Shpory_Sotsiologia_goroda


1. Социология города как отраслевая дисциплина. Основные термины, понятия и методы исследования.
2. Понятие «город». Типология городов. Источники формирования городов.
3. Осмысление города в классической социологии (Теннис, Зиммель, Вебер)
4. Городские исследования в Чикагской школе (Р. Парк, Э. Берджесс, Л. Вирт, Р. Макензи, Р. Редфилд.)
5. Веберианская и марксистская концептуализации нового этапа в развитии социологии города.
6. Французская социология города (П.-А. Шомбар де Лов, Р. Ледрю, А. Лефевр и др.).
7. Социологические представления об урбанизме Д. Харви, Э. Гидденса.
8. Концепция информационального города М. Кастельса.
9. Представления о городе в XXI в. Креативный город (Ч. Лэндри). Глобальный город (С. Сассен).
10. Город и городская повседневность (Эш Амин и Найджел Трифт)
11. Социальная топология города. Город и городское пространство
12. Конструирование теоретических моделей городских пространственных структур (модель концентрических зон, секторная модель, полицентрическая модель)
13. Концептуализация организации, воспроизводства и разделения социального пространства города в социологии П.Бурдье.
14. Трансформация городской формы в информационную эпоху. Теория пространства потоков М.Кастельса.
15. Социальная дифференциация и сегрегация в городе. Городское неравенство. Маргинальность.
16. Городской образ жизни: понятие, сущностные характеристики, концепции.
17. Культурное разнообразие городской жизни. Мультикультурализм. Субкультуры города (молодежные, сакральные, криминальные, этнические и др.).
18. Урбанизация, субурбанизация, псевдоурбанизация, брюсселизация.
19. Социальные проблемы города. Понятие и типология социальных проблем города.
20. Социальные отношения и процессы в современных белорусских городах.

1. Социология города как отраслевая дисциплина. Основные термины, понятия и методы исследования.
Социология города – социологическая дисциплина, объектом изучения которой является социальная жизнь города, процессы городской жизнедеятельности. В рамках социологии города изучается:
- происхождение городов
- процесс урбанизации как таковой
- городская система, проблемы управления города
- структура власти города
- особенности городского образа жизни
- последствия урбанизации
Город – исторически сложившаяся территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимодействия подсистем, составляющих социально-пространственную структуру города. Критерии к определению города:
Численность населения
Характер застройки
Сфера занятости населения
Организация культуры
Выполнение административно-управленческих функций
Теоретические подходы к изучению города:
Территориально-поселенческий ( М. Вебер, Л. Вирт)
Экономический – осуществляется типология городов и изучается их специфика
Экологический – город как соотношение естественных и искусственных компонентов (Р. Парк)
Градостроительный – рассмотрение города как системы социально-функционального расселения (А.В. Иконников)
Историко-культурный (город в своем эволюционном развитии). Исследуется городская ментальность ( Ж. Легофф)
Социологический – город как место развития соц отношений, как особое коммуникационное пространство. 3 основных принципа этого подхода:
а) принцип историзма – изучение города, городских характеристик через конкретные историко-территориальные и социокультурные феномены.
б) принцип синергетики – изучение города как самоорганизующейся сложной нелинейной и открытой системы.
в) принцип антропоцентризма – рассмотрение города как организованного пространства жизнедеятельности человека.
2. Понятие «город». Типология городов. Источники формирования городов.
Город – особый тип социальности, сущностью которого является интеграция разнообразных видов жизнедеятельности человека в единую саморазвивающуюся систему с собственным механизмом поддержания устойчивости и порядка.
Специфика социальности представляется как единство объектных и субъектных элементов.
Объектные – материальные (знания, транспорт, дороги, коммуникация)
Субъектные – имеют личное значение и характер.
Города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50—100), большие (100—250) , крупные (250—1 млн) и города-миллионеры (свыше 1 млн).
Городское население формируется за счёт 3-х источников:
естественного прироста;
механического прироста;
административного преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту.
Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. В новых городах население формируется за счёт механического прироста.
3. Осмысление города в классической социологии (Теннис, Зиммель, Вебер)
Теннис – «Общность и общество (теорема философии и культуры)».
Теннис является основоположником исследования сообществ. Ввел в научный оборот разделение общества при его изучении и анализе на «сообщества» и «общества».
Зиммель – «Философия денег», «Метрополии и психическое здоровье» (1903) – предметом исследования выступают процессы городской жизни, взаимоотнош и как это влияет на психич здоровье; проблемы отчуждения и тд)Чикагская школа в социологии города: Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, У. Томас, Ф. Занецкий.
4. Городские исследования в Чикагской школе (Р. Парк, Э. Берджесс, Л. Вирт, Р. Макензи, Р. Редфилд.)
Р. Парк «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Город: предложение по исследованию чел повед в городской среде». Город трактовался Парком как сложный социальный организм, понять который можно только во взаимосвязи след аспектов: экологических, экономических, политических, культурного и социально-психологических. В рамках экологии города изучались вопросы закономерностей роста городов, зонирования и районирования городского пространства. Культурный уровень предполагал изучение обычаев, норм, существующих в городе и которые свойственны определенным социальным группам на основе этого культурного уровня. Особое внимание нужно уделять биотическому уровню (базисных потребностей горожан: вода, еда и тд)
Э. Берджес ( практик Чикагской школы социологии). «Рост города: введение в исследовательский проект». Впервые изложил идею зонирования городской территории, концентрических городских зон с рассмотрением территориальной, культурной, экологической составляющей.
Выделяет след концентрические зоны:
- центральный деловой район
- промежуточный район, где размещаются деловые конторы и легкая промышленность
- место обитания рабочих предприятий, которые селятся и проживают в месте своей работы
- зона резиденции (особняков для одной семьи)
- пригороды и города-спутники
Л. Вирт – «Урбанизм как образ жизни». Рассматривает психологические действия людей, живущих в городе. Хар-ки города: кол-во населения, плотность, разнородность населения.
5. Веберианская и марксистская концептуализации нового этапа в развитии социологии города.
Вебер написал книгу «Город», а Зиммель «Большие города и духовная жизнь». Такие произведения играют решающее значение в понимании двух самых важных областей исследования в городской социологии: город с т. з. политической и административной организации (Вебер) и город как общественное представление и образ жизни (Зиммель).
М.Вебер выделил типологию городов: 1)княжеский город, 2) Торговый или ремесленный город (на пересечении торговых путей), 3) Промышленный город ,4) Торговый.
Вебер делит города на города производит. и потребители. Производительные города - это города в которых проживали ремесленники, которые производили товар.
Функции городов: 1) Защита, 2) Управление, 3) Обмена( торговли), 4)Ремесленное и промышленное производство.
Вебер одним из первых определил проблемные вопросы в социологии изучении города: 1) Анализ и изучение пространственных характеристик города, 2) Тип хоз. д-ти горожан, 3) Взаимоотношения между группами горожан, 4) Влияние города на общественную жизнь.
Точка зрения Георга Зиммеля в «Больших городах и духовной жизни» представляет собой скорее взгляд философа общественной жизни, а не наблюдателя за городскими сообществами. Его интересуют в первую очередь образ жизни горожан, а не задачи административного и политического управления городом. Он рассматривает взаимодействие больших городов и человека. Если в провинции развиваются наполненные самыми разными чувствами соседские отношения, то в крупных городах, как отмечает Зиммель, царит анонимность, которая позволяет человеку сделать нейтральными взаимодействие с другими горожанами и выстраивать отношения на основании своих интересов. В этом смысле Зиммель приближается к Веберу: он считает, что город — это «территория рынка, денежной экономики и разделения труда».
Тем не менее, Зиммель углубляет эту связь человека и города. По его мнению, анонимность большого города формирует процесс «десоциализации» гражданина, вынуждая его искать место в новой группе, которая по своей природе отличается от его изначальной группы в семейном или религиозном плане, такая ситуация оказывает благоприятное воздействие на человека, потому что расширение социального круга и сдержанное поведение увеличивают его личную свободу.
Таким образом, работы Марка Вебера и Георга Зиммеля актуальны и по сей день. Они представляют большой интерес с исторической точки зрения, а также заложили основу для целого направления социологических исследований в городской среде.
6. Французская социология города (П.-А. Шомбар де Лов, Р. Ледрю, А. Лефевр и др.).
Шомбар де Лов, франц. социолог, один из наиболее видных представителей социологии города во Франции. Его теоретические воззрения в области городской социологии сложились под влиянием американских (Чикагская школа) и французских (Дюркгейм, Мосс, Хальбвакс) социологических традиций. Они укладываются в рамки так называемого урбанизма, предполагающего возможность изменения социальных отношений и создания социальной справедливости путем изменения пространственных структур через городское планирование с учетом потребностей различных социальных слоев. С начала 50-х - середины 60-х гг. школа Шомбар де Лова практически не имела конкурентов в области социологии города во Франции. В этот период под его руководством была проведена серия крупномасштабных прикладных исследований, касавшихся социально-пространственного развития Парижской агломерации, жизни рабочих семей в крупных городах, положения работающих женщин. Эти исследования позволили собрать обширный фактический материал и описать ряд социальных противоречий, отличающих развитие урбанизационных процессов в Парижском районе. Однако Шомбар де Лов и его коллеги не вышли на объяснение закономерностей и раскрытие противоречий, связанных с общими тенденциями и противоречиями капиталистической урбанизации во Франции, за что в числе других сторонников урбанизма были подвергнуты критике. Анри́ Лефе́вр  — французский социолог и философ,теоретик неомарксизма. Автор концепции «право на город». «Право на город» —основой идеи является «спрос [предъявляемый жителями города] на обновленное, расширенное право на доступ к городской жизни». Главная идея — призыв к радикальному изменению структуры социальных, политических и экономических отношений в рамках города. Право на город включает в себя два аспекта: право на участие и право на присвоение.
Право на участие предполагает, что горожане должны участвовать в принятии всех решений, сопряженных с созданием городского пространстваПраво на присвоение включает себя право на физический доступ к городским пространствам и их использование. Важно то, что это право не просто занимать уже созданные пространства, но и производить и преобразовывать пространства таким образом, чтобы они отвечали потребностям людей. Полезность пространства для горожан становится главным аспектом при принятии решения о его создании

7. Социологические представления об урбанизме Д. Харви, Э. Гидденса.
Э.Гидденс писал, что Все современные индустриальные общества чрезвычайно урбанизированы. Наиболее населенные города промышленно развитых стран имеют до 20 миллионов жителей, а скопления городов, создающие обширные зоны городской застройки — могут насчитывать еще большее число жителей. Наиболее крайняя форма современной городской жизни представлена мегаполисом. Великобритания первой пережила индустриализацию и первой же превратилась из страны сельской в страну с преимущественно городским населением. В 1800 году менее 20% населения жило в городах и поселках городского типа с населением более 10000 человек. К 1900 году эта пропорция составила 74%. В 1800 году в Лондоне было около 1,1 миллиона жителей, а к началу XX века число жителей столицы превысило 7 млн. Лондон был тогда, самым большим городом, который когда-либо существовал на земле, огромным промышл., торговым и финансовым центром в самом сердце все еще расширявшейся Британской империи.Урбанизация в XX веке — глобальный процесс, в который все больше втягивается и третий мир. До 1900 года рост городов практически целиком приходился на страны запада; в последующие полвека в развивающихся странах произошел некоторый рост городов, но период их наиболее бурного роста пришелся где-то на последние 40 лет. Общая численность городского населения растет быстрее, чем общая численность населения Земли.
Урбанизм, подчеркивает Харви, является одним из аспектов искусственнйе среды, порожденной распространением промышленного капитализма. В традиционном обществе город и село были четко разделены. В современном мире промышленность стирает грань между ними. Сельское хозяйство становится механизированным и функционирует в соответствии с критериями цены и прибыли, подобно промышленному производству. Этот процесс размывает отличия в образе жизни городского и сельского населения.
В современном урбанизме пространство непрерывно реорганизуется. Этот процесс определяется тем, где крупные фирмы выбирают место для размещения своего производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров и т.д.; он контролируется властями, регулирующими как промышленное, так и сельхоз пр-во; этот процесс также реализуется через д-ть частных инвесторов, покупающих и продающих дома и земли. Так, в периоды, когда возможно получение больших прибылей, административные здания могут расти в центральных районах больших городов как грибы после дождя. С завершением строительства и реконструкции центральных районов инвесторы ищут новые возможности выгодного строительства где-нибудь еще. Порой то, что было выгодно вчера, завтра уже таким не будет из-за изменения финансовой ситуации.
8. Концепция информационального города М. Кастельса.
Кастельс сформулировал целостную теорию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности. Информациональное общество, согласно исследователю, - это специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный период, генерирование, обработка и передача информации стали источниками производительности и власти.
Ученый обобщил опыт предыдущих исследователей и сформулировал следующие положения:
Источник производительности и роста находится в знании, распространяющемся на все области экономической д-ти через обработку информации.
Экономическая деятельность смещается от производства товаров к производству услуг.
В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.
Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Возможности информационных технологий приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. Информационная эпоха порождает общество, которое, как полагает Кастельс, является не только глобальным, но еще и сетевым – оно развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей.
Хотя процветание стран еще зависит от развития их внутренней экономики, а не от глобального рынка, но в самых развитых отраслях экономики (финансы, телекоммуникации и СМИ) уже видна общемировая тенденция глобализации. Ключевой элемент этой системы – обладание информационными технологиями (в частности, возможностями сети Интернет). Именно они предопределяют место страны в мировой иерархии. Для некоторых стран и континентов (например, Африки) существует угроза оказаться вне всемирной сети, быть выброшенными из мировой информационной системы. Эти страны и территории образовывают, как назвал их Кастельс, «Четвертый мир». Но и в развитых странах не всем удается освоить новый образ жизни, основанный на постоянном использовании информации. Существовавшая раньше социальная противоположность владельцев средств производства и наемных рабочих сменяется, по Кастельсу, делением на Интернет-имущих и Интернет-неимущих
9. Представления о городе в XXI в. Креативный город (Ч. Лэндри). Глобальный город (С. Сассен).
Современный город — это крупный населенный пункт, жители которого в основном заняты в сферах промышленности, услуг, управления, науки, культуры и др. Города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50—100), большие (100—250) , крупные (250—1 млн) и города-миллионеры (свыше 1 млн). У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя агломерации, которые могут быть объединены в мегалополисы. В современном обществе города выступают центрами социально-экономической, политической, социально-культурной жизни общества. Они выполняют функции гос. управления.
Чарльз Лэндри – британский урбанист, специалист по городскому планированию, автор книги «Креативный город». В своей работе он рассуждает о том, что «творческий потенциал» живущих в городах людей может превратить их творческие лаборатории в эффективный механизм решения сложных социальных проблем. Лэндри пишет, что через поощрение творчества и использование воображения расширяется банк идей и потенциальных решений любой городской проблемы. Такое мышление генерирует разнообразие вариантов в целях возникновения городских инноваций. Лэндри считает, что необходимо иметь творческий подход к обустройству города. Например, он пишет, что творческое обустройство города пытается сочетать инфраструктуру со связанностью города в социальном и культурном плане.
В качества примера глобального города Саскиа Сасен приводит современные города штаб-квартиры (исполняющий роль координатора в международном разделении труда). Она основывает свою работу на исследовании городов - Нью-Йорка, Лондона и Токио. По ее мнению, современное развитие мировой экономики отводит крупнейшим городам новую стратегическую роль. Сейчас города превратились в центры управления и формирования политики мировой экономики, являются главными центром размещения финансовых фирм, местами производства и инноваций. Важное значение здесь имеет не производство материальных благ, а предоставление специализированных услуг, необходимых деловым организациям для управления офисами и предприятиями, разбросанными по всему миру, а также для выработки финансовых инноваций и рынков. Услуги и финансовые блага являются теми "товарами", которые производит глобальный город. Глобальные города имеют свои недостатки. Служащие финансовых учреждений и компаний глобального сервиса получают высокую зарплату, районы их проживания упорядочены. В то же время традиционные производственные места теряются. Наряду с роскошным богатством существует бедность.
10. Город и городская повседневность (Эш Амин и Найджел Трифт)
Современная теория города часто обходит вниманием уровень повседневной жизни. Одной из попыток преодоления такой ситуации является работа британских географов Эша Амина и Найджела Трифта «Внятность повседневного города», в которой они предлагают начать разработку нового концептуального словаря с введением идеи «элементарной онтологии» (бытия) повседневности городского существования. Свою задачу Амин и Трифт видят во внесении своего вклада в новое знание о городе. Они предлагают начать исследовательское движение с понимания уровня повседневной жизни, исходя из ряда теорий «повседневного урбанизма». Этот урбанизм, как отмечают Амин и Трифт, характеризуется тремя основными недостатками: во-первых, он предполагает, что повседневной жизни в городе присуща неограниченная внутренняя свобода. Во-вторых, центральным местом в этом направлении является человек; машины, вещи, другие виды жизни – занимают в нем маргинальное положение. В третьих, в этом направлении город рассматривается как место локальных соединений, включенность в более широкий мир. Чтобы избежать этих недостатков Амин и Трифт вводят новую онтологию городской действительности. Своей основной целью Амин и Трифт называют исследование повседневности и ее понимание, то есть, постижение обыденного, каждодневного бытия в городе. В соответствии со своей критикой «повседневного урбанизма» Амин и Трифт рассматривают городскую среду как динамический процесс, в котором свободное существование соц. феноменов и взаимодействий ограничено институциональными механизмами и практиками. Для рассмотрения элементарной составляющей социальной реальности ими вводится понятие «столкновение». Столкновение представляет собой момент сосуществования материальных и не материальных, условно человеческих и не человеческих объектов. В таком представлении город состоит из постоянных и потенциальных сущностей, за которыми не следует искать ничего «более реального». Как указывают Амин и Трифт, в городе на базовом уровне существует «просто жизнь». В рассмотрении этой жизни Амин и Трифт предлагают двигаться по трем направлениям:
город предлагается понимать как экологическую среду, состоящую из множества видов, не только человека;
процессы в городе организуются в практики по управлению субъектами города;
ключевым элементом городской жизни называется ощущения, причем эти чувства часто задаются извне, самой городской средой.
11. Социальная топология города. Город и городское пространство
Социальная топология — способ описания параметров социального бытия, появляющегося в ходе взаимодействия людей. Город представляет собой особую организацию, опирающуюся на физические и географические факторы, а поэтому пространство города включает в себя целый ряд взаимосвязанных комплексов. Городское пространство может быть определено как совокупность субъектных аспектов городской среды и подразумевает место жизни человека как личности в ее материальном, социальном, коммуникативном, культурном измерениях. Город представляет собой природное и социальное пространство, в центре которого находится человек во всем его многообразии связей и отношений. Выделяют четыре элемента городского пространства: экологический; архитектурное пространство; социально-культурный элемент; взаимодействия горожан). В целом в рамках структуры города, городского пространства принято выделять след. основные аспекты: архитектура города, инженерно-коммуникационные технологии; экологический аспект городского пространства (зонирование городской территории); психологический аспект (аспекты городской жизни, люди их взаимодействие, особенности восприятия окружающей среды и тд.); символический аспект.
12. Конструирование теоретических моделей городских пространственных структур (модель концентрических зон, секторная модель, полицентрическая модель)
Модель концентрических зон города (модель Бёрджесса) — модель, объясняющая структуру социальных групп в городе, создана социологом Э. Бёрджесом с выходом его книги «Рост города: введение в исследовательский проект». Основываясь на экологии человека, Бёрджесс дал объяснение распределению социальных групп в городских районах. Распределение представляет собой концентрические кольца, изображающие использование городских земель: Центральный деловой район располаг. в середине модели, за ним следуют кольца с различным землепользованием. Концентрические зоны города располагаются в следующем порядке:
центральный деловой район;
переходный район, где размещаются конторы и лёгкая промышленность;
рабочий район, место проживания рабочего класса;
район резиденций, особняков для одной семьи;
пригородный район (города-спутники), находится в получасовом-часовом доступе от центра города.
Модель Хойта (секторная модель) — модель, описывающая развитие городских территорий вдоль транспортных коридоров за счет однородных видов экономической деятельности, представляет город в качестве круга, разделенного на сектора с различными видами землепользования. Виды землепользования, образуясь в центре города или на границе центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города. Модель предложена Хойотом в работе «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», является модификацией модели концентрических зон города Э. Бёрджесса и относится к экспортноориентированным региональным моделям. Хойт, прогнозируя рост численности населения городов, определял спрос на новое жильё и оценивал необходимый объём жилищного строительства, благодаря чему сформировал модель рост региона в зависимости от внешних переменных.
Полицентрическая модель. Развитие компактного города с максимальным переосвоением городских земель и развитием тесно связанных между собой и с главным городом городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической модели (модель моноцентрического города предполагает, что вся промышленная и коммерческая деятельность сосредоточена в центральном деловом районе), но учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации.
13. Концептуализация организации, воспроизводства и разделения социального пространства города в социологии П.Бурдье.
Понятие социального пространства является для ученого одним из ключевых в социологии, которая выступает в его трактовке как социальная топология. В самом общем виде социальное пространство у него «представляет собой совокупность агентов, наделенных различными взаимосв. свойствами». Вместе с тем социальное пространство — это связи и взаимод., которые устанавливаются между людьми и социальными группами. По мнению социолога, соц. пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным правилам имеют все шансы обладать сходными позициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики.
Как и другие теоретические понятия, которые использует Бурдье, категория социального пространства не является новой. Однако социолог соотносит социальное, физическое и географическое пространства. Хотя они тесно связаны и даже переплетены, но различаются между собой. «То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии». Для французского социолога социальное пространство выступает изначально как абстрактное пространство. Конкретным оно становится тогда, когда конституируется ансамблем подпространств или полей.
Социальное пространство включает в себя поля, выступающие как системы объективных связей между различными позициями (государство, церковь, система образования и т.д.). Бурдье выделяет самые различные поля: экономическое, политическое, религиозное и др. Эти поля представляют собой структурированные пространства позиций, определяющих основные свойства самих полей. Французский социолог рассматривает социальное пространство как способ реализации социальной дифференциации, выступающей как совокупность занимаемых агентами социальных позиций. Структура социального пространства и подпространств — полей включает в себя три группы капитала: экономический (ресурсы, имеющие экономическую природу (товары и деньги)), культурный (ресурсы, имеющие культурную природу), социальный капитал (ресурсы, связанные с принадлежностью к той или иной социальной общности). Распределение различных видов капитала в обществе также характеризует его социальное пространство.
14. Трансформация городской формы в информационную эпоху. Теория пространства потоков М.Кастельса.
Глобализация и развитие информационных технологий приводят к значительным изменениям в экономике всех стран. На первый план выходит высокотехнологичное производство, растет информационная индустрия. Это вызывает изменения на рынке труда. Город вступает в новое время, время информационных технологий, инноваций и науки, сопровождающееся ростом информац. сектора, повышением или понижением значимости той или иной профессии и множеством других изменений.
М. Кастельс не использует термин информационное общество, поскольку считает, что информация в широком смысле была важна во всех обществах, в том числе и в средневековой Европе, а применение термина информационное общество говорит о специфической форме социальной организации. Социальную структуру вследствие этого М. Кастельс рассматривает как сетевое общество, в котором главную роль играют глобальные и сетевые структуры, и констатирует, что сетевое общество «создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство. Не все социальные измерения и институты следуют логике сетевого общества. Но все общества информационной эпохи действительно пронизаны логикой сетевого общества».
М. Кастельс в своей работе «Информационная эпоха: Экономика, общество, культура» предлагает рассмотреть социальные формы времени и пространства, которые основаны на социотехнических структурах.
При этом он предлагает рассматривать пространство и время в такой последовательности: сначала пространство, затем время, объясняя это тем, что в сетевом обществе пространство организует время. Необходимо указать, что новая глобальная экономика и информационное общество составляют новую пространственную форму - мегаполисы. Мегаполисы — большие агломерации людей, но определяющим признаком выступает не численность населения, а то, что они являются узлами глобальной экономики. Также мегаполисы не просто связывают информационные сети между собой и концентрируют власть в мире, но и местом жизни населения, которое не хочет проживать в местах, не затронутых информационными сетями.
Таким образом, М. Кастельс показывает, как меняется лицо города, вступая в информационное общество. В глобальных городах образуются информационно-властные узлы, контролирующие основные потоки информации и финансовые ресурсы, они становятся главными участниками в принятии управленческих решений. Место сосредоточения глобальных узлов — мегаполисы — масштабные центры «глобального динамизма, культурной и политической инновации и связующих пунктов всех видов глобальных сетей».
15. Социальная дифференциация и сегрегация в городе. Городское неравенство. Маргинальность.
Сегрегация — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации. Социальная сегрегация сопровождала жизнь городов с момента их возникновения. В Древнем Риме и Афинах существовали кварталы, где селили рабов, в Средние века возникли гетто.
Маргиналы - это совокупность людей, сознание, поведение и статус которых находятся на стыке социальных групп. Это те люди, которые, оказавшись оторванными от одной социальной среды, так и не смогли включиться в новую социально- культурную среду. Статус маргиналов носит пограничный характер - между группой происхождения и доминирующей группой, а поэтому маргинал не способен к однозначной самоидентификации. Маргинальность как социальное явление широко распространяется в современном обществе. При этом социальная маргинальность наиболее широко распространяется в тех обществах, которые переживают острые социальные катаклизмы. В последние годы резко увеличилось количество людей, переселившихся из села в город (отсутствие работы в селе), беженцев (межнациональные конфликты), безработных (массовые увольнения, сокращения рабочих мест), лиц, освобожденных из мест заключения и др. Вместе с маргинализацией общества, увеличивается дезорганизованность общественной структуры.
16. Городской образ жизни: понятие, сущностные характеристики, концепции.
Образ жизни — совокупности конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни, складывающейся в качественно определённый, упорядоченный способ жизни.
Образ жизни можно анализировать с количественной и качественной сторон. Первая описывается понятиями и характеристиками «уклад жизни» и «уровень жизни»; вторая – понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».Уклад жизни — социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда, быта, общества или этногеографической группы. Городской образ жизни в этом плане характеризуется как промышленный.
Уровень жизни – ритм, интенсивность, стандарт жизни, выражающий степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Качество жизни — это мера взаимодействия между средой и ее использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению.
Стиль жизни — социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Стилевые особенности жизнедеятельности носят индивидуальный характер.
Сущностные характеристики городского образа жизни:
высокий уровень социокультурной мобильности;
высокий уровень социокультурной динамики;
высокий уровень альтернативности сознания и поведения;
широкие возможности выбора моделей поведения;
высокий уровень инновационной активности;
информационная насыщенность городской среды;
Первое системное описание городского образа жизни и его влияние на сознание и поведение горожанина предпринял Л. Вирт в работе «Урбанизм как образ жизни». Ряд его идей в настоящий момент подвергся существенной корректировке, однако его системная методология, широта обзора городских феноменов и сейчас поучительна.
Концепция Л. Вирта нашла своё развитие в работах С. Милграма. Он полагал, что характерные черты городской жизни, которые выделял Вирт, а ещё ранее – Зиммель, не могут полностью объяснить поведение горожан. Большая численность, плотность, неоднородность и обилие контактов — не являются непосредственными факторами поведения. Эти количественные характеристики городской жизни преломляются индивидуальным сознанием и опытом. По отношению к индивиду это внешняя информация. Необходима идея, которая связывала бы индивидуальный опыт с характеристиками городской жизни. Один из способов такой связи, по мнению Милграма, дает понятие «перегрузки». Можно сказать, что наблюдаемое поведение горожанина определяется процессами адаптации к перегрузкам.
Система информационной защиты горожан блокирует доступ информации уже на самом входе. Между индивидом и поступающей из внешней среды информации ставятся социальные средства защиты и отбора. Создаются специальные организации для приема входящей информации, которая иначе захлестнула бы индивида. Также оно лишает индивида ощущения непосредственного контакта и спонтанной интеграции с окружающей его жизнью.
Перегрузки обычно деформируют повседневную жизнь на нескольких уровнях, затрагивая исполнение ролей, эволюцию социальных норм, когнитивное функционирование и характер социальной ответственности.
Окончательный вывод Милграм делает следующий: «Я полагаю, что поведенческие различия обитателей больших и малых городов обусловлены скорее реакцией схожих людей на весьма несхожие условия жизни, а не личностными характеристиками жителей мегаполисов или провинциальных городков. Большой город — ситуация, к которой человек вынужден приспосабливаться».
17. Культурное разнообразие городской жизни. Мультикультурализм. Субкультуры города (молодежные, сакральные, криминальные, этнические и др.).
Мультикультурализм - состояние этнокультурного, расового, религиозного разнообразия населения страны. Официально он был признан в 1971 г., явившись своеобразным актом признания бесплодности ассимиляционной политики, направленной на гомогенизацию культурно многосоставного населения страны. Модель мультикультурализма предполагает легитимацию различных форм культурной инаковости. Это подразумевает, что в границах одного государства сосуществуют различные этнокультурные, конфессион. и т.д. образования, имеющие право на публичную репрезентацию и сохранение своего образа жизни, продиктованного культурной спецификой.
Разнообразие — движение от замкнутой иерархии, структуры к созданию иных конфигураций, содержащих более сложные приемы сопряжения компонентов в системе.
Субкультура — термин, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.
Старейшей является контркультура преступного мира. Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.
В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники, не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.
Ещё один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов.
18. Урбанизация, субурбанизация, псевдоурбанизация, брюсселизация.
Урбанизция — увеличение городов и численности городского населения. Предпосылки урбанизации - развитие торговли, ремесла, науки и рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, механизация сельского хозяйства, безработица в сельской местности. Урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией.
Процесс урбанизации идёт за счёт:
преобразования сельских населённых пунктов в городские;
формирования широких пригородных зон;
миграции из сельской местности (провинции) в городскую.
Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций выше.
Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др).
Псевдоурбанизация - характерный для развивающихся стран процесс роста численности городского населения и территориальное расширение городов, не сопровождающиеся формированием адекватной им городской среды и городского образа жизни.
Брюсселизация — хаотический подход к реконструкции городов, при котором происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки, замещаемой современными зданиями. Термин впервые возник в связи с массовым сносом исторической застройки Брюсселя в 1960-х и 1970-х годах.
19. Социальные проблемы города. Понятие и типология социальных проблем города.
Представления о сущности города как производственно-экономической системе, политико-экономический характер методологии акцентирует внимание на соответствующих проблемах городской жизни и горожан. Их можно сгруппировать в три основные рубрики:
Проблемы социальной справедливости.
Создание и совершенствование механизмов распределения и перераспределения результатов труда, национального дохода между различными субъектами производственно-трудового процесса, районами и регионами.
Создание механизмов согласования интересов местного населения и интересов экономических субъектов. «Большинство капиталистов не испытывают прямой заинтересованности в развитии конкретной местности». Инвестиции направляются, прежде всего, в выгодные производства, что приводит к усилению социальной неоднородности.
Высокоорганизованная и интенсивная экономическая жизнь городов обостряет проблемы личности и индивидуальности хотя бы уже потому, что может увеличивать разрыв между социально затребованными и индивидуальными способностями и интересами.
Концентрация капитала всегда сопровождается концентрацией власти и усилением тоталитарных тенденций в социальной жизни, ростом бюрократизма.
Проблемы рациональной организации экономической жизни.
Социальные проблемы размещения производства: проблемы размеров города, проблемы монофункциональных и молодых городов и городских районов.
Миграционно-демографические проблемы.
Проблемы городской инфраструктуры: транспорта, благоустройства, жилья, рекреации и др.
Проблемы социальной структуры занятости.
Проблемы трудовой мобильности.
Социально-экологические проблемы:
Разрыв между производственно-экономической и социокультурной инфраструктурой.
Приоритеты и адресность социальной политики.
Проблема нормативов инфраструктурного и социального обеспечения.
Проблема соотношения соотношения природных и техногенных компонентов среды.
Проблемы жилища.
Проблемы экологического сознания и поведения.

20. Социальные отношения и процессы в современных белорусских городах.
По данным последней переписи, которая состоялась 16 февраля 1999 года, в нашей стране проживало 10 млн.45 тыс. человек (сейчас эта цифра составляет 9665,8 тысяч человек). По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км.
Почти 70% населения нашей страны проживает в городах, и соответственно 30% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 104 городах и 108 поселках городского типа. 15 городов имеют население более 100 тысяч человек, в них проживает 67% городского населения.
Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.

Приложенные файлы

  • docx 512844
    Размер файла: 56 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий