Концепция личности и противоречия человеческого сознания в рассказах И.А. Бунина «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Петлистые у..

Рассказ «Легкое дыхание» посвящен вечным проблемам - красота и смерть, любовь и разлука, свобода и необходимость.
Основной композиционный принцип рассказа - контраст. С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция.
С самого начала возникает двойственное ощущение: грустное, пустынное кладбище, серый апрельский день, голые деревья, холодный ветер “звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”, “крепкого, тяжелого, гладкого”, а на кресте “фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской.
Бунин создает сложную композицию - от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и его истокам.
Автор выразительно передает странную логику поведения Оли. Кружение по жизни: на балах, на катке, в гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. “Она совсем сошла с ума”, - говорят о ней; “я совсем сошла с ума”, - говорит она.
Трагизм судьбы девушки во многом предопределен однообразием и бездушностью ее окружения. Вокруг нее на редкость равнодушные люди, цепь которых замыкается последним звеном - “классной дамой”.
Олино внутренней горение неподдельно и могло бы вызвать большое чувство. Если бы не безумное порхание по жизни, не примитивное представление о счастье, не пошлое окружение. Автор раскрывает не только красоту девушки, но и ее не развившиеся духовные возможности. Они, по мнению писателя, не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.
В финале рассказа Оля говорит своей подруге, что прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины. Она действительно обладала легким, естественным дыханием - жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных.
Теме любви посвящены многие произведения И.А.Бунина и весь цикл рассказов "Темные аллеи". "Все рассказы этой книги только о любви, о ее "темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях", - писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она - озарение, "солнечный удар", нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется ("Старый порт"), и где томится не узнанная ("Ида"), и где переходит в страсть ("Убийца"). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека - но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться - и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть "Митина любовь" кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
Рассказы цикла “Темные аллеи” образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.



Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь. Название “Темные аллеи” взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ “темных аллей” пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов. Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”. Любовь это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться! В “Темных аллеях” мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив. Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства. Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин. Книга “Темные аллеи” это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин. Главное все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России. Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман. Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее (“Таня”); скоротечные дачные увлечения (“Зойка и Валерия”); краткий однодневный роман (“Антигона”, “Визитные карточки”); страсть, доводящая до самоубийства (“Галя Ганская”); простодушная исповедь малолетней проститутки (“Мадрид”). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа “Холодная осень”, потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное “ненужный сон”. Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании. И. А. Бунин в цикле рассказов “Темные аллеи” сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества Любовь.
Анализ рассказа И. Бунина "Лёгкое дыхание"
Человек - повод к взрыву.
(Почему вулканы взрываются?).
Иногда вулканы взрываются сокровищами.
Дать взорваться - больше, чем добыть.
М. Цветаева.
Начиная писать это сочинение, ставлю перед собой цель разобраться, почему люди неординарные, необычные, люди, "взрывающиеся сокровищами", остаются непризнанными, отвергнутыми обществом. Оля Мещерская - из таких людей. Излучая негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость, она у одних вызывала зависть, у других - неприязнь. Хотя все эти люди, как мне кажется, в глубине души восхищались её беззаботностью, смелостью, восхищались её судьбой, поведением, её безудержным счастьем. Несомненно, личность Оли Мещерской, её характер и образ жизни неоднозначны. С одной стороны, эта сильная личность живёт без страха быть непонятой. Но с другой стороны, Оля не в силах противостоять обществу, она не выдерживает этой жестокой борьбы с предрассудками, "моральными устоями", которые создаёт толпа, серая и безликая масса людей, не имеющих индивидуальности, не имеющих собственной жизни, осуждающих даже попытки жить так, как нравится. "Она ничего не боялась - ни чернильного пятна на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена", - вот чем стоит восхищаться! Вот чему стоит завидовать! Редкий человек сможет так безбоязненно вести себя, не задумываясь о последствиях, делая всё искренне и легко. Все её слова, действия (то есть поступки) - всё это шло от чистого сердца. Она жила сегодняшним, не боясь будущего, по-настоящему получая удовольствие от жизни. Если честно, я завидую! Я, наверное, не смогла бы так жить, так беспечно вести себя, да и мало кто смог бы. В этом и состоит уникальность Оли, её индивидуальность, такая судьба как подарок, ею надо гордиться. Идея рассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества и светлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской. Здесь и конфликт межличностный: "пошли толки, что она (Оля) ветрена, не может жить без поклонников" Общество не принимало поведение Оли, потому что оно выходило за его рамки, Оля же, в свою очередь, возможно, даже с излишней лёгкостью относилась к повышенному вниманию окружающих. Всякий раз недооценивая противника, человек обречён на поражение в борьбе. Здесь же, в "Лёгком дыхании", конфликт двух миров находит отражение и в пейзаже: с одной стороны, "апрель, дни серые; холодный ветер звенит венком у подножия креста", а с другой - медальон, в котором "фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами". И эта лёгкость, радость, живость повсюду. Читая рассказ, заражаешься той кипящей, бурлящей энергией Оли, тебя словно пронизывают биотоки, посылаемые гимназисткой Мещерской: "изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз", "Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой", "сияя глазами, побежала наверх", "глядя на неё ясно и живо", "так легко и грациозно, как только она одна умела", "просто, почти весело ответила Мещерская". Олина беззаботность и желание знать всё завели её в тупик. В этом и состоит главное противоречие: живя своей судьбою, Оля открывала для себя новый мир, но в то же время, желая всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, она безнадёжно теряла своё детство, юность, молодость. Слишком рано она познала пошлую сторону любви, так и не разгадав тайну романтического чувства. Лишь позже, осознав это, а точнее сказать, почувствовав страх, разочарование и стыд, возможно, первый раз в жизни, Оля испугалась: "Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.." Только сейчас становится понятно, насколько Оля слаба. Она не в состоянии бороться. Спустившись с небес на землю, она испугалась. И единственный возможный для неё выход из этого положения - смерть. Оля хорошо это понимала. Я считаю, смерть стала закономерным итогом её безрассудного поведения. Множество вопросов возникает, когда вновь и вновь перечитываешь текст. Малютин и этот казачий офицер, убивший Олю, - это одно лицо или нет? А женщина, которую мы видим у могилы Мещерской в конце рассказа, и начальница? Однозначно ответить трудно. Ясно одно: в принципе, и неважно это, потому как эти люди представляют собой толпу, и совсем не обязательно знать, кто они такие, ведь все они, по сути, одинаковы. Единственный яркий образ в рассказе - Оля Мещерская, и её Бунин рисует нам во всех подробностях, ибо таких людей, как она, - единицы. "Теперь Оля Мещерская - предмет её неотступных дум и чувств", - речь идёт о поклонении классной дамы Оле как идеалу. За счёт таких людей существует мир: они дарят окружающим ту энергию, ту лёгкость, которой недостаёт миру простых смертных. Хоть эти люди слабы и неспособны противостоять как своим страстям, так и презрению окружающих, такие, как Оля, проживают отведённое им время с достоинством, в удовольствии. И даже одна такая человеческая судьба, я считаю, способна перевернуть весь мир, что никогда не сможет сделать безликая толпа. Гимназистка Оля, молодая девушка, которая только начинала жить, оставила глубокий след в душе каждого, знавшего её историю. За короткий период своей жизни она смогла сделать то, что многим не удаётся за всю жизнь: она выделилась из толпы. "Но главное, знаешь ли что? Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?" Конечно, у неё была эта лёгкость, которую она дарила всем. "Возможно ли, что под ним (под фарфоровым венком) та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте..?" Конечно, нет, в земле похоронено лишь тело, но жизнь Оли, её улыбка, чистый взгляд, лёгкость навсегда останутся в сердцах людей: "Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре". Такие люди бессмертны, ибо они дарят жизнь другим, жизнь полноценную, настоящую, неподдельную. Так почему же Оля была отвергнута обществом? Ответ один: зависть. Все эти безликие существа завидовали ей "чёрной завистью". Понимая, что они никогда не станут ТАКИМИ, как Мещерская, люди сделали её изгоем. Упрямая толпа не хотела принимать что-либо, не вписывающееся в её рамки. Но главная беда таких, как Оля, не в этом. Они просто, живя своей жизнью, совершенно забывают про жестокую реальность, которой ничего не стоит сломать все их мечты, радости, всю их жизнь. Но тем не менее я восхищаюсь Олей Мещерской, её талантом жить красиво, неправильно, но интересно, мало, но ярко и легко!!! Жаль, что лёгкое дыхание встречается нечасто.
Трактовка проблемы зла в рассказе Бунина «Петлистые уши»
Совершенно новая для русского культурного сознания трактовка проблемы зла представлена в рассказе «Петлистые уши». Произведение Бунина полемически противопоставлено взгляду на эту проблему [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Б отличие от подавляющего большинства бунинских персонажей, 13 LINK "http://soshinenie.ru/" \o "школьные сочинения по русской и
зарубежной литературе" 14герой15 «Петлистых ушей» Соколович имеет осознанную философию, опираясь на которую он совершает поступок. Может показаться, что это сближает его, например, с Раскольниковым. Но при более пристальном взгляде становится очевидным коренное отличие Соколовича от героев Достоевского и героев других писателей-реалистов XIX века. В. Я. Линков в этой связи замечает следующее: «Действия Раскольникова порождены мыслью, хотя и ошибочной; последняя, в свою очередь, коренится в особенностях эпохи - и духовных, и социальных, и экономических. В «Преступлении и наказании» мы видим сложное взаимодействие в личности героя различных всеобщих сил, индивидуальных особенностей и человеческой природы. Мы видим полную динамики внутреннюю борьбу».
Соколович отличается полным отсутствием какой бы то ни было подвижности внутренней жизни, какой бы то ни было внутренней борьбы. Единственная сила, побуждающая его к поступкам, заключена в страсти к убийству. Важно подчеркнуть, что мировоззрение героя никак не обусловлено историческими причинами - особенностями социальной среды, воспитания и т. п. Писатель полностью подчиняет сознание своего героя биологическим, неизменным свойствам человеческой натуры. В работе над текстом рассказа Бунин, как и Достоевский, стремился к обобщениям всечеловеческого масштаба, что ставит рассматриваемые в нем проблемы на уровень проблем Достоевского. Но, по мысли Бунина, вся история человеческой цивилизации - философии, религии, искусства, повседневной жизни - свидетельствует о неизменной жестокости человека. В своей обвинительной речи Соколович смешивает времена и страны, революционеров, царей и уголовников, настаивая на присущей всем и во все времена страсти убивать, не испытывая раскаяния. Демонстративный антиисторизм Бунина привел его к искажению гуманистической концепции Достоевского, который, как он считал, был склонен идеализировать человека.
Однако Достоевский, как известно, никогда не утверждал, что всякое убийство порождает муки совести. Достаточно вспомнить его Орлова из «Записок из Мертвого дома», который с откровенным презрением реагировал на любые попытки вызвать в нем хоть малейший намек на раскаяние. Существо расхождения взглядов Достоевского и Бунина в их истолковании природы человека заключается в следующем. Великий русский реалист создал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и концепцию человека свободного, выбирающего для себя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или «подвиг добра» и потому полностью ответственного за свои поступки и действия. В мире Бунина свободы нет. Его герой неизменен в своей внутренней сущности, полностью подчинен биологической природе и может быть только убийцей. Соколович - патологическая личность, поэтому он неответствен ни перед нравственными, ни перед юридическими законами. Рассказ «Петлистые уши» дает понимание того, что Бунин стремился противопоставить приемам типизации в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] XIX века. В его герое усилены некоторые неизменные свойства, присущие людям во все времена и совершенно не подвластные их воле.
Анализируя художественный мир бунинской прозы, мы видим тонкую поэтизацию им множества героев, которые предстают воплощением добра, света, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и красоты. Но все они действуют под влиянием некоего общего онтологического закона существования, не контролируемого ни разумом, ни нравственным чувством. Тотальная несвобода человека у Бунина делает невозможным любое этическое суждение о его действии и снимает с героя нравственную и этическую ответственность за совершенные поступки. « У Бунина этика не имеет глубоких оснований в человеческой природе: счастье, радость, страх смерти независимы от нее. А такая область человеческих чувств, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],- совершенно вне этических норм и требований, в произведениях Бунина ценится только сила и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] самого чувства». Сфера же идей и исторического движения оказывается вне мира писателя, как лишенная красоты, поэзии и смысла.


ЂЂgoogle_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);шђ Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 7272234
    Размер файла: 66 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий