Деятели литературы и искусства на защите Отечества


Деятели литературы и искусства на защите Отечества.
В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры — писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио — весь свой талант отдавали победе над врагом. Был смягчен административно-идеологический контроль в области литературы и искусства. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Почти половина из них пала в боях за свободу Отчизны, многие были ранены.
Основная задача литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио.
Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И. Эренбурга стала еще одним видом оружия, разящим врага. Вместе с тем создавались повести, романы, пьесы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом. «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «У стен Ленинграда» В. Вишневского, «Ленинградская поэма» О. Берггольц,  «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Урал в обороне» М. Шагинян, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Зоя» М. Алигер — эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение.
Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», романа М.Шолохова «Они сражались за Родину». В годы войны вышли первые главы романа А. Фадеева «Молодая гвардия», поэма А. Твардовского «Василий Теркин».
Важное место в литературе военных лет занимали произведения о героическом боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных захватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной Армии, наших граждан, трудящихся в тылу. Литературные произведения поднимали моральный дух советских граждан, укрепляли у них уверенность в победе, развивали чувства национальной гордости и патриотизма.
Кино — наиболее массовый вид искусства тех лет — сыграло огромную роль в духовной жизни сражающегося народа. Документальные фильмы, кинорепортажи, кинохроника боевых и трудовых буден, созданные, в том числе, и непосредственно на фронте или в партизанских отрядах, поднимали стойкость и самоотверженность советских воинов, патриотизм трудящихся тыла.
Во время войны было выпущено более 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска, около сотни документальных фильмов, сюжетами которых стали основные вехи борьбы Красной Армии с захватчиками, наиболее крупные сражения и героические будни трудящихся тыла. Отечественные операторы и режиссеры фиксировали важнейшие события, происходившие на фронте, снимали такие документальные ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин» и др.
Мастера художественного кино также внесли значительный вклад в дело победы над врагом. Такие фильмы, созданные ими в период войны, как «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Два бойца», «Зоя», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Жди меня» и другие памятны всем ветеранам фронта и тыла и не потеряли своего патриотического значения и после победы над фашизмом. Ряд художественных фильмов был посвящен героическому прошлому России и Советского государства — «Кутузов», «Суворов», «Иван Грозный» и многие другие.
Звезды «Мосфильма» рыли окопы и тушили зажигательные бомбы, как и другие советские граждане. Когда началась война, Любовь Орлова и Григорий Александров были в Риге. Они сразу же поспешили добраться до Минска, который уже подвергался бомбардировкам с воздуха, а затем выехали в Москву. Орлова сразу стала копать траншеи неподалеку от студии «Мосфильм», а Александров лежал без сознания, пострадав от взрыва авиабомбы во время ночного дежурства в отряде противовоздушной обороны.
Лидия Смирнова в это время была занята на съемках фильма по пьесе Симонова «Парень из нашего города», уже отснятого наполовину. Она также ходила на ночные дежурства, и ей приходилось хватать «зажигалки» руками в асбестовых перчатках. А когда она была свободна от дежурств и съемок, то вместе с другими актрисами собирала шерстяные перчатки и носки для солдат. Когда мужчины с «Мосфильма» уходили в 21-ю Киевскую ополченскую дивизию, актрисы, провожая их, устраивали концерты в военкоматах.
Еще одна восходящая звезда Мария Ладынина снималась в музыкальной комедии «Свинарка и пастух», которую ставил ее муж Иван Пырьев. В мае 1941 г. начались съёмки на Кавказе. На обратном пути в Москву к ним в купе зашел проводник и сказал, что началась война. Они стали обсуждать вопрос, правильно ли теперь снимать и выпускать на экраны комедию, когда люди сражаются и умирают на фронте? Они решили прекратить съемки, а некоторые были намерены уйти на фронт добровольцами.
Но руководство решило съемки фильма продолжать. Много волнений испытывали люди в те дни. Родителей Ладыниной после взятия Вязьмы захватили немцы. Когда приходили плохие новости с фронта, актрисы часто ходили с красными заплаканными глазами, и Пырьев ругался: «Не плакать, черт вас возьми! Невозможно же снимать комедию, если актрисы все плачут». Фильм «Свинарка и пастух» впервые вышел на экраны 7 ноября 1941 г., в день парада на Красной площади, он имел огромный успех у солдат на фронте и с тех пор остается одним из самых популярных советских фильмов…
Не остались в стороне от событий и работники театрального искусства. Созданные ими в творческом содружестве с драматургами новые спектакли («Накануне» А. Афиногенова, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонов, «Фронт» А. Корнейчука, и другие) показывали героизм советского народа в войне, его стойкость и патриотизм. За годы войны на фронте и в тылу состоялось огромное число театрально-художественных выступлений концертных бригад и отдельных исполнителей.
Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. На фронте было дано 440 тыс. спектаклей и концертов силами 42 тыс. творческих работников.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны призывно зазвучала по всей стране скорбная песня-гимн «Священная война», созданная композитором А. Александровым и поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Большой популярностью в народе пользовались песни А. Новикова, И. Дунаевского, В. Мурадели, Б. Мокроусова, К. Листова, М. Фрадкина, М. Блантера и других наших композиторов. Они поднимали дух народа, воспевали мужество и стойкость тружеников тыла.
Как свое духовное оружие весь советский народ, все прогрессивное человечество восприняли героическую Седьмую симфонию Д. Шостаковича, созданную в конце 1941 года в осажденном Ленинграде. Крупные симфонические произведения во время войны были созданы композиторами А. Хачатуряном, Н. Мясковским, С. Прокофьевым.
Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».Надо отметить, что руководство страны переориентировало деятельность историков, философов, юристов на пропаганду патриотизма, которая стала мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем.
Большую роль в укреплении патриотизма сыграла Русская Православная Церковь. В 1942 г. крупнейшие русские  иерархи были привлечены к участию в работе Комиссии по расследованию фашистских преступлений. 8 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, вскоре после которой была восстановлена патриархия. Поместный Собор избрал митрополита Сергия патриархом всея Руси.

Приложенные файлы

  • docx 4319461
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий