Шукшин Заревой дождь


Анализ рассказа В. М. Шукшина «Заревой дождь»Российская проза шестидесятых годов богата произведениями, выражавшими новый взгляд на окружающий мир. На смену казенной пропагандистской литературе пришли книги, в которых переосмысливаются многие исторические события, совсем недавно трактовавшиеся вполне однозначно. Разумеется, о прямом антибольшевизме речь не шла, за него система карала строго. Наибольшее распространение среди литераторов получило завуалированное отвержение коллективизации, нанесшей непоправимый ущерб укладу русской деревни. Одно из таких произведений написал Василий Шукшин («Заревой дождь»). Анализ рассказа позволяет судить о личной позиции автора по отношению к коллективизации, братоубийственным процессам, происходившим в нашей стране в конце 20-х и начале 30-х годов минувшего столетия. Чтобы выразить собственное кредо, Шукшин использует в рассказе "Заревой дождь" сюжетно-образную схему горьковской "Песни о Соколе", которая активно привлекалась массовой пропагандой для воспитания новой нравственности. У Горького противостоят друг другу житель вольного неба смелый Сокол и обитатель сырых и теплых земляных нор осторожный Уж. У Шукшина с "земляным", земным началом связан Кирька, бывший кулак, через много лет встречающийся с сельским активистом периода коллективизации Ефимом Бедаревым. Как и горьковский Уж, Кирька явно готов пережить Сокола-Бедарева и хочет узнать у умирающего тайну его борьбы и веры. Но в отличие от Горького причиной смерти Ефима являются не "враги", а его "внутренняя болезнь", собственная "кровь". Объект полемики в рассказе – не столько сам Горький, сколько то значение, которое придавалось революционно-романтическим идеям борьбы и насилия в пропаганде 1920– 1950-х гг. Позиция Шукшина – поиск начал, восстанавливающих жизнь даже после самых безжалостных ломок и крутых поворотов.В самом начале рассказа «Заревой дождь» Шукшин интригует читателя внезапным появлением загадочного действующего лица. В раскрытом по случаю весны окне возникает большая голова в мерлушковой шапке. Реакция Ефима последовала довольно активная, он попытался встать, глаза его округлились от удивления. Гость же постарался успокоить больного, махнул рукой и объяснил свой визит желанием «попроведать». Ядром рассказа являются немногословные диалоги двух главных персонажей. Происходят они в пространстве, разделенном оконным проемом. Эта стена символизирует психологический барьер между двумя героями. Бывшие враги беседуют относительно мирно, чему способствуют два весомых обстоятельства: один из спорщиков тяжело болеет, а второй просто не имеет агрессивных намерений. Разница в поведении двух давно знакомых людей демонстрирует разную степень их уверенности. Шукшин писал рассказ, будучи зрелым человеком, и умел оценивать поведение окружающих по невербальным признакам. Глаза Кирилла не ясно куда глядели, может, на Ефима, а может, сквозь него. Это выражает нерешительность человека, который много лет прокручивал в голове предстоящую сцену, формулировал фразы, предсказывал возможные исходы диалога. И вышла в итоге краткая, меткая сентенция, которая всё-таки не возымела желаемого эффекта. В разговоре столкнулись два мировоззрения, и конфликт едва ли разрешим. Дела у старого большевика обстоят очень скверно, болезнь его умертвляет. Нельзя утверждать, что это бывшего кулака расстраивает, но и злорадства он не проявляет. Напротив, ему хочется успеть сказать что-то важное напоследок, и он как будто боится опоздать. Даже обидное словцо «приполз» Кирилл игнорирует. Ему не до обид, он хочет понять непонятного для него человека. Однако внятного ответа раскулаченный крестьянин так и не добивается. Он сталкивается с непримиримостью. Если Кирилл делает попытку понять мотивацию Ефима, то старый большевик отвечает идеологическими штампами, не желая даже задуматься о своих действиях, их последствиях и сути. Совесть его, по собственному признанию, не мучает. «Чтоб дураков было меньше. Вот чего я добивался» - единственное объяснение, которое удалось получить бывшему кулаку. Этих «дураков» Бедарев не конкретизирует, но из разговора очевидно, что таковыми он считает всех противников коллективизации. Однако Кирилла Шукшин в противовес не идеализирует. Это обычный крестьянин, главной мечтой которого было богатство. Другой вопрос, что грезил он не о собственных банках и дворцах. Ему вполне довольно было бы своего дома, некоторого поголовья скота, нескольких десятин земли и свободы ее обрабатывать. Кирилл не может понять, ради чего Ефим повалил церковь, разрушил жизнь его и других сельских «мироедов», заработавших достаток тяжким трудом. При этом даже убить своего врага он не смог, хотя имел такую возможность. Злых чувств Кирилл к умирающему былому врагу уже не испытывал. Данный рассказ, построенный схематично и не загруженный излишней детализацией, в финальной части становится очень подробным. Что автор хотел этим сказать читателю? Возможно, так он подчеркнул, что сбылось пророчество Кирилла по поводу тяжелой смерти как проявления высшей справедливости по отношению к обидчикам. В Бога оба героя не верят, но бывший кулак знает, что просто так в мире ничего не происходит, следовательно, и абсолютным атеистом назвать его нельзя В произведении есть нечто, чем очень интригует вдумчивого читателя Василий Шукшин, рассказы которого почти никогда не содержат ничего необъясненного. В момент смерти Ефима, когда обмякшее тело его укладывают на кровать, случаются сразу три мистическим образом совпавших события. Внезапно появляется голос Кирилла, спрашивающий, плохо ли Ефиму, причём не без участия. Затем через окно влетает клочок бумаги, и непонятно, вброшен ли он в пространство палаты намеренно или занесен порывом ветра. Затем сразу начинается заревой дождь. Заря и дождь - символы очищения, обновления. Дождь может охладить гнев, пробудить совесть, отрезвить. Читателю остаётся только догадываться, был ли голос Кирилла всего лишь плодом больного воображения Ефима на смертном одре или раскулаченный крестьянин до самого конца оставался у окна, дабы подтвердились его рассуждения о мученической смерти давнего врага. Что о такой интересной детали, как записка, можно полагать, что это было послание, которое хотел Кирилл хотел отдать Ефиму, но так и не решился, или решился, но слишком поздно.

Приложенные файлы

  • docx 4741162
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий