историограф Беларуси


Предмет историографии истории Беларуси.
Историография с греческого – описание истории. В широком смысле историография – это вообще историческая наука.
Историография – история исторической науки.
Историография – совокупность исторических исследований, объединенных общими чертами:
национальные черты (российская, украинская, белорусская историография);
теоретические черты (марксистская, народническая, буржуазная историография);
тематическая общность (история ВКЛ, история закрепощения крестьянства и т.д.);
хронологическая общность (средневековье, новое время, новейшее время).
Историография изучает закономерности процесса накопления исторических знаний.
Аспекты историографии:
изучение организации исторической науки;
исследовательская проблематика;
теоретическая база исследований;
изучение влияния политических условий на исторические исследования.
Этапы развития исторической мысли и историографии в Беларуси.
По Кареву В.Д. этапы развития исторической мысли в Беларуси делятся на:
1. Летописный период – историзм мышления начинается с летописания – до 16в.
2. Матей Стрыйковский и его хроники – первый историограф ВКЛ – 16в.
3. 17в. – 40-е годы 18в. – время расцвета иезуитского образования. Появляются первые конкретные историографические работы (Коялович А.В., Папроцкий, Вирвич).
4. Вт. пол. 18в. – период Просвещения (Шибинский, братья Скжетусские).
5. Конец 18 – пер. треть 19в.в. – историографический бум, время существования Виленской исторической школы (на базе университета).
6. 30-60-е годы 19в. – поиск политики управления российской власти. Идет ограничительный курс (закрытие Виленского университета, отмена Статута 1588г.). Расширяется информационное обеспечение историографического изучения. Начинается активная издательская деятельность.
7. Конец 19 – нач. 20в.в. – появляется западнорусская историографическая школа (Коялович М.О.). В конце 19в. ее вытеснила буржуазная школа (Любавский). Усиливалось белорусское культурное движение. Появились зачатки белорусской историографии.
В советское время выделяются 4 этапа:
1. 20-е годы 20в. – установление советской власти. Политика белорусизации. Формируется белорусская национальная историческая школа. Существовала также БУНДовская историография (еврейская социал-демократия). Все больше усиливалась марксистско-ленинская историография.
2. 30-е – сер. 50-х годов – формирование тоталитарного режима, репрессии. Устанавливается единая марксистско-ленинская историография.
3. Конец 50-х – нач. 80-х годов – смерть Сталина. Некоторое потепление в политической и общественной жизни. Были открыты некоторые архивы. Тематика исторических исследований строго регламентировалась, но тематика исследований все же расширилась. Происходит становление статистического метода исследования.
4. Конец 80-х – настоящее время – Перестройка, распад СССР. Возрождается концептуальный плюрализм в исторической науке. Открылись архивы. Расширилась тематика исследований. Начали издаваться различные исторические журналы.
Изучение историографии истории Беларуси.
В досоветское время во многих работах были обобщающие выкладки предыдущих исследований.
Каялович – история Западной России дается в рамках западноруссизма.
В работах Пыпина – история этнографической науки(«Беларусь-Сибирь»).
В начале 20-х годов Пичета публикует «Введение в Русскую историю: источники и историография», в которой он представил эволюцию школ в осмыслении белорусской истории. В 1942г. он издает сборник, посвященный советской исторической науке «25 лет советской исторической науки», в котором существует раздел «История Беларуси в советской историографии».
В 1934г. выходит работа В.Щербакова «Классовая борьба и историческая наука на Беларуси». В этой работе Шербаков дает острую критику Довнар-Запольскому, Ластовскому и Пичете, как представителям контрреволюционной, антисоветской белорусской национальной школы.
В 1950г. – «Очерки истории исторической науки в СССР».
В 1970г. проходит историографическая конференция исторического общества в Гродно
6. общегосударственный летописный свод
І общегосударственный летописный свод.
Во вт. четверти 15в. был составлен первый общегосударственный летописный свод ВКЛ, который часто называют белорусско-литовским летописцем 1446г. К этому своду относятся следующие списки:
Никифоровский;
Супрасльский;
Слуцкий;
Академический;
“Origo regis...”;Виленский.
Все эти списки объединяет присутствие в них основной части под названием «Летописец великих князей литовских».
В «Летописце» показывается политическая история ВКЛ почти за столетие: от смерти Гедымина (1341) до смерти князя Витовта (1430). В форме целого рассказа тут рассказывается о заговоре Альгерда и Кейстута против Явнуты, описываются перипетии гражданской войны между Витовтом и Ягайлой, Свидригайлом и Жигимонтом Кейстутовичем. Однако по своему строению «Летописец» не выделяется целостностью. В главной части в хронологической последовательности рассказывается про события, связанные в основном с деятельностью великих литовских князей. В заключительной части действие переносится на Подолье, и дальше показывается исключительно история этой украинской земли с времен Альгерда до начала 30-х годов 15в. Таким образом, «Летописец великих князей литовских» состоит из собственно «Летописца» и рассказа про Подолье.
В этом своде история Беларуси и Литвы подается в тесной связи с историей всей Руси, утверждается и объсняется историческая закономерность политического объединения восточных славян и литовцев в одном государстве – Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойском.
Таким образом, текст «Летописца великих князей литовских», составлялся постепенно, поэтапно. Каждую из составных частей памятника вызывали к жизни определенные конкретно-исторические потребности эпохи и поэтому «Летописец» несет на себе отпечаток разных часов. Несмотря на то, что первый свод белорусско-литовских летописей не ограничивается «Летописцем», именно он является его главной и оригинальной частью.

ІІ общегосударственный летописный свод.
В связи со сменой культурно-исторической ситуации в начале 16в. первый белоруско-литовский свод уже не удовлетворял общественность ВКЛ. Появление второго свода было вызвано новыми общественно-политическими тенденциями, потребностью укрепления международного положения ВКЛ, исторического объяснеия его права на белорусские и украинские земли, доказать высокое происхождение правящей княжеской династии.
“Хроника Великого княжества Литовского и Жамойского”, как называется ядро второго лтописного свода, наиболее вероятно, написана в 20-е годы 16в. особой, близкой к литовским магнатам Гаштольдам. Место ее возникновения точно не установлено.
В основу этого произведения положена знаменитая легенда про происхождение литовских князей и феодалов от римской знати. Теория о римских предках возносила литвинов над другими народами, тешила их национальную гордость, особенно в условиях конфликта с Польшей. Согласно литовскому национальному мифу, литовцы были римской шляхтой и вели свой род с католического Запада, а с Востоком, конкретно с Русью, ничего общего не имели, хоть говорили и писали на белорусском языке.
Наличие легенды о римском происхождении литовской знати является характерной особенностью второго свода белоруско-литовских летописей к которому относятся списки:
Архиологического товарищества;
Красинский;
Рачинский;
Альшевский;
Румянцевский;
Явреиновский.
Все списки второго летописного свода несут на себе отпечаток штучно сделанного, определенно скомпанованного идеологического памфлета, который возник в начале 16в. согласно историческим явлениям того времени. Взятый за основу первый летописный свод был значительно переработан с целью замены древнерусского материала на собственно литовский, в котором дана начальная история ВКЛ.
ІІІ общегосударственный летописный свод.
«Хроника Быховца» представляет собой исправленный и дополненный свод белорусско-литовских летописей. В нем объединены разные элементы: и «Летописец великих князей литовских», и «Хроника Великого княжества Литовского», и оригинальные материалы, которые не имеют аналогов в других летописях.
Известен только один список этого летописного свода, представленный собственно «Хроникой Быховца». В рукописи не хватало начала, части середины и окончания. Была написана в конце 16в.
В «Хронике Быховца» выступает определенная идейная направленность сюжетных вставок и правок, которые заметно меняют взгляд на историю Литвы, присущий «Летописцу». Так, замена версии о бегстве Палемона от Нерона рассказом о его бегстве от жестокостей гонителя христиан предводителя гуннов Атиллы отчетливо выдвигает на первый план религиозный мотив. По этой новой версии Литовское княжество было основано христианами. «Хроника» пытается истолковать историческое прошлое литовцев в свете сближения их язычества с христианским вероучением.
Другим методологическим отличием этой хроники является сам подход к трактовке места Руси в истории Великого княжества Литовского. История создания ВКЛ трактуется как завоевание и подчинение Литвой Руси. Заметно отличается «Хроника Быховца» от «Летописца» и других пространных хроник открытым восхвалением могущества ВКЛ, воинственности литовцев, родовитости литовских князей.
Развитие исторической мысли в Беларуси в XVI – XVIII вв.
С 16в. (период реформации, издания статутов ВКЛ, политических полемических взглядов Ф.Скорины и т.д.) – это время «Золотого века», максимального расцвета ВКЛ. В этот период появились хроники М.Стрийковского – первого историографа ВКЛ.
Коялович Альбрехт Войцех (17в.) – это польско-литовский историк, автор 2 томной имтории Литвы, изданной на латыни.
В начале 18в. – это время расцвета иезуитского образования. Появляются конкретные исследования, которые использовались в качестве учебников. Папроцкий, Вирвич – написали учебники по истории. В это время переводились античные авторы с историческими комментариями.
Конец 18в. – период Просвещения. Это этап секуляризации абсолютного догматизма религии и церкви. Появляется все больше и больше идей гражданского осмысления прошлого. Меняется характер исторической литературы. Она предназначена для шляхетской молодежи.
Шибинский «Краткие сведения о важнейших монархиях мира, древних королевств». Братья Скжетусские «Политическая история для дворянской молодежи». Эти книги написаны со светских позиций.

История Беларуси в польских хрониках.
Польская историография – продолжение традиций хронистов, начиная от Длугаша. Польская историография, если ее сравнить с современной ей российской школой – то они похожи. Основная тема – образование ВКЛ. Здесь польские историки признавали то, что балтские племена находились у истоков своей государственности. Польские историки считали ВКЛ литовским государством (только бы не русским, принижение русинского компонента).
Специально выделяют 4 польские историографические школы:
Познаньская;
Краковская;
Варшавская;
Консервативная.
Концептуально была присуща игелявская теория (деление народа на исторические и неисторические, белорусы – неисторический народ, т.к. не имел своей государственности). Представление о белорусском народе как об этнической массе, но белорусы находились под большим влиянием Польши и этот тезис становится распространенным.

Матей Стрыйковский – первый историк ВКЛ.
Матей Стрыйковский – польский историк, хронист, поэт. В 1563г. переехал в ВКЛ. В 1572-1574г.г. служил в Витебском гарнизоне под командованием А.Гваньини и работал над историей ВКЛ и соседних государств. В конце службы осуществил путешествие по Зап. Двине, во время которого описывал свои наблюдения по истории, этнографии и культуре.
В 1574г. выдал в Кракове 2 поэмы: «Гонец невинности…» (короткая стихотворная история ВКЛ, часть этого произведения под названием «Генеалогия, или Краткое описание великих князей литовских» выдана в 1626г. в Любчанской типографии) и «Прославленного въезда в Краков и памяти достойной коронации Генриха Валуа… описание».
Он является также автором исторических произведений «О вольности Короны Польской и Великого княжества Литовского» (1575), «О начале, выводах, мужестве, делах рыцарских и домашних славного народа литовского, жамойского и русского» и др.
Главная работа Стрыйковского – «Хроника польская, литовская, жамойская и всея Руси» (1582) – первая печатная история ВКЛ. В этом произведении он использовал множество различных источников. В центре внимания автора – князья и их битвы, походы великого князя ВКЛ Ольгерда, могущество государства при Витовте. «Хроника…» пользовалась популярностью на Беларуси, Украине и в России, служила основным источником для многих историков.
Общественно-политические условия развития историографии в конце XVIII – первой половине XIX в.
До середины 19в. Беларусь рассматривалась царским правительством, дворянской российской историографией не как отдельная исторически сложившаяся этническая единица, а как часть более широкого территориального комплекса, именовавшаяся «губерниями, от Польши возвращенными», «Западным краем», «Западной Русью», «Литвою». Белой Русью традиционно называлась только территория от Смоленщины до Березины.
В связи с разделами Речи Пасполитой по непосредственному заказу Екатерины 2 в конце 18в. работал над архивным материалом видный русский дворянский историк и археограф Н.Н.Бантыш-Каменский. Он подготовил ряд фундаментальных сборников, предназначенных для «служебного пользования» правительства. В 1780-1784г.г. вышло пятитомное «Дипломатическое собрание дел между русскими и польскими дворами».
Последняя четверть 18 – начало 19в. были для русского ученого мира периодом «первого знакомства» с Беларусью. Одним из первых обратился к истории «Западной Руси» С.И.Богуш-Сестренцевич. В 1793г. он издает в Могилеве работу «О Западной Руси», где исследует вопросы славянского этногенеза.
Наиболее мощным генератором и пропагандистом прогрессивных общественно-политических, философских, исторических идей на Беларуси и в Литве в нач. 19в. был Виленский университет (И.Лелевель, И.Данилович, И.Ярошевич и др.).
Огромную роль в стимулировании развития исторических знаний сыграл видный государственный деятель России нач. 19в. граф Н.П.Румянцев. Живя в своем имении в Гомеле он развернул поиски древних славянских рукописей и предметов «западнорусской» старины». Одним из ближайших сотрудников графа стал родоначальник белорусской археографии И.И.Григорович.
В целом в нач. 19в. белорусская историография развивалась по восходящей линии. Успешно формировалась источниковая база, выдвигались концепции исторического развития Беларуси, появились научные центры, занимавшиеся историческими исследованиями. В то же время превращение «взырвоопасного» края в надежный оплот самодержавия оставалось главной стратегической установкой царизма.
История Беларуси в работах русских дворянских историков (конец XVIII – I половина XIX в.): общая характеристика.
С присоединением белорусских земель в Российскую империю нужно было сформировать новый прорусский образ истории белорусских земель. При Екатерине 2 было предложено крупному историку Н.Н.Бантыш-Каменскому написать обобщение истории земель бывшего ВКЛ. В 1805г. выходит его книга «Историческое известие о возникновении в Польше унии» (Брестской церковной унии). История показывается через противостояние православной и католической церквей.
Устрялов в 1839г. издает небольшую брошюру «Исследование вопроса какое место в русской истории должно занимать ВКЛ». Он говорит, что на Руси было два центра: Северо-восточная и Западная Русь (ВКЛ). ВКЛ – это литовско-русское государство. Начальной точкой появления этих центров была Киевская Русь. В 1848г. эта же концепция прослеживается в работе неизвестного автора «Взгляд на историю Западной Руси».
М.О.Без-Корнилович во вт. пол. 19в. начинает писать работы об истории Западной Руси с позиций краеведения «Краткий взгляд на историю Белоруссии и Полоцкого Княжества». В 1857г. издана работа Турчиновича «Обозрение истории Беларуси с древнейших времен».
В пер. пол. 19в. отмечается отдельная Виленская историческая школа (Иохим Лелевель, Игнатий Данилович, Михаил Бобровский, Ярошевич и др.). В целом эта школа была в русле польской историографии. После закрытия Виленского университета продолжается Виленская историческая публицистика. Эта школа дала толчок для возникновения исторического источниковедения, краеведения, методику изучения истории.
Во вт. пол. 19в. центральным явлением становится формирование западно-русской исторической школы. Формируется применительно к Северо-Западному краю формула подмены этно-национального критерия конфессиональным. Все православные – русские, католики – поляки.
М.О.Коялович считается оформителем концепции западно-руссизма. Издает «Лекции по истории Западной России». В 1884г. эти лекции перерабатываются и выходит монография «Чтения по истории Западной России». Коялович утверждает, что Западный край это исконно русская земля. Он выделил 5 периодов истории Западной Руси:
1. Догосударственный.
2. Древнерусский (Киевская Русь).
3. Литовско-русский (ВКЛ).
4. Речи Пасполитой.
5. Российский.
Беляев написал монографию «История Полоцка или Северо-Западной Руси». В ней он говорил, что на Полоцк пришла культура из Новгорода.
виленская историческая школа І трети ХІХ в.
Наиболее мощным генератором и пропагандистом прогрессивных общественно-политических, философский, исторических идей на Беларуси и в Литве первой трети 19в. был Виленский университет. Выдающийся польский историк И.Лелевель, профессор кафедры всеобщей истории университета, внес огромный вклад не только в польскую историографию, но и историографию Беларуси и Литвы. Он излагал историю средних веков, историю Польши и Речи Пасполитой не как историю королей и князей, а историю государств, социальных отношений, историю культуры народов. В 1822г. И.Лелевель издает свой известный курс источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин «Науки, позволяющие изучать исторические источники», разрабатывает и читает курсы по методологии истории и историографии.
В Вильно работал крупнейший в то время знаток истории ВКЛ И.Н.Данилович, профессор права Виленского университета. Первый исследователь белорусско-литовского летописания, археограф, один из основателей источниковедения Беларуси. Собрания рукописей, приобретенные им он умело классифицировал и критически разбирал. Они были изданы в 1860 и 1862г.г.
Большое значение для развития исторической науки на Беларуси имела деятельность профессора статистики Виленского университета И.Ж.Онацевича. Он собрал богатейшие коллекции документов в период архивных и археографических поисков в хранилищах Польши, Беларуси, Литвы и России. Информация о его экспедициях нередко публиковалась в ведущих русских журналах – «Северной пчеле», «Северном архиве», «Вестнике Европы».
Видным историков Беларуси и Литвы того времени был профессор уголовного и гражданского права Виленского университета И.Ярошевич. Вместе со своими коллегами он вел активные поиски источников в библиотеках и архивах Беларуси и Литвы. Вершиной его творчества стало фундаментальное трехтомное исследование «Образ Литвы сквозь взгляд на ее цивилизацию». Здесь он первым выдвинул концепцию существования феодального строя в ВКЛ, в образовании которого выделял прежде всего внутренние причины.

Общественно-политические условия развития историографии во II половине ХІХ – начале ХХ в.
Сложность развития белорусской историографии во вт. пол. 19в. заключалась в том, что ей приходилось утверждать свою самостоятельность в системе других славянских историографий, причем таких развитых, как польская и русская. В белорусской историографии этого периода ощущались не только русификаторские, но и полонизаторские тенденции.
Упразднив Виленский университет, направив деятельность губернских статистических комитетов, временных археологических комиссий и учебных заведений края в заранее заданное правительством русло самодержавия, православия и народности, царизм решал эти задачи с участием уроженцев Беларуси, отдавших свой ум и знания на службу самодержавию (И.Григорович, М.Без-Корнилович, И.Семашко и др.). В результате была заложена великодержавная концепция исторического прошлого Беларуси, а развитию белорусской историографии конца 19в. ими был придан односторонний дворянский облик.
После восстания 1831г. в среде молодежи из образованных слоев местного общества, особенно среди прогрессивных демократически настроенных питомцев Виленского университета расширяется интерес к местному фальклору и быту, зарождается идея обращения к народу на его родном языке.
Наряду с официальной концепцией истории Беларуси вокруг виленских журналов и Виленской археологической комиссии оформилась группа “местных” исследователей белорусской и литовской старины, в среде которой сформировались свои концепции исторического прошлого края: одна – польская, другая – “литвинов-патриотов” (И.Ярошевич, Т.Нарбут, А.Киркор).
История Беларуси в освещении русской дворянской историографии ІІ половины ХІХ в.: общая характеристика.
Во второй половине 19в. центральным явлением в дворянской историографии стало формирование западно-русской исторической школы. Основной теорией было то, что белорусы и украинцы не самостоятельный народ, а ветвь русского народа, т.к. прослеживается языковая общность. Эта теория легко доказывалась в этнокультурном плане. В это время формируется применительно к Северо-Западному краю формула подмены конфессиональной принадлежности национальным критерием (если католик – то поляк, а если православный – о русский). И этнические белорусы через этот конфессиональный фактор оказались оторваны друг от друга. Этнически самостоятельного белорусского народа не существовало.
Большое внимание к истории «Западной Руси» стала проявлять русская дворянская историография. По заказу Синода взялся за составление истории украинской и белорусской церковных иерархий И.Григорович. С возникновением Петербургской археографической комиссии (1834) при содействии правительства было обращено внимание на публикацию материалов, имеющих отношение к истории Беларуси. Издание «Актов Западной России» в 5 томах, и «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России» в 14 томах, как и появление специальных разделов по истории «Западной Руси» в работах придворного историографа Н.Г.Устлярова, закладывало документальную и историографическую основу великодержавной версии истории Беларуси, определяя ее развитие на долгие годы.
М.В.Коялович и “западнорусская” историческая школа.
М.В.Коялович – оформитель теории западноруссизма. В юности Коялович симпатизировал литвинству. Но в связи с восстанием 1863г. произошла эволюция его взглядов. С этого момента он в своих работах стал формировать западнорусскую линию прошлого истории Северо-Западного края.
В 50-60-е годы 19в. он читает лекции по истории, которые издает («Лекции по истории Западной России»). В 1884г. он, доработав из издает «Чтение по истории Западной России».
М.В.Коялович в «Лекциях по истории Западной России» (1864) относил к Западной России Украину, Беларусь и Литву, которые по его мнению, представляли собой единое целое. Определяющим фактором развития этого региона он считал столкновение «двух главных сил – русской и польской», причиной которого было стремление Польши «возобновить свое господство и могущество на чужой русской земле». Ведущую роль в историческом развитии Коялович отводил деятельности князей и королей. К решающим факторам от относил православную религию и церковь, которые объявлял «великим цивилизационным началом».
Работа И.Д.Беляева “История Полоцка, или Северо-Западной Руси … М.,1872”.
И.Д. Беляев в книге «История Полоцка, или Северо-Западной Руси, от древнейших времен до Люблинской унии» сделал попытку создать этническую модель Полоцкой земли. Книга состоит из 4 разделов, каждый из которых называется «Рассказ». Первый из них – «Страна», второй – «Люди», третий – «Церковь», четвертый – «Власть».
Ученый считал, что территория между Припятью и Западной Двиной, Днепром и Неманом, Литва, земли соседних прибалтийских племен объединены в процессе славянской колонизации в одно Полоцкое государство. Он заметил похожесть некоторых народных обычаев в Беларуси и Литве. Все рассмотрение истории Полоцкой земли у него построены по принципу аналогии социальной жизни Полоцка и Новгорода (вечевые сходы горожан, организация купечества и др.) как итог славянской колонизации.
Определяющее значение в освещении истории северо-западных земель Руси придается автором колонизационной теории – версии об образовании Новгородом своей колонии – Полоцка. Это событие положило, по его утверждению, начало колонизации славянством всей территории между Припятью и Балтийским морем, верховьем Днепра и устьем Немана. В дальнейшем произошло слияние колонистов-новгородцев с литвинами.
И.Д.Беляев так подбирает и представляет факты, чтобы представить историю Северо-Западного края как извечную борьбу против «заклятого врага – латинства, окатоличивания, ополячивания…».
Концепция Беляева о «зловредном», «разлагающем» влиянии Польши мешала ему видеть реальные причины и характер исторических процессов. Это особенно ясно выступает в характеристике купечества и крестьянства. Автор настаивает на полном тождестве положения и роли купечества в Полоцке и Новгороде. Магдебурское право, внесшее отличия, автор считает отрицательным явлением, которое «оборвало связь между купцами и боярами». Такая оценка Магдебурского права искажает его действительное значение в истории города.
История Беларуси в трудах буржуазных историков II половины XIX - начала XX в.: персоналии, концепции.
Буржуазная историография формируется в конце 19в. Формируется общность историков, которые занимались вопросами социально-экономического плана. Расширяется проблематика исследований. Используется более качественный метод исторического исследования по сравнению с дворянскими историками.
Владимирский-Буданов изучал магдебурское право, социальную городскую структуру.
М.К.Любавский (Московский университет) – изучал историю ВКЛ «Областное деление и местное управление литовско-русского государства ко времени издания первого литовского Статута».
Леонович в конце 19в. издал монографию «Очерки истории русско-литовского права».
Стукалич (Витебский автор) изучал историю городов ВКЛ.
Грушевский (Украинский историк) – одна из его монографий посвящена истории городов ВКЛ.
В.И.Пичета изучал южных и западных славян, занимался историей ВКЛ. В Москве в 1917г. он издает «Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в литовско-русском государстве».
Ефим Карский занимался изучением белорусского языкознания. Его фундаментальный труд «Белорусы».
Народническая историография. Истоки белорусской национальной историографии (конец XIX – начало XX в.).
Народничество в Беларуси имело свои особенности:
было слабее;
представлено студенчеством, выходцами из Беларуси, обучающимися в Российских ВУЗах.
Они издавали свой журнал «Гоман». Они были сторонниками «Народной воли». Гомановцы, опираясь на научное белорусоведение пришли к идее признания историчности белорусского народа. Гомановцы отмечали и фактически описывали, что все исторические составляющие у белорусов есть (общность языка и территории, ментальность, общность экономических связей).
Примерно в это же время Довнар-Запольский в газете «Минский листок» издает цикл своих статей «Белорусское прошлое». Он интересовался социально-экономическим явлением общины, истоками ВКЛ, социально-экономической историей ВКЛ 14-16в.в.
В начале 20в. у истоков белорусской национальной школы стояла газета «Наша нива». Это был центр белорусского национально-культурного движения (печатали публицистику также и об украинском народном движении; материалы М.Богдановича, М.Полуяна; печаталась работа В.Ластовского «Краткая история Беларуси».).
16 .Белорусская национальная историческая школа 1920-х годов: общая характеристика.
.Общественно-политические условия развития исторической науки в 20-е годы ХХ в.
1920-е годы были особенно плодотворными в разработке национальной историографической концепции. В Советской Беларуси и за ее пределами публиковались исследования Игнатовского, Турука, Пичеты, Довнар-Запольского, Цвикевича, Ластовского, Гарецкого и др. Этому способствовала относительная либерализация политики комунистического правительства в БССР, в том числе и по национальному вопросу. Однако и в эти годы сохранялся идеологический контроль за исторической наукой, в первую очередь по вопросам истории освободительного движения, политических партий, Октябрьской революции и гражданской войны, насаждался классовый, марксистско-ленинский подход к оцеке исторических фактов. По ряду вопросов были даны определенные партийные оценки, обязательные для историков.
В это время еще активно работали историки-профессионалы «старой» досоветской школы, в том числе Пичета, Довнар-Запольский, Любавский и др.
С участием Пичеты в 1918-1920г.г. в Москве издан «Курс белорусоведения», который открывался его работой «История белорусского народа». Истории Беларуси 19-20в.в. было посвящено несколько статей Пичеты по вопросам историографии, развития классовых противоречий, крестьянского, рабочего, национального и оппозиционного движения.
К числу главных работ Довнар-Запольского этого времени относились «История Беларуси» (учебник для техникумов и высших школ) и «Народное хозяйство Беларуси, 1861-1914г.г.».
Определенным вкладом в развитие национальной концепции истории Беларуси явились работы Любавского «основные моменты истории Беларуси/» (1918) и Турука «Белорусское движение. Очерки истории национального и революционного движения белорусов» (1921), а также коллективный сборник «Беларусь. Очерки истории, экономики, культуры и революционного движения» (1924), в котором помещены статьи А.Бурбиса, Жилуновича, Игнатовского, Пичеты и др.
Принципиальное значение имел сборник «Социалистическое движение на Беларуси в прокламациях 1905г.» (1927), где помещены листовки различных партий и организаций: РСДРП, Бунда, БСГ, Социалистической партии Белой Руси и др. Издание подготовили Мялешка, Жилунович и Витковский.
Основательные исследования появились по проблемам истории общественной мысли («Западноруссизм» Цвикевича, 1929) и восстания 1863-1864г.г. («1863 год на Беларуси. Очерк событий» Игнатовского, 1930). Общественно-политические условия развития исторической науки в 30-е – І половине 50-х годов ХХ в.
Общественно-политические условия развития историографии во ІІ половине 50-х – І половине 80-х годов ХХ в.
Либерализация режима в 1920-е годы оказалась кратковременным явлением. Уже в начале 30-х годов ведущие истории – представители национальной историографической концепции – были репрессированы, а их работы на долгое время попали в «спецхранилища». В совецкой историографии монопольное положение заняла марксистско-ленинская методология, соединенная с модернизованной российской великодержавной концепцией. Этот методологический синтез вырос, окреп и окончательно оформился в послевоенные десятилетия. Он целиком отвечал установкам идеологов КПСС-КПБ на слияние в перспективе языков, культур и нардов в СССР и формирование в коммунистическом духе «советского народа». Попытки объективной научной оценки значительных событий и деятелей национальной истории заканчивались политическими обвинениями и репрессиями.
Особый период в развитии белорусской советской историографии – 1956-1980-е годы. Начало его связано с разоблачением культа Сталина на 20 съезде КПСС (1956) и относительной либерализацией второй половины 1950- середины 1960г.г. Особенность этого периода на Белоруси в том, что белорусские историки ограничились минимальными, чисто декоративными изменениями в историографии – вычищением из книг и статей имени Сталина, его портретов и цитат при сохранении духа и оценок “Короткого курса” в отношеии в первую очередь к истории освободительного движния и роли в нем большевицких организаций.
В целом для историографии второй половины 1950-1980г.г. характерно значительное увеличение количества исследований в основном по вопросам социально-экономического развития и истории революционного движения. Источниковедческая основа историографии в сравнении с предыдущими периодами расширилась. В научное обращение был введен огромный массив архивных документов и материалов, различные статистические публикации 19 – нач. 20в.в. Описательный метод, характерный для исторической литературы 1920-1940г.г., все шире соединялся с разносторонним статистическим анализом исторических процессов и явлений – социально-экономических, революционных и др. Это позволяло показывать их в динамике, освящать определенные закономерности и тенденции развития. Однако в системе доказательств исключительное значение, как и раньше, придавалось цитатам из произведений “классиков марксизма-ленинизма”, которые признавались методологической основой каждого исследования. Запрещенными оставались работы историков, политических и культурных деятелей, репрессированных в 1920-1950 г.г. Закрытыми были практически все исследования, которые публиковались за границами так называемого социалистического лагеря. Все это отрицательно отражалось на развитии исторической науки.

18. Изучение истории Беларуси в 30-е – І половине 50-х годов ХХ в.: проблематика, персоналии.
В 30-е годы 20в. меняется политическая ситуация, и это не могло отразиться на историографии. Однозначно становится господствующей марксистско-ленинская методология в сталинском варианте.
В 1934г. появляется работа Щербакова «Классовая борьба и историческая наука на Беларуси». Она становится образцом для написания истории для историков. В это время существовали перекосы – основное внимание отдавалось изучению социально-экономической проблематики.
В эти годы Константин Кернаджицкий подошел к применению статистических методов исследований, но эта инициатива была загублена, т.к. политика вмешалась в историю.
Все больше усиливается тематика классовой борьбы – работы Агурского «Ленинская «Искра» в борьбе против Бунда», Майзеля «1905-1907гг.г. на Беларуси: Хроника событий».
С 1938г. единой методологической основой историографии стала «История ВКП(б). Краткий курс». Книга особенно отрицательно повлияла на освящение истории освободительной борьбы, которая была полностью сфальсифицирована. Все демократические и либеральные движения и партии конца 19 – начала 20в. были объявлены контрреволюционными, антинародными и только в таком качестве на долгие годы остались в историографии.
В 1940г. в Москве выдан крайне тенденциозный «очерк истории борьбы белорусского народа против польских панов» И.Лочмеля.
В 1939-1946г.г. ряд работ по истории Беларуси опубликовал Пичета. Одновременно к разработке проблем отечественной истории обратился В.М.Перцев, причем с позиций национально-белорусских.
Однако началась очередная кампания под лозунгом борьбы «с безродным космополитизмом и национализмом». В таких условиях под непосредственным контролем ЦК КП(б) были написаны «Тезисы об основных вопросах истории БССР» (ч. 1, 1948) и 1-й том «Истории Белорусской ССР» (1954), в которых впервые в систематизированном виде рассказывалась история белорусского народа от древнейших времен до 1917г. Редакторами и авторами отдельных разделов являлись Перцев, К.И.Шабуня, Абецедарский. Включение Беларуси в состав Российской империи оценивалось однозначно положительно, как «объединение» белорусского народа с братским русским народом и осуществление его многовековой мечты.


19. Изучение истории Беларуси во ІІ половине 50-х – І половине 80-х годов ХХ в.: социально-экономическая проблематика.
В периодизации истории все исследователи придерживались марксистского, формационного принципа. Конец 18в. – 1850-е годы характеризовались как период глубокого и всестороннего кризиса феодально-крепостнического строя и зарождения в экономике Беларуси капиталистических отношений. Этим проблемам посвящены исследования:
Чапко «Сельское хозяйство Беларуси в пер. пол. 19в.» (1966) и «Города Беларуси в пер. пол. 19в.: Экономическое развитие» (1981);
М.Ф.Болбаса «Развитие промышленности в Беларуси (1795-1861)» (1966);
Лютого «Социально-экономическое развитие городов Беларуси в конце 18 – пер. пол. 19в.» (1987).
Крестьянская реформа 1861г. была общепризнанна в советской историографии как начало капиталистической формации. Этот вопрос рассмотрен в монографиях:
Улащика «Предпосылки крестьянской реформы 1861г. в Литве и Западной Беларуси» (1965);
Фридмана «Отмена крепостного права на Беларуси» (1958).
Важнейшие социально-экономические аспекты становления капиталистического строя в белорусской деревне, развитие с/х рынка, изменения в структуре землепользования, формы и роль феодально-крепостнических пережитков, социальное разложение крестьянства, формирование классов аграрной буржуазии и с/х пролетариата рассмотрены в книгах:
Л.П.Липинского «Развитие капитализма в сельском хозяйстве Беларуси (вт. пол. 19в.)» (1971) и «Столыпинская аграрная реформа в Беларуси» (1978);
В.П.Панютича «Из истории формирования пролетариата Беларуси, 1861-1914г.г.» (1969).
Аналогичную проблематику в сфере промышленности исследовали Болбас «Промышленность Беларуси, 1860-1900» (1978), Абезгауз «Развитие промышленности и формирование пролетариата Беларуси во вт. пол. 19в.» (1971). В этих монографиях в определенной ступени освящено развитие транспорта, торговли, кредитно-финансовых отношений, средств связи, формирования классов буржуазии и пролетариата, положение рабочих. Однако основательной разработки этого вопроса в белорусской историографии пока не получили.

20. Изучение истории Беларуси во ІІ половине 50-х – І половине 80-х годов ХХ в.: общественно-политическая и культурно-религиозная проблематика.
Слабо изученными в этот период оставались вопросы, связанные с политикой царизма, общественно-политическими и национальными движениями, деятельностью православной, униатской и католической церквей. Традиционный пророссийский уклон имеет книга Карнейчика «Белорусский народ в Отечественной войне 1812г.» (1962) – единственная в белорусской историографии по этой проблеме.
Первым значительным исследованием крестьянского движения на Беларуси была монография Шабуни (1962), в которой рассмотрены выступления 1900-1907г.г. и на относительно широкой документальной основе разработана их статистика по видам и формам борьбы. Этой же проблеме межреволюционного периода (1907-1917г.г.) посвящены книги Липинского и Лукьянова (1964) и в значительной части Солодкова (1967), который вместе с этим показал и рабочее движение.
Сталинской концепции про 2 лагеря в общественно-политическом движении и большевистскую партию как единственного руководителя революционного лагеря придерживались и авторы многочисленных публикаций по истории большевизма на Беларуси (Мешков, Шкляр, Ефремова и др.). Попытки новых, более объективных подходов к оценке большевистской и так называемых непролетарских партий, их роли и влияния на народные массы проявились в исследованиях Салашенки «От народничества до марксизма» (1971) и Короля «Большевики Беларуси в революции 1905-1907г.г.» (1986). Значительные шаги к возобновлению исторической правды в освящении социально-демократического и рабочего движения сделаны в монографиях Бича «Развитие социал-демократического движения на Беларуси в 1883-1903г.г.» (1973), «Рабочее движение на Беларуси в 1861-1904г.г.» (1983) и др. публикациях.
Во вт. пол. 1950-х и в 1960-е годы развернулись исследования по истории восстания 1863-1864г.г. в Польше, на Беларуси и в Литве. Совместными стараниями историков этих стран, а также России было подготовлено фундаментальное издание на русском и польском языках серии томов документов и материалов по этой проблеме, в т.ч. 2 тома, которые касались Беларуси и Литвы. В 1959г. в Москве и в 1963г. в Минске вышли книги Смирнова, посвященные Калиновскому, в 1962-63 – монографии «Революционные связи народов России и Польши, 30-60г.г. 19в.» и «Восстание 1863г. в Литве и Беларуси».
22. «Абецедарщина» как явление в белорусской советской историографии 60-80-х годов XX в.
Значительный вклад в проблему взаимоотношений России и Белоруссии внесла монография Л. С. Абеце-дарского «Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI—XVII в.». Главной идеей, пронизывающей все очерки, является извечная нерушимая связь между русским и белорусским народами, вышедшими из одного общего корня — древнерусской народности, которая объединила все восточно-славянские племенные группы, вошедшие в состав древнерусского государства.
Хозяйственное общение русских и белорусских земель Л. С. Абецедарский исследует в очерке «Русско-белорусские торговые связи». Борьба народных масс Белоруссии против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета в конце XVI — первой половине XVII в., в которой выражалось настойчивое стремление белорусского крестьянства и низов городского населения к соединению с братским русским народом в едином государстве, освещена им в очерке «Антифеодальная борьба народных масс Белоруссии в конце XVI — первой половине XVII в.». Освободительной войне белорусского народа совместно с украинским народом под руководством Богдана Хмельницкого (серединаXVII в.) он посвящает целый очерк. В отдельном очерке описываются события освободительной борьбы народных масс Белоруссии во время русско-польской войны 1654—1667 гг. Очерк под заглавием «Белорусы в России XVII в.» рассказывает о белорусских переселенцах, бежавших из Белоруссии в 60—70-х годах XVII в. и поселившихся в различных городах и селениях России, в том числе в Москве, занимаясь там разными ремеслами, сельским хозяйством и торговлей.Общественно-политические и социокультурные условия развития историографии истории Беларуси во ІІ половине 80-х годов ХХ – начале ХХІ в.
Качественно новый период в развитии белорусской историографии начался в связи с распадом СССР и становлением суверенной и независимой Республики Беларусь. Был ликвидирован диктат в исторической науке идеалогических структур КПСС-КПБ и монополия марксистско-ленинской методологии.
Происходит постепенное возрождение исторического плюрализма. Максимально раскрываются архивы. Расширяется исследовательская тематика: белорусская иммиграция, история БНР. Расширилась белорусская периодика, стали появляться энциклопедические издания. Устойчивым явлением стали научные конференции.
Ермалович “По следам одного мифа”. В своей работе он концентрирует локализацию Литвы на территории Беларуси (ложная теория).
В нач. 90-х годов была сформулирвоана “национальная” концепция в истории Беларуси. Большой вклад внес М.О.Бич “Об национальной концепции истории и исторического образования”. В ней говориться, что пора сформирвоать свою национальную белорусскую историографию
Разработка национальной концепции белорусской истории в начале 90-х годов ХХ в.: работы М.О.Бича.
В 90-х годах 20в. сформулирована национальная концепция истории Беларуси. В разработке этой концепции большой вклад М.О.Бича. Новую концепцию он видел в следующем:
пора сформулировать свою национальную историографию (предложил темы, которые необходимо пересмотреть);
существуют универсальные принципы, характерные для любой историографии: департизация, деидеологизация;
плюрализм в методологии (разнообразие концепций);
необходимо изучать свою историю в мировом и национальном контексте.
Бич предложил на всех уровнях школы с 5 по 11 класс преподавать историю Беларуси, а также разработал в каком соотношении с всеобщей историей ее преподавать.
М.О.Бич защитил диссертацию по истории РСДРП(б). В этой работе он не нашел чисто большевистских организаций на Беларуси, социал-демократия Беларуси была либо еврейская, либо других организаций, но не большевистская.
Затем он занимался исследованием истории рабочего движения: «История рабочего класса в БССР».
Также Бич пишет ряд робот и сборников документов по восстанию 1863г. («Крестьянское движение в период восстания 1863г.»).
Он занимался исследованием культурологической проблематики (Скорина, его соратники и последователи).
Изучение социально-экономической истории Беларуси в историографии II половины 80-х годов XX – начала XXI в.
Флуд про то как стала жить хорошо – независимость РБ, изучай - не хочу! Контакты с Зап. Исследователями, новые тенденции и тп. Новые направления – микроистория, ментальность, ист антропология и тд. При совке этой самой социально-экономической истории было завались, но появились новые работы: Поболь, Исаенко, Лысенка (архиология, древ ист), Медевистика, аграрная –Голубев, Лойко, Спиридонов «закрепощение крестьян», промыш переворот – Панютич, Киштымов. «Гисторыя сялянства» 2-х тома. По новейшему времени – коллективизация (Врублевский, Григорьев), Протько «становление тоталит системы в БССР 1917-41».
28. Западная Беларусь в историографии II половины 50-х - I половине 80-х годов XX в.
1.
Бородач Г.А. Коммунисты Белоруссии в борьбе за социалистическое переустройство западных областей БССР (1939 – 1940 гг.): Дис. ...канд. ист. наук. – М., 1953
2. Трацевская Т.П. Социалистическое строительство в западных областях Белорусской ССР накануне Великой Отечественной войны (сентябрь 1939 – июнь1941): Дис. ...канд. ист. наук. Минск, 1953
4. Барадач Г.А., Дамарад К.І. Калектывізацыя сельскай гас-
падаркі ў заходніх абласцях Беларускай ССР. – Мінск: Дзярж. выд-
ва БССР, 1959. – 166 с.
5. Михнюк В.Н. Крестьянство Белоруссии на пути к социализ-
му: Историографический очерк. – Минск: Изд-во БГУ, 1979. – 184 с.
6. Михнюк В.Н. Социалистические преобразования в запад-
ных областях БССР (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.): Историогра-
фический очерк. – Минск: Наука и техника, 1979. – 64 с.
7. Социалистическое народное хозяйство БССР. – Минск: Изд-
во Акад. наук БелССР, 1948. – 430 с.
8. Экономика Советской Белоруссии. 1917 – 1967 гг. – Минск:
Изд-во Акад. наук БССР, 1967. – 528 с.
9. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии: В 2 ч. /
Под ред. С.А.Пилотовича, Т.С.Горбунова, И.М.Игнатенко и др. –
Минск: Беларусь, 1961 – 1967. – Ч. 2: 1921 – 1966. – 1967. – 586 с.
136
10. Социально-экономические преобразования БелорусскойССР за годы Советской власти / Под ред. Ф.С.Мартинкевича. –
Минск: Наука и техника, 1970. – 528 с.
11. Гісторыя Беларускай ССР: У 5 т. / Акад. навук БССР. Ін-т
гісторыі. – Мінск: Навука і тэхніка, 1975. – Т. 4. – 640 с.
12. Гісторыя Беларускай ССР: У 5 т. / Акад. навук БССР. Ін-т
гісторыі. – Мінск: Навука і тэхніка, 1975. – Т.5. – 776 с.
13. Развитие экономики Белоруссии в 1928 – 1941 гг. / Подред. В.И.Дрица. – Минск: Наука и техника, 1975. – 320 с.
14. Архипов В.И. Комсомол – помощник Коммунистическойпартии в социалистическом строительстве в западных областях
Белоруссии накануне Великой Отечественной войны (сентябрь1939 – июнь 1941 гг.): Дис. ...канд. ист. наук. – Минск, 1975.
15. Василючек М.В. Деятельность КП(б)Б по упрочению со-
юза рабочего класса и крестьянства в западных областях Бело-
руссии в период социалистических преобразований (сентябрь1939 – июнь 1941 гг.): Дис. ...канд. ист. наук. – Минск, 1969.
16. Чесновский М.Э. Общественно-политическая активность
трудящихся западных областей БССР в годы социалистических
преобразований (1944 – 1950): Автореф. дис. ...канд. ист. наук. –
29. Освещение этноконфессиональной проблематики в историографии II половины 80-х годов XX – начала XXI в.
Роль христ и конфессий изучали: голенченко, Подокшин, Иванова, Морозова, Григорьева. Униацтво: Палуцкая-Морозова, РПЦ: Филатов, Григорьева. Ист церкви занимались Янушевич, Новицкий, ЗапБел – Ковкин, Вабишечив. Нац меньшинства – Иоффе, Тугай, Герасимова
Белорусская историческая школа в эмиграции.
Зарождение национальной историографической концепции в эмиграции связано с возникновением политического течения после восстаний 1794, 1830-31, 1863-64г.г., а становление – с организованным белым заграничным движением после установления на Беларуси советской власти.
Деятели белорусского национального движения начала 20в., создатели БНР Крачевский, Ластовский, Луцкевич, Цвикевич и др. стали за границей исследователями и популризаторами истории своего народа. Основание в 1920-е годы заграничных организаций в Чехословакии, Литве, Латвии, США, белорусской периодической печати и книгоиздания, деятельность Белорусского научно-краеведческого товарищества в Литве, Белдорусского научного товарищества в Риге содействовали появлению новых научных и публицистических работ по отдельным аспектам истории Беларуси – по белорусскому национальному движению Варонки (Ковно, 1920), взаимоотношениях белорусов и поляков через призму возрождения Беларуси Езавитова (Ковно 1919) и Цвикевича (Берлин, 1921) и др.
Традиции национальной историографии после Второй мировой войны продолжали ученые , одни из которых оказались в эмиграции в качестве зрелых исследователей (Адамович, Станкевич, Калубович и др.), другие получили историко-философское или другое образование на Западе и обратились потом к изучению истории и культуры Беларуси (Запрудник, Кипель, Садовский и др.).
В 1950-е годы сформировались национальные научно-культурные центры в США, Великобритании, Германии. Для поддержки, оживления и координации белорусской культурно-научной работы в эмиграции в 1951г. в Нью-Йорке основан Белорусский институт наук и искусства, котрый издает годовик “Записи”.
Исследователи в эмиграции оформляли концепцию исторического развития Беларуси, котораяч коренным образом отличалась от той, которая до последнего времени существовала в белорусской советской историографии. Ученые обращались к кардинальным, сложным вопросам, которые по причине притеснений официальной идеалогии замалчивались или искажались на Родине: истоки государственности белорусского народа; ВКЛ и его национальный характер; развитие национального движения и национального государственного возрождения в 20в. (БНР, БССР); причины антисоветских протество и вооруженных выступлений на Беларуси; массовых репресий в 1930-е годы и их итоги и др.
Концептуальный плюрализм современной белорусской историографии
Ведущими становятся проб этногенеза бел-в, специфика бел гос-ти, роль знаковых истор личностей – субъектов бел ист. Актуальными стали исследования: а) тоталитаризма с его репрессивно-карательной политикой, б) трагич судьбой бел нац-культ возрождения в ХХ в., в) специфики энич и ист менталитета бел-в. Опираясь на новые подходы и ист концеп были пересмотрены старые темы: ист раб класса и крестьянства, полит партий и соц движ и др. периодика «Спадчына» (1989) «БГЧ» (1993) «Бел-я мінуўшчына” (1993) “Бел-і гіст-ы агляд” (1994) “Гісторыя: праблемы выкладання” (1997). Заслуга этих журналов в том, что глав внимание уделено малоислед и дискус-м проблемам ИБ, активно вводят в науч оборот «репрессированное» источник наследие. Произошел отказ от марксистской идеологии и поиски более универсальных методол подходов (цивилиз) привели к коренному переосмыслению критериев пререодиз нац ист. ? о соотношении цивилиз и фармац к анализу ист бел общ. В итоги переодиз ИБ стала выравниваться по стандартам евро-историограф традиции ХХв. New методом стала – ист компаративистика (ИБ в контексте Евро-истории). Пересмотрели ключевые ист-теоретич понятия – революция и реформы, общ прогресс, гос и личность. Периодизация 4 принципа: 1-й. гос. /Соловьев,Ключевский/, догос.(КР-ВКЛ-РП-РИ), 2-й формационный (древ. мир, сред века, нов время) – сочетает формац и цивилиз подходы. 3-й. евроцентричная (или зап.евро-я) / vs Саганович и Кошелев выступили/ 4-й. хронолог-террит-ый. подход / Бел земли в 12-н17 вв – бел земли в составе ВКЛ (Шибека: эволюция менталитета (польскость, между польскостью и расейскастю. Дискуссия о: 1). Хар-р гос-ти в 9-12 вв. /Ткачев,Тарасов,Штыхов, Ермолович/, 2) Процесс формирования гос-ти в ВКЛ и роль бел-го фактора /Носевич,Кравцевич, Ткачев,Лойко/ 3) значение бел культ и бел этноса в формировании культ и полит традиций ВКЛ /Карев, Мальдис, Чаквин/ 4) роль war-конфликтов с RUS в XVI-XVIII /Саганович,Ткачев, Яновский/ 5) роль христ и христ конфессий в ИБ /Филатова, Иванова, Морозова/ 6) октяб революция и политика совка /М.О. Бич, Сташкевич, Игнатенко,Михнюк/ 7 особенности нац-культ развития бел-в в XIX-XX и процесс генезиса капитализма /М.О Бич, Шибека, Лютый/ 8 ист регионов BY /Ковкель, Клейн/ 9 ист бел-го шляхетства /Грицкевич, Запрудник, Смоленчук, Нарбут/

Приложенные файлы

  • docx 5019483
    Размер файла: 64 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий