Ударение словесное и логическое


Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Фонетика –раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е способы образования (артикуляции) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.
Для точной передачи звучащей речи графическими средствами в науке используется фонетическая транскрипция: весна [в’иснá], переход [п’ир’ихóт].
Артикуляция –работа произносительных органов при образовании звуков речи.
Фонетические единицы языка – это звуки речи, фонемы, слоги, ударение.
Звуки речи –минимальные единицы речевого потока, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Фонема –единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального компонента. Например, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы [а], [о], [у].
Фонема как абстрактная единица противопоставляется звуку как конкретной единице.
Слог -минимальная единица речевого потока, создаваемая единым дыхательным толчком. Слово может состоять из одного, двух или нескольких слогов. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его - открытым.
Для обозначения звуков на письме используются буквы.Буква – это графический знак, она пишется и читается. звуки произносятся и слышатся.
Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фонетическая фраза –это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова, называется словесным ударением (акцент).
Русское словесное ударение, зависящее от силы выдоха, является силовым, динамическим: кнúга, тетрáдь.

Характеристика ударения в русском языке:
· Нефиксированное (разноместное)
· Подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доскá/дóски).
Отсюда возникают варианты ударения:
ü нормативное (используется в литературном языке);
ü II. ненормативное(встречается в профессиональной речи: компáс (норма – кóмпас); в просторечии свеклá (норма – свёкла);устаревшее музы΄ка (норма – мýзыка)

Логическое ударение -смысловое подчёркивание наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении: Он дежурит? Он дежурит?

Роль ударения в стихотворной речи
Ритмичность стихотворной речи создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое (слого-ударное), где учитывается также расположение ударений в стихе. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы (сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными).
В стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей- с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий- с ударением на среднем слоге и анапест- на последнем, третьем слоге стопы.

Интонация -единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произнесения. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла.
В высказываниях интонация выполняет следующие функции:
· Различает коммуникативные типы высказывания (побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание и.т.д.)
· Различает части высказывания соответственно их смысловой важности
· Оформляет высказывание в единое целое
· Выражает конкретные эмоции
· Вскрывает подтекст высказывания
· Характеризует говорящего и ситуацию общения

Интонационное богатство русской речи
Интона́ция -(от лат. - громко произносить) – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику; смысловая мелодия, заключающаяся в самом строе речи.
Составными элементами интонации являются:
· мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе, например, произнесение повествовательного и вопросительного предложений
· ритм речи, представляющий собой чередование ударных и безударных слогов
· интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения (речь в комнате будет заметно отличаться от речи, произносимой на площади)
· темп речи, то есть скорость или медленность протекания речи
· тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи различные эмоциональные оттенки
· фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.
В русской речи насчитывается 16 интонаций:

1. Вопросительная 2. Восклицательная 3. Интонация удивления 4. Звательная 5. Утвердительная 6. Убедительная (поучительная) 7. Положительная 8. Просительная 9. Пригласительная 10. Увещевательная 11. Повелительная 12. Сопоставительная 13. Интонация перерыва или связи 14. Перечислительная 15. Повествовательная 16. Индифферентная
Хотя в разных ситуациях мы говорим по-разному (бытовая скороговорка - это одно, а чтение доклада - другое), интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.
Наряду с процессом индивидуализации интонации существует и обратный ему – социализация интонации. Существует своеобразная мода на ту или иную интонацию в зависимости от эпохи. Например, ушла советская эпоха, а вместе с ней - державные интонации. Речь журналистов (дикторы исчезли) приблизилась к разговорной, стала более демократичной. Но все хорошо в меру. Так распространенная сейчас разухабистость интонации считается проявлением неуважения к слушателю. Хотя некоторые слои населения считают шиком специально плохо говорить по-русски. В последние десятилетия отечественные ученые всерьез обеспокоены влиянием низменных слоев западной речевой субкультуры на многовековые традиции русской интонации.
Особую роль интонация играет в стихе, раскрывая и мелодическое, и смысловое богатство поэтического текста и отличаясь от интонации прозы. Если в стихе интонация задается определенным стиховым рядом, то в прозе – сочетанием речевых тактов и фразовым ударением. Как стих, так и проза всегда обладают стилистически окрашенными интонациями, которые отчетливо выделяются при чтении не только "вслух", но и "про себя".
Роль ударения в стихотворной речи
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три рода рифмы:

мужскую, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (я́ — моЯ, моЯ — свиньЯ, рАЗ — квАС — бАС — нАС, соль — фаСОЛЬ)
женскую, где оно на предпоследнем; В них совпадает больше звуков: вИНА — картИНА; плАНЫ — рАНЫ; стрАННО — тумАННО; стАЯ — большАЯ, крАЯ — игрАЯ
трёхсложную, дактилическую (нем. schwebende Reime), в которой ударение — на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ — прОсИтсЯ, трОстОчкА — кОстОчкА, тЯнЕтсЯ — пьЯнИцА) .

Также существует гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных.

Обыкновенно стихи с разными родами рифмы чередуются, в интересах разнообразия; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова) , сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева) , сплошь дактилические.

Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.

Также существуют следующие поэтические приёмы и термины для них:

Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3е слова двух строчек)
Сквозная рифма — рифма, проходящая через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)
Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Фонетический разбор слова
1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в в слове гласных и согласных звуков? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твёрдый/мягкий, звонкий/глухой, определите буквы, которыми он обозначен.
4. Расскажите о каждом из гласных звуков: ударный/безударный, определите буквы, которыми он обозначен.
5. Укажите все варианты переноса слова.

Образец фонетического разбора слова
Своё–сво-ё′– 2 слога, второй слог ударный; вариантов переноса нет.
с [ с ] – согласный звук, глухой, твердый;
в [ в ] – согласный, звонкий, твёрдый;
о [ а ] – гласный, безударный;
ё [ ứ ]– согласный, звонкий, мягкий;
[ ó̉ ] – гласный, ударный.
__________________
4 буквы, 5 звуков

Приложенные файлы

  • docx 5634593
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий