Античный материализм


Античный материализм: Фалес, Гераклит, ДемокритМатериалистическое направление в философии закладывалось такими учеными как Фалес, Анаксимандр, Гераклит,Эмпедокл, Демокрит и иные выдающиеся философы. Древнегреческие материалисты, разрабатывая свои учения, опирались на научные знания восточных народов. Важными центрами зарождения материалистического направления являлись Милет и Эфес. Фалес был родом из Милета. Он стремился объяснить окружающую действительность исходя того, что в основе бытия лежит материальное первоначало: для Фалеса это была вода, для Анаксимандра - «апейрон», как неопределенная и беспредельная материя, для Анаксимена таким первоначалом являлся воздух. Теория Фалеса о воде, как первооснове бытия основывалось на более древних представлениях греков и египтян. Движение природы для него заключается в постоянном круговороте форм от тяжелого и легкого, все выходит из воды и в нее же возвращается. Космические циклы, по Фалесу, вода - земля - воздух - огонь - эфир.
Дальнейшее развитие материалистическая философия получила в трудах Гераклита Эфесского (540-480 до н. э.). Первоначалом для Гераклита является огонь. Качественное разнообразие окружающего мира он объясняет изменениями, происходящими благодяра взаимодействию стихий - воды, земли, воздуха и огня. Одна материя «живет смертью» другой: «огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля-смертью воды». Отсюда же берет начало знаменитое высказывание Гераклита «в одну реку нельзя войти дважды», поскольку каждый момент своего существования она обновляется. Согласно учению Гераклита, миром правит «судьба» (необходимость), поэтому все происходящее имеет свою причину. Для понимания этой причинности необходимо познать закон - Логос, который является вечным. Что касается процесса познания, Гераклит считал, что «глаза» - наиболее точные свидетели происходящего в действительности, чем «уши», но истинную мудрость может дать только мышление. Философ разделяет «многознание» и подлинную мудрость. Многознание, по его мнению, не способствует настоящему познанию принципов устройства и развития мира. Единственной настоящей мудростью является познание логоса, существующего объективно. Согласно Логосу мир является цельным и гармоничным, но индивидуальное сознание человека ставит частную деятельность выше всеобщего и отдает предпочтение разным частям целого, а не всему целому в равной мере. Внутри этой цельности все вещи изменяются, переходят друг в друга, но остаются равными, благодаря Логосу, который обеспечивает гармонию и стабильность бытия.
Самым известным представителем материалистического направления был Демокрит из Абдер, принадлежал к направлению материалистов - атомистов. Он рассматривал в своем разностороннем учении вопросы о сущности бытия, окружающей действительности, вопросы познания и логики, политики и общественных явлений. В основе учения атомистов лежал тезис о существовании бесчисленного множества неделимых телесных частиц, двигавшихся в пустоте. Согласно их гипотезе, каждая вещь, будучи суммой весьма большого числа частиц - чрезвычайно малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто - уже не может рассматриваться одновременно и как бесконечно большая, и как вовсе не имеющая величины. На этом базисе Демокрит (ок. 460 г- начало IV в. до н. э.) построил свое материалистическое учение, грандиозного по широте охвата философских и научных вопросов. Он стремился объяснить чувственно наблюдаемую картину качественного многообразия действительности. Для этого Демокрит допускает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению и именно эти первоначальные различия и лежат в основе качественного многообразия окружающей действительности. Следовательно, чувственно наблюдаемые различия в окружающей действительности не могут быть беспричинны. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Свою атомистическую теорию Демокрит распространил также и на учение о жизни и душе. Происхождение организмов он объясняет из различных физических условий, целесообразность при этом отвергается. Жизнь и смерть организмов - соединение и разложение атомов, основой жизненных отправлений являются атомы особой формы - круглые, гладкие и весьма малые. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и является их временным соединением. Таким образом, бессмертие души Демокрит отвергает, что противоречило религиозным представлениям, поскольку при допущении того, что душа смертна - существование загробного мира бессмысленно. К тому же, греческие боги лишались сверхъестественных свойств и превращались в образы, безмерно превосходящие человека величиной, силой, красотой и долголетием, но не сверхъестественные и не вечные.Материалистическому учению Демокрита о бытии соответствует и материалистическое учение о познании. В основу процесса познания Демокрит положил ощущения. Благодаря им (в частности, зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) человек обретает «темное» знание. В ощущениях Гераклит видит образы материальных вещей, порождаемые действием вещей на чувства, а также перенесенные из самих вещей их копии, проникающие в тело человека через органы внешних чувств. Эти копии тоже материальны, они отделяются от самих вещей, несутся во все стороны в пустоте и, достигая наших органов, проникают в них через поры. Если поры соответствуют величине и форме проникающих через них образов вещей, то эти образы в ощущении соответствуют самим вещам, они, в итоге, и составляют основу знания. Однако познание не может быть сведено целиком к ощущению, поскольку они являются необходимым, но недостаточным источником познания. Существуют предметы и свойства предметов, которые ввиду своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства вещей постигаются только умом, и это познание также может быть достоверным. Например, мы не видим, не слышим и не осязаем непосредственно ни пустоты, ни атомов, из которых состоят все тела, однако мы убеждаемся в их достоверном существовании посредством ума. Более тонкое усмотрение ума не только открывает с помощью аналогии невидимое и невоспринимаемое, но дополняет и исправляет первоначальные недостаточно точные и верные суждения о вещах, полученные на основе ощущений. Таким образом, Гераклит создает двухступенчатую теорию познания - ощущения и разум. Учение Демокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. На примере Демокрита особенно ярко обнаруживается глубокая связь материалистической философии с наукой о природе, ее значение для этой науки. Материалистическая философия Демокрита поставила вопросы, решение которых стало одной из важнейших задач в последующем развитии естествознания и философии. Не удивительно поэтому, что даже в XIX-XX вв. учение Демокрита подвергается атакам со стороны последователей идеалистического направления.

Приложенные файлы

  • docx 474337
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий