Доклад 2


8.Э. Гуссерль: Жизненный мир и математизация природы Галилеем (ее истоки, предпосылки и результаты) //Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск : Сагуна, 1994. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. § 10. Математизация природы Галилеем. С. 66-94.
У Галилея математизированная природа - ϶ᴛᴏ идеализация, осуществленная с помощью современной ему математики, и, если употребить язык современной математики, она есть математическое многообразие.
Прежде всего попытаемся "понять" живое развитие "чистой геометрии"
Как Гуссерль трактует смысл науки, обращаясь к истокам геометрии? Он показывает, что возникшая в ответ на потребности практики землемерия геодезия, вырабатывая стандарты, меры и механизмы измерения, постепенно трансформировалась в совершенный мир геометрии: «…эмпирическая геодезия стала идеализированной геометрией геодезия подготовила универсальную геометрию и ее “мир” чистых предельных форм»
Галилей – основатель физики. В «Кризисе европейских наук…» при выяснении смысла науки акцент сделан на идее жизненного мира. Смысл новоевропейской (= классической) науки, считает Гуссерль, можно обнаружить, погружая ее в «жизненный мир» – подлинную среду существования науки. Каким образом гуссерлевская идея жизненного мира связана с наукой? Жизненный мир – это окружающий мир, он «вненаучен» и «преднаучен». В нем расположены вещи и тела земного и астрономического миров. Все входящее в жизненный мир обладает способностью меняться. Происходящие в каждый данный момент изменения совершаются не произвольно, а в определенной зависимости друг от друга. Галилей как достойный потомок математиков и геометров хорошо уяснил себе принцип античной теоретической жизненной установки: возможность соотнесения мира вещей с миром математических абстракций. При этом сам он делает следующий шаг в заданном направлении. Если математика идеализирует пространственно-временные формы реальной действительности с целью достичь их объективного представления, то нельзя ли найти подобный способ объективации других свойств и отношений окружающего мира?
Положительным ответом на него становится тот факт, что помимо математики наукой, несущей объективные знания, применимые на практике, оказывается физика. Галилей обнаруживает, что многообразные свойства реального мира, делающие его таким живым и привлекательным (цвета, запахи, звуки, вес и др.), являются реальным воплощением некоего идеализированного мира форм.
Сегодня физика раскрывает зависимость цвета от колебания электромагнитных волн, звуков – от колебания звуковых волн, тепловых эффектов – от неупорядоченного движения частиц, массы – от силы притяжения Земли и т. д. Каждое конкретное качество, свойство или отношение обусловлены причинами и поэтому могут быть рассчитаны и измерены с достаточно высокой степенью точности
Жизненный мир включает в себя и людей с их повседневной практикой существования в этом мире. Жизненный мир, поскольку он создается каждым пребывающим в нем, субъективен, приблизителен, относителен, но он же порождает и средство, способное нейтрализовать столь серьезные недостатки человеческого существования в нем. Этим средством как раз и является наука
Объективность, однозначность и точность, свойственные идеальным сущностям, позволяют преодолевать субъективность и релятивизм жизненного опыта индивидов, достигать единства в понимании разными субъектами, а значит – безотносительности и абсолютности истины. Тем самым в Новое время жизненный мир во всей свой красочной полноте и конкретике превращается в объективную данность. Математический способ мышления, конструирующий с помощью идеализаций объективное знание, теперь оказывается внедренным в физику. Как считает Гуссерль, галилеевская наука – это математическая физика, которая превратила донаучный жизненный мир в объективную природу. Значит, объективная природа есть не что иное, как реализация математики
В нем мыслитель пишет: «…в высшей степени важно подчеркнуть, что уже Галилей осуществил замещение единственно реального и данного в опыте мира – мира нашей повседневной жизни – миром идеальных сущностей, который обосновывается математически»
Галилей –с него начинается процесс утраты наукой своих смысловых оснований. Что имеет в виду Гуссерль, когда говорит о том, что в этот же период происходит «выхолащивание смысла математического естествознания»? Что он понимает под «технизацией» науки? Гуссерль показывает, что постепенно в науке исследования целиком и полностью начинают сводиться к выяснению математических зависимостей и поиску математических формул. Метод математизации становится самодовлеющим, он оттесняет на задний план объект своего исследования – жизненный мир. «Технизация» захватывает мышление «естественников» и математиков, и оно опустошается: в языке формул и символов смысл попросту исчезает. Все это усугубляется еще и внутренними процессами математики – она активно формализуется и символизируется. Представители науки уверены, что те результаты, которые они получают, и есть объективные истины, что мир таков, каким они его создают. В этом Гуссерль видит роковую ошибку величайшего мыслителя, за которым последовали физики нового и новейшего времени. Жизненный мир, стимулировавший выработку объективного способа мышления, оказался выброшенным из науки, стал для нее «забытым смысловым фундаментом»
Более того, производится подмена жизненного мира миром, сконструированным наукой. Мы думаем, что живем в объективной природе, но ведь это – всего лишь конструкция науки Нового времени, впитавшей в себя традицию античной науки
По мнению Гуссерля, надо видеть в науке особый способ мышления, оценивать ее как высокоэффективный метод исследования жизненного мира. Только философское рассмотрение науки способно вывести ее за собственные пределы и поставить вопрос о смысле научной деятельности

Приложенные файлы

  • docx 4401730
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий