каблинян, всё для тебя


 1. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических воззрений Базарова?
Братья Кирсановы – потомственные дворяне, люди, получившие хорошее образование и хорошее воспитание. Большая часть их жизни прожита, их взгляды на жизнь давно сформировались, приоритеты расставлены - это люди с накопленным жизненным опытом. Каждый из них, проживая жизнь, испытал любовь и утрату, разочарование, надежду на возрождение. Они разные люди: Павел Петрович человек, который гонялся за призрачным счастьем и, лелея в себе, взращивая в себе страдание трагической любви. Всю жизнь, любя одну женщину, не позволяя себе отвлечься, создать семью, он проживает бесполезно «На краешке чужого счастья»: у брата был счастливый брак и теперь будет новый , у брата подрастают сыновья, они предмет его гордости и надежды на будущее. Брат как умеет ведет хозяйство в деревне. Павел Петрович просто проживает рядом, он ежедневно встает, читает газеты, обедает, общается , но он не живет. Была бы надежда на возрождение его души, но Фенечка, в которую он влюблен, не будет ему принадлежать, таким образом, и вторая его любовь несчастливая. Павел Петрович лелеет свои «Принсипы» - некие морально-этические нормы, которых он придерживается. И эти нормы + образование + воспитание не позволяют ему принять и понять нигилизм. Сам он трактует нигилизм как неуважение ко всему, что он считает важным, поэтому, он никогда его не примет. Не смотря на то, что внешний конфликт разворачивается между Павлом Петровичем и Базаровы, настоящий внутренний конфликт идет между Николаем Петровичем и Базаровым, ибо Павлу Петровичу предъявить нечего, кроме бесполезно прожитой жизни, а Николаю Петровичу есть. Николай Петрович - младший брат из Кирсановых, его жизнь сложилась лучше, чем Павел Петровича: обе его любви взаимны и счастливы, у него есть дети от любимых им женщин, у него есть дом, где его любят, он хороший и старательный помещик. Он философски относится жизни, он никому ничего не навязывает свои взгляды на жизнь, он просто рассуждает. Он управляет хозяйством, играет на флейте, растит сына. Николай Петрович человек, который прожил свою жизнь не зря: он знает, что настоящая любовь есть, искусство – это прекрасно и достойно восхищения, природа – это нечто особенное, чем просто сырье для работы. Он относится к нигилизму Базарова философски: он его выслушивает, но он не пытается доказать ему, что он не прав, не читает нотациями. 2. Как проявляется авторская позиция к братьям Кирсановым в романе «Отцы и Дети».Братья Кирсановы близки Тургеневу тем, что у них одинаковое происхождение – все они потомственные дворяне. Каждый из них человек в возрасте, с определенным жизненным багажом за спиной. Любовь Павла Петровича, отчасти, напоминает любовь Тургенева к Полиной Виардо. Тургенев, переживший сильную любовь , симпатизирует братьям. Автор симпатизирует братьям, так как главная цель романа – показать читателю, что нигилизм это плохо и неправильно, что это тупиковая ветвь, что отрицание любви, семьи, искусства - глупо и нужно искать нечто среднее между старым способом проживания жизни и новым. Образы братьев Кирсановых – это ностальгия по старому укладу жизни дворян, по тем, кто сохраняет традиции этой жизни. 3. Кого из героинь….Анна Сергеевна Одинцова - образованная, независимая и умеренная в себе женщина. Она не хочет страсти, ей нужен покой и спокойствие. Она холодна и предпочитает одиночество. В отличии от многих женщин, Одинцова не стремится по настоящему полюбить, с ее точки зрения любовь – это иррационально. Одинцова самодостаточна, она ничего никому не хочет доказывать, она никому ничем не обязана. Она говорит с мужчинами на равных, ее ум это позволяет. Она знает о чувствах Базарова и провоцирует его на признание, когда же Базаров признается ей в любви, она пугается, она видит, что в Базарове слишком много страсти, а ей столько не надо. Она понимает, что отношения с Базаровым могут разрушить ее спокойную жизнь, так как она понимает, что ей нужно от жизни, а что нет. Не смотря на то, что она дистонцируется от Базарова, когда он умирает, она приезжает к нему проститься. Она видела
в Базарове что-то особенное и поэтому она приехала с ним попрощаться. Он называет ее великодушной. Она ценила то, что он ее любил и поэтому, она приехала с ним попрощаться. Евдоксия Никитишна Кукшина - она является кривым отражением Базарова. Псевдонигилистка, которой хочется быть модной прогрессивной, хочет выделяться и привлекать внимание. Она хочет быть кем угодно, но не самой собой. Ее увлечения не постоянны, как только пройдет мода на нигилизм, она найдет что-то новое. Внешность ее не примечательна, в ней нет ничего женственного и настоящего. У идеальной женщины должно быть чувство собственного достоинства, а Кукшина ведет себя пошло и развратно, в женщине должна быть какая-то загадка, которая привлекает и заинтересовывает мужчин, у Кукшиной ее нет. Она небогата умом, все ее разговоры поверхностны. Фенечка – обычная крестьянская девушка, необразованна, простая и чистая душой, но именно на Фенечки пересекается интерес 3 мужчин: Николая Петровича, Базарова, Павла Петровича. Ее внутренние качества как магнит притягивают мужчин, ее незатейливость, простота, доброта, искренность - вот что нужно мужчинам. Но ее сердце верно любит и принадлежит одному человеку – Николаю Петровичу. Она ему верна. Она не вульгарна и не развратна, но в силу своего происхождения она кажется легкой добычей, которую хочет заполучить Базаров. Но ее верное сердце принадлежит Николаю Петровичу. То, что она отказывает Базарову – показатель того, что он не состоятелен в любви, что даже чудной старикан Николай Петрович достоин любви гораздо больше, чем Базаров. Фенечка – это и верная жена, и прекрасная мать, она красива и молода, способна любить, именно поэтому она, а не Одинцова, оказывается в центре 3 героев. По мнению Тургенива, счастье может подарить та, которая умеет любить. Фенечка больше всего подходит под это описание: простота, верность, умение любить – все это присутствует в ней. С такой женщиной, как Фенечка, мужчина обретет свое счастье, рядом с ней он будет чувствовать себя мужчиной, будет чувствовать себя любимым.4. Как Тургенев разоблачает эпигонство и доктринерство…ДОКТРИНАРИЗМ, ДОКТРИНЕРСТВО(лат., от docere - учить). Одностороннее, педантическое направление; приверженность к теории.Эпигонство - Деятельность эпигона; нетворческое, механическое следование традиционным приёмам какого-либо стиля в искусстве или направления в науке; подражательство. В романе «Отцы и Дети» есть 2 «доктрины» - Базарова и Павла Петровича. Эти доктрины противостоят друг другу. Нигилизм и Аристократический Либерализм противостоят друг другу, но каждая доктрина обречена на смерть, также как и их носители. В этой борьбе никто не проигрывает и не побеждает. Павел Петрович, носитель доктрины Аристократического Либерализма, его любимое слово принсип, не признает главенство других доктрин. Павел Петрович единственный представитель своей доктрины, его не поддерживает брат и другие герои романа. Также одинок в своей доктрине Базаров, у него нет истинных последователей, которые могут продолжить его дело и развить доктрину нигилизма. Доктринеры оторваны то жизни, они видят, что такое хорошо, а что такое плохо, по сути, они делают мир бесцветным, они обедняют его. Ни доктринёру Базарову, ни доктринёру Кирсанову, не везет в любви. У Базарова и Павла Петровича нет настоящих друзей, они видят в них лишь соратников и продолжателей доктрины. Павла Петровича и Николая Петровича ничего не связывает, кроме семейных уз, Николай Петрович греется на краешке чужого счастья. Базаров вроде бы имеет друга и последователей, но он понимает, что Аркадий не проник его доктриной, а Ситников и Кукшина лишь бросают тень на его доктрину. Носители доктрин Базаров и Павел Петрович стремятся уложить жизнь в рамки своих доктрин и они не понимают, что жизнь шире их доктрин. Эпигоны в романе – это Кукшина и Ситников. Они лишь тень Базарова, жалкие пародии, которые проповедуют современное течение и не имеют представление о нем, либо имеют, но оно поверхностное. Кукшина - псевдонигилистка и псевдофеминистка, которая очень глупа, фальшива, в ней нет индивидуальности, нет глубины,
ее поведение отталкивает людей. Кукшина хочет быть нужной и чтобы на нее обращали внимание. Она хочет быть кем угодно, но не самой собой. Она эпигонка, потому что все ее увлечения – это своего рода мания на все новое, которому она слепо следует, пока оно не устареет. Ситников – человек, который хочет выделяться, а выделяться он хочет при помощи связей с людьми, которые выше его в чем-либо, и, их мнение для него очень важно. Поскольку высший свет ему закрыт, он выбирает таких личностей, по типу Базарова, по мнению Ситникова, именно люди типа Базарова помогут ему выделиться. Ситников будет подражать им, чтобы поразить их. Ситников эпигон, так как его слепое подражание людям выше, чем он, превращает его в эпигона, ведь раньше он был всего лишь недалеким человеком. 5. Смысл формулы Природа не храм, а мастерская.Базаров практик. Храм – это место для молитв, а Базаров молится не будет, т.е. мастерская природы – этот место приложение сил, умений, знаний естествоиспытателя Базарова. Подобный взгляд на природу весьма однобок, потому, ч то все что сейчас поминает человечество в виде катаклизмов, смены климата, таяния ледников – как раз и есть последствие работы таких «мастеров», в мастерской природы. Базаров не видит в природе того, что может восхищать, он видит в природе лишь материал и опыт. Базаров слишком хладнокровен к природе. Люди подобные Базарову вырубали леса, пытались повернуть реки вспять, почти осушили Аральское море. Базаров – единственный персонаж, который проповедует такое отношение к природе, он одинок, у него нет последователей в этом. Павел Петрович в природе видит лишь храм, Николай Петрович совмещает 2 эти взгляда, Деятельность Базарова, как и любого ученного естественника, направлена на изучение природы, но если ему для научных опытов потребуется извести всех лягушек в пруде, он без сомнений сделает это. Это подход практического пользователя, который влечет еще 1 пастулат : мы разрушим, а после нас пусть строит кто-нибудь другой. Не случайно, опыты Базарова заканчиваются так плачевно для него: сама природа запускает тот механизм, который его уничтожает.
6. В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?
Базаров – очень противоречивый персонаж. Базаров человек нового времени, он несет в себе перемены для старого уклада жизни персонажей. Он одинок в своем пути не каждый человек поддерживает его теории и нигилизм, люди либо не понимают и отрицают его идеологию, либо они становятся лишь жалким подражанием Базарову.
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры
Базаров – нигилист, он отрицает многие вещи: такие как любовь, аристократизм, принципы и старый уклад жизни русского народа. Он отстаивает свои права и свято следовал идеологии нигилизма.
Встреча с Одинцовой становится роковой для Базарова, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, хотя сам считает любовь непростительной дуростью, он нарушает заповеди нигилизма. Благодаря Одинцовой, в Базарове просыпается внутренний романтик, он ищет встречи с Одинцовой, признается ей в своих чувствах, хочет с ней близости. Она же хочет покоя, ей не нужна любовь Базарова. С этого момента внутри Базаров идет борьба нигилиста и романтика в этой борьбе побеждает романтизм – любовь делает Базарова слабым и невнимательным, он допускает не простительную ошибку для врача, которая приводит его к летальному исходу.
Ведь и Базаров на протяжении романа, и чем ближе к концу, тем более явственно, прячет в нигилизме свое тревожное, любящее, бунтующее сердце. После знакомства с Ситниковым и Кукшиной в самом Базарове начинают резче проступать черты самоломанности.
Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины.
Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства:
Вспыхнувшее в Базарове любовное чувство заставляет стыдиться своего ученика и все чаще избегать общения с ним. Обе стороны до известной степени правы – этот принцип античной трагедии проходит через все конфликты романа, а в любовной его истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее народным инстинктом выверяет ограниченность того и другого героя.
7. Особенности композиционной структуры романа «Отцы и Дети»
Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отношению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части романа мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (закончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части — дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли Базаров выходит победителем, из второй — побежденным. Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Петровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей. После истории с Княгиней Р. Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кирсанов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку. Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петровичу. При первой встрече он не подал ему руки, в разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудачества Кирсанова. Проживая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке. Наконец, в финале романа оба героя остаются в полном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероятно, будет жить до смерти.
Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Трагический «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситникова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изображена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукшиной. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсановых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей. В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта — общественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсановых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Аркадия — это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии. Знакомство Базарова с Павлом Петровичем — завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная неприязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного презрения — развитие действия. Сцена дуэли является кульминацией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием. Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа. Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство Базарова с Одинцовой — завязка любовного конфликта. Жизнь Евгения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеевной — развитие действия. Кульминация — объяснение героев. Развязка — расставание героев. Эпилогом здесь становится упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова. Стоит отметить, что параллельно с любовным конфликтом в романе возникает внутренний конфликт (конфликт Базарова с самим собой, со своими собственными убеждениями). Развязкой этого конфликта становится смерть Базарова. Именно наличие этого внутреннего конфликта, разрешившегося смертью героя, позволяло исследователям сопоставлять роман И.С. Тургенева с античной трагедией. Таким образом, композиция романа отличается простотой, четкостью и соразмерностью, что также обусловило художественное достоинство произведения и неизменный читательский интерес.
Базарова автор дважды проводит одной и той жей дорогой: Марьино, Никольское, Родительский дом. Первый круг совершает человек уверенный в себе, который не нуждается в чей-либо привязанности, дерзкий и самостоятельный и самоуверенный, а второй круг преодолевает человек раненный любовью, человек которому через любовь приходит разочарование его прежних идеалов, даже несколько испуган тем, что система его ценностей рухнула. 8. В чем можно согласится, а в чем нет с трактовкой образа Базарова в статье Писарева Базаров
Согласие:
По мнению Писарева Базаров - это собирательный тип, представитель молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя»
На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность -- решительно необходимо.
Итак, Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчеты. Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа
Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу;
они не вдаются в односторонность, не привязываются
к теории, не прирастают к специальным занятиям;
они всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более широкую и более занимательную; они всегда готовы выйти из учёного кабинета и лаборатории;
это не труженики; углубляясь в тщательные исследования специальных вопросов науки, эти люди
никогда не теряют из виду того великого мира,
который вмещает в себя их лабораторию и их самих, со всею их наукою и со всеми их инструментами и аппаратами Базаров
человек жизни, человек дела, но возьмётся он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально
… В отношении Базарова к простым людям критик отмечает природный демократизм героя, за что его любит народ. С другой стороны, крестьяне «смотрят на него как на шута горохового». Но такое явление – не противоречие, считает автор статьи. «У мужика лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд...»
Базаров лишний человек со знанием и волей.
Несогласие:
«В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность, смерть Базарова не случайность, автор смертью героя хотел показать, что нигилизм проигрывает в битве с романтизмом и окружающим миром. Смерть Базарова произошла из-за случайности, которая была не случайна.
Осуждение идеологии нигилистов и сравнение их революционерами, да для той эпохи это люди новой эпохи, их движение не получило бы развитие из-за самодержавия и отсутствие таких идей у русского народа. Но то что они таки и осуждать их не правильно
9. Как традиции классицизма позволяют передать публицистический пафос Грозы
Говорящие фамилии и гиперболизации.
Публицистика отражает социальную борьбу; она всегда продукт той или иной идеологии. Произведения публицистического стиля нередко имеют пропагандистский и агитационный характер. „Основной пафос публицистики — в убеждении, пропаганде, призыве"*. Публицистический стиль выполняет функцию воздействия. Для него" характерны полемичность и эмоциональность.
Классицизм – литературное направление в период конца 18 и начала 19 века в России. Традиции Классицизма: правило 3 единств, говорящие фамилии, гиперболизация образов, конфликт поколений, невежества, долга и чувства.
В драме гроза сесть персонажи с говорящими фамилиями: Дикой, Кабаниха, Кулигин.
Конфликт поколений – противостояние нового и старого поколения, перемен и старого уклада в городе Калинове.
Конфликт долга и чувств Катерины – это публицистический призыв автора к изменениям и действиям в укладе русского народа
Тема греха и наказания.
Персонажи пьесы представляются с самого начала представляются законченными типами и не изменяются до самого конца.
В пьесе трагический конфликт и трагический пафос, поэтому юмор здесь отсутствует.
Деление на положительных и отрицательных персонажей присутствует, но только среди главных персонажей
Публицистический стиль создан для призвания людей к действию и обращению внимания на многие проблемы современной жизни.
В драме Гроза публицистический пафос заключается в том, что автор призывает читателей обратить внимание на то, что это Россия в миниатюре и ей пора менятся – проблема просвещения, проблема домостройного уклада жизни среди мещан , эмансипации женщин и равноправия полов.
10. Какими смыслами наполняется слово гроза по мере развития конфликта драмы
В языческие времена именно гроза была символом божественного провидения. Молния испокон веков вселяла в людей благоговение и боязнь одновременно. По старой русской легенде, в грозу разгневанный Бог открывает истинные небеса. Таким образом он показывает грешникам то, что ждет их после смерти, в Страшном суде. Деревенские жители знали: даже один удар молнии способен вызвать сильнейший пожар, которому ничего не стоит уничтожить целые поселения. Грозы – как доказательство божественного всемогущества и призрачности людских достижений
Гроза – это явления, которое вызывает ужас у жителей города Калинова, они считают грозу как наказание грехов и боятся ее. Единственный кто не боится грозы – Кулигин, он подходит к этому вопросу рационально и сооружает громоотвод.
В начале драмы грозы как таковой нет, она зарождается. Калинов находится в предгорозом состоянии. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.
Первые признаки грозы – осознание Катерины, что она влюблена в Бориса и что это не правильно и грешно. Она боится кары грозы, как и другие жители города Калинова.
Гроза является показателем внутреннего состояния Катерины, Сначала гроза копит энергию, так же как и Катерина терпит упреки Кабанихи. Легкий гром – это осознание скорого грехопадения героини, ее размышления об этом. Измена – молнии и гром, вызов домостройному укладу города Калинов и то, что каждая женщина имеет право и реализацию своего счастья.
Гроза – это неизбежность перемен и изменений в Калинове, но главная проблема в том, что жители города не захотели к ней прислушиваться еще на ее зачатков, и тем самым произошла трагедия – смерть Катерины – это эпицентр грозы, отныне Калинов находится в центре этой стихии, горожане в панике, гроза не оставит город, пока жители не изменятся и не изменят свой жизненный уклад11. Как воплощается конфликт поколений в драме гроза
Один из главных конфликтов в драме – конфликт поколений. Город Калинов разделен на новое и старое поколение. Старое поколение: Кабаниха, Дикой,Феклуша. Новое: Катерина, Варвара, Кулигин, Борис, Тихон, Кудряш, Шапкин.
но старшее поколение – господствует в городе, т.к. оно отрицает все новое и придерживается старых порядков, необразованное, не развитое, темное, уверенное в том, что воздействие на молодых людей можно только с точки зрения силы, скандалов, криков и чтения морали, требований. Таковы Кабаниха и Дикой. Дикой – воплощение грубости, авторитаризма, хамства и жадности, он искренне верит, что криком и скандалом можно решить все проблемы. Страдают от Дикого не только горожане, но и его семья. Власть Кобанихи еще страшнее, она не скандалит и не кричит, она медленно изъедает и въедается в душу своих домочадцев, такие как Кобаниха всегда знают, что такое хорошо, а что плохо, готовы наставлять всех и вся, находится с такими как Кобаниха рядом еще более тяжело, потому что вся она состоит из догми спорить с ней невозможно. Третьим лицом города Калтнова, как не странно, является Феклуша, невежество, темнота и необразованность – это третья сторона Калиновского уклада. Все эти три стороны Калиновского уклада не дают развиваться молодому поколению, не позволяют жить счастливо.
Молодое поколение условно можно разделить на три группы, как это не странно, в 1 группу войдут все молодые мужчины этого города: Борис, Тихон, Шапкин, Кулигин, Кудряш. Живут они в соответствии в сколзь брошенной Шапкиным фразой: «Отойдем в сторонку» вот и живут они в стороне. Тихон, который обвиняет жену в том, что ему от нее от маменьки досталось. Борис, который хотел чтобы Катерина умерла поскорее, Кулигин, который наблюдает все это со стороны. 2 группа – Варвара, в которой нарастает протестное сознание, которая ненавидит Калиновский уклад и уклад собственного дома, но не отстаивает свои права, она просто уходит от них. 3 – Катерина, она остается один на один с беснующим и шипящим миром, Кобаниха и до этого ненавидела ее, а теперь и вовсе, Катерина одна против всех решает вынести на всеобщее обсуждение свой грех. Поэтому из молодого поколения самая слабая Катерина оказывается сильнее всех.
Почему же так беснуются Кобанихи и Дикие? Катерина была первым звоночком о том, что рухнет старый мир домостроя и скоро женщина выйдет из тени своего мужа, поскольку она этого достойна и способна менять жизнь, а не просто утонуть в Волге в знак протеста.
12. столкновение просвещение и невежества в драме гроза
Противостояние просвещения и невежества в драме островского гроза – одно из главных столкновений в произведение. Данный конфликт - конфликт классицистической комедии, но именно благодаря этому конфликту Островский хотел показать читателям, что городу Калинов нужны изменения, так же как и России в целом.
В данном конфликте есть две стороны: невежество: Дикой, Кабаниха, Феклуша и др жители города. Представители просвещения: Кулигин и как не странно Катерина.
Невежество – 1 из многих пороков города Калинова и как в классицестической пьесе должно победить просвещение, но это не так. Просвещение в Калинове застыло во времени и его представителей слишком мало чтобы одержать победу, но этих сил хватит, чтобы дать вызов невежеству и показать что его власть не вечна.
Дикой, Кабаниха, Феклуша и др жители города Калинова – представители невежества. Власть в городе принадлежит Дикому и Кабанихе. Невежество горожан им на руку, благодаря их невежеству они правят в этом городе, хотя сами от них ничем почти не отличаются, кроме статуса, они имеют общие пороки с горожанами. Необразованность и жадность, жесткое следование домострою, отсутствие и категорическое отрицание перемен – вот черты невежества города Калинова.
Феклуша – старая странница, она не часть этого города, судьба просто заносит ее сюда, по сути, она должна нести просвещение и перемены в город, но Феклуша – представитель старого поколения, а значит она всю жизнь жила по старым правила и устоям, она отрицает все чуждое, все новое. Калинов принимает ее, так как она ничем не отличается от всех его жителей, которые верят во все что угодно, кроме перемен. Они верят в ее пророчества о грозе, думая, что она несет в себе кару грешникам, хотя это вовсе не так.
Кулигин – 1 из представителей просвещения, его не понимают и над ним смеются, потому что он хочет изобрести вечный двигатель. Его идеи застряли в конце 18 начале 19 веков, он вряд ли может помочь Калинову в переменах, он не герой резонер, он не пророк просвещения.
Катерину сложно назвать представителем просвещения, так как она не образована и слепо верит в религию, вера в наказание грозы и ее запретная любовь к Борису – это нарушение правил и предательство долга супруги, но один из принципов просвещения – это чистая любовь. Ее любовь к Борису чистая и искренняя, несмотря на то, что эта любовь грешная. Катерина – звонок к возрождению античных идеалов в городе Калинове, она своим поступкам показывает городу, что власть невежества скоро закончится, что женщины начнут быть наравне с мужчинами и они будут сами решать свою судьбу.
Осторовский высмеивает невежество и показывает горькую правду русской жизни, что Россия и ее народ не готовы к переменам во многих аспектах. Россия идет к переменам очень долго и под руководством власти.
13.Новаторство островского в изображении маленького человека в драме бесприданница
«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.Противопоставить Самсона Вырина и Башмачкина с Карандышевем.
 В пьесе "Бесприданница" она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин - новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы.
Персонажи дурно отзываются о Карандышеве: "Ну что такое Карандышев?" Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: "Ну что знакомство для меня?" Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев - жених Ларисы Дмитриевны.
По своему социальному статусу он - маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: "Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек". Но это ее "что-нибудь" говорит о совсем немногих его достоинствах.
Ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова. У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии.
Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает. Ведь теперь он "из ничего, да в люди попал", став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас "повеличаться".
Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она любит его. Его мстительность и злоба видны уже в его словах: "Не обижайте! А меня обижать можно?" После побега Ларисы он кричит: "Жестоко, бесчеловечно жестоко". Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток.
Карандышев не типичный маленький человек, он все-таки бросает вызов обществу и хочет чтобы оно страдало, в отличии от других маленьких людей у него хватит смелости осуществить свои цели. А так же наваторство в изображении маленького человека в пьесе Бесприданница - у маленького человека отсутствует добрая и ранимая душа, душа Карандышева пропитана негативом и злостью к людям, даже к своей возлюбленной Ларисе, типичный маленький человек замыкается в себе и живет со своим горе, пока оно не убьет его, Карандышев сам убивает свои страдания выстрелом в Ларису.14. В чем можно согласиться с трактовкой статьи добролюбова катерина луч света в темном царстве
Согласие
Добролюбов в статье заявил о том, что Катерина – это новый тип персонажей , что это существенный шаг вперед не только в творчестве островского, но и во всей русской литературе. Таких героинь подобных Катерине, в русской литературе не было.
Решительный и сильный русский характер, вынужден протестовать в среде Диких и Кобаних «….Самый сильны протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых .»
Характер у Катерины не буйный, а любящий и созидающий, она пытается все облагородить и осмыслить в своем воображении.
Но она все делает по влечению натуры, без отчетливого сознания. Она воспитана в понятиях данной среды, она даже готова искренне следовать всем нормам и требованием, в которых она воспитана. Поскольку у нее нет образование, она не может отречься от этих догм.
Не случайно по мнению Добролюбова, Катерина влюбляется в Бориса, не только внешность и образованность привлекают в нем Катерину, рано или поздно, Катерина бы изменила бы Тихону, но проблема в том, что сделать она это может только с Борисом. Измена – это желание свободы, вызванное из-за смертельной тоски и унижений от Кобановых и несчастного брака с Тихоном.
Добролюбов выражает желание, чтобы Катерина другим способом избавиться от своих мучителей, Катерина не против побега. Но Борис не герой и полюбила она его больше на безлюдье.
Катерина не хочет мириться с прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Что это за прозябание мы понимаем по фразе Тихона ф финале пьесе.
Несогласие:
Добролюбов не учитывает религиозность Катерины, он не разграничивает религиозность Кабанихи и Катерина, это совершенно разные религиозности, Кобаниха усвоила только догмы и ими она изводит окружающих, тогда как Катерина верит в Бога по-настоящему и судит себя по религиозным законам.
15. В чем специфика противостояния Обломова и светского Петербурга
Петербург – столица Российской империи и центр жизни государства, это место где 24/7 течет и бурлит жизнь и она не останавливается. Обломов – выходец из обломовки где жизнь однообразна и застывшая, обломовка - место вне времени и пространства , Петербург же живет одним днем – здесь и сейчас. Петербург – столица просвещения в России, в обломовке же просвещение практически отсутствуется.
Противостояние Обломова и Петербурга.
Единственное, что роднит Обломова и Петербург так это то, что Обломов живет в Петербурге и что Обломов раньше жил совершенно иначе.
Образ жизни Обломова - это вызов быстрому темпу жизни светского Петербурга, Петербург давал Обломову столько шансов изменить свою жизнь: гости, которые приходят к Обломову в 1 части, Ольга Ильинская, Доктор - Петербург хочет как бы спасти Обломова, изменить его, но Обломовщина настолько засела в его душе, что он просто не желает меняться. Нежелание меняться в городе, который постоянно меняется, делает Обломова лишним человеком. Хотя Обломов сам подсознательно не хочет бросать вызов всему Петербургу, ему просто этого не хочется покоя. Обломов лишь осуждает жителей светского Петербурга, он осуждает деятельность каждого гостя, хотя ему интересна личность каждого гостя и что у них происходит.
Петербург видит, что Обломов не меняется и что он бросил ему вызов, значит он бросает Обломову ответный удар и хочет победить в этой борьбе: когда Обломов хочет поделится своими проблемами, светский петербург отворачивается от него, так как он не признает образ жизни обломова, так же петербург с легким неодобрением говорит об Обломове в театре, когда он ездил вместе с Ольгой, Петербург пускает слухи о свадьбе Обломова и Ильинской.
Обломов пытается в конечном итоге возродить Обломовщину, но Петербург ему этого не дает: Потеря любимой, Махинации Тарантьева и Мухоярова, жизнь с нелюбимой женщиной – из-за всего этого здоровье Обломова дает сбой и в конечном итоге умирает.
По-настоящему Обломов мог быть счастлив только в обломовке.
Смерть Обломова – победа Петербурга.
16. Как в романе обломов раскрывается тема мечты
Обломов человек мыслительной деятельности, если бы не обломовка, он бы стал великим литературным критиком или философом, но его деятельность так и остается нереализованной в действительности. Обломов слишком ленив, чтобы реализовать свои идеи в жизнь, и, поэтому он только мечтает об их реализации, но не делает ничего, кроме как желать их исполнения.
Мечта́ — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье. Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность. А также это могут быть и несбыточные желания, которые не могут сбыться при любых обстоятельствах
Образ мечты:
конкретность желаемого (многие детали и частности);
слабая выраженность конкретных путей к реализации;
эмоциональная насыщенность образа;
соединение мечты с чувством определённой уверенности в её осуществимости;
творческий характер образа.
позитивное и конструктивное направление.
Мечта формирует цель, нет мечты, нет цели.
Все критерии образа мечты у Обломова есть, но он своим не желанием воплощать их в изнь из-за лени и апатии превращает любую свою мечту в несбыточную. Мечтательность Обломова – это показатель его несамостоятельности в жизни, он не повзрослел раз он только и мечтает.
Верх мечтаний Обломов достигает, когда знакомится с Ольгой. Отчасти он начинает идти к своей цели - любовь Ольги, но его воспитание и Обломовка тянут его обратно к дивану и все пускается на самотек.
Смерть мечтательного Обломова – отказ Ольги. Он угасает без нее, романтика в нем увядает, идеал его мечтаний пропал навсегда и мечты покидают Илью Ильича, потому что он начинает умирать в быте обломовщина, она поглащает его целиком, нет больше искры и людей, которые ему могут помочь.Штольц – человек двух культур, в который является деятелем, он не мечтает, он делает, если в его голове зарождается мысль он сразу же начнет ее выполнять. Его натура – наследство уклада жизни немцев, которую в нем возвел отец, его мечтательность умирает вместе с матерью, так как мечтательность – присуща русскому народу. Поэтому Штольц и тянется к Обломову, потому что ему не хватает духовности и мечтательности.
Ольга – юная девушка, которая мечтает о любви. Она смесь мечтателя и деятеля. Ее главные мечты связаны с Обломовым и его преображением и будущей личной жизни с ним. После расставания она становится взрослее и перестает мечтать и начинает мыслить рационально.
17. проблема развития характеров в романе обломов
В роман Гончарова Обломов развитие характеров имеют специфические свойства. Обломову 33 года, он прожил по тем меркам полжизни, а значит он должен был иметь какое-то мировоззрение и устойчивую систему ценностей , и, по сути, он не должен развиваться как персонаж, но он развивается.
В первой части романа, Обломов ни как не развивается – развитие характера означает перемены в жизни Ильи Ильича, а он не готов к переменам.
Во второй части романа, Обломов начинает по-тихоньку развиваться благодаря опьяненной любви к Ольге Ильинской. Любовь меняет его, он начинает жить и он начинает движение, но это движение быстро заканчивается, так как Обломовщина, которая находится глубоко в Обломове и которая часть него не позволило ему развиваться дальше. Во второй части романа обломов становится новым человеком.
В третьей части обломов прекращает свое развитие как персонажа, любви у него больше нет, а значит нет и желания и смысла в движении.
В четвертой части Обломов начинает «умирать» как персонаж, он не развивается, ничего не меняется в его жизни, он лишь ведет свое существование до тех пор, пока не умирает.
Штольц. Герой, который не развивается с юности, он развивался, пока была жива его мать, так как в детстве он развивался в двух направлениях русской души и немецкой души, со смертью матери развитие русской души прекратилась, немецкие устои настолько вжились в Штольца, что в ходе романа, Штольц никак не может развиваться, так как его жизненные и моральные ценности уже сформированы.Ольга Ильинская. В начале своего появления, Ольга юная девушка, которая еще никогда не любила и она еще о ней всего не знает, ее детская наивность, и доброе сердце все прощает Обломову все его непонятки и неуверенность. После прекращения отношений с Обломовым, Ольга как бы взрослеет, она многое узнает об этом мире, да, она по-прежнему любит Обломова, но она принимает реальность всего происходящего и выбирает в качестве спутника жизни Штольца – он для нее лучший вариант, он при деньгах и всегда готов к свадьбе, в отличии от Обломова, а главное, он любит ее. Она больше не маленькая девочка, которая верит в обещание, она верит лишь в действии.
18. какие пороки высмеиваются в сатирических эпизодах в романе обломов
Порок — этический термин, обозначающий укорененность в грехе и недолжном поведении. Термин появился в средневековой этике и обычно сопоставлялся с грехом. Если грех воспринимался как поступок и результат выбора, то порок трактовался как аморальная склонность, которая превращается в пагубную привычку.
САТИРА — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.В романе Гончарова Обломов высмеиваются пороки персонажей, которые являются частью Обломовки.
Жители обломовки – высшие место скопление пороков, они такие же как Обломов, А Обломов такой же, как и они, но Обломовцы еще хуже. Список грехов обломовцев велик – жадность, гордыня, лень и апатию, чревоугодие и гнев. (Сон Обломова: гнев и городыня по отношению с крестьянами; лень и апатия сон и жизнь сегодня как и вчера и завтра как сегодня; чревоугодие – маленькие праздники – как только сядут за стол, сразу же забывают про хозяина торжества)
Обломов – последний наследник Обломовки, не безгрешен и имеет множество пороков. Главные пороки Обломова – лень и апатия, а так же чревоугодие, но эти аспекты тяжело назвать просто пороками, это грехи Обломова. Лень и Чревоугодие – одни из 7 смертных грехов, которые лишает шанса человеческой души попадения в рай. Пороки Обломова- трусость, безответственность, легкомыслие, несамостоятельность ( эпизоды: Теперь или никогда; Письмо к Ольге, Свадьба и слух о ней, Общение с Захаром)Главная сатира этих грехов в том, что у Обломова есть душа и он не искушен завистью и злостью, он не похотлив и он не горд – ему близки человеческие горести и страдания и он всегда готов выслушать и дать совет своим знакомым, друзьям и возлюбленной. Но главная проблема Обломова – не желание перемен, перемены в жизни – путь к спасению души, но Обломов из-за влияния Обломовки пускает все на самотек и теряет всех, кто мог ему помочь и кто был ему очень дорог.
Как бы это не было грустно, но благодаря высмеиванию пороков в произведении, Гончаров хотел обратить внимание читателей на проблемы этих пороков в обществе и способов их решений и изменений.
19.как проявляется не однозначность автор позиции в изображении патриархального уклада «русской жизни» в романе обломов
Патриархальный уклад русской жизни мы можем наблюдать на тех страницах романа, где автор рисует читателю обломовку. Перед нами разворачивается пасторальная картина русской жизни – идиллия семьи Обломовых, идиллические пейзажи , добрые взаимоотношения, вроде бы нет в этом ничего плохого, если не 1 но: лень жителей обломовки не знает границ, вся обломовка как будто бы спит, не заботясь не о развитии души, не о развитии тела. С одной стороны человек, который читает про обломовку, особенно если он горожанин обязательно захочет оказаться в обломовке позабыв о бешенном ритме городской жизни. С другой стороны, захочет он оказаться там лишь на недельку, потому что лишь для разумного и активного, а главное для живого человека прожить в обломвке дольше равноценно смерти. Чем хороша обломовка – ничего не нужно делать, жизнь застыла в ней, каждый денькак вчера, а завтра как сегодня, нет никаких потрясений и опасностей, вокруг милые и добрые люди, не зависти и злости, но она разрушается , но для деятеля обломовка – губительна
По старинной традиции мать обломова бьет крестьянок, Обломов старший кричит на слуг, они не хотят, чтобы их Илюша общался с крестьянскими детьми .
Илюша – маленький мальчик, который хочет познать мир и узнать его по-лучше, но гиперопека со стороны его родителей мешает ему в этом, для того чтобы узнать этот мир получше, Илюша ждет сна в обломовке, где жизнь замирает и идет на улицу, где его ждет большой и неизведанный им мир.
Обломока не признает никаких изменений, газеты у них трехлетней давности, она против постройки дорог. Обломовка верит в детские сказки настолько, что воспринимает их как реальность: жители обломовки боятся оборотней и других существ.
Жители оломовки чужды к смерти, рождению, свадьбам, им главное лишь присутствие за столом, а как зовут хозяина, им все равно.
Такая жизнь вдали от эмоций и чувств, отрофированная нереальноблагостная не может быть настоящей, считает автор, именно поэтому, чтобы рассказать об обломовке автор погружает обломова не в воспоминание, а в сон.
20. в чем можно согласиться, а в чем нет с трактовкой образа обломова в статье что такое обломовщина
Согласие:
В романе Гончарова Обломов отсутствуют препятствия, внешние события и вмешательства и главной пружиной действия является лень и апатия Обломова. Образ жизни, который не могут изменить ни дружба не любовь. В романе отражена вся правда русской жизни.
Появляется новое понятие общественного развития – Обломовщина: ключ к разгадке русской жизни.
У Ильи Ильича отсутствует самостоятельность – все за него делают слуги.
Заботливость и опека родителей надоедает Обломову, он пытается избежать ее и познать окружающий его мир, но гиперопека со стороны родителей все равно его настигает и внешняя и внутренняя активности угасают в мальчике, он перестает понимать, что он может, а что нет, и тем самым труд становится ему как наказание.
Мечты и исполнение желаний не своими усилиями развили в Обломове лень и апатию. Обломов превращается в раба, он раб барства.
В Обломовке отсутствует смысл и ценность жизни, а также ее осмысление, Обломовцы просто жили и не задумывались об этом.
Идеал жизни Обломовки – отсутствие труда, лень и гармония. Труд для них как наказание. Из-за идеалов жизни Обломовки, Обломов не принимает идеалы жизни других людей.
Главная черта в Обломове от Обломовки – это трусость. Он боится принять решение дальнейшего развития его жизни, теперь или никогда для него вопрос, который пугает его, Обломов хочет, чтобы сегодня было как вчера, а завтра как сегодня.
Обломов не готов к переменам, поэтому он выбирает никогда в предложении Штольца отправится в путешествие, а Штольц не может понять, что Обломова уже не спасти, что это не реально.
Россия – 1 большая Обломовка, каждый из нас в какой-то степени Обломов. Обломов – человек, у которого есть душа и честное и верное сердце, поэтому он никогда не поклонится идолу лжи и ему не чужды страдания других людей.
Противостояние Обломова и Штольца. Каждый из них не дорос до общественного деятеля того времени.
Ольга Ильинская, одна из немногих, кто верит в Обломова и его изменения. Она высший идеал, таких как она не бывает. В ней есть простота логики и склада ума и гармония сердца и воли. Ее неопытность в любви не хочет верить в бессилие Обломова.
Но в итоге как она бы не старалась, у нее не получилось изменить его и она сдается и не может соединить свою судьбу с Обломовым. Она бросила Обломова потому что боялась, что семейная жизнь с Обломовым превратится в Петербурскую Обломовку. Поэтому если она перестанет верить в Штольца, то она и его бросит.
Несогласие
Обломов не новое лицо в литературе, да есть очень много персонажей, которые ленятся и не желают меняться, но они, во-первых, как правило, не дворянского происхождения и они, как правило, не могут развиваться, а Обломов способен на развитие.
Воспитание Обломова, отчасти можно назвать не правильным, да, дворянских детей чаще воспитывали крестьяне, здесь же его воспитывают и заботятся родители, Илье Ильичу с ними очень повезло, но есть одно но, гиперопека родителей мешает главному герою романа развиваться как обычному ребенку его возраста, потому что родители Обломова против каких-либо перемен и не следованию правилам, а еще они просто боялись за своего единственного ребенка – наследника Обломовки.
Обломов может распорягаться судьбами своих слуг и не только в своих мечтах, но он хочет большего, поэтому, все остается лишь только в его мечтах.
Обломовцы просто понимали жизнь, как можно просто понимать жизнь, если у них нет целей и смысла в их жизнях, они просто существуют. И они не хотят понять жизнь.
Обломов не от природы лишён возможности производственной деятельности, да Обломовка на многое повлияло в жизни Обломова, но если эта деятельность действительно бы нравилась Обломову, то он был бы, возможно, деятелем в ней.
Отношение Обломовцев к людям, да обломовцы по разному относятся к людям из разных сословий, иногда могут позволить себе пороть и унижать крестьян, потому что они есть власть и они, отчасти боятся людей труда, но Обломов относится к людям по другому, нежели его родители, как бы он не злился на Захара, он ни разу в Петербурге его не бил, он с пониманием относится к людям и всегда готов их выслушать и помочь им. Он не эгоистичен и не особо пользуется властью в Обломовке.
Штольц не прав, когда говорит, что старая Обломовка отжила свой век, Обломовка жива, пока жив Обломов.
Ольга, по мнению Добролюбова одна из немногих кто может бороться с Обломовкой и даже победить, но Обломовку нельзя победить, Обломовка будет повержена только тогда, когда умрет последний представитель Обломовки – Обломов.

Приложенные файлы

  • docx 502790
    Размер файла: 64 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий