PRAKTIChESKOE_ZADANIE_2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Тема: Фонемно-фонетический уровень и его значение для языка


I. Теоретическая часть
Фонетика, ее предмет и задачи. Прикладное значение фонетики. Объект фонетики. Части и разделы фонетики. Аспекты фонетических исследований: перцептивный (Диброва 2001: с. 26-31), акустический, артикуляционный и функциональный. Фонетика и другие лингвистические дисциплины. Теоретическое и практическое значение изучения фонетики.
Язык и речь. Звук и фонема. (Плотников Б.А. Язык и речевая деятельность // Общее языкознание. Мн., 1983.)
Принципы классификации звуков. Гласные звуки и их классификация. Согласные звуки и их классификация.
Фонология. Необходимость объединения разнообразия произносимых звуков в функциональные единицы (фонемы). Понятие фонемы. Методологические основы выделения фонемы.
Различные фонологические концепции в языкознании. И.А. Бодуэн де Куртене – основатель фонологии. Суть расхождения МФШ и ЛФШ в понимании фонемы. Состав фонем современного русского языка, спорные вопросы их выделения.
Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных. Исторические чередования гласных и согласных.
Фонетическая транскрипция, техника ее выполнения
Слог как суперсегментная единица. Слог как волна сонорности (по акустической теории А. А. Потебни). Место слогораздела по этой теории. Типы слогов. Структура слогов в русском языке.
Такт, тактообразующая функция ударения. Фонетическая природа тактового ударения. Формула А. А. Потебни для определения границ тактов. Энклитики, проклитики, слабоударяемые слова. Особенности русского словесного (тактового) ударения. Функциональная характеристика словесного ударения.
Фраза. Интонация как суперсегментное средство оформления фраз. Фонетическая природа интонации. Компоненты интонации. Части фразы, её границы. Основные типы ИК.

Терминологический аппарат: единицы фонетического уровня языка: сегментные (линейные), суперсегментные (нелинейные); аспекты изучения звуковых единиц в фонетике: функциональный, артикуляторный, акустический и перцептивный; транскрипция; гласные; согласные; вокализм; консонантизм; артикуляция; комбинаторные изменения звуков; изменения звуков в потоке речи; аккомодация; ассимиляция; диссимиляция; редукция; фонология; фонема; звук речи; звук языка; аллофон; перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции; сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции; архифонема; гиперфонема; слог; теория слога; типы слогов; фонетическое слово; интонация; такт; фраза.
II. Лабораторная часть
1. Затранскрибируйте текст.

На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.

2. Затранскрибировать слова, обратить внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твердых и мягких согласных?
Говор – разговор – выговор – говорит; (минеральные) воды – (хочу) воды – вод – водичка – водоворот – водяной; огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком; дорог – дороже – дорогой – дороговизна; падал – падение – выпад; подарок – подарить – даровой – дармоед; перелаз – лазейка; слез – слезай – вылез; слез – слеза – слезоточивый – прослезился; след – выследил – следопыт; слет – слетая – вылет; лед – ледовый – наледь – ледокол; слит – литая – вылит; глядя – глядит – выглядят; пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный; петь – петух – запевать; пить – запивать; пятиться – под пятой – выпятил; жернов – жернова; желудь – желудевый.

3. Затранскрибировать следующие тексты и подчеркнуть одной чертой все согласные.
А. Одного способа образования:
Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину ниже поскотины. Заревел и помчал мутную воду охмелевший от короткого водополья Енисей-батюшко.
Виктор Астафьев
Б. Одного места образования:
В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам.
Виктор Астафьев
В. Тождественные по работе голосовых связок:
Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскаленных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар.
Виктор Астафьев
Г. Тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка:
Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявлялась луна, мутная, тоже как будто издолбленная осколками, а с другой пробилось сквозь небесную муть заиндевелое, сумрачное солнце.
Виктор Астафьев
4. Слова частый и чистый различаются как по своему значению, так и по форме. Можно ли сказать то же самое о словах частота и чистота? Если нет, то почему? Как называется такое явление в лингвистике?

5. Проиллюстрировать своими примерами фонетические ряды согласных:
[д ] - [д’] - [ т ]
[ф ] - [ ф’] - [ в ] - [в’]
[н ] - [ н’]

6. При произношении согласных [м] и [н] воздушная струя выходит через носовую полость и звук получает соответствующий носовой резонанс. А есть ли в русском языке еще какие-то носовые согласные?

7. Чем различается произношение начального согласного в словах там и тут?

8. Сколько звуков в составе русской словоформы браться! Одинаково ли ее произношение с произношением словоформы братца!

9. В словоформе сядьте шесть букв. А сколько в ней звуков?

10. Чем различается произношение последнего согласного в словах шифер и шифр?

11. Одно из стихотворений поэта-сатирика Д.Д. Минаева (18351889) заканчивается такими строками:
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Одинаково ли произносятся здесь последние части строк? Если есть различия, в чем они заключаются?

12. Сопоставить фонетическое слово и такт. В чем качественное различие словесного и тактового ударения? Каким образом фраза членится на речевые такты? Насколько произвольно такое членение? Назвать формально-грамматические признаки такого деления. Верны ли утверждения, что:
а) границы речевых тактов всегда отмечены паузами;
б) сколько изменений тона во фразе, столько в ней речевых тактов;
в) тактовое ударение – это то же, что и синтагматическое?
Разделить предложения на такты. Убедитесь в том, что смысл предложения меняется в зависимости от места границы.
Разрешить нельзя запретить.
Как поразили его слова брата.
Он помнил очень ясно каждую минуту того дня.
В этот теплый тихий вечер не хотелось ни о чем говорить, только молчать, молчать и думать.

13. Какую роль играет логическое ударение? Придумайте контексты, в которых логическое ударение будет падать на разные слова в данном предложении.
Мне всегда приятно видеть Вас.

14. Разделить на слоги в соответствии с теорией сонорности следующие слова: патрон, старье, романсы, возглас, тусклый, бесплатный, оспа, декабрьский. Определите типы слогов.
15. Определите тип ударения (формообразовательное, подвижное или неподвижное) в следующих словах: стог, гроза, гвардия, чиж.

16. Поэт-авангардист Александр Введенский (19041941) писал также прозу. Одно из его произведений не сохранившийся до наших дней роман под названием «Убийцы вы дураки» (без знаков препинания в оригинале). Попытайтесь приписать этому заглавию всё возможные синтаксические истолкования и расставьте соответствующим образом знаки препинания.

III. Развивающая часть
1. Сравните произношение обращений типа Петь! Том! Кость!, распространенных в разговорной речи, с произношением слов петь, том, кость. В чем различия между ними?

2. Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в художественной литературе, например у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:
А какое ж это диво?
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой...
Почему старое заимствование из греческого языка океан превращается в русской речи в окиян! Случаен ли этот факт?

3. Прочитайте следующие сложносокращенные слова, возникшие в русском языке в различное время. Какое из слов по фонетическим причинам выпадает из общего ряда?
Фининспектор, Вест-Индия, Коминтерн, Совинформбюро, Политиздат, пединститут, техинструктаж, госимущество.

4. Англичанин (или немец, или француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими свойствами русского звука [ч] это связано?

5. В книге «Ни дня без строчки» Юрия Олеши так говорится о пушкинской строке И пусть у гробового входа...: «Пять раз подряд повторяющееся «о» «гробового входа». Вы спускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да, да, тут под сводами эхо!»
Справедливо ли это фонетическое наблюдение?

IV. Экспериментальная часть
1. Вы позвонили приятелю, тот поднял трубку и вы догадались, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?

2. Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у и т.п.?

3. Прочитайте отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Дом-музей»:
Здесь он умер. На том канапе,
Перед тем прошептав изреченье
Непонятное: „Хочется пе..."
То ли песен? А то ли печенья?
Кто узнает, чего он хотел,
Этот старый поэт перед гробом!
Прокомментируйте с лингвистической точки зрения последние слова умиравшего поэта. Что могло означать неоконченное пе...? Можно ли здесь, в частности, допустить словоформу печенья?

4. В словах сон и слон гласная фонема <о> разного происхождения. Можно ли это доказать, не выходя за пределы современного русского языка?

5. Представьте себе, что вы произносите слово дядя. Что случится со звуком [д'] (дважды), если вы при его произнесении «отключите» голосовые связки? А если, не отключая голосовых связок, вы опустите увулу (язычок, которым оканчивается нёбо) и тем самым приоткроете для воздушной струи проход в носовую полость? Как изменится звучание всего слова?

V. Творческая часть
В свое время Н.В. Гоголь так рассуждал об ответственности писателя в обращении со словом:
Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. <>
Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на рановременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение.
1844. О том, что такое слово. Соч., т.VIII, стр. 229.
Запишите свои размышления об ответственности журналиста в обращении со словом (в свободной форме).

Литература
Основная
Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. - М., 1979.
Русская грамматика. - М.: Наука, 1998. Т.1, Раздел «Фонетика и фонология».
Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. 2-ое изд.- М.:1989.
Современный русский язык. 2-е изд., испр. И доп./Под общей ред. Л.А. Новикова. - СПБ., 1999.
Современный русский язык. Сборник упражнений. /Под ред. В.А. Белошапковой. -М., 1990.
Современный русский язык: Анализ звуковых единиц ./Под ред. Е.И. Дибровой. Часть 1. М.,1995.
Дополнительная
Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. - М.: 1974.
Бондарко Л.В. Звуковой строй русской речи. - М.: 1977.
Брызгунова Е.А. Звуки интонации русской речи. – М.: 1983
Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. - М.: 1970.
Энциклопедия «Русский язык»/ Московский издательский дом, БРЭ, Изд. 2-ое перераб. и доп - М., 1997
15

Приложенные файлы

  • doc 25882
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий