Золотова Творческое самовыражение


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc402113807 \h 3Глава 1. Творческое самовыражение как неотъемлемое свойство личности PAGEREF _Toc402113808 \h 51.1 Роль творческого самовыражения в становлении личности PAGEREF _Toc402113809 \h 51.2 О Терапии творческим самовыражением PAGEREF _Toc402113810 \h 11Глава 2. Терапия творческим самовыражением в работе психолога PAGEREF _Toc402113811 \h 172.1 Арт-педагогика и арт-психология PAGEREF _Toc402113812 \h 172.2 Обучающие арт-педагогические и арт-психологические методики PAGEREF _Toc402113813 \h 20Заключение PAGEREF _Toc402113814 \h 23Список использованной литературы PAGEREF _Toc402113815 \h 24
ВведениеАктуальность темы. Одной из ключевых потребностей личности является стремление найти свой путь, свое место в жизни, найти себя среди других. Эта потребность особенно ярко проявляется на рубеже детства и отрочества (кризис идентификации). Конфликт между потребностью выразить себя и страхом, что окружающие не примут этого и не поймут, является одним из основных препятствий на пути самореализации подростка.
Поэтому так важно взрослым, которые являются проводниками на пути постижения мира, предложить личности ясные и понятные ориентиры: как найти свою дорогу, как понять, развить, реализовать в делах, поступках свою индивидуальность.
Быстрый темп жизни, высокий уровень требований, агрессивность современного мира предполагают, что успешной в достижении своих целей может стать психически стабильная, духовно-целостная личность.
Исследования социологов, психологов, психотерапевтов, касающиеся проблемных тем детства и отрочества, свидетельствуют о достаточно высоком уровне тревожности, неуверенности в себе подрастающего поколения. Это характерно, прежде всего, для детей и подростков с так называемым «слабым» типом нервной системы. Таким детям свойственно болезненно переживать свою нерешительность, тревожность, мнительность, стеснительность, робость, непрактичность, стремиться уйти в «тень жизни».
Поэтому так важен поиск и создание эффективных методов – психологических, психотерапевтических, педагогических, позволяющих проводить психокоррекцию и психопрофилактику указанных состояний.
Работа психолога в подобных случаях оказывается плодотворной и эффективной, когда посильное изучение самим ребенком, подростком его творческих способностей и своих характерологических, возрастных особенностей, тесно связано с познанием природы характера. Опыт практической работы по психопрофилактике и психокоррекции тревожности, страхов, неуверенности в своих силах, застенчивости у подростков, занимающихся во Дворце творчества, показал необходимость поиска метода, учитывающего, с одной стороны, интересы подростков, а, с другой стороны, дающего возможность ребятам познакомиться со своей индивидуальностью, найти пути творческого самовыражения сообразно природе характера.
Объект исследования – социально-психологические особенности творческого самовыражения личности.
Предметом исследования выступает психокоррекционный вариант метода Терапии творческим самовыражением.
Цель исследования – выявить социально-психологические особенности творческого самовыражения в процессе психокоррекции.
Задачи:
Выявить роль творческого самовыражения в становлении личности;
Осветить терапию с творческим самовыражением;
Рассмотреть сущность арт-педагогики и арт-психологии;
Рассмотреть обучающие арт-педагогические и арт-психологические методики.
Теоретическая значимость работы. Собранный и проанализированный материал по заявленной теме данного исследования послужит в качестве теоретического материала для таких дисциплин, как психология.
Глава 1. Творческое самовыражение как неотъемлемое свойство личности1.1 Роль творческого самовыражения в становлении личностиГуманизация современного образования актуализирует его ориентацию на процессы саморазвития, самоактуализации, самостроительства, самовыражения личности, необходимые для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории, начиная с дошкольного детства. С этой точки зрения проблема самовыражения, как фактор становления личности (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. С. Косогова, С. С. Брикунова, В. И. Салютнова), является значимой для педагогической науки. Анализируя сущность понятия «самовыражение», М. В. Деньгина указывает, что данный термин используется в научной литературе для обозначения особенного и единичного в человеке, а также для указания на целостность качеств личности, делающих её уникальной. Он обозначает определённый уровень развития.
А. Ф. Лобова (Яфальян) относит самовыражение к одним из фундаментальных понятий педагогики, поскольку оно представляет собой процесс самодвижения от реального к потенциальному, в котором у ребёнка появляется возможность пройти оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления. Она считает, что самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением и обосновывает положение, что самовыражение способствует раскрытию творческих способностей. А. С. Косогова отмечает, что самовыражение диалогично по своей природе, многопланово и имманентно жизнедеятельности любого человека безотносительно к сферам его жизнеосуществления. Оно акцентировано не столько на утверждении своего "Я", сколько на презентации "Я" с целью познания другого и самопознания, оценки и самооценки направлений и качества самоосуществления. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими, это поиск того, что необходимо, чтобы быть понятым другими, это развитие своего "Я" и "Я" другого через вовлечение в сотворчество. Поэтому творческое самовыражение – проявление свободной воли, продуктивной для обеих взаимодействующих сторон.
Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого И. П. Шкуратова определяет его как широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определённого образа себя Н. Г Чанилова и В. Ф. Шкель считают, что самовыражение есть способность человека к более полному проявлению своих наличных и потенциальных возможностей и представлений о себе, познаваемых и осваиваемых в процессах выделения себя из социума и идентификации с ним, направленное на качественное изменение своей личности, других людей, окружающего мира. М. В. Деньгина доказывает, что самовыражение не только способ жизнедеятельности ребёнка, определяющий его самостоятельность, но и творчество самой жизнедеятельности.
Анализ научных исследований, раскрывающих сущностные характеристики самовыражения личности в различных видах деятельности, позволяет судить о многообразии сфер самовыражения человека и их применении.
Например, выделяют индивидуальное, личностное (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель), творческое (С. С.  Брикунова), эмоциональное самовыражение (Е. А. Шиндяева), самовыражение в общении (И. П. Шкуратова), в изобразительной деятельности (В. И. Салютнова), в процессе музыкального обучения (М. В. Деньгина), научно-исследовательской деятельности (Е. А. Омельченко), историко-ролевом движении (М. С. Горбулёва). В их работах представлены различные аспектные решения проблемы, способствующие феномену самовыражения. Так, Г. А. Гарипова и О. С. Булатова считают, что артистизм является общекультурной категорией и относится к различным областям человеческой деятельности: образу жизни, поведению, различным видам искусства, научной деятельности, поэтому определяет его не только как способность к перевоплощению, а как целостную систему личностных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Терапию творческим самовыражением в психиатрической практике исследует М. Е. Бурно.
Исходя из анализа вышеперечисленных исследований, Б. Г. Ананьев рассматривает творчество в широком философско-психологическом понимании как важнейший вид человеческой духовно-практической деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Содержанием этой деятельности является целенаправленное изменение объективного мира, проявление индивидуальности человека, открытие новых смыслов осваиваемых культурных ценностей (А. А. Майер). Можно говорить о творчестве как неотъемлемом атрибуте процесса самовыражения.
В культурно-исторической парадигме специфика возрастных периодов детства и этапов социального становления человека раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). Как ведущий вид деятельности рассматривают творчество А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, общения – М. И. Лисина, психологических новообразований возраста – Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др. Как литический и критический периоды центральной психической функции рассматривают Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова. Нам представляется необходимым рассмотреть становление личности ребёнка в аспекте её самовыражения через понятие творческой активности как имманентного фактора развития ребёнка как субъекта деятельности и человека культуры. А. А. Майер считает, что достижения социализации связаны преимущественно с культурогенезом детства – результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. С этой точки зрения представляется необходимым рассмотреть творческое самовыражение в процессе вхождения ребёнка в мир культуры (культурогенез). А. А. Майер, выделяет следующие его стадии: адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культуротворчество со специфическими акмеологическими характеристиками. Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Они отражают ступени становления ребёнка, противоречия между актуальным уровнем его развития и его потенциальными возможностями в процессуально-динамических характеристиках. Это позволяет показать многообразие проявлений субъектности ребёнка как форм его жизненного самоосуществления, что сближает позицию А. А. Майера и научной школы В. Е. Клочко в понимании жизненного самоосуществления, становления человека как «постоянного движения в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей».  Рассмотрение культурогенеза детства с точки зрения трансформационной онтологии бытия личности (М. Ш. Магомед-Эминов) как трансформации, преобразования возможности в действительность, позволяет понять, как конструируется конкретная история жизни, бытие личности в «событии» с другими, в процессе смыслопорождения и смыслопостижения ценностей культуры и самовыражения в ней. Таким образом, культурогенез детства понимается нами, как начало становления личности в жизненном самоосуществлении, восхождения её к своему «акме».
Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития ребёнка: сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и культуротворчество, выражающее высший уровень развития субъектности ребёнка, связанное с созданием объективно или субъективно нового содержания культуры. Последующая стадия становления ребёнка определяет безграничные возможности самореализации ребенка в детстве – это собственно накопленное и реализуемое «акме» человека, актуализирующееся в дальнейшей жизни.
Стадии детского культурогенеза отличаются особой социальной ситуацией в развитии ребёнка, когда он, становясь взрослым, овладевает культурой, и когда происходит взаимодействие со значимым для него старшим (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром). Стадиям культурогенеза, выделенным А. А. Майером, соответствуют три стадии самовыражения, предложенные в докторском исследовании   А. Ф. Лобовой (Яфальян):
1) реальный и внутренний мир не расчленён (способ самовыражения спонтанно-интуитивный – ребёнок следует законам природы, но не освоил социальные законы) – соответствует этапу адаптивного детства (жизнетворчество);
2) реальный мир богаче, чем внутренний (способ самовыражения, доверительно-регламентированный – ребёнок подчиняется социальным законам, которые управляют им) – соответствует этапу интегрированного детства (социотворчество);
3) внутренний мир богаче, чем реальный (способ самовыражения произвольно-творческий – ребёнок самопроизвольно выражает разнообразный опыт в деятельности) – соответствует этапу индивидуализированного детства (культуротворчество). Отсюда А. Ф. Лобова (Яфальян) рассматривает самовыражение в виде возрастной разновидности самостоятельности, присущей дошкольному возрасту, развивающееся в младшем школьном возрасте при создании эстетико-педагогических условий, представляющем собой самопроизвольный акт, источник пробуждения эстетической активности, которая рождается под воздействием внутренних сил ребёнка, направленных на внешнее проявление. Взрослый в этом случае, выполняя фасилитирующую роль (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. А. Майер), призван расширять культурное поле ребёнка, тем самым способствуя его саморазвитию (Кудрявцев).
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить ряд характеристик, определяющих роль творческого самовыражения ребенка в становлении личности. К наиболее существенным, по нашему мнению, относятся следующие:
– имманентность самовыражения в различных сферах жизнеосуществления человека;
– отождествление его с процессом самодвижения от реального к потенциальному в диалогическом общении с миром и другим;
– оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления;
– связь с процессами социализации-индивидуализации;
– персонализация в процессе самовыражения;
– создание определённого образа себя (имиджа);
– направленность на позитивное изменение (себя, других, окружающего мира);
– раскрытие творческих способностей личности, позволяющей ей быть успешной;
– педагогическая помощь и содействие творческому самовыражению дошкольника, исходя из возможностей и потребностей ребёнка и сущностных особенностей ситуации развития на каждом этапе становления личности.
 
1.2. О Терапии творческим самовыражениемТерапия творческим самовыражением (ТТС) – терапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь, прежде всего, людям с переживанием своей неполноценности. Это метод, вышедший из психотерапевтического направления «Терапия духовной культурой». Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет «эмоционально-стрессовым» в широком смысле, в смысле «возвышающей» человека благотворной душевной взволнованности.
При этом М.Е. Бурно подчеркивает разницу между понятиями стресса и дистресса, введенными создателем классического учения о стрессе Гансом Селье. Так, Г. Селье сетует на эту однобокость: «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни». Также и эмоциональный стресс – защитно-приспособительный подъем жизненных сил, вызванный эмоциональными воздействиями, может быть острым, «шумным» и внешне тихим в своей целебности и вредоносности.
Эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие биологически основывается на благотворной лечебной работе эмоционального стресса. У разных людей по-разному, в зависимости от душевного и телесного склада и характера расстройств, формируется это целительное волнение жизненных сил, и, стало быть, разными способами приходится его вызывать.
М.Е. Бурно выделяет два этапа занятий по методу ТТС.
1 этап занятий:
самопознание («познай самого себя» – «nosce te ipsum», лат.) – изучение собственных болезненных расстройств, своего характера;
познание других человеческих характеров («каждому свое» – «suum cuique», лат.) – занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств.
2 этап занятий:
Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении («обретает силы в движении» – «vires que acquiriteundo», лат.), с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения – при помощи конкретных методик. Эти конкретные методики таковы:
терапия созданием творческих произведений;
творческим общением с природой;
творческим общением с литературой, искусством, наукой;
творческим коллекционированием;
проникновенно-творческим погружением в прошлое;
ведением дневника и записных книжек;
домашней перепиской с врачом;
творческими путешествиями;
творческим поиском одухотворенности в повседневном.
М.Е. Бурно пишет, что существо всякого (и в том числе целебного) творчества в именно своем, индивидуальном, а значит, всегда новом, свежем взгляде на вещи, в самобытном отношении к ним. Под творчеством (в широком смысле) понимается «выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими духовными особенностями. Поэтому (в отличие от просто «самовыражения») творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда – созидание, несущее в себе индивидуальность автора».
Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. В этом смысле не только стихотворение или акварельный пейзаж, но и всякий творческий фотографический снимок или слайд есть автопортрет автора. Пришвин писал: «Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека».
Творчество проясняет, очерчивает, строит и утверждает личность автора. Человек с расстройствами настроения, как уже отмечено, в процессе творчества обретает себя, свою определенность, выбираясь из душевной разлаженности, болезненной растерянности, тревоги и неопределенности.
Автор концепции вероятностного прогнозирования И.М. Фейгенберг считает, что эмоциональная напряженность, тревога обусловлены не столько самой ситуацией опасности, сколько «неопределенностью дальнейшего развития событий», при которой человек, готовый к разнообразным действиям, «не знает еще, какие именно действия понадобятся». Творческое состояние души вносит в смятенную, аморфную душу известную определенность (в том числе, если не прежде всего, определенность прогноза), практически выражающуюся хотя бы в осознании того, кто есть я, чего стою, что умею, что должен делать в жизни, и в какой ситуации что, вероятнее всего, буду чувствовать и как буду поступать.
М.Е. Бурно отмечает две полярные характерологические структуры – авторитарную (авторитарно-агрессивную) и дефензивную (пассивно-оборонительную), свойственную так называемым «слабым» людям (с переживанием своей неполноценности).
В этой «слабости» есть своя сила.
Это свойство имеет свой прообраз и в жизни животных. И в животном царстве, как известно, мать нередко не жалеет жизни, защищая, спасая своих детей. Но особенно нежной, ласковой, жертвенной заботой друг о друге отличаются животные меланхолического темперамента («слабого типа высшей нервной деятельности»). Основная поведенческая реакция меланхолических («слабых») животных в опасности – это пассивно-оборонительная реакция, то есть стремление, поджав хвост, удалиться из неприятной ситуации, тогда как «сильные» животные ведут себя в опасности преимущественно агрессивно – нападают, оскалившись.
Но при этом особенно глубокой совестливостью и связанной с ней духовной, нравственно размышляющей углубленностью, звучащей в обыденной жизни, в научном или художественном творчестве, отличаются люди именно меланхолического темперамента (например, Дарвин, Павлов, Чехов). Потому и сохраняется в мире пассивно-оборонительная «слабость»: за этой маской врожденной физической неуклюжести и непрактичности кроются тесно с нею связанные задатки весьма уважаемых людьми качеств, которые развиваются, расцветают в общественной жизни – обостренная нравственность, совестливость, деликатность, а порой способность к тонкому анализу, незаурядное духовное творчество.
Таким образом, сохраняя первозданную сущность личности, ТТС стремится выявить творческие потенции человека, возвысить уровень его личной духовной культуры.
Метод ТТС, созданный для лечения разнообразных дефензивных тревожных и депрессивных расстройств получил широкое применение в практике психологов и педагогов.
Первый опыт применения в педагогической практике элементов ТТС принадлежит академику А.Е. Штеренгерцу. В середине 1980-х гг. А.Е. Штеренгерц в процессе обучения и воспитания детей, больных детским церебральным параличем, объяснял им особенности характеров людей, сильные и слабые стороны каждого характера, ориентируясь на положения ТТС.
В 1991 г. Е.А. Поклитар и А.Е. Штеренгерц в работе по изучению психологических механизмов ТТС показали, что метод М.Е. Бурно является своеобразным способом преломления через внутренние закономерности субъекта присущих его личности осознанных и бессознательных душевных и духовных побуждений, что, в конечном счете, проявляется мобилизацией резервных возможностей психики человека, формирует новое честное и правильное отношение к миру, людям и своему отношению к жизни.
В середине 1990-х гг. Е.А. Поликтар разрабатывал, а Т.Е. Конрад-Володина внедрила в процесс школьного воспитания способ формирования творческой индивидуальности учащихся младших классов. Технология занятий полностью коррелировала с технологий ТТС.
В настоящее время на основе метода М.Е. Бурно конструируется методика профилактики вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических средств) в молодежных коллективах (Л.И. Бурчо), методика коррекции девиантного поведения подростков (А.В. Лупол).
Книга В.П. Волкова «Люди с трудным характером» очень близка по своему подходу к описанию характеров, представленных в работах М.Е. Бурно, и содержит профилактические советы и рекомендации для учителей и старшеклассников.
Однако ни в одной из указанных нами работ не рассматриваются конкретные подходы к психокоррекции творческим самовыражением дефензивных особенностей характера подростков. Имеющиеся данные либо отрывочны, либо касаются отдельных аспектов (например, работы Т.Е. Гоголевич с аутистами и психастениками методом ТТС), отдельных категорий больных (например, работы Е.А. Добролюбовой о ТТС пациентов с шизотипическим расстройством; С.В. Некрасовой об обучении в ТТС пациентов с мягкой шизофренией).
Анализ литературы по проблеме психокоррекции творчеством показал, что в основном, это работы просветительского и профилактического характера, не содержащие четкой методики психодиагностики и психокоррекции творческим самовыражением.
Учитывая важность адекватной адаптации в обществе значительного числа подростков и юношества с дефензивными особенностями, отсутствие конкретных разработок по проблеме психокоррекции творчеством в условиях дополнительного образования, мы пришли к необходимости создания собственного варианта метода, обусловленного спецификой индивидуально-возрастных особенностей детей, обращающихся за помощью в Психологическую службу городского Дворца детского (юношеского) творчества. Разработанный нами вариант метод мы обозначили как психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением.
Таким образом, особенностью психокоррекционных занятий по ТТС является то, что подростки, которые приходят во Дворец, заинтересованы иногда даже замотивированы на творческую реализацию себя в различных кружках ГДД(ю)Т. И занятия по психокоррекционному методу ТТС органично входят в образовательные программы педагогов дополнительного образования.
Глава 2. Терапия творческим самовыражением в работе психолога2.1. Арт-педагогика и арт-психологияТермин арт-педагогика появился сравнительно недавно — в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов арт-педагогика часто является синонимом арт-терапии и используется в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и технологиям арт-педагогики для повышения эффективности работы с нормальными и одаренными детьми.
Н.Ю. Сергеева проанализировала содержание понятия арт-педагогики. Она разводит понятие арт-педагогика с понятиям арт-терапия, обращая внимание на то, что эти направления, пользуясь одними средствами, имеют разные цели. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в то время, как арт-педагогика способствует достижению целей и решению задач образования. Единого мнения относительно определения арт-педагогики к настоящему времени не сложилось. Сергеева предлагает рассматривать арт-педагогику как «современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач».
Однако, корень арт — говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности и воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач. Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Мастерством образовывать не насильственным вдалбливанием программного материала, но искусством обучать самостоятельной исследовательско-поисковой работе, мотивировать к познанию и обучению, воспитывать личностные качества, способствующие успешной социализации и самореализации.
Обучение в рамках традиционной классно-урочной системы воспринимается сегодня как насаждение извне жестких рамок, приучение действовать по определенным правилам, в соответствии с инструкциями. Это вызывает протест и способствует внутреннему конфликту, дестабилизирующему психику человека. Процесс обучения становится более качественным и эффективным, когда человек, чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении мастерства, профессионализма в тех областях, к которым у него есть склонность, «сродство», как писал Г. Сковорода, который сам был талантливым педагогом.
Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат - самореализацию.
Исходя из этого, цели арт-педагогики можно определить, как создание условий, при которых обучение становится важнейшей ценностью и потребностью человека.
Задачи арт-педагогики можно разделить на стратегические и тактические.
Стратегические:
сделать образовательный процесс позитивным и мотивированным,
создать условия для личностного развития, при котором образование станет важнейшей ценностью и потребностью человека.
Тактические:
поиск, осознание и активизация жизненных ресурсов;
развитие и активизация творческого потенциала;
обучение навыкам саморегуляции;
обучение коммуникативным навыкам;
развитие сферы восприятия.
С помощью каких средств можно решить поставленные задачи? Тех, которые способствуют познанию себя и окружающей действительности, поскольку интерес к самому себе и к тому, что непосредственно окружает, является одним из самых мощным фактором мотивации.
Среди них можно назвать средства:
психологии, в частности практической психологии. Именно психология направленно занимается вопросами самопознания и отношений с миром;
средства самой педагогики, которая на протяжении столетий выработала методики оптимального обучения определенным умениям и навыкам, и приемы фокусирования учеников на конкретных вещах с целью их всестороннего познания. В том числе, это средства развивающего обучения и принцип обучения в живой реальной среде, или максимально к ней приближенной. Использование внеаудиторных форм обучения;
искусства — изобразительного, литературы, музыки, танца и движения, театра, архитектуры и др. для развития эмоциональной сферы, нравственного самоопределения, активизации творческого потенциала как внутреннего жизненного ресурса, самореализации в творческой деятельности и др.;
философии, такие, например, как сократова майевтика;
экологического образования, помогающего почувствовать себя частью живой природы, научиться в полной мере наслаждаться ее красотой.
Эти средства используются для того, чтобы сделать процесс обучения и развития интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие как от познания, исследования, научения, так и от общения с учителями и другими учениками. Для того, чтобы пробудить и развить в учениках внутреннюю потребность в обучении.
Арт-психология — это направление практической психологии, которое эффективно решает разнообразные проблемы человека с помощью творчества. Это психологическое направление активно использует проективные методики и метафорические практики для личностного роста и развития, гармонизации эмоционального состояния, самопознания.
Таким образом, арт-педагогика и арт-психология представляют собой направления в науке по изучению, разработке и совершенствованию психокоррекционных инструментов во взаимодействии с творчеством.
2.2. Обучающие арт-педагогические и арт-психологические методикиМетоды и технологии арт-педагогики в обучении языку изобразительного искусства.
Обучение языку изобразительного искусства способствует повышению культурного уровня, а значит и личностному развитию, поэтому курс может быть полезен специалистам помогающих профессий — педагогам любых предметных областей, учителям начальных классов, воспитателям, психологам, социальным работникам и, кроме того, всем, кто заинтересован в развитии своего творческого потенциала.
Обучение позволяет за счет активизации жизненного ресурса в короткий срок овладеть языком изобразительного искусства как инструментом творческого самовыражения. Результат достигается благодаря интеграции методов практической психологии и образовательных методик обучения языку изобразительного искусства.
Обучающий курс может быть использован для личностного развития, профилактики профессионального выгорания, для повышения мотивации к обучению, как детей, так и взрослых, включая людей пожилого возраста.
Курс построен в виде цикла обучающих семинаров и может проводиться в разных форматах. Варианты форматов:
интенсив 9-12 дней по 6-8 учебных часов в день;
2-3-х месячное обучение 1-2 раза в неделю по 4-8 часов в день. Обучение осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
создание ресурсного пространства, работающего как резонатор усиления способностей участников обучения;
использование смысловых тем, как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения. Использование системного подхода, для выявления подобия системы 4 (или 5) первоэлементов, или природных стихий и внутреннего мира человека как системы характеристик психотипа;
интеграция методов практической психологии с обучающими методами и технологиями;
использование произведений искусства для решения обучающих и развивающих задач. Работа с метафорическими картами как с произведениями искусства;
Творческое взаимодействие участников курса, основанное на сотрудничестве, взаимопомощи, взаимоподдержке и взаимообучении.
Программа включает теорию и практику обучения законам цветового круга в интеграции с методами практической психологии. Занятия объединены основной смысловой темой «Природные стихии».
Участниками обучения создаются творческие работы в различных изобразительных техниках, которые становятся для них ресурсными якорями.
По окончании курса проводятся выставки. Так, две выставки учителей прошли в Академии в 2012 и 2013 годах; весной 2011 и весной 2013 года итоги курса для пожилых людей экспонировались в выставочных залах ЛЕНЭКСПО.
Данная методика может быть реализована в виде программы арт-психологических семинаров, «Творчество как ресурс», каждый из которых рассчитан на 6-8 учебных часов и может проводиться автономно.
Арт-психологический семинар — это обучение изобразительному искусству как средству самопознания и творческого самовыражения, достижения внутренней гармонии и решения проблемных жизненных ситуаций, что способствует:
социальной и личностной адаптации,
повышению устойчивости психики в условиях стрессовых нагрузок,
предупреждению профессионального выгорания,
личностному росту,
улучшению качества жизни.
Результатом обучения станет:
раскрытие творческого потенциала и активизация жизненных ресурсов,
знание законов цветовой гармонии и практические умения работы с цветом в различных живописных техниках,
освоение приемов саморегуляции: релаксации и концентрации,
создание творческих изобразительных работ, которые станут ресурсными якорями.
Важным достижения результата является внутренняя работа самого человека, его желание стать сотворцом своей жизни, открывая в себе неисчерпаемый источник творящей энергии.
Таким образом, было осуществлено теоретическое осмысление психокоррекционного варианта ТТС в системе психологической и психотерапевтической помощи.
ЗаключениеТаким образом, благодаря творчеству личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке или в движении, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, человек становится более открытым, более творческим.
Метод творческого самовыражения дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них. Рисование, живопись, движения, лепка, музыка являются безопасными способами разрядки напряжения.
Социально-психологическими особенностями психокоррекционного варианта являются: доступность и понятность методик творческого самовыражения; формирование у участников групп целенаправленного выбора творческой самореализации с учетом индивидуальных особенностей; устойчивые во времени позитивные изменения социально-психологических качеств.
Использование методов творческого самовыражения с учетом индивидуально – характерологических особенностей приводит к устойчивым во времени изменениям в образе «Я», принятию и пониманию себя и своих сверстников, коррекции социально-психологических проблем личности.
Список использованной литературыБурно М.Е. Клиническая психотерапия. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. С 219.
Бурно М.Е. Сила слабых. – М.: «ПРИОР», 1999. С.84.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПБ, 1992. – 400 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн.: «Современное слово», 1998. – 480 с.
Грушко Н.В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. – 50 с.
Деньгина М. В. Теоретико-методологические основы самовыражения школьников в процессе музыкального обучения // Омский научный вестник. – 2010. – № 3–88. – С. 242–246.
Косогова А. С. Становление педагога: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178 с.
Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. – 154 с.
Кабиров Ф.З. Позиция психолога в практике психокоррекции: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 79 с.
Лобова А. Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 34 с.
Майер А. А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2. – С. 92–95.
Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126–128.
Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно – М.: Академический проект, 2002. С.24.
«Произведение искусства как метафорическая карта». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012.
Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979. С. 215.
Соколова. Т.А. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий. Рукопись. 2011.
Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ — 2008. — № 1 (11). — Т.2. — с. 114 -120.
Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М. 1973. Т. 2.
Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38.
Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38.
Яфальян (Лобова) А. Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. С. 20.

Приложенные файлы

  • docx 703755
    Размер файла: 59 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий