Тема 1.2 Познавательные психические процессы ощущение, восприятие, представление, воображение лекция


План лекции:
Ощущение.
Восприятие.
Представление.
Воображение.
Вопросы по ходу лекции:
Что является предметом психологии?
Какова структура психики?
На какие виды можно разделить психические процессы?
Перечислите познавательные психические процессы.
Тезисы лекции в соответствии с планом:
В структуре психики человека выделяются три большие группы психических явлений:
психические процессы;
психические состояния;
психические свойства.
Психические процессы - это отражение окружающего мира в разных формах психики. Например, предметы и явления в целом наш мозг отражает в форме восприятий; свойства предметов - в форме ощущений; прошедшие события - в форме воспоминаний; связи между предметами отражаются мышлением и т.д. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец.
Психические процессы подразделяются на познавательные (отражение свойств внешнего мира - ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение), эмоциональные (отражение отношения человека к предметам и явлениям), интегративные (память, речь), регуляторные (воля, внимание).
Вопрос 1:
Ощущение и восприятие являются первичными процессами, отвечающими за получение сигналов из внешней среды, их адекватную переработку и передачу в вышележащие структуры.
Ощущение - психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.
При этом отражаются именно отдельные свойства предметов, но не все в целом. Любое ощущение вызывает ответную реакцию организма - иногда это мышечное чувство, иногда вегетативная реакция (например, сужение или расширение сосудов), иногда усиление электрической активности мозга.
Поскольку сигналов много (прежде всего по физической характеристике раздражителей), то в процессе эволюции сформировалось и много видов ощущений. В соответствии с видом сигнала у человека в филогенезе сформировались различные органы чувств, имеющие специализированные рецепторы - слуховые, зрительные, обонятельные и т.д.
Однако ощущение не возникает сразу, в момент попадания энергии раздражителя на рецептор. Для этого сигнал должен быть переработан специальным анатомо-физиологическим аппаратом, имеющим особое строение. Он называется анализатором.
Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения (термин, введенный И.П. Павловым).
Каждый анализатор состоит из 3 частей:
1 - периферического отдела, или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс, их называют органами чувств. Органы чувств отличаются повышенной чувствительностью и приспосабливаются для восприятия определенных раздражителей.
2 - чувствительных нервов (афферентных, или центростремительных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора.
3 - центра анализатора - специализированного участка коры мозга.
Предметы, воздействуя своими физическими свойствами на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа - рецептора - нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс - ощущение.
Классификация ощущений:
По расположению рецептора ощущения различаются на:
а) интероцептивные (органические) - сигнализируют о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (например, голод, жажда, боль, половые ощущения и т.д.);
б) проприоцептивные - отражают движение частей тела за счет сигналов от мышц и сухожилий;
в) экстероцептивные - отражают сигналы от внешних раздражителей. В свою очередь они делятся на:
- дистантные - слуховые, зрительные, обонятельные;
- контактные - вкусовые, кожные (тактильные, температурные, болевые).
Кроме того, существуют ощущения, не укладывающиеся в эту простую схему. Например, вибрационная чувствительность и ощущение равновесия.
Отдельные органы чувств взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может протекать в двух формах:
отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств;
органы чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, при которой качества ощущений одного вида (например, слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например, зрительный). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией. Так, например, при ощущении некоторых звуков возникают параллельные им цветовые ощущения (следствием этих открытий психологии явилось создание цветомузыки великим русским композитором Скрябиным).
Основные свойства ощущений:
1. Модальность (качество) - специфические особенности ощущений, отличающие их от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются громкостью, высотой, тембром и т.д., а зрительные яркостью, цветом, насыщенностью.
2. Интенсивность - количественная характеристика, зависящая от силы раздражителя и состояния рецептора.
3. Латентность - время между воздействием раздражителя и возникновением ощущения.
4. Последействие - время сохранения ощущения после окончания действия стимула.
5. Длительность - время между возникновением ощущения и его исчезновением.
6. Пространственная локализация - пространственный анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Количественные характеристики ощущений:
1. Нижний абсолютный порог (НАП) - это минимальная величина стимула данной модальности, необходимая для возникновения ощущения. Если стимул меньше указанной величины, то сколь бы долго он не действовал на рецептор, ощущение не возникает. Например: для зрительной системы НАП составляет 2-8 квантов света; для слуховой системы (по частоте) звуковые колебания не должны быть ниже 16 гц; для обонятельной - 8 молекул вещества на 1 мЗ воздуха.
2. Верхний порог - это максимальная величина раздражителя, вызывающая за этим пределом болевые ощущения. Например, по громкости звука он составляет 130-140 децибел.
3. Разностный порог (дифференциальный) - минимальное различие силы двух раздражителей, при котором возникает чувство изменения силы ощущения. Для средних значений диапазона ощущений каждой модальности ДПО постоянен.
С этим порогом связан закон Вебера-Фехнера. Он связывает силу ощущения с физической интенсивностью раздражителя. Эта зависимость имеет следующий вид:
R=clog Iο/I
где R – величина ощущения;с – константа, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера;I – интенсивность раздражителя;Iο - величина абсолютного порога интенсивности.
Приведенное выше уравнение получило название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера, согласно которому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой). Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампочки десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти лампочек сотней. Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.
Принято различать эпикритическую и протопатическую чувствительность (по Х.Хэду), характеризующие эволюционный уровень того или иного сенсорного процесса. Первая позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении. Это более молодая и совершенная чувствительность. Вторая - относительно древняя и примитивная чувствительность. Протопатические ощущения всегда окрашены аффективно и характеризуют скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.
Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая - от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.
При адаптации:
чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения.
При сенсибилизации:
чувствительность меняется только в сторону повышения;
чувствительность зависит от состояния самого организма (физиологических или психологических причин)
При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном воздействии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В отдельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Хорошо известно, что при перемещении от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания.
Особое место в медицинской практике занимает проблема боли и болевой чувствительности. Ощущение боли - это специальный сигнал о происходящих в организме процессах, могущих привести к нарушению его функционирования. Боль эмоционально переживается и приводит к вегетативным сдвигам - учащению сердцебиения, повышению потоотделения, расширению зрачков и т.п.
Болевые ощущения могут быть вызваны повреждением любого чувствительного нерва. Однако в последнее время появился ряд фактов в пользу наличия специального аппарата болевой чувствительности. Рецепторы этого аппарата представляют собой открытые окончания, реагирующие на изменения химического состава среды. Далее эти сигналы передаются в центральную нервную систему, проходя через особые нейронные структуры в спинном мозгу. Главную роль в анализе болевых ощущений играют ядра таламуса, откуда обработанные сигналы достигают лимбической системы мозга и новой коры.
Болевые ощущения могут блокироваться центральными системами мозга, причем иногда даже на уровне афферентного входа в спинном мозге. Именно этим обусловлен обезболивающий эффект различных наркотических препаратов.
Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Она зависит (ее определяют):
индивидуальные особенности организма;
возраст;
переутомление;
заболевания;
снижение чувствительности при алкоголизме;
влияют гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.
Все ощущения имеют общие закономерности:
пороги ощущений;
адаптация;
контраст;
сенсибилизация;
последовательные образы.
Контраст ощущений - это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.
Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в одном анализаторе при нарушении деятельности другого. Так, у слепых людей резко возрастает тактильная или обонятельная чувствительность, у глухонемых - повышается зрительная чувствительность.
Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
Нарушения процессов ощущения:
1) Анестезия - потеря чувствительности.
2) Гипостезия - пониженная чувствительность к реальным раздражителям. В этом случае больной почти не реагирует на укол, на ползающую по лицу муху и т.п. Пониженная чувствительность к температурным раздражителям может приводить к несчастным случаям -ожогам и обморожениям.
3) Гиперестезия - повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. В этих случаях как внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители вызывают чрезвычайно интенсивную реакцию в связи с резким уменьшением нижних абсолютных порогов ощущений. Например, стук пишущей машинки оглушает больного, горящая свеча слепит, а рубашка, прилегающая к телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной «из колючей проволоки» и т.п. Такая психическая гиперестезия наблюдается при неврозах, интоксикации некоторыми веществами (опиатами, гашишем, циклодолом и т.п.), начальных этапах помрачения сознания, острых психозах.
4) Парестезия. Если гипестезии и гиперестезии можно квалифицировать как количественные расстройства чувствительности, то парестезии связаны с качественными изменениями (извращением) информации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Наверное, каждый знает об ощущениях, возникающих от длительного сдавливания нерва неудобным положением - «руку отлежал», «ногу отсидел». При нарушениях проводимости по нерву появляются ощущения «ползания мурашек», стягивания кожи, покалывания, жжения (это своеобразные колебания модальности ощущения). Парестезии чаще являются признаком неврологического или сосудистого поражения.
5) Сенестопатии - неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела (внутрь телесного «Я»): сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, «отсасывание», «прилипание» и пр. Они никогда не имеют четкой локализации, и больные бывают не в состоянии даже правильно их описать. Сенестопатии встречаются при многих психических заболеваниях.
Следует отметить, что наличие сенсорных сигналов является необходимым условием для нормального функционирования психики. Подтверждением служат опыты по полной сенсорной изоляции, когда человека помещают в специальную камеру, где находится солевой раствор с температурой, равной температуре тела. Камера абсолютно изолирована от световых, звуковых и иных сигналов, и даже вес тела в такой среде практически не ощущается. В этих условиях наблюдается нарастание напряженности, беспричинной тревоги и некоторые люди просят прекратить эксперимент. у других через некоторое время возникают иллюзии, галлюцинации различной модальности, причем их интенсивность весьма велика. Это говорит о том, что мозг все время нуждается в сенсорной информации, а если ее нет, - начинает продуцировать ее сам, опираясь на сигналы, зафиксированные в памяти.
Вопрос 2:
Восприятие (перцепция) является следующей, более сложной ступенью отражения свойств окружающего мира. К ощущению добавляется движение и память, что приводит к интеграции последовательных образов ощущений, а это позволяет создать целостную модель объекта, т.е. его перцептивный образ.
Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Физиологической основой восприятии является согласованная деятельность системы анализаторов и центров речи в коре мозга.
Выделяют четыре уровня восприятия
1) обнаружение – констатируется факт: есть ли раздражитель?
2) различение – формирование образа из ощущений;
3) идентификация – сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);
4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
Поиск объекта (выделение комплекса стимулов из окружающей среды)
Выделение характерных признаков объекта (сенсомоторные действия: ощупывание, рассматривание).
Опознание объекта (сравнение полученной информации с памятью)
Отнесение объекта к категории предметов, явлений.
Каковы же основные условия формирования образа восприятия? Ими являются:
а) активность восприятия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает. По данным С.Л. Рубинштейна, «воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии... всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства».
б) наличие обратной связи;
в) достаточное количество информации;
г) структурированность этой информации.
В психологии выделяют следующие виды восприятия:
По ведущему анализатору - зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное (осязательное), кинестетическое.
По форме психической активности - преднамеренное и непреднамаренное.
Также в психологии отдельно рассматриваются:
Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).
Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.
Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).
Восприятие времени - основано на органических процессах циклически-ритмического характера (пульс, дыхание и т.д.). Воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.
Свойства восприятия:
Константность восприятия - это относительная независимость образа при изменяющихся условиях (в определенных пределах). Это означает, что человек рассматривает окружающие его знакомые предметы (их форму, цвет и размер) как неизменные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, постоянно меняются. При отсутствии константности при любом нашем движении, каждом изменении расстояния до предмета, малейшем повороте головы или перемене освещения, изменялись бы все признаки, по которым мы узнаем предметы. Феномен константности (постоянства) величины, формы и цвета предметов является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Не будь этого свойства, человек потерял бы возможность познавать окружающий его мир. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадаем в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими, в то же время строители, работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Предметность восприятия проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене фигуры и фона. Действительно в процессе восприятия любой предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на фоне. Фигура - это то, что отчетливо осознается человеком. Фон - это что-то неструктурированное, аморфное, расплывчатое.
Целостность восприятия означает, что в воспринимаемом образе части и целое едины. Свойство целостности восприятия обнаруживается, когда неполнота или выпадение, искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, когда мы группируем разрозненные детали, структурируем нерасчлененную совокупность так, что они образуют осмысленное целое. На этом основании были сформулированы некоторые важные правила (принципы) организации восприятия. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания.
Обобщенность (категориальность) восприятия проявляется в том, что воспринимаемый образ всегда может быть отнесен к классу предметов, имеющих название, т.е. он обладает смысловым значением. Если человек не может определить образ словом, то образ в качественном отношении остается расплывчатым, неопределенным. По мере накопления опыта образ того или иного предмета, сохраняя свою индивидуальность, причисляется ко все большей совокупности предметов, т.е. все более надежно классифицируется.
Обобщенность и классификация обеспечивают надежное опознание предметов, свойств и т.п. независимо от их индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят данный объект или его свойства за пределы класса.
Важнейшей характеристикой восприятия является его осмысленность. Осмысленность означает, что мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, имеющие для нас определенное значение. Как подчеркивал известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн «восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления». Действительно, бессмысленные ситуации мучительны для всех людей и потому человек всему пытается придать смысл. Как трудно воспроизвести речь людей, говорящих на иностранном языке и никаких трудностей не возникает при воспроизведении слов на родном или знакомом языке.
Выше мы упоминали о существовании принципов (законов) организации восприятия. Рассмотрим некоторые из них.
К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона (по М.Вертгеймеру), относятся:
Эффект сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т.д.
Эффект близости: в фигуру объединяются элементы, близко расположенные.
Фактор "общей судьбы": если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру.
Фактор группировки без остатка: несколько фигур стараются сгруппировать т.о., чтобы не осталось ни одной стоящей отдельно фигуры.
Фактор "Хорошего продолжения": из двух пересекающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
Фактор замкнутости: замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
Установка или поведение наблюдателя.
Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например собакаестмясо или кошкаловитмышей).
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажинали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.
Установка восприятия – целостное, недифференцированное, неконтролируемое сознанием состояние субъекта, предшествующее его деятельности по поводу объекта. Например, если два объекта различаются только по размеру, мы ожидаем, что больший из них будет тяжелее.
Когнитивный диссонанс – понятие, введенное Л. Фестингером. Когнитивный диссонанс – это переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными установками; негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями и т.п., относящимися к одному объекту. Этот дискомфорт побуждает к активным действиям –преобразованию либо установок, либо собственного поведения.
Расстройства восприятия:
Иллюзии - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств - зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия, все иллюзии также можно подразделить на физические, физиологические и психические.
Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует.
Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — знание) - нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают:
зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 
тактильные А., проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела (соматоагнозия); 
слуховые А., проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).
Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний человека, его психического состояния и индивидуальных особенностей (например, доминирующих в настоящий момент эмоций, потребностей, интересов ряда других факторов). Под их влиянием создается так называемое «опережающее отражение» (апперцепция). Человек уже готов видеть то, на что настроился (например, в состоянии радостного волнения все представляется в «розовом свете»).
Сравнительная характеристика ощущений и восприятия:
1. Ощущение - отражает отдельные свойства предметов и явлений. Восприятие - является целостным образом предмета в совокупности его свойств и качеств.
2. Ощущение - локализуется в одноименном анализаторе как характеристика протекающего нейрофизиологического процесса. Восприятие - образ соотносится с реальным предметом или явлением вне человека.
3. Ощущение - в большой степени автоматический процесс, запускаемый сигналом, попадающим на рецептор. Восприятие - образ не является изначально заданным, а активно строится психикой с помощью специальных действий.
4. Ощущение - имеет количественные характеристики, обусловленные нейрофизиологическим строением анализаторов. Восприятие - во многом субъективный процесс, опосредованный понятийными структурами мышления и смысловой характеристикой класса воспринимаемых объектов.
Вопрос 3:
Следующим шагом в развитии системы познавательных процессов является формирование механизма, позволяющего оперировать образами предметов и явлений в их отсутствии, используя информацию, хранящуюся в памяти. В психологии подобный процесс носит название представления.
Если восприятие дает нам образ предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств, то представление - это образ, воспроизводимый на основе прошлого опыта, в отсутствии этого предмета. В этом основное отличие представления от восприятия и это отличие обусловливает его основные свойства.
Представления имеют большое значение для сознательной жизни человека. Если бы их не было, наши мысли и наше поведение навсегда оказались прикованными к настоящему. Прошлое и будущее престало бы существовать для человека. Перестала бы существовать и внутренняя жизнь, поскольку именно представления создают тот план, на котором она разворачивается.
Представление - это психический процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Функции представлений:
Представление обеспечивает: а) антиципирующее или предвосхищающее планирование, б) формирование образцов (эталонов) действий, поведения человека, в) контроль и коррекцию действий и поведения.
Виды представлений:
По видам анализаторов - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные;
По степени обобщенности - единичные, общие;
По степени проявления - непроизвольные, произвольные;
По продолжительности - оперативные, кратковременные, долговременные.
Свойства представления:
Образ-представление «слабее» перцептивного образа, его отличает фрагментарность, неустойчивость, относительная бледность и непостоянство. С другой стороны, он характеризуется панорамностью, обобщенностью и схематичностью.
Фрагментарность представления означает, что в его образе некоторые черты или части воспроизводимого предмета не представлены; они как бы утрачиваются.
Неустойчивость представлений выражается в изменчивости, текучести частей, свойств или деталей образа - представления. Благодаря этому представление приобретает большие возможности для обобщенности образа за счет того, что на передний план выступают основные, существенные черты воспроизводимого предмета, а несущественные затушевываются и отступают на задний план.
Панорамность представления дает возможность субъекту как бы выйти за пределы наличной ситуации, а схематичность является следствием того, что при переходе от восприятия к представлению изменяется структура образа: одни признаки объекта подчеркиваются, другие - затушевываются. Когда мы говорим о схематичности представления, мы имеем в виду, что человек может представить (воспроизвести) в наглядной форме структуру явления, понятия или какого-то множества.
Значимой характеристикой представления является обобщенность. В воспроизведенном по памяти образе предмета уже происходит отвлечение, абстрагирование от условий существования данного предмета. Это отвлечение от конкретного предмета требует от человека известной переработки воспроизводимого образа. В этой связи, образы - представления - это первая ступенька на пути от единичного образа к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление.
Однако и у представлений есть свои границы. С их помощью невозможно образовать новый, ранее не существовавший в памяти субъекта образ. Эту функцию в психике выполняет воображение.
Таким образом, представление является качественно новым психическим образованием, своеобразной переходной ступенью от восприятия к воображению и абстрактно-логическому мышлению.
Вопрос 4:
Однако люди не только воспринимают и познают окружающую их действительность, но и изменяют, преобразуют ее, внося в нее нечто новое. Но прежде чем преобразовывать действительность на практике, ее нужно преобразовать мысленно, представить в виде некоего нового образа. Если образ-представление - это всегда воспроизведение уже известного, то основная характеристика образа-воображения - это преобразование. Воображать - это преображать, подчеркивал С.Л. Рубинштейн.
Воображение - это способность человека к преобразованию данного и .порождению новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности. Очевидна теснейшая связь между творческой или продуктивной деятельностью человека и его воображением. Воображение является основой так называемого образного мышления человека, равно как и творческого.
Воображение помогает человеку не только преобразовывать действительность. С его помощью человек способен ярко, метафорически выразить свою мысль, воспроизвести эмоциональное состояние или строй мыслей другого человека, примирить непримиримые, на первый взгляд, явления или точки зрения.
Несмотря на выдающуюся роль воображения в познавательной деятельности человека, оно остается одним из самых загадочных процессов в психике. Практически ничего не известно об анатомо-физиологическом субстрате воображения. Нет и приемлемых психологических теорий воображения.
Воображение - это психический процесс создания новых образов, предметов и явлений на основе переработки представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта.
Физиологическая основа воображения - остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.
Виды воображения:
Пассивное воображение, когда образы возникают спонтанно, независимо от воли человека. Непроизвольная трансформация образов совершается под действием аффективно окрашенных влечений и слабо осознаваемых потребностей. Образы как бы всплывают перед воображением, а не формируются им и потому здесь пока еще нет оперирования образами. Такая форма воображения встречается в сновидениях или дремотных состояниях. Наряду с этим действие актуальной потребности может спонтанно вызвать картины желаемых событий и человек порой не в силах остановить продуцирование этих образов, которые могут приобретать и навязчивый, патологический характер.
Активное воображение, когда образы вызываются по собственному желанию человека. Как правило, этот вид является основой творческого мышления.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение, когда реальность воспроизводится такой, какой является на самом деле. В этом случае воображение сближается с образами памяти.
Продуктивное (творческое)воображение, когда сознательно конструируется новая действительность, которая формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит сознательная творческая деятельность человека.
Наконец, выделяют реалистическое и фантастическое воображение. Реалистическое (конкретное) воображение отражает действительность в виде конкретных, вещных образов, которые могут предвосхищать события.
Фантастическое воображение как бы «отлетает» от действительности, оно создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности, но при этом не порывающую с ней связей.
Функции воображения:
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
1) способствует формированию внутреннего плана действий. Так, врач-хирург вначале представляет мысленно весь план подготовки и проведения операции, «проигрывает» возможные варианты действий, в том числе воображает и практические действия в операционном поле. Лишь после происходит переход к конкретным манипуляциям;
2) осуществляет планирование и программирование деятельности. Любая деятельность выполняется на основе стратегичёских и текущих планов, подборе способов их реализации, оценке правильности полученных результатов. Эта функция ответственная не только за текущую деятельность, но и за высшие уровни, - например, составление жизненных планов, выбор и оценка стилей поведения и т.д.;
3) осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти);
4) осуществляет регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен в той или иной мере удовлетворить многие потребности. При невозможности их реализации возникают состояния напряженности, страха, тревоги, эмоционального возбуждения. В этих случаях воображение замещает предмет потребности, временно снижает отрицательные эмоции. Однако если потребность не удовлетворяется слишком долго, возможно возникновение патологических состояний, когда идеальный образ заменяет реальный мир;
5) помогает представить действительность в образах для решения задач. В этом случае воображение выступает как составная часть мышления. Зачастую перевод знаково-символических условий задачи в образный план уменьшает время решения и позволяет получить результат сразу в целостном виде;
6) управляет психофизиологическими и соматическими состояниями. Как это не покажется странным, но воображение - это самый «нематериальный» процесс - тесно связан с работой многих соматических систем организма. Так, с помощью тренированного воображения можно менять ритм дыхания, частоту пульса артериальное давление, температуру тела и другие показатели. Боле того, существует масса примеров того, как воображение на религиозной почве при водит к появлению на теле верующих реальных ран, копирующих раны Христа, полученные им во время казни. Под влиянием воображения у человека может проявиться невиданная физическая сила, возникнуть нарушения или полная потеря речи, моментально исчезнуть хроническое заболевание и т.д.
В целостном виде это свойство воображения проявляется в аутотренинге - как системе упражнений, позволяющих человеку регулировать функционирование всех уровней психики - от клеточного метаболизма до высших духовных функций.
Преобразование действительности, построение новых образов осуществляется благодаря наличию специальных приемов.
1. Одним из них является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях.
Этот прием широко используется в техническом, научном и художественном творчестве. Например, глубокий синтез, комбинирование и преобразование черт жены Л. Н. Толстого - Софьи Андреевны и ее сестры - Татьяны позволил ему получить совершенно новый образ Наташи Ростовой. Следует отметить, что комбинирование - это не случайный набор, а подбор определенных черт, производимый на основе общего замысла, идеи или композиции.
Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является агглютинация, «склеивание», объединение различных, часто несоединимых в реальной действительности свойств и качеств предметов. Этот прием часто используется в художественном искусстве при изображении аллегорических фигур.
2. Следующим приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование, т.е. подчеркивание некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Это достигается посредством сдвига, изменения пропорций. Типичный пример - карикатура, воспроизводящая черты оригинала, но при этом утрирующая их. Наиболее распространенной формой акцентуирования является гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета.
3. Схематизация - в этом случае отдельные конкретные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.
4. Заострение - подчеркивание отдельных признаков предметов и явлений. На основе этого механизма формируется такая операция мышления как «выделение главного».
5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, т. е. преобразование действительности, идет по линии специфического обобщения. Типизируя, воображение обобщает, выявляя обобщенное значение в конкретном образе. Типизация - это основа для формирования классов явлений, база для формирования операции «обобщение».
6. Масштабное преобразование объектов.
7. Мысленное вращение объектов. Этот прием, развивающий воображение полезен для уточнения всех характеристик ранее усвоенного понятия.
Механизмы работы воображения по Ф. Лёзер:
Изменение отношений ранее уже известных элементов (Паровая машина: вода и поршень)
Комбинирование элементов (Сфинкс)
Изменение величин элементов (Великан)
Экстраполирование (Эл.частица - шарик)
Создание методом от противного (Неевклидова геометрия)
Идеализация, или упрощение (Абсолютно черное тело)
Символизация (Модель Солнечной системы)
Типизация, или отнесение к классу (Страус – птица)
Транспозиция (Говорящее животное из сказки)
Особые формы воображения:
1. Мечта - это особая форма желаемого будущего, воплощающаяся в образах. Мечты обладают побудительной силой, они заставляют человека стремиться к достижению желаемой цели. Мечта - это в некотором смысле мотив деятельности, результат которой оказался временно отсроченным.
2. Грезы - это форма преднамеренного пассивного воображения. Как правило, они возникают при наличии стойкого образа желаемого (как в будущем, так и в прошлом), которое не может быть реализовано в настоящее время. Здесь нет участия воли, т. е. эти образы не стремятся воплотиться в жизнь. Нередко это является способом ухода от действительности, а длительное доминирование грез может свидетельствовать о дефектах личности.
3. Галлюцинации - это патологическое конструирование образов (прежде всего образов восприятия), не существующих в данное время. Галлюцинации имеют навязчивый характер и часто вызывают впечатление реальности предметов и явлений, хотя на самом деле они существуют лишь в воображении человека. Галлюцинации могут вызываться как психическими заболеваниями, так и соматическими нарушениями и приемом некоторых лекарств и наркотических препаратов.
4. Сверхбодрствующее сознание - это облегченный поток ассоциаций, яркие образные представления, вызывающие повышенную активность мыслительной деятельности. Однако реальная ее продуктивность в данном случае очень низка. Возникает повышенная отвлекаемость, новизна впечатлений при восприятии самых обыденных ситуаций. Как правило, это является следствием приема больших доз стимуляторов и галлюциногенов (или как парадоксальная реакция на седативные препараты).
Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики воображения, которое является основой мышления, дает ему возможность снять большую часть ограничений в оперировании образами действительности. Но все это прерогатива следующего - вербально - логического уровня познавательной деятельности.

Приложенные файлы

  • docx 3803282
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий