5.Использ. приемов реж. В.Э.Мейерхольда в практ..

10. Использ-е приёмов реж-ры
Мейерхольда в практике театр. предст-ий.

Вс. М.сыграл > роль в становлении театра нов. типа (условного).
Воздействие его идей и спектаклей на театр. культуру сравнивают с возд-ем идей Пикассо на миров. культуру.
Творч. методами реж. М. явл.- монтаж, театрализация, социомеханика (анализ, агитация, биомех. социология).
Муз. реализм, самобытность, возд-е развитых форм режиссуры. Кинематографич. варииант.
М.- отказ. от бытовых подробностей, психологичности, осущ-я не правду жизни, а правду воспри-я жизни худож-ка под собств. Углом зрения. Он б. I реж. условного театра. М- д. б. мастером зрелища.
Одно из проявлений театра - тяготения к Театру площадному. Он поставил спектакль как Мистерия «буфф» на Петроградской площади, на Воробьевых горах.
Принцип карнавализации «Лучшее зрелище для народа, есть зрелище самого народа. Данный принцип предполагает исполз. площадного балагана, цирка, пантомимы. С их буффонадой фарсом, сатирой, иронией, эксцентрикой, эпатажем. Разделение персонажей на пол. истр. острая хар-ка образов приём метафоры, гротеск - как средство, выразит. Приём, использов. натуральн. деталей в декорациях, пиротехнические эффекты, натуральность и нагота, приём игры с натурал. предметами.
Принцип злободневности и актуальн-ти, П. приспособл. текста к тек. дню, включение в режиссуру представ. событий жизни и хроники дня. - Активизир. восприятие зрителя, заставл. реагир. на зрелище.
П.активизации зрит. зала: призывы, лозунги, брошенные в зал листовки, игры - массовки, забавы, подогрев. реакцию зрит. и превращ. их в соучастников спектакля.
Использ-ся П. перемещения сцен. дейст-я в зрител. зал, для активного вовлечения его аудитории.
Использ-е песен (зонгов) отсутствие оформл. сцены для > сосредоточения вниман-я зрит. на сути самого предст-я.
Принцип популяризации жанров.
Чистых жанров уже не сущ-т. как правило идёт совмещение жанров автора, реж. и актеров. Приём восприятия кол-ва, как части массы, народа.
П. эпизодного построения про-я.
М. уподоблял любой спектакль концерту. Использовал приём применения экрана с ремарками в виде лозунгов, названий эпизодов с целью нарушения колич. восприятия событий. Пропагандировал использ-е на сцене кинематографических приёмов монтажа: Ассоциативный и II.
6) П. поэтич. преобраз-я действит-ти, гипербола в подтексте. Применение кинопроекций, приём подачи реплик отд. персонажей и вещей хором, парадоксальность трактовки сцен и образа для разрушения сложившегося стереотипа. Приём контраста музыки в дей-и и применения л/мотивов.
Особенности актерского сущ-я в представлении М.
1. Большая мера обобщения
2. импровизационность
3. передача актером не образа, а своего отношения к образу.
4. прием «предигры», когда движение рождает слово.
5. Актер должен «зеркалить» - слышать и видеть себя со стороны.
6. синтетичность актера.
7. создание социального образа – маски
8. Дей-е актером строится по цепочке: намерение – осуществление – реакция.
М. стремился к демократизации театр. Предст.-я искал новые формы: спектакль-митинг, с.-обозрение, памфлет, оратория, реквием, с.-агитация, агитскетч.


Театр «Октябрь» («РСФСР» I ) – разношерстная труппа. д.б. ставить рев. трагедию и рев. буффонаду. Психика должна претерпеть изменение – никаких пауз, переживаний на сцене и в процессе выработки роли. Много света, радости, грандиозности. Легкое творчество. Вовдечение публики в Дей-е.
Из 3 трупп – «Новый», Вольный», «Госпоказ».
Старые декорации М. выбросил, оголил сцену, отменил рампу, соединил сцену с залом. Стены оклеены плакатами, лозунгами.
Театр. Программа – создание театра-балагана (демократизация) – «Мистерия-буфф» (Маяковский). Вместе митинг и плакат. Грандиозный агитационный балаган – первая насквозь политичная пьеса, без любви, без психологии, без сюжета.
Сюжет – совр. Политическая жизнь.
Аттракцион – первичная молекула театра (трюк, песня, монолог, драм. Эпизод; сознательно задуманный разрыв дей-я, пляска, фарсовая сцена. – целостный законченный эпизод.):
1) клоунское антре рыбака и эскимоса
2) экспозиц. монолог фр-за
3) сцена-митинг
4) балаган
Впервые плакат и митинг переводились на язык театра.

Хаар-ка «чистых» была решена принципами балаганного театра. Введены были «маски».
Принцип отбора гл. дин. момента дей-ти - выход актеров из зала, один. костюмы.
1921г. – вторая редакция.
Декорации заменила система лестниц-мостиков с полусферой (земля). Оформление как бы врывалось в зал. Дей-е выносилось в зал. Рояль – под потолком. Дей-е перебрасывалось то в партер. то в ложу, то на сцену в 3-х планах (3 этажа). Цирк. трюки у чертей.
Принцип отбора Г.Д.М. : в эпизоде, фрагменте или .. поданный в максимально сконцентрир. виде.
7.11.1920г. «ЗОРИ» - стремился найти общ. яз. с массой красноармейцев.
Принцип отбора Г.Д.М. (приближение к пониманию зрителей) Форма поэтич. спектакля – митинг – манера произносить речи)
Актеры без грима и париков.
Прием подсадки.
Сценография – кубы, призмы, треугольники на фоне красных фанерных кругов. Железо, веревки, дерево – подлинность материалов вводилась в принцип.
Мизансцена – в духе военного марша и ХОР трагедии.
Спец. для спектакля набирались люди.
Выходил солдат с реальными сводками с боев сражений (вводились реальные факты).

КОНСТРУКТИВИЗМ И БИОМЕХАНИКА.
Театр РСФСР I просущ-л 1 год.
Образ массы – одинаковой в одинаковой одежде, торжествующей св. свободу.
КОНСТРУКТИВИЗМ формировался, когда экспромтом поставили «Нора». Сценография дала современное прочтение пьесы.
Осн. идеи К.-ма:
1) Освобождение сцены от смысловых и изобразит. задач. (Задняя стена открыта. Конструкции из подручного материала) задача конструкции – организация сценич. пространства для актера. (удобство а не смысл.) Условный образ места дей-я. Трансформированность.
БИОМЕХАНИКА - это в совершенстве владение актером своим телом. (синтез всех умений – всемогущий актер)
Гл. принципы:
1) путь к роли начинать с внешней техники – на внутреннюю (гл. – форма) творчество А. – это ТВ-во пластич. форм.
2) А. должен идеально владеть св. телом в пространстве.
3) Отточенность каждого движ-я (блоками)
4) Довести все до механизма.


К.Рудницкий «Реж.Мейерхорд»
Разделы: - театр. Октября
- конструктивизм и биомеханика
- маски и образы
- обновл. классика
- увеличив стекло
- назад к Островскому

Основные принципы театра, посмотреть:
- п.отборагл. - их динамич.моментов действит-ти (то, что важно в жизни)
- П. поэтич. преобраз-ия Д-ти
П. популяризации жанра
-П.карнавализации
- П.эпизодного построения
- П. монтажа эпизодов.

















Использование принципов режиссуры В. Э. Мейерхольда в практике театрализованного представления.


Всеволод Мейерхольд сыграл выдающуюся роль в становлении театра нового «типа»- условного театра. Воздействие его идей и спектаклей на театральную культуру сравнивают с воздействием идей Пикассо на мировое искусство.
Творческими методами режиссуры М. являлись: монтаж, театрализация, с социомеханика, анализ, агитация, биомеханика, социология/музыкальный реализм, совокупность и взаимодействие развитых форм режиссуры, кинематографический реализм.
М. Отказывался от бытовых подробностей, психологичности, осуществляя не "правду жизни",а правду восприятия жизни художником, под собственным углом зрения. Он был ярким, первым режиссером условного театра. М.был мастером внешней формы зрелища. Одно из проявлений условного театра – тяготению к театру площадному, народному.
Вот основные его принципы и приемы: 1. Принцип карнавализации. Использование приемов площадного
балагана, цирка, пантомимы с их буффонадой, фарсом, сатирой, иронией, эксцентрическим эпотажем; Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Острая характерность образов; Прием метафоры, гротеска как средства выразительности; прием использования натуралистических деталей, сближающих театр с жизнью (подлинные материалы в декорациях , пиротехнические эффекты, нагота приемов игры с натуральными вещами (похоронная процессия)
2. Принцип злободневности, актуальности (прием приспособления текста к текущему дню, включение в режиссуру представления событий жизни и хроники дня).
3.Принцип активизации зрительного зала (призывы брошенные в зал с целью воздействия на зрителя). Прием «разминки» зрительного зала. Прием перенесения сценического действия в зрительный зал для активного вовлечения в него аудитории (митинг, игра). Прием исполнения песен. Отсутствие оформления сцены для сосредоточения. Зрелище для народа – есть зрелище самого народа.

4. Принцип поляризации жанров. Нет чистых жанров, жанр авторов, и жанр режиссера, жанр актера. Прием восприятия коллектива как части массы.

5.Принцип эпизодного построения. М. уподоблял спектакль концерну. Прием применения экрана с ремарками в виде лозунгов, названий эпизодов с целью нарушения механического восприятия событий.

6.Принцип поэтичного преобразования действительности. Гипербола в подтексте, применение кинопроекции, прием подачи реплик отдельных персонажей и вещей хором. Парадоксальность в трактовке сцен и образа для разрушения сложившегося стереотипа восприятия. Прием контраста музыки с действием, усиливающий эмоциональное воздействие. Прием музыкальных лейтмотивов.
Особенности актерского существования в представлении М.
1. Большая мера обобщения;
2. Импровизационность;
3. Передача актерам не образа, а своего отношения к образу;
4. Прием предыгры. "Движение рождает" слово";
5. Актер должен "зеркалить", слышать и видеть себя со стороны;
6. Синтетичность актера;
7. Создание социального образа-маски;
8. Действие актера строилось по цепочке: намерение-осуществление-peaкция;
М. всегда стремился к демократизации искусства театрализованных представлений и искал новые формы. Он предложил такие зрелищные формы: спектакль-митинг, спектакль-обозрение, оратория, спектакль-агитация, агит-скетч.

Режиссура театрализованных представлений и праздников. Составитель доцент Дронов Л. А.
Редакторы Петров Б. Н., Рашрагович Б. И.
Влияние творчества М. распространилось на развитие мировой художественной культуры.
В 1905 г. в «Театре-студии», М. решал важную для себя задачу отказа от натуралистического изображения внешнего мира, здесь он утверждал принцип воплощения ОТНОШЕНИЯ художника к миру, к реальной действительности. Результатом творческого поиска стала постановка «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, гда наиболее четко наметились принципы его творческих устремлений: метод внутреннего монолога и диалога с помощью музыки и пластического движения (музыка стала продолжением диалога, музыкально-ритмического движения раскрывали внутренний ритм действия персонажей и действия всего спектакля), метод расположения фигур по барельефам и фрескам. Метод гармонического слияния движений, линий, жестов, слов, музыки и цвета.
Следующим важным этапом в творческом движении М. была постановка «Балаганчика» А. Блока. В этот период программа М. предполагала максимальное использование условности театра, выявление его игровой позиции, а не «подражание обыденной жизни» и содержала в себе тенденцию к созданию театра-балагана.
«Условный метод полагает в театре четвертого творца (после автора, режиссера и актера) – это зритель. Условный театр создает такую инсценировку, где зрителю своим воображением творчески приходится дорисовывать данные сценой намеки».
Ярким выражением нового направления в театральном искусстве стала постановка М. «Мистерии-буфф» В. Маяковского. Она была первой политической пьесой, пьесой без любви, без психологии, без сюжета, в традиционном ее понимании. Ее сюжетом стала современная политическая жизнь. В «Мистерии-буфф» в органическом сплаве с балаганной природой представления возникли митинг и плакат.
Следующей этапной вехой в творческом движении М. было создание им Театра РСФСР-1 (первого), где он провозглашает следующую программу:
Репертуар театра должен представлять два крайних жанра – «Революционную трагедию» и «Революционную буффонаду».
В действии «никаких пауз, психологии и «переживаний» на сцене – вот наше правило, - пишет он в статье «О театре». – Много света, вовлечение публики в действие и коллективный процесс создания спектакля – вот наша театральная программа».
Практическим воплощением этой программы стала постановка спектакля «Зори» по пьесе бельгийского поэта Верхарна.
В постановке М. использовал:
Приемы прямой аллегории;
Абстрактность, беспредметность оформления;
Вместо костюмов – прозодежда (холщевые, серебристые костюмы в виде униформы);
Хор, подобный греческому (размещался в оркестровой яме);
«Сущность нового театра, - утверждал М., - должна возбуждать в зрителях радость нового бытия».
«Зори» наметили в его творчестве путь к КОНСТРУКТИВИЗМУ и БИОМЕХАНИКЕ. Театру праздничному, пышному, нарядному М. противопоставил театр аскетических простых очертаний. Начался период «раздевания театра»: кирпичные оголенные стены, холщево-синяя прозодежда.
М. готовился вынести театр за пределы театрального здания – на открытый воздух.
Игра актеров основывалась на принципе биомеханики, которая утверждала «эффект очищения чувств», т. е. из эмоций извлекалась динамическая схема – момент возникновения чувства, его развитие, со спадами и подъемами, кульминация. Актер обязан был двигаться с легкостью танцора и изяществом акробата. Артистизм окрашивался спортивной ловкостью.
В начале 20-х годов принципы биомеханики излагались так:
«Дифференциация каждого движения в целях наибольшей четкости; знак отказа – фиксация точек начала и конца движения; пауза после каждого произведенного движения; геометризация планового движения».
Творчество актера есть творчество пластических форм в пространстве.
Путь к образу и к чувству надо начинать не с переживаний и осмыслений, не «изнутри», а «извне», с движения.
Искусство актера есть умение правильно использовать выразительные средства своего тела.
Музыкальная и ритмическая организованность пластического и словесного рисунка роли.
Общий методологический «ключ» биомеханики – «от внешнего к внутреннему».
М. считал необходимым избавить актера от бесконтрольного мышечного напряжения, дать свободу его сценическому самочувствию, научить управлять «физической жизнью роли». Он считал, что в согласованности игры отдельных актеров должна возникать новая гамма пантомимической речи.
В каждом последующем своем спектакле М. своеобразно совершенствовал, иногда пересматривал и воплощал свои принципы условного театра.







15

Приложенные файлы

  • doc 7475194
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий