ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И СОЛЬФЕДЖИО


ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И СОЛЬФЕДЖИО
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК - ЗВУК, ИМЕЮЩИЙ ОПРЕДЕЛЁННУЮ ВЫСОТУ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ТЕМБР. ЗВУКИ БЫВАЮТ ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ И НИЗКИЕ.
СОЛЬМИЗАЦИЯ – РИТМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ НОТ БЕЗ ПЕНИЯ.
СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ – ПЕНИЕ С НАЗВАНИЕМ НОТ.
ШТРИХ - СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА (ЛЕГАТО, СТАККАТО).
РЕГИСТР - УЧАСТОК ЗВУКОВОГО ДИАПАЗОНА (НИЖНИЙ, СРЕДНИЙ И ВЕРХНИЙ).
ОКТАВА - РАССТОЯНИЕ ОТ ЗВУКА «ДО» ДО ТАКОГО ЖЕ ПО НАЗВАНИЮ ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ. НАЗВАНИЯ ОКТАВ: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЁРТАЯ, МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА.
ТЕМБР - СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОКРАСКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА, ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ ДЛЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ГОЛОСА ИЛИ ИНСТРУМЕНТА.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ (НЮАНСЫ) - СТЕПЕНЬ ГРОМКОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ЗВУКОРЯД - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ ДРУГ ЗА ДРУГОМ В ПОРЯДКЕ ВЫСОТЫ.
ТРИХОРД - МЕЛОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗ 3-Х ЗВУКОВ.
ТЕТРАХОРД - МЕЛОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗ 4-Х ЗВУКОВ.
ПЕНТАХОРД - МЕЛОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗ 5 ЗВУКОВ.
МЕЛОДИЯ - МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ, ВЫРАЖЕННАЯ ОДНОГОЛОСНО.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - СОЧИНЕНИЕ МУЗЫКИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВО ВРЕМЯ ЕЁ ИСПОЛНЕНИЯ.
ГАРМОНИЯ – ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗВУКОВ В СОЗВУЧИЯ И СВЯЗЬ ЭТИХ СОЗВУЧИЙ В ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
МЕЛИЗМЫ – НЕБОЛЬШИЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ (ГРУППЕТО, ФОРШЛАГ, ТРЕЛЬ, МОРДЕНТ).
ПАССАЖ – БЫСТРАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ.
ПОЛИФОНИЯ – МНОГОЛОСИЕ С САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ И РАЗВИТЫМИ ГОЛОСАМИ.
ОСТИНАТО (РИТМИЧЕСКОЕ, МЕЛОДИЧЕСКОЕ) - МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
АККОМПАНЕМЕНТ - СОПРОВОЖДЕНИЕ К МЕЛОДИИ.
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ - ПЕРЕНОС МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ.
ПОЛУТОН - САМОЕ БЛИЗКОЕ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ЗВУКАМИ (ДИАТОНИЧЕСКИЙ И ХРОМАТИЧЕСКИЙ).
ТОН - РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ СОСЕДНИМИ ЗВУКАМИ, РАВНОЕ ДВУМ ПОЛУТОНАМ.
ТЕМПЕРАЦИЯ - РАЗДЕЛЕНИЕ ОКТАВЫ НА 12 РАВНЫХ ПОЛУТОНОВ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА.
НОТНЫЙ СТАН (НОТОНОСЕЦ, НОТНАЯ СТРОКА) - ПЯТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ, НА КОТОРЫХ РАЗМЕЩЕНЫ НОТЫ.
НОТЫ - ЗНАКИ ДЛЯ ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (КЛЮЧ «СОЛЬ») - ЗНАК, КОТОРЫЙ УКАЗЫВАЕТ, ЧТО НОТА «СОЛЬ» ПЕРВОЙ ОКТАВЫ ЗАПИСЫВАЕТСЯ НА 2-ОЙ ЛИНЕЙКЕ НОТНОГО СТАНА.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (КЛЮЧ «ФА») - ЗНАК, КОТОРЫЙ УКАЗЫВАЕТ, ЧТО НОТА «ФА» МАЛОЙ ОКТАВЫ ЗАПИСЫВАЕТСЯ НА 4-ОЙ ЛИНЕЙКЕ НОТНОГО СТАНА.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - ДИЕЗЫ ИЛИ БЕМОЛИ, ВЫСТАВЛЕННЫЕ ВОЗЛЕ КЛЮЧА. ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ В ТОНАЛЬНОСТЯХ: ДИЕЗЫ - ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. БЕМОЛИ - СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА.
СЛУЧАЙНЫЕ ЗНАКИ - ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ, ВЫСТАВЛЕННЫЕ СЛЕВА ОТ НОТЫ: ДЕЙСТВУЮТ НА ПРОТЯЖЕНИИ ОДНОГО ТАКТА.
ДИЕЗ - ЗНАК АЛЬТЕРАЦИИ, ПОВЫШАЮЩИЙ ЗВУК НА ПОЛТОНА.
БЕМОЛЬ - ЗНАК АЛЬТЕРАЦИИ, ПОНИЖАЮЩИЙ ЗВУК НА ПОЛТОНА.
БЕКАР - ЗНАК АЛЬТЕРАЦИИ, ОТМЕНЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЕ ДИЕЗА ИЛИ БЕМОЛЯ.
РЕПРИЗА - ЗНАК ПОВТОРЕНИЯ.
ВОЛЬТА - РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ОКОНЧАНИЙ ПРИ РЕПРИЗЕ.
ФЕРМАТА - ЗНАК, УКАЗЫВАЮЩИЙ НА ПРОИЗВОЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКА ИЛИ ПАУЗЫ.
ЛИГА - ЗНАК, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СВЯЗНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЗВУКОВ.
ЦЕЗУРА - ЗНАК ДЛЯ ВЗЯТИЯ ДЫХАНИЯ.
БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ - ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВОЙ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА КАЖДОГО ЗВУКА: ДО - Cc , РЕ -Dd , МИ - Ee , ФА - Ff, СОЛЬ - Gg, ЛЯ - Aa , СИ - Hh, СИ-БЕМОЛЬ – Bb, МИ-БЕМОЛЬ - Es (es), ЛЯ-БЕМОЛЬ – As (as), ДИЕЗ - is, БЕМОЛЬ - es, МАЖОР - dur. МИНОР - moll.
МЕТРОРИТМ.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА - ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ (ВРЕМЯ) ЕГО ЗВУЧАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ: ЦЕЛАЯ, ПОЛОВИННАЯ, ЧЕТВЕРТНАЯ, ВОСЬМАЯ, ШЕСТНАДЦАТАЯ.
ПАУЗА - ЗНАК МОЛЧАНИЯ В МУЗЫКЕ: ЦЕЛАЯ, ПОЛОВИННАЯ, ЧЕТВЕРТНАЯ, ВОСЬМАЯ, ШЕСТНАДЦАТАЯ.
РИТМ (РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК) - ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКИ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ ЗВУКОВ.
ПУНКТИРНЫЙ РИТМ - РИТМ, В КОТОРОМ ПЕРВЫЙ ЗВУК В ТРИ РАЗА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЕЕ ИДУЩЕГО ЗА НИМ ЗВУКА. ТОЧКА СПРАВА ОТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ УВЕЛИЧИВАЕТ ЭТУ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЕЩЁ НАПОЛОВИНУ.
СИНКОПА - СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА С СИЛЬНОЙ ДОЛИ ТАКТА НА СЛАБУЮ (НЕСОВПАДЕНИЕ МЕТРИЧЕСКОГО И РИТМИЧЕСКОГО АКЦЕНТОВ). БЫВАЮТ: ВНУТРИТАКТОВАЯ, МЕЖДУТАКТОВАЯ, СИНКОПА С ПАУЗОЙ.
ТРИОЛЬ - РИТМИЧЕСКАЯ ГРУППА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ 3-Х ЗВУКОВ РАВНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ПОЛУЧЕНА ПУТЁМ ДЕЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ НА ТРИ РАВНЫЕ ЧАСТИ ВМЕСТО ОБЫЧНОГО ДЕЛЕНИЯ НА ДВА.
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРА ТАКТА.
ТЕМП - СКОРОСТЬ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКИ. ТЕМП БЫВАЕТ: МЕДЛЕННЫЙ, УМЕРЕННЫЙ, БЫСТРЫЙ.
АКЦЕНТ - УДАРЕНИЕ В МУЗЫКЕ, БОЛЕЕ ГРОМКИЙ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗВУК.
МЕТРИЧЕСКАЯ ПУЛЬСАЦИЯ - РАВНОМЕРНЫЕ УДАРЫ (ДОЛИ), КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРИ СЛУШАНИИ МУЗЫКИ.
ДОЛЯ - ПУЛЬС В МУЗЫКЕ. БЫВАЮТ СИЛЬНЫЕ (АКЦЕНТИРОВАННЫЕ) ДОЛИ И СЛАБЫЕ.
РАЗМЕР ТАКТА - ЦИФРА В ВИДЕ ДРОБИ, ВЫСТАВЛЕННАЯ ПОСЛЕ КЛЮЧА И КЛЮЧЕВЫХ ЗНАКОВ. ВЕРХНЯЯ ЦИФРА УКАЗЫВАЕТ НА КОЛИЧЕСТВО ДОЛЕЙ В ОДНОМ ТАКТЕ, НИЖНЯЯ - НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОЙ ДОЛИ.
ТАКТ - РАССТОЯНИЕ ОТ ОДНОЙ СИЛЬНОЙ ДОЛИ ДО СЛЕДУЮЩЕЙ.
ЗАТАКТ - НЕПОЛНЫЙ ТАКТ В НАЧАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НАЧАЛО МУЗЫКИ СО СЛАБОЙ ДОЛИ). ПОСЛЕДНИЙ ТАКТ ТАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТОЖЕ НЕПОЛНЫЙ.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА - ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЧЕРТА, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ТАКТЫ ДРУГ ОТ ДРУГА. СТАВИТСЯ ПЕРЕД СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ.
ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ.
ЛАД - ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВ ВОКРУГ ТОНИКИ.
МАЖОРНЫЙ ЛАД - ЛАД, УСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ КОТОРОГО ОБРАЗУЮТ МАЖОРНОЕ (БОЛЬШОЕ) ТРЕЗВУЧИЕ.
МИНОРНЫЙ ЛАД - ЛАД, УСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ КОТОРОГО ОБРАЗУЮТ МИНОРНОЕ (МАЛОЕ) ТРЕЗВУЧИЕ.
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - ПОПЕРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
СТУПЕНЬ ЛАДА - ПОРЯДКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛАДА. ЗАПИСЫВАЮТСЯ РИМСКИМИ ЦИФРАМИ (I, II, III, IV, V, VI, VII).
УСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА - I, III, V СТУПЕНИ ЛАДА.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА - II, IV, VI, VII СТУПЕНИ ЛАДА. ТРЕБУЮТ РАЗРЕШЕНИЯ В УСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА.
РАЗРЕШЕНИЕ - ПЕРЕХОД НЕУСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА В УСТОЙЧИВЫЕ: II - I, IV - III, VI - V, VII - I.
ТОНИКА (Т) - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ЛАДА.
ТОНАЛЬНОСТЬ - ВЫСОТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛАДА.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - МАЖОРНАЯ И МИНОРНАЯ ТОНАЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ ОДИНАКОВЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННОЙ (БЛИЗКОЙ) И ОТСТОИТ НА ПОЛТОРА ТОНА ВНИЗ ОТ МАЖОРНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ.
ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ТОНАЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ ОДИНАКОВУЮ ТОНИКУ, НО РАЗНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ (Т5/3, t5/3) - ТРЕЗВУЧИЕ, ПОСТРОЕННОЕ ОТ I СТУПЕНИ ЛАДА И ВКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЯ I-III-V СТУПЕНИ.
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА - ТРЕЗВУЧИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ НА ГЛАВНЫХ (I, IV, V) СТУПЕНЯХ ЛАДА И ХАРАКТРИЗУЮЩИЕ ЛАД, ЕГО ОКРАСКУ: В МАЖОРНОМ ЛАДУ ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ МАЖОРНЫЕ, В МИНОРНОМ - МИНОРНЫЕ. Т5/3, t5/3 (I5/3) - ТОНИЧЕСКОЕ, S5/3, s5/3 (IV5/3) - СУБДОМИНАНТОВОЕ, D5/3 (V5/3) - ДОМИНАНТОВОЕ.
ВВОДНЫЕ СТУПЕНИ - СТУПЕНИ, ОКРУЖАЮЩИЕ ТОНИКУ ЛАДА: VII И II СТУПЕНИ.
РАЗРЕШЕНИЕ СТУПЕНЕЙ - ПЕРЕХОД НЕУСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА В УСТОЙЧИВЫЕ (II - I, IV - III, VI - V, VII - I).
ГАММА - ЗВУКИ ЛАДА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ПО ВЫСОТЕ ВВЕРХ ИЛИ СНИЗ ОТ ТОНИКИ ДО ЕЁ ОКТАВНОГО ПОВТОРЕНИЯ. ГАММА ДЕЛИТСЯ НА 2 ТЕТРАХОРДА: НИЖНИЙ (ПЕРВЫЙ) ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ I-II-III-IV СТУПЕНИ, ВЕРХНИЙ (ВТОРОЙ) ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ V-VI-VII-I СТУПЕНИ.
СТРОЕНИЕ МАЖОРНОЙ ГАММЫ - ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР - МАЖОР С ПОНИЖЕННОЙ VI СТУПЕНЬЮ.
СТРОЕНИЕ МИНОРНОЙ ГАММЫ - ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР - МИНОР С ПОВЫШЕННОЙ VII СТУПЕНЬЮ.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР - МИНОР С ПОВЫШЕННЫМИ VI, VII СТУПЕНЯМИ В ВОСХОДЯЩЕМ ДВИЖЕНИИ. В НИСХОДЯЩЕМ ДВИЖЕНИИ ЗНАКИ ПОВЫШЕНИЯ ОТМЕНЯЮТСЯ.
ПЕНТАТОНИКА - 5-СТУПЕННЫЙ ЛАД, ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК КОТОРОГО – ОТСУТСТВИЕ ПОЛУТОНОВ И ЗВУКОВ, ОБРАЗУЮЩИХ ТРИТОНЫ (БЕЗ IV И VII СТУПЕНИ В МАЖОРЕ, II И VI СТУПЕНИ В МИНОРЕ).
ДИАТОНИКА – СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ, ОБРАЗУЕМАЯ ОСНОВНЫМИ (НАТУРАЛЬНЫМИ) СТУПЕНЯМИ ЛАДА. К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ ТАКЖЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА, ПЕНТАТОНИКА И ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ. ДИАТОНИКА ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ХРОМАТИЗМУ.
ХРОМАТИЗМ - ИЗМЕНЕНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ ИЛИ ПОНИЖЕНИЕ) СТУПЕНИ ЛАДА НА ПОЛУТОН. ВНУТРИТОНАЛЬНЫЙ ХРОМАТИЗМ БЫВАЕТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ И ПРОХОДЯЩИЙ.
ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ТОНАЛЬНОСТИ, ОДИНАКОВЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО РАЗЛИЧНЫЕ ПО НАЗВАНИЮ И НАПИСАНИЮ.
РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ТОНАЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО ОБЩИХ ЗВУКОВ И АККОРДОВ. В МАЖОРЕ ЭТО: ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, СУБДОМИНАНТОВАЯ И ЕЁ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, ДОМИНАНТОВАЯ И ЕЁ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, МИНОРНАЯ СУБДОМИНАНТА. В МИНОРЕ ЭТО: ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, СУБДОМИНАНТОВАЯ И ЕЁ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, ДОМИНАНТОВАЯ И ЕЁ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, МАЖОРНАЯ ДОМИНАНТА.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА – МАЖОРНАЯ ИЛИ МИНОРНАЯ ГАММА, ОБРАЗУЮЩАЯСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПОЛНЕНИЯ б.2 ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПОЛУТОНАМИ (В ВОСХОДЯЩЕМ ДВИЖЕНИИ - ПОВЫШЕНИЕ, В НИСХОДЯЩЕМ ДВИЖЕНИИ - ПОНИЖЕНИЕ). ПРАВОПИСАНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ГАММЫ: ВОСХОДЯЩАЯ МАЖОРНАЯ ГАММА - ХРОМАТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ III И VI СТУПЕНИ; НИСХОДЯЩАЯ МАЖОРНАЯ ГАММА, ВОСХОДЯЩАЯ И НИСХОДЯЩАЯ МИНОРНАЯ ГАММА – ХРОМАТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ.
АЛЬТЕРАЦИЯ - ИЗМЕНЕНИЕ СТУПЕНЕЙ (ПОВЫШЕНИЕ ИЛИ ПОНИЖЕНИЕ) С ЦЕЛЬЮ ТЯГОТЕНИЯ К УСТОЙЧИВЫМ СТУПЕНЯМ.
ОТКЛОНЕНИЕ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ СМЕНА ТОНАЛЬНОСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ В ОСНОВНУЮ.
МОДУЛЯЦИЯ - СМЕНА ТОНАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЗАКРЕПЛЕНИЕМ В НЕЙ.
СЕКВЕНЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ НЕБОЛЬШОГО МОТИВА ОТ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА. СОСТОИТ ИЗ 3-5 ЗВЕНЬЕВ. БЫВАЕТ ВОСХОДЯЩАЯ И НИСХОДЯЩАЯ.
КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ - СИСТЕМА, В КОТОРОЙ ВСЕ ТОНАЛЬНОСТИ ОДНОГО ЛАДА РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ч.5. ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ч.5 СТРОЯТСЯ ВВЕРХ. БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ч.5 СТРОЯТСЯ ВНИЗ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ОТ ЗВУКА «ДО». МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - ОТ ЗВУКА «ЛЯ».
ИНТЕРВАЛ.
ИНТЕРВАЛ - РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ 2-МЯ ЗВУКАМИ, ВЗЯТЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО (МЕЛОДИЧЕСКИ) ИЛИ ОДНОВРЕМЕННО (ГАРМОНИЧЕСКИ). НИЖНИЙ ЗВУК ИНТЕРВАЛА - «ОСНОВАНИЕ», ВЕРХНИЙ - «ВЕРШИНА».
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ - ИНТЕРВАЛЫ В ПРЕДЕЛАХ ОКТАВЫ.
НАЗВАНИЕ
ИНТЕРВАЛА ОБОЗНАЧЕНИЕ
ИНТЕРВАЛА КОЛИЧЕСТВО
ТОНОВ КОЛИЧЕСТВО
СТУПЕНЕЙ ОБРАЩЕНИЕ
ИНТЕРВАЛА
ПРИМА ч.1 0 1 ч.8
СЕКУНДА м.2
б.2 ½
1 2
2 б.7
м.7
ТЕРЦИЯ м.3
б.3 1 ½
2 3
3 б.6
м.6
КВАРТА ч.4 2 ½ 4 ч.5
КВИНТА ч.5 3 ½ 5 ч.4
СЕКСТА м.6
б.6 4
4 ½ 6
6 б.3
м.3
СЕПТИМА м.7
б.7 5
5 ½ 7
7 б.2
м.2
ОКТАВА ч.8 6 8 ч.1
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛА - ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРВАЛА НА ч.8 ВВЕРХ ИЛИ ВЕРШИНЫ ИНТЕРВАЛА НА ч.8 ВНИЗ.
ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ - ИНТЕРВАЛЫ, ОДИНАКОВЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО РАЗЛИЧНЫЕ ПО НАЗВАНИЮ И НАПИСАНИЮ.
ТРИТОН - ДВА ВЗАИМООБРАТИМЫХ ДИССОНИРУЮЩИХ ИНТЕРВАЛА: ув.4 - ум.5. ТРИТОНЫ НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА И ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА ОБРАЗУЮТСЯ IV – VII СТУПЕНЯМИ. ТРИТОНЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МАЖОРА И НАТУРАЛЬНОГО МИНОРА - II - VI СТУПЕНЯМИ. ПРИНЦИП РАЗРЕШЕНИЯ – ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ: В УВЕЛИЧЕННОМ ИНТЕРВАЛЕ ЗВУКИ РАСХОДЯТСЯ ДО ИНТЕРВАЛА «СЕКСТА», В УМЕНЬШЁННОМ СХОДЯТСЯ ДО ИНТЕРВАЛА «ТЕРЦИЯ».
ТРИТОН МАЖОР МИНОР
ув.4 IV (НАТ.), VI (ГАРМ.) VI (НАТ.), IV (ГАРМ.)
ум.5 VII (НАТ.), II (ГАРМ.) II (НАТ.), VII (ГАРМ.)

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ - УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЁННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МАЖОРА И МИНОРА.
ХАРАКТЕРНЫЙ ИНТЕРВАЛ МАЖОР ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР ГАРМОНИЧЕСКИЙ
ув.2 - ч.4 VI VI
ум.7 - ч.5 VII VII
ув.5 - б.6 VI III
ум.4 - м.3 III VII

АККОРД.
АККОРД - СОЗВУЧИЕ ИЗ 3-Х И БОЛЕЕ ЗВУКОВ.
ТРЕЗВУЧИЕ (5/3) - АККОРД ТЕРЦОВОЙ СТРУКТУРЫ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ 3-Х ЗВУКОВ. ЕГО НИЖНИЙ ЗВУК НАЗЫВАЕТСЯ ОСНОВНЫМ ТОНОМ (ОСНОВАНИЕМ), СРЕДНИЙ ЗВУК - ТЕРЦОВЫМ ТОНОМ, ВЕРХНИЙ ЗВУК - КВИНТОВЫМ ТОНОМ. СУЩЕСТВУЕТ 4 ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ: БОЛЬШОЕ (Б5/3), МАЛОЕ (М5/3), УВЕЛИЧЕННОЕ (УВ5/3), УМЕНЬШЁННОЕ (УМ5/3).
ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЯ - ДВА АККОРДА, У КОТОРЫХ НИЖНИМ ЗВУКОМ (БАСОМ) ЯВЛЯЕТСЯ ТЕРЦОВЫЙ ИЛИ КВИНТОВЫЙ ТОН. ПЕРВОЕ ОБРАЩЕНИЕ – СЕКСТАККОРД (6). ВТОРОЕ ОБРАЩЕНИЕ - КВАРТСЕКСТАККОРД (6/4).
УМЕНЬШЁННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ (Ум5/3) - ТРЕЗВУЧИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ 2-Х м.3. КРАЙНИЕ ЗВУКИ Ум5/3 ОБРАЗУЮТ ТРИТОН ум.5. ВСТРЕЧАЕТСЯ В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ НА VII СТУПЕНИ. РАЗРЕШАЕТСЯ В НЕПОЛНОЕ ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ С УДВОЕННЫМ ОСНОВНЫМ ТОНОМ: УМ5/3 - Т5/3 (t5/3).
УВЕЛИЧЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ (Ув53/) - ТРЕЗВУЧИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ 2-Х б.3. КРАЙНИЕ ЗВУКИ ЕГО ОБРАЗУЮТ ХАРАКТЕРНЫЙ ИНТЕРВАЛ ув.5. ВСТРЕЧАЕТСЯ В ГАРМОНИЧЕСКИХ ЛАДАХ: В МАЖОРЕ НА VI, В МИНОРЕ - НА III СТУПЕНИ. РАЗРЕШАЕТСЯ КОСВЕННЫМ ГОЛОСОВЕДЕНИЕМ: Ув5/3 - Т6/4 ИЛИ Ув5/3 - t6.
СЕПТАККОРД (7) - АККОРД ТЕРЦОВОЙ СТРУКТУРЫ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ 4-Х ЗВУКОВ. ЕГО КРАЙНИЕ ЗВУКИ ОБРАЗУЮТ ИНТЕРВАЛ «СЕПТИМУ».
ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД (D7) - МАЛЫЙ МАЖОРНЫЙ СЕПТАККОРД (Б5/3 + м.3 = м.7) НА V СТУПЕНИ НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА ИЛИ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА. РАЗРЕШАЕТСЯ В НЕПОЛНОЕ (БЕЗ КВИНТОВОГО ТОНА) ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ С УТРОЕННЫМ ОСНОВНЫМ ТОНОМ (D7 - T3 ИЛИ D7 - t3).
ОБРАЩЕНИЯ ДОМИНАНТОВОГО СЕПТАККОРДА - ЭТО АККОРДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗВУКОВ ОСНОВНОГО ВИДА СЕПТАККОРДА: НИЖНИМ ЗВУКОМ В ОБРАЩЕНИЯХ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИБО ТЕРЦОВЫЙ (D6/5 – КВИНТСЕКСТАККОРД), КВИНТОВЫЙ (D4/3 - ТЕРЦКВАРТАККОРД) ИЛИ ТОН СЕПТИМЫ (D2 - СЕКУНДАККОРД).
МАЛЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД (МVII7) - СЕПТАККОРД (Ум5/3+б.3), ПОСТРОЕННЫЙ НА VII СТУПЕНИ НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. РАЗРЕШАЕТСЯ В ПОЛНОЕ ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ С УДВОЕННЫМ ТЕРЦОВЫМ ТОНОМ (МVII7 – Т5/3).
УМЕНЬШЁННЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД - СЕПТАККОРД (Ум5/3+м.3), ПОСТРОЕННЫЙ НА VII СТУПЕНИ ГАРМОНИЧЕСКОГО МАЖОРА ИЛИ МИНОРА. РАЗРЕШАЕТСЯ В ПОЛНОЕ ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ С УДВОЕННЫМ ТЕРЦОВЫМ ТОНОМ (УмVII7 – Т5/3 ИЛИ УмVII7 – t5/3 ).
НАЗВАНИЕ
АККОРДА ОБОЗНАЧЕНИЕ
АККОРДА ИНТЕРВАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТУПЕНЕВЫЙ СОСТАВ
МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ Б5/3 б.3+м.3 МИНОРНОЕ
ТРЕЗВУЧИЕ М5/3 м.3+б.3 МАЖОРНЫЙ
СЕКСТАККОРД Б6м.3+ч.4 МИНОРНЫЙ
СЕКСТАККОРД М6б.3+ч.4 МАЖОРНЫЙ
КВАРТСЕКСТАККОРД Б6/4 ч.4+б.3 МИНОРНЫЙ
КВАРТСЕКСТАККОРД М6/4 ч.4+м.3 УВЕЛИЧЕННОЕ
ТРЕЗВУЧИЕ Ув5/3 б.3+б.3 УМЕНЬШЁННОЕ
ТРЕЗВУЧИЕ Ум5/3 м.3+м.3 ДОМИНАНТОВЫЙ
СЕПТАККОРД D7 б.3+м.3+м.3 V-VII-II-IV
ДОМИНАНТОВЫЙ КВИНТСЕКСТАККОРД D6/5 м.3+м.3+б.2 VII-II-IV-V
ДОМИНАНТОВЫЙ
ТЕРЦКВАРТАККОРД D4/3 м.3+б.2+б.3 II-IV-V-VII
ДОМИНАНТОВЫЙ
СЕКУНДАККОРД D2 б.2+б.3+м.3 IV-V-VII-II
МАЛЫЙ ВВОДНЫЙ
СЕПТАККОРД МVII7 м.3+м.3+б.3 VII-II-IV-VI
УМЕНЬШЁННЫЙ
ВВОДНЫЙ
СЕПТАККОРД УмVII7 м.3+м.3+м.3 VII-II-IV-VI
МАЛЫЙ МИНОРНЫЙ
СЕПТАККОРД II7 м.3+б.3+м.3 II-IV-VI-I

Приложенные файлы

  • docx 501390
    Размер файла: 39 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий