Крупнейшие представители русской науки и культуры XVIII в исторические портреты


Содержание разделов:
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Тенденции развития культуры и науки ХVIII века в Российской империи……………………………………………………………4
1.1. Особенности развития науки……………………………………….4
1.2. Особенности развития культуры………………………..……….....9
Глава 2. Исторические портреты представителей науки и культуры Российской империи ХVIII в………………………………………..…………16
2.1. Представители русской науки ХVIII в………………….…………16
2.2 Представитель русской культуры ХVIII в………………….………18
Заключение………………………………...…………………….………22
Список использованных источников и литературы……….……….24
Введение
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" , русская наука и искуство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.
Актуальность выбранной темы, заключается в том, что петровские реформы дали мощный толчок к развитию науки и культуры. С развитием системы образования стало последствием «прорубного окна в Европу». Активно начинается развитие науки и культуры появились яркие представители которые стали при жизни извесными нен только в империи, но и за её пределами.
Цели данной работы. Во-первых, показать насколько в XVIII в. изменилась Российская империя, какие успехи в развитии она совершила всего за один век, и какую роль в этом играет Запад. Во-вторых, показать переход от религиозной культуры к светской. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах.   В архитектуре, в скульптуре, в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. XVIII в. в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. 
Русская культура и наука второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.  Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм, который продолжал характеризовать культурный процесс до середины XVIII в. Его идейной основой была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии. Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса.
Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры и науки, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.  Задачами данной темы, являются изучение крупных представителей культуры и науки в XVIII в.

Глава 1. Тенденции развития культуры и науки ХVIII века в Российской империи.
1.1. Особенности развития науки
Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны.
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо и необыкновенно"[1]. В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра.
Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев.
Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии.
Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве на Красной Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали пьесы иноземных авторов[2]. Позднее возник театр, где ставились спектакли на современные темы, прославлялись победы российского оружия в Северной войне.
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало".
В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои города. Более того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Многие исследователи говорят о культурном конфликте как следствии петровских реформ.
Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные задачи в области образования.
В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников; помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования.
В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, самовластие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый.
Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения[4].
Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". В 1764 г. императрица утвердила разработанное Бецким "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц". Для разночинцев - училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях.
Однако в соответствии с проектом в России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.
Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания.
Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом - создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.
Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись: Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека[5].
Для изучения страны Академия наук организовывала многочисленные научные экспедиции. Особенно плодотворной оказалась вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) во главе с капитаном-командиром Витусом Берингом (1681-1741). В ходе экспедиции были открыты пролив, названный по имени начальника экспедиции Беринговым, и северо-западная Америка, всесторонне исследована Камчатка. Описаны северные берега Сибири, на контурную карту нанесены Курильские острова и Северная Япония.
Изучение страны продолжили академические экспедиции 1768-1774 гг., организованные с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России.
В свою очередь, развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков, инструментов.
Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII веке получила история.
1.2. Особенности развития культуры
XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.
Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. За Навигацкой школой появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.
Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".
К последней трети ХVIII века новая, светская культура достигла своей зрелости, образовалось значительное накопление духовных богатств в виде "опредмеченных" результатов культурной деятельности. Это - новый архитектурный облик городов и отдельных зданий, школы, гимназии, Московский университет, Академия наук, журналы, книги и т.д [6]. К концу ХVIII века появляется целый слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие.
Появилось понятие "просвещённый читатель". Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, "отечественным нравам". В определенной степени можно говорить и о невежестве значительной части дворянства. Такое положение в стране тревожило просвещённых русских людей, об этом можно судить по дневниковым записям, мемуарам, частной переписке, статьям в журналах.
Ещё одна проблема, которая начинает волновать "просвещённого читателя", - это крестьянский вопрос. Он тогда лишь для немногих стоял как вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или хотя бы ограничении их повинностей помещику и государству. Гораздо больше общество занимал его гуманистический аспект: отношение к крестьянину как к личности, интерес к его внутреннему миру, культуре.
На фоне этих процессов в Россию проникают из Европы идеи Просвещения. В России эпоха Просвещения имела свои особенности.
Одной из характерных черт русского Просвещения было "вольтерьянство". Особенно много переводили и печатали произведения Вольтера. "Вольтерьянство" понималось в ХVIII веке как синоним вольнодумства. Идеи Вольтера и других просветителей оказались созвучны самым разным представителям русского общества благодаря смелой и яркой постановке ими проблем человеческой личности, её суверенитета, благодаря новым подходам к морали, проблемам воспитания.
Произведения просветителей не просто вызывали любопытство в русском обществе, но внимательно изучались, использовались в идейных и литературных спорах, становились фактами общественной жизни и культуры.
Русское Просвещение родилось на русской почве и отвечало на вопросы русской жизни, поэтому мы не можем ждать от него в XVIII в. и в начале XIX в. такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению, тем более его левому крылу. Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали существующие общественные отношения как неизбежные. Они могли страдать от несправедливостей, от произвола судейских и прочих чиновников, но они не выступали против сложившегося порядка вещей.
Типичными чертами русского просветителя были отвращение к помещичьему произволу и "чувствительность к крестьянскому сословию", неприятие наиболее отвратительных проявлений крепостнической морали. Важно выделить такую черту, как активность, стремление измерить положение вещей к лучшему.
Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского. Неодновременным был процесс становления этого стиля в культуре России. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе. Русский классицизм, подчиняясь общим закономерностям стиля, имеет свои особенности.
Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I. Новая русская литература была пронизана наступательным духом, полным общественного, гражданского пафоса. В центре внимания русского классицизма находилась не античность с её внеисторическими героями, а сама суровая российская действительность.
Главное в идеологи классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности.
Русский классицизм воспринял от Просвещения идею просвещенного абсолютизма. Государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх, стоящий выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующих от каждого из них честной службы на благо всего общества. Петр I являлся для классицистов примером такой личности.
В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось знанию, просвещению. Защите "учения", пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово "просвещённый" означало не просто образованного человека, но человека - гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество" же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.
Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.
Творческий метод классицизма строился на основе рационалистического мировоззрения. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять. Высокие жанры - это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры - комедия, басня, эпиграмма. Трагедия тяготела к высоким жанрам, сатира - к низким.
В 80 - 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников.
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм - направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству.
Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. В отличие от классицистов, прославлявших государственную власть и человеческий разум, сентименталисты обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами литературных произведений в сентиментализме стали роман, дневник, путевые заметки.
Достижения русской литературы создавали благоприятные условия для театрального искусства. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр. Одновременно театр появился в Москве: его составили актеры-любители из числа слушателей Московского университета и артисты итальянской комической оперы Локателли. Однако московский театр просуществовал недолго: большая часть артистов в 1761 г. была переведена в Петербург.
Изобразительное искусство во второй половине XVIII века развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Художники и скульпторы доступными им средствами стремились решить важные общественные проблемы. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж.
В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета.
В XVIII веке формируется новый для России вид искусства -скульптура. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э.М. Фальконе (1716-1719).
Архитектура классицизма составляет одну из замечательные страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были Василий Иванович Баженов (1737-1799) и Иван Егорович Старов (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге).
Особенностью градостроительства того времени было развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий государственного и общественного назначения. По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на центральной площади помимо собора возводились присутственные места и торговые ряды, ставшие приметами новой общественно-политической и экономической жизни. Город становился средоточением новой культуры, здесь возникли новые социокультурные учреждения.
Глава 2. Исторические портреты представителей науки и культуры Российской империи ХVIII в.
2.1. Представители русской науки ХVIII в.
Крашенинников Степан Петрович (1711-1755)
Первый русский академик, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки. С 1733 по 1736 гг. изучал Сибирь. С 1738 по 1740 гг. занимался всесторонним исследованием Камчатки.
Длина пройденных, учтенных маршрутов путешественника составила 1700 км по побережью и 3500 км во внутренних районах полуострова. В результате был собран уникальный естественно-исторический материал.
Ученый подробно описал природные условия, рельеф местности полуострова, проследил течение крупных рек. Охарактеризовал ряд озер, заливы и несколько бухт.
Самостоятельно исследовал почти все крупные вулканы Камчатки. В районе р. Паужетки открыл и впервые описал полуметровые гейзеры. Тщательнейшим образом ученый изучил жизнь коренных жителей Камчатки, их нравы, обычаи, суеверия. Всего за четыре года работы на полуострове недавний студент Крашенинников превратился в универсального ученого, который смог утвердить себя как геолог и географ, как ботаник и зоолог, как историк и этнограф, метеоролог и лингвист. В 1743 г. вернулся в Петербург. В 1745 г. был избран адъюнктом Петербургской АН. В 1750 г. назначен профессором (академиком) натуральной истории и ботаники[10].
В 1755 г. закончил свою книгу "Описание земли Камчатки". С этой книгой связано зарождение русской науки: первая в истории России научная академическая монография, первая русская региональная энциклопедия. В то же время это было первое в русской и мировой научной литературе исследование о Камчатке, посвященное ее географии, естественной истории, описанию быта и языков местных народов, образец комплексного страноведческого описания малоисследованной территории, образец русского литературного языка того времени.
Иван Иванович Ползунов (1728-1766)
Гениальный русский изобретатель-самоучка, один из создателей теплового двигателя и первой в России паровой машины.
С 1748 г. он работал в Барнауле техником по учету выплавки металла, а в 33 года был уже одним из руководителей завода! В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд. Лишь воздуходувные меха да молоты для ковки металла приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и производство зависело от капризов погоды. Стоило обмелеть заводскому пруду — и останавливалось производство. Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости — ручной труд   и   водяной  двигатель  заменить «огненной машиной». Он разработал чертежи двухцилиндровой паровой машины[2].
Пришлось И. И. Ползунову одновременно создавать инструменты и токарные станки «на водяном ходу» для обработки металла, учиться самому, учить мастеровых и строить машину. И в таких условиях все детали паровой машины были изготовлены всего за 13 месяцев. Некоторые весили до 170 пудов. Машина была собрана. Но увидеть ее в работе И. И. Ползунову не пришлось,— он умер, сломленный непосильным трудом и болезнью, 27 мая 1766 г., а его детище было пущено в эксплуатацию 7 августа. Всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Обращались с машиной хозяева варварски. В ноябре случилась по недосмотру течь котла. Вместо того чтобы произвести несложный ремонт, машину остановили... навсегда, а через несколько лет разобрали. Дело Ползунова на десятки лет было предано забвению. Лишь в XX в. имя гениального изобретателя было заново вписано в историю отечественной техники.
2.2 Представитель русской культуры ХVIII в.
Баженов Василий Иванович (1737-1799)
Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-75) дворца для Московского Кремля. Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Баженова тяжёлым ударом [9].
Но частично свои градостроительные идеи Баженову удалось осуществить в доме Пашкова в Москве. Баженов перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля, что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Баженова,праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени.
Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. и впервые проявившееся у Баженова в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве, вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне, а также усадебной церкви в Быкове под Москвой фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях.
Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др.
Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге, создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Баженов всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы.
Баженов одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Баженова был издан русский перевод Витрувия.
Поповский Николай Никитич (1730‐1760)
Особенные успехи проявил в изучении философских наук, в 1753 г. получил звание магистра и после открытия Московского ун-та был назначен ректором университетской гимназии. В день торжественного открытия Московского университета 26 апреля 1755 г. Поповский прочел на латинском языке речь "О содержании, важности и круге философии", он начал свой курс лекций по философии. В этом же году она на рус. языке была издана Ломоносовым в "Ежемесячных сочинениях". Основным тезисом речи было утверждение, что "нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно". В 1756 г. был избран проф. элоквенции (красноречия), после чего обратился к одному из основателей Московского ун-та - графу И. И. Шувалову с дидактическим соч. "Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества". Особую известность П. приобрел как переводчик с древн. и европейских языков: "Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам" (1753), "Мысли о воспитании" Дж. Локка (в 2 ч., 1759-1760), "Опыт о человеке" А. Попа (1757). Ряд речей П. не были опубликованы и не сохранились: "Речь о несправедливом презрении нравоучительной философии, особливо у древних философов, прежде Сократа бывших" (1753), "Речь о преизяществе красноречия" (1756), "Речь о преимуществе монархии пред аристократией и демократией" (1758). В своих лекциях и соч. П. постоянно подчеркивал всеобщий характер философии уже в силу одного того, что от нее зависят все формы познания, она "мать всех наук и художеств"[7].
Особенно озабочен он было пределением предмета философии. Таковым, по его мнению, были главные законы всей Вселенной, благодаря культурным самые сокровенные от простого понятия вещи в ясном виде показываются, самые отдаленные от очей наших действия натуры во всей своей подробности усматриваются и все, "что ни есть на земле и под землею", рассматривается как части чудного и великолепного храма, включающего Вселенную, земную природу и человека. Важной проблемой для П. была забота о формировании философской терминологии в России, в к-рой ввиду огромных земельных пространств нашему любопытству могут открыться "многообразные натуры действия". Если римляне могли заимствовать философскую терминологию у греков, то русские, считал он, вполне могут делать подобные заимствования и у греков, и у римлян, и у др. философски развитых народов. Важной характеристикой философствования П. была попытка "сращения" философских понятий, усвоенных им в Славяно-греко-латинской академии, с комплексом естественно-научных представлений западноевропейской науки.
Заключение
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Культура и наука выходило на общеевропейские пути развития. Ее представитель стают известными за пределами империи.
В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новую культуру и науку, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.
Список использованных источников и литературы
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
Виргинский В. С. Иван Иванович Ползунов, 1729-1766 / ред. Ламан Н. К.. — М: Наука, 1989. — 173 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. Т.2.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.
Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.
Лотман Ю. М, Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992-1993 (T. I- Слово о языке в культуре Просвещения; Т. II -Руссо и русская культура XVIII - нач. XIX веков).
Модзалевский Л. Б.  Ломоносов и его ученик Поповский (О литературной преемственности). — В кн.: «XVIII век. Сборник 3», М.—Л., 1958, с. 117.
Очерки русской культуры XVIII века: В 4-х т. M., 1990. T.4.
Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799—1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. — 160 с.
10. Шишкин В. С. С. П. Крашенинников — первый русский академик биолог (1711—1755 гг.) / В. С. Шишкин // Биология в школе. — 1997. — № 6. — С. 17-20.


Приложенные файлы

  • docx 7089367
    Размер файла: 53 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий