Суеверие и предрассудки в простом народе


Суеверие и предрассудки в простом народе // Олонецкие губернские ведомости. 1885. № 73. С. 649 – 650; № 74. С. 656 – 657; № 75. С. 666 – 667; № 76. С. 673 – 674; № 77. С. 682 – 683; № 78. С. 690 – 691.
Начало формы
Беременная женщина, чтобы поскорей родить и без лишней боли, кормит жеребенка хлебом, или проходит чрез ноги мялицы (орудие, на котором мнут лен). Родить женщина старается одна, чтобы никто не знал. Если узнают, то беда, за всех узнавших переболит; во избежание этого все знающие должны выполаскивать рты и этой водой вспрыскивать беременную женщину. Чтобы скорей родить, ходят в более быстрое место реки, берут воды и этою водою вспрыскивают лицо женщины. Или берут яйцо черной курицы, прокатывают его по животу по три раза, приговаривая: «Как катится скоро это яйцо, так бы и выкатился ребенок». (№ 75. С. 666).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: при родахА вот и своеобразная просительная молитва к бабушке «Соломонидушке»: «Бабушка Соломонидушка! Святая угодница, скорая помощница, пособляла носить, пособи и родить». Бабушка «Соломонидушка» заменяется Пресвятой Богородицей: «Встану я, р.б., благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в далекое чистое поле. По чистому полю идет дорогою сама Пресвятая Богородица! Золотыми ключами отомкни у р.б. (имя) костяную тюрьму, костяные замки, костяные ворота, выпусти на белый свет младенецка». Это прочитывается над водой трижды, а нашептанной водой моют лицо беременной женщины и дают пить. Иногда Пресвятая Богородица заменяется Анастасией ключницей. Во время на воду зажигают обручальную свечу; едят крошки, хранимые от свадебного стола, или корочку от хлеба, которым благословляли жениха или невесту. (№ 75. С. 666).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: при родахРодился младенец, у матери его отсекают в сорочке, весь подол кругом; отсеченное годится для рощения ребенка. Младенца завертывают в рубаху отца, чтобы отец больше любил его. Заплакало дитя, опять молитва к бабушке Соломониде с прибавлением «пособи и ростить», а в бане, когда парят младенца, еще прибавление: «Выпарить, омыть, очистить». Появились у младенца колики в животе, покрывают младенца подножками(*). Случится родимчик, покрывают младенца подвенечною скатертью, полагают в воду обручальные свечи и тою водою поят младенца. При крещении младенца выполаскивают в купели рожки и соски, желая избавить младенца от молочницы. До шести недель волос и ногтей дитяти не стригут и к зеркалу не подносят. В который день родился младенец, напр. в среду, чрез неделю в среду его и в люльку полагают. После каждой из первых трех бань младенца проносят через ногу отца или матери для того, чтобы младенец, когда вырастет, любил отца или мать и был покорен им. Если младенец вечером долго не спит или плачет, то берут воды в рот, изо рта воду пускают на тягу (скоба в двери), под скобою держат руку и каплями, попавшими на руку, моют лицо младенца со словами по три раза и плюют два раза в сторону, а третий на младенца. Появилась опрелость у младенца – это от того, что дурной глаз посмотрел. Если младенец не спит по ночам, то это не просто, это его тревожит «Ночная плакса», которой нет никакой работы, а потому ей и дают работу. Из лучины делают подобие прялки, привязывают кудельку, полагая ее в угол с веретеном, говорят: «Куделька – ночная работка, пряди ее и нитки сучь, а ребенка не мучь». Пеленки младенца до 6 недель должен вымывать тот, кто смотрит за ним. До 6-ти недель в люльке хранится мешечек, в котором положены: всевозможные семена, «Версливый камень», шерсть, железо, «Сон Пресвятой Богородицы (рукопись) и молитва «Да воскреснет Бог»… Баба не должна принимать другого, пока не выпарит известное число бань. (*) Подножки – кусок холста, на котором стоятъ во время венчания брачующиеся; подножки эти берутся из церкви всегда для этого случая, а в церковь оставляются другие. (№ 75. С. 666-667).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: от детских болезней: от детской бессонницы и крикаЕсли дитя казалось по виду здоровым и веселым, а потом вдруг начало по ночам таять и что день, то «как воск тает», это значит - к дитяти пристал оговор, дитя «опризорилось». Берут воды и нашептывают над ней: «Встану, р.б., и проч….в поле церковь, в церкви двенадцать апостолов, Фома старше всех, очищает и избавляет от всех уветов, призоров, людских оговоров и от своей худой думы. Я ему покорюсь и помолюсь. Избави р.б. на веки нерушимы. Аминь». Сильное истощение детей – это «собачья старость», а чтобы избавиться от нее, парят младенца в бане попеременно с собакою, конечно с приговором, чтобы собачья старость собаке и досталась. Или держат младенца над ступою, в которой отделяют шелуху от семян, ударяя пестом в ступу, этим забивают старость в ступу, т.е. как бы совершенно уничтожают ее, превращая в пыль; или держат дитя над жерновом, а жернов вертят, тоже с нашептываниями. (№ 75. С. 667).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: от детских болезней: от испуга, сглаза и порчиЕсли случится с кем тяжкая болезнь, то стараются узнать, от чего это «пришло», не испортил ли кто, и просят «Сон Богородицы» объяснить и показать все во сне. А чтобы увидать сон, для этого кладут скрытно, ложась спать, скатерть с крошками, оставшимися после ужина, со словами: «Сон Пресв. Богор., покажи мне человека, который испортил р.б. Аминь. Сон. Пресв. Богор., покажи мне человека или угодника, который изцелит р.б. Аминь». Или: «Лягу, р.б., на Сион гору, на горе три угодника. Первый угодник, Сон Пресв. Богородицы усыпи р.б.; другой угодник, Ведение Пресв. Богородицы поведай; третий угодник, Разсудная Пресв. Богородица разсуди. Аминь». Но сон не показался, а больной все не оставляет постели, тогда делают следующее. На утренней заре, взяв образ «Воскресения Христова», идут к реке, пятясь, считая от 10 так: «Девять, во веки один, болезни – аминь; восемь, во веки один, болезни – аминь и т.д. до 1-го». После «аминь» плюют, приходя на берег, говорят: «Царь земной и небесный, хозяин водяной, дай водицы не для хитрости, не для мудрости, а окунать р.б.». Окунают икону в воду, вынимая из воды, держат над сосудом и таким образом собирают воду в сосуд. Погружают икону до девяти раз, считая также: «Девять – во веки один, болезни аминь…». Собрав воду, в дом возвращаются также. Водою, принесенною из реки, купают больного, снимают белье и забивают его в землю под пол осиновым клином. Больного одевают в чистое белье, икону Воскресения Христова полагают на груди. Хлебом прикасаясь к спине больного до девяти раз, опять считают: «Девять, во веки один и проч.». Покроют больного скатертью и прощаются с ним, как с умершим. Это проделывают по три раза. Воду берут или в трех местах, или в девяти. Это считается уже последним средством, после которого один конец больному: поправиться или умереть. (№ 75. С. 667).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от сглаза и порчи, прочиеА вот оспы не смеют потревожить никаким заговором. Заболело дитя оспою, и все желания дитяти исполняются, чтобы угодить сердитой гостье. Во время ее посещения в доме не моют и не стирают, из соседних домов, где есть дети, приходят звать ее к себе в гости, надеясь, что приглашенная гостья не так бывает сердита. А проходит оспа – ее чрез посредство дитяти угощают всем лучшим; хотя дитя ничего и ни ест, но на стол кладется все, и дитя ласково приглашает покушать того и другого. А вот если зуб заболит, то его надеются надеются изличить(6) заговором(*) и самым пустейшим: «Встану я, р. б., благословясь, и проч…. в поле Антипа. Антипа! Зубной врач и целитель!» Исцели душу и тело, поди спроси у мертвых во гробе: «Не болят у нас зубы, не щемит ли тело? Не играет ли кровь по зубам? Так бы у р.б. не болели бы зубы, не щемило бы тело, не играла бы кровь по зубам. Аминь». Наговаривают(7) на соль или ладонь, а чтобы не было зубной боли, для этого, увидавши летом гриб первый, вырывают его из земли зубами. Выдернутый гриб сожигают сожигают и пеплом его вытирают зубы, или пальцем умершего человека проводят по зубам. Заговор не может уничтожить боли у того человека, который чистит зубы железом. (*) Нужно заметить, что если хотят достигнуть заговором чего либо доброго, то заговор начинается так: «Встану я, р. б., благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота»…. А если хотят напакостить; или напр. скот возвратить со следа лесовика, то начало заговора такое: «Встану не благословясь, пойду не перекрестясь, не в ворота и двери, а прогнетусь под самое подворотное, подпольнее, нижнее бревно»…(6) Так в подлиннике – ред. (7) Исправленная опечатка. Было: «Наговариваривают», исправлено на: «Наговаривают» - ред. (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от зубной болиА можно и скот воротить, неходя его искать. Если скот долго не является домой, то он попал на след лесовика. Чтобы воротить его, наговаривают следующее: «Встану, не благословясь, и пр. В чистом поле стоит зданье, в зданьи двенадцать нечистых духов. Один старше всех, я им покорюсь. Нечистые духи, пригоните милую скотинку (к такому-то месту)». Наговорить на кромушку хлеба, хлеб снести в лес и положить на сук дерева, полагая говорить: «Лесной хозяин! Вот тебе гостинцы, прими (от такого-то) и пригоните милый живот, скотинушку». Поклониться три раза на три стороны, или 9 раз по три на три стороны. (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: скотоводческие: прочиеЧтобы присушить к себе молодца по сердцу, девица каждое утро есть кусочек хлеба и вспоминает имя того, кого присушает. При умывании говорит: «Вода, водица, умой девицу не для хитрости, не для мудрости – богосуженому для тоски». При утирании полотенцем, ставши лицом на восток: «Встала, р.б., благословясь, умылась чистой водой, освежилась белым светом, осветилась красным солнцем, нарумянилась алой зарей. Как без солнца не может белый свет стоять, без света не могут добры люди жить, так бы и не мог на сем свете без меня жить богосуженый. Как без воды не может жить никто, так бы и богосуженый не мог жить без меня. Помнил бы меня каждый день и каждый час, казалась бы я ему белее света белого, алее зари румянной, краше солнца красного». Выходя из бани, правой ногой стоит за порогом на земле, держа левую на пороге, и говорит: «Я девица брава, стою на ноге правой, головой шатну, тоску пущу по всему свету, своему богосуженому в сердце и душу. Не мог он без р.б. меня ни дня дневать, ни часу часовать». (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: любовные: присушкиТри раза в году – в Пасху, Ноый год и Рождество Христово – во время благовеста к обедне девица расчесывает волосы, говоря: «Как праздники эти слышны по всему свету, и все люди радуются этим праздникам, так бы обрадовался мой богосуженый, когда увидит меня, р. б., на гульбище и игрище. Как этот звон слышен всем прав. хр., так бы слышал и он про меня, р. б., на всех путях и дорогах. Для этого я разчесываю буйную голову, русую косу, пропускаю по всему миру славу хорошу». (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: любовные: присушкиСеребряную монету времен Екатерины полагают в воду и, умываясь ею, говорят: «Как Екатерина была в чести и славе, так бы и я, р.б., была в чести и славе». (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: регулирующие общественные отношения: на красоту и почетЧтобы «отсушить» кого-либо, для этого ночью ходят к реке брать воду «затылками». Идут к реке, пятясь, берут воду, повернув руки ладонями вниз (затылком брать), зачерпывают тридевять раз, говоря: "Беру воду темной ночью; как эта ночь темна, так бы и она, N, казалась ему темнее ночи. Как эта вода холодна и не держится на руках, так бы не держалась на сердце сухота по N у N". Воду дают в напитке или в кушанье. (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: любовные: отсушкиДля того чтобы поссорить жену с мужем, для этого берут: «Версливый камень», голову петуха, шерсть от кошки и собаки и, затем в тряпку прячут где-либо в комнате, или зашивают в одежду, в постель и подушки со словами: «Как кошка и собака живут дружно, так бы жили N N». Или берут землю на том месте, где был бой петухов. Землю эту скармливают понемногу в кушанье. (№76, С.673).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: любовные: отсушкиЕсли ужалит змей, то становятся на ближайший камень и говорят: «Чур меня! Моя вода, моя земля, мой и камень». Если змей до произнесения этих слов не успеет «хватить воды», то издохнет. (№76, С.674). [<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от укуса змеиЕсли первый раз отелившаяся корова не дается доить, то вымывают столы и печки, потом воду дают пить корове со словами: «Как стол и печка стоит, так стояла бы моя животинушка». (№76, С.674).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: скотоводческие: чтобы корова стояла во время дойкиВремя свадьбы считается самым опасным не только для жениха и невесты, но и для всего свадебного народа: портежь пристает к кому угодно из свадебных и очень легко. Собираясь сватать, сваты берут иногда кокошник (головной убор женщин) или «Версливый камень» и уголья, чтобы сватать со взятием без отказа. Приехали к девице сваты, а подружки ее бегут к лошадям сватов скоблить дуги, чтобы их скорей сватать приехали. Умылась невеста в последней «девичьей бане», и подружки друг перед другом стараются, по выходе невесты с лавки, сесть на то место, на котором умывалась просватанная. Кто сядет первою после невесты, тот и замуж выйдет скоро. В котором платье была девица в то время, когда ее сватали, в том и венчается, только наверх надевает другое. Тоже самое соблюдается и относительно белья. Иногда девица рубашку, сшитую для жениха, одевает под свою сорочку и старается в ней вспотеть. Не стирая ее, высушивают и гладят и в первой бане дарят ее мужу, в надежде, что муж больше свою жену любить будет. Для этого самого невесту в бане обдавают молоком и это молоко в кушанье скармливают жениху. После благословения жених и невеста завязывают по голому телу дратву (льняные нитки просмоленные). Пред поездом к венцу ставят жениха и невесту на сковороду, или на что-либо железное. Кругом их обходит «пускающий свадебный поезд», чертя около стоящих тоже чем-нибудь железным со следующим заговором: «Во имя Отца, и Сына, и св. Духа. Господи, спаси! Пресв. Богородица, Иоанн Предтеча Христов, Михаил Архангел, небесный, первый воевода, Илия Пророк с громом и молниею, Апостолы, Евангелисты, благословите меня, р. б., пройти около сих, р. б. князя молодого и княжни молодой. Поставьте тын железный от земли до неба, от В. до З., от Ю. до С. и со всех четырех сторон. Пустите реку огненную, около сих р. б. князя и княжни. Поставьте другой тын булатный, двери железные, заприте и замкните врата; а я их запираю и замыкаю своими словами, чтобы не облететь черному ворону. Аминь». Всем присутствующим на свадьбе дают по кусочку воску, несколько зерен ячменя, головки льна, «Версливый камень», часть сетки от рыболовного снаряда «поезда». Жених и невеста все это носят при себе до 40 дней. После венца в церкви гасят прежде свечу мужа или жены. Чья будет прежде погашена, тот и умрет прежде. Свечу мужа всегда переламывают, чтобы он был покорен жене. С тем же намерением и, венчаясь, невеста неприметно выталкивает жениха из подножек. (№77, С. 682). [<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: обереги[Заговоры для остановления крови]. Встану я, р. б., и проч. Погляжу (уже в поле) в подвосточную сторону, увижу синее море. У далекого синего моря сидит на берегу красна девица Маримьяна, вышивает в золотых пяльцах золотой иголкой, шелковой ниткой, шьет частенько, крепенько. Девица Маримьяна! Зашей, закрепи и останови кровь у р. б. По три раза прочитывают над водой. (№77, С. 683). [<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от кровотечения[Для рыбной ловли]. Встану, р. б., и проч. Идет путем-дорогой Гавриил. Гавриил, Божий ключник! Отомкни золотым ключем глубокие моря, широкие реки, озера, ручейки и речки. Гони рыбы в мои благословенные ловушки. От призора мережи окуривают шерстью кошки. (№77, С. 683).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: промысловые: рыболовецкие[Для грыжи]. «Встану и проч. Увижу в море камень, на камне петух, когти костяные, крылья золотые, нос булатный. Ногтем выскребает, крыломъ вымахивает, носом выклюивает у р. б. грыжу сердечную, пуповую, телесную, мясную, жильную, костяную, суставчатую, призорную, оговорную и все тридевять грыжей, с отцом и матерью и со всею их отраслью. Хоронит во пни и коренья, где люди не ходят и птицы не летают. Аминь». Этот заговор применяется и к разного рода сыпям. Петух с булатным носом заменяется щукою с булатными зубами, которая заедает грыжу и сьедает всякую нечистоту и хоронит на дно «бездонного» моря. (№77, С. 683).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от грыжи[Для вереда]. «Чирей-мирей, лопни, тресни, у тебя нет ни отца, ни матери, ни роду, ни племени, и у р. б. нет тебе места в белом теле. Заколю тебя острым ножем, во веки нерушимы. Аминь». Нашептывают, обводя ножем около сучка в стене и около вереда, попеременно по три раза, также обводят и безымянным пальцем. (№77, С. 683).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от чирья«Зааминиваю, заговариваю безымянным пальцем: как этому пальцу нет имени, так бы тебе не было места в белом теле у р. б. Аминь». «Как этот сучек подняться и вырасти не может, так бы и ты не мог подняться в белом теле, р. б. Аминь». Заговор считается недействующим, когда наговаривает человек, у которого нет зубов, а равно считается недействующим и того, который передал заговор другому. (№77, С. 683).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: лечебные: от чирьяКогда выпускают весною первый раз скот, то берут хлеб, ставят на него свечу, которую держал в руке кто-либо из домашних во время утрени в Пасху. Свечу зажигают и, держа в руках железо, обходят кругом скота на дворе три раза, читая молитву «Да воскреснет Бог». А если молитвы не знают на память, то носят с собою. При выгоне скота в лес со всего села есть особая молитва, с которою пастух обходит все стадо. При выгоне женщине запрещается входить в стадо босою и простоволосою (с незаплетенными волосами). За такую молитву пастух платит до 6 рублей. Молитва в первый день выгона прячется пастухом в свою трубу под бересто, и тогда трубы своей он никому не дает в руки. А иногда молитва завертывается в тряпку, тщательно обвязывается нитками и хранится у кого-либо из хозяев в таком месте, чтобы к ней никто не мог прикоснуться рукою. (№78, С. 690).[<<]
Населенный пункт: Петрозаводск
Функция: профессиональные: пастушеские[Молитва о скоте]. Встану я, р. б., благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, далече чистое поле. Отцом своим прощен, матерью благословен. Стану на мать-сыру землю, на восток лицом, на запад хребтом, помолюся я, р. б., Господу Богу, Иисусу Христу, Сыну Божию и матери Его, Богородице Марии, Иоанну Предтечи Христову, Михаилу Архангелу, грозному воеводе небесных сил, св. апостолу Петру и Павлу, св. чудотворцу Николаю и всей небесной силе. Со умилением припадаю и молюся вам. Пособите, помогите, благословите, на путь проводите меня, р. б., с моим милым животом от сего дня и во все теплое лето, и до белого снегу. Сокройте, заградите и запретите святыми своими божественными и нетленными ризами ходящее в моей скотине по лесу, по тропам, по угодьям, в поскотине, меня, р. б., и мой милый скотъ, крестьянский живот: коров, быков, малых подтелков, рогатых и колматых, кладаных и некладаных, доморощеных и вновь приведенных, бурых, пестрых, красных и всякую разношерстную скотину. Сохраните от черного зверя, широколапого и прокидня насылочного, пакостника перехожего, волка, волчицы, красной лисицы, черной соболицы, от рыси и росомахи, от всяко змеи скорпии, от всякого человека, порчельника и пыточника, от всякой силы, от падежа, от пострела, от поветрия, от встречающего и постигающего всякого разного чина людей. Запрещаю, р. б., и заговариваю я свое вышеписанное коровье стадо вышевсесильными мольбами столь сильно и столь твердо, сколь основание земное двигнуться не может, и сколь крепок гроб Господень во граде Иерусалиме, и сколь крепок синь-камень во столь славном море-океане ни крошится, ни колется. Столь крепок и жесток буди вышеписанный заговор кругом моего коровьего стада век по веку. Аминь, аминь, аминь. Аминем заключается. О Пресв. Госпожа Богородица! Как ты закрывала и заграждала сына своей Господа нашего Иисуса Христа во св. граде Вифлееме Иудейстем от Ирода, царя безбожного, так ты закрой и загради св. своею ризою нетленною, ходящее в моей поскотине, по лесу, по тропам, по угодьям, меня, р. б., и мой милый скот, крестьянский живот, от черного зверя и проч…. сохраняючи. Аминь. О Пресв. Царю Господи! Постави, Господи, около моего коровьего стада тын железный, другой булатный, третий медный, четвертую стену каменную, вышиною тридевять сажен, и проведи, Господи, реку огненную, глубиною до седьмыя бездны, и повели, Господи, вышеописанную стену и тын замкнуть и заложить св. ап. Петру золотыми ключами и оные ключи снесть на престол Господень под св. его одеждою нетленною. Как сего ключа люди не видят, или как мертвого человека люди не видят в земле, такожде бы и зверь не видел моего вышеписанного коровьего стада. Казалось бы, оно ему при лесе – лесом, при горе – горой, при камне – камнем, при траве – травой. Век по веку. Аминь. О Пресв. Царю Господи! Пошли, Господи, св. Пр. Илию на огненной колеснице с громом и молниею, со стрелой кременной, чтобы испалило в моей поскотине всякого зверя. Пошли, Господи, злых, лютых, молодецких кобелей, с острыми когтями, с железными зубами, чтобы прогнали из моей поскотины диких разнопоименованных зверей: Подите вы, звери, за синее океан-море, на диком лесе вы ешьте зеленую траву и пейте болотную воду, ворочайтеи ломайте пенья и коренья, вынимайте дикие каменья, а у меня, р. б. пастыря, нет вам ни еды, ни питья. Век по веку. Аминь. Как собирается народ православный к звону колокольному и пенью церковному, или к отцу духовному, и как собирается народ на освящение церкви Божией, и как собираются муравьи-дети к отцу своему муравью со всех сторон, служат ему и слушают его всегда, и как стекаются быстрые реки и малые источники со всей святорусской земли во славное океан-море, так бы и мой милый скот, крестьянский живот, любимое коровье стадо шли бы плелися в одно место сходящее, стекающее на трубу мою, на закате солнца, в конце и начале, и на перекрое месяца из лесу, из подскотины, из сенных покосов к домам своим, къ хозяевам и хозяюшкам, шли бы друг за дружкой, не отставаючи. Век по веку. Аминь. Аще кто на меня, р. б. пастыря, подумает или порчею, или враждебною статьею, чтобы ему, порчельнику и пыточнику, в темя язык выворотило бы, подножные жилы рвало бы, выскочили бы очи со лба. Чтобы ему, порчельнику и пыточнику, в день и в ночь спокая не было бы, и даже до смертного часу. Буди во веки по веку. Аминь, аминь, аминь. Аминем заключается. Наставление. Сей отпуск говорить три раза на воск ярый, а воск брать от наместной свечи, смесить с шерстью, а шерсть брать с крестцев задних и передних, со лба и промеж ушей. Половину воску положить в рог или в трубу под бересто, а другую в воду под камень для того, чтобы скот лучше доил. Топор положить острием в землю посреди ворот, ключ на сторону, а замок на другую. Огонь разложить на выходе скота, с образом обойти три раза по солнцу. После обхода поставить образ на место, дать зарок(*), тогда и скот пропущат под образ, на средине оставить три головни; скот пропущать чрез огонь и дым. (*) Зарок дается разный, напр.: во все лето пастух обещается не есть ягод или не брать грибов, не трогать в гнездах яиц птиц, не брать ничего из чужих рук. Данный зарок соблюдается очень строго. (№78, С. 690-691).[<<]
Конец формы

Приложенные файлы

  • docx 7086609
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий