7. Лотман (подлинные культурные ценности)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
В подлинной культуре ничто не умирает.
(12)Может оставаться, как
Пушкина.
(15)Были ведь после смерти ег
о эпохи, когда Пушкин, казалось бы,
необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об
участии Творца, Личности в культурной жизни не тольк
о своего времени.
Культура преодолевает биологическую смерть
и не всегда подчиняется
(31)Непройденные дороги
это не заваленные тоннели, не потерянные
тропы. (32)И
культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную
тропу.(33)История идёт вперёд и будет
идти очень круто. (34)Пушкин,
Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что
то новое, чего мы не
предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся,
очень трудно. (36)Я
думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы ч
асто
оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной
памяти.
Ю.М. Лотману
Основные проблемы
Авторская позиция
1. Проблема подлинных культурных
ценностей. (Что такое подлинные
культурные ценности?)
1. Подлинные культурные ценнос
это
живое явление культуры, потому что в
подлинной культуре ничто не умирает.
2. Проблема участия Личности в
культурной жизни. (Есть ли
незаменимые люди в культуре?)
2. В области культуры, художест
венного
творчества все незаменимы: ненаписанное
произведение останет
ся ненаписанным.
3. Проблема отношения к Пушкину
в разные периоды жизни нашего
общества. (Как относились к
Пушкину в разные периоды жизни
нашего общества?)
3. После смерти Пушкина были эпохи,
когда его произведения переставали
читать,
но потом он снова возвращался, он
не только наше культурное прошлое, но и
отчасти
культурное будущее.
Сочинение
О Ю. М. Лотмане можно говорить долго, перечисляя его звания, титулы,
достижения в науке: выдающийся филолог, культуролог, мыслитель,
икальный специалист в области семиотики
не перечислишь всего.
Хочется с благодарностью вспомнить о нём
о человеке нелегкой судьбы,
истинном интеллигенте, сумевшем перенести жизненные невзгоды, знаковые
повороты судьбы, но остаться личностью. Он безумно
любил Пушкина,
пропагандировал русскую культуру, просто и доступно рассказывал о
многом. В отрывке, предложенном нам для анализа, Ю Лотман поднимает
сложную и актуальную во все времена проблему подлинных культурных
ценностей. Уже в первой фразе он формули
рует главный вопрос, на который
ему предстоит ответить: «Что такое настоящие культурные ценности?»
«Культурные ценности
это живое явление культуры …В подлинной
культуре ничто не умирает»,
так формулируют свою позицию автор.
Лотман доказывает её, при
водя примеры популярности музыки Баха,
добаховской музыки сегодня. Ещё более весомым доказательством
бессмертия подлинного искусства являются его размышления о Пушкине,
чьё творчество «всегда даёт толчок мысли». Пушкин, Толстой, Достоевский,
Чехов, по мнен
ию Лотмана, бессмертны, потому что
скажут нам ещё что
то
новое, чего мы не предполагали.
То, что подлинные культурные ценности бессмертны, не подлежит
сомнению. Я не могу не согласиться с этим утверждением, а так как мой
жизненный опыт пока не так вели
к, обращусь к авторитету той самой
культуры, о которой мы говорим.
1836 года написано стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...»). В нем он подводит итог своей
поэтической деятельности.
Тема поэзии и роли поэта
в жизни стала
традиционной еще со времен древнеримского поэта Горация. В конце своего
творческого пути Гораций создал послание «К Мельпомене». Мельпомена в
древнегреческой мифологии
одна из девяти муз, покровительница трагедии,
символ сценического искусс
тва. В этом послании Гораций оценивает свои
заслуги в поэзии, провозглашает своё бессмертие. Первый перевод послания
Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову. Затем вольный
перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г. Р.
Держ
авин, назвав его «Памятник». И великий Пушкин создаст свой
«Памятник». Мне кажется, во всех этих стихотворениях утверждается мысль
о бессмертии подлинного искусства, но особенно ярко звучит она у
Пушкина. Поскольку поэт должен быть послушен лишь «веленью Б
ожию»,
то естественно, что только он сам и может оценить свой труд. Осознание
исполненного призвания приводит к тому, что поэт пророчески
предсказывает свое творческого бессмертие.
Все мы помним фразу Воланда из романа М. Булгакова «Мастер и
Маргарита»:
«Рукописи не горят».
Мастер сжигает рукопись своего произведения после того, как литературное
сообщество не приняло его произведение. Но Воланд достает ее невредимую
из шкафа. Выражение «рукописи не горят» символизирует бессмертие
творчества. "Рукописи не
горят"
с этой верой в упрямую, неуничтожимую
силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения
которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола
неопубликованными,
лишь четверть века спустя одно за другим они пришли
к чита
телю. "Рукописи не горят",
эти слова как бы служили автору
заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения
предсмертного и самого дорогого ему труда
романа "Мастер и
Маргарита".
Д. С. Лихачёв в статье «Ценности культуры» утверждал, ч
то ценности
культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно прекрасное
остается прекрасным всегда. Пушкин не отменяет Державина. Достоевский
не отменяет прозу Лермонтова. Рембрандт также современен для нас, как и
любой гениальный художник более п
озднего времени.
О многом заставил меня задуматься Ю. М. Лотман, но главный вывод,
который я сделала для себя, таков: ничто подлинное, настоящее не канет в
реку забвения, искусство, если это настоящее высокое искусство,
бессмертно, оно будет открывать
каждому новому поколению людей свои
новые грани.

Приложенные файлы

  • pdf 6823363
    Размер файла: 66 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий