причины" имеется три больших пути"? Упомяни их, в общем.
305. Сказал автор: "Один из путей установления причины – контекст, так, что он либо указывает на нее явно, говоря: "причина постановления в том-то", или же посредством инструментов…". Что значат эти слова? Упомяни эти самые инструменты, приведя примеры.
306. Сказал автор: "Один из путей установления причины – контекст, так, что он указывает на нее намеком и обращением внимания…", затем упомянул 7 путей этого. Упомяни их.
47-ой урок:
307. Автор упомянул о том, что второй дорогой установления причины постановления является "единогласное мнение". Что это значит? Приведи пример.
308. Что означают слова автора: "Третий путь установления причины – ее выведение, либо по соответствию…"?
309. Является ли обязательным то, чтобы соответствие было источником мудрости постановления?
310. Что такое "мунасиб уль-мутлак", "мунасиб муляим" и "мунасиб уль-гариб"?
48-ой урок:
311. Что такое "сабр уа таксим", который является одним из путей установления причины посредством ее выведения"?
312. Является ли "масляк уш-шабах" правильным путем для выведения причины? Вспомни некоторые примеры этому.
313. Является ли "установление отсутствия всякой разницы между основой и ответвлением, кроме как в том, что не влияет на постановление" – правильным путем для выведения причины? И почему?
314. Почему "отсутствие того, что аннулирует описание" является неверной дорогой для установления причины? И какая разница между этой дорогой и дорогой "тарда"?
315. Является ли "дауаран" верной дорогой для установления причины, или же является дорогой неверной?
49-ый урок:
316. Что является верным в словах автора: "Наличие равного или превышающего вреда в описании – некоторые сказали: аннулирует соответствие причины, а некоторые сказали: нет"?
317. Автор передал слова ан-Наззама: "Уравнивание основы и ответвления в постановлении на основании причины, указанной в контексте, производится, опираясь на общность слова, а не на кыяс". Является ли это слово ан-Наззама верным? Упомяни мазхабы ученых в этом вопросе.
318. Что такое "кыяс уль-'илля" и "кыяс уд-даляля"?
319. Разъясни вопросы, которые мы упомянули при разборе понятия "кыяс уш-шабах".
320. Что такое "кыяс ут-тард"?
321. Автор упомянул о том, что отрицание может быть "случайным" и "основополагающим". Какие виды кыяса могут протекать относительно этих двух видов отрицания?
322. Сказал автор: "И ошибка может возникнуть при проведении кыяса с 5 сторон". Упомяни эти пять сторон с приведением примеров.
50-ый урок:
323. Дай определение "истидляля" в арабском языке и терминологии.
324. Что представляет собой "бурхан уль-и'тиляль"? Мы говорили, что он схож с одним из видов кыяса – с каким?
325. Что представляет собой "бурхан уль-истидляль"?
326. Автор упомянул о том, что "бурхан уль-истидляль" может выражаться либо по особенному свойству какого-либо предмета или явления, либо по итогу и результату. Что это значит? Упомяни примеры.
327. Автор упомянул о том, что "бурхан уль-истидляль" может выражаться в приведении довода на предмет по схожему с ним предмету. Затем указал на то, что это может быть 4 видов – упомяни их.
328. Что такое "бурхан уль-хальф"? Почему он носит такое название? Каковы его виды?
329. Автор упомянул еще сразу несколько видов "истидляля" – вспомни их с приведением примеров.
51-ый урок:
330. Какая разница между порядком доводов (тартиб) и их предпочтением друг перед другом (таржих)?
331. С чего мы начинаем при исследовании доводов – с Корана и Сунны или же с единогласного мнения? Какова аргументация тех, кто начинает с единогласного мнения?
332. Каков порядок доводов (тартиб) при их исследовании?
333. Как поступать при противоречии доводов друг другу?
334. Правильны ли слова автора, который сказал: "противоречие (та'аруд) – это абсолютная взаимная несовместимость (танакуд)"?
335. Сказал автор: "Если же объединение возможно, как, например, указать на то, что один довод касается одной ситуации, а второй другой, или один касается одного времени, а второй другого, - то необходимо объединять". Упомяни примеры на это.
336. Упомяни вопросы таржиха (предпочтения) по иснаду, которые мы упоминали.
337. Упомяни вопросы таржиха (предпочтения) по матну, которые мы упоминали.
338. Упомяни вопросы таржиха (предпочтения) по посторонним явлениям (т.е. не по иснаду и не по матну), которые упомянул автор.
339. Упомяни вопросы таржиха (предпочтения), которые касаются кыяса и причин кыяса.
52-ой урок:
340. Упомяни условия муджтахида.
341. Является ли религиозность обязательным условием муджтахида?
342. Является ли условием муджтахида то, чтобы он был выучившим Книгу Аллаха?
343. Возможен ли частичный иджтихад (в одной из областей наук)?
344. Было ли разрешено сподвижникам совершать иджтихад во времена посланника Аллаха?
345. Было ли разрешено пророку совершать иджтихад? Случалось ли такое на практике?
346. В каждом вопросе истина одна или несколько?
347. Является ли верным слово о том, что представитель иной религии, если он искал Истину и приложил при этом все свои усилия, но не понял истинности Ислама, что он оправдан? Какой довод на правильность или неправильность этих слов?
348. Как поступать муджтахиду, – если все доводы равны в его глазах, и он не может познать Истину в вопросе – давать фетву или удержаться?
349. Что значат слова автора: "И муджтахид не может передавать от самого себя сразу два мнения одновременно"?
350. Имеет ли право муджтахид делать таклид в тех вопросах, в которых он не способен найти Истину?
351. Имеет ли право муджтахид делать таклид, если считает, что Истина в этом вопросе наверняка такая то, но до убежденности дойти не может?
53-ий урок:
352. Каковы условия абсолютного муджтахида?
353. Кто такой – "муджтахид мунтасаб" (муджтахид, приписанный к мазхабу)? Каких видов бывает эта категория муджтахидов?
354. Если муджтахид выдал фетву в каком-либо вопросе, и указал на причину своего решения, переносится ли этот его ответ также и на другие подобные вопросы, в которых он не высказал своего мнения? И что значат слова автора: "Также нельзя переносить его постановления перекрестным перенесением в похожих вопросах"?
355. И какое мнение приписывается муджтахиду, если от него передается сразу два мнения по одному вопросу?
356. Считается ли таклидом следование за словом пророка или за единогласным мнением?
357. Разрешено ли представителю простолюдов делать таклид в вопросах основ и ответвлений?
358. Верны ли эти слова: "даже простой человек (не муджтахид) обязан исследовать доводы в вопросах ответвлений"? Кто высказал такие слова?
359. Может ли человек задать религиозный вопрос тому, кто неизвестен своим знанием или известен своим незнанием?
360. Если в одном городе сразу несколько муджтахидов, то кому должен задать вопрос простой человек? И как он должен поступать, если задал вопрос нескольким муджтахидам, но они дали разные ответы?
И ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ.

Приложенные файлы

  • docx 805928
    Размер файла: 67 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий