Зиммель Г. Человек как враг

отический баланс и социальное равновесие одновременно" [2, с.56].
БИОТИЧЕСКИЙ БАЛАНС = "баланс природы"; динамически стабильное состояние (= равновесие) видов внутри habitat = (относительно) стабильное состояние "сообщества":
"Когда возрастает до определенной степени интенсивность потребления насе лением природных ресурсов common habitat, то: либо популяция снимает напря женность перенаселения common habitat путем массовой миграции, либо суще ствующая корреляция видов может быть полностью уничтожена, если наруше ние равновесия между населением и природными ресурсами является результа том каких-либо резких или постепенных изменений в условиях жизни. \
61
При обычных обстоятельствах такие незначительные колебания биотического баланса уравновешиваются и поглощаются, сильно не нарушая существующее равновесие и ход жизни. Когда же происходят какие-либо неожиданности и катастрофические изменения, нарушающие биотический баланс (это может быть и война, и голод, и мор), обычный ход вещей нарушается, и высвобождаются те энергии, которые до этого момента были под контролем. Могут последовать серии быстрых и даже бурных изменений, которые глубоко изменят существующую организацию коммунальной жизни и дадут новое направление дальнейшему ходу событий" [2, с.47].
(Нарушение установленного порядка -> новый цикл изменений).
Нарушение биотического баланса может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. Один из важнейших источников таких нарушений = миграции (передвижения).
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ (миграции) = проявление конкуренции.
Экологическая (пространственная) организация населения и институтов является несублимированным (чистым) проявлением биотической конкуренции = образование экологической структуры на макроуровне является непосредственным результатом миграций (коллективного поведения обладающих биотической природой индивидов).
Эта пространственная организация человеческих сообществ является предметом исследования "социальной экологии".
4. Культурный уровень общества
На культурном уровне биотические принципы проявляются в виде следующих принципов:
принцип конкуренции;
принцип господства;
принцип последовательности (succession).
Принцип конкуренции является основным (формообразующим) для пространственной (= экологической) организации сообществ. Однако он претерпевает на социальном уровне видоизменения: если в экономике он проявляется как экономическая конкуренция, то в политике как конфликт. Общественные нормы накладывают ограничения на действие этого принципа.
"...Общество, с точки зрения экологии, являясь территориальной единицей, есть всего лишь область, внутри которой биотическое соревнование уменьшается, а борьба за выживание (естественный отбор) принимает более совершенные и сублимированные формы" [2, с.49].
Принципы господства и последовательности производны от принципа конкуренции, являются его функциями.
62
Принцип господства: "В каждом живом community существует один или более господствующий вид" [2, с.49]. = Непосредственное действие этого фактора проявляется в образовании естественных (функциональных) районов сообщества, например, банковских центров, торговых центров, трущоб и т.д. Принцип последовательности: "упорядоченная согласованность изменений, через которые проходит биотическое сообщество в своем развитии от низшей и относительно нестабильной стадии до относительно постоянной, или кульминационной стадии. Главным является то, что само community, т. е. система отношений между видами, вовлечено в упорядоченный процесс изменений и развития..." [2, с.51]. = Действие принципа проявляется в "серийном" (последовательном; поэтапном) характере развития сообщества.
СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ ОТ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ [2, с.54].
Взаимоотношения людей с другими людьми и своим habitat не идентичны взаимоотношениям других форм жизни вследствие того,
(1)что человек физически относительно независим от природных ресурсов своей среды обитания;
отношение человека к окружающей его среде опосредовано вмешательством в него других людей;
технические новшества значительно увеличивают возможности человека в преобразовании среды;
институциональная структура, закрепленная в обычаях и традициях, оказывает сопротивление изменениям (а значит и конкуренции): "В отличие от обществ животных в человеческом обществе соревнование и свобода индивида ограничены обычаями и согласованностью на каждом уровне после биотического".
"Сфера действия... контроля, навязываемого обычаями и согласованностью естественному социальному порядку, усложняет социальный процесс, но кардинально его не изменяет. В том случае, если она изменяет социальный процесс, эффект биотического соревнования все равно будет проявляться в наследуемом социальном порядке и в последующем ходе событий" [2, с.54]
Сдерживание (традиции, обычаи, социальные нормы).
"Общество является организацией контролирующей. Его функция заключается в организации, интегрировании и направлении энергий, заключенных в индивидах. Наверное, можно добавить, что функцией общества всегда являлось сдерживание, и, таким образом, достигалась наиболее эффективная кооперация составляющих его органических единиц" [2, с.55].
Функция общества = "сублимирование" конкуренции
63
Сами социальные нормы = продукт коммуникации:
"Обычаи, конвенции и закон, посредством которых общество контролирует индивидов и самоконтролируется, оказываются, в конечном счете, продуктом коммуникации"
(R.Park. Society: Collective Behavior, News & Opinion, Sociology & Modern Society. Glencoe (III.): Free Press, 1955, p.313).
Cp. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие):
Взаимодействие = это прежде всего физический (пространственный) контакт, основанный на "ожиданиях":
"...нравами является просто то, что человек ожидает в определенной ситуации".
Коммуникация = интегрирующий и социализирующий процесс = обеспечивает согласованность действий:
именно согласованность действий (а не структура) придает обществу специфически социальный характер.
Согласие, институционализированное в традициях, морали, привычках, осуществляет контроль над естественными проявлениями конкуренции,
НО,
все равно:
экономический, политический и моральный порядок = сублимированные формы биотической конкуренции: без конкуренции общество не могло бы существовать; даже пространственный контакт (взаимодействие) выражение конкуренции,
однако в коммуникации происходит ее сублимирование.
Социальные чувства = результат сублимации естественных качеств.
Социальные силы = сублимированная форма естественной силы (биотической конкуренции).
Примерно так же у Фрейда и других психоаналитиков.
5. Эволюция от биотического к культурному
Движущей силой эволюции является КОНКУРЕНЦИЯ (формы конкуренции в ходе эволюции изменяются и на культурном уровне превращаются в "соревновательную кооперацию"). Она:
формирует структуру общества;
регулирует последовательность нарушения/восстановления равновесия развивающегося "социального организма".
64
Четыре фазы эволюции:

экологический порядок
экономический порядок
политический порядок
культурный порядок
биотический уровень
социальный уровень
Каждой фазе соответствуют определенные формы конкуренции и социации.
Экологический порядок: в основе борьба за выживание; экологический порядок = результат пространственного (физического) взаимодействия индивидов.
Экономический порядок: продукт торговли и обмена (близок к экологическому: конкуренция, естественное разделение труда, "биологическая экономика"). Стихийная экономическая конкуренция.
Политический порядок: характеризуется еще более тесными и разнообразными связями (соревнование приобретает форму конфликта).
Культурный уровень (порядок): наименее формальные и наиболее тесные и разнообразные взаимодействия (коммуникации). Установление согласия во взаимодействии. "Гнет традиции".
Каждый из этих четырех порядков = особая "система человеческих отношений", изучаемая той или иной социальной наукой.
"Эти различные социальные порядки пытаются образовать собой иерархию. На самом деле, можно сказать, что они образуют собой пирамиду" [2, с. 55].

НАУКИ:
культурная
антропология
политические науки
экономика
человеческая география и эколог

Приложенные файлы

  • doc 296106
    Размер файла: 60 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий