Материалы для самостоятельной работы ЯрГУ


Первая половина XIX века.
Для самостоятельного чтения:
Списки текстов для чтения по литературе первой половины XIX века (1800 – 1840-е).
Поэзия начала XIX века.
Г.Р. Державин Евгению. Жизнь Званская. Славянка. Каша златая... Крестьянский праздник. Снегирь. Похвала сельской жизни.
И.А. Крылов Дуб и Трость. Разборчивая невеста. Старики трое молодых. Рыбья пляска. Слон на воеводстве. Волки и овцы. Червонец. Тришкин кафтан. Волк на псарне. Раздел. Ворона и Курица. Ручей. Фортуна в гостях. Охотник. Совет мышей. Обезьяна. Белка. Две бочки. Водолазы. Две собаки. Собачья дружба. Два голубка.
И.П. Пнин Верховая лошадь. Итак, Радищева не стало. Послание к В.С.С. Человек.
В.В. Попугаев Надежда. Счастье. Судьба. К друзьям. Письмо к Борну.
А.Х. Востоков Ода достойным. Ода времени.
М.В. Милонов К Рубеллию.
Н.И. Гнедич Последней песней Оссиана. Общежитие. Перуанец к испанцу. Гомеров гимн Минерве. А.С. Пушкину. Рыбаки. Дума.
Г.П. Каменев Громвал. Вечер.
А.С. Кайсаров Мой друг!
А.И. Тургенев К А.С. Кайсарову. Элегия.
М.В. Милонов. К Рубеллию.
НЛ.Дмитриев. Стонет сизый голубочек. Кокетка и пчела. Чужой толк.
Ю. А. Нелединекий-Мелеикий. Выду я на реченьку. Ох, тошно мне... У кого душевны силы...
А.Ф.Мерзляков. Чернобровый, черноглазый... Вылетала бедна пташка на долину... Среди долины ровныя...
Романы начала XIX века.
Ф.Н. Глинка Письма русского офицера…
А.Е. Измайлов Евгений, или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества.
В.Т. Нарежный Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова.
Поэзия школы гармонической точности.
В.А. Жуковский Сельское кладбище. Вечер. На смерть фельдмаршала графа Каменского. К Филалету. Три песни. Там небеса и воды ясны. К мимо пролетевшему знакомому гению. Желание. Путешественник. Певец во стане русских воинов. К Батюшкову. Взгляд на землю с неба. Невыразимое. Ивиковы журавли. Граф Гапсбургский. Певец во стане русских воинов. Песня. Людмила. Светлана. Кассандра. Адельстан. Теон и Эсхин.
К.Н. Батюшков Мечта. Послание к Хлое. К Филисе. Мои пенаты. Подражание древним. Предслава и Добрыня. Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы.
Веселый час. К Д.В. Дашкову. Певец в Беседе любителей русского слова. Переход войск через Неман. Весёлый час. Умирающий Тасс. Элегия. Изнемогает жизнь в груди моей…
Поэзия декабристов.
К.Ф. Рылеев. К Временщику. А.П. Ермолову. Видение. Гражданское мужество. Боян. На смерть Байрона. «Ты посетить, мой друг, желала…». На смерть Чернова. Гражданин. Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Дмитрий Самозванец. Иван Сусанин. Державин. Богдан Хмельницкий. Голова Волынского. Войнаровский. Наливайко. «Ах, тошно мне...». «Уж как шел кузнец...»
П.А. Катенин Наташа. «Отечество наше страдает…». Певец. Убийца. Леший. Ольга. Старая быль. Мстислав Мстиславич. Княжна Милуша.
В.К. Кюхельбекер. Отчизна. К Ахатесу. Пророчество. Греческая песнь. Ницца. Тень Рылеева. Участь русских поэтов.
Драматургия начала века.
А.С. Грибоедова. Горе от ума
М.Н. Загоскин Комедия против комедии.
А.И. Писарев. Учитель и ученик. Хлопотун.
Золотой век русской поэзии: пушкинский круг поэтов и поэты-любомудры.
А.С. Пушкин Воспоминания в Царском Селе. Лицишпо. Товарищам. Вольность. Noel. К Чаадаеву. Деревня. Кинжал. Свободы сеятель пустынный... Андре Шенье. Пророк. Стансы.В Сибирь. Арион. Друзьям. Желание. Певец. «Погасло дневное светило…». Демон. К морю. «Храни меня мой талисман…».Телега жизни. Арион. Поэт и толпа. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Поэту. Мадонна. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). Эхо. «Чем чаще празднует лицей…». «Не дай мне бог сойти с ума…». Пир Петра Первого. Осень. «Я думал, сердце позабыло…». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
П.А. Вяземский. Вечер на Волге. Кибитка. Дорожная дума. Я пережил. К перу моему. Первый снег. Русский бог. Три века поэтов. Еще тройка. Коляска. Зимние карикатуры. Негодование. Нарвский водопад.
Д.В. Давыдов. Бурцову. Гусарский пир. Неверной. Решительный вечер. Полусолдат. Бородинское поле. Гусарская исповедь. Современная песня. Элегия I. Элегия IV. Элегия V. Песня («Я люблю кровавый бой»).
А.А. Дельвиг. Друзьям. Дамон. Домик. Идиллия. Конец золотого века. Русская песня («Соловей мой, соловей…». «Пела, пела пташечка…»). Разочарование. Романс («Друзья, друзья! Я Нестор между вами...» «Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане…»).Н.М. Языков. К халату. Ливония. Дерпт. «Полней стаканы…». Поэт. А.С. Пушкину. Тригорское. К няне Пушкина. Элегия («Поэту радости и хмеля»). Родина. Песня («Когда умру…»). «Из страны, страны далекой…». «Нелюдимо наше море…» Бессонница. Пловец. Водопад. К А.Н. Вульфу. Тригорское. Весенняя ночь. Ау! Элегия («Блажен, кто мог на ложе ночи…»).
Е.А. Баратынский Признание. Разуверение («Не искушай меня без нужды»). Две доли («Дало две доли провидение»). Уверение («Нет, обманула вас молва»). Признание («Притворной нежности не требуй от меня»). Она («Есть что–то в ней, что красоты прекрасней»). Дорога жизни. Стансы. «Мой дар убог, и голос мой негромок…». Рифма. «Все мысль да мысль…». Осень.
Д.В. Веневитинов. «Я чувствую, во мне горит…». Поэт. Сонет («К тебе, о чистый дух, источник вдохновенья»). Моя молитва. Жизнь. К моему перстню. Утешение. Три участи. «Люби питомца вдохновенья…». Элегия. Завещание.
А.С. Хомяков. Орел. Россия. Мечта. Киев.
С.П. Шевырев. Сон. Мысль. Ночь. Петроград.
В.Г. Бенедиктов. Прощание с саблею. Утес. Два видения. Три вида. Чудный конь. Облака. Пожар. Отрывки из книги любви. Черные очи. Вальс. Скорбь поэта. Кудри.
А.И. Полежаев. Песнь пленного ирокезца. Валтасар. Вечерняя заря. Песнь погибающего пловца. Осужденный. Цыганка. Грусть. Раскаяние. Негодование. Русская песня. Грешница. Нечто. Еще нечто. Опять нечто. Сашка.
А.В. Кольцов. Думы. Что значу я? Божий мир. Великая тайна. Человек. Поэт. Сельская пирушка. Песня пахаря. Горькая доля. Раздумье селянина. Путь. Пора любви. Я любила его. Не на радость, не на счатье. Последний поцелуй.
Романтическая проза: типология романтической повести и исторический роман.
Казак Луганский (В.И. Даль). Русские сказки.
Н.Ф. Павлов. Ятаган.
Н.А. Полевой (2 повести на выбор). Повесть о Суздальском князе Симеоне. Пир Святослава Игоревича. Эмма. Блаженство безумия. Живописец.
М.Н. Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Гаркуша, малороссийский разбойник.
А.Ф. Вельтман Кащей Бессмертный. Святослав, вражий питомец. Райна, королева Болгарская. Странник. Эротида.
И.И. Лажечников Последний Новик. Ледяной дом. Басурман. Аскольдова могила.
Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести.
А.А. Бестужев-Марлинский. Испытание. Лейтенант Белозор. Аммалат Бек. Мореход Никитин. Замок Венден. Замок Нейгаузен. Замок Эйзен. Роман и Ольга. Ревельский турнир.
В.Ф. Одоевский. Сказки дедушки Иринея. (или: Пестрые сказки). Княжна Мими. Русские ночи. Сильфида (или: Косморама. Саламандра). Живописец. Бал. Город без имени. Бетховен.
А. Погорельский. Лафертовская маковница.
В.Т. Нарежный Запорожец. Гаркуша.
О.М. Сомов Русалка. Сказка о кладах. Киевские ведьмы.
М.Н. Погодин Чёрная немочь.
Н.И. Греч Чёрная женщина
Эпические произведения А.С. Пушкина.
Южные поэмы. Евгений Онегин. Домик в Коломне. Повести покойного И.П. Белкина. Дубровский. Пиковая дама. Капитанская дочка. История Пугачёва.
М.Ю. Лермонтов.
Жалобы турка. Монолог. Одиночество. 1830 год, июля 15-го. «Нередко люди и бранили…». «Ужасная судьба отца и сына…». «О, полно извинять разврат…». Желание («Зачем я не птица, не ворон степной…»). «На жизнь надеяться страшась…». Русская мелодия. Чаша жизни. Мой демон. Парус. «Нет, я не Байрон, я другой…». К ... («Я не унижусь пред тобой»). Умирающий гладиатор. Отрывок. Предсказание. 1831 июня 11 дня. «Он был рожден для счастья…». «Я жить хочу, хочу печали…». «Настанет день, и миром осужденный…». «Я не хочу, чтоб свет узнал…». Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Пленный рыцарь. «Когда волнуется желтеющая нива…». Молитва («Не обвиняй меня, всесильный…», «Я, матерь божия, ныне с молитвою…», «В минуту жизни трудную…»). Два великана. Бородино. Дума. Поэт. Кинжал. Журналист, читатель и писатель. «Люблю я цепи синих гор…». Валерик. «Пусть я кого-нибудь люблю…». «Не ты, но судьба виновата была…». «Есть речи – значенье…». «Они любили друг друга…». «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Памяти А.И. Одоевского. «И скучно, и грустно, и некому руку подать…». «Из-под таинственной холодной полумаски…». «Как часто пестрою толпою окружен…». Соседка. Тучи. «Прощай, немытая Россия…». Завещание. Родина. Воздушный корабль. Утес. Спор. Сон. Тамара. Свидание. «На севере диком стоит одиноко…». Горные вершины. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк. Беглец. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Маскарад. Тамбовская казначейша. Сказка для детей. Мцыри. Демон. Штосс. Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.
Творчество позднего Гоголя.
Ревизор. Мёртвые души.
Очерк натуральной школы
В.И. Даль Мост. Уральский казак. Петербургский дворник.
Н.А. Некрасов Без вести пропавший пиита. Петербургские углы.
Д.В. Григорович Петербургские шарманщики.
И.И. Панаев Очерки петербургской жизни.
И.С. Тургенев Записки охотника.
Поэзия эпохи натуральной школы
Н.А. Некрасов Говорун. Чиновник.. И скучно, и грустно... Новости. Огородник. Вино. Тройка. Родина. Псовая охота. Колыбельная песня. Пускай мечтатели осмеяны давно… Ты всегда хороша несравненно… Нравственный человек. Перед дождём.
Гнедич Москва. В защиту поэта.
Литература исторического и биографического характера.
Афанасьев В.В. Жуковский. – М., 1987.
Семенко И.М. В.А. Жуковский // Жуковский В.А. Сочинения. В 3-х т. Т.1. – М., 1980.
Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина. К.Н. Батюшков в русской словесности начала XIX века. –Псков, 1995.Рылеев
Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Комментарий. Книга для учителя и ученика. Авт. А.А. Кунарёв. – М., 2004.
Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина Евгений Онегин. Комментарий. – любое издание.
Лотман Ю.М. Пушкин. – любое издание.
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.
Труайя А. Странная судьба Лермонтова . – Спб, 2000.
Афанасьев В.В. Лермонтов. – М., 1991.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – любое издание.
Золотусский И. Гоголь. – М., 1979.
Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. – М., 1982.
Практические:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Жанр баллады в русской литературе первой трети XIX века
Вопросы
Категории «здесь» и «там» в поэзии В.А. Жуковского. Варианты соотношения этих категорий в различных жанрах лирики В.А. Жуковского: песня и романс («Вечер» (1806), «Путешественник» (1810), «Желание» (1811), «Певец во стане русских воинов» (1812) – финал, «Весеннее чувство» (1816)).
Жанрообразующие доминанты баллады. Определите жанр следующих произведений: «Теон и Эсхин» (1814) и «Ахилл» (1812 – 1814). Мотивируйте свой выбор.
Хронотоп баллад В.А. Жуковского. Разрушение границы между «здесь» и «там» как основа баллад сюжета. Характер соотношения этих категорий в балладах «Людмила» и «Светлана».
Традиции «английской» и «немецкой» баллад в произведениях В.А. Жуковского. Преступление и наказание как основная проблема баллад. Варианты ее решения.
Особенности строфической и ритмической организации баллады «Людмила». Художественная функция повторов («Что ж, Людмила?» и т.п.). Цветовая гамма баллад В.А. Жуковского. Формы выражения авторского сознания.
Баллады В.А. Жуковского «Светлана» и П. Катенина «Ольга». Споры о русской национальной балладе:
формы выражения национального колорита;
Н.И. Гнедич и А.С. Грибоедов о русской балладе.
«Двенадцать спящих дев» В.А. Жуковского. Опыт создания национальной поэмы на основе баллады.
ТЕКСТЫ:
Жуковский В.А. Вечер. Путешественник. Желание. Певец во стане русских воинов. Весеннее чувство. Теон и Эсхин. Ахилл. Людмила. Светлана. Двенадцать спящих дев. Любое издание.
Катенин П. А. Ольга // Золотой век. Поэты пушкинской поры. М., 1998. С. 71 – 77.
ЛИТЕРАТУРА:
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 2 // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955. Т. 7 (или любое другое издание).
Гнедич Н.И. О вольном переводе бюргеровой баллады «Ленора» // Зельдович М.Г., Ливилец Л.Я. Русская литература XIX века: Хрестоматия критических материалов. М., 1967 (конспект).
Грибоедов А.С. О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» // Грибоедов А.С. Сочинения. М., 1988 (или любое другое издание) (конспект).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965 (или: М., 1995). С. 69 – 74.
Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989 (глава «Жуковский и русская романтическая баллада») (конспект).
Пушкин А.С. Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Л., 1949. Т. 11 (или: Пушкин А.С. Мысли о литературе. М., 1988) (конспект). Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970 (глава «Жуковский»).
Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 36 – 45.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ПРОБЛЕМА «СМЕХА» В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
ВОПРОСЫ
Что является объектом смеха в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Какова природа смеха в комедии? Возможно ли, на ваш взгляд, рассмотрение взаимосвязи действия в комедии с народной смеховой культурой? Приведите систему доказательств исследователей, придерживающихся этой позиции. Как бы вы оценили «атмосферу всеобщего непонимания», царящую в комедии (как проявление глупости, шутовства, просветительского представления о неразумности правящего класса и т.д.)? Согласны ли вы с мнением А. Белого, что комедия связана со сказочным мотивом предпочтения Иванушки-дурака (Молчалина) умному человеку (Чацкому)?
Как решается в комедии проблема идеального героя, стоящая перед литературой того времени? Насколько оригинальны идеи Чацкого? Как, по-вашему, должна быть решена проблема «Чацкий и декабристы»? Приведите систему аргументов исследователей, придерживающихся противоположных точек зрения. В чем заключается трагедия Чацкого? Как бы вы определили «права ума» в комедии? Найдите и систематизируйте все реплики персонажей о «путешествии» Чацкого. Как выстраивает драматург мотивационную сферу (как и кто мотивирует основные поступки героя)? Путешествие Чацкого (и его интерпретация москвичами) – «просветительское» путешествие или история блудного сына?
Какова роль Софьи в сценическом действии? В чем ее трагедия? Почему Софья не приемлет в Чацком остроумия? Как могут быть поняты отношения Молчалина и Софьи в комедии («дурака» и «умной девушки», Тристана и Изольды и т.д.)?
Молчание Молчалина – проявление лицемерия, глупости, приверженности морали фамусовского общества, «монашеской смиренности», «бессловесности скота»?
Проблема жанра «Горя от ума». Как определяют характер действия в комедии различные исследователи (бытовой, сатирический, философский, пародийный)? Почему? Приведите систему аргументации двух исследователей, придерживающихся различных позиций. Согласны ли вы с тем, что основной конфликт комедии – это конфликт ума и веры? Мотивируйте свою позицию.
ТЕКСТЫ:
Грибоедов А.С. Горе от ума. Любое издание.
Легенда о Тристане и Изольде. – М., 1976.
ЛИТЕРАТУРА:
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. – М., 1965 (или любое другое издание).
Белый А.А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист-VIII. Ежегодный сборник. – М., 2000. С. 221 – 265 (конспект).
Гончаров И.А. Мильон терзаний // Гончаров И.А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. – М., 1986 (или любое другое издание) (тезисный план).
А.С. Грибоедов: Материалы к биографии. Л., 1989.
А.С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977.
Кунарев. Комментарий. С. 103-157, 181-194, 219-226, 230-236, 259-264, 286-292, 305-314, 327-332, 371-379, 393-397, 410-416, 468-472, 488-490, 494-497, 505-509, 544-547, 557-565, 650-654, 661-663.
Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976 (или любое другое издание).
Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994. С. 331 – 384 (конспект).
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988 (тезисный план).
Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.
Моторин А.В. Эволюция художественного миропонимания в творчестве А.С. Грибоедова // Русская литература. 1993. № 1. С. 21 – 36 (тезисный план).
Орлов В. Грибоедов. – М., 1954.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горе от ума». – М., 1969 (или: – М., 1971) (тезисный план).Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1983.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Поэзия золотого века русской литературы
ВОПРОСЫ
Поэзия золотого века русской литературы. Охарактеризуйте жанровый и тематический диапазон русской лирики Золотого века. Попытайтесь ответить на вопрос, почему поэтов пушкинского круга называют поэтами гармонии? Какие темы поэтам представляются наиболее важными? Как дружеские отношения поэтов отразились на их поэзии. Охарактеризуйте стилистические черты каждого из поэтов пушкинского круга.
Романтическая концепция поэтов-романтиков (на примере поэзии Языкова, Кюхельбекера, Дельвига, Вяземского, Веневитинова).
Пушкинский опыт «двойного бытия». Выявите внутренние переклички между стихотворениями А.С. Пушкина «Поэт» и «Пророк». От какого лица написаны стихотворения? В каком произведении точка зрения поэта «включает» в себя точку зрения «толпы»? Как вы прокомментируете слова Пушкина из письма П. Вяземскому (ноябрь 1825 года): «Толпа… в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего… Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, - иначе»?
Трагическая концепция русских романтиков: проблема рока, жизни и смерти. Любовь в представлении романтиков. Проблема соотношения опыта и чувства в поэзии Е.А. Баратынского. Проблема история в поэтическом сборнике Баратынского «Сумерки».
Варианты решения проблем жизни и смерти в поэзии романтиков, поэтов «любомудров». Сравните стихотворения «Дорога жизни» Е.А. Баратынского и «Телега жизни» А.С. Пушкина.
Поэтический диалог А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» и митрополита Московского Филарета «Не напрасно, не случайно…»:
В какой день написано стихотворение А.С. Пушкина? Как взаимосвязаны дата написания и проблематика произведения?
Выделите ключевую семантическую внутреннюю рифму «жизнь - …». Жизнь – кара Божья или Дар? Выявите постепенное смещение акцентов, лежащее в основе первой и второй строф.
Кому адресованы вопросы, поставленные в каждой строфе стихотворения? Почему Пушкин замещает понятие «судьбы» «волей Творца»? Какой новый акцент появляется при такой замене?
Покажите особенности диалога поэта с библейской легендой об Иове. Почему пушкинский герой возвращается из мира с вертикальным измерением в плоскость лишенной смысла обыденности?
Как бы вы объяснили внутренние причины, побудившие митрополита Филарета обратиться с ответным посланием к поэту? Насколько важно было для поэта обращение к нему Патриарха церкви?
Покажите, как меняется в стихотворении Филарета смысловая ось произведения Пушкина. Кто является адресатом и субъектом речи в стихотворении? Объясните внутреннюю необходимость смены субъекта речи? Каким образом в стихотворение входит тема веры (упования)?
Как решается проблема судьбы, смысла жизни человека в стихотворениях «Не дай мне бог сойти с ума…», «Предчувствие», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») и «В начале жизни школу помню я…»? Как бы вы сформулировали основные итоги пушкинской поэтической антропологии?
Пушкинская философия жизни и смерти:
а) своеобразие решения этой проблемы в стихотворениях «Вакхическая песня», «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»;
б) анализ стихотворения «Вновь я посетил...»:
реальные впечатления, отраженные в стихотворении;
философская тема бесконечности и извечности законов «быстротекущей жизни»; лирическое единение природы и человека;
композиционная форма стихотворения открытого лирического монолога;
сюжет как выражение изменений в душевном состоянии автора;
нерасторжимость связи времен в стихотворении: воспоминания о прошлом, картины обновления жизни в настоящем, мотив будущего и смысл пушкинского приветствия ему;
истоки оптимизма и элегизма концовки;
особенности ритма и стихотворного размера.
ТЕКСТЫ:
Баратынский Е.А. Дорога жизни. Разуверение («Не искушай меня без нужды…»). Две доли («Дало две доли провидение…»). Уверение («Нет, обманула вас молва…»). Признание («Притворной нежности не требуй от меня…»). Она («Есть что-то в ней, что красоты прекрасней…»). Последний поэт. Рифма. Осень. Последняя смерть.
Давыдов Д.В. Бурцову (Бурцов, ёра, забияка). Мудрость. Графу П.А. Строгонову. Песня (Я люблю кровавый бой). Элегия II. Элегия VI. Решительный вечер. Гусар. Бородинское поле.
Вяземский П.А. Прощание с халатом. Наш свет – театр… Ухаб. Уныние. Море. Три века поэтов. Дорожная дума (колокольчик однозучный…).
Катенин П.А. Грусть на корабле. Убийца. Леший. Сонет.
Дельвиг А.А. Две звёздочки. Романс (Друзья! Друзья!). Русская песня. В альбом А.Н. Вульф. Жалоба. Разочарование. Н.М. Языкову. Русская песня (Сиротинушка, девушка!). Русская песня (Скучно, девушки, весною жить одной).
Кюхельбекер В.К. Зима. К Пушкину. Ручей. Песня дорожная. 19 октября 1828 года. Молитва.
Языков Н.М. Чужбина. Элегия (Поэту радости и хмеля). Родина. А.С. Пушину. Элегии. Гений. А.Н. Вульфу. Тригорское. Водопад. Перстень.
Веневитинов Д.В. К друзьям. Сонет. Поэт. Моя молитва. Жизнь. К Пушкину. Поэт и друг.
Пушкин А.С. Поэт. Пророк. Телега жизни. Вакхическая песня. Дорожные жалобы. «Дар напрасный, дар случайный…». «Не дай мне бог сойти с ума…». Предчувствие. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). «В начале жизни школу помню я…». «Вновь я посетил…». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
ЛИТЕРАТУРА:
Альми И.Л. Метод и стиль лирики Е.А. Баратынского // Русская литература. 1968. № 1.
Бочаров С.Г. «Обречен борьбе верховной...» (Лирический мир Баратынского) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1980.
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. С. 241 – 245.
Гинзбург Л.Я. Поэзия мысли. Поэзия действительности // Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 51 — 126, 172 — 242 (конспект).
Кибальник С.А. Тема смерти. Проблема религиозности творчества Пушкина // Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. – СПб., 1998. С. 158 – 182.
Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980. С. 116 – 153.
Купреянова Е.Н. Баратынский 30-х годов // Е.А. Баратынский. Полное собрание стихотворений. Л., 1936.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 174 – 196 (конспект).
Непомнящий В.С. Космос Пушкина // Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987. С. 390 – 447 (конспект).
Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 78 – 96.
Семенко И.М. Е.А. Баратынский // Семенко И.М. Поэты пушкинского круга. М., 1970 (конспект).
Степанов Н.Л. «Вновь я посетил...» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969.
Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике 1826 – 1836 годов // Анализ художественного произведения. – М., 1987. С. 20 – 38.
Франк С. Религиозность Пушкина. О задачах познания Пушкина // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX – первая половина XX века. – М., 1990. С. 380 – 395, 422 – 451 (или: Пушкин в русской философской критике. М.; – СПб., 1999).Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М., 1966.
Митрополит Филарет
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана.
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
на «перектерстке» мнений
ВОПРОСЫ
В.Г. Белинский о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Человек – время – обстоятельства, их взаимосвязь в творчестве Пушкина. Объясните позитивный и негативный аспекты формулы Белинского: Пушкин – «поэт–художник и больше ничем не мог быть по своей натуре». Критерии оценки Белинским героев пушкинского романа. Национальное, историческое и социальное в характерах Онегина, Ленского, Т. Лариной. За что и чем оправдывает Белинский Онегина? Своеобразие трактовки критиком финала романа. Прав ли Белинский, осуждая поведение Татьяны?
Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Какие произведения поэта можно рассматривать как подготовительные материалы к роману с точки зрения Д. Благого, Г.А. Гуковского, Ю.М. Лотмана и В. Непомнящего?
История русской поэмы. Южные поэмы и поэмы 20-х гг. Пушкина: преломление традиции байронической поэмы. Пути развития русской поэмы: Пушкин – Баратынский – Лермонтов. Поэма «Демон» Лермнотова как «лаборатория» русской романтической мысли (ср. различные редакции поэмы и ответьте на вопрос, как и почему развивается замысел поэмы)?
Какие жанровые формы отражаются в пушкинском романе? Как ученые интерпретируют пушкинские определения «свободный роман», «собранье пестрых глав», «пестрые строфы романтической поэмы»? Как определяется жанровое своеобразие произведения в посвящении к роману?
Своеобразие композиции романа. Двуплановость как основа композиции романа «Евгений Онегин»:
эпическая сюжетная линия; ее роль в композиции; логика развития сюжета; зеркальность сюжетных ходов;
место и роль сна Татьяны в структуре романа (В.М. Маркович);
лирическая сюжетная линия; характер соотношения эпической и лирической сюжетных линий. Согласны ли вы с мнением В.С. Непомнящего, что сюжет автора – главный в романе?соотношение принципов «жизненности» и «литературности» в романе (Ю.М. Лотман).
5. Своеобразие языка романа, его стилистики (С.Г. Бочаров, Ю.М. Лотман).
ТЕКСТЫ:
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Полтава. Граф Нулин. Домик в Коломне. Медный всадник. – Любое издание.
Баратынский Е.А. Эда. Бал.
Лермонтов М.Ю. Демон. Мцыри.
ЛИТЕРАТУРА
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8 – 9 // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. – М., 1955 (конспекты).
Благой Д.Д. «Евгений Онегин» // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Т. 2. – М., 1979. С. 156 – 171.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М., 1974 (глава 2) (конспект).
Григорьян К.И. Лермонтов и романтизм. - М.-Л., 1964.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978 – С. 200-221, 292-332 (конспект) С. 43-69, 92-114 (тезисный план).
Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. С. 30 – 107 (конспект).
Маймин Е.А., Слинина Э.В. Жанр и композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» // Теория и практика литературного анализа. – М., 1984. С. 31 – 46.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 174 – 196.
Маркович В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы: Статьи разных лет. СПб., 1997. С. 8 – 29 (или любое другое издание) (конспект).
Непомнящий В.С. «Начало большого стихотворения» // Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. – М., 1987. С. 309 – 358.
Роднянская И. Художник в поисках истины. - М.: Современник. 1989. - С. 255-279 (конспект).
Тойбин И.М. Поэма Е.А. Баратынского «Эда» // Русская литература. 1963. № 2 (конспект).
ФохтУ.Р. Логика творчества. - М., 1975.-С.91-100.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ПРОБЛЕМА ЧАСТНОГО ЧЕЛОВЕКА И «БОЛЬШОЙ ИСТОРИИ»
В «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ» А.С. ПУШКИНА
Вопросы
Пушкинская теория прозы. Соотношение поэзии и прозы в творчестве Пушкина. Основные требования, предъявляемые поэтом к прозе (заметка «О прозе»). Этапы становления прозаического повествования в творчестве А.С. Пушкина.
Формирование исторических взглядов А.С. Пушкина в 1820 – 1830-е годы. Соотнесенность поисков поэта в области прозы с общим характером развития русской прозы 1830-х годов. Пушкин и Вальтер Скотт. Движение пушкинской исторической мысли от «Дубровского» к «Капитанской дочке». Способы создания исторического колорита в этих произведениях А.С. Пушкина. Соотношение описательного ряда и сюжета в них.
Историческая проза А.С. Пушкина в контексте исторической поэмы и исторического романа его времени. Концепция исторического романа М.Н. Загоскина и И.И. Лажечникова. Герой и история в исторических повестях А. Бестужева-Марлинского.
Творческая история романа. Жанровое своеобразие произведения. Сопоставьте жанровые модели романтических исторических романов и «Капитанской дочки».
Соотношение исторической достоверности и вымысла. «Капитанская дочка» и «История Пугачева». Проблема изображения народного бунта в историографическом труде и историческом романе. Пугачевский бунт как гражданская война. Массовые сцены в историографическом труде и романе.
Этическая и социальная проблематика романа. Способы разрешения проблем. Основные идейно-стилистические пласты в повести.
Образная структура произведения. Пугачев и Гринев как представители различных типов культурного сознания. Роль образа Маши Мироновой.
Авторская позиция и способы ее выражения. Найдите в повести парные эпизоды и объясните их значение.
Тексты
Пушкин А.С. Капитанская дочка. История Пугачёва. Любое издание.
Лажечников И.И. Холодный дом. Бусурман.
Загоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.
Бестужев-Марлинский А.А. Замок Венден. Ревельский турнир. Аммалат Бек.
Литература
Пушкин А.С. О прозе // Пушкин А.С. Мысли о литературе. М., 1988. С. 60 – 62 (конспект).
Алпатова Т.А. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Взаимодействие прозы и поэзии: Учебное пособие. М., 1993.
Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2 – 14.
Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 107 – 124 (или: Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2) (конспект).
Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833 – 1836). Л., 1982. С. 356 – 424.
Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. М., 1987.
Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А.С. Капитанская дочка. Л., 1984 (Литературные памятники).
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987. С. 241 – 288.
Тойбин И.М. Творчество Пушкина 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж, 1976. С. 194 – 279 (конспект).
Хализев В.Е. О типологии персонажей в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Концепция и смысл: Сборник статей в честь 60-летия профессора В.М. Марковича. СПб., 1996. С. 140 – 153.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ
Вопросы
Проза М.Ю. Лермонтова. Этапы становления прозаического повествования в творчестве М.Ю. Лермонтова. Сопоставьте основные положения теории прозы А.С. Пушкина и принципы повествования в прозе М.Ю. Лермонтова.
Роль предисловия к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и предисловия к «Журналу Печорина». В каком значении употребляется слово «герой» в контексте предисловия и всего романа?
Охарактеризуйте «странствующего офицера» как персонажа произведения, как повествователя, как издателя. Образ читателя в романе. Каковы причины опубликования «странствующим офицером» записок Печорина? Соотнесенность образа «странствующего офицера» и Печорина.
Определите жанровое своеобразие каждой из повестей, входящих в роман. Выявите новые жанровые черты в каждой из повестей. С кем из исследователей вы согласны в определении жанра «Героя нашего времени»?
Своеобразие организации пространства и времени в романе М.Ю. Лермонтова. Докажите, что мотив «крепости» играет в романе сюжетообразующую функцию.
Нравственно-философская проблематика романа. Как решается в романе проблема «личность и общество», проблема судьбы, свободы и воли? Какова мера свободы, предоставленной человеку в жизни? Насколько человек зависим от обстоятельств? В чем заключается назначение человека? Должен ли человек действовать, руководствуясь своей волей, или подчиняться неизбежному ходу вещей? Место проблемы добра и зла, совести, человеческого долга, любви в общей концепции романа.
Приемы психологического анализа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сопоставьте пейзажи, данные с точки зрения «странствующего офицера» и Печорина. Объясните отсутствие описаний природы в рассказе Максима Максимыча. Типы портретных характеристик, присутствующих в романе. Своеобразие дневника и исповеди.
Соотношение композиционных принципов прозы и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова. Лирические источники и контекст романа «Герой нашего времени». Сквозные мотивы творчества М.Ю. Лермонтова и их развитие в романе. Принципы поэтической организации текста в романе «Герой нашего времени».
Тексты
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Любое издание.
Литература
Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова (конспект).
Грехнев В.А. О психологических принципах «Княгини Лиговской» М.Ю. Лермонтова // Русская литература. 1975. № 1. С. 36 – 46 (конспект).
Гуревич И. Загадочен ли Печорин? // Вопросы литературы. 1983. № 2.
«Герой нашего времени» // Лермонтовская энциклопедия. М., 1980.
Мануйлов В.М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Л., 1975.
Маркович В.М. О значении незавершенности в прозе Лермонтова // Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы: Статьи разных лет. СПб., 1997. С. 136 – 156 (конспект).
Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1981. № 4. С. 291– 302.
Соллертинский Е.Е. Роман-портрет М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени») // Соллертинский Е.Е. Русский реалистический роман первой половины XIX века. Вологда, 1973. С. 61 – 111 (конспект).
Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» Лермонтова. М., 1990.
Эйхенбаум Б.М. «Княгиня Лиговская» – «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 264 – 275 (или: Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961) (конспект).ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
«МИРАЖНЫЙ МИР» КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Вопросы
Гоголевская теория драмы. Соотношение действительности и искусства. Особенности сюжета и композиции. Как соотносятся теоретические взгляды Пушкина и Гоголя на драму?
Ранние опыты Н.В. Гоголя в области драматургии. Принципиальное отличие от них комедии «Ревизор».
Проанализируйте афишу комедии. Выявите основные принципы системы образов пьесы. Как соотносятся в комедии образы индивидуальные и коллективные? сценические и внесценические?
«Сборный город». Роль гротеска в изображении чиновников. В чем особенности изображения порока в комедии Н.В. Гоголя (гоголевские герои являются носителями одного и того же порока или нет; как объяснить индивидуальный характер образов)? Кто является в комедии носителем позитивного начала?
Образ Хлестакова. Можно ли назвать героя гоголевским «маленьким человеком»? Как трансформируется гоголевское изображение чиновника от «Петербургских повестей» к «Ревизору»?
Особенности сюжета и композиции комедии. Соотношение действия и речи. Фарсовое начало. Взаимообратимость комического и трагического.
Тексты
Гоголь Н.В. Ревизор. Любое издание.
Литература
Вишневская И.Л. Гоголь и его комедия. М., 1976.
Купреянова Е.Н. Гоголь-комедиограф // Русская литература. 1990. № 1. С. 6 – 33.
Маймин Е.А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя «Ревизор» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972. С. 160 – 183.
Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». М., 1966.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 175 – 273 (конспект).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Вопросы
Сопоставьте существующие в современном литературоведении точки зрения на жанр и композицию поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя (Б.М. Храпченко, Ю.В. Манн, Е.Е. Соллертинский).
Своеобразие композиции поэмы «Мертвые души». Двуплановость как основа композиции романа-поэмы.
Сюжетное и лирическое начала в поэме «Мертвые души». Как они соотносятся? Каково их значение в формировании романа-поэмы?
Рассмотрите реальный сюжетный план. Каковы принципы его построения? Нисходящая градация изображения персонажей и ее смысл.
Лирические отступления в структуре произведения. Как они соотносятся с точкой зрения автора и героев поэмы? Выясните структуру лирических отступлений в 7 главе (о двух типах писателей) и 9 главе (о Руси).
Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Докажите переходный характер жанра произведения. Выделите романные элементы. Что позволяет соотнести произведение с жанром поэмы?
Тексты
Гоголь Н.В Мертвые души. Любое издание.
Литература
Манн Ю.В. «Мертвые души». Общая ситуация и «миражная интрига» на эпической почве // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 274 – 353 (конспект).
Маркович В.М. О втором сюжете в «Мертвых душах» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982. С. 24 – 33 (конспект).
Соллертинский Е.Е. Русский реалистический роман первой половины XIX века. Проблемы жанра. Вологда, 1973. С. 129 – 164 (конспект).
Храпченко М.Б. Творчество Н.В. Гоголя. М., 1952.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
Николаев Д. Сатира Гоголя. М., 1984.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕФОРМЫ В РУССКОМ «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ» ОЧЕРКЕ
Осветите историко-литературные основания русского «натурализма» первой половины 1840-х годов, - в том числе европейские и отечественные его истоки. Охарактеризуйте особенности жанра литературной «физиологии».
Дайте классификацию важнейших художественных особенностей «физиологического» очерка во французской и русской литературе.
Очертите репертуар стилистических тенденций и индивидуальных художественных манер у писателей «натуральной школы» первой половины 1840-х годов
Раскройте приемы художественного повествования и построения типического образа в позе «натуральной школы»:а) охарактеризуйте способы описания жизненно-бытовой сферы и художественную роль предметных и качественных деталей;б) опишите способы представления читателю и зрителю персонажей и действующих лиц произведений, своеобразие их группировки и связей;в) охарактеризуйте способы развертывания событийного ряда, сценического действия и предметов рассказа героя;г) охарактеризуйте способы «физиологического» повествования в поэзии, прозе и драматургии «натуральной школы»;д) охарактеризуйте способы воплощения в текстах «натуральной школы» художественной идеологии автора.
Реформа очерка в цикле И.С. Тургенева «Записки охотника»: отбор материала, тематика, центральные образы, художественная задача.
Определите жанровые разновидности очерков, которые составляют цикл «Записки охотника» (Параметры для определения: материал, проблематика, тип персонажа и пр.).
Повествование и образ повествователя в очерках «Записки охотника» (Хорь и Калиныч, Лебедянь, Певцы, Лес и степь).
Сюжетная организация очерков И.С. Тургенева (Хорь и Калиныч, Уездный лекарь, Татьяна Борисовна и её племянник, Конец Чертопханова, Стучит!)
Мастерство Тургенева-художника: поэтика художественной детали. Классификация художественной детали. Предметный мир очерка Тургенева. Характерологическая деталь: особенности психологического метода Тургенева-очеркиста (Малиновая вода, Льгов, Татьяна Борисовна и её племянник, Лес и степь)
Типичность и характерность героев И.С. Тургенева: человек в мире Тургенева. Уровни бытия человека, заявленные в очерках. Физика и метафизика очерка И.С. Тургенева: литературная традиция восприятия человека и «Записки охотника» (Хорь и Калиныч, Ермолай и мельничиха, Малиновая вода, Однодворец Овсяников, Пётр Петрович Каратаев, Бирюк, Смерть, Гамлет Щигровского уезда, Чертопханов и Недопюскин, Живые мощи и др.).
Тексты
Даль В.И. Петербургский дворник // Русские очерки. Т. 1. М., 1956;или: Физиология Петербурга. М., 1984;или: Даль В.И. Собр. соч.
Григорович Д.В. Петербургские шарманщики // или: Физиология Петербурга. М., 1984; или: Собр. соч.
Тургенев И.С. Записки охотника. Любое издание.
Литература
Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе Х1Х века. М., 1982;или: М., 1965. (конспект: 77-104, 165-2015)
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года: статья вторая // Собр. соч. (конспект)
Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1976.
Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Вопросы генезиса. Л., 1980.
Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977.
Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.
Вопросы первая половина XIX века
Басенное творчество И.А. Крылова. Жанровое новаторство. Основные темы, стилевое своеобразие. Анализ произведений разных тематических групп (на выбор).
Литературные кружки и журналы начала 19 века. Литературная программа кружков, их состав, основные произведения. Литературные общества «Арзамас» и «Беседа любителей русского слова». Языковая реформа Н.М. Карамзина и полемика о «старом» и «новом» слоге.
Русский романтизм. Основные тенденции развития русского романтизма: философско-психологическая линия и гражданский романтизм (анализ произведений нескольких авторов разных «направлений». Художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского (анализ произведений на выбор).
Периодизация поэзии К.Н. Батюшкова. Своеобразие лирического героя. Эволюция основных жанров (дружеское послание, элегия, историческая элегия). Анализ произведений разных жанров. - на выбор.
Творческая история «Горя от ума» А.С. Грибоедова. Драматургическое новаторство Грибоедова в построении конфликта. Проблема ума в комедии. Особенности языка и стиля.
Логика эволюции творчества А.С. Пушкина. Периодизация творчества поэта. Лицейская лирика Пушкина как эстетический феномен. Анализ нескольких произведений (на выбор).
Лирика Пушкина конца 10-х гг. и времени южной ссылки. Тематическое своеобразие, южные открытия поэта, особенности поэтики. Поэма «Руслан и Людмила» как национальная романтическая поэма.
Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Особенности конфликта. Проблема историзма. Жанровое новаторство. Философская проблематика и жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Мастерство психологического анализа.
Эволюция жанра романтической поэмы в творчестве А.С. Пушкина. Своеобразие пушкинского романтизма, трансформация романтических принципов. Анализ поэм разных периодов - по выбору.
Лирика А.С. Пушкина Михайловского периода. Основные темы. Жанровое своеобразие. Анализ одного стихотворения (на выбор).
Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история. Особенности композиции. Лирические отступления, их темы и роль в романе. Место сна Татьяны в структуре романа. «Онегинская» строфа.
Пушкинская теория прозы. Эволюция жанра от «Арапа Петра Великого» и «Дубровского» к «Капитанской дочке». Философская проблематика и поэтика повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Фантастическое и символическое в повести.
«Повести Белкина» А.С. Пушкина как цикл. Сюжетные источники. Образ Белкина в системе образов рассказчиков повестей.
Концепция истории А.С. Пушкина. Развитие исторической мысли от «Бориса Годунова» до «Капитанской дочки». «История Пугачёва» и «Капитанская дочки» - поэтические и историософские различия. Анализ исторической повести: особенности героя, сюжета и конфликта.
Эволюция творчества Е. Баратынского. Жанр любовной элегии (анализ произведений на выбор). Философская элегия в творчестве Е. Баратынского. Сборник «Сумерки»: композиция, основные философские мотивы, анализ стихотворений по выбору.
Основные мотивы ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Жанровое своеобразие лирики. Своеобразие лирического героя. Анализ 1 произведения (по выбору). Основные мотивы поздней лирики М.Ю. Лермонтова, Жанровое своеобразие лирики. Своеобразие лирического героя. Анализ произведений (по выбору).
Драматургия М.Ю. Лермонтова. Социально-философская драма «Маскарад». Проблематика, основные образы, своеобразие творческого метода. Символика игры и маскарада.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанровое, композиционное и сюжетное своеобразие. Автор, повествователь и герой в романе. Образ Печорина. Философская и нравственная проблематика романа. Основные приемы психологического анализа.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Своеобразие композиции цикла, рассказчики в цикле. Философская проблематика цикла. Функции фантастики.
«Миргород» Н.В. Гоголя как цикл. Композиция цикла. Связь с замыслом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Своеобразие историзма. Проблематика и поэтика.
Этическая, эстетическая и философская проблематика «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя. Принципы изображения человека. Особенности фантастики и гротеска. Своеобразие творческого метода.
Художественное своеобразие комедиографии Н.В. Гоголя. «Ревизор» как новый тип комедии. «Миражный» конфликт в пьесе. Соотношение духовного и социального в комедии. Специфика комического, основные приемы создания комического эффекта.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: жанровое своеобразие, особенности композиции, роль внесюжетных элементов. Лиризм повествования, функции притчи в произведении. Нравственно-философская (религиозно-этическая) проблематика поэмы, ее отражение в сюжете и композиции. Мотивы омертвения и воскресения в поэме.
«Выбранные места из переписки с друзьями» как итоговое произведение Н.В. Гоголя. Религиозно-нравственная проблематика сборника. Особенности композиции.
Проза эпохи романтизма. Жанровые разновидности и стилистические особенности романтической повести. Романтический исторический роман: особенности сюжета, персонажа, конфликта и соотношение личного и исторического.
Периодизация русской литературы XIX века: направления, развитие поэзии, прозы и драматургии. Русская классика. «Пушкинская», «лермонтовская» и «гоголевская» линии развития в русской литературе второй половины XIX века.
Развитие жанра очерка в русской литературе: русский очерк 30-х годов, очерк в творчестве французских писателей 20-30-х гг. Физиология натуральной школы (жанровая характеристика, разновидности, сюжетостроение, персонаж, обстоятельства – показать на примерах).
Натуральная школа: периодизация, состав, В.Г. Белинский как теоретик новой школы, гоголевское направление в русской литературе. Особенности реализма (показать на примерах).
Трансформация физиологии в рамках натуральной школы: очерки Н. Некрасова и И. Тургенева. «Записки охотника» как цикл: жанровое своеобразие, особенности художественного материала, типология персонажей, сюжетосроение. Типология очерков в цикле И. Тургенева. (Анализ нескольких очерков Н.А. Некрасова и И. Тургенева (из цикла «Записки охотника»).Развитие поэзии во второй половине XIX века: социокультурные группы, школы, направления. Статус поэзии в литературе 40-х гг. Жанровый состав, актуальные темы. Анализ 2-3 произведений.

Приложенные файлы

  • docx 838714
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий