АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ
Пожалуй, нет второго такого
«межконфессионального»
вопроса, который
настолько
интересовал бы верующих армян в России, как отношение
официальных данных о
б этом
, потому что
она не разделяет убежденности
части верующих РПЦ в самом существован
ии такого феномена. То есть, о
Благодатном Огне в ААЦ официально
не говорится потому, что
официально
гов
орить не о чем
На самом деле, все, что рассказывается среди русских
верующих о чудесах связанных с Благодатным Огнем и о причастности
армян к этому делу, является не более чем «благочестивой» мифологией
. Эти
рассказы возникли
в среде верую
щих Греко
православной конфесси
при
молчаливом попустительстве Иерусалимской греческой Церкви
, когда
посещавшие Святую Землю
паломник
передавали друг другу нечто
услышанное от кого
При этом, в течение веков передаваемая из уст в уста
информация «обогащаясь» подробностями,
поскольку
новые поколения
паломников дополняли услышанное от предшественников тем, что
самим
привиделось
Нужно заметить и то, что
на самом деле
официального мнения по поводу
Благодатного Огня нет и в Русской Церкви, поскольку она не участвует в
пасхальной церем
онии
на Гробе Господнем
и не может знать того, что и как
там
на самом деле происходит. Поэтому, все, что можно узнать из
источников РПЦ, является все теми же широко известными пересказами
паломников. Дать официальную версию происходящего в храме
Воскресени
я, со стороны Греко
православной конфессии может только
греческий Иерусалимский патриархат. Но
крайне
редкие заявления его
иерархов о
исключительно богослужебном
и праздничном
смысле
великосубботней церемонии тонут в массе восторженных паломнических и
жур
налистских сообщений о «чудесах самовозгорания и неопалимости».
Проблема усугубляется еще и тем, что рассказы об «огненных чудесах»
воспринимаются многими
русскими
верующими как Предание Церкви, а
потому обретают в
их
сознании
статус
важн
ой
част
религиозн
ой веры.
Как
следствие
, всякая попытка донести
до них
правду со стороны богословски
грамотных служителей РПЦ, вызыва
среди
людей
падких на чудеса
непонимание,
отторжение и возмущени
Естественно, массовая эйфория по поводу Благодатного Огня среди рус
ских
верующих
, иногда перекидывается и на несведущих
в этом вопросе
российских
армян
. Некоторые из них не догадываются или не имеют
возможности поинтересоваться у служител
ей Армянской Церкви
ее
отношении к данному явлению, и по простоте души начинают ве
ровать в
«чудо».
Помимо тех
армян
, кто
переформатиру
т верования так, что
приписыва
т Армянской Церкви низведение огня с неба
, существуют и
акие
для
кого
рассказы о Благодатном Огне становятся духовной ловушкой
Порочащие Армянскую Церковь
сюжеты в расск
азах
о Благодатном Огне
соблазняют некрепких умом и душою, заставляя отрекаться от Церкви своих
отцов и уходить в Русскую Церковь
, которой «Бог дает Огонь»
не
возражает, когда российский армянин по неким объективным причинам
воцерковляется в Р
усской
еркви
, поскольку мы считаем ее Церковью
Сестрою. Но факт ренегатства спровоцированного ложью об Армянской
Церкви и верой в лишенную христианского смысла «огненную» сказку
не
может восприниматься как нечто нормальное. И чтобы этого не
происходило, армянам Р
оссии просто таки необходимо знать все, что
связанно с темой Благодатного Огня.
Прежде всего, нужно
знать
, что в Армянской Церкви нет самого понятия
«Благодатный Огонь». Мы говорим
Свято
Свет
. Мы не низводим огня с
неба,
вспоминаем Воскресение Гос
пода нашего Иисуса Христа, Который
есть Свет истинный. Мы возжигаем от
лампады на плите Святого Гроба
огонь
как источник Света
, и
этот Свет
как символ Воскресшего Спасителя
выносим верующему народу. Здесь нет никакого чуда. Это
лишь
богослужебная праздничн
ая церемония. Но не нужно думать, что Армянская
Церковь в принципе отрицает саму возможность чуда на Гробе Господ
нем.
Мы веруем, что Бог может
творить чудеса в любом месте. Более того,
согласно преданию Армянской Церкви,
божественное чудо с пасхальным
Свет
ом на Гробе Господнем было явлено нашему Просветителю Григорию,
который просил Бога всегда посылать Свой
Святой
Свет верным. И именно
это древнее событие сообщает каждой новой пасхальной церемонии особой,
можно даже сказать, сакральной значимости. Но, тем
не менее, фактом
остается то, что огонь, выносимый из Гроба Господня армянским и
греческим служителями, является обычным природным огнем, зажженным
двух лампадах
греческим архимандритом самым обычным
способом
незадолго до того, как в Кувуклию входят те,
что после молитвы вынесут
с
этим ог
ем
людям
Святой Свет
Вторым по важности фактом является тот, что вопреки паломническим
рассказам, молиться непосредственно на Гробе Господнем входят
представители обоих Иерусалимских патриархатов.
Мифология
на тему
агодатного Огня обычно сообщает, что «схождение» огня происходит
исключительно по молитвам греческого патриарха, и что входящий с ним в
Кувуклию «армянский патриарх» остается в Пределе Ангела, ожид
ая там
момента, когда грек
вынесет ему из Гроба огонь. Ошиб
ка распространителей
подобных рассказов состоит уже в том, что армянский патриарх не участвует
в этой церемонии, но наблюдает за ней с балкона Армянского
редела,
уполномочив входить в Кувуклию за Светом архимандрита. Этот
архимандрит именуется лусааном, и
последние несколько лет им является
отец Баграт Бурдж
кян. И
конечно же, армянский лусаан не ждет в Пределе
Ангела
огда греческий патриарх вынесет ему огонь.
Но как прописано в
Статус
кво, о
ни вместе проходят в пещеру Гроба и
оба
стоя на коленях перед
ложем Спасителя молятся каждый по своему молитвеннику, освещая текст
зажженной от лампады свеч
й.
После молитвы, каждый из них сам зажигает
свой церемониальный пучок свечей от одной из двух лампад, и
вместе
выходят в Предел Ангела, откуда уже передают Свет
ожидающим в храме
верующим.
Все, что кается особых свойств выносимого огня, то все это является плодом
все того же воображения
экзальтированн
паломников.
Все рассказы о
самовоспламенении и о том, что огонь этот некоторое время не обжигает,
являются
азк
ой
, в которую предлагается
просто
веровать
как в важную
«православную истину»
, и многие с немалым энтузиазмом включаются в эту,
часто небезопасную игру с огнем.
Люди, наивно верующие, что в их руках
«чудесный огонь» получают серьезные ожоги, но при этом
хвалящихся тем,
что они «лично умывались огнем и не обжигались» не убавляется.
Сказочным является и сюжет о треснутой колонне, из которой, якобы, Бог
чудесным образом дал Благодатный Огонь «православным», когда «армяне
еретики» заперлись в храме, желая пр
исвоить себе право
низводить с неба
огонь. Эту откровенно клеветническую и очерняющую армян историю, с
особым
удовольствием рассказывают гиды всем русским паломникам в храме
Воскресения. Но
обманывая доверяющих им людей,
они не говорят
того
, что
колонна э
та, как часть храмового комплекса, находится в собственности
Армянской Церкви, являясь своего рода святыней
, прежде всего
для
армянских паломников.
Такое
, прямо скажем, не типичное для ААЦ
отношение
некоторых
армян к
этой колонне сложилось потому, что о
ней и чуде выхода огня писал в своих
заметках армянский паломник из
ьв
овской диаспоры
Симеон Поляк
(Лехаци)
олько чудо он описывал не как следствие межконфессионального
противостояния, а как Божью помощь бедным, которых турки не пускали в
храм
где они
могли бы
участвовать в празднике и узреть вынос Святого
Света
. Важно отметить и то, что рассказ Симеона гораздо древнее рассказов
антиармянских, что сегодня распространяются в русской среде
то
свидетельствует о том, что
известный
русским
миф
о треснутой
колонне
является грубой переделкой более древнего повествования. Впрочем,
Армянская Церковь не дает официальных подтверждений
рассказам
Симеона Поляка о чудесах в храме Воскресения.
Для нас они являются всего
лишь впечатлением паломника
из далекой Польши
, который, конечно же,
мог заразиться
верой в «огненные чудеса» слыша о них еще в Европе и
поддавшись общему
ожидани
чуда
вместе с
заполнившей храм
экзальтированной толп
ой
Давид Бекназарян,
теолог,
руководитель НУР…

Приложенные файлы

  • pdf 2293899
    Размер файла: 64 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий