Эпоха бронзы и ранних кочевников


Эпоха бронзы и ранних кочевников
Эпоха ранних кочевников.Кочевники! Само это слово у многих ассоциируется с варварством, жестокостью, разрушительством. Долгие годы нас так учили и формировали такой образ степняка. Между тем никому не приходило в голову, что в той или иной мере кочевое хозяйство характерно всем народам мира, особенно на ранних этапах их развития. Следовательно, кочевники, так же как и оседлые народы, являются творцами, созидателями, тружениками и воинами.
Отношение западных ученых к кочевой цивилизации наиболее ярко характеризует следующее высказывание известного английского историка, философа А. Тойнби.
"Кочевники, как эскимосы, стали вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла. Наладив контакт со степью, кочевники утратили связь с миром. Время от времени они покидали свои земли и врывались во владения оседлых цивилизаций. Несколько раз им даже удавалось перевернуть размеренную жизнь оседлых своих соседей... Таким образом, несмотря на нерегулярные набеги на оседлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников является обществом, у которого нет истории". Вот таким решительным образом кочевники приписываются к числу народов, не способных иметь собственную историю.
Хотя сторонников А.Тойнби предостаточно, однако не все ученые спешат отлучить кочевников от истории. Известный ученый, археолог, академик Л. П. Окладников в своих трудах пишет о Западно-Сибирской цивилизации тюркских народов. "Древняя тюркская Сибирь, - пишет он, - оказалась теснее связаной с Западом, чем с Востоком. Ее культура много богаче и ярче, чем можно было полагать ранее. У берегов Байкала, на Ангаре, Лене сходились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем временам самобытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой. Как мы видим по находкам, от крепостей тюрков в Прибайкалье ведет их путь на Дон и Дунай".
Л. Н. Гумилев и О. Сулейменов считают, что кочевая культура в своей 3000-летней истории по сравнению со странами Средиземноморья и Дальнего Востока прошла более высокий уровень творческой эволюции.
Термин "кочевая цивилизация" поддерживают такие ученые, как А. X. Маргулан, К. Акишев, К. Байпаков. Понятие же "кочевое общество" было введено в научный оборот историком Д. Кшибековым. Кроме того, в последнее время известный исследователь Мурат Аджи отстаивает положение о том, что в казахской степи имела место "степная цивилизация"1.
Английский автор, связывая цивилизацию с окружающей природной средой, Китайскую, Индийскую цивилизацию назвал континентальной. Если мы рассмотрим цивилизацию на просторах Евразии, то получается, что это Великое Кыпчакское пространство - следовательно, степная цивилизация. "И как бы ни назвали эту культуру - половецкая, печенежская, булгарская или иная - корень ее был один, потому что в степи жил один народ - кипчаки... говорил народ степи на одном языке - на тюркском",- отмечает М. Аджи.
Степь нельзя понимать как сплошную пустыню, безжизненное пространство. Дешт-и-Кипчак богато природой. Енисей, Иртыш, Тобол, Яик, Каспий, Арал, Дон и др. - только в Карагандинской области имеется 5500 рек и притоков. Главным фактором формирования степной культуры выступает то, что Степь соединяет два материка -Европу и Азию.
Предваряя обвинение, выдвинутое против кочевых народов как варваров, завоевателей и разрушителей, а таковое приписывается сакам, тюркам, гунам, кыпчакам и др., считаю нужным привести высказывание Дж. Неру, который честно раскрывает причины переселения и войн.
"...Центральная Азия была местом возникновения различных племенных орд. ...На протяжении истории оттуда выходили различные народы и распространялись по всей Азии и даже Европе, большинство племен Центральной Азии были кочевниками, и по мере роста их численности земли, на которых они жили, уже не могли прокормить их. И вот им приходилось мигрировать и искать новые земли. Были также причины насильственного характера для этих великих миграций - давление со стороны других племен. Одно крупное племя, или клан, изгоняло другие племена, а эти в свою очередь были вынуждены вторгаться в чужие страны. Так что народы, приходившие в Индию в качестве завоевателей, часто сами были вынуждены бежать со своих пастбищ. Китайская империя в тот период, когда у неё хватало на это сил, как при династии Хань, также изгоняла этих кочевников и таким образом вынуждала их отправляться на поиски новой родины"2.
Уже скифы и гунны, тюрки и татары - все они пришли из Центральной Азии и сыграли значительную роль в истории. Многие думают, что поскольку они были кочевниками, они должны быть варварами. Но это ошибочное представление.
После изложенного можно смело поставить вопрос: что дала кочевая культура в мировую цивилизацию? Прежде всего, тенгрианс-кое мировоззрение. Распространила зороастрийскую религию. Была центром древней металлургии. Создала собственную неповторимую письменность. Путем разделения года на четыре сезона изобрела современный календарь. Сформировала особый тип степной военной структуры. На весь мир показала чудеса военного искусства.
Особо следует назвать памятники мемориально-культовой архитектуры и устной литературы. Достаточно назвать памятники архитектуры Айша-биби, Алащахан, Жошыхан, Сырлытам, Карахан, Аян-камар, Жубан-ана, Болган-ана, мавзолеи Ботагай, и др. Степные Гомеры и Демосфены создавали удивительные образцы устной литературы. Поэма "Козы Корпеш и Баян сулу" (1500 лет), "Алпамыс" (более 1 ООО лет), "Манас" (более 1 ООО лет) и др.3
Формируется своеобразная музыкальная культура. Так, только в период Казахского ханства родилось более пяти тысяч музыкальных произведений4.
Создается особая форма государственного строя управления, основанная на принципах степной демократии. Хотя основным видом хозяйствования было скотоводство, кочевники умело сочетали его с земледелием. Тем самым они достигли гармонизации городского и степного менталитета. Достаточно назвать тот факт, что только на протяжении реки Сырдарьи были расположены около 300 городов и населенных пунктов. А население городов вдоль Великого Шелкового пути еще в средние века достигло 20%, в то время как в Европе удельный вес городского населения составлял 12%, т. е. почти вдвое меньше, чем у кочевников5.
Нельзя рассматривать историю Казахстана только как историю кочевников, это продукт взаимодействия кочевой и оседлой цивилизаций. Наша республика по сей день не утратила своей полиэтнич-ности, уникальности, обусловленной взаимодействием самых разных типов культур - славянской и тюркской, например. Поэтому изучение ценностей номадной цивилизации поможет определить место Казахстана в мировой истории - как древней, так и современной.
Да и само понятие кочевничества нуждается в новой трактовке, предполагающей рассмотрение переходных к оседлости форм.
Если продвигаться с глубокой древности к современности, то союз племен и родов, ныне называющихся казахским народом, предстанет перед нами в следующем виде:
с VI века до н. э. до II века до н. э. - саки, скифы.
со II века до н. э. по I век н. э. -усуны, канглы.
с I века до н. э. до V века н. э. - основная часть гуннов.
в VI - VII веках - тюрки, булгары.
с VIII века по XIV век - кыпчаки.
с XV века - казахи, ногаи, узбеки.
 
В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем его явился Кир II, который в 550 г. до н. э.создал огромную державу. В состав Ахеменидского государства в промежутке 530-522 гг.до н.э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехусгинской надписи, высеченной по приказу царя Дария I.
Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые "туры с быстрыми конями". Туры в персидских источниках именуются саками, что значит "могучие мужи". В сочинениях же греческих авторов они фигурируют под названием "азиатские скифы " (Страбон). Это название вошло в историю как синоним кочевников. Письменные источники делят саков на:
-    саков-тиграхауда (носящих остроконечные шапки);
-    саков - хаомоварга (изготавливающих напиток хаома);
-    саков- парадарайя (заречные саки);
-    саков -аримаспы (стерегущие золото грифов).
Саки известны в истории как племена воинственные. Так, Геродот и другие авторы пишут о войнах персов и саков, о победе саков над ахеменидским царем Киром6.
Саки в составе персидской армии Дария I, которому удалось их подчинить, воевали в Египте, Греции и отличались в битвах при Фермопилах. Одна из ярких страниц истории саков связана с приостановлением продвижения великого завоевателя Александра Македонского на Восток. После покорения династии Ахеменидов Македонский организовал поход в Среднюю Азию. В 330-327 годы до н. э. он завоевал город Мараканда (Самарканд) - столицу государства Согдиана. Далее он продвигается к реке Сырдарья. Отметим, что в древности эта река выступала как бы границей между оседлыми и кочевыми народами. Разгромив города левобережья Сырдарьи, Македонский превратил их в военные базы своих армий. Жестокость, проявленная при взятии этих городов, заставила саков собраться с силой и ждать удобного момента для нападения, с позиций, расположенных на правом берегу.
По приказу Македонского в Сырдарье был возведен город Александрия Аската (Крайняя Александрия). Этот город рассматривался как укрепление будущего государства на северо-восточной границе. Саки предпринимают попытки недопущения строительства города. Но умело применяя катапульты, Македонский сумел быстро перейти на правый берег реки и начал настигать саков. Однако преследование едва не закончилось разгромом для армии греков. Опасаясь дальнейших осложнений ситуации, последние вынуждены были вернуться в город. Существует предположение о том, что именно в этой битве Македонский получил ранение или серьезно заболел. Таким образом, поход великого завоевателя, имеющего цель покорения саков правобережной Сырдарьи, а затем всего Востока завершается неудачно.
В дальнейшем сакские племена играют большую роль в определении судьбы пространства Средней Азии и Среднего Востока. А если конкретно, то они принимали активное участие в становлении государства Парфия, в выходе Кушанской империи на историческую арену, в разгроме Греко-Бактрийского царства.
Вообще к истории саков, азиатских скифов и включивших в свой союз племена Северной Индии, Ирана, Причерноморья, следует относиться весьма серьезно. Ибо они составили основу не только тюркских народов, их влияние было шире. Среди саков земледельцев, купцов, обработчиков руды ведущими были кочевые. За воинственность, строгость и суровость они были названы "кассахами" (сравните: кассахи, казахи).
В VIII—VII в. д. н. э. саки имели дипломатические отношения с Ассирией, Индией, Персией. Геродот пишет о царице саков Томи-рис, которая организовала отпор персидскому царю Киру (558-529), пытавшемуся завоевать степь. Греческий историк Полион, описывая продолжение агрессивной политики нашедшего смерть Кира, его последователем Дарием I в 518 г., рассказывает о героическом поступке предводителя саков Ширака. Он, введя в заблуждение большую военную силу персов, погибает вместе с ними в степи.
Скопления сакских могильников, в том числе и царских, обнаружены на берегах Таласа, Шу, Или, в предгорной зоне Киргизского, Заилийского, и Джунгарского Алатау, в горных долинах Кегена и Нарынкола. Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50-ти км восточнее Алматы.7
"Золотой человек"-останки воинасакского племени примерно 17-18-летнего возраста по времени относится к V-IV векам до н.э. В одеждах, оружии воина насчитывается всего более четырех тысяч золотых вещей, исполненных в известном сакском "зверином стиле". По количеству золотых украшений, по ценности их исполнения Иссыкский клад относится к числу богатейших в мире и продолжает удивлять и восхищать зрителей своей уникальностью. В последние годы намного расширилась география обнаружения сакских памятников.
Пирамиду каменную, - как в Южной Америке или в Египте, единственное отличие маленькую - высотой не более двух метров нашли археологи на Алтае. Это работа саков - скифов. Возраст ее V-III века До н.э. Устроена она примитивно: яма глубиной два, два с половиной Метра, на дне деревянный настил, куда укладывали покойника. И сверху наземный каркас, который обкладывали дерном и облицовывали камнем. В "алтайской пирамидке" был специально устроенный ход. Через него внутрь проникали жрецы, чтобы совершить над умершим свои обряды.
Алтайский край раздолье для историков. Здесь на границе с Казахстаном обнаружена еще одна уникальная находка. При раскопках кургана обнаружено захоронение "золотого человека". Причем усопший был покрыт золотом буквально с головы до ног. Огромное количество золотых пластинок - 1800 штук, не считая тех, что украшают колпак покойного, нашиты на куртку, кожаные штаны, сапоги. Вдобавок, сверху умерший был накрыт чем-то вроде войлочной попоны, тоже усеянной золотыми блестками. Ученые предполагают, что это одна из многих тайн саков-скифов. До этого подобного рода захоронения были обнаружены только в кургане Ис-сык под Алматы.
Сакские племена вели преимущественно скотоводческое хозяйство и находились в стадии перехода к кочевому образу жизни ранних кочевников. Так считалось до последнего времени. Но совместные исследования казахстанских археологов с их коллегами из Франции и США позволяют дать новую трактовку их хозяйственной деятельности. Примером могут служить раскопки сакского поселения Туздысай неподалеку от Алматы.
То, что оно называется сакским, уже само по себе является открытием, ибо ученые доказали наличие у саков стационарной оседлости, поселений и земледельческого хозяйства. И если раньше считалось, что оседлость у саков Семиречья имела зачаточные формы, а земледелие играло в их жизни второстепенную по сравнению со скотоводством роль, то теперь это мнение пересматривается8. Доказательством тому являются обнаруженные при раскопках остатки жилищ из сырцового кирпича, многочисленные зернотерки, а главное - семена зерновых культур: проса, ячменя, овса, пшеницы, риса.
Причем по зернам пшеницы установлено несколько ее сортов, а один сорт мог культивироваться лишь при наличии искусственного орошения. Рис, видимо, попал в Семиречье из Восточного Туркестана благодаря торговым контактам, что само по себе важно, поскольку подтверждает "работу" будущего Великого Шелкового пути уже в сакскую эпоху.
Датируется поселение с помощью радиокарбоновых анализов IV в. до н. э. - II в. н. э. В изучении других сакских поселений, а их сегодня обнаружено несколько, принимают участие специалисты из Японии.
Весной 1999 года в Венеции, во дворце Эрицо, состоялась пресс-конференция, посвященная важному открытию археологов в Казахстане. На конференции было объявлено, что международная экспедиция, направленная исследовательским центром Лигабуе, национальным научно-исследовательским центром Франции, Академией наук Казахстана (Институт археологии им. Маргулана) при участии нефтегазового концерна "ЭНИ", совершила открытие мирового значения. В Восточном Казахстане в Бухтарминской долине у поселка Берель на высоте 1200 метров над уровнем моря обнаружен курган с захоронением сакского князя, датируемый VI веком до н. э.
Как показала раскопка усыпальницы сакского вождя и его жены, гробница была ограблена, и не однажды. Все драгоценные вещи были украдены. Но то же мокрое дерево с плакировкой (тонкая золотая фольга), служившее основным материалом для погребальной камеры-сруба и находящихся здесь предметов, является для нас богатейшим источником информации. Не тронуты и сами покойники -мужчина и женщина лет 35^10 лежат в выдолбленной из местной лиственницы колоде. Крышка ее забита бронзовыми гвоздями. На каждом-позолоченные грифоны в полетном состоянии, размером сантиметров 15. По старинным верованиям, они уносили души умерших в верхний мир. Все это литое. Обнаружились и великолепной резьбы, золотом покрытые деревянные скульптурные изображения тигров-грифонов, баранов, лосей, оленей, разного рода украшений, орудия труда и многое другое. Одежда вышита серебром и золотом, угадываются даже узоры.
Атрибуты хорошо сохранились. Хотя тела усопших частью истлели - раскрыв гробницу, грабители нарушили температурный режим. А вот захороненные здесь же 13 лошадей были абсолютно целы и в полном убранстве. Причем седла, сшитые из кожи и материи красного цвета, и вся остальная конская амуниция были украшены так называемым звериным стилем. И все это на глубине каких-то шести метров от навершия кургана в "подземном холодильнике", созданном людьми во II-III веках до нашей эры!
Предки наши спокойно бальзамировали покойников и помещали их в искусственный лед. Возводя курган, они рассчитывали высоту и ширину так, что при продувании ветром, холод уходил вниз и задерживался там. Получался конденсат, и устанавливалась температура до минус четырех. Впервые с "феноменом замерзших могил" в прошлом веке столкнулся на раскопках Большого Берель-ского могильника исследователь Азии Василий Радлов.
Видимо, существовало правило, если умерший относился к степным аристократам, его обязательно мумифицировали.
Если они относились к степным аристократам. Пока бессмертные души последних восходили к богам, соплеменники пеклись о сохранении их бренных тел. Трогательную заботу проявили они и о нашем вожде с его спутницей - внутренности того и другого были извлечены. Так полыми они и пролежали под землей два с лишним тысячелетия. Зато 13 скакунов властелина никто не потрошил. Парадно снарядив, их умертвили ударами чекана и сложили тут же в два яруса. И поскольку в желудках у них все осталось как было, биологи взялись изучать содержимое. По тому, какими травами кони питались, выяснилось, что привезены они были из разных мест.
Как показали лабораторные исследования перевезенных в Алматы останков самой важной и значительной оказалась частично сохранившаяся плоть захороненных людей. Тут же были сняты ее образцы на ДНК, и над ними работают сейчас многие лаборатории мира. Результаты будут сравниваться с ДНК местного населения.
Лошади (все-рыжей масти) сохранились прекрасно. В хорошем состоянии дошло до нас мясо - нормальное, свежезамороженное, с жировыми прослойками. Интересно работают по останкам лошадей паразитологи. Зная, какое время способны прожить найденные у них насекомые, они делают свои выводы. Далее. Лежащий в колоде мужчина был ранен в голову. Безусловно, он был воином, а судя по роду захоронения, вождем. Рана нанесена была, скорее всего, палицей во время сражения. Ему делали трепанацию черепа, но он умер во время операции. Факт этот установлен судебной медэкс-пертизой. При жизни у вождя была прическа из двух косичек, усы и борода. В разные периоды жизни он имел переломы костей. Анализ волос показал, что он страдал туберкулезом.
Жена князя, захороненная вместе с ним, по предположению ученых, возможно, тоже была воином. В те времена это было нормой.
Читателей безусловно интересует вопрос: как исторически выглядят эти Берельские находки?
По утверждению ученого, мастера-реставратора исторических древностей Кырыма Алтынбекова, "Это те самые корни, о которых сегодня так много говорится. Благодаря им восстанавливается целый пласт жизни наших прапрадедов - саков или древних номадов. Оказывается, у них были свои верования, институт государственности. Они владели знанием химии, физики, астрономии, кузнечного дела, умели обрабатывать железо. Мы видим высокое искусство ювелиров, золотошвеек, художников, резчиков по дереву. То есть люди эти были развиты всесторонне, и их культура не походила ни на одну цивилизацию"9.
Эпоха ранних кочевников, переход к кочевничеству ныне обсуждаются на мировом уровне. Так, начиная с 1988 года казахстанские археологи совместно со своими коллегами из Франции работают над международной программой "От кочевий к городам". Ими уже исследовано городище Орнек в Жамбылской области. Полученные материалы дают возможность проследить процесс перехода кочевников к оседлой жизни10.
А раскопки городища Талгар, проведенные совместно с американскими археологами раскрыли многие тайны перехода кочевников к земледелию. Здесь стало возможным определение тенденции развития городской культуры в эпоху раннего средневековья. Например, возле поселка Алатау найдено поселение ранней сакской и поздней усуньской эпохи, датируемой концом II и началом III века нашей эры. Если раньше саки характеризовались только, как кочевники, то теперь мы можем убедиться в том, какую роль в их жизни играла оседлость. В поселении существовала ирригационная система. Обнаружена достаточно высокоразвитая оседлая культура. Пришлось корректировать и наши понятия о жилищах саков. По имеющимся сведениям, уровень культуры этих саков ничем не уступает культуре саков Приаралья или даже саков, проживающих южнее их.
В языковом отношении они идентифицируются как восточноиранские племена". Одновременно в письменных источниках этого времени содержатся упоминания некоторых племен, предположительно локализуемых на территории Казахстана. К ним, в частности, относятся туры, дахи, саки, сакатиграхауды, массагеты, савроматы, дериваты, сарматы, аланы, аорсы, исседоны и др.
В последние годы историки и археологи Казахстана часто говорят об "аралтюбинском или атырауском золотом человеке". Речь идет об Аралтюбинских раскопках, расположенных в Жылойском районе Атырауской области, где были обнаружены останки золотого человека. Покойник жил две тысячи лет тому назад и является представителем сарматской эпохи, по предположению ученых, дата смерти вождя 129 год нашей эры.
В 1999 г. в Аралтюбе были раскопаны три захоронения. В одном из них, которое было ограблено еще в древности, найдены останки людей, использованные ими стеклянные бусинки, наконечники стрел и отдельные фрагменты кинжала.
В полуограбленной второй гробнице - останки покойника повернуты головой на юг и возле него - с более ста стрелами глиняный горшок, железный меч. Ценность находки заключается в том, что до этого в погребениях сарматского периода не встречались кривые мечи, характерные тюркским народам, обнаруживались отдельные кинжалы и клинки. Исходя из этого, господствовала версия о том, что родиной меча является Европа, время его происхождения определялось четвертым-пятым веком, т. е. эпохой аланов. В Азии же появление меча связывалось с более поздним периодом и объяснялось развитием военного дела у тюркских племен. Найденный на территории Казахстана кривой меч, возможно, изменит устоявшиеся мнения и на четыре, пять веков отодвигает время появления этого вида оружия, следовательно, намного продлевает его возраст.
Материалы раскопки в Аралтобе дают нам возможность предполагать, что создатели этого древнего оружия - народы, входившие в сарматские племена, населявшие Атыраускую область.
Работа, проведенная в третьей усыпальнице, также дала сенсационные данные. Здесь найден второй золотой человек в истории Казахстана. В могильнике обнаружены останки мужчины и женщины, принадлежащих к сарматской эпохе. У ног покойников оказались останки двух коней и птицы наподобие сокола. Отличие этого кургана от остальных заключается в том, что, несмотря на то, что в свое время он был ограблен, одежды покойников, особенно мужчины, богато украшены драгоценными предметами, особенно золотом 13.
Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II веке до нашей эры усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул "гуньмо"-куньбаг - князь над князьями.
В китайских источниках оно называлось "Усунь-го" - Усуньское государство. Основная их территория располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по реке Шу и Талас. На востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой(Даванью). Столица усуней - Чигу-чен ("Город красной долины") находилась на берегу Иссык-Куля.
Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточноиранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Неожиданное исчезновение усунь с исторической арены, отсутствие каких-либо сведений о них в последующие времена заставили историков искать их следы среди современных народов. Особо интересным представляется мнение, имеющее место в китайской литературе монгольского периода, где усуни преподносятся как предки русских. Вероятно, появление русских у границ Китайской империи в XVII веке послужило причиной перерастания указанного предположения в научную гипотезу. Так, китайский историк XIX века Хэ Цютао в своих произведениях предпринимает попытку поиска общих корней усунов и русских на основе анализа их внешних обликов. Естественно, при этом, прежде всего, акцентировалось внимание на голубые глаза и рыжие бороды, характерные и тем и другим. В связи с этим следует отметить, что в истории имеются сведения о голубоглазых, рыжебородых турках и монголах.
По утверждению вышеуказанного китайского ученого, название русских на китайском языке "олосы" является названием усунь, возникло вследствие фонетического изменения. Если бы данное мнение не разделялось другими историками, то это можно было бы отнести к курьезам науки.
 
Так, профессор В. И. Анучик в своих книгах поддержал мнение о том, что Уйсунь - Русь это русские, а скандинавы это динлины12. Название уйсун носит одно из крупных казахских племен. Археологические источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Вместе с тем в трудах, статьях некоторых исследователей встречаются попытки принижения роли усунь в процессе формирования казахского народа13.
На современном этапе достаточно литературы о происхождении, хозяйстве и быте, языке и внешнем облике усунь. Достаточно назвать труды древних китайских историков Сыма Цянь и Бонь Гу, монгольские летописи "Алтын топшы" и "Шара Туджы" (XVII в.), русских востоковедов Н. Я. Бичурина и В. В. Бартольда, посвященные племенным союзам усунь. Об этнических корнях усунь высказывали свои мнения западноевропейские и японские ученые. Дискуссия по этому вопросу среди историков продолжается по сей день. Среди ее участников можно назвать Д. Синора, Э. Пулиблэнка, О. Франке, Си-ратори Куракити, Кито Сигеру. Памятники и материальную культуру усунь успешно исследуют китайские, советские, русские, казахстанские ученые, в том числе известный археолог К. А. Акишев. Из средневековых историков наиболее ценными для нас является мнение персидского исследователя Рашид ад - Дина Казнави. Завершая историю об усунских племенах, хочется привести некоторые интересные факты. Сохранились стихи дочери китайского императора Си Гюнь|4.В 107 году до н.э. она была выдана замуж за у суньского царя. В стихах царевны имеются сведения, касающиеся жизни и быта древних казахов. Сватовство издревле было традиционным способом мирного урегулирования межгосударственных отношений. Этой традиции придерживались практически во всех государствах вплоть до XIX века.
 
Как оказалась дочь императора Китая в Семиречье? В тот период, т.е. в конце II века до н.э., между державой гуннов и Китайской империей постоянно происходили вооруженные столкновения. Находясь между двух огней, усуни благодаря искусной дипломатии сумели сохранить свою независимость. Правительство Китайской империи, пишется в "Истории Казахской ССР", изданной в 1949 году, любым путем хотело получить военную помощь от усуней, и всячески старалось испортить их взаимоотношения с гуннами. С этой целью в 108 году до н.э. в Усуньское государство было направлено китайское посольство. В 107 году до н. э. усуньские дипломаты посетили Китай. Надо отметить, что усуньцы действовали очень осторожно. Они сумели отвергнуть предложение китайцев о совместной борьбе с гуннами. Царь усуней женился на дочери китайского императора. Она стала младшей его женой. Дочь гуннского царя была его старшей женой.
Стихи дочери китайского императора конкретизируют эти исторические события. Они бесценны еще и тем, что там приводится одно из самых древних сведений о юрте и кумысе15. Уникальным является и сохранившееся историческое сведение о Шын Лэн - выходце из рода усунь, который в III веке нашей эры был правителем Китая, имел императорскую печать16.
Одним из крупных государственных образований на территории Казахстана, оставивших заметный след в истории, является государство Кангюй. Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках во II веке до н.э. Согласно их сведениям, Кангюй можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье.
Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок, Шелкового пути - от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье.
Сложным остается вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, они были тюркоязычными. Другие же полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н.э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой антропологический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков.
 
В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе. Вторая - в районах среднего течения Сырдарьи, в предгорьях Каратау до Таласа. Крупное и могущественное государственное объединение - Кангюй, оно играло важную роль в истории не только Казахстана, но и всего Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.
В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется с воинственностью, с жестокостью и варварством. Гунны во главе с Аттилой производили опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. Все это - общеизвестные события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавшие в Центральной Азии, в том числе и на территории Казахстана. Хронологические рамки их действий определяются последними веками до нашей эры и первыми веками нашей эры. В исторической литературе азиатские, казахстанские гунны известны под именем хунну или сюнну.
"Возвышение дома Хунну", было связано с именем Модэ шань-юя, который, придя к власти в 206 году до н. э., осуществил ряд завоеваний и победоносных войн.
В 55 году г. до н. э. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части - южную и северную. В северо-западной Монголии, вблизи озера Кыргыз-Нур властитель северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях он был и с Китаем.
Острое соперничество шло между южными и северными гуннами. Разрядил обстановку властелин государства Кангюй, который пригласил предводителя северных гуннов в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Усиление Чжичжи серьезно беспокоили Китайскую империю. После того как дипломатическим путем не удалось нейтрализовать вождя северных гуннов, он был убит китайцами, а резиденция разгромлена.
Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие. Таким образом, они проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. ВIV в. н. э. хунну и другие, увлекаемые ими кочевые племена, достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.
По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками, и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркиза-ции восточно-иранских племен кангюев. Появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовало собой переход гуннов к новому этапу - классовому обществу и государству.
Около пяти веков (с 204 г. до н. э-216 г. н. э.) в степи господствовали гунны. Древние китайские источники утверждают, что название "хунну" они получили в связи с рекой Орхон, с которой тесно связана их история. Европейские летописи зафиксировали их как "гун".
Западные гунны, двигаясь из глубин Азии, в казахской степи смешались с усунами, канглами, аланами. Их потомки известны как огузы, гузы, кыпчаки, карлуки.
Гунны, проживающие на территории Китая, далее окитаизиро-вались и вошли в состав дунган и манчжуров.
Гунны под предводительством Аттила, включая в себя аланов, антов германских племен, совершая "великое переселение народов", достигают Дуная, а дальше - в Рим, способствуя падению великой Римской империи.
Аттила, время рождения не известно, год смерти 453год до н. э. С 434 года предводитель гуннов. Возглавил походы в Восточную Римскую империю в 443 и 447^-48 годы, Галлию в 451 г., Северную Италию в 452 г. В Западной Европе его иначе как "бич Божий" не называли. Первые походы он совершает вместе со своим братом Бледой. По мнению историков, унаследованная братьями после смерти их Дяди Ручилы гуннская империя простиралась от Альп и Балтийского моря на западе до Каспийского моря (Гуннское море) на востоке. Впервые эти правители упоминаются в исторических летописях в связи с подписанием мирного договора с правителем Восточной Римской империи в городе Маргус (ныне - Пазаревон). Согласно этому документу римляне обязались удвоить выплату дани гуннам, сумма - семьсот фунтов золотыми в год.
 
Интересен портрет Аттилы, оставленный Приском Понтийским, автором "Истории", посетившим в 449 г. в составе римского посольства ставку царя гуннов. Он описывает Аттилу как человека невысокого, коренастого, с большой головой, глубоко посаженными глазами, приплюснутым носом и редкой бородкой. Он был груб, раздражителен, свиреп, при ведении первого разговора очень настойчив и безжалостен. На одном из обедов Приск подметил, что Аттиле подавали пищу на деревянных посудах.
 
Но отсюда нельзя делать поспешный вывод о том, что гунны прямые предки тюркских народов. Речь идет о том, что гунны составляют важнейшую ветку древа их этногенеза. Следовательно, племена, составлявшие в дальнейшем основу казахского народа, действовавшие в Великой степи, несмотря на то, что они были тюркскими или вошедшими в их состав монголизованные, китаизированные, индоевропейские или другие племена, все они вместе образовали государство, внесшее в мировую цивилизацию серьезный вклад наряду с Китаем, Римской империей, Ираном и др.
В известных китайских летописях, созданных в 104-91 гг. н. э., "Ханаме" и "Тарихнаме" пишется, что в I—III вв. до н. э. Усюны, Канглы, Аланы (Янсай), Алшины были крупными государствами. В связи с этим вряд ли можно сомневаться в том, что жившие в то время племена саки, усюны, канглы, аланы составили основу и стержень последующих тюркских народов. Некоторые тюркские народы имеют название кайсах-казах, саха, в то же время внутри племен ар-гын, кыпчак, керей встречаются ветки под названием "соктогалык", "бессак", "сахулы","борсак", "карсак"17. Не является ли это продолжением сакского этнонима с древнейших времен до наших дней? В связи с этим нелишне будет привести высказывание крупнейшего востоковеда В.Радлова о том, что кочевой образ жизни степняков "особенно возвышает их чувство собственного достоинства и воинственный, рыцарский дух, до сих пор присущий всем казахским племенам".
Известен такой случай. К персидскому царю Дарию, покорителю крупнейшей империи Вавилона, однажды обратились его подданные: "Страна у нас каменистая, степная, трудно добывать воду. Мы завоевали многие прекрасные страны с удивительно мягким климатом, почему бы нам не перебраться туда, где хороший климат?" Ответ был таков: "Земля, природа, климат закаливают и формируют характер народа. Если бы мы не жили здесь, мы бы не завоевали полмира. Потому нельзя допускать переезда".
Эпоха бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории – развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством. На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую. Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа – ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального – нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской – в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.). Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм – баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-3ападном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего. В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай – атасуского. В Восточном Казахстане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук. С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства – полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-X вв. до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств. Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства – собирательства и охоты, к производящим – земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы “ландшафт-общество”. Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально-магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины. С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа – воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев. В то же время появление избыточного продукта приводит к двум возможностям. Во-первых, появляется возможность силой отнимать избыточный продукт у соседней общины, т.е. война с целью грабежа превращается в источник постоянной наживы. Во-вторых, появляется возможность за счет избыточного продукта содержать профессиональных военных, также как и жрецы, не занятых в производстве и получающих возможность сосредоточить усилия на совершенствовании специфических навыков. Выделение особого слоя военной знати тесно связано с зарождением отношений власти – подчинения, т.к. сложное, иерархически соподчиненное общество уже не может регулироваться только обычаями. Развитие духовной культуры, мифологии и религии приводит к появлению понятий добра и зла, а значит и морали, как нового социального регулятора. Таким образом, мы можем говорить о возникновении в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э. среди населения Казахстана публичной власти, т.е. особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций. Общины объединялись в кишвары – “области”. По сути, “область” представляло собой племя – союз общин с целью регулирования экономических отношений между общинами и организации совместной обороны от врагов. Центрами таких племен – “областей” были, вероятно, крупные поселения, фактически протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих регионах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных крупных населенных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения. Тип власти, сложившийся на территории Казахстана в эпоху бронзу с уверенностью можно интерпретировать как вождество или чифдом, т.е. предгосударственную форму власти. Фактически во II тысячелетии до н.э. на территории Казахстана начинает складываться древнейшая цивилизация, базирующаяся на комплексном оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине ХV в. до н.э. приходит в упадок. Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в ХV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье, Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II – начале I тысячелетия до н.э. Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание – арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XII-X вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена – носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура. В то же время андроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства – кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана. 

Приложенные файлы

  • docx 3486626
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий