Этические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.


Этические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.
Дилемма (в логике) это суждение, которому предписываются 2 противоречащих друг другу признака, исключающих третий.
Другими словами дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей (равноценных), одинаково затруднителен.
Этические дилеммы, которые возникают в социальной работе, отличаются от тех дилемм, которые существуют в не профессиональной деятельности.
Этические дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей социальной работы. (Например: могут не совпадать личные и профессиональные ценности самого социального работника).
Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, политических условий той страны, в которой осуществляется социальная работа.
К примеру, социальные работники США выделяют следующие наиболее часто встречающиеся дилеммы:
различие религиозных взглядов соц.работника и предъявителя соц.услуг;
встречается несоответствие этнокультурных традиций, участников социального действия;
несовпадение мнений социального работника и других участников процесса о законодательной системе.
В соц.практике встречаются следующие этические дилеммы.
Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению:
к клиентам,
коллегам, с
обственной профессии
и обществу в целом.
Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.
Законы, постановления и благополучие клиента.
Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.
Личные и профессиональные ценности.
В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.
Патернализм и самоопределение.
Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение. Очень часто патернализм - это защита клиента от него самого. Для того, чтобы применять данный подход нужны веские основания. В целом для социальной работы наибольшую ценность имеет самоопределение как ценность, а патернализм признается крайней мерой.
Необходимость говорить правду и интересы клиента.
Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.
Конфиденциальность и частный характер сообщений.
Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией - работодателем.
Содержание и смысл этического принципа конфиденциальности шире юридического понимания данной нормы. С точки зрения закона передача сведений о клиенте, связанная с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (работникам правоохранительных органов, органам опеки и попечительства, законным представителям клиента) вполне допустима и не является разглашением тайны. В то же время этика берет под контроль передачу таких сведений любому лицу, даже если оно пользуется законным правом на их получение. Необходимо также иметь в виду, что реализации данной этической нормы усложняется тем, что в нашей стране отсутствует закон о конфиденциальности, принятый во многих других странах.
Можно выделить несколько уровней соблюдения тайны:
уровень внутренних убеждений специалиста, которым чаще всего и руководствуются практики при условии понимания его значимости и принятия;
уровень профессиональной этики, когда определены формальные правила, обязательные для всех представителей профессии;
уровень общественных установок, который выходит за рамки профессии и представляет собой "неписанный закон", разделяемую мо ральную ценность;
уровень узаконенных норм, когда соблюдение тайны установлено в законодательном порядке.
Современный уровень развития социальной работы требует неустанных усилий профессионального сообщества по утверждению нормы конфиденциальности и других этических принципов на всех выделенных уровнях. В практической социальной работе можно выделить ряд ситуаций, представляющих угрозу конфиденциальности и требующих этической бдительности социальных работников:
1. Прекращение контакта с клиентом
2. Разговоры во внеслужебной обстановке о делах клиентов.
3. Неудовлетворительная организация работы социальных служб (ненадлежащее хранение документов, вывешивание списков, наличие очередей, разговоры о клиентах по телефону, обращения по месту работы или учебы и другие аспекты).
4. Посещения и обслуживание клиентов на дому.
5. Записи в рабочей документации.
6. Ответы на запросы "третьих сторон" и/или "третьих лиц", как имеющих, так и не имеющих права на конфиденциальную информацию.
7. Общение с родственниками и/или законными представителями клиентов.
8. Преподавание социальной работы и научные исследования.
9. Проведение групповых форм работы с клиентами.
10. Общение с представителями средств массовой информации.
Принцип равенства и не равное распределение ресурсов.
В практике есть два стандарта распределения ограниченных ресурсов:
безусловный стандарт (это, когда мы отдаем средства по праву на него)
и сравнительный стандарт (сравниваем потребности клиентов и отдаем средства более нуждающимся).
Коллегиальность и "доносительство".
В случаи, если кто-то из соц.работников нарушает закон или правила организации (службы) остальные работники попадают в сложную ситуацию и в этом случаи сталкиваются между собой дружеские чувства и профессиональная ответственность.
Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.
(http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj-raboty-eticheskie-dilemmy-i-protivorechiya-v-socialnoj-rabote-i.html)
Личные и профессиональные ценности
Релиигиозная семья. Сын должен ходить на службы и в воскресную школу, а не заниматься ерундой. Мальчик хочет играть в рок группе. Частые конфликты в семье. Мальчик пропускает занятия, т.к. занимается музыкой во время учебный занятий.
Конфедициальность
Клиент в прошлом состоял в системе торговли людьми, был водителем. Это отлижило отпечаток и сейчас это вскрылось. Социальный работник после тяжелых будней, на вечеринке рассказал своим друзьям об этой истории.
Коллегиальность
Социальный работник и клиент завязали любовные отношения и их заметил другой сотрудник соц учреждения.
То же что и 1, но тут социальный работник – пожилая православная женщина.

Приложенные файлы

  • docx 7272642
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий