Музейная сеть в России в 20 веке. ПроектыВолконская, Аделунг,Вихман


14.Музейная сеть в России в 20 веке
Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории.
К началу XX века произошло осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях, в том числе дворцовых, составляют достояние народа и требуют государственной заботы и охраны. Государство поддерживало создание музеев. Однако в дореволюционной России не существовало специального ведомства, руководящего музеями, не было и специального музейного законодательства.Государственная система управления музейным делом была заложена в 1918 году – при образовании в составе Народного комиссариата просвещения РСФСР Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Формирование музейной сети рассматривалось как одно из важнейших направлений в жизни общегосударственной культурной политики.Формирование государственной сети предполагало ряд преобразований в музейной сфере.Формирование государственной сети осуществлялась в направлении централизации и профилировании музеев, иными словами, уточнялся профиль каждого музея.Под знаком «концентрации музейного имущества» присоединяются к крупным центральным музея в качестве филиалов «малые» музеи того же профиля.Открываются новые мемориальные музеи, историко-революционные, историко-бытовые, складывается особый тип местного музея с комплексом отделов, отражающих природу, историю и экономику всего края, краеведческие и литературные музеи.Произошла музеефикация отдельных культурно-исторических сооружений, представляющих историко-архитектурную и мемориальную значимость. В музеи ансамблевого типа превратились дворцы, особняки, усадьбы и монастыри. Музеями стали Зимний дворец, Петергоф, Гатчина, Ораниенбаум, Шереметьево, Останкино, Троице – Сергиева лавра.В публичные музеи были преобразованы крупные частные коллекции, которые по своей полноте и значимости были равнозначны музейным собраниям. Появились Музеи западной живописи из собрания Щукина и Морозова, Музей иконописи и живописи.На основе предметов из хранилищ Государственного музейного фона были созданы небольшие специализированные музеи: Музеи мебели, Музеи игрушки, Музеи классического Востока. Собрания пополнялись на основе конфискации и секуляризации культурных ценностей, которые расформировывались по музеям.Новым направлением в музейном строительстве стало учреждение музеев, призванных содействовать идеологической направленности государства. В 1919 году в Петрограде был основан первый Музей революции. Например, в одном из докладов начальника Главнауки было сказано, что построение социализма в максимально короткие исторические сроки возможно лишь «при всеобщей мобилизации средств и сил, в том числе музейных, при единой направленности работы всех организаций и учреждений, в том числе и музеев при определенной идеологической установке. Такой идеологической установкой является лишь марксизм - ленинизм». Музеи должны стимулировать участие народа в строительстве социализма. Одновременно в музеях идет мощная антирелигиозная пропаганда. Самый любимый лозунг большевиков - «Религия – это опиум для народа».Происходила ликвидация музейных учреждений, идейная направленность которых не соответствовала требованиям времени. Прекратили свое существование церковно-археологические музеи, существовавшие при духовных академиях, православных братствах. В ходе этой реорганизации прекратил свое существование один из первых публичных музеев России – Румянцевский музей.В конце 1920 года продолжался процесс укрупнения музеев: центральные музеи сливались с филиалами. В состав Третьяковской галереи вошли собрания Музея иконописи и живописи и Музей живописной культуры. Образовалось два главных художественных музея страны: Третьяковская галерея и Музей изящных искусств.На 1 января 1941 года музейная сеть РСФСР включала 626 музеев.В ходе формирования музейной сети были сформулированы главные задачи советского музея:1. Воспитание поколения с определенными идеологическими установками. Ни в трудах В.И. Ленина, ни в других социалистических документах нет указания о развитии музея, о том, каким он должен быть. Но в разработанной им теории строительства социалистической культуры основополагающим является тезис о том, что главное назначение культуры – служить задачам диктатуры пролетариата. Цель искусства ставилась наравне с образованием: повышение общекультурного уровня страны и воспитание нового поколения на основе выдвинутой советской идеологии. От политиков и идеологов можно было услышать, что музей - «это плацдарм для организации коллективного мышления масс». Музеи должны были превратиться в своего рода идеологическое оружие, в политический инструмент, с помощью которого можно формировать мировоззрение людей. «Требовалась коренная ломка всех старых, отживших представлений о художественном музее как «храме искусства» и превращение его в подлинно советское политико – просветительское учреждение». Определяющим видом деятельности является политико-просветительная и пропагандистская работа. Экспозиция каждого музе должна была стимулировать участие народа в строительстве социализма, быть партийной, доступной и понятной самым широким слоям населения. Главной опасностью признавался «вещевизм» - безыдейный показ музейных предметов.Основное внимание следовало уделять показу всех видов классовой борьбы. Отрицалось экспонирование отдельных уникальных произведений, все произведения должны входить в группы и показывать развитие истории. Главная задача художественной экспозиции - освещение классовой борьбы, под которой понималась борьба художественных стилей и направлений. Процесс и сущность классовой борьбы следовало показывать наглядно, то есть раскрывать не с помощью надписей, а расстановкой экспозиции.Классовую борьбу демонстрировали с помощью противопоставления «искусства господствующих классов», искусство «угнетавшихся социальных групп» - лубок, шитье, прикладное искусство.Популяризация культуры. Ставилась задача «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусств, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». На одной из конференции по музеологии Луначарский - комиссар просвещения - выдвинул следующие тезисы: «Музеи существуют не для ученых и не для художников, то есть не только для художников и ученых, но и для народа», поэтому важнейшая задача музеев – обеспечить доступность своих собраний для народных масс.Сохранение национальной культуры. Музеи рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях. Музеи – это не только место для просвещения, это и место для работы. При музеях были созданы лаборатории, аудитории и мастерские.Подводя итоги развития музейной сети начиная с 1920-х по 1980-е годы, следует отметить её расширение за счет следующих факторов:открытие музеев в регионах со слаборазвитой музейной сетью, а также возникновение музеев в новых экономических, промышленных и культурных центрах;появление общественных музеев, получивших государственную поддержку и ставших базой для расширения государственной музейной сети;превращение памятников истории и культуры в объекты истории и культуры, в объекты музейного показа (музеефикации).
Проект Вихмана:
Бурхард-Генрих Вихман(1786-1822). Лифляндский дворянин, занимался сначала медициной в Иене и Гейдельберге, но затем перешел к изучению социальных наук. За границей он занимался собиранием книг и рукописей, относящихся к истории России. По возвращению на родину в 1807 году он еще полгода слушал лекции в Дерптском универ., после чего был приглашен учителе истории и статистики в Пажеский корпус; затем он был воспитателе детей принца Александра Вюртембергского, секретарем и бибилиотекаре графа Румянцева и директор народных училищ Курляндии.
В 1820 году в Риге была опубликована его статься «Russland Nationalmuseum», которая не осталась без внимания и вскоре была напечатала в переводе в журнале «Сын Отечества». Предложение Вихмана создать музей. Он должен был состоять из двух отделений : «предуготовительного», имеющего «главное попечение собирать и хранить все, что относится к отечественным познаниям О России, в котором «каждый гражданин для своего просвещения, находящегося в тесной связи с познанием его отечества, имел бы право отыскивать нужные материалы и «свелдения» и «сведения» и «действующего».
В проеуте подробно освещается состав «предуготовительного» отделения. Вихман считал необходимым демонстрировать в музее собрание древних и новых карт, портреты гос-ных деятелей, образцы мануфактурных и ремесленных изделий. В отличие от программы Аделунга, круг памятников, достойных занять место в музее, был значительно расширен.
Музей должен был стать не только центром собирания и изучения подлинных исторических памятников, но и крупнейшим архивохранилищем. В «предуготовительном отделение» предполагалось собрать все рукописи, хроники, грамоты и др документы, вкл копии важнейших письменных источников по истории России, хранящихся как в русских, так и в иностранных архивах.
Проект Аделунга:
Ф. П. Аделунг. 181 г., предложение об учреждение Рус. Нац. М. Сохранение, изучение памятников отечественной истории и способствовать просвещению. Сделана попытка сгруппировать их по профильным группам. «Памятники»: оружие, предметы археологии и нумизматики. Пополнение коллекций за счет дарований м. случайно найденных предметов. Необходимо сообщать сведения о том, где и что продается.
З. А. Волконская:
Проект эстетич. М. при Императорском Москов. Универ. М. должен в миниатюре представить все сокровища искусства и древности. Полное собрание гипсовых слепков, мраморных копий, копий с отличных картин разных школ классич. Живописи. Модели со всех главнейших памятников архитектуры. Распределение по историч. Порядку. История Ваяния от начала до наших времен. Если Москов. У. не иметь возможности выделить отдельно здание, то здание для м. м.б. построено на щедрость вельмож. Пожертвования со стороны жителей Москвы. 1831 г., 11-ый номер журнала «Телескоп». Автор: Волконская и профессор Мос. У. С. П. Шевырев. Предполагалась библиотека при м. Руководства к изучению истории и древностей.

Приложенные файлы

  • docx 5945355
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий