Бегство от свободы» как феномен нашего времени (Э.Фромм)


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
РЕФЕРАТ
«Бегство от свободы» как феномен нашего времени (Э.Фромм)
Выполнила: Нистратова Ю.А
Курс: 3
Группа: 3ЮР-141бд
Руководитель: Сорокина Н.В
2017 г.
Содержание:
Введение 2-3
1.Краткий экскурс в историю 4-5
2.Двойственность свободы 6-9
3.Эпоха реформации 9-12
4.Механизм бегства от свободы 12-14
5.Психология нацизма 14-16
6.Свобода в условиях демократии 17-18
Заключение 19-20
Список использованной литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Эрих Фромм, в своей книге «Бегство от свободы» выделил основную проблему, которая заключалась в значении свободы для современного человека. На это его подтолкнули тенденции в области политического развития того времени.
Для большинства людей свобода является психологической проблемой и может привести к негативным последствиям. Свобода дает человеку независимость, но одновременно изолирует его и пробуждает в нем чувство бессилия и тревоги. Изоляция порождает чувство одиночества и, как следствие, человек бежит от бремени свободы и ищет подчинения у более сильных. Либо человек принимает свободу и в полной мере реализует свой внутренний потенциал.
Еще одной причиной, которую выделяет Фромм, является проблема развития личности в современном обществе. Индивидууму каждый день приходится тесно взаимодействовать с обществом, он является основой для любого социального процесса. В современном обществе уникальность и индивидуальность личности находятся под угрозой. Существует очень много факторов, которые подавляют современного человека психологически: мы боимся общественного мнения; нас мучает тревога, беспомощность и неуверенность в том, что будет завтра. Все перечисленные и многие другие факторы относятся к негативным проявлениям свободы. Ради того, чтобы избавиться от беспокойства и обрести уверенность, человек готов подчиниться диктатору или, что еще более характерно для современности, стать маленькой частью огромной системы, где он будет обеспечен, но при этом станет рабом системы.
В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм пытается разработать конструктивные пути для решения этих проблем, исследование которым позволит современному человеку развить свою индивидуальность, позитивно реализовать свой внутренний потенциал и добиться гармонии с природой и другими людьми.

1.Краткий экскурс в историю
Значение слова «свобода» связанно с социальным положением: свободен тот, кто независим, не подчинен. Свобода означает также свободу действия, то есть отсутствие препятствий для достижения целей, что предполагает самостоятельность и отсутствие принуждения.
Свобода - это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения.  На протяжении всей истории человечества происходила непрерывная борьба за обретение новых свобод и за избавление от давления извне.
Изначально в VI-XV вв. социальное положение индивидуума определялось при его рождении и совпадало с социальным положением его родителей. Человек был сильно привязан к месту своего проживания и своей небольшой социальной группе. Мир средневекового человека был прост и понятен, внутри средневековой общности он чувствовал себя уверенно и безопасно. По этим причинам Средние Века интенсивность этого процесса была сравнительно невелика.
Начиная с эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) интенсивность борьбы за свободу начинает стремительно возрастать. В это время у человека стали появляться качества, характерные для индивидуума, живущего в современном капиталистическом обществе: он начал стремиться к славе и успеху, у него развивалось чувство красоты природы и появилась любовь к труду.
В период Новой Истории (начиная с эпохи Возрождения и до начала XX века) население Европы и Америки боролось за обретение свободы от политических, экономических и духовных обременений. Многие люди были скорее готовы умереть за свободу, чем жить в неволе. Человечество стремилось к свободе, и оковы устранялись одна за другой: человек освободился от церковного ига, абсолютной власти государства и стал властелином природы.
В конце XIX – начале XX века злые и порочные черты человека были забыты; считалось, что они остались в средневековом прошлом, победа демократии представлялась необратимой, и мир выглядел ярким и красочным.
Многие надеялись, что после Первой Мировой войны демократия восторжествует. Однако в Германии и Италии зародился, тоталитарный нацистский режим. Миллионы людей с пылом и жаром отказались от своей свободы. Другие миллионы остались равнодушными, они не нашли в себе сил, чтобы бороться за свою свободу, и, в результате, подчинились тоталитаризму. Победила внешняя власть, единообразие мыслей и идей, дисциплина и подчинение воле вождей. К такой победе и к приходу фашизма, люди не были готовы.
Эрих Фромм является крупнейшим представителем неофрейдизма XX века. На страницах своей книги «Бегство от свободы» Эрих Фромм исследует психологические причины произошедших событий. Фромм утверждает, что пока человек находится в юном возрасте, он все еще един с окружающим миром, природой и остальными людьми. По мере роста самосознания человек начинает осознавать свою индивидуальность и отдельность от остального мира. С ростом обособленности индивида растет и его страх одиночества, он начинает ощущать бремя негативной свободы. Далее индивид может либо воссоединяется с окружающим миром в любви и творческом труде, приобщаясь тем самым к позитивной свободе, либо он ищет опору, найдя которую, он теряет свободу и индивидуальность, что бывает наиболее часто. Сам процесс развития отдельного индивида во многом подобен процессу развития человечества: Средневековье — это юность, Возрождение — это отрочество, Новое Время — это зрелость.
2.Двойственность свободы
Является ли свобода психологической проблемой? Именно этот вопрос ставит перед собой Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы». Что бы ответить на этот вопрос Фромм изучал реакции какой-либо социальной группы, структуру личности членов этой группы, то есть отдельных людей; однако при этом его интересовали не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы.
В частности автор подробнее рассмотрел фашистские режимы и отметил тот факт, что «в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким боролись за нее». На основании этого Фромм делает вывод: «если на свободу нападают во имя анти фашизма, угроза не становится меньше, чем при нападении самого фашизма», подразумевая под фашизмом диктатуру схожей с итальянской или германской. Кроме этого, для результативной борьбы с фашизмом необходимо понимать его сущность, борьба же без понимания неадекватна и бесполезна. Говоря о проблеме, Фромм отмечает то, что к моменту прихода фашизма к власти люди не были готовы к этому ни практически, ни теоретически.
Автор называет Ницше, Маркса и Фрейда философами того времени которые как и он затрагивали эту проблему. С одной стороны Фромм соглашается с Фрейдом в плане изучения подсознательных процессов, но с другой критикует Фрейда за зажатость в рамках им же построенной теории, что не повлекло за собой результатов в попытке приложения фрейдовского психоанализа к решению социальных проблем. К другим заблуждениям Фрейда Фромм относит анти социальность человеческой природы, безразличное отношение человека к обществу.
Не смотря на это, Фромм берет за основу своего анализа, развитие личности, которую можно определить как совокупность тесно переплетенных друг с другом черт характера, разума, воли и устремлений человека роль подсознательных сил в человеческом характере и зависимость этих сил, от внешних воздействий подчеркивая, что анализ Фреда основан на предположении о наличии особой связи индивида с внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.
Фромм вводит понятие адаптации, которая проявляется в двух формах статической и динамической. Статическая адаптация — это приспособление, при котором характер человека остается постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек. Кардинальных изменений личности при этом не происходит. К примеру, если китайца научить пользоваться вилкой вместо палочек, то на его личность это заметно не повлияет. При динамической адаптации в личности человека происходят заметные изменения. Если, скажем, ребенок боится строгого отца, из этого может возникнуть ненависть к отцу-тирану, которую ребенок будет подавлять в себе, у ребенка может появиться беспричинный протест к жизни вообще. Подавленная ненависть и враждебность становятся динамическими факторами в характере ребенка. При этом происходит процесс приспособления индивидуума к иррациональным внешним условиям. Следовательно, мы получаем личность с неврозом. Так динамическая адаптация может вылиться в появление у индивидуума разрушительных или садистских импульсов.
Фромм так же задается вопросом о том, что заставляет людей приспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой приспособляемости. Отвечая на этот вопрос, автор выделяет три вида потребностей:
приобретенные потребности - изначально не присущие человеку
потребности физиологические - обусловленные человеческой природой.
Потребность связи с окружающим миром-не связанна с физическим контактом. Неудовлетворение приводит к возникновению психических расстройств.
Для удовлетворения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора — потребность жить и социальная система — не могут быть изменены отдельным индивидом и именно они определяют развитие тех его черт, которые имеют высокую приспособленность.
По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость принадлежности к обществу: самопознание человека. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек начинает чувствовать свою значимость для окружающего мира. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить.
Основные положения социальной психологии Фромма заключаются в том, что:
человек формируется в процессе исторической эволюции в совокупности с врожденными законами;
у человека существуют физиологические потребности и ему свойственно избегать морального одиночества;
в процессе динамической адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и действия;
в процессе стремления к удовлетворению потребностей осуществляется воздействие на процесс общественного развития.
Главная идея, которую Фроммт закладывает в основу своего исследования, заключается в следующем: «Человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится «индивидом» — и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром.
3.Эпоха реформации
На стадии развития эпохи реформации возникли лютеранство и кальвинизм. Они были обращены именно к низшим слоям населения, потому что выражали и новое чувство свободы и независимости, и чувства бессилия, неуверенности и тревоги, которыми были охвачены представители низших классов.
До эпохи Реформации основные католические доктрины состояли в том, что человек по природе своей грешен, но стремиться к добру и он может спастись с помощью собственных усилий и покаяния.
Лютер боролся против формальной власти католической церкви, он выступал против практики покупки индульгенций в церкви. В своих работах он поддерживал средний класс, на который в то время стремительно начало увеличиваться давление со стороны церкви и развивающейся капиталистической системы. Средний класс находился в плохом положении, он ощущал на себе сильное давление со стороны самых богатых и одновременно ему приходилось защищаться от посягательств бедных. Растущий капитализм представлял угрозу для среднего класса. Были нарушены устои, законность и порядок. Даже чтобы просто уцелеть, представителю среднего класса приходилось вести тяжелую борьбу.
Лютер считает, что необходимое условие спасения человека — это подчинение его воле Господа, иначе же волю человека оседлает сатана. Для спасения у человека должна быть вера. Бог был для Лютера могущественной внешней силой и Лютер изо всех сил пытался обрести уверенность в безоговорочном повиновении Богу.
Эрих Фромм указывает на то, что можно провести определенные параллели между учением Лютера и фашистской идеологией. У Лютера человек должен полностью отдать себя во власть Бога и осознать свою ничтожность; согласно фашистским доктринам целью жизни человека должно быть ее жертвоприношение на алтарь «высшей силы» — вождю и расовому обществу. Хорошо известно, к чему привела реализация этой идеи в Третьем Рейхе.
По словам Эриха Фромма: С точки зрения психологии, у веры может быть два совершенно разных содержания. Она может быть внутренней опорой и смыслом жизни, связи с окружающим миром; но может быть и конечным продуктом целого ряда всевозможных сомнений и опасений, которые возникают вместе с чувством полной изолированности и категорического неприятия жизни. Именно второй вариант относится к Мартину Лютеру. Всю жизнь он стремился к уверенности, и всю жизнь его душу терзали сомнения, которые он так и не сумел побороть.
Учение Мартина Лютера освободило человека от необходимости следовать определенным церковным канонам и лишило церковь ее прежней формальной власти. Лютер выдвинул идею, что ответственность за все содеянное лежит непосредственно на человеке, и внешняя власть церкви здесь не причем. Популярно основную мысль Мартина Лютера можно выразить так: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Теология Кальвина сыграла примерно ту же роль для англосаксонских стран, что и теология Лютера для Германии. Кальвин подобно Лютеру выступал против церковной власти, и идея о самоуничижении и подавлении человеческой гордыни и силы воли занимает одно из центральных мест в его учении. Чтобы войти в мир грядущий, надо презреть мир настоящий: «Мы не себе принадлежим; потому ни разум наш, ни воля наша не должны преобладать в наших рассуждениях и поступках. Мы не себе принадлежим; потому цель наша не в том, чтобы искать пригодное для нашей плоти. Мы не себе принадлежим; потому забудем, насколько возможно, о себе и обо всех делах своих. Но мы принадлежим Господу, и потому должны жить и умереть по воле Господней. Ибо страшней чумы судьба людей, повинующихся собственной воле, и единая пристань спасения — ничего не знать собственным разумом и не повиноваться собственному желанию, но положиться на водительство Господа, шествующего впереди нас».
Джон Кальвин адресовал свое учение к человеку из среднего класса, который в то время был охвачен чувством одиночества и страхом за свою судьбу. Кальвин же в своем учении говорил, что так и должно быть и это нормальная ситуация. Новое религиозное учение, получившее распространение во Франции, Англии и Голландии, выражало чувство свободы, но в то же время указывало индивидууму на его ничтожность и никчемность. Оно предлагало человеку способ обрести уверенность путем полной покорности и самоуничижения. Бог, изображенный Кальвином, — это Бог-тиран, лишенный любви и жалости к кому бы то ни было. Человек не вправе решать свою судьбу, он превращается в безвольное орудие в руках высшей силы.
Одной из основополагающих доктрин в системе взглядов Кальвина является идея о предопределении, которой не было в учении Лютера. Согласно этой доктрине Бог заранее предопределяет, кому будет даровано прощение, и обрекает на вечное проклятие всех остальных. Бог делает это только ради того, чтобы продемонстрировать свою безграничную власть.
В доктрине Кальвина, Эрих Фромм находит еще одну параллель с нацизмом. Согласно теории Кальвина, участь человека предопределена еще до его рождения, а все человечество делится на две группы: спасенных и не спасенных. Здесь виден принцип прирожденного неравенства людей, который сыграл центральную роль в идеологии нацизма.
К положительной черте учения Кальвина относится то, что он ратовал за добродетельный образ жизни и признавал важность моральных усилий. Сам факт наличия таких усилий причислял человека к избранным. Человек при этом должен обладать такими качествами как: скромность, умеренность и справедливость. Кальвинизм обязывает человека жить по божественным принципам, даже если он относится к тем, кто обречен на вечное проклятие. Человек должен развивать активную деятельность и прилагать усилия ради того, чтобы узнать свою заранее предначертанную Богом судьбу, хотя он и не в силах ее изменить.
По мнению Эриха Фромма, учения Лютера и Кальвина были в целом были привлекательными лишь для среднего класса того времени которому была свойственна та же напряженная враждебность. Также Эрих Фромм пишет, что поскольку отношение к другим и отношение к себе не могут быть разными и по сути своей параллельны, то враждебность к другим людям, заложенная в учениях Кальвина и Лютера, означала и враждебность по отношению к самому себе. Лютер и Кальвин лишили человека его собственного достоинства и гордости, дали ему понять, что с точки зрения высших устремлений, обусловленных Божественной Силой, его усилия не имеют никакой ценности и смысла.
4.Механизм бегства от свободы
Психоанализ Фромма основан на наблюдении индивидов и в дальнейшем переносе полученных результатов на социальные группы. Для этого Эрих Фромм изучал явления, наблюдаемые у невротиков, так как, Фромм утверждал что, эти явления не отличаются в принципе от явлений, наблюдаемых у нормальных людей, только протекают они более остро. У Фромма нормальный человек способен играть социальную роль, отведенную ему в обществе, способен выполнять какую-то необходимую данному обществу работу, кроме того, что он способен принимать участие в воспроизводстве общества, то есть создать семью. Так же при установлении критерия «нормальный человек» мы рассматриваем здоровье, или нормальность, как максимум развития и счастья этого индивида.
В классической же психологии нормальным считается человек, хорошо приспособленный к жизни в обществе. Но поскольку хорошая приспособленность достигается зачастую путем отказа от собственной личности, и, наоборот, безуспешные попытки спасти индивидуальность приводят, как правило, к появлению невротических симптомов, получается, что человек, нормальный в смысле приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей.
Эрих Фромм выделил три типичных механизма бегства от свободы, характерных для современного общества:
авторитаризм;
разрушительность (деструктивность);
автоматизирующий конформизм.
Под авторитаризмом Э. Фромм понимал комплекс садомазохистических отношений различного социального масштаба. Такие садомазохистические отношения выражают отказ от независимости своей личности и стремление слить свое «Я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Иными словами, индивид ищет новые, «вторичные» узы взамен утраченных первичных. Такая ситуация складывается, как правило, в обществе, неблагоприятном для человеческого счастья и самореализации.
Разрушительность (деструктивность) по Э. Фромму необходимо отличать от садомазохистских стремлений, хотя они по большей части бывают взаимосвязаны. Разрушительность отличается тем, что ее целью является не активное или пассивное взаимодействие, а уничтожение, устранение объекта. Хотя разрушительность основана на том же бессилии и изоляции индивида, здесь избавление от чувства бессилия по отношению к окружающему миру достигается разрушением этого мира. Если садизм стремится усилить одинокого индивида за счет его господства над другими, то разрушительность - за счет ликвидации любой внешней угрозы. Конечно, в случае полного триумфа разрушитель окажется совершенно одиноким, но это будет «блестящее» одиночество, в котором ему не будут угрожать никакие внешние силы. Разрушить мир - последняя, отчаянная попытка не дать миру разрушить себя.
Кроме авторитаризма и разрушительности человек может попытаться избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, становясь точно таким же, как и все другие. Э. Фромм считал, что подобная потеря индивидуальности путем автоматизирующего конформизма укоренилась в социальном характере большинства современных людей.
Трем способам бегства от свободы Э. Фромм противопоставил спонтанную активность как свободную деятельность личности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле.
5.Психология нацизма
В научной литературе сложилось две точки зрения о нацизме. Первая точка зрения говорит о том, что фашизм — сугубо экономико-политическое событие, не имеющее никакой связи с психологией. Фашизм осуществил захват власти политической партией. Вторая точка зрения фашизм — чисто психологическая проблема. Представители второй точки зрения считали Гитлера — маньяком, а его последователей — психически неуравновешенными людьми.
По мнению Фромма, правильной оценкой фашизма является взаимодействие этих точек зрения. В связи с этим возникло две группы людей. Первая группа - рабочий класс, который принял фашизм без особого сопротивления и энтузиазма, а вторая группа это низы среднего класса другие были фанатически преданны основателям новой идеологии. После прихода Гитлера к власти лояльность большинства населения нацистскому правительству была еще и усилена тем, что оппозиция партии нацистов после роспуска других партий стала равнозначна оппозиции Германии. Большинство выбрало единства с Германией последнее, хотя многим принципы нацизма были чужды. Идеология оказалась привлекательна для низов среднего класса, потому что для представителей этой группы на протяжении долгого времени были характерны такие черты, как любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость и аскетизм. Они отличались узостью взглядов, подозрительностью и ненавистью к незнакомым, а знакомые люди вызывали у них завистливое любопытство. Средний класс чувствовал уверенность, опираясь на авторитеты монархии, религии и традиционной морали. Депрессия послевоенных лет ударила по среднему классу наиболее сильно; еще одним ударом было поражение в войне и падение монархии. После войны изменился социальный статус среднего класса, в результате чего они «лишились радости смотреть сверху вниз» на рабочих. В довершение ко всему серьезно пострадал авторитет семьи: мораль среднего класса отвергалась молодежью.
Гитлер был типичным представителем низов среднего класса «возмущённый и озлобленный мелкий буржуа». Чувство тревоги и бессилия среднего класса было не единственным психологическим источником нацизма. Фроммм пишет о том, что существуют условия, которые не были причиной, но стали платформой без которой нацизм не смог бы развиваться дальше. Этой самой платформой является том, что крестьяне были недовольны своими кредиторами, рабочие — постоянными отступлениями, начавшимися в 1918 г. и своими руководителями, полностью утратившими стратегическую инициативу.
Гитлер оказался эффективным орудием, потому что в нем сочетались черты возмущенного буржуа, с которым низы среднего класса могли отождествить себя эмоционально и социально наилучшим образом и ренегата, готового служить интересам немецких промышленников. Его выступления начались с обещаний уничтожить универсальные магазины, положить конец власти финансового капитала и т.д. Как известно, обещания эти не были выполнены. По Фромму, нацизм никогда не имел ни политических, ни экономических принципов. Существенно было то, что сотни тысяч мелких буржуа, которые при нормальном ходе событий имели очень мало шансов разбогатеть или добиться власти, в качестве членов нацистской бюрократии получили большой ломоть богатства и престижа, поскольку заставили высшие классы разделить этот «пирог» с ними.
Автобиография Гитлера раскрывает наличием садистских и мазохистских стремлений это многократно демонстрирует садистское стремление к власти. В «Майн кампф» Гитлер неоднократно демонстрирует своё садистское стремление к власти. Он прямо говорит, что цель его и его партии — господство над миром. Свою жажду власти он объясняет тем, что господство над другими народами якобы преследует их собственные интересы; что стремление к власти заложено в вечных законах природы, а он лишь следует им; что его стремление к господству — это защита от стремления других к господству над ним и над немецким народом.
Мазохистская сторона гитлеровской идеологии заключалась в «промывании мозгов» людей. Которым внушалось, что индивид — ничто, что он должен раствориться в высшей силе. Самоотречение влечет за собой, согласно Гитлеру, «отказ от всякого права на личное мнение, личные интересы, личное счастье». В планах Гитлера было создание «народного государства» и в нем народное мировоззрение должно в конечном итоге привести к той благородной вере, когда люди будут видеть свою задачу не в улучшении породы собак, лошадей и кошек, а в возвышении самого человечества; эру, когда один будет сознательно и молчаливо отрекаться, а другой — радостно отдавать и жертвовать. Фромм подмечает, что роль второй части людей, «радостно отдавать и жертвовать», звучит как-то очень похоже на роль первых. Фромм делает вывод о том, что высшие силы которым Гитлер поклоняется, — это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа.
6.Свобода в условиях демократии
В последней главе книги автор описывает анализ свободы индивида в демократическом обществе. Демократия является одним из величайших творений человечества. Ценностями демократии можно назвать множество вещей, но главной из них является свобода. Свобода как неотъемлемое право каждого человеческого существа. Фромм говорит о том, что право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли.
Вся система воспитания и образования подавляет спонтанные проявления чувств человека и формирует у него конформистские черты характера. С самых первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать самостоятельно, а в его голову закладываются готовые мысли. Родители пытаются всяческими способами подавить непосредственность ребенка, что часто приводит к конфликтам. Его учат быть дружелюбным, улыбаться, говорить «спасибо» и любить всех. У большинства детей часто возникает враждебность по отношению ко всему, что их окружает, это есть естественный результат конфликтных ситуаций с окружающим их миром. Однако, традиционная система воспитания нацелена на то, чтобы ликвидировать эту враждебность. Путем применения широкого спектра средств: от угроз и наказаний до запугивания и шантажа. В результате ребенок учится подавлять неискренность и враждебность других людей.
Кроме этого, ребенка учат проявлять чувства, которые не являются его чувствами: любить людей, быть некритично дружелюбным, улыбаться и т.д. То, что успевают «запрограммировать» родители в детском возрасте, довершает социальный процесс. Что самое страшное, в большинстве случаев человек перестает осознавать, что подобное показное дружелюбие — всего лишь жест, вместе с этим, по мнению Фромма, происходит потеря способности отличать ложные чувство от спонтанного дружелюбия.
Таким образом, вся наша система воспитания и образования навязывает человеку некие внешние шаблоны мыслей и чувств, закладывает фундамент для развития автоматизированного человека. И, пожалуй, лишь самые одаренные люди могут пробиться через существующую образовательную систему и сохранить в зрелом возрасте свою непосредственность и оригинальный способ мышления.
Современный человек носит маску благополучия, но на самом деле он несчастен и находится на грани отчаяния. Поскольку человек теряет спонтанность и начинает превращаться в робота, его тянет использовать суррогаты возбуждения: алкоголь, спорт, острые ощущения и т.п. Оковы внешней власти, которые были характерны для средних веков, пали, но появились законы, к которым индивидуум вынужден приспосабливаться. Жизнь индивидуума приобретает автоматизированность, смысл жизни во многом теряется. Здесь таится определенная опасность: человек готов принять любую идеологию за обещание волнующей жизни и видимого порядка. Подобное положение вещей вполне может создать ситуацию, благоприятную для зарождения фашизма. Конечно, вероятность этого в современном мире достаточно мала, но она существует.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книга Эриха Фромма «Бегство от свободы» была написана более полувека назад, но основные ее положения не утратили свою актуальность и сегодня. Книга написана в таком ключе, что на первом плане - проблема свободы отдельной личности, то есть книга в первую очередь о человеческой психологии, политическая и социальная ее сторона находится на заднем плане.
Книга носит научный характер, это труд о проблеме свободы в современном мире. Фромм дает ответ на вопрос, почему люди, которые в наше время получили почти полную свободу личности, так настойчиво бегут от этой свободы в тоталитарные системы, ищут «сильных лидеров», выбирая рабство вместо того, чтобы быть хозяевами своей жизни. Причина в том, что люди видят «негативную свободу», чувство одиночества, изолированности и страха перед миром, и мало кому удается переключиться на «позитивную свободу» - свободную жизнь в спонтанном единстве с миром через людей и труд, с главной жизненной целью в реализации себя, своих настоящих стремлений. С момента зарождения и до наших дней человечество стремится обеспечить свое существование, человеку приходится подчиняться и соответствовать современным стандартам. Эти факторы негативно воздействуют на психику человека, побуждают его работать как машина, на автомате. Книга написана в то время, когда в Германии и Италии к власти только пришли фашисты, однако она абсолютно актуальна в наше время, когда люди так же целыми странами и народами добровольно отказываются от свободы.
Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» глубоко проанализировал проблемы и наметил пути для их решения. Эта книга ориентирована на обычного человека и помогает ему лучше понять себя, свое место в обществе и способы реализации своего внутреннего потенциала. Несомненно, это труд способствует выработке у человека позитивной философской жизненной позиции и будет интересна самому широкому кругу читателей.
Список использованной литературы
Гречкосей Р. Н. Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 634-640.
Марков Б.В.Философия: Учебник для вузов/Стандарт третьего поколения-СПб/ Издат-во Питер-2013г. -432с
Руперт Колли. Гитлер. История за час. М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014.-460с
Степин В.С .История и философия науки: Учебник М.: Изд-во Академический проект 2011. — 423 с. 
Фромм Э.Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова - М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2016.-217с

Приложенные файлы

  • docx 2764534
    Размер файла: 62 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий