Курсовая 3 курс Родоплеменной состав казахов На..


Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра Древнего Мира и Средних веков
Родоплеменной состав
Казахов Нагайбакского района
Курсовая работа по специальности «История»
Выполнил:
Катаманов Жаслан Нуржанович
студент 3 курса,
исторического факультета
Допустить к защите:
___________________
___________________
Научный руководитель:
Атнагулов И. Р.
доцент доктор историческихнаук кафедры древнего мира и средних веков
Курсовая работа
защищена:
___________________________
Оценка ____________________ Рецензент:
Председатель комиссии ___________________
___________________________ ________________________

Магнитогорск, 2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение ……………………………………………………………………….....2
Глава I. История поселений……………………………………........................8
Глава II. Родоплеменной состав поселений
казахов Нагайбакского района…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….3
Список использованной литературы…………………………………………..28

Ведение
Актуальность: Данная тема актуальна для современного исследователя ввиду того, что в настоящее время структура родоплеменного состава казахов Челябинской области Нагайбакского района изучена не в полной мере. Многие авторы посвятили свои научные труды данной теме. Но, тем не менее, мы полагаем, что эти источники не раскрывают все стороны этой проблемы. Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов, которые являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. Одним из многочисленных по численности родов на Южном Урале является род жагалбайлы Младшего жуза.
Объектом исследования: В курсовой работе мы рассмотрим родоплеменной состав казахского народа в поселениях Челябинской  области Нагайбакского района.
Цель работы: ознакомиться с поселениями казахского народа Челябинской области Нагайбакского района и изучить их дальнейшее развитие. Для рассмотрения данной проблемы следует решить следующие задачи:
1. Дать описание всех казахских поселений Нагайбакского района и возникновение
2. Описать родоплеменной состав казахских поселений Нагайбакского района
Хронологические рамки: Курсовая работа охватывает период XVIII – XXI века. По ходу нашего исследования привлекаются материалы более ранних эпох, это принимается необходимостью более полного и точного понимания исследуемой нами темы.
Территориальные рамки: Территориальные рамки включают Челябинскую область Нагайбакского района.
Объект исследования: В курсовой работе объектом исследования является казахский этнос территории Челябинской области Нагайбакского района
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложение в виде таблицы «Родоплеменной состав казахов. Поселки Придорожный, Петровский, Совхозный (Пятьдесят лет октября), Арсламбаевский, Куропатинский.
Фундаментальными исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа в Нагайбакском районе является книга Нагайбакский район в фактах и цифрах. В книги освещены природные условия жизни казахского народа, в Нагайбакском районе.
На современном этапе можно выделить таких исследователей как: А.А. Нурумбаев «Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов», К.Усманов «Казахские жузы в истории степей», С. Абдыгарапов «Из истории казахов в разрезе истории кыпшаков», Р. Темиргалиев «Из истории казахского триединства».
Глава I. История поселений.
В данной курсовой работе мы рассмотрим казахский народ и их поселения  
Челябинской  области Нагайбакского района как основного предмета
этнографической науки  это, прежде всего такие поселения как п. Придорожный, п. Петровский, п. Совхозный (Пятьдесят лет октября), п. Арсламбавский (Кызыл казах), и т. д.  Нагайбакский район граничит: на западе, северо-западе и севере — Верхнеуральский район,  на северо-востоке и востоке — Чесменский район, на юге и юго-западе — Агаповский район, на юго-востоке и юге — Карталинский район.  Площадь территории Нагайбакского района составляет 3022 км. Национальный состав  преобладают русские (42 процента), нагайбаки (37 процентов), казахи (12 процентов). Основанного десятого июня 1931 г. Всего в районе проживают представители 12 национальностей. Придорожный находится 58 км. Автомагистрали  Магнитогорск Челябинск соседним поселками считаются п. Петровский и Нагайбакский. Пятьдесят лет октября, граничит с п. Нагайбакский и березовой рощей.  Арсламбавский с п. Нагайбакский и Фершампенуаз.
п. Нагайбакский и Фершампенуаз.
Район расположен вблизи крупного промышленного центра области города Магнитогорска на расстоянии 40 – 45 км. Его территория обладает высокой степью хозяйственного освоения. На территории района находятся предприятия и связанные с ними горные выработки и карьеры по добыче полезных ископаемых: золота, слюды и пьезокварца. Большая часть степей распахана. Распашкой охвачены и террасы рек, во многих случаях вместе с водоохранными зонами. Нагайбакский район находится на восточном склоне Южного Урала и является частью Западного пенеплена, которой протянулся на сотни километров вдоль уральских гор. «Пенеплен – это равнина, которая сформировалась в результате разрушения и выветривания гор при понижении базиса эрозии условиях жаркого климата»
Сейчас в нагайбакском районе есть одно городское и девять сельских поселений. В свою очередь они объединяют 37 населенных пунктов, где проживают более 24 тысяч человек. Жители района специализируются на выращивании зерна и молочно-мясном скотоводстве. Площадь угодий - 253,2 тысячи гектаров. Работают 9 сельскохозяйственных предприятий, около 400 фермерских хозяйств. Промышленность представлена добычей полезных ископаемых. Основные предприятия: ОАО "Александринская горнорудная компания" (разработка медно-цинкового месторождения), ГГПП "Южный рудник" (добыча пьезокварца). Недра района по-прежнему богаты драгоценными металлами, минералами и строительными материалами. Разведаны запасы гранита, мрамора, огнеупорной глины, слюды, пирита, песка, яшмы, щебня и кварца. 
В п. Придорожный проживают 85 казахов из них мужчин 48 человек и женщин 37 человек. Поселок создан как пятое отделение вновь организованного зерносовхоза « Нагайбакскийкий» в 1929 г. Топоним характеризует местоположение поселка вблизи дороги Челябинск Магнитогорск. После передан в совхоз «Остроленский». Первыми поселенцами были люди, приехавшие из Украины.
С областной трасы виден первый ряд современных двухквартирных коттеджей, за ними идут дома старой постройки. Имеются дома бетонно блочной конструкции. Главная проблема села дороги. Живут в этом небольшом населенном пункте пенсионеры и рабочие Остроленского СПК, дети и безработные. Выстроена здесь добротная начальная школа. В 2005 г. в ней обучалось 14 детей.
Рабочие места в основном отсутствуют, действует только бюджетная сфера школа детский сад, ФАП, и библиотека, и индивидуальные предприниматели. А также инвестор Ситно, который создал  рабочие места для двух десятков человек. Становление данной группы как  этноса может в целом считаться завершенной, и все остальные процессы составляют дальнейшую  этническую историю данного этноса.
Присутствуют бетоно – блочные дома, шпальные дома, бревенчатые дома. Обшитые сайдингом, кирпичем, перекрытия шифер, металочерепица.
Поселок Совхозный Раннее ранее поселок имел название «Имени» 50 летия Октября расположен в 30 километрах то районного центра села Фершампенуаз, в 10 км от г. Магнитогорска и в 270 км от Челябинска.
Располагается поселок в лесостепной зоне с наличием осиново – березовых колков. Вблизи поселка водоемов нет.
Историческое обоснования названия местных жителей связывают с моментом образования первого в районе совхоза и пятидесителетним юбилеем Октябрьской революции.
Год основания поселка Совхозный – 1929. На территории поселка расположен Александрийский карьер открытого акционерного общества – горнорудной компании.
Нагайбакского совхоза теперь не стало. Развалилось производство и на отделении: стоят разрушенные фермы, закрыта механическая мастерская. Техника расположена посреди улицы, поближе к домам, где за ней лучше догляд, чтобы не разворовали. Продолжает работать на селе начальная школа.
В   п. Совхозный (Пятьдесят лет октября) численность казахов составляет 7 человек из них четырех мужчин и трех  женщин. И так перечислим представителей казахского народа  и их роды:
Поселок Петровский расположен в западной части Нагайбакского района в 27 км от районного центра села Фершампенуаз, в 47 км от г. Магнитогорска, в 260 км от г. Челябинска.
Поселок находится в лесостепной зоне с наличием березовых колков. Рельеф территории холмистый. Гидрографическая сеть развита слабо, в районе поселка протекает несколько ручьев, пересыхающих в летнее время.
Поселок Петровский назван в честь первого управляющего отделением зерносовхоза Нагайбакский Георгия Захаровича Петрова, который за трудовые заслуги в 1925 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ушел из жизни 1928 г. и похоронен возле здания сельского дома культуры поселка Нагайбакский. Могила его памятник местного значения. Год основания – основания 1930. Первые поселены из Белоруссии.
Общая численность населения поселка  составляет  восемьдесят дворов, и двести пятьдесят человек. В поселке преобладают места общественного пользования два магазина, один клуб, одна школа (четыре класса) а также один ФАП, и одна библиотека. Преобладающие число казахских родов Бозбет шыны, Бозбет  шуылдак,  Бескрек шылдак, Бескрек аю табан и т д.
В   п. Пятьдесят лет октября численность казахов составляет 7 человек из них четырех мужчин и трех  женщин. И так перечислим представителей казахского народа  и их роды.
Поселок Арсламбавский расположен в 15 км западнее районного центра с. Фершампенуаз. До г. Магнитогорска 45 км, до областного центра г. Челябинска 265 км.
Поселок расположен в лесостепной зоне с равнинным рельефом территории. Гидрографическая сеть развита слабо, крупных водоемов нет. В 10 км от поселка находится озеро Башкирское.
Название поселку дано в честь одного из жителей: первого поселенца – Арсламбая.
Год основания – 1923. Единственное село в районе, где проживают люди в основном одной национальности – казахи.
В 1930 г. создан колхоз «Кызыл – Казах».
В 1970 г. колхоз «Кызыл – Казах» ликвидирован, на его базе основано четвертое отделение совхоза Нагайбакский, а с декабря 1999 г. – отделение Нагайбакского сельхозкооператива.
Годы основания казахского аула Арсламбаевский, документально не установлен. По воспоминаниям старожилов известно, что аул существовал как постоянное стойбище казахов еще до 1917 года.
п. Арсламбавский (Кызыл казах) численность казахов составляет тридцать шесть человек из них шестнадцать мужчин и двадцать женщин.
Материальный состав поселка составляет восемьдесят домов два магазина, один клуб, детский сад один, мечеть одна.
Рабочие места в основном отсутствуют, действует только бюджетная сфера школа детский сад, ФАП, и библиотека, и индивидуальные предприниматели. А также инвестор Ситно, который создал  рабочие места для двух десятков человек. Становление данной группы как  этноса может в целом считаться завершенной, и все остальные процессы составляют дальнейшую  этническую историю данного этноса.
Присутствуют бетоно – блочные дома, шпальные дома, бревенчатые дома. Обшитые сайдингом, кирпичем, перекрытия шифер, металочерепица.
Поселок Куропатинский. Поселок создан на месте нахождения Поповского хутора. Первоначально поселок Куропатинский заселялся казаками первого отдела Оренбургского казачьего войска. Заселение было плановым и проводилось в два этапа. На первом этапе в 1923 г. приехали три семьи согласно заранее разработанным правилам, утвержденным 28 февраля 1843 года императором Николаем 1. В июне 1903 года прибыла семья Тыщенкова из деревни Пономаревка Соль – Илецкого района Оренбургской губернии, две семьи прибыли из поселка Григорьевка, еще две семьи прибыли из поселка Ветлянка.
Второй этап прибыли в 1904 году. Расположен он на левом берегу реки Гумбейки в 45 км от ее истока, между поселками Касель и Остроленка. Расстояние до райцентра – 33 км вниз по течению. До областного центра – г. Челябинска – 250 км. До Верхнеуральска – 45 км, до г. Магнитогорска – 70 км.
Из местных строительных материалов имеются глина и песок. В направлении на юг и юго- запад в 6 км имеются возвышенности: «Острая гора» и гора «Беркутка». В поселке проживают 350 жителей из них 40 казахов.
Материальный состав поселка составляет одна школа три магазина один ФАП один детский сад.
Присутствуют бетоно – блочные дома, шпальные дома, бревенчатые дома. Обшитые сайдингом, кирпичем, перекрытия шифер, металочерепица.
В поселке Куропатинский проживают тридцать восемь казахов из них семнадцать мужчин и двадцать одна женщина.
 На современном  этапе развития этнографической науки возникает необходимость проведения таких исследований материальной  и духовной культуры этноса на месте проживания такие данные,  которые могли ли бы  дать возможность описать ее в виде ряда взаимосвязанных подсистем, каждая из которых выполняет  специфические задачи  адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды. К числу таких форм относятся жилище и поселение как организованный взаимосвязанный комплекс жилищ, с их необходимыми дополнительными территориальными формами, это прежде всего одежда и пища.
Это предполагает тесные связи  этнографии  с культурологией  призванной исследовать культуру теоретически  как определенный  целостный  феномен. Характеристика этноса как  культурной общности этноса делает необходимым  разграничение культуры этноса от этнической культуры. Культуру этноса можно определить как совокупность способов,  которыми институциионализируются различные  виды человеческой деятельности и которые обеспечивают функционирование  и развитие этноса  как социального  организма.  Этническая культура выражается в индивидуальном своеобразном сочетании различных элементов культуры. За исключением трех аспектов жизнедеятельности человеческого организма, которые имеют чисто биологический и физиологический характер.  Основные виды деятельности  по,  своему содержания общие для всего человечества.  Культура в целом представляет собой все объемлющий комплекс.
Этнографы в соответствии с классификацией культуры на материальную и духовную обычно относят составляющие КЖ к первой. Во-первых, материальная культура этим не исчерпывается, хотя в ряде исследований ее характеристик а и ограничивается описанием компонентов КЖ. Во-вторых, относясь в целом к материальной культуре, многие, если не все, компоненты КЖ имеют определенное выражение или отражение и в сфере духовной культуры. И наконец, не вполне корректно обычно даваемое или подразумеваемое обоснование такой классификации, согласно которому материальная культура охватывает материально воплощенные предметы культуры, а духовная — систему знаний, представлений и общественных норм.
Нам представляется, что в основу деления культуры на материальную и духовную должно быть положено различение двух функций, которые призвана выполнять культура соответственно направленности одних ее элементов на биофизическую сферу (в том числе и организм самого человека), а других — на духовный мир людей, на создание и психику в целом.
Для дальнейшего исследования необходимо подчеркнуть, что рассмотренный выше принцип выделения материальной и духовной культуры базируется на выявлении доминантных функций этих подсистем культуры. Данное обстоятельство очень важно в силу многофункциональности большинства элементов культуры и образуемых ими комплексов. В этой многофункциональности легко убедиться на примере КЖ и отдельных ее составляющих.
С этой точки зрения к материальной культуре следует отнести как систему средств воздействия на биофизическую сферу (орудия труда), так и систему средств физического обеспечения человеческой деятельности, т. е. то, что в своей совокупности было названо культурой жизнеобеспечения е. Что касается духовной культуры, то ее основными компонентами выступают системы средств регуляции человеческой деятельности (социо - нормативная и гуманитарная культуры), в том числе и система средств, производства и аккумуляции знаний (когнитивная культура).
Для дальнейшего исследования необходимо подчеркнуть, что рассмотренный выше принцип выделения материальной и духовной культуры базируется на выявлении доминантных функций этих подсистем культуры. Данное обстоятельство очень важно в силу многофункциональности большинства элементов культуры и образуемых или комплексов. В этой многофункциональности легко убедиться на примере КЖ и отдельных ее составляющих. Следует помнить, что любая классификация в той или иной мере условна и ведет к огрублению действительности. Однако без подобного огрубления вообще невозможен научный анализ объектов исследования.
Удовлетворение материальных и духовных потребностей собой интегрированный процесс, вычленение компонентов которого производится лишь путем логической и изолирующей абстракции. Это хорошо видно на примере выделенных комплексов КЖ.
Глава II. Родоплеменной состав поселений
казахов Нагайбакского района
Первые известные нам сведения о родовом составе Младшего жуза относятся к 1748.г. и принадлежат М. Тевкелеву. Приводя описание родоплеменного состава Младшего жуза, он пишет, что этот жуз составляет «сильный род ал- чин, а алчин разделяется надвое, т. е. каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал... Байулы против каракисяк посредственны, а исчисляется 12 родов, а имянно: адай, джаббас, алача, байбакты, берчь, маскар, тазлар, исентемир, алтин, шнхляр, черкес, тана... Желтиру, т. е. семь родов, в Меньшей орде — самые бессильные роды, а имянно: табын, тама, кердары, кереит, джагал байлы, тиляу, рамадан».
А. Левшин пишет, что «Малая орда состояла прежде из сильного племени алчин и семи малых родов, которые Тявкою (Тауке-хан.) соединены в поколение семиродское.
О происхождении большинства родов Младшего жуза и их этнической принадлежности сведений в исторической литературе содержится очень мало. В основном они сосредоточены в работе Н. А. Аристова и нередко носят лишь гипотетический характер, не будучи подкреплены сколько-нибудь убедительными источниками.
Одним из древних родов, вошедших в состав Младшего жуза, является род кердери. В свое время С. П. Толстов писал, что «Кердер — местность в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок». Основываясь на этом указании, П. И. Лерх и Н. И. Веселовский, и С. П. Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери.
Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров)— «адаи» (островитяне).
И это не единственные упоминания о даях. С. П. Толстов говорит, что «соседями хорезмийцев на юго-западе и северо-востоке являются племена дахов». В дореволюционной и советской исторической литературе генеалогическая структура рода адай никем не публиковалась. Единственные данные, приводимые М. Тынышпаевым, при проверке в этнографической экспедиции оказались далеко не полными. Большой интерес представляет история происхождения рода кереит. Первые известия о кереитах относятся к началу XII в. Следующее упоминание о кереитах уже как о роде, входящем в Младший жуз, мы находим у М. Тевкелева, которое относится к середине XVIII в., а затем у А. Левшина. Постоянно фигурирует этот род и в работах более поздних исследователей.
Надо полагать, что довольно древнюю историю имеет и род чумекей. Н. Аристов и Г. Грумм-Гржимайло считают их на основании восточных источников потомками обитавшего в VI в. между Барлыком и Тянь-Шанем племени чу-му-гунь, принадлежавшего к чуйским племенам. Первые достоверные сведения о роде чумекей содержатся в русских источниках и относятся к середине XVIII в. Следующее упоминание о роде чумекей в составе Младшего жуза принадлежит П. И. Рычкову, который считал их «знатнейшими в сей орде»
Из сведений записанных М. Тынышпаевым, видно, что род чумекей имел четыре подрода: конек, тока, асбан и бозгыл. В исторической литературе сведения о роде каракесек, входившем в Младший жуз, не содержатся.
Также очень интересна, для исследования, история рода байбакты. До настоящего времени история происхождения этого рода, как, впрочем и большинства родов Младшего жуза, остается невыясненной. Рассматривая родословную рода байбакты, мы видим, что в его третьем колене находится токсаба. Упоминание о роде токсаба содержатся в русских источниках XV в. и у Байбарса и Ибн-Холдуна где род токсаба значится первым.
Одним из самых многочисленных родов Младшего жуза является род берш. В известных нам источниках этот род впервые упоминается в 1748 г. в списках родоплеменного состава казахов Младшего жуза, составленных М. Тевкелевым. Род берш упоминается и в рапорте чиновника Ларионова, относящемся к 1829 г., и в списках родов, приводимых А. Левшиным. В более поздних источниках этот род встречается постоянно. Род насчитывает девять отделений: джаик, есенгул, каратокай, кулкеш, бегис, есен, жам- бырши, себек, бескаска. Род (берч — берш) существовал уже в XII—XIII вв. и входил в состав кипчаков. Роды байбакты и берш родственны, так и то, что оба они являются выходцами из племени кипчаков. Очень крупным и многочисленным в Младшем жузе был род шекты. Ранних известий о нем нами не обнаружено. Впервые этот род под именем шекты упоминается в русских источниках с середины XVIII в. По родословной, приводимой М. Тынышпаевым, шекты имеют лишь три отделения: арыс, баубек и жакаим.
Национальный состав Нагайбакского района в нем преобладают русские (42 процента), нагайбаки (37 процентов), казахи (12 процентов). Всего в районе проживают представители 12 национальностей. В настоящее время в Челябинской области Нагайбакского района проводится конкурс «Учитель Казахского языка», организуемый Челябинским областным объединением «казахский общественный центр Азамат» при поддержке Министерства Образования Совместно с Управлением по развитию языка Ккимата Костонайской области.
Говоря о родоплеменном поселении Нагайбакского района можно сказать, что на данный момент в них проживают представители таких родов как Бозбет жадыгер, Бозбет есенгельды, Бескрек шуылдак. Более подробно представителей этих родов, и фамилий можно рассмотреть в таблицах.
Населенный пункт Количество Мужчин Количество
Женщин Фамилии Роды
п. Придорожный 48 Мужчин 37 Женщин Аликулов А. С.
Аликулова А. Н.
Аликулов А. Е.
Аликулова Н. К.
Аликулов А. А.
Аликулова Г. А.
Аликулов О. А.
Аликулова М. М.
Аликулов Е. С.
Аликулов К. К.
Аликулов С. Е.
Аликулова Р. С.
Аликулов А. А.
Аликулова Л. И.
Алибаев Ж. С.
Алибаев Г. Г.
Бутургареев Ж. И.
Бутургареева М.
Бутургареев Б. М.
Бутургареева Р. И.
Калибаев А. М.
Калибаева А. К.
Калибаев С. А.
Калибаева А. К.
Калибаев Ж. М.
Калибаева К. Д.
Калибаева Р. М.
Калибаев А. М.
Макаев Л. Е.
Макева Р. А.
Макаев Ж. М.
Макаева К.
Нурманова Р. С.
Нурманов М. С.
Нурманова К. А.
Исмаилов А.
Кинжалин Н.
Нурманов Д. Х.
Нурманова А. К.
Нурманова С. Ж.
Нурманов Н. Т.
Нурманова М. А.
Сулеманов С. А.
Сулеманова Р. А.
Алищев А. К.
Алищева Г. А.
Нукаев С. А.
Нукаева Т. О
Нукаева С. М.
Ахиджанов С. О.
Ахиджанова Г.
Бутургареев С. И.
Бутургареев С.
Доминдарова Н. А.
Аденов К.
Ахиджанов С. Д.
Ахиджанова Т.
Нурманов А. С.
Нурманов Ж. Н.
Дусанова Б. А.
Алищев Ж. А.
Алищева Р. А.
Катаманов Н. Н.
Катаманова Н. А.
Катаманов Ж. Н.
Катаманов К. Н.
Нурманов Ж. Т.
Нурманова Г. С.
Хасанова Р. А.
Хасанов Д.
Алищев К. А.
Мендалин Е. К.
Мендалина К.
Жуменов С. Н.
Жуменова Е. А.
Бажаков Б. Г.
Бажакова Б. К.
Нукаева К. П.
Алилищев А. С
Алищева Р.
Хасанов Б. Д.
Хасанова Ю.
Хасанов Р. Д.
Хасанова А. А.
Хасанов Г. Д. Боз бет жадыгер
Боз бет есенгельды
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Бескрек шуылдак
Бескрек шуылдак
Боз бет жадыгер
Кипчак есерлы
Бескрек шуылдак
Есыркожа
Бескрек шуылдак
?
Боз бет жадыгер
?
Жаппас жылгельды
?
Сары бай лы
?
Есер кожа бай лы сары
Боз бет шыны
Кипчак
Боз бет шыны
Бай лы сары
Боз бет шыны
Боз бет шыны
Боз бет шыны
Боз бет шыны
Боз бет шыны
Боз бет есенгельды
Бескрек шуылдак
Бозбет есенгельды
?
Есыркожа
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Боз бет шыны
Кипчак
Бескрек шуылдак
Кипчак
Боз бет есенгельды Бескрек шуылдак
Жаппас
Кипчак балта
Бескрек шуылдак
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Бескрек шуылдак
Бозбет есенгельды
Кипчак
Боз бет есенгельды
?
Бай лы сары
?
?
Боз бет есенгельды
Боз бет есенгельды
?
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Бескрек шуылдак
Бескрек шуылдак
?
Боз бет жадыгер
Боз бет жадыгер
Боз бет жадегер
Боз бет жадыгер
Бескрек аютабан
Кипчак балта
Бескрек шуылдак Бескрек шуылдак
Есыркожа
Бал кожа
Жаппас сары
Шуылдак бескрек
Шуылдак бескрек
Бескрек шуылдак Аютабан
Бескрек шуылдак
Бал кожа
?
Бескрек шуылдак
Русская
Бескрек шуылдак
?
Бескрек шуылдак
Дворов 81  326 жителей
Школа 1 – 4 класса
Клуб + библиотека 1 + 1
Магазин 3
Детский сад 1 20 детей
Спортивный зал 1
ФАП 1
Населенный пункт Количество
Муж Количество
Жен Фамилии Роды
п. 50 лет Октября
Нагайбакский район. Мужчины 4 Женщины 3 Баймухаметов А. И.
Баймухаметова Р. А.
Баймухаметов Г. И.
Баймухаметова
Сарсенбаев Х.
Сарсенбаев М.
Бисенов С.
Бисенова Д. Бескрек
Бозбет есенгельды
Бескрек
?
Жадыгер бозбет
Жадыгер бозбет
Бескрек
Ак кожа
Дворов 100
Школа 1 (4 класса)
Детский сад 1
ФАП 1
Магазин 1
Клуб нет

Населенный пункт Количество
Муж Количество Жен Фамилии Роды
п. Петровский Мужчины 19 Женщины 17 Аликулов К. М.
Аликулова Г. С.
Аликулов Ж. А.
Аликулова К. Д.
Байбатыров М. А.
Байбатырова С. Ж.
Ищанов С. С.
Ищанова К. Б.
Ищанов Т. И.
Ищанов Ж. С.
Бажаков Ж. И.
Бажакова М. И.
Жабаков Р. А.
Жабакова У. Т.
Камышев Т. О.
Камышева Р. К.
Нукаев А. Г.
Нукаева С. А.
Каидауров Ж. Н.
Каидаурова А. А.
Тургогалева Ж.
Танчук Н. М.
Жабаков Р. Р.
Жабакова А. К.
Бикмурзин Н. Е.
Бикмурзина М. В.
Бикмурзин У. Е.
Бикмурзина Г. А.
Биисов С. Д.
Биисова Б. И.
Саусенбаева Д. Т.
Кинжибаева М. Т.
Кинжибаев А.М.
Бурантаев Р. А.
Бурантаева Н. С.
Кандауров С. Ж. Бескрек шуылдак
Боз бет жадыгер
Бескрек шуылдак Есыр кожа
Боз бет кара айгыр
Ак кожа
Бескрек шуылдак
Боз бет есен гельды
Бескрек шуылдак
Ак кожа
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Есыр кожа
Бескрек шуылдак
Бескрек шуылдак
Боз бет шыны
Боз бет шыны
Ак кожа
Боз бет шыны
Кипчак каратчак
Бескрек шуылдак
Моло тау тай ляк
Боз бет шыны
?
Боз бет шыны
?
Бескрек ала калпак
Бескрек шуылдак
Ак кожа
Бескрек
Бескрек киык шы
Бозбет шыны
Бескрек шуылдак
Бозбет шыны
Дворов 80 250 жителей
Клуб 1
Магазин 2
Школа 1 (4 класса)
ФАП 1
Библиотека 1

Населенный пункт Количество
Муж Количество
Жен Фамилии Роды
п. Кызыл казах (Арсламбавский) Мужчины 16 Женщины 20 Аликулов С. М.
Аликулова Р. М.
Аликулов Р. М.
Алиулова Ж.
Аликулов К. М.
Аликулова К. Б.
Аликулова Р.
Калиева Б. К.
Калиев К. С.
Калиева (Люба)Улбике А.
Бурантаева Б. С.
Бурантаева К. С.
Урдабаева Т. С.
Урдабаева С. Е.
Жапаров Н. У.
Дербисов М. С.
Екулов С. А.
Екулова Ж. К.
Сеилов М. Х.
Сеилов Г. К.
Мусабаев М. К.
Мусабаева Б. Ж.
Таймасов А.К.
Таймасова Д. С.
Алищев К. С.
Алищева Ш. М.
Бурантаев Е. И.
Бурантаева К. М.
Ваеева К. Н.
Урдабаева Б. А.
Алищева К. Д.
Дербисов Ж .В.
Дербисова Г.
Шаунов К. С.
Шаунова М. Т.
Бескрек шылдак
Кипчак есерлы
Ескрек шуылдак
Есыркожа
Бескрек шуылдак
Бозбет шыны
Бескрек шыны
Бескрек аю табан
Бозбет шыны
Бозбет шуылдак
Бозбет шины
Бозбет шуылдак
Бозбет шины
Бозбет шуылдак
Бозбет шины
Бозбет шуылдак
Бозбет шины
Бозбет аю табан
Бескрек шуылдак
Бозбет шины
Бозбет шины
Кипчак
Бозбет шины
бозбет шины
Бескрек шуылдак
Есыркожа
Бескрек шины
Бекрек шуылдак
Жаппас
Бескрек киыкши
Кипчак балта
Бескрек шулдак
Бозбет шины
Бозбет шины
Бескрек шуылдак
Дворов 85
Магазин 2
Клуб 1
Детский сад 1
Школа 1 (9 классов)
Мечеть 1

Населенный пункт Количество Муж Количество Жен Фамилии Роды
п. Куропатинский Мужчины 17 Женщины 21 Байбатыров А. Е.
Байбатырова С. А.
Байжанов Т. Н.
Байжанова А. С.
Телемисов Т. Н.
Телемисова Р. А.
Бисенбаев С. Н.
Бисебаева Г. К.
Кульмухаметов У.К
Кульмухаметова К. Н.
Юсупов Т. А.
Юсупова Ж. М.
Курманбаев Д.
Курманбаевна П. П.
Танов Х. Ж.
Танова Г. Х
Букенов А. Н.
Букенова К. А.
Букенов А. Н.
Танов Г. Ж.
Танова Д.К.
Исергепов А.
Исергепова К.
Танова С. И.
Телемисова А. Н.
Телемисова К. Ш.
Кульмухамбетов С. Ж.
Кульмухамбетова Г. Н.
Кульмухамбетов С. У.
Кульмухамбетова Ж.
Байбатыров Т. А.
Байбатырова К. Б.
Байбатыров К. А.
Байбатырова А. С.
Кульмухамбетова Г. Б.
Ихласов А. М.
Бесенбаев М. Г.
Бесенбаева Ш.З.
Жаксыбаев Е. К.
Жаксыбаева Р. Бескрек кара айгыр
Бескрек шуылдак
Есенерлы кипчак
Бескрек аютабан
Бескрек аю табан
Ескерны кипчак
Бескрек аю табан
Бескрек аютабан
Бескрек шуылдак
Бескрек аютабан
Боз бет жадыгер
Боз бет кара айгыр
Бескрек шуылдак
?
Есенерлы кипчак
Боз бет шыны
Шыны бескрек
Бозбет кара айгыр
Шыны бескрек
Есенерлы кипчак
Боз бет шыны
Кипчак есенерлы
Бескрек ала калчак
Бозбет жадыгер
Бескрек аю табан
Боз бет есен гельды
Бескрек аю табан
?
Бескрек аю табан
?
Боз бет кара айгыр
Боз бет исен гельды
Боз бет кара айгыр
Боз бет исен гельды
Бескрек аю табан
Бескрек аю табан
Бескрек аю табан
Боз бет кара айгыр
Бескрек аютабан
Дворов 95 жителей 350
Школа 1
Клуб 1
Детский сад 1
ФАП 1
Магазина 3

Заключение
Таким образом, сегодня исторические исследования ученых этнографов основаны на синтезе методологий с различными подходами. Вместе с тем получили распространение новые методологические комплексы, которые усложняют выбор исследователя, но в то же время дают возможность для повышения эффективности исследования историка. Определяющим ориентиром новейших теоретико-метологических исканий является цивилизационный подход со свойственным ему учетом много вариантности, параллелизма, разноплановости исторического развития.
На современную историографию казахского народа Нагайбакского района оказывают влияние определенные факторы. Обращение к национальной истории на постсоветском пространстве вызвано потребностью отказаться от имперско-великорусской традиции, интернационализма советской эпохи и возродить традиционные картины мира отдельных наций. С обретением независимости начался поиск своих исторических корней, этнической, социальной и политической идентификации, для которой характерен национальный этноцентризм.
Процесс познания исторического прошлого в той или иной степени опосредован основными понятиями, представлениями массового сознания, стремлением политической элиты к эгоцентризму.
Усердия по поводу возрождения национальных историй не учитывали того, что под видимой завесой «национальных интересов», ставших мощным методологическим инструментом многие, особенно непрофессиональные историки, не увидели их сущностного содержания и критериев, их непосредственную связь с государственными приоритетами. «Национальные интересы» как осознанное целое возникают и проявляются на стадии формирования самостоятельного гражданского общества и правового государства. Истинное величие, благополучие народа и государства заключаются вовсе не в возвеличивании себя и самоутверждении через достижения исторического прошлого. Историю можно переписывать тысячу раз, и она не перестанет быть национальной. Другое дело, что историческое наследие через призму национальных интересов должно выражать совокупность социальных интересов разноуровневого характера. Поскольку последнее и есть основа формирования стратегии любого государства, направленной на создание оптимальных внутренних и международных условий для развития своей нации. История нужна нации, которая является отражением двуединства общества и государства.
Усердия по поводу возрождения национальных историй не учитывали того, что под видимой завесой «национальных интересов», ставших мощным методологическим инструментом многие, особенно непрофессиональные историки, не увидели их сущностного содержания и критериев, их непосредственную связь с государственными приоритетами. «Национальные интересы» как осознанное целое возникают и проявляются на стадии формирования самостоятельного гражданского общества и правового государства. Истинное величие, благополучие народа и государства заключаются вовсе не в возвеличивании себя и самоутверждении через достижения исторического прошлого. Историю можно переписывать тысячу раз, и она не перестанет быть национальной. Другое дело, что историческое наследие через призму национальных интересов должно выражать совокупность социальных интересов разноуровневого характера. Поскольку последнее и есть основа формирования стратегии любого государства, направленной на создание оптимальных внутренних и международных условий для развития своей нации. История нужна нации, которая является отражением двуединства общества и государства.
Работая над исследованием, для нас проясняется картина по численности казахского этноса в Челябинской области выглядит следующим образом. По данным переписи 1989 года областного Управления статистики в Челябинской области казахов всего 33230 человек. Исторически значительная доля казахского населения области сложилась в южных районах.
В настоящее время в Челябинской области Нагайбакского района проводится Конкурс «Учитель казахского языка», организуемый челябинским областным общественным объединением «Казахский общественный центр «Азамат» при поддержке Министерства образования совместно с Управлением по развитию языка Акимата Костанайской области, походит в области второй год.
По словам председателя казахского общественного центра «Азамат» Хасанова, основная цель мероприятия – это повышение интереса общественности к вопросу изучению родного языка и стимулирование дальнейшего профессионального роста учителей казахского языка.

Список используемой литературы
1. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие
2.Абулгази. Родословная туркмен. Пер. А. Кононова. М.—Л., 1958.
3.Аргынбаев Х.А. Казахи. - Алматы: "Казахстан", 1998
4.Артыкбаев Ж.О. 12 лекций по истории Казахстана. - 2-е изд. - Астана: "Фолиант", 2001
5.Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья. Фрунзе, 1918
6.Бартольд В. В. История турецко-монгольских народов. Ташкент, 1927.
7.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. Редактор А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., "Советская Энциклопедия", 1973
8.Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений, т. 1, 1961
9Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926.
10.Грумм-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бей-Шаня в связи с историей стран Азии. СПб., 1898
11.Итоги Всероссийской переписи населения. В 14 т. Т.14. Основные итоги. – М.: ИИЦ "Статистика России", 2004
12.Итоги Всероссийской переписи населения. В 14 т. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство. – М.: ИИЦ "Статистика России", 2004
13.«Казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв.» Сб. документов и материалов. Алма-ата, 1961
14.К а р п и н и П. История монгалов. В кн.: «Путешествие в восточные страны Глано Карпини и Рубрука». М., 1958.
15.Кабузан В.М. Народы России в 18 веке. Численность и этнический состав. – М., 1990
16.Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая. – Алма-Ата: "Наука", 1986
17.Ларина Е.И. Казахи в России // Родина. – 2004. - №2
18.Ларина Е.И., Е.П. Бурыгин. Общая этнография (этнология). Курс лекций студентам исторического факультета Казанского университета. М., 2001
19.Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей (под общей редакцией академика М.К. Козыбаева). – Алматы: "Санат", 1996
20.Масанов Н. Реноме кочевников. – Алматы, 2005
21.Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва, 1995
22.Материалы по истории Казахской ССР (1785 — 1828)», т. IV, М.—Л.. 194023.Моисеев А. Потомки белых лебедей. Казахи. // Южноуральская панорама. – 09.07.2009.
24.Национальный состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года. М., 1990
25.Народы России. Энциклопедия. / Ред. В. Тишков. – М.: "Большая Российская энциклопедия", 1994
26. «Прошлое Казахстана в источниках и материалах». Алма-Ата, 1935.
27Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. – Уфа: "Китап", 1999
28.Рыбалко А.А. «Казахи». / /. «Национальный состав населения
Челябинской области, /по данным Всесоюзной переписи населения -1989.Госкомстат РСФСР, Чел. областное управление статистики, Челябинск – 1990г
29.Султанов Т. Кто такие казахи // Родина. – 2004. – № 2
30.Сихарулинов Т. Д. История Казахстана с древнейших времен до конца 18 века. – Москва, 1986
31.Tатищев В. Н. Избранные труды по географии России. М., 1950
32.www.etnolog.ru
33.www.kz.ethnology.ru
34.www.up74.ru
35.www.inosmikz.com
36.www.kazakh.ru
37.www.istrodina.com
38.www.mdn.ru
39.ru.wikipedia.org
40.www.zonakz.net
41.sej.ucoz.kz
42.www.qazaquni.kz
43.www.book-chel.ru
44.www.dissercat.com
45.www.turklib.uz
46.www.history.kz
47.kan1y.narod.ru


Приложенные файлы

  • docx 5043972
    Размер файла: 53 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий