Танеев — Сосна


Аннотация
С.И. Танеев
«Сосна»
Содержание:
Биография Танеева С.И..........................................................................................3
Биография Лермонтова М.Ю. ...............................................................................4
Анализ сюжета и литературного текста……….…...............................................7
Взаимосвязь музыки и текста……………………………………………………9
Музыкально-теоретический анализ ......................................................................9
Вокально-хоровой анализ .....................................................................................13
Исполнительский анализ ......................................................................................16
Список литературы ................................................................................................16
Биография Танеева С.И.
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых.
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н.Г. Рубинштейна (фортепиано) и П.И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В 1905 году покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства. Продолжал заниматься с учениками частным образом. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор.
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М.И. Глинки, П.И. Чайковского, а также И.С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера «Орестея» (1894, по Эсхилу) — образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв. жанр — хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).
Создал уникальный труд — «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889—1906) и его продолжение — «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. — 1915 года).
Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.
В 1910—1911 годах С.И. Танеев вместе с А.В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б.П. Юргенсону с просьбой опубликовать произведения композитора. Однако только после убедительного письма А.В. Оссовского Б.П. Юргенсон ответил согласием.
Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто написаны несколько романсов, на нём же С.И. Танеев на первых порах вел свой дневник.
На похороны А.Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 г., Сергей Иванович Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через пару месяцев он скончался.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Среди сочинений С.И. Танеева
Опера «Орестея» (1-я постановка — 1895, Петербург).
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма» и др.
4 симфонии (1874—98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром.
Камерно-инструментальные ансамбли (20) — трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911).
Для фортепиано — Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella.
55 романсов.
Биография Лермонтова М.Ю.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М.Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А.С. Пушкин.
Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814. Его родители - Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка, страстно любившая внука, забрала его к себе, нимало не заботясь о чувствах и интересах отца. До смерти отца в 1831 году М.Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете.
В 1828 Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время Лермонтов начинает сочинять стихи. Ранние стихотворные опыты Лермонтова являются в большей степени подражаниями романтикам, в них встречаются целые куски, заимствованные из сочинений других авторов. Особенно сильное влияние на Лермонтова оказало творчество Байрона. В 1828-1832 годах Лермонтов пережил ряд романтических увлечений, которые также отразились в его творчестве.
Варвара Лопухина.
К ней Лермонтов питал до конца жизни едва ли не самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. Однако семья Лопухиных выступила против подобного брака.
Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
В сентябре 1830 года Лермонтов поступил на «нравственно-политическое отделение» Московского университета, затем перевелся на словесное. К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) — прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов уехал в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило, и он под влиянием родственников поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Два года, проведенные в этом заведении, Лермонтов потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанникам вовсе не позволяли читать. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями, гулянками и дебошами, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начал ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не довел до конца. В 1834 году Лермонтов окончил школу и, получив звание корнета, был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вообще в 1832-1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасло, зато возросло число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы, и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам.
Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) - откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка — поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга.
Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука, и в том же году поэт был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов вернулся в «большой свет», снова играл в нем заметную роль. В это же время Лермонтов установил связи с пушкинским кругом, его произведения публиковались в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях. В печать вышли поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений - поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми.
В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов снова был отправлен на Кавказ - в Тенгинский пехотный полк в действующую армию. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Это время было временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М. Лермонтова». Сам Лермонтов хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру.
В мае 1841 Лермонтов вернулся на Кавказ. В Пятигорске он задержался для лечения на минеральных водах. Здесь произошла роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте.
По словам кн. Васильчикова, в Петербурге смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П.П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».
На обвинения в том, что он убил солнце русской поэзии, он отвечал: "Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке".
Весной 1842 г. Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
Анализ сюжета и стихотворного текста произведения.
В произведении «Сосна» описывается картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Но дальше сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна». Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Произведение навевает настроение покоя и грусти.
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко...» написано в 1841 году. Это перевод стихотворения великого немецкого поэта Генриха Гейне «Сосна стоит одиноко», написанного в 1822 году.
Основная мысль стихотворения «На севере диком…» – это тоска человека, вызванная одиночеством. Стихотворение грустное, возникает ощущение пустоты, щемящее чувство одиночества пронизывает всё стихотворение, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой.
Две основные темы стихотворения:
тема столкновения мечты и реальности;
раскрытие мира мечты.
Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, замерзающая «на голой вершине», «на севере диком». Вторая картина - сон сосны. Пальма существует в воображении, сне, мечте сосны.
Главное художественное средство, используемое автором,— антитеза. Юг и север — понятия не столько географические, сколько психологические. Лирический герой внутренне сливается с душой северной сосны, а юг и пальма кажутся ему несбыточной мечтой. Трагизм человеческой разобщенности, одиночества — вот что передают образы сосны и пальмы. Поэт использует приём поэтического параллелизма, когда два образа изображаются параллельно друг другу.
Стихотворный текст обогащен поэтическими выразительными средствами: мотив одиночества, сна, заторможенности чувств, вынужденного отшельничества усиливается сравнением снежного одеяния сосны с ризой — «...и снегом сыпучим Одета, как ризой она» (риза — верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения), эпитетами, которые удивительно точно помогают передать настроение печали, грусти — «на севере диком...», «на утесе горючем», «снегом сыпучим», «на голой вершине», «прекрасная пальма» (синонимы к эпитетам: голая вершина — одинокая, обездоленная, пустынная; дикий север — пустой, голый, нежилой; утёс горючий — печальный, горестный, плакучий); инверсия усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания: «стоит одиноко», «в пустыне далёкой», «на утёсе горючем ", «снегом сыпучим».Взаимосвязь музыки и текста.
Как в тексте, так и в музыке произведения описываются два мира: реальный и мир мечтаний. Танеев, сопоставляя образы сосны и пальмы, подчеркивает контраст образов сменой тональнольностей (d-moll – D-dur) и ритмов (Adagio - Piu mosso).
В первой части произведения для описания состояния образа, одиночества и холода мелодия не получает широкого развития. На словах «И дремлет качаясь, и снегом сыпучим…» в мелодии прослеживаются интонации «покачивания» (ход на ч.4 , на м.3 , на м.2 ).
Во второй части произведения со сменой лада с минора на мажор происходит более широкое развитие мелодии, изменение фактуры произведения.
В конце возвращается первоначальный темп, последние слова «…прекрасная пальма растет…» повторяются три раза. Происходит как осознание того, что воспоминания о прекрасной пальме являются лишь мечтами, они не реальны.
Музыкально-теоретический анализ.
Произведение написано для 4-хголосного смешанного хора (сопрано, альт, тенор, бас) без сопровождения. Тональность меняется с d-moll на D-dur. Исполняется в размере 4/4. В произведении меняются темпы: Adagio (Медленно) Piu mosso (Немного скорее) Adagio (Медленно). Композитор не случайно оставил такие указания - ведь четырехдольный размер вносит в музыку спокойствие, а медленный темп усиливает это выразительное средство, которое должно подчеркнуть лирический образ сочинения. Ритмический рисунок на протяжении всего произведения ровный, только в 11 такте встречается пунктирный ритм в партии теноров. (примеры см. ниже)
Основная динамика произведения р, что создает ощущение грусти и тоски. Развитие динамики происходит с 9 такта в связи со сменой минорного лада на мажорный. Постепенное crescendo с 13 по 15 такты приводит к f 16-18 тактам (кульминация произведения), после чего происходит постепенное diminuendo до р. Звуковедение – Legato. (примеры см. ниже)
Произведение «Сосна» написано в простой 2-х частной контрастной форме.
Первая часть – период квадратной структуры (4т.+4т.) не повторного строения, состоящий из 2-х предложений, не однотональный (d-moll – g-moll – d-moll).
Первое предложение состоит из одной фразы, заканчивается несовершенной каденцией на t6 в d-moll.
Второе предложение состоит из двух фраз (1т.+3т.). Заканчивается разомкнутой каденцией на D d-moll.
Вторая часть – период, состоящий из 3-х предложений (4т.+4т.+4т.), не повторный, не однотональный.
Первое предложение заканчивается на Т6 в D-dur, состоит из двух фраз (2т.+2т.),
второе предложение состоит из двух фраз (2т.+2т.) и заканчивается на D.,
третье предложение также состоит из двух фраз и заканчивается на S.
Кода (4т.) в тональности D-dur.
Гармония произведения богатая и насыщенная, встречается резкое сочетание звуков. Во второй части гармония светлеет.
Для партии сопрано характерно поступенное движение мелодии. Наблюдаются скачки на ч.4 и ч.5 (1-2 т., 4 т., 5-7 т., 10-11 т., 12-13 т., 15 т., 17-18 т., 19-20 т., 22-23 т.), скачок на б.6 (16-17 т.). (примеры см. выше)
Мелодия альтов движется поступенно, присутствуют скачки на ч.4 и ч.5 (3-4 т., 7 т., 13—15 т., 17-20 т.). (примеры см. выше)
Мелодия теноров начинается со скачка на ч.4, затем движется поступенно и волнообразно. (примеры см. выше)
Мелодия басов движется поступенно и волнообразно, но присутствуют скачки на ч.4 и ч.8 (2-3 т., 12-13 т., 16-20 т., 22 т., 24 т.), скачок на м.6 (14 т.), скачок на б.6 (16-17 т.). (примеры см. выше)
Вокально-хоровой анализ.
Произведение «Сосна» написано для смешанного четырехголосного хора a cappella. Склад произведения – полифонический.
Общий диапазон произведения

Диапазон партии сопрано рабочий, тесситура удобная.

Диапазон партии альтов рабочий, тесситура удобная.

Диапазон партии теноров.

Диапазон басов рабочий, тесситура удобная.

На протяжении всего произведения звуковедение Legato, атака звука мягкая, дыхание спокойное, глубокое в соответствии с характером произведения. Дыхание - цепное.
Вокальные трудности:
•Интонационные трудности
Особенно труден строй при исполнении a capella, певцы опираются только на собственные слуховые ощущения и представления ладотональных звуковых отношений в мелодии и гармонии. Дирижеру и хористам нужно очень внимательно следить за интонацией, за чистотой звука.
Интонационными трудностями являются:
Повторение одной ноты и нисходящее движение, которое следует исполнять с тенденцией к повышению:
В партии сопрано движение на одной ноте в 1 т., 14-15 т., 21 т. Нисходящее движение в 11 т., 13-15 т., 17-19 т. (примеры см. выше)
В партии альтов движение на одной ноте в 1-3 т., 5-7 т., 9-11 т., 14 т., 19 т., 21-24 т. (примеры см. выше)
В партии теноров движение на одной ноте в 1-2 т., 5-6 т., 20-21 т. Нисходящее движение в 12 т., 17-18 т. (примеры см. выше)
В партии басов движение на одной ноте 1-2, 3, 5-7, 9-11, 14-15, 19, 21, 23 тактах. Нисходящее движение в 1-2, 11-12 тактах. (примеры см. выше)
Исполнение хроматизмов, которые следует исполнять близко, с напряжением:
У альтов в 19 т. (си-бекар – до-бекар). (примеры см. выше)
У теноров во 2 т. (фа - фа-диез), в 8-9 т. (до-диез – ре), в 18 т. (ре – ре-диез). (примеры см. выше)
У басов в 5-6 т. (си – ля-диез), 6-7 т. (ля-диез – ля-бекар), в 8-9 т. (фа – фа-диез), в 23 т. (ми-диез – фа-диез). (примеры см. выше)
Скачки ↓ следует исполнять в позиции верхней ноты:
У сопрано в 4, 11, 19, 20 т. (скачок на ч.5), в 5-6, 10, 13, 18, 22, 23 т. (скачок на ч.4). (примеры см. выше)
У альтов в 3, 4, 14, 19 т. (скачок на ч.4). (примеры см. выше)
У теноров в затакт к 1, 12, 15 т. (скачок на ч.4), в 14 т. (скачок на ч.5), в 19 т. (скачок на б.6). (примеры см. выше)
У басов в 3, 18 т. (скачок на ч.4), в 22 т. (скачок на ч.5), в 14 т. (скачок на м.6), в 15 т. (скачок на б.6). (примеры см. выше)
Скачки ↑ на ч.4, ч.5 и ч.8 интонируются устойчиво:
У сопрано во 2-3, 6-7, 9-10, 10-11, 12-13, 13-14, 15, 17-18, 19, 21-22 т. (скачок на ч.4). (примеры см. выше)
У альтов во 2-3, 7, 13, 15, 20 т. (скачок на ч.4), в 14 т. (скачок на ч.5). (примеры см. выше)
У теноров в 11-12, 14, 15-16 т. (скачок на ч.4), в 13 т. (скачок на ч.5) в 14-15 т. (скачок на ч.8). (примеры см. выше)
У басов во 2-3, 12-13, 20 т. (скачок на ч.8), в 16-17, 18-19 т. (скачок на ч.4). (примеры см. выше)
Скачки на б.6 (м.6) и :
У альтов в 17-18 т. (скачок на б.6 ). (примеры см. выше)
У теноров в 19 т. (скачок на б.6 ). (примеры см. выше)
У басов в 14 т. (скачок на м.6 ). (примеры см. выше)
К интонационным трудностям можно отнести вступление голосов на разные доли такта во второй части произведения.
ритмические трудности
Затактовое вступление во всех партиях в начале произведения, а также вступление голосов на различные доли такта во второй части произведения является ритмической трудностью. Исполнителям нужно внимательно смотреть на дирижера, а руководителю хора следует точно показывать ауфтакт к вступлению и снятию.
Пунктирный ритм у теноров в 11 такте может вызвать трудность, т.к. соль после фа диез следует исполнить тише, не выталкивая.
динамические трудности
В произведении преобладает динамика р. Благодаря этому композитор передает описание чувства одиночества, грусти.
При динамике р и рр важно исполнять на дыхании, а на f не форсировать звук. При исполнении diminuendo с 19 такта следует не снимать с дыхания.
темповые
Трудностью является изменение темпа в произведении: Adagio (Медленно) Piu mosso (Немного скорее) Adagio (Медленно)..Трудностью является медленный темп, так как произведение нельзя ускорять и в тоже время не следует затягивать.
дикционные трудности
От совершенства дикции зависит отчетливость в передаче текста исполняемого хорового сочинения. Это само по себе указывает на огромную и важную роль дикции для хорового исполнения. Как бы ни было музыкальное исполнение совершенно, но если содержание текста не доходит до слушателя, то все достоинства исполнения обесцениваются, исполнение становится «мертвым».
Букву «р» произносить четко, утрированно в словах – севере, вершине, дремлет, ризой, крае, грустна, горючем, прекрасная, растет.Необходимо четкое произношение окончаний при сочетании таких согласных как: диком стоит, дремлет качаясь, голой вершине, снегом сыпучим, ризой она, ей все, далекой в, горючем прекрасная.
ансамблевые трудности
Чтобы решить ансамблевые трудности необходимо учесть интонационные, ритмические, динамические, темповые, дикционные трудности. Чтобы добиться динамического ансамбля, нужно, чтобы все партии одновременно выполняли динамическое нарастание или убывание.
Важным фактором создания устойчивого строя является процесс впевания произведения, когда в ходе правильного повторения, в тесной связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приемы, приобретается необходимая свобода и уверенность в исполнении.
Исполнительский анализ.
Перед началом работы с хором над этим произведением дирижеру необходимо заранее продумать и учесть все трудности, которые могут возникнуть при исполнении. Дирижеру необходимо четко показывать ауфтакты к вступлению и снятию. Самая главная задача дирижера это донесение до слушателя смысл и характер произведения. Интонационные неточности дирижер должен исправлять при помощи движения руки (рукой показывать движением вверх, если нужно спеть выше). Эмоциональный настрой хора зависит от дирижера, его мимики и внутреннего переживания.
Список литературы:

«Методические рекомендации по написанию аннотации на хоровое произведение», составитель – преподаватель ГМУ имени Гнесиных Любарский В.К., Москва, 2001;
«Хоровой словарь» Н.В. Романовский, издание второе, дополненное, издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1972;
«Хор и управление им», П.Г. Чесноков, издание третье, Государственное музыкальное издательство, Москва 1961.

Приложенные файлы

  • docx 7894060
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий