ЧУДЕСА ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА Фольклорный празд..

ЧУДЕСА ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА
Фольклорный праздник-рассказ
Цель:
познакомиться с бытом и жизнью наших предков.
Оформление:
на сцене интерьер русской избы: печка, колыбель, прялка, сундук.
Одна девушка качает колыбель, другая прядет на прялке, маленький мальчик «спит» на сундуке.
Выходит ведущий в национальном костюме.
Ведущий: Мы назвали свой праздник именно так, чтобы хоть на время оказаться в прошлом, еще глубже познать быт и жизнь наших предков. Поможет мне в моем рассказе фольклорный коллектив «Берегиня».
Выходит ансамбль с песней .
Ведущий:
За печкою невидимый сверчок. И мне сверчка уже привычно пенье. А рядом с печкой мамин сундучок. В том сундучке все мамино именье. Хранится в нем цветастый сарафан И для косы нехитрые уборы. Для них давно удел особый дан Напоминать девическую пору.
Сундук в прошлом это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спади... Если соседи зайдут разговором потешиться тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В нем хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье приданое, одежда к празднику, одежда для последнего обряда...
И снова память воскрешает
Былую Русь с одеждой той:
Рубахи, сарафаны проступают
В картинах древности седой.
Звучит мелодия русской народной песни «Красный сарафан».
На фоне мелодии демонстрируется старинная одежда.
Ведущий: Традиционной крестьянской одеждой у женщин были длинные нижние рубахи, называемые по-разному: за-локотницы, грибанки, станушки (от слова «стан»), сарафан-клинник, на голове лента золотого шитья вязка, связка. Это для праздника. А для работы, кроме станушки, холщовая юбка.
У мужчин на все случаи жизни одна одежда рубахи да порты.
Излюбленными цветами были белый и красный. Красный цвет считался распространенным средством против сглаза и играл роль оберега от злых сил и несчастий. Этим же объясняется размещение вышивки: она располагалась в тех местах, где заканчивалась одежда по подолу, вороту, манжетам, а также на плечах. Одежда была в основном холщовая.

Ведущий открывает сундук и достает оттуда холстину. Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочна.

Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно: полоть, дергать, стлать, трепать...
Русская народная песня «Научи-ка меня, мать» с имитацией действий, о которых говорится в тексте.
Ведущий: Парни подшучивали над девчатами, сеявшими лен. А девчата не оставались пред ними в долгу. Может, так и появилась эта песня.
Песня «Пахал Захар огород».
Ведущий: Кто заленится, того «воробьем» прозовут. И до чего тот хитер притворится больным, лишь бы на работу не
идти!
Игровая песня «Дома ли, кума, воробей?».
Ведущий:
Основной обувкой в будни и в праздники были лапти.
Ведущий достает из сундука лапти
О Боже мой, какие были лапти...
Какие лапти были у меня!
Их сплел отец и спрятал на полати
За хомуты до праздничного дня.
Я их берег, я примерял украдкой,
Они светились, пахли, как цветы.
Я нюхал. Замирал в истоме сладкой,
А на ночь снова прятал в хомуты.
В наших краях были свои мастера, умевшие плести добротные лапти.
«Лапти плесть раз в сутки есть, а старые ковырять с голоду помирать».
Плетение лаптей одно из самых древних и необходимых для крестьянина дел.
Заранее готовили лыко и колодку по размеру ноги.
С помощью кочедыка лапотного шила вплетали лыко.
Ведущий достает из сундука вещи, о которых рассказывает, и показывает их.
Сплетут один лапоть, вспомнят старую шутку: «Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу оказались!» Просто мастер не перевернул колодку. Надо плести другой лапоть по этой же колодке, не забыв ее перевернуть. Вот отсюда и бытует выражение «Сделаны на одну колодку!»
Ведущий проводит игру «Лапоть».
Девушка бросает лапоть на пол со словами:
«Петя тонет!»
Та, у которой «миленок»
Петя, поднимает лапоть,
но бросает вновь,
называя другое имя.
Если зазевалась и не подняла лапоть,
то лаптем стукают по ноге, приговаривая: «Не зевай!»

Ведущий достает из сундука челнок и веретено.
Ведущий:
Челнок ткацкого станка дружок,
А веретено как к прялке дно.
Они напоминают нам о том, как в долгие зимние вечера садились за прялки, станы...
Русская народная песня «Ой, ниточка...».
Ведущий:
Да, тысяча лет этой пряхе,
А прядей не видно седых.
Работала при Мономахе,
При правнуках будет твоих.
Декабрь сменяется маем,
Цветы окружают жнивье.
Намаешься в поле с серпами...
А прялка поет и поет...
Серп да жатва как сестра с братом.
Ведущий достает из сундука серп.
Отжинки от ржи назывались «стромой».
А мы пойдем в гости ко «строме».
Игровая песня «Кострома».
Ведущий: Излишки товаров везли на ярмарку, приобретая при этом для себя самое необходимое.
Песня «Где ты был, Иванушка?»
Ведущий: А тут наступила пора гуляний, свадеб, игрищ. Девушки прихорашивались и шли на круги водить хороводы.
Хороводная песня «Все мы, девушки, гуляли».
Ведущий: Раз появились девушки, то парни тут как тут. И пошли заигрыши.
Исполняются частушки «Как мы Ваню одевали».
Ведущий: Заканчивая свой рассказ, хочу лишь добавить, что наверное, у многих ваших бабушек до сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи, которые им так же дороги, как и те, что вы видели здесь. А может, ваши сундуки поведают вам другую историю или раскроют новые тайны? Кто знает?
Ведь мама сундучком тем дорожит,
Хотя не все в нем утешенье взгляду:
В том сундучке на самом дне лежит
Одежда для последнего обряда.
... Я снова вижу маму сквозь туман,
У сундучка. Щемящая картина:
В одной руке цветастый сарафан,
В другой как лебедь белая, холстина.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15

Приложенные файлы

  • doc 2482578
    Размер файла: 66 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий