shpory_muzei


1.Понятие музееведения,его предмет и структура. Подходы к понятию:1.самост-ая науч дисциплина;2.прикладная вспомогат-я дисц;3.сумма методических и технических приемов в музейной деят-ти;4.отрицание существования музееведения как науки. Предметом явл(подходы):1.музей и муз дело;2. муз предмет;3.социокультурные ф-ии музея;4.(чешский уч Сранский)музееведение-это наука о познании музейности,т.е. специфическом отношении чел-ка к действительности. =>Музееведение-это наука,изучающая процессы сохр-я соц-й информации,познания и передачи знаний и эмоций по средствам муз предметов;муз дело;изучающее музей как общ-й институт и его ф-ии. Структура:Разделы: 1.история и историография;2.теоретическая часть;3.музейное источниковедение(изучение муз предметов с т.зр. источниковед-я);4.прикладное музееведние(правила построения композиций,принципы сохр муз предметов,правила комплектования муз фондов и т.д).
2.Понятие «муз предмет».Муз предмет-это изолированный из реальной действительности предмет,кот-й обладает опред-й научно-худож-й и исторической ценностью и хранится в музее.Он явл аутентичным источником знаний. В музее главным становится не функциональное значение предмета,а его общественное значениекак помятника истории и культуры. Св-ва(присущи каждому отдельному предмету): 1.информативность;2.аттрактивность-харкатерзует внешнюю сторону предмета,в т чсл. Способность привлекать внимание посетителейсвоим внеш видом;3.экспрессивность-способность влиять на чувства посетителей.4.репрезентативность-представленность муз предметов в ряду однотипных.Помогает выделить уникальные и типовые предметы.Ф-ии (присущи всем предметам в их взаимосвязи):1.моделирование действительности;2.коммуникативная-связь с посетителями;3.научно-информационная-связаны с той или иной наукой,представляют интерес к ней.
3.Муз фон и муз коллекция. Муз фонд-совокупность,принадлежащих музею муз предметов и научно-вспомогательных материалов, схемы,таблицы,модели,репродукции.Муз репродукция и муз техника не явл фондами музея. 1. Фонд муз предметов. (основной –коллекционный фонд,постоянный;обменный-непрофилные предметы,временный).2.Фонд научно-вспомогательных мат-ов.МФ должны соответсвовать усл-м: профилю фонда,должны быть научно-организованными,должны постоянно пополняться. Муз коллекция-совокупность муз предметов одного музея, связанных общностью одного или нескольких признаков и представ-ляющих интерес как единое целое. Признаки:1.по типам источников (вещественные,письменные,изобразит-е).2.по материалу изготовления.3.по назначению предметов(кол-я живописи,оружия,монет). 4.по террит-му признаку.5.по времени сознания(эпохи античности).6.по авторской принадлежности. Совокупность коллекций,принадлежащих одному музею,назыв муз собранием.Муз предметы всех музеев страны образуют мух фонд РФ. Положение муз фонда РФ реглментирует Фед закон 1996г «О муейном фонде РФ и музеях РФ».
4.Музей и его ф-и.Музей-это учреждение,кот комплектует,хранит, изучает,выставлят ипопуляризует муз предметы. Понятие возникло в Др. Греции как «мусеён»-святилище муз.В Эпоху Возрождения музеями назыв коллекции.С 18в-общедоступная коллекция.Музей-постоянное не коммерческое учреждение,находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей.Оно преобретает ,сохраняет,изучает,популярихует и экспонирует в образовательных,просветительных и развлекательных целх материальные свидетельства чел-ка и окруж его среды. Компоненты: здание,муз предмет,поситители.Ф-ии:1.документирование-приобретение и хранение муз предметов.2.научно-исследовательская-изучение муз предметов в рамках соответствующих наук.3.культурная-предметы музея-образцы культурного наследия.4.Образование и воспитание. 5.коммуникативная(передача инф).6.организация свободного времени.
5.Классификация музеев.1.Профильная:музеи делятся на профили,т.е. специализации.:художественные,исторические(обеист,археолог),естественнее-научные,архитектурные,литературные,театральные,музыкальные,науки и техники и тд. 2.Музеи комплексного профиля(краеведческие). 3.По типологии-общественное назначение музея: научно-исследоваельские(при институтах и Академии наук),научно-просветительские,учебные(в школах,вузах. Задача-обеспечить наглядность в процессе обучения). 3. Каким образом музеи выполняют ф-ю документирования:коллекционного типа,ансамблевого типа(музеи заповеднике,музеи под открытым небом-сохр ансамбли(парки и тп)). 4.По административно-территориальному признаку:республиканские,краевые,областные,районные. 5.По юридическому положению: государственные,общественные,частные.
6.Научно-фондовая деят музея. Включ 4 направления. 1. Изучение музейных предметов. Цель изучения – определить музейную ценность предмета. В рамках изучения муз предметы описываются, их пытаются расшифровать. После этого опред-ся принадлежность предмета к уникальным или типовым. Каждый уникальный предмет более ценен. 2. Комплектование музейных фондов. Источники комплектования:Закупки коллекций или отдельных предметов за счет средств, предусмотренных сметой музея,Получение в дар,Обмен дублетных и непрофильных предметов,Экспедиции, проводимые музеем. В процессе комплектования предметы муз-го значения превращаются в муз предметы. При этом проводится экспертиза. Ее проводит фондово-закупочная комиссия. Она принимают решение о приобретении предмета, относит его к основному фонду или фонду научно-вспомогательных материалов. Решение оформляется протоколом. После решения комиссии заключаются договоры о приобретении. После этого составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение. 3. Учет музейных предметов. 4. Хранение музейных предметов. Комплектование фондов – процесс приобретения музейных предметов постоянный и целенаправленный.
7.Учет и хранение муз предметов. Учет.Закрепление принадлежности предметов к данному музею.Она гарантирует юридические права на муз предметы.Учет проводится при перемещении предметов внутри музея и вне его.2 этапа : 1)Первичная регистрация поступивших в музей предметов.-акт приема предметов на пост-е хранение.-книга поступлений муз предметов/книга учета научно-вспомогат-х мат-в.Книга поступлений – одна. Цель– зарег-ть предмет под опред №, дать его краткое описание. На основе книги поступлений создается учетная картотека.2)Инвентаризация – научная регистрация муз предметов. осуществляется при помощи научных инвентарей. Оформляются так же как книги поступления(подробное описание предмета).В каждом музее несколько науч инвентарей.Разделяются по структуре фондов.Муз предмет получает еще один №. На основе карточек создается инвентарная картотека. В музее создаются годовые отчеты о движении музейных фондов. Проводится переучет фондов, он проводится комиссией. Хранение фондов.Режимы хранения: 1.температурно-влажностный.Ср режим +18,относ влажность 55%.Использ кондиционеры. 2. защита от загрязнителей воздуха. Используются папки, футляры, чехлы, а также проводится уборка работниками фонда-хранилища.3.световой режим. Группы: 1) с высокой светостойкостью. (металл, гипс, керамика).2) со средней свет-тью. (кость, мех, дерево).3) с низкой светостойкостью (фотография, акварели, бумага, ткани).4)Биологический режим хр-я-защита от плесени,насекомых,грызунов, моли. Обрабатываются специальными средствами.5)Режим защиты от механич повреждений(инструктаж). 6)ащита в экстремальных ситуациях-пожары наводнения, кражи, хищения.Направления:Консервация–предотвращение разрушения. Реставрация – восстановление потерянного облика предмета. Значит часть муз предметов хранится в фондах хранилища.
8.Экспозиционно-выстовочная деят.-предполагает проектирование и создание экспозиций(выставление на показ). Муз экспозиция-целенаправленная и научно-обоснованная демонстрация муз предметов,кот композиционно организованны, снабжены комментарием,технически и художественно оформлены и в итоге создают единый муз образ. Виды экспозиционных материалов:1.муз предметы.2.воспроизведние муз предметов(копии,макеты,репродукции,слепки). 3.научно-вспомогательные мат-ы(карты,чертежи,схемы).4.тексты и комментарии (этикетаж-краткая хар-ра экспоната).Эксприкация-развернутое пояснение у входа в зал.Указатели.Бутафория-предметы,созданы для образа специально. Экспозиции:временные(выставки),постоянные(обновляться каждые5 лет). Принципы построения экспозиций:1)Историко-хронологический. 2)По национальным школам искусства. 3)Комплексный прицип. Когда вместе экспонируются произведения. 4)По отдельным коллекциям. В основе экспозиции заложен принцип идейности. Каждая экспозиция должна быть доходчивой и универсальной.Методы:1)Демонстрация одного муз предмета. 2)Систематическая экспозиция – демонстрация однотипных предметов. 3)Тематическая экспозиция. 4)Ансамблевый показ(жилища, мастерские,интерьеры дворцов). 5)Ландшафтные экспозиции(панорамы, диарамы)
9.Образ-я деят музея. Причины участия музеев в образ деят:1. Принцип наглядности.2. одноврем воздействие на нравственную,эмоц-ую, интеллект-ю сферу,развитие личности.Исходя из это сформировалась дисциплина музпедагогика-научная дисциплина,кот находится на стыке музееведения и педагогики и рассматривает музей как образоват-ю систему. Музейная педагогика изучает все виды контактов музея и аудиторией.Формы образ-й деят музея:1.Экскурсии. 2.Лекция. 3.Консультация.4.Научные чтения.(Конференции, сессии, заседания). -пассивное участие аудитории. Активные формы: 1.клуб- центр общения людей, объединенных общим интересом. Клуб любителей старины, клуб краеведов, клуб ветеранов ВОВ. Кружок-объединение детей,подростков. Приобщение детей к муз работе.Студия-создаются в худож-х музеях.( получают навыки худож-го творчества). 2.Конкурсы, олимпиады, викторины. 3.Встреча с интересным человеком. 4. Концерт, литературный вечер, театрализованное представление.5.Праздник. 6.Муз игра. Одним из направлений муз педагогики явл изуч муз аудитории. Критерии: 1) Соц-демографические признаки. Деление по образ-му уровню, месту жительства.2)Активность по отнош к музею.(разделение аудитории на реальную и потенциальную).3)Направленность интересов на опред виды муз деят-и.4)Степень подготовленности к восприятию муз инф-и. Методы изучения муз аудитории:1. социологические опросы(анкетирование местных жителей).2. наблюдение за посетителями(кого больше в тот или иной период).3.анализ муз документации.
10.Методика проведения экскурсий.Экскурсия–коллективный осмотр музея, проводимый по намеченному маршруту, под руководством экскурсовода в образовательных, воспитательных целях, а также для удовлетворения эстетических потребностей.Элементы экскурсии: 1)Протяженность во времени( 1,5-2ч).2)Наличие экскурсантов. 3)Наличие экскурсовода. 4)Показ муз предметов. 5)Целенаправленность показа или наличие определенной темы. 6)Передвижение участников по заранее составленному маршруту. Методика экскурсионной работы:1)Методика подготовки экскурсии.-Определить цели и задачи.Выбор темы.Выбор темы.Отбор литературы.Ознакомления с экспозициями и фондами музея. Отбор и изучение экскурсионных объектов.Составление маршрута. Подготовка текста.Проведение пробной экскурсии и её утверждение.
2)Методика проведения экскурсий. Главное-показ муз предметов.Рассказ вторичен.Показ ведется целенаправленно,логично,последовательно. Методы показа:предварительный осмотр,экскурсионный анализ (рассматривается по частям),зрительная реконструкция,прием зрительного сравнения,прием панорамного показа. Средства показа. 1)Жест.2)Рассказ.
Методы рассказа:1.Метод экскурсионной справки (краткая информация о показе).2.Метод описания. 3.Метод характеристики (описание внутренних св-в предмета).4.Метод объяснения. 5.Метод цитирования. 6.Метод вопросов и ответов. 7.Метод заданий 8.Метод ссылки на очевидцев 9)Метод отступления. Классификация экскурсий:1.По месту проведения и объектам показа. (По музейной экспозиции, по выставке, открытому хранению фондов). 2. По характеру тематики (обзорные, тематические). 3.По целевой направленности. (культурно-образовательные, учебные). 4.По составу экскурсионных групп (для детской аудитории, взрослой, туристов, местных жителей).Структура. Части 1)Вступительная беседа. (Установить контакт с аудиторией).2) Указания на правила поведения в Музее.Основная часть.3)Заключительная беседа.
11.Менеджмент и маркетинг в муз деле. Музей-учреж некоммерческое.основная часть прибыли идет на его развитие. Менеджемнт.Большое внимание уделяется созданию перспективных планов работы. Рекомендуется создавать планы с учетом внутр (число посетителей, коллекций и тд),внеш факторов (политические, экономические, социальные условия).Необходимо обращать внимание на источники финансирования:1) Гос бюджет. 2) Спонсорские деньги (Спонсоры дают деньги под программу определенную.Всегда заключенный договор).3) Доходы от собственной деят-ти музея. 4) связи с общественностью (СМИ,интернет конференции и тп. Маркетинг. Направлен на получении прибыли. Задачи:1. анализ потребностей посетителей.2.прогноз состава посетителей с учетом сезона.3.определение перспективных услуг,.4.уровень платежеспособности населения. Важно придумать, что конкретно будет нужно. Для разных возрастов – это разное. Способы зарабатывания денег:1.продажа права на производство репродукций.2.сдача помещения в аренду для проведения мероприятий. 3.продажа сувениров.4.кафе.
12.Традиция коллекционирования и предпосылки музеев в Европе до 17 в.Слово музей возникло в Др. Греции. Мусиен-святилище муз,место поклонения музам, иногда становились центрами литературы и творч состязаний. Наиб известный мусиен –Александрийский.Мусиен основан в 4-3 веке до н.э. В Др. Риме широкое распростр получает распространение произвед искусства. Благодаря развитию коллекционирования сначала в эпоху античности,потом в Ср века складываются крупные известные коллекции в монастырях замках и храмах, наиб крупные-королевские коллекции.В Эпоху возрож -расцвет коллекционирования, кот приобретает целенаправленный хар-р.В 16в во Франции складываются коллекции при Франциске 1,богатые коллекции имела династия Габсбургов.В коллекционировании возникают качественные изменения.В музей предметы отбираются в соответствии с опред концепцией,с учетом восприятия.Степень доступности коллекций зависела только от воли их владельца.Если коллекция располагалась в зале удлиненной формы, то ее чаще всего называли галерея.Создание галереи Уфиции, где располагалась коллекция Медичи.Если помещение было квадратной формы-кабинет(немец–камера).Возникновение Кунсткамеры (кабинет искусств)- в 16 веке получают широкое распространение.Первые-в Вене, Дрездене, Праге. В 17в распространяются анатомические театры и анатомические кабинеты. Наиболее крупным был анатомический кабинет, расположенный в Амстердаме, принадлежал Фредерику Рюйши.2 раза в неделю Рюйши открывал для зрителей за определенную плату. 17в - расцвет коллекционирования,складываются крупные коллекции.Все это еще нельзя назвать музеями, так как степень доступности зависела от породы.
13.Европейские музеи в 18в.Появляются именно в 18в. В рамках просвещения делается акцент на равенство людей. Формир концепция публичного музе.Англия-особенность-музей формировался на основе коллекций, кот принадлежали частным лицам. В 1683 году в Оксфорде был открыт первый частный музей. Позже название музей Ашмол(в основе кол-я семи Дрейдескантов).Он часто ездил за границу, много собрал. Именно эта коллекция была систематизирована,за небольшую плату любой мог посетить музей. 1й музей в Англии нац-о масштаба появился в 1759, в основе коллекция врача и натуралиста Хенса Слоуна.Эта коллекция легла в основу Британского музея.Для входа в музей нужно было обратиться с просьбой, через 2 недели давали разрешение, чтобы осмотреть с группой. В 18в складываются известные европ музеи: Дрезденская картинная галерея, правда устроена она была бессистемно.Появляется Венская императорская галерея-была передовым музеем.Австрийским Габсбургам принадлежали крупные европейские собрания. В 70годы 18в Мария Тереза и Иосиф 2 решили создать принципиально новую картинную галерею. Для этого был куплен дворец.(Верхний Бельгедер).Экспозиция открылась в 1781г. Галер-свободная и бесплатная.Экспозиции распределены по школам.В 18в галерея Уфиции во Флоренции передана в собственность гос-ву. Все желющие теперь могли осмотреть произведения там.В к18в в данной галерее появились под картинами подписи с именами художников. Именно в 18в -создание Музея Лувр.Открытие Лувра 10авг 1793г. Присутствовал принцип шпалерной разведки, картины были увешаны от пола до потолка, публика терялась.В Европе возникают публичные музеи. Наблюдается процесс, когда закрытые королевские коллекции или коллекции частных лиц превращаются в доступные широкой публики учреждения.14.Возник музеев в Рос в 18в.На протяж 17-18в складывались коллекции. Связано с деят-тью Петра1.Его потрясли музеи в Европе. Все, что было приобретено – получило название – государев кабинет.Благодаря Петру 1 начала создаваться модель-камера,в рамках кот хранились всевозможные предметы,связ-е с кораблестроением.Эти две значительные коллекции трансформировались в 2 крупных музея.В Петергофе была создана 1я в Рос дворцовая картинная галерея.Она насчитывала ок100 картин, явл 1й дворцовой галереей.Успехом пользовался кабинет Яна Брюса. Крупнейшим коллекционером был Голицын, Шерементьев, Меньшиков. Кунсткамера.Дата основ-я -1714г. Дата открытия – 1719г в Кикиных палатах.Изначально 5 залов,демонстрировалась зоологические препараты, анатомические,эмбриологические.Первое время -живые экспонаты, они -объект демонстрации. Желающих много,пришлось регулировать посещения при помощи бесплатных билетов. В 1724 передача кунсткамеры в ведения создающейся Академии наук. Источником пополнения стали различные экспедиции. В 1728 переехала в Новое здание, кот было специально для нее на Вас ос-ве,по проекту архитектора Матарнове.Там было несколько кабинетов, много составляющих отделов,в том числе и императорский кабинет( посвящен личности Петра1). Одним из известных муз предметов стал гаторбский глобус,подаренный Петру 1 герцегом Голштинским.Так же была крупная этнографическая коллекция. 1й худож-й музей появ в 18в - Эрмитаж. По инициативе Елизаветы было размещено 115 картин. Екатерина 2 считала, что этого мало. В 1763 Берлинский купец Гацковский обратился к Рос с предложением в честь его долга принять 255 картин. В 1764 эти картинв были переправлены и размещены в Зимнем дворце. Популярны становятся павильоны «Эрмитаж». Их суть-в этих павильонах не должно быть лестниц. Гости пользовались подъемниками.. В 1767 Ек2 заказала построить похожий Павильон рядом с зимним двоцром. Так были построены малый и большой Эрмитаж.Эти Павильоны украсили несколько картин императрицы.На протяжении 18в картины Ек2 продолжали их заполнять. К к 18в число их достигло 4 тыс. В экспозиции было очень сложно ориентироваться. Эрмитаж явл личным собранием императрицы, поэтому только по особым разрешениям туда допускались художники. Публичным музеем Эрмитаж станет только в сер19в. В 18в степень доступности была ограничена. Появляются музеи в учеб заведениях. Наиб значительные складываются в МГУ и Академии художеств. Первым ее попечителем был граф Шувалов. Он подарил собрание Зап-Европейской живописи.Довольно интересный музей сложился в горном училище.Это прежде всего собрание минералов. Появл 1й краеведческий музей-Иркутский музеон.-самый древний музей в Сибири.Был связан с деят-тью губернаторов Франц-Иванович Кличка. Были собраны значит предметы,должны были играть большую роль в просвещении населения Иркутска.После того как Кличка ушел в отставку музей временно прекратил свое существование. Это были музеи публичные, кот сыграли большую роль в развитии просвещении и образования в Рос.
15.Европейские музеи в 19-20вв. В нач19в. сильное влияние на развитие музеев оказали Наполеоновские войны. В 1800г-открыта национальаня худ. Галерея. Потом музей был перевезен в Амстердам, где в 1817 г. открылся Гос. Музей. Сегодня – это один из самых крупных музеев мира. В 1819 открыт музей «Прадо». В основе - коллекция картин, принадлежащая Испанским королям. В 1830 в Берлине открытие «Старого музея». В 19в возникают нац-ые музе.Очень популярным становится коллекционировать то, что связано со своим гос-м. В нас 19в – Венгерский нац-й музей, нац-й музей в Праге, Копенгагене. В к19в новшество-музеипод открытым небом-скансены(окопы), появ под рук-м Хаселиуса.Идея демонстрировать,пытаться воссоздать анасамблевые вещи. Широкое возник-ие специализированных музеев. Этнографические, археологические,тд. Система экспозиции теперь-экспонаты группируются по принципу.-возможность осматривать музеи самостоятельно. С к19в основной формой муз. работы -эксурсия. 20век:отрицательно отразился приход Гитлера к власти. В Германии началась борьба с дегенеративным искусством. После войны возникла идея создания «Международного комитета музея». (ИКОМ). - 1946 г. в Париже.-организация, кот должна была осущ-ть связь м/у различ музеями.В 1954 ИКОМ принял гагскую конвенцию о защите культурного наследия в случае вооруженного конфликата. В 1977 18 мая -международным днем музеев. В 1988 отмечался музейный бум. Кол-во музеев постоянно увелич. Во 2й пол 20в новые тенденции в развитии муз дела – появл культурных центров. В 1977 в Париже был открыт нац-ый центр искусства и культуры имени Жоржа Помпеду. Широкое распространение детских музеев. Первый был создан в 1899 г. в США, организатор преподавательница биологии.Дети могли не только смотреть экспонаты,но и работать в мастерских. Задача-дать детям ч/з макеты узнать о мире.Продолжается возникновение музеев-заповедников. Во Франции в 60-году возникают эко-музеи. Концепция была разработана Жоржем Анри Ривьером. Здесь ничего никуда не переноситься.-отличие от скансены. Экомузей– лаборотория,тк он способствует изучению прошлого и настоящего , местной истории, это заповедник,тк он способствует охране местного природного и культурного наследия, это также школа,тк он привлекает местных жителей к своей работе. К числу экомузеев во Франции относятся природные, региональные парки, этнографические заповедники, центры промышленного наследия. В 20в Иком пропогандирует создание интегрированных музеев. Активное распространение интерактивных программ (современность).
16.Российские музеи в 19в. В 19в Эрмитаж находился в ведении «Министерского императорского двора». Превращается в общедоступный музей. 1825-приняты правила посещения Эрмитажа,он открывался ежедневно, поток посетилей регулировался выдававшимися бесплатными билетами. При Ник1 регламент внешний вид посетителей. В сюртуках разрешалось находиться мещанам, художникам. Гаржданские - во фраках. В нач19в Эрмитаж пополняется, работал худож Доу над портретами 1812г. Негативно отразился на Эрмитаже пожар 1837г. Было принято решение о строительстве нов здания с отдельным входом- новое здание с фигурами атланта. Открытие 1852 г. При Ал2 все ограничения были отменены, Эрмитаж-общедоступный. Публичная-Оружейная палата. Дата основ-10 марта 1806г,когда был подписан указ Ал1.-вводились должности смотрителей,оружейная палата нах-сь под юрисдикцией дворцового ведомства.Принято решение построить здание в 19в на тер-ии Кремля. Уничтожили дворец Б.Годунова. В 1814г-развернулась экспозиция.-бесплатные билеты.Осмотр только в летнее время. В 1852г переехала в нов здание, по проекту архитектора Тона где она и сейчас. Во 2й пол 19в -публичная,но с ограничениями.Членами Румянцевского кружка были разработаны проекты создания нац-х музеев.1й попыткой создания нац-го музея стало открытие Румянцевского публич музея. 26мая1831 в СПБ. (графу Н П. Румянцеву). Тогда были обнаружены Изборник Святослава, Судебник Ив3, плавание Крузенштерна.Финансировалось Румянцевым. После его смерти все коллекции должны превратиться в музей. Кабинеты: минералов, монет, рукописей. Один день в неделю открыт для штрокой публики, в остальные дни там занимались науч работой.Не получил должного финансирования, в сер19в решено перевести музей в Мск и открыт в доме Пашкова(1862). Коллекции делились по рукописям. При музее работала библиотека. После 1917 прекратил существование. Широкое распространение получили учебные музеи, кот открывались в универ-х. Музеи имели хар-р помочь студентам. Возникают мемориальные музеи. Бородинский военно-историч музей заповедник,основанный по приказу Ник1. Создаются местные музеи. Перым представительным нац-м музеем стал гос историч музей. В 1872 г. в Мск происходила политехническая выставка. При создании музея была создана комиссия. Музей создавался как императосркий. В 1875 специально для музея началось строительство на Кр площади специального здания, возведенного по проекту архШервуда. В 1883 г. -открыта муз экспозиция. 11 залов, кот посвящены истории Др.Руси до12в. Позже доведена до 16в. В 1881 стал называться Императорским Рос-м Историческим музеем. В 1894 присвоено имя императора АлIII. Велась работапо истор-у образ-ю. Политехнический музей стал одним из крупных научно-технических музеев мира. Национально художественный 1й – Третьяковская галерея.Основатель коллекционер П. М. Третьяков,интересовало рус искусство. С 1881 вход в свободный,бесплатным. В 1892 умер Третьяков,передал картины в дар Мск,но в составе собрания Третьякова. В 1893 открытие «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых. Экспозиция развернулась в 21 зале и включ 1287 картин русх художнико и 75 европ-х . В советский период западные картины изъяли. Русский музей в СПБ. Идея создания - Ал3, воплотил его идею Ник2. В 1895Ник2 - указ об учреждении Рус музея им импер Ал3.Был выделен Михайловский дворец. Открытие 7 марта 1898. В 1895 коллекционером Бахрушиным основан театральный музей, кот бпередан Академии наук. Крупным музей Цветковская галерея, в основе коллекция Цветкова(коллекционировал рисунки рус художников). Галерея подарена Мск. Сейчас она не существует.
17.Рос муз к 19-нач20. В19в создаются местные музеи. Перым нац-м музеем стал гос историч музей. В 1872 г. в Мск происходила политехническая выставка. При создании музея была создана комиссия. Музей создавался как императосркий. В 1875 специально для музея началось строительство на Кр площади специального здания, возведенного по проекту архШервуда. В 1883 г. -открыта муз экспозиция. 11 залов, кот посвящены истории Др.Руси до12в. Позже доведена до 16в. В 1881 стал называться Императорским Рос-м Историческим музеем. В 1894 присвоено имя императора АлIII. Велась работапо истор-у образ-ю. Политехнический музей стал одним из крупных научно-технических музеев мира. Национально художественный 1й – Третьяковская галерея.Основатель коллекционер П. М. Третьяков, интересовало рус искусство. С 1881 вход в свободный,бесплатным. В 1892 умер Третьяков,передал картины в дар Мск,но в составе собрания Третьякова. В 1893 открытие «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых. Экспозиция развернулась в 21 зале и включ 1287 картин русх художнико и 75 европ-х . В советский период западные картины изъяли. Русский музей в СПБ. Идея создания - Ал3, воплотил его идею Ник2. В 1895Ник2 - указ об учреждении Рус музея им импер Ал3.Был выделен Михайловский дворец. Открытие 7 марта 1898. В 1895 коллекционером Бахрушиным основан театральный музей, кот бпередан Академии наук. Крупным музей Цветковская галерея, в основе коллекция Цветкова(коллекционировал рисунки рус художников). Галерея подарена Мск. Сейчас она не существует.В нач20в(1912г)- открытие музея Изящных Искусства им Ал3 при Московском универ-е.1ым директором был И. В.Цветаев. Идея создать копии античного искусства. Началось строит-во здания. Затянулось, Цветаев заказал слепки и копии памятников античного искусства. В музее было 22 залов, более 1000 слепков и копий произведений европ-го искусства от античности до эпохи Возрожд. 1ый учебный художественный музей. После революции в 20-е годы в музей поступал всевозможные произведения европейского искусства. В 1932 переименовали в «Музей изобразительных искусств».1937-им.А.С.Пушкина. К 1917 насчитывалось ок500 музеев разного профиля. Наиб известные находились в Мск и СПБ. В дек1912 года состоялся предварительный съезд муз деятелей. Было принято решение провести в 1915 году съезд музейных деятелей,но война не позволила.
18.Муз политика в СССР.Подводя итоги развитию музейного дела в РСФСР и СССР с 1917 по 1991 гг., выделим периоды :1.(1917–1918 гг.) сохр культ и ист наследия, охрана ценностей, поиск организ-ых форм, позволяющих успешно решать эти задачи. Началось формир-е совет закон-ва по муз делу и охране памятников.2.(1918–1923 гг.) – деят-ть Всероссийской коллегии и отдела по охране памятников искусства и старины при Наркомате просвещ-я РСФСР.Заложены законодат. осн регулирования муз дела, вырабатываются первые гос программы развития муз дела. Отрицательное-тогда формируются представлений о музее как о пропагандистском учреждении - привело к объединению, ликвидации некоторых музеев как не представляющих ценности.3.(1923–1930 гг.) – музей как учреждение по формированию и пропаганде марксистско-ленинского мировоззрения, инструмент идеолог воздействия.4.(1930 – 1941 гг.) – Первый муз съезд. Музейное дело развивается как часть общегос и пропагандистской работы. 5.(1941–1945 гг.) – музеи, чтобы сохранить фонды и развернуть работу на новых территориях в связи с ВОВ. Новый орган управления музеями_с 6 февраля 1945 г. - Управление музеев Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. 6. (1945 г. – 1-я половина 1950-х гг.) –восстановительный период после ВОВ. Усиление регламентации в деят-сти музеев.7.( 2-я половина 1950-х – 1-я половина 1960-х гг.) – усиление интереса к ист-культ наследию и проблемам его сохранения, новые типы музеев: музеи-заповедники, обществ музеи. Появление смотров-конкурсов музеев. Развитие междун связей отеч музеев, начало членства в междун организациях.8. (2-я пол 1960-х гг. – 1980-е гг.) –актив развитие законод по муз делу и охране памятников. С середины 80-х гг. начался демонтаж административно-командной системы управления музеями.
19.Современность. С 1917 по н.1990-х гг. - музей как пропагандистск. учреждение. Хар-но: накопление материалов по ист совет общ-ва теперь не главная задча. Одно из новшеств 1990-х гг. – возрождение частных музеев. В начале 1990-х гг. в Тюменской обл открылся частный музей старца Григория Распутина.В 1993 г. открылся частный музей «Музыка и время» в Ярославле. Музей получил флигель бывшей усадьбы купцов Соболевых( коллекционирует колокольчики, часы, музыкальные инструменты) В 1993 г. в Москве первый частный худ музей – Русский национальный музей искусств (РНМИ). 2-й пол XIX – н ХХ в.: декоративно прикладного искусства, живописи, фарфора, мебели, музыкальной игрушки и т.д. РНМИ стал первым музеем, кот собирал часть фондов именно для продажи. Новое законодательство определило Музейный фонд РФ как состоящий из гос и негос. Началась передача ранее конфискованных у рус православной церкви объектов в ее собственность. Функции управления музеями переходят к Министерству культуры Российской Федерации (с 1992 г.), а на местах в комитеты и отделы культуры при администрациях субъектов федерации. В сост Министерства культуры РФ есть Управление по делам музеев, кот обеспеч оптимальных усл развития гос музеев. Одна из поставленных задач – формирование концепции гос политики в обл муз дела. Указ Президента от 30 ноября 1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» определил понятие особо ценных объектов В апреле 1993 г. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В том же году вступил в силу Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В 1996 г. принят Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», регулирующий правовые отношения в сфере Музейного фонда РФ, он определяет особенности создания и правовое положение музеев как некоммерческих культурных учреждений. 25 июня 2002 г. принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Одна из актуальнейших проблем настоящего времени – реституция: возвращение в страну предметов из Гос-го музейного фонда. В 1990-е гг. активизировались работы по информатизации музеев. В 1996 г. была создана рос Ассоциация по документации и информац технологиям в музеях (АДИТ). В 1991 г. создается Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ). В октябре 2001 г. в Санкт-Петербурге прошел Организационный съезд музеев России (второй после съезда 1930 г.), на котором было создан Союз музеев России. Эти годы стали временем обновления отеч-го муз дела, расширения связей с мировыми системами охраны памятников истории и культуры, создания нового законодательства по музейному делу и охране памятников.

Приложенные файлы

  • docx 725679
    Размер файла: 64 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий