средневековье 7.09.15


Medium aevum - средний век. Медиевистика – наука о средневековье. Медиевист. Медиевальный. Медивация – осредниковление, переход к среднивековым формам, процессам и т.д. Объект нашего разговора – Европа. Европа – слово семитского происхождения. Европа в античности отождествлялась с понятием «Запад», Азия – «Восток».
Особенности средневековой европейской цивилизации:
Складывается на основе синтеза двух разных систем: античность и варварский мир;
Важную роль в становление европейской средневековой цивилизации сыграло христианство – цивилизационный стержень, каркас. Европейская цивилизация – христианская. Христианство оказалось крайне прочным, оно пережило не один кризис, до сегодняшнего дня остаётся образующим элементом. Именно в средние века христианство пробивает себе дорогу, становится государственым.
Формировалась в результате взаимодействия многих этнических групп, она в этом смысле полиэтнична.
Существуют открытые и закрытые цивилизации. Закрытая – Япония. Европейская цивилизация открытая. Она вбирает в себя разные культуры, она подвержена внешнему сильному влиянию. Кроме того европейская цивилизация выплеснулась за свои пределы.
Homo medievalis – средневековый человек. Общая черта – корпоративизм. Корпоративность общения и поведения. Человек воспринимает себя только лишь как часть какого-то объединения. Под конец средневековья начинает эта система ломаться. От этого и происходит современный европейский индивидуализм.
Периодизация истории Средних веков:
V – середина XI вв. – Раннее Средневековье
Середина XI – XIII вв. – Классическое Средневековье
XIV – XV вв. – Позднее Средневековье
XVI – XVII вв. – Раннее Новое время
Раннее средневековье – полоса крупнейшей миграции «великое переселение народов». В результате мощного миграционного потока рухнула западная Римская империя, образуются новые государства, из которых вырастут современные европейские государства. Выстраивается новая система общественных оттношений, которая не завязана на рабском труде. Формируется феодальная система. Синьориальняе отношения (синьор и зависимый от него). Новая социальная структура общества складывается. Основа структурирования этого общества – земля. Земля – это власть, больше земли – больше власти. Это время торжества христианской церкви. Христианизация дальних уголков Европы, становление церкви, утверждения её, как государственной. Происходит социальный откат, вульгаризация, упрощение, культурная деградация. К 1000 году происходит то, что мы называем «средневековая культура. Новый подъём.
Классическое средневековье – многие процессы завершены. Состояние политической раздробленности. Это проявление того, что носителей власти было много. Власть распылена. Постепенно нарастает тенденция к централизации, собирания земли вокруг одной фигуры. В экономической жизни это время – это колоссальные перемены, которые связаны с тем, что Европа из деревенской становится городской. Появляется новый элемент – город и городская экономика, которая во многом является антитезой сельской жизни. Города подрывают натуральное хозяйство, ускоряют экономическую жизнь, дают новую социальную силу – горожан и их собственность никак не связанную с землёй. Город – новая судьба мира. Происходит складывание сословий. Это время небывалой мощи церкви. Рассвет папства и власти пап в Европе. Начинается процесс миграционный – крестовые походы. Рассвет культуры – рождение университетов, развитие светского образования, время, когда утверждается и расцветает готика.
Период позднего средневековья – происходят важные перемены, брезжат лучи перемен. Централизация получает результаты. Государства превращаются в монархии. Время, когда явно государство одерживает верх над церковью. Окрепшая королевская власть теперь в силе противостоять церкви. Спад папской власти, кризис церкви. Старые формы экономики переживают кризис. Расширился рынок, старые отношения не работали. Теперь появляются новые капиталистические элементы – наёмный труд, торговля, мануфактуры. Время великих изобретений и открытий (книгопечатание – ускорился обмен информации, порох, часы и т.д.). Социальная структура общества меняется. Прежние сословия переживают кризис – рыцарство, духовенство. Начинается возрождение в культуре.
Раннее новое время – термин появился в Российской науке в XIX веке. Это переходная пара со всеми катаклизмами любого переходного периода. Сохраняется феодальное государство. Утверждается абсолютизм, особенность которого политика качельки. Политики вынуждены лавировать между двумя силами: старой знатью и нарождающейся буржуазией. Корень будущих конфликтов. Социальный ландшафт Европы усложняется. Старые сословия неоправданно продолжают занимать привилегированное положение. Сильная дифференциация. Время утверждения капиталистических форм. Но цеха сохраняются ещё долго. Рынок перестаёт быть Европейским, он становится мировым. Колониализм, великие географические открытия. Церковь переживает болезни. Начинается реформация церкви. Монополия католической церкви подорвана. Появляется протестантизм. Вопрос веры актуализируется для Европы в данное время. В культурном развитии – это время, когда возрождение даёт свои плоды, идеология возрождения терпит кризис. Постепенные научные революции, новая идеология.
Европа накануне великого переселения народов
Литература: Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.; Корсунский А.Р., Гюнтер P.S. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. Малютка, 1984; Томпсон Э. А. Римляне и варвары. Падение Западной империи. Спб., 2003.
Рим накануне великого переселения народов. III век – кризис Рима. Во многом ослабил империю. Старая система управления перестала работать. Основная пора завоеваний завершена, Рим достигает апогея, завоевательные войны уже не ведутся. Рим простирается на огромных территориях, основная проблема – как всё это удержать. Есть политический кризис – не работает старая политическая модель в условиях новой империи. Появляется нестабильность. Трон становится лёгкой добычей солдатских императоров. Армия теперь определяет, кто управляет страной. III век – это бесконечные смены на престоле. Способ преодаления этого кризиса становится тетрархия, которую вводит Диоклетиан. Переход от принципата к доминату. Империя делится на части для улучшения управления. III век – это время ослабления армии. В армию всё больше набирают людей внешних, тех же варваров. Масса случаев, когда эти варвары делают карьеру на военной службе. Проблема ещё одна – кризис прежней модели гражданского устройства. Величие Рима строилось на том, что ты являешься гражданином Рима – обладаешь всей полнотой власти. Жители других городов хотели равных прав с римлянами. Эдикт Каракалы – 212 год. Обесценивание понятия «гражданин», налоги со всех. Усложняется социальная структура общества. На смену простой модели: свободный – не свободный, приходит иерархизация общества. Превращение Рима из республики в монархии, люди из граждан в подданых.

Приложенные файлы

  • docx 800836
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий