Различные системы лингвистических постулатов


Различные системы лингвистических постулатов
     Основные принципы существования языка, как системы, сформулированные в современной лингвистике на основании работ Ф. де Соссюра (см. «Курс общей лингвистики»). Эти постулаты нужно рассматривать и как методологические принципы, лежащие в основании науки о языке, и, как показало последующее развитие науки, как принципы любого исследования, опирающегося на понятие системы или структуры. Как правило, формулируются четыре постулата:
1) постулат о тождестве и различии;
2) постулат о синтагматике и парадигматике;
3) постулат о синхронии и диахронии;
4) постулат о произвольности знака.
        1. Первый из названных постулатов в формулировке Соссюра звучит так: в языке нет ничего, кроме тождеств и различий. Это означает, прежде всего, что всякий языковый знак, определяется только через совокупность сходств и различий с др. знаками. Иными словами, единственный способ описания языкового знака — выделение его дифференциальных признаков. Знак, конституированный системой таких признаков, опознается как один и тот же во всех своих вхождениях в разные языковые выражения. Этот принцип легко прослеживается в любой формальной системе. Напр., в математической теории, построенной в рамках формальной аксиоматики, всякий термин определяется через систему отношений с др. терминами теории. Таким образом, постулат о тождестве и различии задает важнейший исследовательский принцип, согласно которому знание об объекте возникает благодаря полноте описания реляционных свойств этого объекта, т.е. при определении совокупности сходств и различий с др. объектами в рамках целостной структуры.        2. Следующий постулат утверждает существование в языке двух типов отношений: синтагматических и парадигматических (у Соссюра — ассоциативных). Синтагматические отношения — это отношения между единицами языка в потоке речи. Эти отношения определяют, в частности, сочетаемость единиц языка в рамках языкового выражения. Парадигматические отношения — это отношения между единицами языка, могущими занять место друг друга в одной позиции в языковом выражении. Примерами парадигматических отношений являются, в частности: система падежных окончаний существительного, отношения синонимии, омонимии или антонимии между языковыми выражениями. Синтагматические отношения непосредственно наблюдаются в речи, тогда как парадигматические обнаруживаются при более глубоком исследовании системы языка.         3. Различение синхронии и диахронии обнаруживает различение двух подходов к исследованию языка. Один подход состоит в рассмотрении языка как системы совместно (одновременно) существующих элементов. Др. — в изучении отдельных языковых сущностей в их историческом изменении. Сам Соссюр настаивал на том, что наука о языке должна придерживаться синхронического подхода, утверждая, что «язык есть система чистых значимостей, ничем не определяемая, кроме как наличным состоянием входящих в ее состав элементов». (Соссюр Ф. де. Курс теоретической лингвистики. М., 1933. С. 87.) Поясняя идею синхронического исследования, Соссюр приводил пример шахматной партии. Для понимания текущей позиции требуется лишь анализ взаимного расположения фигур в данный момент. Знание того, как развивалась партия, т.е. как данная позиция сложилась диахронически, не имеет никакого значения. Позиция Соссюра сводится в данном случае к тому, что невозможно объяснить явление, описывая его происхождение. Объяснение должно состоять в обнаружении места данного явления в системе.        4. Произвольность языкового знака означает произвольность связи между означающим и означаемым. Не существует никакой закономерной или сущностной связи между произносимой, согласно правилам языка, последовательностью звуков и обозначаемым этой последовательностью понятием. Сам знак не содержит в себе ничего, что могло бы указывать на обозначаемую реальность. Обособленный элемент языка ничего не значит. Его значение определяется совокупностью его реляционных свойств, т.е. его местом в системе. Принцип произвольности имеет место при любом системном исследовании. Он состоит в том, что обособленный объект не обладает никакими значимыми свойствами. Смысл имеет лишь совокупность связей в рамках целого. Поэтому данный объект может быть заменен любым др., способным выполнять те же функции в системе, и в этом смысле произволен.              
Структура науки о языке
Частное языкознание – изучает отдельные языки или группы родственных языков.
Русистика – научное изучение русского языка, его структуру, истории и связей с другими языками;
Славистика – объект знаний – группы славянских языков, их структуры, истории, взаимоотношения;
Германистика – изучает группы германских языков; Индоевропеистика – изучает индоевропейские языки;
Семитология – изучает семитские языки. В зависимости от метода исследования выделяют: 1. Синхроническое (описательное) языкознание – рассматривает языки в какой-то определенный период его развития; 2. Диахроническое (историческое) языкознание – прослеживает изменения, которые произошли в языках в ходе их развития. Классификация, основанная на методе сравнения: 1. Сравнительно-историческая лингвистика(компаративистика) – изучает генетическую общность в их развитии. Конечная цель: восстановление языка-основы(праязыка), из которого развились современные языки, установление законов, по которым шло развитие языков; 2.Ареальная лингвистика – рассматривает вторичное родство языков, языковые союзы, общность языковых явлений независимо от степени их генетической общности. Итог: формирование союзов; Цель: определение в исследуемых языках общих элементов, которые сформировались в результате этих языков, воздействие на эти языки третьего языка; 3. Сопоставительная (сравнительная) типология – изучает сходства и различия между языками независимо от степени их близости.
Общее языкознание – обобщает данные, полученные частным языкознанием, при изучении конкретных языков, и, опираясь на них, делает выводы относительно языка вообще, его сущности, происхождения.
Вопросы для проверки полученных знаний
1) Кто сформулировал основные принципы существования языка, как системы?
2) Сколько существует лингвистических постулатов и как они называются?
3) Что такое частное языкознание?
4) Что такое общее языкознание?
Источники: Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
http://litrus.net/book/read/165684?p=2

Приложенные файлы

  • docx 538092
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий