Тема 2. Общественный строй франков в эпоху «Салической правды»


Тема 2.ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ В ЭПОХУ«САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
«Салическая правда» как исторический источник.
Основные виды хозяйственной деятельности франков.
Формы собственности на землю и землепользования.
Типы семьи у франков.
Характеристика общины этой эпохи.
Имущественное и социальное расслоение во франкском обществе по «Салической правде» и «Рипуарской правде».
ЛИТЕРАТУРА
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 19, с. 402—404, 417—419.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— Там же, т. 21, гл. VII, VIII.
Энгельс Ф. Марка.— Там же, т. 19, с. 332—335.
Энгельс Ф. Франкский период.— Там же, с. 495—498.
Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII веков. М., изд-во АН СССР, 1956,гл. 1, 2, § 1 и особенно гл. 3, а также с. 253—254, 387.
Неусыхин А. И. Собственность и свобода в варварских правдах. (Очерки эволюции варварского общества на территории Западной Европы в V—VIII вв.) В кн.: Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., Наука, 1974, гл. 1.
Грацианский Н. П. К толкованию термина villa в «Салической правде». — В кн.: Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. Сб. статей. М., изд-во АН СССР, 1960.
Грацианский Н. П. О материальных взысканиях в варварских Правдах.— Там же.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
«Салическая правда» принадлежит к числу варварских Правд — сборников, фиксирующих старинное обычное право варварских народов (вестготов, бургундов, саксов, баваров и других германских племен). Она представляет собой запись судебных обычаев салических, т. е. приморских, франков расселившихся в IV—V вв. на территории Северной Галлии и создавших затем обширное Франкское государство. Древнейший текст «Салической правды» (не сохранившийся и дошедший до нас в рукописях VIII—IX вв.) был составлен и записан, по всей вероятности, между 507 и 511 гг., т. е. в последний период царствования франкского короля Хлодвига. Судебник написан на испорченной латыни и содержит в ранних редакциях большое число франкских терминов.
«Салическая правда» записана по распоряжению государственной власти. Последняя еще не в состоянии уничтожить обычаи, возникшие в период родового строя, но она вносит в судебник и новые правовые постановления, отражающие интересы все более усиливающейся франкской знати. Поэтому «Салическая правда» является важным источником, который дает возможность изучить переходный период от первобытнообщинного строя к феодальному.
Наиболее полно в ней отражены архаические отношения, существовавшие у франков в период, предшествовавший завоеванию Галлии (родо-племенной строй в последней стадии его разложения, т. е. этап развития, следующий за тем, который переживали древние германцы эпохи Тацита). Эти отношения во многом сохранились у рядовых франкских общинников и во время фиксации судебника. В значительно меньшей мере «Салическая правда» позволяет проследить возвышение королевской власти, начавшееся после поселения франков в Галлии, и создание предпосылок для последующего раскола общества на классы. Положение знатных лиц — приближенных короля, состояние крупного землевладения у франков отражены в «Правде» лишь в небольшой степени. Еще меньше сведений содержится в ней относительно разных прослоек местного галло-романского населения. Это объясняется тем, что процесс слияния франков с галло-римлянами шел вначале очень медленно, тем более что франки не отнимали у местных жителей части земель, а селились отдельно, на пустующих землях.
При изучении «Салической правды» возникают большие трудности. Поскольку это источник юридического характера, многие стороны жизни франков в нем не освещены. Формулировки лаконичны и подчас неясны. Структура «Правды» хаотична, перечисление серьезных и незначительных преступлений, полагающихся за них штрафов и вергельдов лишено последовательности. При работе студент должен выписать и сгруппировать относящиеся к интересующему его вопросу титулы и параграфы, дополняющие друг друга. В ряде случаев полезно сопоставить титулы, в которых один и тот же термин имеет разное содержание: например, установить, где термин «вилла» означает деревню, а где — дом общинника.
Многие титулы «Салической правды» дают возможность охарактеризовать состояние земледелия и других. отраслей. хозяйства франков после того, как они поселились на территории бывшей римской провинции Галлии. Нужно проследить, в чем заключается прогресс в сфере агрикультуры по сравнению с уровнем, достигнутым древними германцами к эпохе Тацита, определить, появились ли какие-либо новые отрасли хозяйства, какими сельскохозяйственными орудиями пользуются франки при обработке земли и пр.
Важно выяснить, с одной стороны, объем прав отдельных общинников на пользование пахотной землей, угодьями (лес и луг), с другой стороны — объем прав самой общины как верховного собственника земли (в частности, в отношении переселенцев в данную деревню). Таким образом, студент выявит основные этапы эволюции форм собственности на пашню и землепользования. Важную стадию этой эволюции отражает эдикт Хильперика (вторая половина VI в.). Ее конечным моментом явилось оформление в конце VI — начале VII столетия позднего земельного аллода — частной собственности на пахотную землю, т. е. полного права ее отчуждения.
С вопросом о первом этапе формирования аллода тесно связан вопрос о стадии развития общины. Для его исследования нужно привлечь дополнительно главы «Правды», говорящие о возможности поселения в деревне пришлых людей. Далее надо обратить внимание на главы, свидетельствующие о наличии большой семьи, в некоторых титулах выступающей еще как единый производственный коллектив, и в то же время отметить, какие титулы указывают на начало ее распада и выделение малой семьи. При определении типа общины следует исходить из классификации общины, данной К. Марксом в «Набросках ответа на письмо В. И. Засулич».
Не меньший интерес представляет проблема имущественного расслоения среди франков-общинников. Останавливаясь на причинах развивавшейся дифференциации, студент должен выяснить характер индивидуальной собственности общинников на движимое имущество, ибо обладание движимостью было одним из факторов, создававших типичный для общины дуализм. Надо найти и проанализировать титулы, которые показывают, что в недрах общины исчезло былое равенство, появились бедняки и зажиточные люди. Для того чтобы выявить социальное расслоение, далеко зашедшее в рамках общества в целом, следует рассмотреть положение отдельных прослоек франкского общества (король и военно-должностная знать, рядовые свободные общинники, полусвободные — литы и, наконец, рабы), а также статус различных слоев покоренного галло-романского населения. Шкала вергельдов (выкупов за убийство) довольно точно отражает положение представителей этих слоев в обществе. В ряде титулов говорится о рабах. При описании статуса литов надо показать, что именно сближало литов с рабами и что — со свободными франками.
«Рипуарская правда» фиксирует обычное право рипуарских (береговых) франков, живших на среднем Рейне — в области, присоединенной при Хлодвиге, в 510 г., к Франкскому государству. Большинство титулов «Рипуарской правды» было записано в VI в. (титулы XXXII — LXIV, очевидно, во второй половину VI в.), и лишь последняя часть, вероятно, в VII — начале VIII в. Таким образом, материал, содержащийся в обоих судебниках, дает возможность сравнить расслоение в обществе салических франков эпохи «Салической правды» и в среде рипуарских франков несколько более позднего времени. Следует иметь в виду, что «Рипуарская правда» (соответственно времени ее составления) отражает в целом более развитые отношения, чем «Салическая правда». Так, значительная часть рабов, по-видимому, уже превратилась в посаженных на землю зависимых держателей, в частности «королевские люди» и «церковные люди» (титулы IX, Х и др.) «Рипуарской правды» — зависимые держатели земель в королевских и церковных вотчинах. Надо обратить внимание на наличие у рипуарских франков четырех категорий вольноотпущенников: 1) трибутарии, 2) табулярии, З) так называемые римские граждане, 4) люди, отпущенные на волю путем особой процедуры — «через денарий»,— и выявить, насколько это возможно, особенности положения каждой из групп.
Итак, правомерна постановка вопроса, в каких аспектах статус основных слоев у салических и рипуарских франков одинаков, а в каких аспектах дифференциация в обществе рипуарских франков зашла дальше, чем у салических франков начала VI в. Выяснение по «Рипуарской правде» того, как изменился характер собственности на землю, поможет определить причины углубления социального расслоения, переходящего в процесс классообразования, у рипуарских франков. Свободные франкские крестьяне-общинники, коллективно владевшие землей и не подвергавшиеся эксплуатации, еще составляли большинство членов общества. Но в ходе последующего исторического развития все прослойки претерпели изменения, перегруппировались и образовали основные классы складывавшегося феодального общества.
Наконец, надо обратить внимание на то, какое влияние оказали на франков, поселившихся в Галлии, материальная культура этой области, наличие остатков классов, существовавших в рабовладельческую эпоху, торговли, римской монеты, как воздействовало на составление обоих судебников римское право. Это поможет проследить начало синтеза первобытнообщинных и рабовладельческих институтов, лежавших в основе генезиса феодализма в Северной Галлии.
ДОКУМЕНТЫ
САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
I. О вызове на суд
§ 1. Если кто будет вызван на суд по законам короля и не явится, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов .
§ 2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд.
§ 4. Если же [ответчик] будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.
II. О краже свиней
§ 1. Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате ... З сол.
§ 5. Если кто украдет двухгодовалую свинью, присуждается к уплате ... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 11. Если кто украдет кабана или свинью, ведущую стадо, присуждается к уплате 171/2 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Приб. 4-е. Если кто украдет из стада 15 свиней, присуждается к уплате 35 сол.
§ 14. Если же кто украдет 25 свиней, причем в стаде более ни его не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате ... 62 сол.
§ 16. Если же будут украдены 50 свиней, и если еще останутся некоторые, присуждается к уплате ... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
III. О краже рогатых животных
§ 1. Если кто украдет молочного теленка и будет уличен, присуждается к уплате ... 3 сол.
§ 3. Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате ... 35 сол.
§ 4. Если кто украдет быка, ведущего стадо и никогда не бывшего под ярмом, присуждается к уплате ... 45 сол.
§ 5. Если же бык этот обслуживал коров трех вилл, вор уплачивает трижды 45 сол.
§ 6. Если кто украдет 12 животных и ни одного не останется [в стаде], присуждается за кражу всего стада к уплате ... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 7. Кто украдет до 25 животных и если еще некоторые останутся, присуждается к уплате ... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
IV. О краже овец
§ 4. Если же кто украдет 40 или более баранов, присуждается за кражу всего стада к уплате ... 63 сол., не считая, стоимости похищенного и возмещения убытков.
V. О краже коз
§ 1. Если кто украдет 3-х коз и будет уличен, присуждается к уплате ... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 2. Если кто украдет больше 3-х, присуждается к уплате ... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
VI. О краже собак
§ 1. Если кто уведет или убьет охотничью ученую собаку, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 2. Если кто украдет или убьет пастушескую собаку, присуждается к уплате ... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
VII. О краже птиц
Приб. 1-е. Если кто украдет ястреба-перепелятника, присуждается к уплате ... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Приб. 2-е. Если кто украдет курицу, присуждается к уплате ... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Приб. 4-е. Если кто украдет журавля или домашнего лебедя, присуждается к уплате ... 3 сол.
§ 4. Если кто украдет гуся и будет уличен, присуждается к уплате ... 3 сол.
Приб. 5-е. Если кто украдет голубя из чужой сети, присуждается к уплате 3 сол.
VIII. О краже пчел
§ 4. Если кто украдет 7 ульев или более и на месте кражи что-нибудь останется, присуждается к уплате ... 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
IX. О вреде, причиненном нивеили какому-либо огороженному месту
§ 1. Если кто застанет на своей ниве рогатых животных, или лошадь, пли какой-нибудь мелкий скот, не должен бить его до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость, а изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате, 15 сол., не считая стоимости и возмещения убытков.
§ 2. Если кто, заставши на своей ниве чужой скот без пастуха, загонит его и совсем никому не заявит об этом, и если какая-нибудь скотина издохнет, возмещает, как при краже, стоимость и, сверх того, присуждается к уплате ... 35 сол.
§ 4. Если чьи-нибудь свиньи или чей-нибудь скот забежит на чужую ниву, и хозяин животных, несмотря на запирательство, будет уличен, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 5. Если же кто вздумает выгнать скот, причинивший убыток, из огороженного места, или отнять его, когда его уже гонят домой, присуждается к уплате ... 30 сол.
Приб. 2-е. Если кто-нибудь по вражде или по коварству откроет чужую загородку и впустит скот на ниву, или на луг, или на виноградник, или на какое-нибудь другое обработанное место, то тому, кому принадлежит труд, в случае представления последним улик со свидетелями, он должен возместить вред и, кроме того, присуждается к уплате ... 30 сол.
Х. О краже рабов
§ 1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате ... 30 сол.
§ 2. Если раб или рабыня украдут что-либо из вещей своего господина в сообществе со свободным, то вор , кроме того, что он возвращает украденные вещи, присуждается к уплате 15 сол.
Приб. 1-е. Если кто лишит жизни, продаст или отпустит на свободу чужого раба, присуждается к уплате ... 35 сол.
Приб. 2-е. Если кто украдет чужую рабыню, присуждается к уплате ... 30 сол.
XIII. О похищении свободных
§ 1. Если три человека похитят свободную девушку , они обязаны уплатить по30 сол. каждый.
§ 2. Те же, что свыше трех, обязаны уплатить по 5 сол. каждый.
§ 7. Королевский раб или лит, похитившие свободную женщину, повинны смерти.
§ 8. Если же свободная девушка добровольно последует за рабом, она лишается своей свободы.
§ 9. Свободный, взявший чужую рабыню, несет то же самое наказание.
Приб. 1-е. Если кто-нибудь возьмет чужую литку в жены 30 сол. присуждается к уплате .XIV. О нападениях или грабежах
§ 1. Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличен, присуждается к уплате ... 63 сол.
§ 2. Если римлянин ограбит салического варвара, должно применять вышеупомянутый закон.
§ 3. Если же франк ограбит римлянина, присуждается к штрафу в 35 сол.
§ 4. Если кто-либо, желая переселиться, получит грамоту от короля, и если он развернет ее в публичном собрании и кто-нибудь посмеет противиться приказанию короля, повинен уплатить ... 200 сол.
§ 6. Если кто нападет на чужую виллу, все, уличенные в этом нападении, присуждаются к уплате 63 сол.
Приб. 1-е. Если кто нападет на чужую виллу, выломает там вери, перебьет собак и изранит людей или что-нибудь вывезет оттуда на повозке, присуждается к уплате200 сол.
Приб. 2-е. А все, что он оттуда возьмет, должен возместить. Все, которые будут уличены как участники этого скопа или нападения, присуждаются к уплате 63 сол.
XVI. О поджогах
§ 2. Если кто сожжет дом с пристройками и будет уличен, присуждается к уплате ... 63 сол.
§ 3. Если кто сожжет амбар или ригу с хлебом, присуждается к уплате ... 63 сол.
§ 4. Если кто сожжет хлев со свиньями или стойла с животными и будет уличен, присуждается к уплате ... 63 сол., не считая уплаты стоимости и возмещения убытков.
§ 5. Если кто сожжет чужой забор или изгородь, присуждается к уплате ... 15 сол.
XIX. О порче
Приб. 1-е. Если кто-нибудь нашлет на другого порчу ... присуждается к уплате621/2 сол.
Приб. 2-е. Если какая-нибудь женщина испортит другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 621/2 сол.
XX. О том, кто схватит свободную женщину за руку,за кисть или за палец
§ 1. Если какой-нибудь свободный человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.
§ 2. Если же сожмет кисть, присуждается к уплате 30 сол.
§ 3. А если он схватит рукою выше локтя, присуждается к уплате ... 35 сол.
XXII. О кражах на мельнице
§ 1. Если какой-либо свободный человек украдет на мельнице чужой хлеб и будет уличен, уплачивает мельнику ... 15 сол. Владельцу же хлеба платит другие 15 сол.
Приб. 1-е. Если он украдет там железные части, присуждается к уплате 45 сол.
Приб. 2-е. Если кто сломает мельничную плотину, присуждается к уплате 15 сол.
XXVI. О вольноотпущенниках
§ 1. Если какой-нибудь свободный человек в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого лита, без согласия господина последнего, и будет уличен, присуждается к уплате ... 100 сол. Вещи же лита должны быть возвращены его законному господину.
§ 2. Если кто в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого раба и будет уличен, присуждается к уплате господину стоимости раба, и сверх того — 35 сол.
XXVII. О различных кражах
§ 1. Если кто украдет с вожака чужого свиного стада колокольчик и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Приб. 1-e. Если кто украдет бубенчик с коня, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 5. Если кто воровским образом пустит свой скот [с целью потравы] на чужую ниву и будет застигнут [на месте преступления], присуждается к уплате ... 15 сол.
Приб. 2-е. Если кто воровским образом соберет чужую жатву и будет застигнут [на месте преступления], присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 6. Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного возмещения убытков.
Приб. 3-е. Если кто украдет черенок [прививок] от яблони или груши, присуждается к уплате 3 сол.
Приб. 5-е. Если кто вырвет яблоню или грушу, присуждается к уплате ... 3 сол.
Приб. 6-е. Если они были в саду, присуждается к уплате 15 сол.
§ 7. Если кто проникнет с целью воровства в поле, засаженное репой, бобами, горохом или чечевицей, присуждается к уплате ... 3 сол.
§ 8. Если кто похитит с чужого поля лен и увезет его на лошади или на телеге, присуждается к уплате ... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 9. Но если возьмет столько, сколько может унести на свое спине, присуждается к уплате ... 3 сол.
§ 10. Если кто выкосит чужой луг, теряет свой труд.
§ 11. И если, сверх того, увезет сено к своему дому и сложит его там, присуждается к уплате ... 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 12. Если же он украдет лишь столько, сколько сможет унести на своей спине, присуждается к уплате 3 сол.
§ 13. Если кто заберется в чужой виноградник красть виноград и будет застигнут, присуждается к уплате 15 сол.
§ 14. Если же, сверх того, унесет виноград к своему сложит его там, присуждается к уплате ... 45 сол.
§ 16. Если кто срубит, попортит или подожжет в лесу материал, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 18. Если кто украдет из чужого леса чужие дрова, присуждается к уплате 3 сол.
§ 19. Если кто осмелится взять дерево, помеченное более года том назад, в этом нет никакой вины.
§ 20. Если кто украдет из реки сеть для ловли угрей, присуждается к уплате ... 45 сол.
§ 21. Если кто украдет невод, трехпетельную или мешкообразную сеть, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 24. Если кто запашет чужое поле, без позволения хозяина, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 25. Если же кто засеет его, присуждается к уплате ... 45 соль
Приб. 9-е. Если кто будет мешать проезду плуга в чужое поле, или выгонит пахаря, или будет чинить ему препятствия, присуждается к уплате ... 15 сол.
XXIX. О нанесении увечий
Приб. 4-е. Если кто вырвет другому глаз, присуждается уплате 621/2 сол.
Приб. 5-е. Если. оторвет нос, присуждается к уплате 45 сол
Приб. 6-е. Если» оторвет ухо, присуждается к уплате 15 сол.
ХХХ. Об оскорблении словам
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 3 сол.
§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.
§ 7. Если кто назовет другого доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате ... 15 сол.
XXXIII. О краже дичи
§ 2. Если кто украдет или убьет меченого домашнего оленя, который приручен для охоты, и свидетелями будет доказано, что хозяин имел его для охоты или что с ним он убил 2-х или 3-х зверей, присуждается к уплате ... 45 сол.
XXXIV. О краже изгороди
§ 1. Если кто отрежет 2 или 3 прута, которыми связывается и сдерживается вверху изгородь, или сломает или вырвет 3 кола, присуждается к уплате ... 15 сол.
§ 2. Если кто проведет по чужому, уже взошедшему полю борону или проедет с телегой не по дороге, присуждается к уплате ... 3 сол.
§ 3. Если кто проедет по чужой, уже начавшей выколашиваться ниве не по дороге и не по тропинке, присуждается к уплате ... 15 сол.
XXXV. Об убийствах или об ограблениях рабов
§ 1. Если какой-нибудь раб лишит жизни раба, господа пусть разделят между собой убийцу.
§ 2. Если какой-нибудь свободный ограбит чужого раба и будет уличен в том, что он взял у него больше, чем на 40 ден., присуждается к уплате ... 30 сол.
§ 3. Если же взятое при грабеже стоило меньше 40 ден., присуждается к уплате ...15 сол.
§ 4. Если какой-нибудь свободный человек ограбит чужого «лита и будет уличей, присуждается к уплате ... 35 сол.
§ 5. Если чужой раб или лит лишит жизни свободного человека, сам убийца отдается родственникам убитого человека в качестве половины виры, а господин раба уплачивает другую половину виры.
§ 6. Если кто украдет или лишит жизни дворового слугу, кузнеца, или золотых дел мастера, или свинопаса, или виноградаря, или конюха и будет уличен, присуждается к уплате 30 сол.
§ 7. В качестве fretus и faidus  платится 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков; всего же 75 сол.
XXXVIII. О конокрадстве
§ 1. Если кто украдет упряжную лошадь и будет уличен, присуждается к уплате ...45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ З. Если кто украдет жеребца с его стадом в 12 кобыл, присуждается к уплате ...63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
XXXIX. О похитителях рабов
§ 1. Если кто вздумает сманить чужих рабов и будет уличен присуждается к уплате ... 15 сол.
Приб. 1-е. Если чужой раб будет похищен и увезен за море и там будет найден своим господином, он должен назвать в публичном собрании того, кто его украл, и там должен собрать свидетелей.
§ 2. Если кто похитит свободного человека и [против него]. не окажется верной улики, он должен представить соприсяжннков как бы при убийстве; если он не будет в состоянии найм соприсяжников, присуждается к уплате ... 200 сол.
§ З. Если кто похитит римлянина, присуждается к уплате 63 сол.
XL. Если раб будет обвинен в воровстве
§ 1. Если будет совершен проступок, за который свободный должен уплатить штраф в размере ... 15 сол., раб пусть будет разложен на скамье и получит 120 ударов плетью.
§ З. Если же вина окажется большею, именно такою, за которую свободный должен уплатить 35 сол., раб подобным же образом пусть получит 120 ударов плетью.
§ 5. Если же раб будет повинен в более тяжелом преступлении, именно таком, за которое свободный человек может быть присужден к уплате 45 сол., и если раб сам под пыткой сознается, он присуждается к смертной казни.
Приб. 1-е. Если раб совершит кражу в сообщничестве со свободным, он, сверх возмещения стоимости и убытков, платит за похищенное вдвое, свободный же — вчетверо.
Приб. 2-е. Если кто заключит сделку с чужим рабом, присуждается к уплате 15 сол.
ХLI. О человекоубийстве скопищем
§  1. сли кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате ... 200 сол.
§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате ...600 сол.
§ 5. Если кто лишит жизни римлянина — королевского сотрапезника и будет уличен, присуждается к уплате ... 300 сол.
§ 6. Если кто лишит жизни римлянина — землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате 100 сол.
§ 7. Если кто лишит жизни римлянина — тяглого человека, присуждается к уплате 63 сол.
Приб. 3-е. Если кто голову человека, которую его враг посадил на кол, осмелится снять без позволен судьи или того, кто ее посадил на кол, присуждается к уплате
XLIV. О рейпусе 
§ 1. По обычаю следует, что [если] человек, умирая, оставит вдову и кто-либо пожелает ее взять, то, прежде чем он вступит с нею в брак, тунгин, или центенарий , должен назначить судебное заседание и на этом заседании должен иметь при себе щит, и три человека должны предъявить три иска. И тогда тот, кто хочет взять вдову, должен иметь 3 равновесных солида и денарий. И должны быть трое, которые взвесят его солиды; и если после этого будут согласны, он может взять [вдову замуж].
§ 2. Если же этого не сделает и возьмет ее так, должен уплатить имеющему право на рейпус ... 63 сол.
§ 3. Если же он исполнит согласно с законом все, нами выше указанное, те, которым следует рейпус, получают З сол. и ден.
Приб. 1-е. Вот как надо различать, кому следует рейпус.
§ 4. Если окажется племянник, сын сестры, как самый старший, он должен получить рейпус.
§ 5. Если не окажется племянника, рейпус получает старший сын его племянницы.
§ 6. Если не окажется сына племянницы, рейпус должен получить сын двоюродной сестры, который происходит из материнского рода .
§ 7. Если не окажется сына двоюродной сестры, рейпус должен получить дядя, брат матери.
§ 8. Если же не окажется дяди, рейпус должен получить брат того, кто раньше имел ее [вдову] женою, впрочем, при том условии, если ему не придется владеть наследством.
§ 9. Если не будет даже брата, рейпус должен получить тот, кто окажется более близким, помимо поименованных, перечисленных по одиночке, согласно степени родства, вплоть до шестого поколения, впрочем, при том условии, если он не получит наследства умершего мужа названной женщины.
§ 10. И уж если не окажется родственников до шестого поколения [включительно], тогда поступает в казну и самый рейпус, и тот штраф, который будет присужден в случае тяжбы, возникшей по этому поводу.
XLV. О переселенцах
§ 1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться.
§ 2. Если же, несмотря на запрещение одного или двух лиц, он осмелится поселиться в этой вилле, тогда ему должно предъявить протест; и если он не захочет уйти оттуда, тот, кто предъявляет протест, в присутствии свидетелей должен обратиться к нему с такого рода требованием: «Вот я тебе говорю, что в эту ближайшую ночь ты, согласно Салическому закону, можешь здесь оставаться, но заявляю тебе также, что в течение 10 суток ты должен уйти из этой виллы». После этого, по истечении 10 суток, он опять пусть придет нему и объявит ему вторично, чтобы он ушел в течение 10 следующих суток. Если же он и тогда не захочет уйти, в третий раз прибавляется к его сроку 10 суток, чтобы таким образом исполнилось 30 суток. Если и тогда не пожелает уйти, пусть вызовет его на суд, имея при себе свидетелей, бывших там при объявлении каждого срока. Если тот, кому предъявлен протест, не захочет уйти оттуда, причем его не будет задерживать какое-либо законное препятствие, и если ему по закону объявлено все вышесказанное, тогда за явивший протест ручается своим состоянием и просит графа явиться на место, чтобы выгнать его оттуда. И за то, что он не хотел слушаться закона, он теряет там результаты [своего] труда и, кроме того, присуждается к уплате ... 30 сол.
§ 3. Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.
XLVI. О передаче имущества
§ 1. [При этом] нужно соблюдать следующее: тунгин или центенарий пусть назначат судебное собрание, и на этом собрании должны иметь [при себе] щит, и три человека должны предъявить три иска. Затем пусть отыщут человека, который не приходится ему [завещателю] родственником и которому он [завещатель] пусть бросит в полу стебель. И тому, в чью полу он бросит стебель, пусть он заявит о своем имуществе, именно, сколько он хочет передать, все ли и кому. И тот, в чью полу он бросит стебель, должен остаться в его доме. И должен пригласить троих или более гостей и хранить ту часть имущества, которая ему вверена. И после того тот, кому это вверено, должен действовать с собранными свидетелями. Потом в присутствии короля или в судебном собрании пусть возьмет стебель и бросит в полу тех, кто был назначен наследниками 12 месяцев тому назад, и пусть отдаст имущество тем, кому оно завещано, в количестве ни большем, ни меньшем того, что ему было вверено. Если же кто пожелает что-либо возразить против этого, три свидетеля должны дать клятву, что они присутствовали в том заседа нии, которое было назначено тунгином, или центенарием, и видели, как пожелавший передать свое имущество бросил в полу тому, кого он выбрал, стебель; они должны назвать по отдельности и имя того, кто бросил свое имущество в полу другого, и имя того, кого объявил он наследником. И другие три свидетеля должны под клятвою показать, что тот, в чью полу был брошен стебель, был в доме того, кто передал свое имущество, что он пригласил трех или более гостей, которые за столом ели овсянку в присутствии свидетелей, и что эти гости благодарили его за прием. Это все должны под клятвою подтвердить и другие свидетели, а также и то, что принявший в полу имущество бросил в присутствии короля или в законном публичном собрании стебель в полу тех, которые объявлены были наследниками упомянутого имущества публично перед лицом народа, [именно] в присутствии короля или на публичном собрании, перед народом или тунгином; все это должны подтвердить 9 свидетелей.
XLVII. О розыске
§ 1. Если кто признает своего раба, или коня, или быка, или какую бы то ни было вещь у другого, пусть передаст это в третьи руки, а тот, у кого признаны [данные вещи], должен доказывать [на них] свое право...
L. Об обязательстве
§ 1. Если кто, свободный или лит, даст другому обязател ство, тот, кому дано обязательство, по истечении 40 суток или установленного между ними срока, должен явиться к его дому, в сопровождении свидетелей и с тем, кому надлежит произвести оценку имущества. И если должник не пожелает выплатить по обязательству, он, сверх обозначенного в обязательстве долга, присуждается к уплате 15 сол.
§ 2. Но если он будет упорно отказываться от уплаты по обязательству, [кредитор] должен призвать его на суд и так ходатайствовать перед [тунгином] о скорейшем принуждении: «Прошу тебя, тунгин, объяви скорейшее принуждение по отношению к противнику моему, давшему мне обязательство и сделавшему у меня заем». При этом должен обозначить сумму долга по обязательству. Тогда тунгин должен сказать: «Я объявляю по отношению к нему скорейшее принуждение, согласно Салическому закону». Затем тот, кому дано обязательство, должен торжественно потребовать, чтобы должник никому другому не платил, не давал ручательства в уплате, пока он не удовлетворит следуемого по обязательству. И поспешно, в тот же день, прежде чем зайдет солнце, со свидетелями должен явиться в дом должника и просить об уплате долга. Если он не пожелает исполнить этой просьбы, пусть назначит ему срок для судебного разбирательства; в таком случае долг увеличивается на ... 3 сол. Это должно повторить до трех раз, в течение трех недель, и если в третий раз не согласится уплатить, тогда долг пусть увеличится на 9 сол., так что после каждого призыва на судебное разбирательство или назначения срока долг увеличивается на 3 сол.
LII. О займе
§ 1. Если кто даст другому взаймы что-либо из своих вещей, и тот не пожелает ему возвратить, он следующим образом должен вызвать его на суд. Со свидетелями пусть он придет к дому того, кому дал взаймы свои вещи, и пусть заявит следующее: «Так как ты не пожелал вернуть мне мои вещи, которые я тебе дал, то в эту ночь ты можешь еще удерживать их, согласно Салическому закону». И пусть назначит ему срок [для возврата]. Если и тогда он не пожелает вернуть, должен еще на значить ему отсрочку на 7 суток. И по истечении 7 суток подобным же образом пусть заявит, что он может держать вещи в течение ближайшей ночи, согласно Салическому закону. Если и тогда не пожелает вернуть, то по истечении других 7 суток пусть подобным же образом придет к нему со свидетелями и пусть просит вернуть то, что ему следует. Если и тогда не пожелает уплатить, пусть назначит ему определенный срок. Если он трижды назначит ему определенный срок, то каждый раз к долгу прибавляется по ни возвратно, ни дать обязательства в уплате, то сверх долга тех 9 сол., которые наросли вследствие трех напоминаний, должник присуждается к уплате ... 15 сол.
LIII. О выкупе руки от котелка
§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить ... 15 сол., он может выкупить свою руку за ... 3 сол.
LIV. Об убийстве графа
§ 1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 600 сол.
§ 2. Если кто убьет сацебарона или вице-графа — королевского раба, присуждается к уплате ... 300 сол.
§ 3. Если кто убьет сацебарона — свободного, присуждается уплате ... 600 сол.
LVII. О рахинбургах 
§ 1. Если какие-либо из рахинбургов, заседая в судебном собрании и разбирая тяжбу между двумя лицами, откажутся сказать закон, следует, чтобы истец заявил им: «Здесь я призываю вас постановить решение, согласно Салическому закону». Если они [снова] откажутся сказать закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца присуждаются к уплате ... 3 сол.
§ 2. Если же они и не пожелают сказать закон, и не дадут обязательства уплатить в назначенный срок по З сол., они присуждаются к уплате ... 15 сол.
§ 3. Если же рахинбурги те будут судить не по закону, тот, против которого они вынесут решение, пусть предъявит к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что они судили не по закону, каждый из них присуждается к уплате 15 сол.
LVIII. О горсти земли
§ 1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, должен представить 12 соприсяжников, [которые поклянутся том], что ни на земле, ни под землею он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать чрез свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т. е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом, в [одной] рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и трое остальных, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен, в свою очередь, бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание, и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т. е. в возмещении того, что он не заплатил.
LIX. Об аллодах
§ 1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство.
§ 2. Если не окажется матери и если он оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство.
§ 3. В том случае, если их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство.
Приб. 1-е. Если не будет сестры матери, пусть сестры отца вступят в наследство.
§ 4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит во владение наследством.
§ 5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям .
LX. О желающем отказаться от родства
§ 1. Он должен явиться в судебное заседание перед лицо тунина и там сломать над своей головою три ветки, мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в четыре стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры; а наследство его самого должно поступить в казну.
LXII. О вире за убийство
§ 1. Если будет лишен жизни чей-нибудь отец, половину виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину пусть разделят между собою ближайшие родственникиках со стороны отца, так и со стороны матери,
§ 2. Если ни с одной стороны, ни со стороны отца, ни со стороны матери, не окажется никакого родственника, эта часть пусть отбирается в пользу казны.
LXIII. Об убийстве свободного человека в походе
§ 1. Если кто лишит жизни свободного человека в походе, и убитый не состоял на королевской службе, [убийца] присуждается к уплате ... 600 сол.
§ 2. Если же убитый состоял на королевской службе, уличенный в убийстве присуждается к уплате 1800 сол.
Салическая правда. Пер. Н. П. Грацианского. М., 1950, 1—57.
ИЗ ЭДИКТА ГОСУДАРЯ ХИЛЬПЕРИКА  КОРОЛЯ
§ 3. Равным образом соизволили и постановили, чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. А если умрет брат, другой же останется в живых, брат пусть получает земли. а не соседи. И если брат, умирая, не оставит в живых брата, тогда сестра пусть вступает во владение этой землею...
Там же, с. 72.
ИЗ РИПУАРСКОЙ ПРАВДЫ
Гл. 7. Об убийстве
Если кто-либо умертвит свободного рипуара, присуждается уплатить 200 солидов. Или же если отрицает — пусть поклянется с двенадцатью [соприсяжниками].
Гл 8. Об убийстве рабов
Если кто-либо умертвит раба, присуждается к уплате 36 солидов. Или же пусть поклянется с шестью [соприсяжниками], что не делал этого.
Гл. 9. Об убийстве людей короля
Если кто-нибудь убьет человека короля , повинен уплатить 100 солидов. Или же пусть поклянется с двенадцатью [соприсяжниками].
Гл. 10. Об убийстве людей церкви
1. Если кто-либо умертвит человека церкви , повинен уплатить 100 солидов. Или же пусть поклянется с двенадцатью [соприсяжниками].
2. При уплате же прочих штрафов, когда рипуар присуждается к уплате 15 солидов, человек короля или церкви возмещает половину, и так далее, как бы ни возрастала вина.
Гл. 11. Об убийстве тех, которые состоятв королевской дружине
1. Если кто-либо убьет того, кто состоит в королевской дружине, повинен уплатить 600 солидов. И все, что бы ни было сделано ему, возмещается также, как и другому рипуару, но в тройном размере.
2. Если же он будет отрицать его [королевского дружинника] убийство, пусть поклянется с семьюдесятью двумя [соприсяжниками].
3. Если кто-либо совершит насилие над человеком короля или церкви из-за какой-нибудь вещи или насильственно отберет ее, пусть возмещает ему, как и другому рипуару, но в тройном размере.
Гл. 12. Об убийстве женщин
1. Если кто-либо умертвит женщину моложе 40 лет, способную иметь детей, повинен уплатить 600 солидов. А если станет отрицать, пусть поклянется с семьюдесятью двумя [соприсяжниками].
2. Всякий раз, когда дело доходит до 600 солидов, пусть подобным же образом клянется с семьюдесятью [соприсяжниками]. Если же этот человек настолько беден, что не может заплатить сразу, пусть платят три поколения его потомков.
Гл. 14. О женщине церкви
Если кто-либо умертвит женщину короля или церкви, способную иметь детей, повинен уплатить 300 солидов или пусть поклянется с тридцатью шестью [соприсяжниками].
Гл. 17(16) . О плененном человеке или свободной женщине
Если кто-либо свободный продаст свободного рипуара за пределы страны и не сможет вернуть его, присуждается к уплате 600 солидов или пусть поклянется с семьюдесятью двумя [соприсяжниками]. А если он его возвратит в страну, то присуждается к уплате 200 солидов. То же самое надлежит соблюдать и в отношении свободной женщины.
Гл. 19(18). О стадах
1. Если кто-либо свободный украдет стадо, т. е. 12 кобыл с жеребцом, или 6 свиней с кабаном, или 12 коров с быком, повинен уплатить 600 солидов и сверх того возместить стоимость похищенного и убытки...
2. Если же это сделает раб, повинен уплатить 36 солидов и сверх того возмещает стоимость похищенного и убытки. Если же это были рабы многих, то каждый из них должен сделать то же самое за себя. А если отрицают, то пусть их господа поклянутся с шестью [соприсяжниками].
3. Если это сделал человек церкви или короля, повинен уплатить половину штрафа франков. Если же отрицает, пусть поклянется с тридцатью шестью [соприсяжниками].
Гл. 21(20). О переломе костей у рабов
Если свободный человек или человек короля •или церкви сломает кость рабу, то или повинен уплатить 9 солидов, или клянется с шестью [соприсяжниками].
Гл. 23(22). О переломе костей у свободных людей рабом
Если раб сломает кость франкскому или рипуарскому человеку , то его господин повинен выплатить 36 солидов. Если сделает это человеку короля или церкви, то повинен выплатить 18 солидов.
Гл. 29(28). Об убийстве рабов рабом
Если раб умертвит раба, его господин присуждается уплатить 36 солидов, или пусть поклянется с шестью [соприсяжниками], что его раб не делал этого.
Гл. 30(29). О кражах рабов
Если раб совершит кражу, его господин повинен уплатить 36 солидов, не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Гл. 35(31). О представлении на суд свободного человека
1. Если свободный человек, находящийся в зависимости от другого, будет в чем-либо обвинен, то тот, кто удерживает его у себя в данное время, пусть постарается представить его на суд... или же пусть берет это дело на себя.
2. Если же не представит его, то подвергнется такому наказанию, которое должен был претерпеть тот, находящийся в зависимости от него человек, который обвинен.
3. ...постановляем, что в пределах области рипуаров франки, бургунды, алеманны, или из какого бы племени ни был тот, вызван в суд, несут ответ так, как это предусматривает закон того места, где они родились .
4. Если же будет осужден, то подвергается наказанию согласно собственному, а не рипуарскому праву.
Гл. 38(34). О похищении свободных или женщин
1. Если какой-либо свободный похитит свободную, присуждается к уплате 200 солидов...
2. Если это сделает раб, расплачивается жизнью.
Гл. 40(36). О разных убийствах
1. Если какой-нибудь рипуар умертвит пришлого франка, присуждается к уплате 200 солидов.
2. Если какой-нибудь рипуар умертвит пришлого бургунда, наказывается штрафом в 160 солидов.
3. Если какой-нибудь рипуар умертвит пришлого римлянина, наказывается штрафом в 100 солидов.
4. Если какой-нибудь рипуар убьет пришлого алеманна или фриза, или бавара, или сакса, повинен уплатить 160 солидов.
Гл. 47(43, 44). Об изгородях
1. Если кто-либо вынет 3 прута, которыми связывается плетень, или завязку, которая скрепляет его, или украдет 3 столба, которые поддерживают плетень, или проделает в чужой изгороди дыру, наказывается штрафом в 15 солидов.
2. Если кто-либо проедет по чужой ниве на телеге или повозке, наказывается штрафом в 15 солидов.
Гл. 50(48). О передаче имущества
1. Если кто-либо не имеет потомства в лице сыновей или дочерей, то разрешается, согласно рипуарскому закону, распорядиться перед лицом короля всем своим имуществом — мужу в пользу жены, жене в пользу мужа, либо сделать наследником любого из родственников или посторонних лиц, отдать ему имущество путем выдачи письменного документа или путем передачи ему имущества в присутствии свидетелей.
Гл. 52(51). О том, кто приглашает графа для того,чтобы отобрать чужие вещи
1. Если кто-либо осмелится пригласить судью фиска  для того, чтобы незаконно отобрать чужие вещи, прежде чем тот [должник] даст ему обязательство или будет приглашен для взятия залога в соответствии с законом, то он наказывается штрафом в 50 солидов.
2. Если же судья фиска отберет больше, чем предписывается рипуарским правом, то наказывается штрафом в 50 солидов.
Гл. 54(53). О том, кто убьет графа
1. Если кто-нибудь убьет судью фиска, именуемого графом, наказывается штрафом в 600 солидов.
2. Если такого положения  достиг королевский раб или табулярий , то наказывается убийца штрафом в 300 солидов.
Гл. 57(56). Об аллодах
1. Если кто-нибудь умирает, не имея детей, а отец и мать переживут его, они наследуют ему.
2. А если не будет ни отца, ни матери, брат и сестра наследуют ему.
3. А если и их нет, тогда наследуют сестры матери и отца. Далее участвуют в наследовании те, кто ближе по родству до пятого колена.
4. Но если имеется мужской пол, женщина не получает дедовского наследства .
Гл. 58а(60, 2). О грабеже
1. Если кто-либо захватит хоть самую вместе малую с часть 15 того, что принадлежит его консорту , возвращает вместе с 15 солидами.
Гл. 60(57). О вольноотпущенных, которые отпущенына свободу господином перед лицом короля
1. Если кто-либо собственной рукой или рукой другого в присутствии короля согласно рипуарскому закону отпустит на свободу своего вольноотпущенника  и бросит денарий, и тот [вольноотпущенник] получит об этом грамоту, никому не дозволяется обращать его в рабство; пусть он остается свободным, как прочие рипуары.
2. Если позднее кто-либо выступит против и скажет, что тот отпустил его на свободу недозволенным образом, пусть он [вольноотпущенник] сам защищает себя своим мечом...
3. Если же человек, отпущенный на свободу через денарий, умирает бездетным, то пусть не оставляет наследником никого, кроме нашего фиска.
Гл. 61 (58). О табуляриях
1. Повелеваем мы также, что если какой-либо свободный рипуарский франк или табулярий желает ради спасения души или ради платы освободить своего раба по римскому праву в церкви, в присутствии священников, диаконов и всего клира и народа, то пусть передаст раба с документами в руки епископа и пусть епископ прикажет архидиакону написать ему документы согласно римскому праву, по которому живет церковь; тогда он сам [т. е. вольноотпущенник] и все его потомство пусть буду свободными и находятся под покровительством церкви и все службы, соответствующие их статусу, выполняют в пользу церкви. И никто пусть не осмеливается табулярия или раба табулярия отпустить на свободу через денарий перед королем. Если же кто-нибудь сделает это, то присуждается к уплате 200 солидов, и тем не менее сам табулярий и его потомство останутся табуляриями и будут нести все службы, связанные с их статусом, в пользу церкви. И никуда, кроме как в церковь, в которой они отпущены, не будут они являться на суд.
3. Пусть никто не осмеливается превращать раба церкви в вольноотпущенника, не дав за него другого раба.
4. Табулярий, который умирает бездетным, пусть не оставляет наследство никому, кроме церкви.
9. Если табулярий вступит в брак с рабыней короля или церкви или рабыней табулярия, то и сам он будет с ней вместе рабом...
10. Если же табулярий возьмет в жены рабыню рипуарку, то не он сам, но его потомство пусть находится в рабском состоянии. Так же, если табулярия или женщина из числа людей короля или римская гражданка вступит в брак с рабом рипуаром, то не она сама, но ее потомство пусть находится в рабском состоянии.
11. Если человек церкви, римский гражданин  или человек короля возьмет в жены свободную рипуарку или если римская гражданка или женщина короля или табулярия вступит в брак со свободным рипуаром, то их потомство пусть всегда идет по низшей стороне .
12. Если кто-либо захватит человека короля, мужчину или женщину, находящихся под королевским покровительством, присуждается уплатить 60 солидов.
13. Так же и тот, кто захватит табулярию или женщину церкви или мужчину, находящихся под покровительством церкви, присуждается уплатить 60 солидов, и тем не менее их потомство вернется под покровительство короля или церкви.
14. Если рипуар вступит в брак с рабыней короля или церкви или рабыней табулярия, то не сам он, но его потомство пусть находится в рабстве.
15. Если рипуар возьмет в жены рабыню рипуара, то пусть он вместе с ней находится в рабстве.
16. Точно так же, если это сделает рипуарка, то пусть она сама и ее потомство находятся в рабстве.
18. Если свободная рипуарка последует за рабом рипуаром и ее родственники захотят противодействовать этому, пусть eй от имени короля или графа будут предложены меч и веретено. Если она возьмет меч, то пусть убьет раба, если же веретено — пусть остается в рабстве.
Гл. 63(60). О передаче имущества и о привлечениисвидетелей
Если кто-либо покупает у другого виллу, виноградник или какое-либо небольшое владение  и не может получить документ о купле, то пусть он явится на место передачи, если речь идет об имуществе средней стоимости с шестью, если малой стоимости — с тремя, если большой стоимости — с двенадцатью свидетелями и таким же числом мальчиков. И так в их присутствии он передает плату и получает владение. И каждому из детей он дает пощечину и дергает за уши с тем, чтобы они в будущем дали бы для него свидетельские показания...
Гл. 65(62). О человеке, который делает рабатрибутарием 
1. Если кто-нибудь сделает своего раба трибутарнем или литом, а кто-нибудь умертвит его, то он [убийца] присуждается к уплате 36 солидов.
2. Если кто-либо пожелает отпустить его [раба] на волю через денарий, пусть имеет на это право. И цена его [вольноотпущенника] будет составлять 200 солидов.
Гл. 70(60, 1). О том, кто не оставляет сына
Если какой-нибудь должник, который составил документы продажи или передачи, умирает, не оставив сыновей или дочерей, то кто-либо из его родственников, который получает наследство стоимостью в один солид или который получил бы по закону его вергельд, если бы он был убит, присуждается к плате всего долга, и все, сделанное им [умершим], он должен урегулировать или оказывается виновным.
Гл. 72(69). Если кто-нибудь окажется невернымпо отношению к королю
1. Если какой-нибудь человек окажется неверным по отношению к королю, пусть поплатится за это жизнью и все его имущество отойдет к фиску.
Гл. 77(74). О том, чтобы никто не совершал с рабомсделки передачи или обмена
...Постановляем, чтобы никто не вел дел с чужим рабом и не осмеливался совершать обмен и ничего бы ему не доверял и не передавал и чтобы не принимал от раба доверенные или переданные ему вещи. Если же кто-либо после этого постановления осмелится доверить что-либо рабу, ничего не получит обратно, господин его будет считаться невиновным...
Гл. 85(82). О вреде, причиненном ниве или какому-нибудьогороженному месту
1. Если какой-нибудь рипуар нанесет ущерб чужой ниве или какому-либо огороженному месту, повинен возместить ущерб. Если же станет отрицать и будет уличен, то повинен возместить ущерб и еще уплатить 15 солидов.
Гл. 90(87). О человеке, объявленном вне закона
Если человека, объявленного вне закона, кто-нибудь осмелится принять к себе в дом, то присуждается уплатить, если он рипуар,— 60 солидов, если человек короля, римлянин или чело-век церкви,— 30 солидов.
Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II курса исторических факультетов государственных университетов. Изд-во мгу, 1968, с. 15—29.
Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II курса исторических факультетов государственных университетов. Изд-во МГУ, 1968, с. 15—29.

Приложенные файлы

  • docx 6301762
    Размер файла: 52 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий