4. ОБИТАТЕЛИ РАЯ.


ГЛАВА 4. ОБИТАТЕЛИ РАЯ.
Содержание:
1 Деяния, приводящие в рай.
2 Путь в рай тернист.
3 Обитатели рая унаследуют там долю тех, кто попадёт в ад.
4 Большинство обитателей рая — слабые и беззащитные люди.
5 Кого в раю больше: мужчин или женщин?
6 Несовершеннолетние дети верующих.
7 Несовершеннолетние дети неверующих.
8 Сколько людей из общины мухаммада попадёт в рай?
9 Самые уважаемые среди обитателей рая.
10 Десять тех, кому был обещан рай.
11 Некоторые из тех, кто тоже попадёт в рай.
12 Рай не является платой за праведные дела.
1 Деяния, приводящие в рай.
Обитатели рая — это верующие, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Всякий, кто равнял кого-либо с Аллахом, не веровал в Него или отрицал какой-либо из столпов веры, непременно будет лишён рая и окажется в аду.
В Коране часто повторяется, что в рай войдут верующие, творящие добро, но в некоторых местах праведные деяния, приводящие туда, описываются подробно.
Вот некоторые из отрывков, где ясно подчёркивается, что рай можно заслужить благодаря вере и праведным деяниям: «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аят 25);
«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введём в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги. Мы введём их в густую тень» (сура 4 «Женщины», аят 57);
«Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями рая и пребудут там вечно» (сура 7 «Ограды», аят 42);
«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (сура 9 «Покаяние», аят 72);
«Поистине, тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Господь поведёт верным путём за их веру. В садах блаженства под ними будут течь реки. Там они будут взывать: “Пречист Ты, Аллах!” Там их приветствием будет слово: “Мир!” А их молитвы завершатся [словами]: “Хвала Аллаху, Господу миров!”» (сура 10 «Иона», аяты 9-10);
«Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зелёные одеяния из атласа и парчи. Там они будут возлежать на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!» (сура 18 «Пещера», аят 31);
«А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени — сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился» (сура 20 «Та ха», аяты 75-76).
В других местах указывается на то, что заслужить рай можно благодаря исправному выполнению одного из требований веры или праведного поступка. Иногда перечисляется множество добрых дел.
Есть аяты, в которых сообщается, что рай можно заслужить благодаря вере и исламу: «О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы уверовали в Наши знамения и были мусульманами. Войдите же в рай радостными вместе со своими жёнами» (сура 43 «Украшения», аяты 68-70).
В других местах подчёркивается, что обитатели рая заслужили его благодаря искреннему служению Аллаху: «Это не относится лишь к избранным (или искренним) рабам Аллаха. Именно им уготован известный удел — фрукты. Им будут оказаны почести в садах блаженства» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 40).
Рай можно заслужить и благодаря крепкой привязанности к Аллаху, стремлению к Нему и усердному поклонению: «Поистине, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 15-17).
К праведным поступкам относятся, например, терпение и упование: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (сура 29 «Паук», аяты 58-59).
К ним относится приверженность прямому пути: «Поистине, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путём, не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» (сура 46 «Барханы», аяты 13-14).
Ещё одним праведным поступком считается смирение: «Поистине, те, которые уверовали, совершали праведные деяния и были смиренны пред своим Господом, будут обитателями рая и пребудут там вечно» (сура 11 «Худ», аят 23).
Сюда же можно отнести страх перед Аллахом: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 46).
Сюда же относится неприязнь к неверующим, приобщающим сотоварищей к Аллаху: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введёт их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им» (сура 58 «Препирающаяся», аят 22).
В некоторых аятах праведные деяния, посредством которых можно заслужить рай, перечисляются одно за другим. Например, в суре «Гром» указывается на то, что обитатели рая верили в истинность всего, что было ниспослано посланнику, мир ему и благословение Аллаха, сдерживали данное слово и не нарушали обязательств, поддерживали родственные связи, боялись Аллаха и опасались сурового расчёта. Они терпели ради Аллаха, совершали намаз и раздавали пожертвования тайно и открыто, а если кто-либо причинял им зло, то они отвечали ему добром: «Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе от твоего Господа является истиной, может быть подобен слепцу? Поистине, поминают это только обладающие разумом, которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств, которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчёта, которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована последняя обитель — сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна последняя обитель!» (сура 13 «Гром», аяты 19-24).
В начале суры «Верующие» возвещается, что успеха добьются только верующие, а потом перечисляются качества, которые гарантируют такой исход. Наряду с этим, там разъясняется, что успех — это не что иное, как попадание в Фирдаус на веки веков: «Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жён или [невольниц], которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура 23 «Верующие», аяты 1-11).
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, тоже поведал нам о трёх великих поступках, посредством которых можно заслужить рай. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Ийада ибн Химара ал-Муджаши‘и о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, в одной из своих проповедей сказал: «Трое будут обитателями рая: справедливый человек, обладающий властью, раздающий милостыню и успешно справляющийся с обязанностями, милосердный человек, болеющий душой за каждого родственника и мусульманина, а также целомудренный человек, воздерживающийся от попрошайничества и имеющий детей».
2 Путь в рай тернист.
Рай — это высокая ступень, и восхождение на неё требует больших усилий. Дорога в рай лежит через борьбу с соблазнами и тем, что нравится душе, и пройти этот путь нельзя без твёрдой решимости и сильной воли. В хадисе Абу Хурайры, переданном ал-Бухари и Муслимом, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Огонь скрыт за соблазнами, а рай — за тяготами». В версии Муслима вместо глагола «скрыт» сказано: «окружён».
Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи в своих «Сунанах» передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Могучий и Великий Аллах создал рай, Он сказал: “Джибрил, иди, посмотри на него”. Он пошёл и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, все, кто услышит про него, попадут туда”. Тогда Аллах окружил его тяготами и сказал: “Иди, посмотри на него”. Он пошёл и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь никто не попадёт туда”».
Ан-Навави в комментариях к первому хадису (17/165) отметил: «Это — пример удивительного красноречия и лаконичности изречений, которые были дарованы пророку, мир ему и благословение Аллаха. Смысл этих слов в том, что попасть в рай можно только, преодолевая трудности, а попасть в ад — поддаваясь соблазнам. Рай и ад скрыты за ними, и тот, кто срывает эту завесу, достигает того, что скрывалось за ней. Для того чтобы снять завесу с рая, нужно преодолеть трудности, а для того, чтобы снять завесу с ада, достаточно поддаться соблазну. К трудностям относится усердное и регулярное поклонение, терпеливое преодоление связанных с ним тягот, подавление гнева, прощение, сдержанность, раздача милостыни, доброе отношение к тем, кто причинил тебе зло, воздержание от потакания страстям и т. п.»
3 Обитатели рая унаследуют там долю тех, кто попадёт в ад.
Для каждого из потомков Адама Аллах сотворил два места: одно в раю, а другое — в аду. Те, кому суждено оказаться среди несчастных неверующих и язычников, унаследуют места, созданные в аду для тех, кто попадёт в рай. Те же, кому суждено оказаться среди счастливых обитателей рая, унаследуют места, созданные там для мучеников, которые попадут в ад. После перечисления деяний, которые приведут преуспевших верующих в рай, Всевышний сказал: «Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура 23 «Верующие», аяты 10-11).
Комментируя этот аят, Ибн Касир пишет: «Ибн Абу Хатим передал со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У каждого из вас два места: одно в раю, а другое — в огне. Что касается верующего, то его дом в раю будет отстроен, а дом в огне разрушен». Похожий хадис передал Са‘ид ибн Джубайр. Следовательно, верующие унаследуют места неверующих, потому что они созданы для поклонения одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Верующие выполнили свои обязанности и поклонялись Аллаху, а неверующие отвергли то, что им было приказано, и то, ради чего они были созданы, и поэтому они получили долю, которую могли получить неверующие, если бы они повиновались Могучему и Великому Господу, и даже более того. Об этом говорится в хадисе Абу Бурды, переданном со слов Абу Мусы и приведённом в «Сахихе» Муслима. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Некоторые мусульмане в день воскресения явятся с грехами величиной с горы, и Аллах простит их, возложив их грехи на иудеев и христиан». В одной из версий сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступит день воскресения, Аллах отдаст каждому мусульманину одного иудея или христианина и скажет: “Это выкуп за освобождение от огня”». <…> Этот хадис похож на слова Всевышнего Аллаха:«Таков рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (сура 19 «Мария», аят 63);
«Этот рай дан вам в наследство за то, что вы совершали» (сура 43 «Украшения», аят 72).
Одним словом, они унаследуют долю неверующих в раю» (Ибн Касир. Тафсир. Т. 5. С. 10).4 Большинство обитателей рая — слабые и беззащитные люди.
Большая часть тех, кто попадёт в рай, будут слабые и беззащитные люди, на которых окружающие не обращали внимания, тогда как пред Аллахом они занимали высокое положение. Они заслужили его благодаря тому, что были смиренны и покорны Ему и, выполняя обязанности рабов Божьих, поклонялись Ему. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Харисы ибн Вахба, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли вам об обитателях рая?» Люди сказали: «Конечно, сообщи». Он сказал: «Это — всякий слабый и притеснённый. Если он поклянётся именем Аллаха, то Он сделает его клятву правдивой».
Комментируя этот хадис, ан-Навави (17/187) пишет: «Это значит, что люди считают этих людей слабыми, они презирают и угнетают их, потому что в этом мире они не обладают силой. И смысл хадиса в том, что такие люди составят большинство в раю. <…> Это не значит, что все обитатели рая будут слабыми».
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима, а также «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Усамы ибн Зайда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я остановился у врат рая, и большинство вошедших в него составили бедняки. Богатые же были задержаны, когда обитателей огня уже было приказано [ввергнуть] туда. Я остановился у врат огня, и большинство вошедших в него составили женщины».
В обоих «Сахихах» приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я заглянул в рай и увидел, что большинство его обитателей — бедняки. Когда же я заглянул в огонь, то увидел, что большинство его обитателей — женщины».
5 Кого в раю больше: мужчин или женщин?
Дискуссии по этому вопросу между мужчинами и женщинами разгорелись ещё при жизни сподвижников. В «Сахихе» Муслима (2834) приводится рассказ Ибн Сирина о том, что между мужчинами и женщинами возникли разногласия: кто из них составит большинство в раю? В одной из версий говорится, что они то ли спорили, то ли обсуждали, кого в раю будет больше: мужчин или женщин? Когда же они спросили об этом Абу Хурайру, он сказал, что женщин будет больше, сославшись на слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые придут вслед за ними, будут подобны самой яркой звезде на небе. У каждого мужчины будут две жены, и костный мозг их голеней можно будет увидеть через тело, и в раю не будет холостых».
Из хадиса явствует, что женщин в раю будет больше. Тем не менее, некоторые учёные полагали, что там будет больше мужчин, опираясь на хадис о том, что женщины составят большинство в аду. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, достаточно сказать, что если женщины составят большинство в аду, то это ещё не значит, что в раю их будет меньше, чем мужчин. Об этом говорил ещё Ибн Хаджар ал-‘Аскалани (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 325). Сопоставив эти хадисы, можно утверждать, что и в раю, и в аду женщин будет больше, чем мужчин. Из этого следует, что женщин рождается больше, чем мужчин. На это можно возразить: в хадисе Абу Хурайры не проводятся различия между женщинами из земного мира и гуриями. И снова встаёт вопрос: кого же всё-таки больше в раю: мужчин из этого мира или женщин из этого мира? Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 475) попытался совместить оба хадиса и пришёл к заключению, что женщин в аду будет больше до заступничества и до того, как ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, выйдут оттуда. Когда же они покинут ад благодаря ходатайству заступников и милости Самого милосердного из милосердных, то они составят большинство в раю.
С другой стороны, хадис ‘Амра ибн ал-‘Аса, переданный Ахмадом и Абу Йа‘лой, указывает на то, что женщин в раю будет немного. В нём сказано: «Когда мы вместе с посланником, мир ему и благословение Аллаха, находились в этом ущелье, он сказал: “Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?” Мы сказали: “Мы видим чёрную ворону с белым пятном на ноге, красным клювом и красными лапками”. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Женщины, которые войдут в рай, подобны этой вороне среди остального воронья”».
6 Несовершеннолетние дети верующих.
Дети верующих, которые не достигли совершеннолетия, попадут в рай, если так будет угодно Всевышнему Аллаху. Он смилостивится над ними и окажет им великую честь: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек — заложник того, что он приобрёл» (сура 52 «Гора», аят 21). Сославшись на слова Всевышнего: «Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (сура 74 «Завернувшийся», аят 38), ‘Али ибн Абу Талиб утверждал, что дети верующих попадут в рай, ведь они не совершали грехов и не могут быть заложниками своих прегрешений.
Ал-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха»: «О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребёнка с верой и надеждой на награду Аллаха». В ней приводится хадис Анаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-нибудь из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введёт его в рай по милости Своей к ним».
Там же приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что женщины сказали пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Отведи для нас день». Он прочёл им проповедь и сказал: «Если у какой-либо женщины умрут трое детей, то они заслонят её от огня». Одна из женщин спросила: «А если двое?» Он ответил: «И двое тоже».
В другой главе того же сборника, названной «О том, что было сказано о (покойных) детях мусульман», помимо вышеназванного хадиса Анаса, приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-либо умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то они заслонят его от огня или введут в рай». После него приводится хадис ал-Бары: «Когда скончался Ибрахим (сын пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, — К. Э.), посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, в раю у него есть кормилица”».
Приведённые имамом ал-Бухари хадисы указывают на то, что дети верующих попадут в рай. Ибн Хаджар по этому поводу сказал (3/244): «Тот, кто заслоняет от ада своих родителей, больше заслуживает того, чтобы его уберегли от ада, ибо в этом суть милости и её причина».
О том, что потомки верующих попадут в рай, недвусмысленно говорится в ряде сообщений. Например, в дополнениях к «Муснаду», составленных ‘Абдаллахом ибн Ахмадом, приводится хадис ‘Али ибн Абу Талиба о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мусульмане и их дети попадут в рай».
В «Муснаде» Ахмада приводится другой восходящий хадис, переданный со слов Абу Хурайры: «Если у кого-либо из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то Аллах по милости Своей введёт их в рай вместе с родителями».
Муслим в «Сахихе» и Ахмад в «Муснаде» передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Малолетние из них — младшие в раю. Они встретятся со своим родителем (или родителями) и схватят их за одежду (или за руку) так, как я держу за край твоей одежды, и не отпустят, пока Аллах не введёт их вместе в рай».
Имам Ахмад, Ибн Хиббан и ал-Хаким передали со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Детей мусульман в раю опекает Ибрахим».
Абу Ну‘айм в «Ахбар Асбахан», ад-Дайлами и Ибн ‘Асакир передали со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дети верующих находятся на горе в раю, а Ибрахим и Сара опекают их до тех пор, пока не вернут их родителям в день воскресения».
Ан-Навави сообщил, что авторитетные мусульманские учёные были единодушны в том, что дети мусульман, умершие, не достигнув совершеннолетия, попадают в рай. Он же сообщил, что некоторые учёные воздерживались от окончательного суждения по данному вопросу. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 244).Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 511) передал, что среди тех, кто воздерживался от суждения по данному вопросу, были Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Исхак ибн Рахавайх.
По словам ан-Навави, эти учёные не утверждали категорично того, что дети мусульман попадают в рай, из-за хадиса ‘Аиши, переданного Муслимом: «Когда в одной из семей ансаров скончался ребёнок, я сказала: “Ему уготована Туба. Он не совершил зла и не дожил до него”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для рая…”».
Возможно, пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил ей поспешно говорить о чём-либо, не имея веских доказательств. Возможно, это произошло до того, как ему было открыто, что дети мусульман попадут в рай. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 244).Полагаю, что в действительности из хадиса следует, что нельзя заявлять с уверенностью о том, что какой-то конкретный человек непременно попадёт в рай, хотя в целом мы знаем, что дети мусульман окажутся там. Второй важный момент — указание на недопустимость подобных речей, чтобы никто не осмеливался говорить на такие темы. К сожалению, в наше время всё происходит именно так, и, оплакивая своих родственников, люди заявляют, что те попадают в рай, даже если те были самыми нечестивыми грешниками.
Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/281) пишет: «Нельзя свидетельствовать о том, что кто-либо конкретно из детей верующих попадает в рай, несмотря на то, что в целом мы свидетельствуем об этом».
7 Несовершеннолетние дети неверующих.
Одна из глав свода ал-Бухари называется «О том, что было сказано о (покойных) детях многобожников». В ней приводится следующий хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: “Создавая их, Аллах знал о том, что они будут совершать”».
В другом хадисе, рассказанном Абу Хурайрой, сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили».
С его же слов сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животное рожает только животное: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным носом?!»
Как подметил Ибн Хаджар (3/246), на основании этих хадисов можно предположить, что имам ал-Бухари воздерживался от окончательного суждения по поводу детей многобожников, но в главе, посвящённой толкованию суры «Римляне», он недвусмысленно показал, что склоняется к мнению о том, что они попадут в рай. На это указывает и порядок расположения хадисов в данной главе. Вначале упоминается хадис, указывающий на то, что в данном вопросе следует воздержаться от окончательного суждения. Потом приводятся хадисы, позволяющие предположить, что они, скорее всего, попадут в рай. В конце же приводится предание, ясно указывающее на это. В нём, в частности, говорится: «Дети вокруг него — это дети людей». В версии, переданной ал-Бухари в разделе «Книга толкования снов», говорится: «А что касается детей, которые были вокруг него, то ведь каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию]». Кто-то из мусульман спросил его: «И дети многобожников?» Он ответил: «И дети многобожников».
Ибн Хаджар отметил, что это суждение подтверждается восходящим хадисом, переданным Абу Йа‘лой со слов Анаса. В нём говорится: «Я попросил моего Господа не наказывать и подарить мне детей из числа потомков человека». Его иснад хороший. В нём использовано слово «лахин», означающее «дети». Такой комментарий основан на восходящем хадисе, переданном ал-Баззаром со слов Ибн ‘Аббаса. Ахмад передал хадис Хансы бинт Му‘авийи, что её дядя рассказывал: «Я спросил: “Посланник Аллаха, кто попадёт в рай?” Он сказал: “Пророк будет в раю, павший мученик будет в раю, младенец будет в раю”». Его иснад хороший.
В пользу этого суждения также свидетельствуют слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Дети многобожников будут прислуживать обитателям рая». Хадис передали Ибн Манда в «Марифе», Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Абу Йа‘ла в «Муснаде». Ал-Албани назвал его версии в совокупности достоверными.
О том, что дети многобожников попадут в рай, говорило немало учёных. Этому мнению отдал предпочтение Абу ал-Фарадж Ибн ал-Джаузи. Ан-Навави сказал, что это суждение достоверно, и ему отдавали предпочтение многие исследователи, потому что Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали[людей], не отправив к ним посланника» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). Потом он сослался на хадисы, переданные ал-Бухари и др. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 247).Этому мнению также отдал предпочтение ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 515). Исследуя тексты на эту тему, между которыми, на первый взгляд, есть противоречия, он писал, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, вначале сказал, что они попадут в ад вместе со своими родителями. Потом он предпочёл воздержаться от окончательного суждения и сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». Потом ему было открыто, что никто не будет наказан за чужой грех: «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). И тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, заключил, что они попадут в рай. В подтверждение этого суждения он привёл хадис, переданный ‘Абд ар-Раззаком, но Ибн Хаджар в «Фатхе» (3/247) назвал его слабым.
Неоднозначность этих размышлений, переданных Ибн Хаджаром, заключается в том, что самостоятельное суждение в таких вопросах недопустимо. Этот вопрос связан с сокровенным знанием, и судить о нём можно только на основании откровения. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Утверждение о том, что в рай попадут дети и верующих, и многобожников, трудно совместить с хадисами о том, что Аллах изначально знал о том, кто попадёт в рай и ад. Его трудно совместить и с хадисами о том, что ангел записывает удел и жизненный срок человека, а также его принадлежность к счастливым или несчастным, когда плод ещё находится в утробе матери. Но на это можно возразить: если человек умер ребёнком, не достигнув совершеннолетия, то в утробе матери он был записан одним из счастливых рабов. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Некоторые учёные считали, что судьба таких детей зависит от воли Аллаха. Такие суждения высказывали Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн ал-Мубарак, Исхак. Ал-Байхаки в «И‘тикаде» отметил, что имам аш-Шафи‘и высказал это мнение в отношении именно детей неверующих. Ибн ‘Абд ал-Барр сказал: «Так считал Малик, хотя у него не было текстов, подтверждающих это мнение. Но его ученики недвусмысленно заявляли, что дети мусульман попадут в рай, а судьба детей неверующих зависит от воли Аллаха. При этом они опирались на хадис: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 246).Это же мнение передал Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари от имени приверженцев сунны и единой общины, и ему отдал предпочтение Ибн Таймиййа. Ссылаясь на авторитет Абу ал-Хасана ал-Аш‘ари и имама Ахмада, он говорил, что судьба детей многобожников зависит от воли Аллаха, и им предстоит пройти испытание в день воскресения. Он писал: «По этому поводу правильно говорить: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”. Нельзя говорить, что кто-либо из них попадёт в рай или ад. В нескольких хадисах сообщается, что в день воскресения они будут испытаны повелениями и запретами, и тот из них, кто покорится Аллаху, попадёт в рай, а тот, кто ослушается Его, войдёт в ад. Об этом сообщил Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари, сославшись на приверженцев сунны и единой общины». (Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 303, Т. 24. С. 372).В другом месте он писал: «Дети многобожников, которые не достигли совершеннолетия в этом мире, будут нести ответственность за свои деяния в последней жизни, о чём говорится во многих хадисах. Это мнение о детях многобожников высказал Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари. В обоих “Сахихах” сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о них, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». (Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 281).Ибн Хаджар, описывая испытания в последней жизни, сказал, что людям будет приказано войти в огонь, и для тех, кто войдёт туда, он обернётся прохладой и спасением. Те же, кто откажется, получат наказание. Об этом сообщается в хадисах, переданных ал-Баззаром со слов Анаса и Абу Са‘ида, а также ат-Табарани — со слов Му‘аза ибн Джабала. Достоверно известно, что испытанию подвергнут умалишённых и тех, кто жил в то время, когда не было истинного знания. Ал-Байхаки в «И‘тикаде» назвал эту точку зрения правильной (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 246).Это подтверждается ясными аятами Корана, в которых описывается встреча пророка Мусы с праведным рабом у места слияния двух морей. Разъясняя причину убийства ребёнка, этот праведник сказал: «Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине [своего] беззакония и неверия» (сура 18 «Пещера», аят 80).
В «Сахихе» Муслима передан хадис Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал о мальчике, которого убил ал-Хадир: «Он был запечатан неверующим, и если бы его оставили в живых, то он обижал бы своих родителей по причине своего беззакония и неверия». Комментируя этот хадис, Ибн Таймиййа пишет: «Это значит, что Аллах запечатал его в Матери писания, т. е. предписал ему быть неверующим, и если бы он остался в живых, то стал бы неверующим».
Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 514) назвал эту точку зрения слабой, потому что последняя обитель предназначена для воздаяния, а не для испытания. В своей «Тазкире» он писал: «Это утверждение является неверным по смыслу, так как последняя обитель не предназначена для выполнения обязанностей. Это — обитель воздаяния: вознаграждения и наказания. Ал-Хулайми сказал: “Этот хадис слабый и противоречит основополагающим принципам мусульман, так как последняя обитель не является обителью испытания. Познание Аллаха там неизбежно, а испытание несовместимо с неизбежностью».
Возражение, основанное на том, что обязанности прекращаются со смертью, несправедливо. Опровергая его, Ибн Таймиййа в собрании фетв (17/309) пишет: «Люди освобождаются от обязанностей только после попадания в обитель воздаяния, т. е. в рай или ад. Но они подвергаются испытаниям и на месте сбора дня воскресения, и в барзахе. Их спрашивают: «Кто твой Господь? Что у тебя за религия? Кто твой пророк?» Всевышний сказал: «В тот день, когда обнажится голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]» (сура 68 «Перо», аят 42).
В «Сахихе» приводятся несколько версий хадиса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах явит Себя рабам на месте стояния, когда каждому народу будет велено последовать за тем, чему они поклонялись. Тогда многобожники последуют за своими божествами, и останутся верующие. Господь явит им Себя не в том образе, который им известен, и они не узнают Его. Тогда Он явит им Себя в том образе, который им известен, и верующие падут ниц перед Ним. А спины лицемеров станут, будто коровьи рога: они захотят совершить земной поклон, но не сумеют сделать этого.
Об этом сказано: «В тот день, когда обнажится голень…» (сура 68 «Перо», аят 42)».
Следовательно, испытание завершается только после попадания в рай или ад. Однако утверждение ал-Куртуби о том, что познание Аллаха в тот день будет неизбежно, справедливо. Но это не имеет отношения к испытанию, ибо люди будут испытаны повелениями и запретами. В некоторых хадисах даже сообщается, что Аллах прикажет им войти в огонь, и если они покорятся Ему, то окажутся среди счастливых рабов, но если ослушаются, то попадут в число несчастных мучеников.
8 Сколько людей из общины мухаммада попадёт в рай?
Великое множество людей из этой общины войдёт в рай, и точное число их известно одному Аллаху. Ал-Бухари передал в «Сахихе» со слов Са‘ида ибн Джубайра, что Ибн ‘Аббас рассказывал, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были показаны общины. Среди них был пророк, за которым шло [много] последователей, и пророк, за которым шла группа людей. И был пророк, за которым шёл десяток человек, и пророк, за которым шли пять человек. Был и такой пророк, который шёл в одиночестве. И тут я увидел множество людей, и я сказал: “Джибрил, это мои последователи?” Он ответил: “Нет, но посмотри на горизонт”. Я взглянул и снова увидел множество людей. Он сказал: “Это и есть твоя община. Семьдесят тысяч из них, идущих впереди, не будут призваны к отчёту и не познают мучений”».
Первое большое скопление людей, которое пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял за свою общину, — это сыны Исраила. Об этом сообщается в некоторых версиях, также приведённых в «Сахихе». В них, в частности, говорится: «Я пожелал, чтобы это была моя община, но мне сказали, что это — Муса и его народ».
Несомненно, община Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, будет многочисленнее, чем сыны Исраила. Ибн Хаджар в «Фатхе» (11/408) сообщил, что в версии Са‘ида ибн Мансура вместо слов «множество людей» сказано «великое множество людей». В ней говорится: «Мне сказали: “Посмотри на горизонт”, — и я увидел там великое множество людей. Потом мне сказали: “Теперь посмотри на другой горизонт”, — и там я увидел то же самое». В версии Ибн Фудайла говорится: «Я увидел множество людей, закрывших весь небосклон. Мне сказали: “Посмотри сюда и вот сюда — смотри на небосклон кругом”». В хадисе Ибн Мас‘уда говорится: «Горизонт был скрыт за лицами людей». В версии Ахмада сказано: «Я увидел мою общину: она покрывала все равнины и возвышенности. Мне понравились их многочисленность и внешний вид. Мне было сказано: “Ты доволен, Мухаммад?” Я ответил: “Да, Господи”».
В некоторых хадисах сообщается, что с каждой тысячью из вышеупомянутых семидесяти тысяч в рай войдут ещё семьдесят тысяч мусульман и ещё столько, сколько уместится в трёх пригоршнях Аллаха. В «Муснаде» Ахмада и «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится рассказ Абу Умамы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мой Пречистый Господь обещал мне ввести в рай семьдесят тысяч моих последователей без отчёта и мучений, а с каждой тысячью — ещё семьдесят тысяч и три пригоршни моего Господа». Безусловно, в этих трёх пригоршнях в рай попадёт очень много людей.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, надеялся, что его последователи составят половину обитателей рая. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри хадис о группе, которая послана в ад. В его концовке говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, я надеюсь, что вы составите четверть обитателей рая”. Мы возвеличили Аллаха, а он сказал: “Я надеюсь, что вы составите треть обитателей рая”. Мы снова возвеличили Аллаха, а он сказал: “Я надеюсь, что вы составите половину обитателей рая”. Мы снова возвеличили Аллаха, а потом он добавил: “Поистине, в сравнении с другими общинами вы подобны чёрному волосу на шкуре белого быка или белому волосу на шкуре чёрного быка”».
Более того, в некоторых хадисах говорится, что эта община составит две трети обитателей рая. Ат-Тирмизи в «Сунане» передал через хороший иснад хадис Бурайды о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обитатели рая [заполнят] сто двадцать рядов, из них восемьдесят рядов займёт эта община, а сорок — остальные общины». Его же передали ад-Дарими в «Сунане» и ал-Байхаки в книге «ал-Ба‘с ва-н-нушур».
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я буду первым заступником в раю. Никому из пророков не поверили так, как поверили мне. Поистине, среди пророков есть такой, в кого уверовал только один человек из его народа».
Секрет многочисленности последователей нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, в том, что его величайшим чудом является откровение, которое можно прочесть и которое доходит до умов и сердец. Это чудо не исчезает и будет сохранено неизменным вплоть до наступления Судного часа. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не было пророка, которому бы Аллах не даровал такое знамение, в которое могут поверить люди. Мне было даровано ниспосланное Аллахом откровение, и я надеюсь, что в день воскресения у меня будет больше последователей, чем у кого-нибудь из них».
9 Самые уважаемые среди обитателей рая.
Самые уважаемые среди взрослых в раю.
Многие сподвижники, в том числе ‘Али ибн Абу Талиб, Анас ибн Малик, Абу Джухайфа, Джабир ибн ‘Абдаллах и Абу Са‘ид ал-Худри, рассказывали, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Абу Бакр и ‘Умар — самые уважаемые из взрослых обитателей рая среди первых и последних поколений».
Шейх ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (824) собрал версии этого хадиса, встречающиеся в различных сводах, и сказал: «Совокупность всех версий не оставляет сомнений в достоверности хадиса, потому что некоторые версии сами по себе хорошие, а некоторые годятся для усиления других».
Самые уважаемые среди молодых в раю.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что его внуки ал-Хасан и ал-Хусайн будут самыми уважаемыми среди молодых людей в раю. Хадисов на эту тему так много, что в них нельзя усомниться. Шейх ал-Албани собрал их в своём ценном труде «Силсила ал-ахадис ас-сахиха».
Ат-Тирмизи, ал-Хаким, ат-Табарани, Ахмад и др. передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ал-Хасан и ал-Хусайн — самые уважаемые среди молодых обитателей рая».
Ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Ахмад, ат-Табарани и др. передали со слов Хузайфы, что он пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и совершил с ним закатный намаз. Потом он встал и молился вплоть до вечернего намаза, а потом вышел, а я последовал за ним. Он сказал: «Ко мне явился ангел, попросивший у Аллаха разрешение поприветствовать меня. Он обрадовал меня вестью о том, что ал-Хасан и ал-Хусайн будут самыми уважаемыми среди молодых обитателей рая».
Ал-Хаким и Ибн ‘Асакир передали со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Эти двое моих внуков, ал-Хасан и ал-Хусайн будут самыми уважаемыми среди молодых обитателей рая».
Самые уважаемые женщины в раю.
Подлинным господином считается тот, кого хвалит Господь, чьё превосходство Он подтверждает. Госпожой тоже считается та женщина, которой удалось снискать довольство Аллаха, чьи устремления Он принимает прекрасным образом. Лучшими женщинами считаются те, которые попадут в сады блаженства, но одни из них превзойдут других. Самыми уважаемыми женщинами в раю будут Хадиджа, Фатима, Марйам и Асийа.
В сборниках «Муснад» Ахмада, «Мушкил ал-Асар» ат-Тахави, «Мустадрак» ал-Хакима передан через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, начертил на земле четыре чёрточки. Он спросил: «Знаете ли вы, что это такое?» Люди сказали: «Аллаху и Его посланнику лучше знать». Он сказал: «Лучшие женщины в раю — Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад, Марйам бинт ‘Имран и Асийа бинт Музахим, жена Фараона».
Марйам и Хадиджа считаются лучшими среди них. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ‘Али ибн Абу Талиба о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая среди женщин там — Марйам, и лучшая среди женщин там — Хадиджа».
Марйам — самая славная и самая лучшая из всех женщин. Ат-Табарани передал через иснад, достоверный согласно требованиям Муслима, рассказ Джабира о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самыми уважаемыми среди женщин в раю после Марьям, дочери ‘Имрана, будут Фатима, Хадиджа и Асийа, жена Фараона». В Коране недвусмысленно отмечается, что Марйам — лучшая из всех женщин: «Вот сказали ангелы: “О Марйам! Поистине, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 42). Разве стоит удивляться этому, если «Господь принял её прекрасным образом и вырастил достойно» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 37)?
Эти четыре женщины являются прекрасным примером женского совершенства и праведности.
Восхваляя Марйам, дочь ‘Имрана, Аллах сообщил, что она «сберегла целомудрие, и Мы вдохнули в него (т. е. в вырез на её одежде) от Нашего духа. Она уверовала в слова своего Господа и Его писания и была одной из покорных» (сура 66 «Запрещение», аят 12).
Хадиджа — правдивая женщина, которая уверовала в посланника, мир ему и благословение Аллаха, без малейшего колебания, а потом оказала ему моральную и материальную поддержку. Когда она ещё была жива, Аллах обрадовал её вестью о дворце из полой жемчужины в раю, где не будет ни шума, ни усталости. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Джибрил пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Посланник Аллаха, пришла Хадиджа с сосудом, в котором приправа, или еда, или напиток. Когда она войдёт к тебе, передай ей приветствие от её Господа и от меня. И обрадуй её вестью о доме из полой жемчужины в раю, где не будет ни шума, ни усталости».
Асийа, жена Фараона, пренебрегла царством и земными благами. Она отказалась признать Фараона богом, и он подверг её мучительным пыткам, но она проявила терпение до тех пор, пока её душа не отошла к её Создателю: «А в качестве примера о верующих Аллах привёл жену Фараона. Вот она сказала:«Господи, возведи для меня дом в раю возле Тебя! Спаси меня от Фараона и его деяний и спаси меня от несправедливых людей!» (сура 66 «Запрещение», аят 11).
Фатима аз-Захра была дочерью посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это была терпеливая и богобоязненная женщина, полная надежд на вознаграждение от Аллаха. Она была точно росток пречистого дерева и получила воспитание непосредственно от Учителя человечества.
10 Десять тех, кому был обещан рай.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, назвал имена десяти сподвижников, которые обязательно попадут в рай. Ахмад передал в «Муснаде» со слов Са‘ида ибн Зайда, а ат-Тирмизи в «Сунане» — со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Абу Бакр будет в раю, и ‘Умар будет в раю, и ‘Усман будет в раю, и ‘Али будет в раю, и Талха будет в раю, и аз-Зубайр будет в раю, и ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф будет в раю, и Са‘д ибн Абу Ваккас будет в раю, и Са‘ид ибн Зайд будет в раю, и Абу ‘Убайда ибн ал-Джаррах тоже будет в раю». Иснад хадиса достоверен.
Имам Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа и ад-Дийа в «Мухтаре» передали его со слов Са‘ида ибн Зайда в несколько ином виде: «Десятеро будут в раю: пророк будет в раю, и Абу Бакр будет в раю, ‘Умар будет в раю, и ‘Усман будет в раю, и ‘Али будет в раю, и Талха будет в раю, и аз-Зубайр ибн ал-‘Аввам будет в раю, и Са‘д ибн Малик будет в раю, и ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф будет в раю, и Са‘ид ибн Зайд тоже будет в раю». Иснад хадиса достоверен.
В книгах по сунне приводится рассказ о том, как однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, сидел возле колодца Арис, а Абу Муса стоял вместо привратника. К ним пришёл Абу Бакр и попросил разрешения войти. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Мусе: «Позволь ему войти и обрадуй его тем, что он попадёт в рай». Потом пришёл ‘Умар, и он снова сказал: «Позволь ему войти и сообщи, что он попадёт в рай». Потом пришёл ‘Усман, и он сказал: «Позволь ему войти и сообщи, что он попадёт в рай через большое испытание» (Бухари, Муслим и Тирмизи).
Ибн ‘Асакир передал через достоверный иснад, что Ибн Мас‘уд пересказывал слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто придёт после меня, попадёт в рай, и тот, кто будет после него, попадёт в рай, и третий и четвёртый тоже попадут в рай». Здесь имеются в виду те, кто пришли к власти после смерти пророка, мир ему и благословение Аллаха,, т. е. Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али.
Ат-Тирмизи и ал-Хаким передали через достоверный иснад рассказ ‘Аиши о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Бакру: «Аллах освободил тебя от огня».
11 Некоторые из тех, кто тоже попадёт в рай.
Джа‘фар ибн Абу Талиб и Хамза ибн ‘Абд ал-Мутталиб. Их имена упомянуты в числе тех, кто обязательно попадёт в рай. В «Сунане» ат-Тирмизи, «Муснаде» Абу Йа‘лы, «Мустадраке» ал-Хакима и др. сводах приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел Джа‘фара ибн Абу Талиба в образе ангела, который парил в раю на двух крыльях». Шейх ал-Албани сказал: «Хадис достоверен и дошёл до нас разными путями со слов Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, ‘Али ибн Абу Талиба, Абу ‘Амира и ал-Бары». Потом он перечислил каждую из упомянутых версий хадиса.
Ат-Табарани, Ибн ‘Ади и ал-Хаким передали со слов Ибн ‘Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вчера я вошёл в рай и осмотрелся там. Я увидел, как Джа‘фар летал вместе с ангелами, а Хамза сидел, облокотившись на ложе». Иснад хадиса достоверен.
Также достоверно известно, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самый уважаемый среди павших мучеников — Хамза ибн ‘Абд ал-Мутталиб».
‘Абдаллах ибн Салам. Ахмад, ат-Табарани и ал-Хаким передали через достоверный иснад рассказ Му‘аза о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «‘Абдаллах ибн Салам — десятый из десятки тех, кто попадёт в рай».
Зайд ибн Хариса. Ар-Рауйани и ад-Дийа передали со слов Бурайды, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Войдя в рай, я встретил молодую девушку и спросил: “Ты чья?” Она ответила: “Зайда ибн Харисы”».
Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайл. Ибн ‘Асакир передал через хороший иснад рассказ ‘Аиши о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда я вошёл в рай, я увидел, что у Зайда ибн ‘Амра ибн Нуфайла — две ступени». Этот человек призывал к монотеизму во времена невежества и был ханифом, оставаясь верным религии Ибрахима.
Хариса ибн ан-Ну‘ман. Ат-Тирмизи и ал-Хаким передали со слов ‘Аиши, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда я вошёл в рай, я услышал чтение и спросил: “Кто это?” Мне сказали: “Хариса ибн ан-Ну‘ман”. Вот это благочестие! Вот это благочестие!»
Билал ибн Абу Рабах. Ат-Табарани и Ибн ‘Ади передали через достоверный иснад рассказ Абу Умамы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда я вошёл в рай, я услышал звук шагов впереди и спросил: “Что это за шаги?” Мне ответили: “Это Билал. Он идёт перед тобой”».
В «Муснаде» приводится через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во время ночного переноса я вошёл в рай и услышал тихий звук со стороны сада. Я спросил: “Джибрил, что это?” Он сказал: “Это муэдзин Билал”».
Абу ад-Дахдах. Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ахмад передали со слов Джабира ибн Самуры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сколько свисающих пальмовых ветвей будет у Абу ад-Дахдаха в раю!» Этот сподвижник пожертвовал своим садом, самым лучшим садом в Медине, известным как Байруха, когда услышал слова Аллаха: «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заём, то Он увеличит его многократно» (сура 2 «Корова», аят 245).
Варака ибн Науфал. Ал-Хаким передал через достоверный иснад рассказ ‘Аиши о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не браните Вараку, ибо, поистине, я видел, что ему принадлежат один или два сада». Варака уверовал в посланника, мир ему и благословение Аллаха, в самом начале его миссии, когда Хадиджа привела его к нему. Во время той встречи он сказал, что ему хотелось бы дожить до того времени, когда Мухаммад станет проповедовать открыто, чтобы поддержать его.
12 Рай не является платой за праведные дела.
Рай — это великое благо, которое человек не в состоянии заслужить своими поступками. Попасть туда можно только по милости Аллаха. В «Сахихе» Муслима (2816) передан хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто из вас не войдёт в рай благодаря своим деяниям». Люди спросили: «Даже ты, посланник Аллаха?» Он сказал: «Даже я, если только Аллах не окажет мне милость и снисхождение».
В этом свете трудно понять некоторые тексты, из которых вытекает, что рай — это награда за деяния людей. К ним можно отнести, например, слова Аллаха: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 17);
«Вот рай, который вы унаследовали за то, что совершали» (сура 7 «Ограды», аят 43).
Но между этими аятами и хадисом нет противоречий, ибо из аятов следует лишь то, что праведные дела — это причина попадания в рай. В них не говорится, что рай — это плата за совершённые благодеяния. В хадисе же ясно указывается на обратное. Тем не менее, сразу два течения уклонились от истины в данном вопросе. Одни — джабриты — построили свои суждения на хадисе и решили, что воздаяние не зависит от деяний, так как раб не принимает участия в совершении своих поступков. Другие — кадариты — взяли за основу аяты и решили, что рай — это плата за праведные дела и что человек зарабатывает рай своими поступками.
В комментарии к высказыванию имама ат-Тахави (С. 495) по данному вопросу говорится: «Джабриты и кадариты ошиблись в установлении связи между воздаянием и деяниями, а приверженцы сунны правильно поняли этот вопрос, и хвала за это надлежит Аллаху. Предлог би в отрицательном и утвердительном предложениях имеет разное значение. В отрицании, содержащемся в словах «никто не войдёт в рай благодаря своим деяниям», он означает компенсацию, возмещение, т. е. деяния не могут быть платой за попадание в рай. Вопреки этому мутазилиты полагают, что человек зарабатывает рай своими поступками, и Господь обязан ввести его туда. Но это не так, и человек может попасть туда только по милости Аллаха. Предлог би в словах «…в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 17) и т. п. выражениях указывает на причинность, т. е. по причине того, что они совершали.
Всевышний Аллах творит и причину, и следствие, и поэтому всё есть только результат Его милости и снисходительности».


Приложенные файлы

  • docx 6249277
    Размер файла: 57 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий