Билет 20 Ученые и мыслители Казахстана IX-XII в..


Билет 20 Ученые и мыслители Казахстана IX-XII вв. Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Яссави. Значение их наследия в мировой культуре. Аль-Фараби (870-950гг) родился в 870г в г.Отраре. Аль-Фараби - философ, ученый-энциклопедист, при жизни получивший прозвище "2-ой учитель" (после Аристотеля). Родился в г. Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар). Первоначальное образование он получил в родном Отраре, дальше продолжил обучение в Бухаре, Шаше, Самарканде, Багдаде. Умер в г. Дамаске. Аль-Фараби смог сблизить в своем творчестве достижения арабской, греч, персидской, индийской и тюркской культур, что можно заметить в крупном труде "Китаб аль-музык аль-кибир" (Большой книге музыки). Он стремился систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в трактате "Слово о классификации науки". Аль-Фараби мечтал нести знания в народ. Автор свыше 50 научных трудов «энциклопедия наук», «О происхождении наук», в основном труды по философии. Мыслитель считал интеллект одним из необходимых атрибутов деятельности человека. Разум покажет бессмысленность раздоров (войн) между народами и они "должны прийти к соглашению" ради достижения "наивысшего блага", т.е. счастья и мира на земле. Ради достижения реального счастья А-Ф призывал людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска и обучения. Философ в "Книге о классификации и определении наук" выдвинул свою окончат-ную классиф-ию средневековой науки, весьма своеобразную: "с помощью этой книги чел-к сможет сопоставить науки между собой и узнать, какая из них достойнее, полезнее, достовернее и сильнее, а какая - слабее, менее значительная". Именно на его работах формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Омара Хайяма, Леонардо да Винчи, Ибн Сины и др мыслителей. Подразделял науки на теоретические, практические. Юсуф Баласугун (1017-1075) родился в г.Баласугуне в 1017г. В культурно-языковом отн-ии ЮБ - общий предок тюркоязычных народов. Образование получил в Отраре, Кашгаре и Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками. Свою знаменитую философско-дидактич поэму "Благодатное знание" (кутадгу билиг) ЮБ посвятил одному из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание министра двора. Поэма ЮБ "Благодатное знание" явл энциклопедич произв-нием на тюркском яз. То, что при написании работы автор руководствовался политич мотивами, видно не вооруженным глазом. Он стремился научить династию караханидов управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, такими как Мавераннахр, Вост Туркестан. Но, данное произв-ние - не т-ко политич трактат, оно вкл в себя сумму знаний по разл обл науки, культуры средневековой эпохи. В нем рассм-ся проблемы смысла жизни, предназначение чел-ка, его место и роли в мире. Общий объем – 85 глав. Сохранились 3 рукописи поэмы – венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом. Махмуд Кашгари (1029-1101) считается одним из выдающихся среднеазиатских филологов 11в. Родился в г. Барысхан на берегу оз. Иссык – Куль, потом переселился в Кашгар. МК - представитель высших кругов караханидской знати. МК получил образование в г.Кашгари, продолжив его в Бухаре и Нишапуре. В процессе обуч проявил интерес к языкам, фольклору, географии, менталитету тюркских народов. Накопленный опыт и наблюдения он обобщил в своем труде "Словарь тюркских наречий"(диуани-лугат-ат-тюрк) (1072-1074, на арабском языке). Этот труд автора явл энциклопедией тюркских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в нек-рых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюркских племенах 11в. Словарь содержит этнонимы, термины родства, разл должностных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, астономич, военные, религ и др термины. Запечатлены этич нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятия тюркских народов того времени. Есть важные сведения о историко-культурных связях между разл племенами, упоминание о нек-рых историч событиях, имевших место на терр KZ и Ср Азии. Большой интерес для исследователей представляет сохранившаяся в сочинении самая старая тюркская карта мира. Книга содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречий. По МК чел-к должен стремиться "к добродетели, приобретая ее, не быть гордым". Все зло МК видит в мещанстве. "Диван лугат ат-турк" МК явл единств памятником тюркской диалектологии раннего средневековья. Ходжа Ахмет Яссауи (1093-1166) - мыслитель популярный среди местных кочевников, поэт-мистик и религ проповедник (суфийского направления мусульманской религии). Родился и жил в г.Туркестане. Становление АЯ как личности происходило в г.Яссы (Туркестан), куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, персидском, тюркском яз. "Диуани хикмет" (Книга мудрости) написана на старотюркском яз с кыпчакским диалектом. Яз произв-ния очень простой и был понятным для всех слоев населения. Тюрко-язычные люди без труда смогут прочитать "Хикметы" АЯ. Данное произв-ние явл духовным достоянием всех тюркских народов. Он был 1-ым талантливым тюркским поэтом написавшим свои произв-ния на огузско-кыпчакском диалекте. В "Диуани хикмете" излагаются основные правила и догмы ислама. Большое внимание автор уделяет толкованию 4-х позиций: шариата, тарихата, хакихата и магрифата. Шариат - законы, традиции и обряды исламской религии. Тарихат - идея суфизма. Хакихат - приближение, объединение с богом. Магрифат - познание религии. По мнению АЯ, без шариата, тарихата, магрифата невозможен хакихат, т.е. приближение к Аллаху. Само определение чел-ка невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи, вплоть до готовности пожертвовать жизнью. АЯ призывает к аскетизму, отречению от внеш мира и терпению, поск-ку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему, тюркский яз был введен в лит-рный обиход. Благодаря АЯ, суфизм, как философская система, стала играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до АЯ тюркские народы молились Тенгри, то после него - стали верить в Аллаха. С пом суфизма тюркские народы познали вост философию, философию мировой религии. Построенный в 14 в в честь Ахмеда Йасауи по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.

Приложенные файлы

  • docx 5964292
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий