Ведическая культура и индуизм

Андрей И гнатьев "Ведическая культура" и индуизм Думаю, что всем известно, какое гипнотическое воздействие оказывает на м ногих любителей Индии прилагательное «ведический» (это только может ср авниться с популярностью всего «арийского» у специфических кругов). Тол ько и приходится слышать: «ведическая культура», «ведические писания», « ведическая астрология», «ведическая космология», «ведическая кулинари я», «ведическая книга смерти». А недавно почитал о выходе в свет книги «Ве дические правила успеха» (которую, наверное, читают ведические яппи). Отм етим сразу, что в научных трудах по индологии на русском языке слова «вед ический» не встретишь (его заменяет более жестко звучащее слово «ведийс кий», например «ведийский язык», «ведийская мифология»). Более того, пода вляющее большинство ученых само упоминание о «ведических писаниях» со чли бы дурным тоном. Начнем с того, что «ведическая культура», как ее себе представляют кришнаиты-прабхупадовцы и всякие «ведисты», вообще никог да не существовала в природе, и все фантазии насчет нее не имеют ничего об щего с культурой ариев времен создания Вед. Обычно за «ведическую культу ру» выдают некоторые элементы культуры позднейшего индуизма. Проблема здесь заключается в том, что многие не понимают того очевидного факта, чт о в Индии не было никогда «древней мудрости» как нечто застывшего и непо движного, что религия и культура всегда находятся в процессе изменения. Вот что об этом писал виднейший индолог двадцатого столетия Р.Н. Дандека р (1909-2001): «В индологических исследованиях явно наметилась тенденция преув еличивать значение ведийско-арийского элемента для всего комплекса ин дийской культуры. Сторонники этой точки зрения утверждают, что ведам при надлежит огромный вклад в формирование индийского образа жизни и мышле ния на протяжении веков. Доходит до того, что древнеиндийская культура, а точнее, индуистская культура в целом часто называется ведийской культу рой. Но даже беглый анализ индуистского образа жизни и мышления обнаружи вает всю несостоятельность таких характеристик. Главные боги ведийско го пантеона, такие как Индра и Варуна, больше не являются объектом поклон ения, а их место давно занято народными богами – Вишну и Рудрой-Шивой. В и ндуизм вводятся неведийские мифология и демонология, отвечающие на инс тинктивную потребность людей расцвечивать и украшать религию. Разрабо танная и отточенная в период брахман и возрожденная и реорганизованная в период сутр, сложная система жертвоприношений, которую считали едва ли не высшим достижением ведийской религиозной практики, к нашему времени почти вымерла. Глубокие философские спекуляции упанишад […] либо претерп ели серьезные изменения, либо вообще уступили место другим философским системам […]. Иными словами, идеалы, провозглашенные в ведах, давно переста ли быть исключительной движущей силой индийского образа жизни и мыслей. Поэтому следует считать необоснованным утверждение, что ни одно литера турное произведение не оказало и не оказывает влияния на культурную жиз нь Индии в такой степени, как Веды. Нужно понять, что брахманизм вед давно перестал существовать, а главной силой социально-религиозной жизни Инд ии стал индуизм, который хотя и возводится традицией прямо к ведам, но с ис торической точки зрения впитал в себя больше неведийских, чем ведийских элементов. А литературные произведения, которые оставили неизгладимый след в социально-религиозной жизни индуистов, - это не столько веды, сколь ко народные эпосы» [цит. по Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: Эволюционирующ ая мифология. М., 2002. С. 172-172]. Заметим, что сам Р.Н. Дандекар по рождению принадлежал к брахманскому кла ну, который ведет свою родословную от легендарного риши Васиштхи, предпо лагаемого автора нескольких гимнов Ригведы. Кстати, и «ведические писания», на которые так любят ссылаться кришнаиты -прабхупадовцы (про прародийных неоязычников с их «Велесовой книгой» не хочется даже говорить), «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана» (величаемая ими исключительно «Шримад-Бхагаватам») принадлежат, на самом деле, перв ое, к эпосу, а второе – к пуранам. Среди всего корпуса прабхупадовской лит ературы к «ведическим писаниям» можно отнести разве что Иша-упанишаду (Ш ри-Ишопанишад). Впрочем, не только сам этот термин звучит комично (как паро дия на «Священное Писание» у православных), но само его употребление сви детельствует о непонимании специфики древнеиндийской культуры в котор ой священные тексты не записывались, а передавались из уст в уста. «Ведическая космология», описываемая в одноименной книге Айравата дас а и Акифа Манафа Джабира, это также космология пуран, а не Вед. Космология Ригведы достаточно проста. Вселенная делится на три локи (мира, или облас ти): дьяхус (небо), антарикша (средний мир) и притхиви (земля). В пуранах же мы в идим намного более сложную систему, для которой ключевое значение имеет не число «три», а число «семь». Позднейшие индуисты представляли себе вс еленную в форме яйца «брахманды», т.е. «яйца Брахмы», которое делится на 21 у ровень, причем плоская земля (разделенная на семь концентрически распол оженных материков, разделенных разновещественными океанами) занимает седьмой уровень от вершины. Над землей расположены шесть небес возраста ющего великолепия, а под землей – семь уровней паталы (подземного мира), а под ними еще семь уровней нараки (ада), причем, чем ниже уровень, тем горест нее пребывание там. Лока в индуистском представлении это вовсе не планет а, как пытаются представить подстраивающиеся под современную науку пра бхупадовцы, а плоский уровень бытия (для обозначения планеты использует ся другой термин – «граха»). Что касается «ведической астрологии», то ее не существовало и в помине, т акже как и «авестийской астрологии» мистификатора Павла Глобы. Ведийск ие арии обладали определенными астрономическими знаниями, но они испол ьзовались для вычисления времени совершения жертвоприношений, а вовсе не для предсказания будущего. В ту раннюю эпоху для этой цели служили тол кование снов и примет, а также физиогномистика. Традиционная индийская а стрология появляется лишь во времена Гуптов, поэтому называть ее «ведич еской» никак нельзя. Встает вопрос, и насколько она была индийской, потом у что многое из астрологических и астрономических знаний Индия взяла из Месопотамии и у греков. Так, с Запада индийцы заимствовали знаки зодиака, семидневную неделю, час и некоторые другие понятия. Желающих познакомит ься с настоящей индийской астрологией я отсылаю к знаменитому труду Аль- Бируни «Индия» (М., 1995). Но самый курьезный термин представляет собой, пожалуй, «ведическая кули нария». Если выпущенная прабхападовцами книга «Ведическое кулинарное искусство» начинается со статьи, яро пропагандирующей вегетарианство, то настоящее меню ведийских ариев, как это ни прискорбно прозвучит для ф анатов травоядного образа жизни, включало и мясо, в том числе и говядину. В заключение хочу порекомендовать тем, кто серьезно стремится узнать, ч то собой представляла ведийская культура, знакомиться с серьезной науч ной литературой по этому вопросу, а не с «трудами» фантазеров и мистифик аторов.

Приложенные файлы

  • rtf 3581942
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий