Керамика и фарфор Европы


Керамика и фарфор Европы
Керамика и фарфор Европы
Вряд ли найдется другой материал с таким многосторонним значением, как глина и ее фабрикаты, играющие весьма видную роль повсюду – в домашнем быту, строительном деле индустрии, искусствах, археологии. Главнейшие каменные породы и металлы, являясь не менее важными материальными факторами в истории человеческой культуры, далеко уступают глине в обилии путей и приемов обработки и разнообразии продукта. В керамике сходятся сферы грубой машинно-фабричной техники и самого утонченного искусства; химико-механические процессы, создающие материальную основу изделия, тесно сплетаются здесь с разносторонним проявление индивидуально - художественного элемента в ее отделке и украшениях. Начало гончарного дела относится к доисторической эпохе. Черепки глиняной посуды попадаются в пещерах и торфяниках Европы вместе с костями вымерших пород животных и остатками грубых каменных орудий. Таким образом, формовка глины вместе с обработкой камня явились первым зачатком технического мастерства на заре человеческой культуры.
Вначале обработка глины, разумеется, имела в виду утилитарные цели и состояла в выделке грубой посуды для хранения воды, варки пищи и т. п. Но затем глина становится также материалом для упражнения нарождающихся эстетических потребностей первобытного человека. С одной стороны, обработка глины, несомненно была школой для развития в дикаре чувства формы, породившего скульптуру, которая и началась с глины; с другой, сами глиняные изделия стали служить в качестве грунта для гравировки, а затем и рисовки, получая при этом кроме утилитарного еще и декоративное назначение; выделка таких предметов имела довольно обширное развитие даже в отдаленной древности.
Улучшаясь с ходом человеческой культуры, гончарное мастерство совершенствуется настолько, что может, вместе со стеклоделием, считаться одним из самых блистательных технических завоеваний человеческого гения, преобразующего в этом случае грязные земли и породы в массы, которые превосходят красотою натуральные дорогие камни, - или в роскошные произведения искусства, сверкающие очаровательными красками и ценимые иногда гораздо дороже изделий из благородных металлов. Несмотря на хрупкость глиняных изделий до нас дошло много памятников древней керамики, благодаря особенностям погребальных обычаев у древних народов. Глиняная посуда часто служила у них для сохранения праха умерших, запасов пищи и питья, считавшихся нужными для загробной жизни; или помещалась в гробницы в качестве любимых вещей умершего. Европейская керамика пещерного периода, очень слабого кострового обжига, состоит из грубой массы, иногда содержащей камешки; снаружи закопченная, в изломе нередко серовата. Первоначальные формы, весьма простые, в течение каменного века уже разнообразятся.
Появляются попытки к украшению: штрихи, ямочки, простейшие геометрические орнаменты и даже контуры животных, - все это выдавлено или начерчено острым орудием; встречаются ушки, ручки. Сосуды бронзового века нередко украшены спиральными или волнистыми линиями, идущими вокруг корпуса или расположенными концентрически. Изделия начинают становиться более осмысленными и разнообразными в формах и декорировании. В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались.
Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры. Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы - базальтовая и особенно яшмовая - широко использовались для изготовления разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания. Тонкий фаянс как особый сорт керамики рождается в Англии в первой половине XVIII века с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, он в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний – с более низким ее содержанием и твердый – совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную посуду или фарфор.
В английских тонкокаменных изделиях - сервизах, туалетных приборах,плакетках для мебели, камеях из масс черного, синего, голубого и зеленого тонов, украшенных белыми рельефными фигурами, которые воспроизводили различные античные мотивы, воплощены с наибольшей наглядностью поиски изящной простоты и ясной гармонии форм. В течение многих лет в Европе пытались разгадать секрет изготовления фарфора. Впервые китайский фарфор привез в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XIII в., а в XV-XVI вв. большое количество фарфоровых изделий стали завозить в европейские страны венецианские и португальские купцы. По своим свойствам - белизне, просвечиваемости, твердости, богатству красок - фарфор значительно превосходил все известные европейцам керамические изделия. Фарфор ценился очень дорого и был предметом роскоши; иметь фарфоровые изделия мечтали короли, князья, герцоги и их придворные.
Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям. Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos – глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, различаясь в зависимости от образовательных свойств черепка и калильного жара. Большинство из них удерживается и по сей день. Древнейший вид – это обыкновенный горшечный товар с землистым, окрашенным и пористым черепком. Сюда входит в одном случае типичная бытовая керамика, а в другом, к этой категории относятся такие изделия, которые разными способами облагораживались – штампованием и гравировкой (например, Bucchero nero), тонким облицовочным слоем (греческая керамика и римские Terra - sigillata), цветной глазурью ("Гафнеркерамика" Ренессанса). К концу XVI века находит себе путь в Европу майолика.
Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы или изразцовой глины, она покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью. Майолика родом из заальпийских стран называется фаянсом. Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000оС. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были такие окислы металлов, которые могли выдержать большой жар (так называемые огнеупорные краски – синяя, зеленая, желтая и фиолетовая).
Лишь начиная с XVIII века, обращаются к так называемым муфельным краскам, которые наносились на уже обожженную глазурь, и с их помощью особенно на фарфоре, достигают исключительных результатов. В XVI веке в Германии распространяется производство каменной посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне) очень плотный черепок ее состоит из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. Обжигаясь при температуре 1200 - 1280 оС, каменная посуда очень тверда и почти непориста. В Голландии, по образцу Китайской керамики, ее стали производить красной, и ту же особенность обнаруживает каменная посуда Бётгера. Весьма необычного вида каменная посуда изготовлялась Веджвудом в Англии.
Керамисты Франции и Англии, не находя разгадки «китайского секрета», создали поначалу свои разновидности фарфоровидной керамики — мягкий фриттовый фарфор и костяной фарфор. Настоящий «твердый» фарфор был получен в начале XVIII в. в Германии. В саксонском городе Мейсене против главного здания Мейсенского фарфорового завода стоит памятник Иоганну Бетгеру, с именем которого связано овладение секретом и технологией изготовления фарфора. Однако история изобретения фарфора до настоящего времени не выяснена до конца и вызывает много толков.
Широкое проникновение в Европу китайский фарфор началось довольно поздно - в 1508 г. его привезли португальские купцы, в то время как в Индии и на арабском Востоке он был известен давно. Однако самые первые образцы фарфоровой посуды появились в Европе благодаря арабским торговцам еще в XI в. под названием "мартабани". Европейцы особенно ценили "селадоны" - толстостенные блюда и сосуды, покрытые глазурью зеленоватого оттенка. Нарицательное "селадон" относится к XVII в., оно происходит от имени героя романа Дюрфэ "Астрея", Селадона, всегда украшавшего свою одежду лентами зеленоватого цвета. Говорили, что эта посуда меняет свой цвет, если в питье или пищу подсыпан яд. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.
В конце XVII в. во Франции Луи Потера делал изделия, похожие на фарфоровые. Но в их массе отсутствовал каолин - основа фарфора, - а значит, не имелось и многих его качеств, изделия получались прозрачными. Это был скорее полуфарфор. Китайцы тщательно хранили свой секрет. В Европе точно не знали состава фарфорового сырья. Придумывали всякие примеси, например, к яичной скорлупе - морские ракушки. Толстую ракушку итальянца называли "порчелло". Когда в Европе научились делать фарфор, его долго называли "порцеллином". Петербургский фарфоровый завод - первый в России - так и назывался "порцеллиновой мануфактурой". Не прост был путь к порцеллину. Монах-иезуит д'Антреколь, посланный в далекий Китай из Франции, прислал образцы "пе-тун-тсе" и каолина, но это мало что дало; французы не нашли у себя таких даров природы.
Первым в Европе раскрыл китайский секрет молодой саксонский химик Иоганн Бетгер, которому помог физик и математик Э.Чирнгауз. Произошло это в начале XVIII века. Студент Бетгер сначала был алхимиком. После долгих неудач он стал говорить всем, что действительно нашел золото. Это стоило ему свободы. Саксонский король Август Сильный посадил его под стражу и велел делать золото, столь необходимое королевской казне. Ученый Чирнгауз убедил Бетгера начать поиски состава фарфоровой массы, дал ему нужные наставления и уговорил короля не мешать молодому химику, ибо золото, в конце концов, может быть и белым. Как гласит легенда, ученому помог случай. Во время посещения местного цирюльника его осенило: "Возможно, эта пудра для парика - чистейший каолин!" После этого каолин был обнаружен в Саксонии. В результате Бетгер сделал и представил королю несколько фарфоровых чашечек.
В 1710 г. в Мейсене, в Саксонии, начал работать первый в Европе фарфоровый завод. Владельцем его был Август сильный. Боясь, что у него украдут секрет "золота", он перевел завод в замок. Бетгера и его мастеров охраняли тайные агенты короля. Особо охранялась мастерская, где составлялась фарфоровая масса. Обжигальщики не ведали, как формуются изделия, а формовщики никогда не видели их обжига. Однажды королю донесли, что Бетгер хочет покинуть Саксонию и перейти в Пруссию. Создателя фарфора бросили в тюрьму, где он и умер в неволе. Но помощникам Бетгера все же удалось бежать из королевского плена, и в 1717 г. они сумели наладить производство фарфора в Вене.
Саксонский король Август заключил Бетгера в тюрьму и поставил перед ним задачу овладеть тайной получения золота. Естественно, все опыты оказывались безрезультатными и Бетгера ожидала печальная участь окончить жизнь на виселице или эшафоте, но судьба свела его с ученым Чирнхаузом, который длительное время занимался экспериментами по получению фарфора. И вот в 1709 г. были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий. Сам Чирнхауз не дожил до этого дня, он умер в 1708 г. Секрет изготовления фарфора тщательно сохранялся, фарфоровое производство было размещено в верхних этажах королевского замка Альбрехтсбург, выйти из мастерских можно было только через личные покои короля. Бетгер находился на положении самого настоящего узника и умер в 1719 г., так и не получив свободы.
Фарфор мейсенской мануфактуры отличался высоким техническим уровнем, ассортимент изделий был довольно разнообразен; выпускались чайные и столовые сервизы, кружки, вазы, подсвечники, скульптура. В декорировке фарфора середины XVIII в. отразились черты стиля роко-ко с присущими ему узорностью, легкостью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались подглазурными и надглазурными красками (цветы, «китайские сцены» и др.), декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц. Глазурованная и расписная скульптура отличалась тончайшей моделировкой фигур и тщательной проработкой деталей. Выпускались также целые скульптурные группы, объединенные единым сюжетом.
К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор как художественный материал повсеместно оттеснил другие виды керамики. К этому времени в фарфоре проявились черты классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Глазурованная скульптура с росписью вытесняется скульптурой из неглазурованного «бисквитного» фарфора. Причем особенно славятся французские изделия Севрской мануфактуры . В XIX в. художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим упадком художественной промышленности, особенно сильно проявившимся во второй половине века.После упадка в период средних веков, когда из посуды преобладали печные горшки, а для строительства керамика практически не применялась, возрождение керамического производства начинается с XV в. в Италии. В эпоху итальянского Ренессанса (XV-XVI вв.) наряду с общим расцветом искусства высокого подъема достигает и художественная керамика.
Ввоз испано-мавританских изделий в XV в. содействовал развитию местного керамического производства в городах Фаэнца, Сиена, Урбино и др., где изготовлялись различные расписные изделия - вазы, блюда, тарелки с изображением пейзажей, портретов, сюжетных композиций в орнаментальном обрамлении, т. е. сюжетная роспись, впервые после античности, стала господствующим видом декорировки изделий. При этом яркая декоративность росписей сочеталась с большой жизненностью и характерной для всего изобразительного искусства Возрождения спокойной величавостью. Художественная завершенность формы и украшения альгамбрских ваз свидетельствуют о том, что в средневековой мавританской Испании керамическое искусство достигло необычайного расцвета. В XV в. широкую известность приобрела знаменитая валенсийская керамика, колорит которой построен на контрасте крупных звучных темно-синих пятен узора и люстра, переливающегося всеми оттенками золота .Произведения итальянских мастеров отличались композиционным совершенством и цветовой гармонией, точностью и ясностью рисунка. Изделия расписывались по слою необожженной эмали. Краска при этом глубоко впитывалась в эмалевое покрытие и поэтому никакие исправления не допускались. От живописца требовалась необыкновенная точность и тщательность в работе. Итальянскую майолику иногда называют «фаянсом», предположительно от названия города Фаэнца - одного иа центров керамического производства. Получила развитие и архитектурная декоративная майолика - цветные керамические вставки украшали общественные сооружения, дворцы и храмы. Впервые применили эту технику к рельефу и объемной пластике мастера из флорентийского семейства делла Роббиа (XV-XVI вв.). Широко известны рельеф «Мадонна с младенцем» Луки делла Роббиа и медальоны Андреа делла Роббиа с изображением спеленутых младенцев на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Лука делла Роббиа впервые в Европе применил для монументальных керамических изделий белую оловянную эмаль.
Итальянская майолика оказала заметное влияние на развитие майолики в других европейских странах, в первую очередь Германии и Франции.
Параллельно с майоликой с XVI в. начинают выделывать фаянс. Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные сосуды с росписью и лепниной (фаянсы Сен-Поршера), по тонкости черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте. Близкими к фаянсу были произведения французского мастера Бернара Палисси - рельефно-росписные глазурованные блюда и вазы с изображением животных и растений. Не будучи профессиональным скульптором он выполнял гипсовые слепки с натуральных животных или растений, а потом гипсовую форму заполнял глиной. Из полученных точных отпечатков натуры он создавал в разнообразных вариантах свои композиции, располагая их на поверхности блюд овальной или круглой формы. После сушки и обжига Палисси покрывал изделия глазурями, например яшмовыми, состав которых изобрел сам. После вторичного (политого) обжига получались красочные изделия с высоким рельефом, покрытые зеленоватой, коричневатой, лиловой глазурями.
В XVII в. большой известностью пользовался дельфтский фаянс (Голландия). Плитки, вазы, блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. Изображались в подражание китайскому фарфору цветущие кусты, фантастические птицы, морские пейзажи, жанровые сценки . В художественных решениях с подчеркнутой нарядностью форм, сочностью и богатством орнаментики, отразился распространенный тогда стиль барокко. В XVIII в. талантливый английский керамист Дж. Веджвуд усовершенствовал технологию фаянса, прочно ввел в практику разнообразные приемы декорирования. В Государственном Эрмитаже хранится сервиз, выполненный по заказу Екатерины II в 1774 г. Сервиз состоит более чем из 900 предметов, на которых коричневым тоном по фону «цвета сливок» сделаны рисунки, воспроизводящие достопримечательные места Англии - замки, красивые поместья. В ряде Европейских стран получило развитие производство керамических изделий с плотным спекшимся черепком - «каменный товар». В Германии в конце XV-XVI вв. Получило широкое распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной глазурью. Особого совершенства этот вид керамики достиг в XVIII в. в Англии на предприятии Веджвуда.
История керамического производства знала периоды взлета и падения, но человек, раз открыв для себя глину, всегда нуждался в изделиях из неё...

Статьи на ВИКИпедияРусский фарфор
регулярные торговые отношения с Китаем. Первоначально фарфор в Европе был исключительно привозной, стоил баснословно дорого и являлся принадлежностью лишь знаКерамика
В узком смысле слово керамика обозначает глину , прошедшую обжиг . Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материал
Уральский фарфор
Южноуральский фарфоровый завод Расположение Южноуральск , Челябинская область Ключевые фигуры Черкасский Олег Юрьевич (генеральный директор) ОтралФриттовый фарфор
Фриттовый фарфор относится к типу керамики , впервые разработанной на Ближнем Востоке , где её производство датируется концом первого тысячелетия нашей эры.
Гончарное производство
трубы и т. п.) и, наконец, приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки. По основным приёма
ИТАЛЬЯНСКАЯ КЕРАМИКА
ИТАЛЬЯНСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.
Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству.
В Италии с падением Римской империи высокоразвитое гончарное ремесло перестало существовать. Вплоть до 13 в. изготавливались только грубые горшки с нацарапанными на них простейшими рисунками.
Глиняные изделия.
Обычно глиняные изделия оставались неглазурованными или покрывались простой, неровно наложенной зеленой или желтоватой поливой с оксидом меди или свинцом и были похожи на посуду, которая производилась в это время по всей Европе.
Бытовая керамика.
Со второй половины 15 в. качество итальянской керамической посуды заметно улучшилась. В цветовой гамме появились кобальтовый синий, коричневый и желтый тона, а глазирование стало более ровным. Если в более поздних французских и немецких кувшинах применялись красители, которые в процессе обжига сплавлялись с эмалью, то в Италии поверх надглазурной росписи вторично накладывалась прозрачная стекловидная глазурь.
Меццо-майолика.
Второй тип итальянской керамики получил название «меццо-майолика» (полумайолика). Более ранние изделия этого типа покрывались тонким слоем белого ангоба и украшались грубоватым рисунком из звезд или крестов. В конце 12 в. к этому покрытию стали добавлять оксид олова и, как и на Ближнем Востоке, накладывать щелочную глазурь, но тонкую и худшего качества. Эти грубо сформованные блюда и кувшины были предшественниками прославленной итальянской майолики.
Майолика.
В 12–13 вв. Италия вела широкую торговлю с Испанией и Ближним Востоком, откуда, вместе с испано-мавританской керамикой, привозились белые изделия с люстровой росписью. В 1499 покрытые оловянной глазурью люстровые изделия из города Манисеса доставлялись на кораблях в порты Испании, Северной Африки и Италии через остров Майорка. Итальянцы полагали, что эти изделия там и производились, и стали называть собственные замечательные изделия эпохи Ренессанса майоликой.
Развитие расписной майолики (керамических изделий, покрытых оловянной глазурью) отметило переход итальянской керамики от стадии грубого средневекового ремесла к высокопрофессиональному искусству Ренессанса. Ранее флорентийцы считали, что имитация испанских люстровых изделий – слишком трудное дело, и довольствовались усовершенствованием полихромной оловянной глазури. Они украшали свои изделия нарисованными головами людей и животных и портретами, а восточные орнаменты и мотивы, заимствованные с рисунков шелковых тканей, соединялись с итальянскими гербами и лиственными узорами. Майолика изготавливалась из тонкой мягкой глины; готовые изделия покрывали беловатой непрозрачной оловянной глазурью и расписывали красками, которые успешно выдерживали высокотемпературный обжиг, а после окончательного покрытия прозрачной щелочной глазурью становились мягче по цвету.
Эта керамика распространилась во всей Италии; в общем ее производили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Фаэнца, Кастель Дуранте и Урбино. Они выработали особые стили и техники для рисования облаков, пейзажей, многофигурных композиций и арабесок. Мастерские городов Дерута и Губбио изготавливали дорогую люстровую майолику, в том числе редкую рубиново-красную; малочисленность изделий этого последнего типа объясняется трудностью ее обжига.
Фарфор.
Италия также сыграла историческую роль в развитии производства европейского фарфора. Описания восточных фарфоровых изделий, оставленные одним персидским путешественником, были распространены по всей Италии и вызывали большой интерес. В 1171 египетский султан Саладин послал сорок «китайских изделий» султану Вавилона; вскоре вернувшиеся из Египта крестоносцы рассказывали о великолепии этого подарка. В конце 15 в. мореплаватели привозили итальянским правителям восточный фарфор. Венецианский алхимик, маэстро Антонио, попытался воспроизвести фарфор в Европе, а хроники рассказывают о давно исчезнувших предметах из псевдофарфора, который изготавливался повсюду, особенно в Ферраре.
© 1997-2012 Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»
ИТАЛЬЯНСКАЯ КЕРАМИКА
Фарфор Медичи.
В эпоху Ренессанса наиболее серьезные попытки раскрыть секрет производства фарфора были предприняты во Флоренции между 1575 и 1585; в результате появился так называемый фарфор Медичи. Это была самая успешная неудача в истории декоративного искусства. Как описано в трактате из флорентийской библиотеки Мальябеке, в состав этого фарфора входило 16 частей стеклянной фритты, 24 части песка, 12 частей белой глины из Фаэнцы и немного каолина оттуда же; готовые изделия покрывали свинцовой глазурью или оловянной поливой. Получалось нечто вроде глазурованного и расписанного стекла, изготовленного и украшенного гончарами, имевшего формы дальневосточных или ближневосточных изделий. Это был не фарфор; однако замечательно то, что эти опыты были первыми организованными мероприятиями по воспроизводству фарфора в Европе. Фарфор Медичи был предшественником французской «пат тандр» (мягкой пасты), или мягкого фарфора. Сами по себе эти изделия были очень красивы; в них чувствовалось тонкое понимание духовного начала восточного искусства. Некоторые из них были очень удачными имитациями, но не фарфора, а китайских сине-белых изделий. Герцог Франческо ди Медичи украсил свой дворец произведениями фарфора Медичи и, кроме того, использовал его в качестве дипломатических подарков другим государям. Сохранилось всего лишь около сорока образцов фарфора Медичи, грубоватых и тяжеловесных. По-видимому, не сохранившиеся образцы были более тонкими и хрупкими, что и стало причиной их гибели.
Каподимонте.
В 18 в. известная фарфоровая мануфактура работала в Каподимонте, близ Неаполя. Ее покровителем был король Карл IV, зять Августа Саксонского. Фабрика была открыта в 1743, но, став в 1759 королем Испании, Карл забрал лучших рабочих с собой. Когда в 1771 эта мануфактура вновь открылась в Неаполе, кроме производившегося ранее мягкого фарфора здесь стали изготавливать твердый фарфор и бисквит. В 1821 фабрика была закрыта; единственная большая коллекция ее изделий ныне находится во дворце в Неаполе.
Современные изделия.
Сегодня большое количество итальянской керамики и фарфора, которые отличаются прекрасным дизайном, экспортируются в Соединенные Штаты и другие страны. Среди наиболее интересных работ – столовые сервизы и чашки Рикардо Дженори, одаренного большим воображением дизайнера фарфора; после Второй мировой войны он значительно расширил спектр своих работ.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА;
ИСПАНСКАЯ КЕРАМИКА
ИСПАНСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.
Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Мавританское владычество в Испании в 8–15 вв. способствовало перенесению ближневосточной культуры в пределы Европы. Найденные близ дворца халифа в Кордове фрагменты керамики 11 в., напоминающие месопотамские и египетские изделия, являются одним из доказательств этого влияния. В литературе 12 в. упоминаются люстровая «золотая керамика» Арагона и Гранады и знаменитые вазы с росписью люстром и синим кобальтом. Огромные залежи олова, редкого на Ближнем Востоке, где для белых непрозрачных глазурей применялся только оксид олова, были причиной того, что мавры использовали Испанию в качестве центра развития производства фаянса (керамических изделий, покрытых оловянной глазурью или поливой), от которого ведут свое происхождение многие более поздние типы европейской керамики. К 15 в. в Голландию и Англию было вывезено множество прекрасных изделий, украшенных геральдическими изображениями животных. Однако после того как в 1492 мавры были изгнаны из Гранады Фердинандом и Изабеллой, керамическое производство заметно сократилось.
После отвоевания Валенсии Иаковом I Арагонским не все мавры были изгнаны. Семья Бюилей, владевшая городом Манисес, оставила нескольких мавров для производства люстровых изделий с гербовыми эмблемами и растительными узорами, выполненными в гамме синих и марганцево-пурпурных тонов. Несколько поколений этих мавританских гончаров вели широкую торговлю аптечными банками, акваманилами (металлическими кувшинами для мытья рук), блюдами и чашами, которые лишь облагались умеренным налогом со стороны семьи Бюилей. Красители для люстра, полученные из сульфида меди или серебра, соединяли с красным, охрой или другим грунтом, смешанным с уксусом, и расписывали ими поверхность изделия. Производство этого великолепного фаянса прекратилось после окончательного изгнания мавров испанской инквизицией.
В 16 в. в Талавере, близ Севильи, изготавливался фаянс, напоминающий позднюю итальянскую майолику. Это были сосуды, статуэтки собак, сов и улиток, изразцы и наборные плиточные панели, а также настенные украшения. Гончары Талаверы позднее основали развитое гончарное производство в Мексике. В 18 в. фабрика графа Аранды в Алькоре затмила на короткое время мастерские Талаверы, но затем все фаянсовое производство быстро пришло в упадок.
За исключением фабрики Буэн-Ретиро (которая была основана королем Карлом Неаполитанским как филиал итальянской мануфактуры Каподимонте после того, как он взошел на испанский трон), испанские фарфоровые мануфактуры 18 в. были незначительны. С точки зрения технологии одной из лучших фарфоровых фабрик была мануфактура Буэн-Ретиро, близ Мадрида, на которой изготавливался фарфор только для королевского двора. Часы, статуэтки, вазы высотой до 1,8 м и расписные панно с фарфоровыми букетами в изобилии поставлялись в королевский дворец, две комнаты которого были полностью декорированы фарфором в стиле рококо. После 1800 бoльшая часть продукции этой мануфактуры имитировала изделия Севра и Веджвуда, что, в конце концов, привело к закрытию фабрики в 1849.
Итальянская майолика
История итальянской майолики столь обширна, и хронологически и топографически, столь насыщена именами мастеров и мастерских, развитие художественного стиля итальянских майолик столь сложно и многогранно, что, сообразуясь с рамками настоящей книги, нам придется ограничиться ознакомлением лишь с главнейшими этапами ее исторического развития.

Словом „майолика" в XV веке в Италии обозначались фаянсы, вывозимые из Испании. О вывозе испанских фаянсов в Италию свидетельствует целый ряд сохранившихся исторических документов. Так, до нас дошел декрет венецианского сената от 1455 года, запрещающий ввоз в пределы республики какой бы то ни было глиняной посуды, за исключением фаянсов из Валенсии. По видимому, ввоз валенсийских фаянсов в Венецию в середине XV века был уже настолько значителен, что о нем приходилось упоминать в декретах специально. Кроме того этот декрет, изданный с целью охраны интересов национальной промышленности, содержит и еще одно очень важное указание, а именно: что в то время валенсийские фаянсы считались произведениями искусства, ввоз которых не мог затронуть интересов венецианских мастеров, изготовлявших исключительно посуду для домашнего обихода. Таких постановлений различных итальянских городов, разрешающих, запрещающих или регулирующих ввоз испанской керамики, сохранилось довольно много.

Особенно любопытно постановление города Сиены от 1476 года, освобождающее от пошлин только те испанские фаянсы, которые были украшены гербами сиенских фамилий. Смысл этого постановления совершенно ясен; посуда, снабженная гербами, не могла служить предметом дальнейшей перепродажи. Кроме того, из этого постановления явствует, что богатые итальянские семьи заказывали посуду в Испании в большом количестве, иначе не стоило бы регулировать ввоз этой посуды специальными постановлениями. Но еще гораздо более убедительно, чем все эти исторические документы, свидетельствует о колоссальном ввозе в Италию испанской фаянсовой посуды то обстоятельство, что подавляющее большинство испано-мавританской керамики было найдено в Италии, а не в Испании.

В XVI веке термин „майолика" стал применяться также и к итальянским фаянсам, а с течением времени он сделался нарицательным для фаянсов вообще.

Что касается этимологии слова „майолика", то наименование это происходит от названия Балеарского острова Майорки, лежащего около восточного побережья Испании, как раз на морском пути из Валенсии в Италию. Старое итальянское название майорика было уже в XIV веке смягчено итальянским народным произношением в майолика. Так уже у Данте в 28 песне „Ада" встречается стих: „Fra l’isola di Cipro et di Maiolica".

Интересно, между прочим, отметить, что на севере Европы в XV веке знаменитые испанские фаянсы с металлическим отблеском назывались обыкновенно „Terre de Valence", в Германии „Walenschenwerk".

Каким же теперь образом название вывозившихся из Испании в Италию глиняных изделий могло произойти от названия, совсем на первый взгляд не причастного к делу, острова Майорки?

Естественно, что на почве этимологии термина „майолика" могло возникнуть предположение о том, что на о. Майорке существовали фабрики фаянсов с металлическим отблеском. Следует, однако, тут же оговориться, что ни одним испанским историком не упоминается о производстве фаянсов на Балеарских островках. Тем не менее в 1861 году родоначальником литературы об испано-мавританской керамике Давилье, был приведен, в пользу гипотезы о существовании фабрик на Балеарских островах, целый ряд более или менее убедительных фактов.

В 1875 году доводы Давилье были подвергнуты критике и опровергнуты испанским писателем Кампанером.

Во всей этой полемике между Давилье и Кампанером для нас имеет самое серьезное значение указание Кампанера на то обстоятельство, что фаянсы привозились в Италию на балеарских кораблях.

Вместе с тем следует принять во внимание, что заграничные товары нередко получают название не от места своего производства, а от места вывоза. Так, например, в средние века Дамаск дал название самым различным изделиям Востока, выделывавшимся совсем не в Дамаске, а только вывозившихся из Дамаска в Европу. В испанских документах часто упоминаются пизанские фаянсы, хотя в истории итальянской керамики Пиза занимает последнее место, но зато Пиза служила передаточным пунктом при обмене майолик между Италией и Испанией.

Начало итальянской майолики скрыто от нас во мраке средневековья и не поддается до сих пор исследованию. По свидетельству Вазари, изобретателем непрозрачной, молочно-белой, оловянной глазури в Италии был знаменитый флорентийский скульптор Лука делла-Роббиа, умерший в 1482 году. Однако, Вазари - источник не всегда благонадежный, главным образом, потому, что „отец истории искусства" чрезвычайно увлекался личностью и приписывал личности часто слишком решающее значение в ходе исторических событий. Всякое изобретение, всякое нововведение, которое являлось обыкновенно результатом длительной исторической эволюции, он любил связывать с каким-нибудь определенным именем. Это ему было нужно для большей драматичности и эффектности изложения.

Лука делла-Роббиа и его преемники Андреа и Джиованни делла-Роббиа, действительно, покрывали свои терракоттовые скульптуры непрозрачными, окрашенными в массе в различные цвета, поливами и, таким образом, произведения их являются настоящими фаянсами или, что то же самое, майоликами. Но этим еще не разрешается вопрос об изобретении этих полив.

Заметим, кстати, что посуда, за исключением больших декоративных ваз для алтарей, в мастерских семьи делла-Роббиа никогда не изготовлялась.

Решительное утверждение Вазари, что изобретателем оловянной, непрозрачной поливы для Италии был Лука делла-Роббиа, было столь же решительно опровергнуто раскопками в Фаэнце, когда была найдена настоящая майоличная кружка с гербом Astorgio Manfredi, владетеля Фаэнцы с 1373 -1405 г. Таким образом, майоличные вещи изготовлялись в Италии до появления поливных скульптур Роббиа. Это, однако, нисколько не кидает тень на Луку делла-Роббиа как изобретателя. Ему, во всяком случае, принадлежит честь и слава введения майоличной техники, применявшейся до него лишь при изготовлении сосудов, в области пластики и большой фигурной скульптуры.

Поскольку майоличное производство Италии возникло независимо от Луки, постольку независимо от него развивалось оно и дальше. Пластические и живописные орнаменты, изобретенные делла-Роббиа, никогда не встречаются на итальянских майоликах и вообще не оказали ни малейшего влияния на них. Впрочем, весь этот спор о времени изобретения непрозрачной поливы, являющейся существенным признаком настоящих фаянсов или майолик, совсем не так важен. С точки зрения истории искусства, собственно говоря, довольно безразлично, когда именно в Италии появляются непрозрачные поливы. Важно знать, когда именно эта техника стала применяться для изготовления действительно художественных произведений. Ибо не технические усовершенствования вызвали расцвет итальянской майолики, а общий дух Возрождения; одних технических усовершенствований мало для создания художественных произведений. Многие величайшие памятники искусства были созданы при весьма примитивных технических средствах и, наоборот, величайшие технические усовершенствования очень часто сопровождают упадок художественного творчества.

Покончив с вопросом когда? перейдем к вопросу откуда? Откуда итальянцы почерпнули свои познания о непрозрачных оловянных глазурях? Этот вопрос не потребует от нас долгих изысканий, ибо ответ на него уже кроется в самом названии итальянских фаянсов - в слове майолика, значение которого мы только-что выяснили. Понятно, из Испании. Помимо всего сказанного, т. е. усиленного ввоза испанских фаянсов в Италию и нахождения большинства испанских фаянсов именно в Италии, а не в Испании - испанское влияние в области керамики, в эпоху раннего Возрождения, может быть доказано и чисто стилистически на очень многих ранних итальянских майоликах. Кроме того, нам документально известно, что итальянские мастера ездили учиться в Испанию. Так, в 1514 г. в Сиену возвратился некий Galgano di Belforte, изучавший в Валенсии искусство изготовления фаянсов.
Steinzeug. Немецкая керамика из каменной массы.
Немецкая каменная керамика (нем. Steinzeug; англ. Stoneware)- характерный представитель позднесредневекового прирейнского декоративно-прикладного искусства. Массово производилась в XIV - XVII веках. Благодаря высокой температуре обжига, до 1300 град. Цельсия, имеет черепок с очень малой (доли процента) пористостью. Чисто утилитарная посуда из такого материала часто вовсе не глазуровалась, хотя подавляющее большинство сосудов при обжиге всё же покрывалась бесцветной соляной глазурью. Другой особенностью каменной керамики была её прочность. Не секрет, что массовая керамическая посуда распространялась не сильно далеко от места производства - мастерской гончара. Где рождалась, там и разбивалась. Прочность же каменной керамики позволила экспортировать её далеко от района производства: археологи встречают фрагменты такой посуды в раскопах по всей Европе, в России в Новгороде, Пскове, Ладоге, Твери. И даже в Северной Америке. Арктическая экспедиция ИА АН СССР обнаружила подобный сосуд при раскопках стоянки Витуса Беринга на побережье Северного Ледовитого океана. Сейчас этот кувшинчик стоит на экспозиции петербургского Музея Арктики и Антарктики.
Вестервальд. Кувшин. Нач. XVII века.
Оригинал текста готовился давным-давно для не помню уж какой конференции. Приложенные картинки из тех времён, когда с интернетом было туго, поэтому технически представляют собой сканы из книг или ксероксов книг западных исследователей. Перепост из журнала vasik_catn: http://vasik-catn.livejournal.com/32320.html
Керамика из каменной массы является как бы визитной карточкой европейской, уже – немецкой, материальной культуры эпохи позднего средневековья. Благодаря неисчерпаемым запасам леса и удачной геологии глин, гончары прирейнского региона (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды) могли на протяжении нескольких веков вести целенаправленные исследования по организации высокотемпературного обжига, конструированию более прогрессивных обжиговых печей, изучению соответствующих технологии составов глазурей. Наибольших успехов здесь достигли мастера средней Германии. Это позволило им уже к XV веку в рамках классической средневековой цеховой системы наладить поистине капиталистическое по объемам производство глиняной посуды. Тут следует обратить внимание на то, что эта посуда несла не только утилитарную функцию, но и, благодаря обильному разнообразному декору, успешно конкурировала со средиземноморской майоликой как представительская, статусная керамика. Новая керамика, за счет своей прочности и очень низкой пористости, позволила наладить широкую торговлю этой посудой по всей Европе. Исследователи отмечают распространение подобной керамики во всех крупных северо-европейских городах, включая русские Новгород, Псков, Тверь…
Эта тема имеет внушительную исследовательскую литературу в западной Европе. Нарастание количества опубликованных материалов можно отметить со второй половины XIX века, когда интерес к краеведческим исследованиям выплеснул на страницы профильных журналов первые статьи любителей немецкой старины. Изучение каменной керамики достигло определенной зрелости к 1900-1910-м годам. В это время на базе Кельнского музея декоративно-прикладного искусства были организованы широкие системные исследования (включая этнографические и археологические), в результате которых появились первые объемные монографии по этой теме. В последующие 20-30 лет такой же зрелости достигло изучение керамики в других регионах Германии.
В конце второй мировой войны Германия лежала в руинах. Однако это сыграло определенную положительную роль в изучении керамики из каменной массы. Необходимость реконструкции многих городов рейнского региона позволила провести крупномасштабные раскопки значительных гончарных центров Германии. Во время этих исследований была составлена первая хронология возникновения и развития технологии каменной керамики в Европе. Также был добыт гигантский массив образцов такой посуды.
В послевоенное время вектор исследования сместился с краеведчески-археологического подхода на более искусствоведческий и комплексный. Также стоит отметить появление серьезных монографий ненемецких авторов. Значительные работы появились в Великобритании и Скандинавии.
Надо оговориться, что Россия находится отнюдь не на обочине этого процесса. Каждый год раскопки археологов в старых городах северо-западного региона приносят новые находки. А в Эрмитаже хранится крупная коллекция керамики из каменной массы, собранная в конце XIX века при формировании фондов музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Сейчас в Музее ДПИ имеется небольшое, но интересное собрание посуды из каменной массы. Есть такие предметы и в других небольших краеведческих музеях России. Не хватает только монографий исследователей. Вся литература исчерпывается парой статей в журнале «Советская археология» и кратких упоминаний в различных отчетных работах.
Прототипы каменной керамики возникли впервые в XIII веке. До XV века длилось совершенствование и обкатка технологии. Тогда же зафиксированы первые случаи использования рельефного декора. В итоге, к началу XVI века каменная керамика обрела тот классический свой вид, какой мы знаем сейчас. Крупнейшие центры производства такой керамики располагались в Рейнской области: города Зигбург, Кельн, Фрехен, Ререн и область Вестервальд, объединявшая несколько небольших поселений. Различно сложилась их судьба. Самым крупным и старым производством был Зигбург (с XIII века), несколько моложе керамические производства в Ререне и Вестервальде. Лишь в конце XV века было налажено производство в Кельне и Фрехене. При этом Кельн распрощался с гончарами каменной керамики уже к середине XVI века из-за их конфликта с городским властями по вопросам экологии (мастерские находились в черте города). Производство керамики в Зигбурге и Ререне было свернуто в начале XVII века – эти города подверглись оккупации и разрушению шведскими войсками в ходе Тридцатилетней войны. Многие местные гончары с семьями и обслугой перебрались в Вестервальд – единственный, работавший до XVIII века. В это время объемы производства каменной керамики снижаются, не в состоянии конкурировать с фаянсом и фарфором, и ремесло становится мелкосерийным, нишевым – аптечные, медицинские сосуды и сувенирная продукция.
Очевидно, что керамика из каменной массы не возникла на пустом месте. Понятно, что до и параллельно использованию такой посуды, жители изготавливали и использовали посуду из других материалов: дерева, простой невысокотемпературной керамики, металла. Каждый материал имеет свой характер, предпочтительные - более логичные формы, варианты декора. Взаимодействие и взаимовлияние изделий одного функционального назначения друг на друга – очень интересное и перспективное направление исследования. Можно обратить внимание на сходство профиля деревянной пивной кружки и кружки из каменной керамики - несомненно, декоративные пояски в придонной части последних наследуют функционально-необходимые стяжки первых. С развитием техники обработки металлов керамические кружки и кувшины обрели оловянные и серебряные крышки.
Очень интересен внешний вид керамики из каменной массы. Благодаря низкодисперсному составу массы и небольшой усадке, технология позволила декорировать стенки сосудов весьма тонкими и проработанными рельефами. Матрицы для их изготовления вырезались отдельно и пропечатывались на подсохшем сосуде. Для украшения посуды использовались очень разнообразные графические источники: геральдические композиции, орнаменты, гравюры современных художников, пропагандистские карикатуры времен реформации, библейские, исторические и этнографические сюжеты. Высокие пивные кружки чаще украшали гербами - германских владетельных князей, иностранных государей, императоров Священной Римской империи, торговых гильдий и ганзейских городов. Такие делали в Зигбурге, Кельне, Ререне. Кувшины с выделенной фризовой частью украшались развернутыми многофигурными сюжетными композициями. Их чаще изготавливали в Ререне и Вестервальде. Кельн и Фрехен характерны крупными округлыми кувшинами, украшенными сплошным растительным орнаментом. Уникальны сосуды с личинами бородатого человека на горле.
Каменная керамика присутствовала на исторической арене во времена сосуществования в художественном мировосприятии ренессансного и барочного начал. Используя синхронные графические произведения для декорирования сосудов, гончары, подспудно, отдавали предпочтение тому или иному мировоззрению.
Один из интересных источников – немецкая и голландская жанровая живопись. К XVIII веку, несомненно, керамика из каменной массы вышла из употребления на кухне, однако, благодаря повышенной прочности, сохранилась во многих домах. Причудливая, сложная, рельефная посуда из каменной массы привлекала художников. Они с удовольствием ставили ее в свои натюрморты, изображали в жанровых композициях. Особенно это касается голландцев. Немецкие художники включали каменную керамику в свои религиозные картины. Это согласуется с их позицией модернизации библейских сюжетов включением в них современных антуража и костюма.
Важный момент изучения какого-либо разряда предметов искусства – правильная их атрибуция. Музеефикация предмета требует от исследователя ответов на вопросы: что, когда, где, зачем. Это касается и целой формы, и фрагмента. При знакомстве с вопросом несложно определить время изготовления сосуда с точностью до полувека, однако часто этого мало и требуется более точная датировка. В этом, хоть и не всегда, может помочь подробное изучение деталей декора. Исследователями уже изучены с точки зрения хронологии вопросы формообразования и декора. Однако добытый объем данных предлагает многовариантный массив информации. Несомненно, возможно в нем выделить основополагающие моменты для атрибуции, такие, как сочетаемость определенных форм, декора и места производства сосудов со временем. Это будет полезно особенно для российского музейного сообщества, так как при наличии таких экспонатов в коллекции не многие исследователи обладают доступом к необходимым иностранным каталогам с аналогами.
Зигбург. Кувшины для питья. Начало XV в.
Зигбург. Кувшины для питья. 3я четверть XVI в. На правом виден медальон со сценой “Самсон и лев” по оригинальной гравюре Зебальда Бехама.
Зигбург. Schnella. 1573 г. Монограммист LW. Кружка украшена гербами Испании и Священной Римской империи.
Кёльн. Bartmannskrug - кувшин с бородатым человеком. Сер. XVI века.
Фрёхен. Фляга. 2-я пол. XVI века.
Рёрен. Паломническая фляга. Сер. XVII века.
Матрицы для нанесения рельефного декора. Найдены при раскопках в Рёрене, Зигбурге и Гренцау.
НГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА
АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.
Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Керамическое искусство было принесено в Англию римлянами, однако сохранившиеся остатки римских печей говорят о том, что почти сразу после их ухода начался упадок британского керамического производства. Потребность в плитках для мощения полов и грубоватой домашней утвари удерживало это ремесло от полного исчезновения, однако вплоть до эпохи Ренессанса и богачи, и бедняки одинаково пользовались оловянной и деревянной посудой. Производство керамики увеличилось только в елизаветинскую эпоху, чему способствовала энергичная и обширная торговля. В это время торговые корабли привозили в Англию прекрасную майолику, испанско-мавританский фаянс и люстровые изделия, а для королевского дома – даже дальневосточный фарфор. Тем не менее местное массовое производство керамики отнюдь не было обязано своим происхождением покровительству аристократии.
Голландское влияние на гончарное искусство Англии.
В 17 в. для английского населения в большом количестве импортировались вино и пиво. Немецкие сосуды из каменной массы и делфтские сине-белые фаянсовые бутыли пользовались таким успехом у растущего среднего класса, что вызвали к жизни их подражания. Вскоре появился «английский Делфт», но с росписью худшего качества. Двадцать фабрик возникли в Ламбете близ Лондона; позднее появились другие, в Ливерпуле и Бристоле, едва ли не серийного производства. В сравнении с голландскими прототипами английские сосуды имели более твердую массу и глазурь другого состава, нередко кракелированную. Бутыли для вина, кружки для эля, разного рода кувшины, подсвечники и блюда имели широкий рынок сбыта. Со временем английские гончарные изделия, покрытые свинцовой глазурью, по качеству превзошли местный фаянс.
17–18 вв.
Английская глина отличается исключительной прочностью, и в районах, богатых глиной, гончарное мастерство поколениями переходило от отца к сыну. Гончары, подобные Джону Двайту из Фулхэма и семье Илеров, были крепкими, независимыми и уверенными в себе ремесленниками, сочетавшими в себе достоинства естествоиспытателей и дельцов: высоконравственные, строго дисциплинированные, ответственные, в отличие от ненадежных странствующих экспериментаторов на континенте.
Двайт, мануфактура которого оставалась в распоряжении его потомков вплоть до 1862, еще в 1677 преуспел в изготовлении каменной массы немецкого типа. Кроме того, он делал статуэтки, покрытые полупрозрачной соляной глазурью, экспериментировал с основными композиционными и декоративными формами и с накладными рельефами, которые предвосхитили камеи Веджвуда. Двайт считается отцом английской керамики.
Около 1745 приехавший из Франции гончар Ральф Даниэль, путешествовавший по Европе, ввел в английское керамическое производство гипсовые матрицы. Это новшество делало выгодным производство крупных предметов, увеличило выпуск основных изделий и положило начало движению к массовому производству.
Томас Уилдон. Другой вид керамики, производившийся в 1820-е годы, представляла посуда из кремнистой глины, покрытая свинцовой глазурью, – кремовые «уилдонские изделия», получившие название по имени их изобретателя, Томаса Уилдона. Этот знаменитый мастер-гончар был не только новатором и экспериментатором, но также замечательным учителем, среди учеников которого был Джозайя Веджвуд. Уилдон расширил технологию и упрочил положение английской керамической промышленности в целом. Его «агатовые» чайные сервизы, табакерки и рукоятки для ножей имитировались за рубежом, а он, в свою очередь, копировал континентальную каменную керамику и воспроизводил в прекрасной английской глине столовые супницы с крышками, уподобленными по форме овощам. Он изготавливал и целые обеденные сервизы с украшениями в виде овощей; наиболее популярным был его сервиз Цветная капуста, созданный около 1760.
АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА
Джозайя Веджвуд (Уэджвуд) бесспорно является самым знаменитым деятелем в истории английской керамики. Он родился в 1730 в семье потомственных гончаров и поступил в обучение в возрасте девяти лет. Естествоиспытатель по природе и одновременно вдохновенный художник, он в 1754 оставил фабрику своего консервативного хозяина, чтобы стать деловым партнером и учеником Уилдона. Позднее он покинул мануфактуру Уилдона ради независимого творчества в Айви-хаусе в Бёрслеме, где создал свой знаменитый Сервиз королевы, названный так потому, что его использовала сама королева Шарлотта. В 1775 Веджвуд изобрел «яшмовую» каменную массу; однако, постоянно стремясь к совершенству, он проделал 10 000 опытов, прежде чем разработал ее оптимальный состав. Для наблюдения за температурой в печи Веджвуд изобрел пирометр, позволявший управлять процессом обжига. В 1768 он понял, что недавно изобретенный приводной токарный станок можно использовать для гравирования рисунков на керамике.
Веджвуд был приверженцем рационального неоклассического стиля своего времени, что, вместе с его способностями вести дела и устанавливать общественные связи, приносило грандиозный финансовый успех. Вся английская аристократия присутствовала на открытии его первого салона. Посетители подолгу рассматривали столовый сервиз для Екатерины II стоимостью в 10 000 долл., а также новые формы столовой посуды, соответствовавшие образу жизни средних британцев и других европейцев.
Яшмовая керамика – материал, напоминающий бисквитный фарфор и идеально подходящий для неоклассического декора в технике многослойной резьбы – был самым знаменитым изобретением Веджвуда. Первоначально применяли сплошное одноцветное окрашивание, затем перешли к менее дорогому способу: изделие окунали в цветную массу, и окрашивалась только поверхность черепка. После 1768 Веджвуд и его партнер Томас Бентли на их новой фабрике «Этрурия», близ Сток-он-Трент, изготавливали из яшмовой массы неоклассические ювелирные украшения, гигантские вазы, безделушки, подставки для светильников, архитектурные фронтоны и вставки для мебели. В изготовлении моделей принимал участие скульптор и художник Джон Флаксмен; керамическое производство Веджвуда достигло высокого уровня специализации. Отдельные операции поручались другим фабрикам, таким, как Челси, где выполнялись некоторые виды эмалевой росписи и декор знаменитой черной керамики. Простые гладкие дешевые изделия, предназначенные продажи и сбыта на европейском рынке, украшались в новоизобретенной технике переводных рисунков. Носики, ручки и рельефные украшения делались по отдельности, а затем изделия собирались. Самым существенным творческим достижением самого Веджвуда было его достоверное воспроизведение в керамике знаменитой римской Портлендской вазы. Веджвуд умер в 1795, но три его сына, Джон, Джозайя и Томас, к этому моменту уже были его партнерами, и их потомки все еще работают на этой фирме.
19 век.
Когда уголь в качестве печного топлива вытеснил дрова, керамическим центром Англии стал Стаффордшир, где гончары проживали столетиями, а угля и глины было в изобилии. Фабрики Джона Тёрнера и Генри Палмера процветали, следуя за Веджвудом. Джозайя Споуд преуспел в исполнении «ивового узора» и подглазурной печати, а его сын поднял престиж керамики применением пышных дальневосточных декоративных композиций, которые внешне ассоциировались с дорогим фарфором. Семья Адамсов и Илайша Мэйер делали фигурные пивные кружки и причудливые статуэтки, как и три поколения семьи Вудов: их статуэтки середины 18 в., выполненные по моделям француза Жана Вуайе, были украшены цветными глазурями, подобно изделиям Палисси; теперь Вуды экспериментировали в поисках способов изготовления керамики с серебряным люстром, идя навстречу амбициям богатеющего среднего класса.АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА
Фарфор.
В Англии, как и повсюду, знать и богачи предпочитали фарфор, в качестве и обычной посуды, и предметов украшения. Именно Джозайя Споуд усовершенствовал состав английского «костяного фарфора», который представлял собой мягкий фарфор с добавлением жженой кости (для придания ему твердости). Именно на фабрике Споуда в 1846 был изобретен знаменитый париан. Это твердое фарфоровое тесто в состоянии бисквита использовалось для создания неоклассических статуэток викторианской эпохи.
Старинная стаффордширская керамика 17 в. с соляной глазурью появилась в результате тщетных усилий воспроизвести восточный фарфор; однако Англия в целом избежала этой мании, которая вначале побуждала европейцев стремиться к раскрытию секрета твердого фарфора, а позднее – к копированию мейсенских изделий. Возможно, благодаря широкой торговле, а также доступности иноземных керамических изделий, только в середине 18 в. английские производители попытались скопировать французскую мягкую пасту. Сделанный в Челси в 1743 кувшин Коза и пчела является первым датированным образцом английского фарфора. Английский костяной фарфор, оригинальный по своему составу, поначалу украшался совсем не оригинальным декором, скопированным с китайских, мейсенских или севрских образцов. Английская керамическая пластика также следовала моделям континентальной Европы; однако привязанность англичан к природе и цветущим кустарникам вдохновила керамистов на щедрое использование этих мотивов и позолоченных, раскрашенных и лепных деталей, которые почти полностью скрывали сами статуэтки.
Среди главных английских фарфоровых производств, возможно, первым был завод в Боу, основанный в 1744 и известный своими статуэтками; некоторые из них представляли олицетворение Британии, несущей на своем щите флаг Соединенного Королевства. К 1760 на заводе в Боу, построенном по образцу китайской мануфактуры в Кантоне (Гуанчжоу), были заняты 300 рабочих. В 1766 Уильям Дьюсбери купил производство в Боу и перенес его в Дерби вместе с приобретенными им мастерскими Челси. Фабрика в Челси была открыта в 1747; на ней производился стекловидный фарфор, который заметно улучшился к 1758 и стал напоминать французские изделия Шантийи или Сен-Клу. Статуэтки фабрики Челси напоминали персонажей Буше; изящные тарелки, расписанные изображениями английских пейзажей или цветов, прелестные игрушки и баночки для духов с декоративными фигурками производились в большом количестве. Мануфактура в Дерби, открытая в 1750, позднее стала третьим заводом Дьюсбери. На ней изготавливались бисквитные статуэтки, популярные в период моды на неоклассику. В 1811 завод Дерби приобрел Роберт Блур и стал имитировать в большом количестве японские изделия «имари», благодаря которым он хорошо известен до сих пор.
Знаменитый завод в Вустере был открыт в 1751; его обеденные сервизы и крытые вазы, украшенные изящными виньетками, были популярны до конца 18 столетия, когда его продукция увеличилась по количеству, но ухудшилась по качеству.
На протяжении всего 18 в. продолжала процветать торговля керамикой. Импортировалось огромное количество разносортного китайского фарфора, сделанного на экспорт и украшенного в европейском вкусе. Его привозили в Лоустофт и затем стали ошибочно называть по имени этого порта. Импортные китайские изделия потеснили фарфор, который в небольшом количестве производился в собственных печах Лоустофта.
Художники-керамисты.
В 1860-е Уильям Моррис и некоторые другие английские художники возглавили движение «Искусство и ремесла», целью которого было возрождение декоративно-прикладного искусства и возврат к «простым изображениям, простым положениям, простым краскам». Среди этих художников был и выдающийся английский керамист Уильям Де Морган, который, подобно Теодору Деку, был очарован ближневосточной керамикой, с ее декоративными формами, почерпнутыми из природы. Кроме того, он пытался имитировать рубиновый люстр старинной майолики Губбио.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
предыдущая
← 1 2 3


Приложенные файлы

  • docx 8431704
    Размер файла: 61 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий